( Ос.8:2–3 ) Ко мне воззовут: Боже познахом тя, яко Исраиль отвратися благих, врага прогнаша. Делавшие себе нарезы из-за пшеницы и вина, совершавшие праздники нечистым демонам, не вопиявшие к Богу в сердцах своих, ни Подателя им всякого избытка и Защитника не познавшие, ни подобающею Ему благодарностью не почтившие Его – если таковые не познали Его при полноте благоденствия своего, так наверно уж узнают Его, подвергшись заслуженному наказанию и за своё безрассудство пришедши к горькому и страшному концу, воззовут к Нему и будут наконец призывать Его, подвергшись ужасным и невыносимым бедствиям. Но получивши вразумление от действительных своих бедствий, они будут обвинять себя за своё неразумие, говоря так: Израиль отвратися благих. Ибо когда можно было иметь их и притом в изобилии, утвердивши союз с Богом и стараясь весьма усердно исполнять угодное Ему, они врага прогнаша, то есть сами добровольно побежали ко врагам и подчинились возненавидевшим Бога, всегда спасающего и делающего их —209— победителями над их противниками, оскорбивши Его такими изменами. – Итак весьма разумно и поистине полезно не дожидаться наступления действительных бедствий, напротив предотвращать их наступление и прежде них стараться предусматривать полезное. ( Ос.8:4 ) Сами себе царя поставиша, а не мною начальствоваша, и не явиша ми: от сребра своего и от злата своего сотвориша себе кумиры, яко да потребятся. Отрицается от царства Иеровоамова и от царствовавших после него над Израилем в Самарии, хотя Сам ясно сказал: яко от Мене бысть глагол сей ( 3Цар.12:24 ), и самому Соломону, последовавшему заблуждениям иноземных жен и посвятившему капища и жертвенники их божествам, угрожал, говоря: раздеру царство твое из руку твоею, и дам е рабу твоему ( 3Цар.11:11 ). Что скажем? Ужели Бог всяческих говорил ложь? Да не будет! Напротив, постараемся правильно понять это, размышляя так. Написано: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори? ( Ам.3:6 ) Злом называет бедствие, ибо одни события Он совершает по своей воле, другим же попускает быть для наказания некоторых людей, хотя они совершаются как бы против Его воли. Поскольку же Он, имея возможность воспрепятствовать этому, однако же допускает этому быть часто в видах домостроительства, то называется главным виновником и этих событий. Так (обратимся опять к самому Соломону) Бог позволил ему построить во Иерусалиме храм из камней, сделал его мудрым и славным по несравненному уму. Это было делом Его воли. Но Он попустил и расторжение

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отрицается от царства Иеровоамова и от царствовавших после него над Израилем в Самарии, хотя Сам ясно сказал: «яко от Мене бысть глагол сей» ( 3Цар.12:24 ), и самому Соломону, последовавшему заблуждениям иноземных жен и посвятившему капища и жертвенники их божествам, угрожал, говоря: «раздеру царство твое из руку твоею, и дам е рабу твоему» ( 3Цар.11:11 ). Что скажем? Ужели Бог всяческих говорил ложь? Да не будет! Напротив, постараемся правильно понять это, размышляя так. Написано: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?» ( Ам.3:6 ) Злом называет бедствие, ибо одни события Он совершает по своей воле, другим же попускает быть для наказания некоторых людей, хотя они совершаются как бы против Его воли. Поскольку же Он, имея возможность воспрепятствовать этому, однако же допускает этому быть часто в видах домостроительства, то называется главным виновником и этих событий. Так (обратимся опять к самому Соломону) Бог позволил ему построить во Иерусалиме храм из камней, сделал его мудрым и славным по несравненному уму. Это было делом Его воли. По Он попустил и расторжение его царства, не сам, по Своей воле, направляя к этому события, но как бы умалчивая о том, что совершалось против Его воли, вследствие