Из периода царей оба пророка отмечают время царствования Давида, и вообще время нераздельного царства. Несмотря на то, что один из них, Осия, был родом из северного царства, оба они одинаково высоко ставят южное царство по историческим преимуществам. Имя царя Давида в их исторических представлениях есть символ для обозначения наилучшего религиозно-политического бытия Израиля. Потому и будущее им рисуется именно, как время восстановления царства Израильского под главенством потомка из дома Давидова (см. Ам.9:11 , Ос.3:5 ). В частности Амос, хотя он выступал с проповедью в царстве израильском, провозглашает смело, что истинным местопребыванием Иеговы служит Сион ( Ам.1:2 ). – Давид сверх того известен Амосу, как славный творец религиозного песнопения и музыки ( Ам.6:5 ). В связи с благодатными преимуществами дома Давидова, пророки упоминают о разделении царства, как о большом несчастии в история израильского народа: Амос говорит о трещинах и проломах, которые произошли в крепком дотоле политическим единством нераздельном царстве вследствие отпадения северного царства от южного ( Ам.9:11 ); Осия говорит о двойном преступлении северного царства, подразумевая под одним из них уклонение Израиля в ханаанское идолослужение (религиозная измена), а под другим – разрыв с домом Давидовым (измена политическая). У Амоса в Ам.7:13 («в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский») содержится ясный намек на учреждение Иеровоамом I после разделения царств культа тельцов, – в данном случае на учреждение в Вефиле национального святилища, официально содержимого на средства царя, который, судя по словам священника Амасии и вполне согласен с фактами, записанными в исторических книгах ( 3Цар. 12:26–33 ), имел власть регулировать культ и назначать к нему священнослужителей. Существование царей в грешном царстве, есть, по объяснению пророка Осии, дело наказующего попущения Божия, ( Ос.13:10, 11 ), направленного к укреплению в сознании народа той истины, что опора Израиля – только в Иегове (ст. 9). Современная жизнь Израиля северного царства носит на себе всю тяжесть последствий этого двойного преступления: Израиль пал нравственно так глубоко, что подняться ему теперь уже нельзя ( Ам.5:2 ) и обречен на гибель ( Ос.13:9 ). Его спасение принадлежит будущему, когда он исцелится от упомянутых вековых своих преступлений; т. е. обратится к Иегове и к законному царю своему Давиду ( Ос.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Рассказ Ахава Иезавели о кармильских событиях, в частности и об умерщвлении, по слову пророка Илии, жрецов Ваала ( 3Цар.18:40 ), имел, вероятно, целью расположить жену к религии Иеговы; но на Иезавель, упорную и фанатичную язычницу, рассказ этот произвел обратное действие; возбудил ее ярость, мстительность и намерение со всей решительностью бороться за культ Ваала и против главного представителя религии Иеговы – пророка Илии, ставшего причиной гибели ее жрецов; и она через посла клятвенно (ср. 3Цар.2:23,20:10 ) угрожает ему смертью , имея в виду, вероятно, побудить его к бегству (умертвить пророка Илию, как многих других пророков ( 3Цар.18:4,13 ), Иезавель, видимо, не находит возможным ввиду известности его народу, особенно вскоре после происшествий на Кармиле, когда впечатление силы пророка истинного Бога на народ было еще свежо). LXX, слав. в словах Иезавели, ст. 2, добавляют ει συ ει Ηλιου, κα γ Ιεζαβελ, «аще ты еси Илиа, аз же», т. е. «деятельности твоей и авторитету пророка я сумею противопоставить свой авторитет царицы, чтительницы Ваала». Вероятно, Иезавель сделала это не без ведома Ахава, который оказался слишком слабым для того, чтобы оказать противодействие Иезавели: чувство раскаяния (ср. прим. к ( 3Цар.18:45–46 ) ) в нем оказалось слишком неглубоким и бесплодным. Пророк убоялся (LXX: φοβθη; Vulg.: timuit ergo, слав.: «и убояся», соотв. евр. гл. яре, «бояться», а не яра – «видеть», как в евр. и русск. синод, ст. 3). «Почему, – спрашивает блаженный Феодорит (вопр. 59), – Илия, имея такую силу, убоялся одной Иезавели?» И отвечает: «потому, что был не пророк только, но и человек. С другой стороны, и страх был делом Божия смотрения. Чтобы великость чудотворения не надмила мысли, благодать попустила природе дать в себе место боязни, а пророку через это познать собственную свою немощь». Пророк удаляется из Израильского царства в Вирсавию – в Иудейском царстве. Вирсавия принадлежала Симеонову колену ( Нав.19:2 ; 2Цар.24:7 ), лежала на границе Идумеи, теперь хирбет-бир-эс-Себа, Onomast 277; на южном конце Иудеи и всего Ханаана, как Дан составлял северную границу его; отсюда известное выражение «от Дана до Вирсавии» ( Суд.20:1 ; 1Цар.3:20 ; 2Цар.3:10,17:11,24:15 ; 3Цар.4:25 ), ср. Robinson, Palastinal, 337. Хотя город этот принадлежал к Иудейскому царству, но и во времена разделения царств привлекал много паломников из Израильского царства ( Ам.5:5,8:14 ). В Вирсавии пророк оставляет отрока своего (ст. 3), сн. ( 3Цар.18:43–44 ); в печали своей пророк, естественно, хотел быть один.