Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОРФИРИЙ ГАЗСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Порфирий Газский Порфирий (ок. 346 - 420 ), архиепископ Газский , святитель Память 26 февраля Родился около 346 года в Фессалониках . Родители его были людьми состоятельными, и это позволило святителю Порфирию получить хорошее образование. Имея склонность к иноческой жизни , в двадцать пять лет он оставил родину и отправился в Египет , где подвизался на горе Нитрийской под руководством преподобного Макария Великого . Там он встретился с блаженным Иеронимом , посещавшим в то время египетские монастыри. И вместе с ним отправился в Иерусалим на поклонение святым местам и Животворящему Кресту Господню , после чего поселился в пустыне Иорданской для молитвенного и постнического подвига. Там святой Порфирий впал в тяжкий недуг. Для исцеления он решил идти к святым местам Иерусалима. Однажды, когда он в полном расслаблении и забытьи лежал у подножия Голгофы , Господь посетил Своего раба в спасительном сновидении. Святой Порфирий увидел Иисуса Христа, сошедшего с Креста и обратившегося к нему со словами: " Приими это Древо и храни его " . Проснувшись, он почувствовал себя здоровым. Слова Спасителя вскоре исполнились: Патриарх Иерусалимский посвятил святого Порфирия в пресвитерский сан и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня . В то время святой Порфирий получил свою часть родительского наследства - 4 тысячи золотых монет. Все их он роздал нуждающимся и на украшение храмов Божиих. В 395 году скончался епископ города Газы в Палестине. Местные христиане отправились в Кесарию к митрополиту Иоанну с просьбой поставить им нового епископа, который мог бы противодействовать язычникам, преобладавшим в их городе и притеснявшим христиан. Господь внушил митрополиту призвать иерусалимского пресвитера Порфирия. Со страхом и трепетом принял подвижник святительский сан, со слезами поклонился Животворящему Древу и отправился для исполнения нового послушания.

http://drevo-info.ru/articles/9320.html

4 . И с отпадшим цветком надежды и славы на вершине высокой горы будет то же, что со скороспелой смоквой: увидевший ее, прежде чем взять в руки свои, хочет проглотить ее. 5 . В тот день Господь Саваоф будет венцом надежды, соединенным со славой 413 , оставшемуся народу. 6 . И оставлены будут духом суда на суд, чтобы погибла сила врагов 414 . 7 . Ибо они прельщены вином, обольщены сикерою, священник и пророк обезумели от сикеры, опьянены вином, пошатнулись от питья сикеры, заблудились от привидений 415 . 8 . Проклятие поест этот совет, ибо этот совет ради лихоимства. 9 . Кому возвещаем злое и кому возвещаем весть? Разве они отняты от грудного молока, отлучены от сосцов (матери)? 10 . Печали на печаль ожидай, надежды за надеждой; еще немного, еще немного 416 . 11 . Потому что лепечущими устами на чужом языке будут говорить к этому народу и скажут ему: 12 . Вот покой алчущему, а вот погибель, но они не захотят слушать. 13 . И будет 417 им слово Господа Бога: печаль за печалью, надежда за надеждой, еще немного-немного и пойдут они и падут навзничь, и впадут в беду и сокрушатся, и будут пленены. 14 . Посему выслушайте слово Господне, мужи угнетенные и правители народа 418 , который в Иерусалиме: 15 . Вы сказали: мы заключили завет с адом и со смертию договор. Если несущаяся буря проходит, то не дойдет до нас 419 , ложь мы сделали надеждой нашей и ложью покроемся 420 . 16 . Посему так говорит Господь: вот Я полагаю в основание Сиону камень многоценный, избранный, краеугольный, драгоценный, в основание его, и верующий в него не постыдится 421 . 17 . И сделаю суд надеждой, а милость Моя (будет) мерилами, и тщетно вы уповаете на ложь, потому что не минет вас буря 18 . И не лишит вас завета со смертию 422 , и надежда ваша на ад не устоит. Если найдет несущаяся буря, то вы будете сокрушены ею. 19 . Когда будет проходить мимо, возьмет вас: днем каждое утро будет проходить, а ночью плохая будет надежда 423 . Научитесь слышать, угнетаемые 424 : 20 . «Не можем воевать, не имеем даже сил собраться».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалом 34 Псалом Давида. Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи 406 меч и стань преградою 407 против гонителей моих, скажи души моей: Я – спасение твое. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей, да возвратятся вспять и постыдятся умышляющие мне зло. Да будут, как прах пред лицем ветра, и ангел Господень да изгонит 408 их. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их. Ибо они без вины 409 (моей) скрыли для меня пагубную сеть свою, напрасно поносили душу мою 410 . Да постигнет его 411 сеть, которой он не знает, и западня, которую он скрыл, да уловит его, и он пусть впадет в ту самую сеть 412 . А душа моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Все кости мои скажут: Господи, Господи! Кто подобен Тебе, избавляющему слабого от руки 413 сильнейших его и бедного и убогого – от грабителя его? Восстали на меня неправедные свидетели, спрашивали меня о том, чего я не знал. Воздали мне злом за добро и бесчадием 414 душе моей. Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою, но молитва моя в недро мое возвращалась 415 . Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; подобно плачущему и сетующему, я смирялся. А они против меня с веселием собрались, собрались на меня (наносящие) раны 416 , а я (и) не знал, разделились 417 , но не смягчились: Искушали меня, насмешливо позорили меня, скрежетали на меня зубами своими 418 . Господи! Когда Ты увидишь (это)? Отстрани 419 душу мою от злодейства их, от львов – единородную 420 мою. Прославлю Тебя в многолюдном собрании, среди народа многочисленного 421 восхвалю Тебя. Да не торжествуют надо мною враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня напрасно и перемигивающиеся глазами 422 . Ибо мне говорили они мирное, но во гневе о коварстве 423 помышляли. Расширяли на меня уста свои, говорили: «Хорошо, хорошо видели глаза наши!» Ты видел, Господи, не умолчи, Господи, не отступи от меня! Восстань, Господи, внемли суду моему, Боже мой и Господи мой, в тяжбу мою (вникни).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалом 145 Блажен, кто надеется на Господа, как Царя, Судию и Защитника своего народа. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. По указанию этого надписания, – вероятно, на основании предания Иудейской церкви, – псалом этот был в употреблении у пророков Аггея и Захарии, живших по возвращении Иудеев из плена Вавилонского и проходивших свое служение во время построения второго храма в Иерусалиме, при Зоровавеле и первосвященнике Иисусе, сыне Иоседека (в период около 450–420 г. до Р. Х.). 1–2. Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь. При созерцании благости и милости Господа к людям страждущим разного рода, псалмопевец проникается глубоким чувством благодарности и восторженно возносит Господу свою хвалу. – Хвали, душа моя, Господа! Восклицает восторженный псалмопевец. Буду восхвалять Господа в течение всей моей жизни, буду пет Богу моему все время, доколе существую. 3–4. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Не надейтесь на князей, как на сынов человеческих, – в них нет спасения: ибо, надеясь на князей, на их войска, оружие и боевые колесницы, можно забыть Бога, а только Он есть истинный Помощник и Защитник своего народа. Изыдет дух его, – душа из такого князя выйдет, в тот день, – в день его смерти, – погибнут и все помышления его, – останутся без исполнения его замыслы относительно самозащиты и обороны царства, как-то: укрепления стен, вооружения войск, переговоры с соседями о союзе и т.п. Именно, подобные помышления никогда волновали маловерного царя Иудейского Ахаза: почему его и народ Иудейский подобным образом обличал в маловерии великий пророк Исаия. Так, он говорил, между прочим: «грядет день Господень – день суда Божия – на все гордое и высокомерное... И падет величие человеческое и высокое людское унизится. И один Господь будет высок в тот день... Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека (– царя Ахаза), которого дыхание в ноздрях его, ибо, что он значит?» ( Ис.2:12,17,21,22 , ср. 7). Также обличали других царей другие пророки. Особенно эта беспомощность князя очевидна была во время плена Вавилонского, когда Хранителем и Защитником своего народа был только Бог ( Дан.3:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 56 (1) Так говорит Иегова: «Сохраняйте суд, И делайте правду, Ибо близко спасение Мое, чтобы прийти, И правда Моя – чтобы открыться 414 . (2) Благо человеку, который исполнит это, И сыну человеческому, который утвердится в сем, Сохраняя субботу от осквернения ее 415 , И охраняя руку свою От делания всякого зла. (3) Теперь не скажет сын иноплеменника, Присоединившийся к Иегове, говоря: «Неужели совсем выделил меня Иегова из народа своего»? 416 . Теперь не скажет евнух: «Вот я – дерево засохшее» 417 . (4) Да, так говорит Иегова евнухам: «Если они сохранят субботы Мои, И возлюбят то, что Мне желательно, И будут твердо держаться завета Моего, – (5) То дам им в доме Моем и в стенах Моих Место и имя, Лучшее чем сынам и дочерям, – Имя вечное Я дам каждому, Которое не истребится из памяти». (6) «И сынов иноплеменных, Присоединившихся к Иегове, Чтобы служить Ему, И любить имя Иеговы, Быть Ему рабами, – Всех хранящих субботу от осквернения ее, И твердо держащихся завета Моего... (7) И их приведу к горе святой Моей, И утешу их в доме молитвы Моей; Всесожжения их и жертвы их Будут благоприятны на алтаре Моем; Ибо дом Мой Домом молитвы назовется Для всех народов». (8) Слово Господа Иеговы, Собирающего рассеянных Израиля: " Долго 418 я буду собирать к нему, В собрание его». XLVI (9) Все звери полевые, Идите пожрите всех зверей лесных 419 ! (10) Стражи их слепы все, ничего не ведают, Все они – псы немые 420 , Не могущие лаять, Посматривающие лежа, Любящие спать. (11) И эти псы, жадные душою, Не знают насыщения, И только себя пасущие Не умеют ничему наставить, Все они на путь свой совратились, Каждый за выгодою своею, до конца своего. (12) «Приходите, говорят, я возьму вина, «И упьемся допьяна».... И бываетъ завтра, как сегодня, Да еще гораздо больше. 414 Еврейские толкователи, выходя из того, что грехи отдаляют пришествие Мессии, переводят: «делайте правду, чтобы пришло спасение Мое». 415 Гезениус останавливается на этом месте, находя его противоречащим 1 гл. 13 ст. «Истинный Исаия, говорит он, поставляет субботу в числе внешних особенностей культа, которые сами по себе только прогневляют Бога; между тем в настоящем случае очевидно разумеются одни внешние предписания, заставляющие предполагать, что писатель, современник плена вавилонского (?), вовсе не видел торжественной внешности в праздновании субботы, закрывавшей внутренний смысл ее от народа, во время Исаии». Чтобы видеть слабость этой критики, достаточно прочитать 58 главу, обличающую исключительную внешнюю обрядность сильнее гл. 1-й. А обряды субботы и другие, заповеданные законом, могли быть соблюдаемы и в плену, по крайней мере многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

По разумению св. отцов и учителей Церкви, как-то: св. Афанасия Александрийского , Евсевия Кесарийского , блж. Феодорита и др., – в сем псалме есть немало изречений, в которых ясно предсказывается о рождении Иисуса Христа от семени Давидова, о Царстве Его и спасительном страдании за род человеческий с. 289; 6, с. 419–420]. На этом основании и сей псалом причтен к числу мессианских псалмов, пророчествующих о лице Мессии – Христа, а потому и слово разума в надписании его означает, что на псалом сей нужно смотреть как на поучительную песнь о лице Христа, Сына Божия. Пс.88:2–5 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Начиная псалом сей, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять и возвещать своими устами неизменную милость Божию к Давиду, а чрез него и к потомкам его и царству его, и верность Божию касательно осуществления обетований, данных Богом Давиду и семени, т.е. потомству, его. Ибо я уверен, говорит он, «что навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему» (ст. 3 и 4 в пер. с евр.). Здесь незаметно переводит речь свою на Бога, вводя говорящим Самого Бога. В век милость созиждется, т.е. будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемые Христом. На небесех уготовится истина Твоя, т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову, т.к. им дал обетование о Христе ( Быт.22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему, т.