негодования на него (Соломона). Итак, хотя и воцарился Иеровоам и его преемники, но на это не было полного соизволения Божия, ибо что случается вследствие гнева (божественного), как бы для наказания некоторых, то имеет другой характер, и не может быть понимаемо так, как будто оно совершилось истинно по воле Его. Итак сами собою, а не чрез Меня они воцарились. Поскольку же они начальствовали как бы без ведения об этом Бога (ибо что случается вопреки Его воле, о том, по-видимому, Он не знает): то власть их была слаба и немощна и не имела достаточно силы для сопротивления (врагам) и для защиты подчиненных. «Мною царие царствуют... и властители... держат землю» ( Притч.8:15–16 ). А что они сверх этого страдали великим безумием и дарами Бога пользовались для оскорбления Его, в особенности же для погибели собственных душ, этому научил, говоря: «от сребра своего и от злата своего сотвориша себе кумиры, яко да потребятся». Чем могли приобрести себе доброе имя, оказывая сострадание к братьям, тем они оскорбляют Бога и средство ко спасению безумно превращают в орудие своей погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Итак, в ветхозаветном учении о радости можно выделить, как указывают составители «Словаря библейского богословия», два основных отдела: «радости жизни» (все, что связано как с важнейшими событиями в жизни каждого человека, так и с ее повседневными удовольствиями) и «радости Союза-Завета». Последняя концепция, в свою очередь, выражается в трех аспектах: «радости совместного служения Богу», «радости личной верности» и «эсхатологической радости» 2 . В тексте Второзакония, как мы далее покажем, нашла отражение только часть обозначенных аспектов: радости человеческой жизни и радость служения Богу. Теперь подробнее остановимся на терминах, которые употребляются в священном тексте. В еврейской библии основным термином для обозначения состояния радости является глагол и производные от него существительное и прилагательное . Наряду с этим в книгах Ветхого Завета употребляются еще 12 корней, передающих различные проявления радости, из которых наиболее часто встречаются , , , 3 . В книге Второзаконие используются только три корня: , , – их значение и употребление мы сейчас рассмотрим более детально. Глагол (и его производные) в книге Второзаконие употребляется 11 раз; при этом в других частях Пятикнижия он встречается только дважды: ( Исх.4:14 ) и ( Лев.23:40 ). Как полагают исследователи, этимологически рассматриваемое слово связано с родственными глаголами в других семитских языках: с аккадским šamhúu («расти»), арабским šmhú («возвышаться, гордиться») и арамейским m (всходить сиять, блистать»; в связи с этим многие гебраисты его вторичным значением (основное – «радоваться») считают «сиять» или «возвышаться» 4 . Впрочем, это добавочное значение только оттеняет основное, ибо сияние лица или глаз является выразительным проявлением радости; характерным свидетельством в пользу такого заключения является употребление глагола в ( Притч.15: 30 ) и ( Пс.18:9 ). Как правило, обозначает не длительную эмоцию как состояние, но радостную бурную и спонтанную, охватывающую все существо человека. Такая радость может быть вызвана различными причинами: встречей после долгой разлуки ( Исх.4:14 ), ( 1Цар.6:13 ), доброй вестью ( 1Цар.11:9 ), ( 3Цар.5:21 ), ( Иер.20:15 ), торжеством над врагами ( 1Цар.19:5 ), ( 2Цар.1:20 ), ( Ам.6:13 ), хорошей пищей или вином ( Ис.22:13 ), ( Еккл.8:15 ). Однако особенно часто рассматриваемый глагол (и его производные) используются по отношению к радости во время богослужения и религиозных праздников; именно такой контекст для использования термина является основным. При этом довольно часто данный термин связан со всевозможными ритуальными проявлениями такой радости: криками, танцами, игрой на музыкальных инструментах ( 2Цар.6:14 ), ( 3Цар.1:40 ), хлопаньем в ладоши и топотом ногами ( Иез.25:6 ), а существительное следует признать даже техническим термином для обозначения ликующих праздничных восклицаний 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1 к которому было слово Господне. Подобными словами нередко открываются книги пророков (ср. Ос. 1,1 ; Иоил. 1,1 ; Мих. 1,1 ). Они означают, что слова, записанные Иеремией, есть слова Самого Господа. Иосии. Речь идет о благочестивом царе Иосии, предпринимавшем с 628 г. до Р.