19 И не отступим мы от Тебя; верни нам жизнь, и мы призовем имя Твое! 20 Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! 1 412 В конец, о точилах, псалом Асафа, 80. 2 413 Радостно пойте Богу, Подателю помощи, восклицайте Богу Иаковлеву! 3 414 Воспойте псалом и возьмите тимпан, сладкозвучную псалтирь и гусли! 4 415 Вострубите в новолуние трубою, в торжественный день праздника вашего! 5 416 Ибо таково повеление Израилю, приговор Бога Иаковлева! 6 417 Откровение даровал Он Иосифу, когда тот покидал землю Египетскую; там слышал он язык, ранее ему неведомый. 7 418 Снял Он бремя с хребта его, когда руки его насыпали землю в корзину. 8 419 «В скорби призвал ты Меня, и избавил Я тебя; услышал тебя в таинственной буре; испытал тебя у источников во время раздоров. 9 420 Внимай, народ Мой, Я свидетельствую тебе, Израиль, слушай Меня: 10 Да не будет у тебя бога нового, да не поклонишься богу чужому! 11 Ибо Я, Господь Бог твой, Я вывел тебя из земли Египетской! Отверзи уста твои, и вложу в них слово Мое 12 Но не послушал народ Мой гласа Моего, Израиль не внял Мне; 13 И дал Я им волю следовать желаниям сердец их; да пойдут они путями своими! 14 421 Если бы народ Мой слушался Меня, если бы Израиль держался путей Моих, 15 Немедля смирил бы Я врагов его и на оскорбителей его наложил бы руку Мою! 16 Враги Господни обманулись бы, а благоденствие народа Моего длилось бы вечно; 17 422 И Я напитал бы его тучной пшеницей и мед из камня источил бы ему». Слава: Псалом Асафа, 81. 423 1 424 Бог стал в сонме именуемых богами, да над богами сотворит суд. 2 425 Доколе судить будете вы неправедно и брать под защиту грешников? 3 Сотворите правый суд сироте и убогому, смиренному и нищему явите правду! 4 Спасите нищего и убогого, от руки грешника избавьте их! 5 Не познали, не уразумели они истины, во тьме ходят! Да содрогнутся основания земли! 6 426 Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего! 7 427 Но вы, как и все люди, умираете, и как любой из князей, можете пасть. 8 Восстань, Боже, сотвори суд над землей, ибо Ты станешь Владыкой всех народов! 1 428 Песнь, псалом Асафа, 82.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 5–6. Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин... поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю… Что не личная какая-нибудь вражда или месть побуждает умирающего царя Израильского к такому суровому завещанию относительно Иоава, – это видно из самых слов Давида. Преступность Иоава он прямо указывает в кровожадном убиении двух прекрасных вождей войска Израильского: Амессая 420 и Авенира, о котором некогда плакал Давид со всем своим народом 421 . Теперь, умирая, он с горестью припоминает это Соломону, жалуясь, что Иоав пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровию бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих. Хотя Давид мог бы и сам подвергнуть Иоава участи, им заслуженной, но он не делал этого из благоразумного опасения, чтобы казнью Иоава не возбудить народного мятежа, ибо при Давиде Иоав имел сильную партию в народе 422 . С воцарением Соломона, обстоятельства переменились, особенно, после того случая, когда Иоав оказался возмутителем против царственных прав законного наследника Давидова и явился во главе скопища Адониева. По его же наущению, как думает блаж. Феодорит и другие толковники, отстраненный от престола Адония решился домогаться руки Ависагиной, чтобы этим путем снова добиться власти царской. Посему то, говоря словами блаженного Феодорита , умиравший Давид имел полное основание предполагать, что Иоав «или, прикрываясь личиною благожелательства, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение во Израиле» 423 . После всего сказанного, весьма естественным оказывается, если перед смертью своей царственный отец указывает врагов сыну своему и судьбу их предоставляет его благоразумию. Ст. 8–9. …Вот еще у тебя Семей,., он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим 424 я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». Ты же не оставь его безнаказанным,.. чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю… Представляется замечательным, что, готовясь к смерти, когда всего естественнее человек располагается к милосердию, Давид, однако же, завещает казнь Семею. Это, тем более замечательно, что Давид от природы имел кроткое и любящее сердце и, умея сознавать свои собственные ошибки и слабости, отличался необыкновенным великодушием к врагам. Но эти то самые соображения и заставляют предполагать, что Давид не без особых серьезных побуждений сделал завещание о казни Семея. Без всякого сомнения, Семей оказался хитрым и лицемерным врагом не только по отношению к личности Давида, но, вообще, против царской власти, трона и фамилии Давидовой, – что и не укрылось от прозорливого царя. Так что в суровом, по-видимому, завещании Давидовом гораздо более удивительными являются благородство и снисхождепие Давида, умевшего терпеть и миловать ожесточенных врагов и зложелателей до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