к. когда сказал: «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в Сына» ( 2Цар.7:12–14 ; 1Пар.17:11 ; Пс.131:11 ; Ис.9:7 ; Лк.1:32 ). Ясно, что во всех сих изречениях, равно как и в следующих, сего псалма (ст. 5): до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой, – говорится о Мессии, т.е. Иисусе Христе, ибо только Царство Его есть Царство вечное. Бог с клятвою обещал ему (Давиду), как говорит св. апостол Петр, «от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» ( Деян.2:30 ). Слова: в род и род, по толкованию блж. Феодорита, означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде» христианском с. 421].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Ахав делал неугодное Господу более всех царей израильских, бывших до него. Он женился на Иезавели, дочери царя сидонского, которая избила пророков Божиих в Израильском царстве. Из угождения Иезавели Ахав выстроил капище Ваалу и сделал дубраву Астарте, служил им сам и заставлял народ израильский служить им. Пророк Илия. Трехлетняя засуха по слову его Пророк Илия (из Фесвы Галаадской) был грозным обличителем нечестия царя израильского Ахава и израильского народа. Он сказал Ахаву: «Жив Господь Бог Израилев (клянусь Богом)! В эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 420 . Наступила засуха и голод. Илия удалился к одному небольшому потоку (Хораф). Здесь вороны приносили ему утром и вечером хлеб и мясо, а из потока он пил воду 421 . Через некоторое время поток высох. Господь велел Илии идти в Сарепту Сидонскую к одной вдове. Он пошел туда. У ворот Сарепты он увидел вдову, которая собирала дрова, и сказал ей: «Дай мне немного воды напиться». Когда она пошла, Илия сказал ей: «Возьми, принеси и хлеба кусок для меня». Вдова отвечала: «Бог свидетель, у меня нет ничего печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Вот, я возьму два полена, пойду, приготовлю это себе и сыну, съедим это и умрем». Илия сказал ей: «Не бойся! поди, сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне. Мука в кадке не издержится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю». Вдова сделала по слову Илии. И кормилась она, и он, и дом ее во время голода. Когда Илия жил у вдовы, заболел сын ее и умер. Илия взял его к себе в горницу, помолился над ним Господу, и отрок ожил (3 Дар. 15:29–34, 17). Илия молитвой сводит огонь с неба на жертву и прекращает засуху Засуха продолжалась три года и шесть месяцев ( Лк. 4:25 ). В конце этого времени Господь сказал Илие: «Поди, покажись Ахаву. Я дам дождь на землю». Илия пришел к Ахаву и сказал: «Собери ко мне на гору Кармил израильтян, жрецов Вааловых (450 человек) и жрецов дубравных (400 человек)» 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

I, 3. Начать же должно со следующего: полностью доверяйте божественному и священнейшему определению истинного и благочестивого учения и веры, поскольку оно право догматствует о едином поклоняемом Божестве, единосущии Троицы, единой воле, единой славе и едином поклонении одному триипостасному Божеству, как благочестиво исповедывали мы благое исповедание пред лицом многих свидетелей во святом Таинстве Святого Крещения 420 . I, 4. Поэтому мы, видя ваше стремление к благу и желание [достигнуть] высоты добродетели, не стали медлить и в краткое время составили памятку 421 , беря за основу [своих] мыслей Богодухновенные Писания, а также приводя свидетельства их для полной удостоверенности в несомненности [нашей] веры, дабы никто не подумал, что мы говорим что-нибудь [только] от самих себя, или не заподозрил, что произносим мы «надутое пустословие» ( 2Пет. 2, 18 ). II, 1. Итак, все, посвящающие себя Богу и старающиеся представить тела свои «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» ( Рим. 12, 1 ), пусть прежде всего постоянно имеют пред очами своими цель и сияние благочестия для того, чтобы, предаваясь всякому благому делу и ревностно упражняясь во всякой добродетели, пребывать им в вере по священным обетованиям Евангелий и остальных Писаний. Им следует твердо верить, что через благодать Христову и силу Божию нам возможно достичь полного избавления и очищения от страстей бесчестия, которые деятельно осуществляются в душе и теле. Ибо что невозможно нам, то возможно дарующему обетования Богу ( Мф. 19, 26 ). Ведь греховные страсти возникли в душе и теле позже – через преступление [заповеди] первозданным человеком 422 . II, 2. Чтобы целиком и полностью удостоиться усыновления от Духа для освящения души и тела, следует веровать во всей полноте удостоверенности, согласно сказавшему: «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете» ( 1Фес. 1, 5 ); и еще: «и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди» 418 . Новозаветные свидетельства о таинстве Елеосвящения Об исцелении через Елеосвящение пишет ап. Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Эти слова апостола являются ключевыми для богословия таинства Елеосвящения, и примечательно, что в традиции Церкви они рассматриваются вместе с процитированным выше свидетельством Евангелия от Марка об исцелениях, совершавшихся апостолами через помазание елеем по повелению Самого Господа. Так, блж. Феофилакт пишет: «Что апостолы мазали маслом, говорит один Марк и еще Иаков брат Божий в своем Соборном послании» 419 . И из этих слов, и из их сопоставления с Евангельским свидетельством можно сделать вывод о том, что Елеосвящение, согласно церковной традиции, установлено Самим Господом: назвав себя в начале послания «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак. 1:1 ), апостол, как слуга и провозвестник Его воли, и наставления дает не от себя, но от имени Христова 420 ; предписание совершать елеопомазание дано апостолом с такой уверенностью, что в них можно видеть не просто совет, но заповедь, необходимую для исполнения в Церкви Христовой для всех мест и времен 421 . Наконец, эта заповедь представляется уже известной в Церкви, так как апостол полагает, что пресвитеры обязательно придут к больным и совершат известное им священнодействие 422 . Но главное в словах ап. Иакова даже не это, а то, что болящего в таинстве исцеляет вовсе не елей, а молитва веры, и восставляет больного Господь. В этом новизна и существенное отличие новозаветного елеопомазания от ветхозаветного и античного. Елей здесь употребляется не как простое медицинское средство, но как проводник высшей врачующей силы – Божественной благодати, которая производит желаемое действие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Но есть на свете удивительная река, которая заканчивает свое течение почти на полкилометра ниже уровня моря. Как такое может быть? Неужели эта река течет по подземному тоннелю, идущему под морским дном? Конечно же, нет. Просто течет она по самой глубокой впадине на поверхности земли — Иорданской долине. И впадает в закрытый водоем — Мертвое море, чьи берега являются самым низким участком суши на Земле — 420 метров ниже уровня моря. Эта река — Иордан. С виду — река как река, ничего особенного. Но именно здесь две тысячи лет назад случилось удивительное событие, навсегда поменявшее ход человеческой истории: в мутных водах Иордана принял крещение Иисус Христос. В ту пору по всему Израилю стало известно, что на берег реки Иордан из пустыни вышел пророк Божий. Люди говорили, что он никогда в своей жизни не пил вина, даже не ел хлеба. Питался он лишь корешками трав и медом диких пчел, проводя всю свою жизнь в молитве. И потому Бог послал его научить народ Израиля праведной жизни. Имя пророка было Иоанн. Тысячи людей стекались к нему со всех концов страны, чтобы получить наставление и омыться от своих грехов в водах Иордана. Такое омовение называлось крещением. Поэтому Иоанна в народе называли — Креститель. Тех, кто приходил к нему, надеясь скрыть свои грехи, он встречал грозными словами: — Порождения змеи! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния! Уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь! И спрашивал его народ: — Что же нам делать? Он сказал им в ответ: — У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, пусть накормит голодных. Вдруг толпившиеся у берега люди опасливо раздвинулись, пропуская вооруженных солдат в сверкающих на солнце доспехах. Это были римские воины — легионеры. Зачем они сюда пришли? Быть может, они хотят арестовать Иоанна за то, что он собрал здесь столько народу? Но легионеры спокойно встали на берегу. Их старший подошел к Иоанну, учтиво склонил голову, и спросил:

http://foma.ru/vodnyiy-mir-evangeliya.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010