Х. попытки коренным образом преобразовать религиозную жизнь иудеев ( 3Цар. 22,23 ; 2Пар. 34,35 ). Несмотря на то, что Иеремия не уделяет много внимания описанию реформ, произведенных Иосией, он дает ему однозначно положительную оценку (22,1). в тринадцатый год. Т.е. в 626 г. до Р.Х. 1 Иоакима... Седекии. Ничего не говорится о наиболее заметных преемниках Иосии Иоахасе и Иехонии, которые каждый по своему противились проповеди Иеремии. 1 было ко мне слово. Этой фразой нередко предваряется пророчество (ср. ст. 11). 1 Я образовал тебя... познал тебя. Рождение Иеремии и избрание его Богом тесно связаны друг с другом (слово «знать» имеет одно из значений «избирать», ср. Быт. 18,19 ; Ам. 3,2 ). Избрание Иеремии еще до рождения определяет его место среди других пророков. пророком. По сути дела, пророк есть тот, через кого говорит Господь. Образцом пророка служит Моисей (см. Втор. 18,14–22 ). для народов. Пророчества Иеремии обращены главным образом к иудеям, однако его свидетельство о грядущем суде относится в равной степени и к другим народам (25,8–37.46–51). 1 не умею говорить. Так же возражал и Моисей ( Исх. 4,10 ). молод. В данном случае это слово употреблено скорее в переносном смысле и выражает неопытность и незрелость (см. 3Цар. 3,7 ). 1 Не бойся. Это ободрение неизбежно повторяется вновь (см. 10,5; 30,10; ср. Ис. 43,1 ; Лк. 12,32 ). Я с тобою. В этих словах самое важное, что обещал Господь людям (см. Исх. 3,12 ; Ис. 7,14 ; Мф. 1,23; 28,20 ). 1 коснулся уст моих. Эти слова представляют собой метафору посвящения и означают дар изрекать слово Божие (см. Ис. 6,7 ). слова Мои в уста твои. См. Исх. 4,15 ; 2Пет. 1,21 . 1 искоренять... насаждать. Эти образы подчеркивают, что весть Иеремии будет предвещать разрушение, но также указывать на то, что в будущем от Господ придет восстановление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В виду этого он и придумал такие изменения в религии, от которых он всего больше мог ожидать успеха. Этой своей религиозной реформой Иеровоам стал на ту дурную дорогу ( 3Цар.13:33 ), по которой шли все последующие израильские цари, разделявшие «грехи Иеровоама», понесшие за это тяжкое наказание и погубившие царство. Что же это за новый культ, поставленный в тяжкую вину первому царю и вызвавший против себя упорную борьбу израильских пророков? Точная характеристика его тем более необходима, что им главным образом определялась деятельность пророков первого и последнего периодов существования израильского царства. Ссылка Иеровоама при поставлении им тельцов на слова Аарона при подобном же случае у Синая ( Исх.32:4 ; 3Цар.12:28 ) приводит нас к мысли, что тельцы, поставленные Иеровоамом, несомненно, были подобны тельцу времен Аарона. Иеровоам, вводя служение тельцам, несомненно, имел в виду не египетский культ, а присинайское богослужение. Из указания Иеровоама на это последнее достаточно видно, что новое богослужение не было почитанием и призванием египетских богов, а что под образом тельца почитался тот же Иегова, как было и до разделения. В этом убеждает нас и выбор мест для поставления тельцов. Избраны не новые, ничем неизвестные, или известные по языческим преданиям, места, а Вефиль и Дан. В первом Бог являлся патриарху Иакову во сне, здесь же поставлен в