415. О чем ещё мы просим под именем насущного хлеба? «Поскольку человек состоит из телесного и духовного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода» (см. Святой Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное, 4, 15; Православное исповедание, ч. 2, вопрос 19). 416. Что является насущным хлебом для души? Насущный хлеб для души – это слово Божие , и Тело и Кровь Христова . «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). «Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие» ( Ин. 6:55 ). О пятом прошении 417. Что мы понимаем под долгами нашими? В молитве Господа под наименованием долгов наших следует понимать наши грехи. Грехи называются долгами, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, то есть подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то остаемся должниками перед Его правосудием. 418. Кто такие должники наши? Должники наши – это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, например, проявили не любовь, а вражду. 419. Каким образом мы можем надеяться на прощение долгов наших? На суде Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших через ходатайство Господа Иисуса Христа. «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5–6 ). 420. Из-за чего мы можем лишиться прощения долгов наших? Если мы просим у Бога прощения наших грехов, а сами при этом других не прощаем, то не получим прощения. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). 421. Почему Бог нас не простит, если мы не простим должников наших? Бог не прощает нас, если мы не прощаем других потому, что мы становимся из-за этого злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Между тем Иаков окончательно поселился в земле странствования отца своего. Стада его находились под присмотром сыновей, из которых более всех любил он Иосифа. «Особенная благодать свыше делала иного Иосифа возлюбленным отцу и, за душевные добродетели его, возвышала перед всеми братьями» 417 . Иосиф жил дома, при престарелом отце, и, по поручению последнего, нередко ходил в поле навещать братьев своих. Братья возненавидели Иосифа за любовь к нему отца, и, во время одного из таких посещений, продали его в Египет 418 . Вскоре после этой продажи, брат Иосифа, Иуда, поселился «близ одного Одолломитянина, которому имя: Хира. И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял её и вошёл к ней» 419 , и имел от неё сыновей: Ира, Онана и Силома: «И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей: Фамарь. Ир... был не угоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» 420 . После этого «Фамарь решилась обманом разделить ложе с свёкром (Иудой: третий сын его, Силом, был ещё малолетний) и от него родить детей, – не ради похоти плотской; нет, – но для того, чтобы не остаться без имени» 421 . Что же касается того, что выбор её при этом пал именно на Иуду, то «тогда Фамарь размышляла сама с собою так: как могу внушить Евреям, что не супружества желаю, но вожделенно мне сокровенное в них благословение? Отказавшись от супружества с Силомом, можно мне показать своё воздержание; но вступив (потом) с ним в супружество, не могу сделать известною веру мою. Не лучше ли иметь мне мужем самого Иуду? Тогда приобретённое мною сокровище обогатит мою скудость, а хранимое мною вдовство докажет, что невожделенно для меня супружество» 422 . И она молилась Богу, чтобы Иуда вошёл к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Блаженный Иероним Стридонский далее пишет: «Если же это солнце, ныне блистающее во вселенной, и если луна, занимающая после него второе место, и если звезды, возожженные для сияния ночью, – если все эти силы (а в этих силах мы видим множество Ангелов) во время пришествия Христова обратятся во тьму; то [конечно] поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на Суде [или: Судии]» 419 . Слова «поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на Суде»  – означают, что перед Пришествием Сына Божия устыдятся не только солнце и луна, но и любой святой и праведный окажутся в тревоге при виде величия Судии – Господа Иисуса Христа. И далее мы читаем: Мф.24:30 . «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Что такое « знамение Сына Человеческого на небе », которое будет предварять Его Пришествие – « грядущего на облаках небесных с силою и славою великою »? Блаженный Феофилакт пишет: «Тогда явится в обличение иудеев на небе Крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея Крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому, как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. “Тогда восплачутся все племена” иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному, так как племенами земными можно назвать всех пристрастившихся к земному. Если же Господь идет с Крестом, то, значит, и с великой силой и славой» 420 . Подобно и у Евфимия Зигабена : «Знамением называет Крест, который тогда будет блистать светлее солнца; оно померкнет, а Крест будет видим. Но зачем он явится? Чтобы устрашить, прежде всего, иудеев, а затем и язычников, которые порицали Крест Христов, и чтобы они знали, что это именно Он сходит, как Бог» 421 . Сказано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Возвещая наказания от праведного и всевышнего Судии, пророк каждое бедствие принимает к сердцу и говорит языком грозным, решительным и вместе скорбным и жалостливым. Кто даст главе моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери, народа моего. Кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! Оставил бы я народ мой и отошел бы от них ( Иер 9:1–2 ). Гроза правосудия небесного проходит у пророка Иеремии через братски любящее сердце, и он всегда готов молиться и предстательствовать за виновных; поэтому несколько раз слышит от Господа: ты не молись о людях сих ( Иер 7:16 ; 417 11:14; 418 14:11–12 419 ). Таким глубоким участием и сокрушением о судьбе отечества пророк хотел тронуть сердце народа, неуступчивого перед угрозами и гордого своею прежнею славою. Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездится в тебе злочестивые мысли? ( Иер 4:14 ). Когда же дело касалось исключительно людей знатных, увлекавших народ в идолослужение и разврат, – тогда речь пророка была сурова, грозна и беспощадна. Сделались тучны, жирны, преступили даже всякую меру во зле, говорит он от лица Господня о вельможах и богачах Иерусалимских ( Иер 5:28 ). Не Nacxop(incremenmum lucis) hapek Господь имя тебе, но «Магор Миссавив», говорит Иеремия нечестивому вельможе, ударившему его в храме Божием и заключившему в темницу за возвещение воли Божией ( Иер 20:3 ). Погребением ослиным будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за врата Иерусалима, говорит он о нечестивом Иоакиме, царе Иудейском ( Иер 22:19 ). Но особенно замечательны жалобы Иеремии на свое пророческое служение, так как оно сделалось для пророка неиссякающим источником горестей и бедствий. Горе мне, взывает он, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всей землей! Ни кому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост: а все проклинают меня ( Иер 15:10 )….Ты влек меня Господи, – и я прельщен, Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной… и подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы огонь горящий, как бы палящий огонь в костях моих, и я истомился, удерживая его и – не мог ( Иер 20:7–9 ). Такие и другие многие жалобы показывают, что никакой другой пророк не подвергался таким всеобщим и ожесточенным преследованиям, как Иеремия ( Сирах. 49:9 420 ), и что благодать пророчественная сделала его истинным героем правды, видящим опасности своего дела, но чувствующим святость долга и непоколебимо следующим сему последнему ( Иер 1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 1 6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? 12 … вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. Глава 2  4 И отвечал сатана Господу и сказал: … за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,- благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. Сатана выполняет повеление Бога и всячески досаждает Иову. Кого Иов видит источником своих скорбей? Глава 27  1 И … Иов … сказал: 2 жив Бог … и Вседержитель, огорчивший душу мою… Глава 31 2 Какая же участь мне от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес? Даже такое величайшее в атеистическом понимании зло, как смерть человека, происходит не по желанию сатаны, но по произволению Бога — в разговоре с Иовом один из его друзей произносит такие слова: Глава 32 6 И отвечал Елиуй, сын Варахиилов: … 21 … никакому человеку льстить не стану, 22 потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой. Итак, Библия ясно показывает: сатана может сделать только то, что позволит ему заботящийся прежде всего о вечной и бесценной душе каждого человека Бог. Человеку сатана может причинить зло только с согласия на то самого человека. Эта идея настойчивейшим образом проводится в романе: Воланд сначала проверяет расположение души человека, его готовность совершить нечестный, греховный поступок и, если таковое имеет место, получает власть поиздеваться над ним. Никанор Иванович, председатель жилищного товарищества, соглашается на взятку («Строго преследуется, — тихо-претихо прошептал председатель и оглянулся»), разживается «контрамарочкой на две персоны в первом ряду» (366) и тем самым дает возможность Коровьеву сотворить ему гадость. Конферансье Жорж Бенгальский постоянно привирает, лицемерит и в итоге, кстати по просьбе трудящихся, Бегемот оставляет его без головы (392). Финдиректор варьете Римский пострадал, собираясь «отвираться, валить все на Лиходеева, выгораживать самого себя и так далее» (420).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-prochteniy...