жертвенник Богу патриархом и место явления названо домом Божиим ( Быт.28:19,22; 35:7 ). Во втором – во время судей был поставлен истукан, при котором Ионафан, сын Гирсона, сам и сыновья его были священниками ( Суд.18:30 ) 140 . Правда, позднейший дееписатель кроме тельцов упоминает еще и козлов, которых будто бы сделал Иеровоам ( 2Пар.11:15 ), но о культе козлов в северном царстве еврейская история ничего не знает 141 . Быть может здесь тельцы названы козлами в несобственном смысле, а козлов – символов иных богов, бесспорно, там не было. И пророки, позже действовавшие в Израиле, говорят, что в Вефиле перед тельцом клялись именем Иеговы ( Ос.4:15 ), равно как в Дане перед ним же возглашали: жив бог твой, Дан! ( Ам.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Таково содержание книги св. пророка Амоса! Книга эта от других пророческих и священных книг отличается обилием образов и выражений, взятых большею частью из пастушеской жизни, что замечает и бл. Иероним. „Пророк Амос (говорить он), бывший пастырем из пастырей и пастырем не в местах возделанных и насажденных виноградниками, и не в лесах и зеленеющих лугах, но в обширной пустыне, в которой свирепые львы нападают на стада, употреблял выражения заимствованные от своего занятия. Так, глас Господа он называет страшным и ужасным рыканием львиным, сравнивает разрушение городов Израильских с беспокойством пастырей и иссушением гор“. См. . Нельзя не заметить еще, что некоторые места книги св. пророка Амоса имеют сходство с местами других пророческих книг. Ср. Осии: ( Ос.7:14, 12:9,10 ) Амоса: ( Ам. 2:5, 1:4,7,10,12,14, 11:10,11 ); Ис. 30:10, 32:9,11 ; Ам. 2:12, 4:1,3 ; Иер. 49:3,27 ; Ам. 1:15,4 ; Иер. 46:6 ; Ам. 2:14 и др. Иез. 28:26 ; Ам. 9:14 ; Агг. 2:18 ; Ам. 4:9 ; Зах. 3:3, 13:5 ; Ам. 4:2, 7:14 . Прим. При объяснении книги св. пророка Амоса были те же пособия и руководства, какие были при нашем объяснении книг св. прор. Осии и Иоиля. 1 «Город Фекоа находился в южных пределах колена Иудина», гов. св. Ефр. Сир. В тот город построен и укреплён был Ровоамом с другими городами, по отделении царства Иудейского от Израильского 2Пар. 11:5–6 ; по бл. Иерониму, находился от Иерусалима в 12, а от Вифлеема в 6 римск. милях. К сему городу прилегала пустыня, названная по городу, Фекойскою, на которой пастухи пасли стада свои, «дабы множеством стад вознаградить бесплодие» говор. бл. Иерон. в толк. на Амоса. Фекоа давно разрушен, на месте его впоследствии был построен монастырь св. Феодосия. Отселе видно, что напрасно некоторые считали Амоса Израильтянином. Фекоа никогда не принадлежал Израильскому царству, по отделении от Иудейского; к первом Амос пророчествовал, а родился в последнем. 2 Возделывал сикоморы, в славянск: ягодичная обирая κνιζων συκαμινα ( Ам. 7:14 ) – надрезывая сикамины. «Слышал я, гов. бл. Феодорит, от одного описывавшего тамошние (палестинские) места, что плод сего дерева (сикомора) не дозревает, если не сделано будет на нем какого-нибудь малого надреза. Сие-то, вероятно, разумели LXX, употребив здесь слово κνιζων, вместо: очищающий или собирающий». Сикомор или сикамин из породы фиговых деревьев, по плодам похож на смоковницу ( συκος, а по виду, по листьям на шелковицу ( μωρον; Сикомор – огромное дерево, славилось необыкновенною крепостью, потому египтяне делали из него гробы для мумий, всегда зеленое и приносит плоды несколько раз в год, плоды похожи на смоквы, сладки на вкус, растут па стебле и висят на черешке, который выходит из стебля и имеет вид ножки. Сими плодами питается большая часть народа в Египте, но сикоморы росли и в Палестине. 3Цар. 10:27 ; 1Пар. 27:28 ; 2Пар. 1:15 . См. опыт Библ. – естеств. ист. Сибирцева стр. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Состояние веры в царстве израильском было не лучше нравственного, или, правильнее, оно-то и было причиною развращения нравов. Первый Царь отложившихся от дома Давидова десяти колен, чтобы утвердить самостоятельность своего царства и прервать союз своих подданных с храмом иерусалимским ( 3Цар.12:26 ), учредил на севере своих владений – в Дане и на юге – в Вефиле особые святилища, в которых покланялись Иегове под образом тельца, или вола. Все преемники Иеровоама до самого падения царства, по тому же побуждению поддерживали введенное Иеровоамом служение, хотя и происходили из разных династий. При Ахааве введено было в царстве израильском служение Ваалу и Астарте, заимствованное от финикиян и, не смотря на обличения Пророка Илии, оставалось и в царствование преемников Ахаава, доколе Ииуй, истребивший дом Амврия, не разрушил храма Ваалова и статуи божеств языческих. Бог чрез Пророка возвестил Ииую, что дело, которое он совершил, приятно Ему ( 4Цар.10:30 ). Это было как бы побуждением ему к такой же ревности по истинной религии. Но дела благочестия Ииуя только и ограничились уничтожением языческого святилища и идолов; увлекшись побуждениями прежних царей, он восстановил служение Иегове под образом тельца. Во времена Иеровоама II ревность к сему богослужении особенно усилилась ( Ам.4:4, 5 ). Кроме святилища в Вефиле, которое называлось царским ( Ам.7:19 ), и другого в Дане, было еще третье в Галгалах ( Ам.4:4, 5:5 . Сн. Ос.4:15, 9:15, 12:11 ). Народ израильский был так усерден, что посещал даже отдаленную Вирсавию, лежавшую на южной границе царства Иудейского, вероятно потому, что и здесь было учреждено незаконное служение Иегове ( Ам.5:5, 8:14 ) 7 . Богослужение Иегове под образом тельца было гораздо выше языческих религий ( 4Цар.3:2 ); потому что при нем соблюдаемы были празднества, установленные законом Моисеевым: праздник кущей ( 3Цар.12:32 ), новомесячия, субботы и другие праздники ( Ос.2:11 ). Пророк Амос говорит, что израильтяне любили хвалиться своею ревностью к служению тельцам, исправно приносили утренние жертвы каждый день и отдавали десятины, и не только совершали жертву хвалы, но и жертвы произвольные ( Лев.7:16, 22:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Каменщик Профессия К. в Палестине часто совмещалась с работой каменотеса и была столь же мало распространена, как и профессия плотника. Это подтверждается уже тем, что Соломон при возведении храма вынужден был пригласить такого рода ремесленников из Тира ( 2Цар. 5:11 ; др.-евр. словосочетание хараш эвен означает «резчик по камню» и «каменотес»; собственно К. – годер – впервые упоминается в 4Цар. 12:12 ; 4Цар. 22:6 ). Израильтяне достаточно поздно (по сравнению с древними египтянами и другими народами) стали обрабатывать твердый природный камень, что объясняется поздним переходом к орудиям из железа. Обработке камня они научились у финикийцев (см. 3Цар. 5:13–18 ). Свежевылом. известняк сравнит. легко поддается обтесыванию при помощи молота, при этом К. могли почти вплотную подгонять блоки друг к другу без цемента. В эпоху Соломона стены возводили, используя технику перекрестной кладки (камни одного ряда клали вдоль стены, а следующего – поперек). Очень прочные, массивные угловые башни имели полости, которые заполняли щебнем. Однако, как правило, камни, притом необтесанные, использовались только при возведении фундамента, само же здание строилось из дерева, глины или глиняных кирпичей (⇒ Кирпич ). Известен был отвес (⇒ Оружие и орудия труда , II,7), необходимый для правильного расчета угловых конструкций. Применялась также своего рода лопатка для работы с похожим на цемент веществом, с помощью которого скреплялись слои кладки. В Ам. 5 строительство из тесаного камня рассматривается как расточительство. ⇒ Ремесло ⇒ Дом, строительство дома ⇒ Известь, известняк ⇒ Город . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010