С этой целью, он приводит длинный ряд исторически прославившихся личностей древности и кратко сообщает о делах их. В качестве введения, Сирах начертывает естественную историю, чтобы показать в ней величие Божие. И тот же самый Бог, который исследует глубины морские, исследует и сердце человеческое. «Он проникает бездну и сердце, и видит все изгибы их; ибо Господь знает всякое ведение, и прозирает в знамение века, возвещая прошедшее и будущее, и открывая следы сокровенного. Не минует Его никакое помышление, и не утаится от Него ни одно слово» ( Сир. 42:18–20 ). Сильными и краткими чертами Сирах изобразил чудеса природы, зной солнца, правильное движение луны, красоту неба с сверкающими на нем звездами, облака, летающие подобно птицам, голос грома, приятный шелест ветра и рев бури, иней, рассыпаемый по земле подобно соли, и холод, одевающий воду как бы в латы, море, с вздымающимися в нем островами и плавающими в его глубине чудовищами, и, затем, обобщая все, говорит: «Многое можем мы сказать, И однако же не постигнем Его, И конец слов: Он есть все. Все сотворил Господь, И благочестивым даровал мудрость» 419 . После этого введения, Сирах воспроизводит пред душой своих читателей исторические личности из прошлой истории израильского народа, и долее всего останавливается на тех, добродетели или пороки которых могли служить для потомков или образцом или устрашающим примером: «Есть между ними такие, которые оставили по себе имя Для возвещения хвалы их, – И есть такие, о которых не осталось памяти, Которые исчезли, как будто не существовали, И сделались как бы не бывшими» 420 . Ряд исторических примеров он начинает с Еноха, как «образа покаяния для всех родов»; затем, следуют Ной, оказавшийся совершенным праведником во время потопа; Авраам, «великий отец множества народов, сохранивший закон Всевышнего и бывший в завете с Ним»; Исаак и Иаков, родоначальник двенадцати колен, и наконец, Моисей, «возлюбленный Богом и людьми, сравненный в славе со святыми». Еще дольше, чем на Моисея, Сирах останавливается на Аароне, по святости подобном своему брату, но пользовавшимся еще большим преимуществом вследствие того, что ему вверено было Богом священство среди народа, и ему предоставлено было право носить величественные одежды, нагрудник с Уримом и Туммимом и диадему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Молитва исполняется не ради молитвы, а потому, что Бог благоволит к молящимся. «Потому-то мы и веруем в освящение Тайн по молитве священника, – продолжает Николай Кавасила , – потому что полагаемся на нее, не как на какую-нибудь молитву человеческую, а как на силу Божию, и не потому, что молится человек, а потому, что внимает Бог; не потому также, что умоляют Его, а потому, что Истина обещала даровать по молитве. А что Христос показал, что Он всегда готов даровать сию благодать, о том нечего и говорить» 420 . Несколько слов о Евхаристии как о жертве. На жертвенное значение Евхаристии указал Сам Иисус Христос, когда на Тайной вечере, раздавая ученикам хлеб, назвал его Своим Телом «ломимым» ( 1Кор. 11, 24 ), а чашу – чашей Его Крови, проливаемой «за вас» ( Лк. 22, 20 ), «за многих» ( Мк. 14, 24 ), «во оставление грехов» ( Мф. 26, 28 ). Такое значение Тайной вечери уразумели апостолы на следующий день, когда их Учитель был распят на кресте. Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, именует Учителя Агнцем, Который «был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Откр. 5, 9 ). На жертвенное значение Евхаристии указывал апостол Павел, когда писал: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11, 26 ). О значимости жертвы Христовой апостол писал: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью… Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» ( Евр. 9, 24–26 ). У отцов Церкви IV века понятие евхаристической жертвы конкретизируется, в особенности это касается отцов Сирийской Церкви, учение которых о.Евхаристии можно назвать евхаристическим богословием, потому что оно, т. е. это учение, оказывается непосредственно связанным с учением Церкви о двух природах Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

д.» и безчестит Святых Апостолов и Св. Отцов, наших учителей и законодателей, которые приняли власть от нашего несравненного Царя и Бога Господа Иисуса Христа, Который имеет власть связывать и разрешать на земле и на небе, которые должны судить не только людей, но и ангелов, которые разрушают их власть и честь и ставят их в ничто? Каких мук и какой смерти они не достойны? (По поводу Улож. IV гл., 1, 2, 3). Не научен он от людей, ни людьми, но Самим Богом» ( Ucx. XIX, I XX, 3) (I, 355). «Установление старого закона в Синае, пример Давида, Соломона и Самого Христа показывает, что суд – Божий. В Исходе XIX, 5 говорится:. Итак, если вы будете слушаться глагола Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которыя ты скажешь Израильтянам». Следовал этому завету и Никон и ставил в пример, как прежнее законодательство в судопроизводстве считалось с канонами, как с Божественным законодательством. «Как ты осмеливаешься подделывать суд, и кто уверен, что твой суд праведен и, что ты не писал по собственному произволу, а по воле Божией» (I, 420). «Покажи, где написано в правилах Св. Апостолов и Св. Отец и в гражданских законах греческих царей или в старых кодексах царей, что боярам, окольничим и людям Совета надлежит судить Патриарха, Митрополитов, Архиепископов и Епископов, архимандритов, игуменов и весь духовный чин» (I, 478). Никон считал, что сам Патриарх Уложением может быть подвержен суду светскому, раз по 3 ст. XII главы люди патриарших Приказов и принадлежащие Патриарху чины должны быть судимы в том суде, где они сами начали дело, стало быть и Патриарх, начав против кого либо дело в суде, может быть судим там при встречном иске (I, 484).» По 9 IV Всел. Соб. и 15 и 104 Карфаг. Соб. кто прибегает к светскому суду, тот не Епископ, и, если другия лица священнического чина, оставя церковный суд, обращаются к светскому суду, то даже при выигрыше дела подлежат низвержению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010