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И дочерей ваших возьмет он, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлеб. Из полей ваших, виноградников и масличных садов он возьмет лучшее и отдаст своим придворным; из посева и виноградников ваших он возьмет десятую часть и даст своим внукам и (придворным) слугам своим. Рабов и рабынь ваших, лучший скот рогатый и ослов он возьмет и будет употреблять их для своего хозяйства; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть». Особенно примечательно в этом изложении упоминание о «рабах» царя, придворных. Это тоже люди, которые в других местах называются царскими начальниками (сарим) (ср. 3Цар.4:2, 5:16 ; Ос.8:10, 13:10 ; Иер.36:12 ; Иез.46:17 ) и которые скоро имели сделаться истинной язвой для страны, вследствие их притеснений и несправедливостей. Пророческие писания проливают яркий свет на отношения несколько позднейших времен. Здесь мы видим, как посеянное при Соломоне семя принесло обильные плоды. Правда, богачи израильские могли хвалиться тем, что торговлей и другими способами они нажили богатства. «Я разбогател, накопил себе имущество», похваляется Ефрем в Ос.12:8 ; и Исайя говорит об Иуде: «земля его полна серебра и золота, нет числа его сокровищам» ( Ос.2:7 ). Но богатства эти доставались главным образом сильным людям и на них производили деморализующее влияние. Склонность к жизни в удовольствиях и роскоши сильно возрастала. Мы слышим теперь о домах вельмож в Самарии с украшениями из слоновой кости (Ам.3:15). Богатые возлежат на пиршествах своих, умащенные мастями, на ложах с украшениями слоновой кости, поедают лучших агнцев и упитанных тельцов, пьют с пряностями приготовленное вино (Αм.4:4 сл.). И жены их были преданы винопитию и без стыда требовали от мужей средств к удовлетворению своих страстей ( Ам.4:1 сл.). Ср. относительно Иудейского царства изображения вроде, напр., Ис.5:11 сл., Ис.3:16 сл. дает нам изумительную картину страсти к нарядам горожанок Иерусалима и их сложного туалета. В Ис.22:18 идет речь о великолепных колесницах, на которых вельможи ездили и в мирное время. Такие излишества, естественно, поглощали большие суммы, и таким образом сильные были приведены к употреблению самых недостойных средств с целью удовлетворить своим наклонностям. Царские чиновники, на которых возложено было собирание податей и пошлин, получили в этом широкое и доходное поле, которое они столь же мало оставляли без эксплуатации, как и чиновники нынешнего востока. Даже от не имеющих земельного владения они требовали податей натурой (Ам.5:11). Другие пользовались своим положением для барышничества хлебом и при этом обижали бедных слишком малыми мерами и слишком большой ценой денег (Ам.8:5). Кто не был в состоянии платить долги и подати, того со зверской беспощадностью брали в залог, так что пр. Амос мог выразиться, что вельможи при жертвенных пиршествах возлежат на одеждах, взятых в залог, и пьют вино, купленное за деньги, взысканные в качестве штрафа (Ам.2:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Еще выразительнее о действии закона Моисеева относительно праздников среди поклонников тельца говорит пророк Амос ( Ам.8:5–6,10 ). И вообще, частое упоминание пророков о праздниках свидетельствует, что закон Моисея у поклонников тельца строго исполнялся. Исполненное укоризны изображение пророком Амосом чисто внешнего соблюдения праздников его современниками ( Ам.4:4,5 ) показывает, что израильтяне были иногда слишком ревностны в соблюдении праздников. Далее, пророческие обличения указывают на практическое применение среди Израиля законов о десятинах, исполняемых с ревностью, достойной лучшей участи, – об обилии хлебных приношений на жертвенник с целью умилостивить Бога ( Ам.4:4,5 ; ср. Ос.9:4 ), о добровольных приношениях, в религиозной ревности возводимых израильтянами в обязательный для всех закон. – Уже на основании сказанного можно видеть, что новый культ в северном царстве был соблюдаем согласно с законом Моисея, а многие частные указания пророков дают возможность видеть широкую распространенность в израильском царстве закона, определявшего весьма многие частные обстоятельства богослужебной и религиозной жизни Израиля. В обстоятельствах гражданской жизни израильтяне – в пору существования служения тельцам – так же не отрешались совершенно от основ закона Моисеева – относительно, например, прокаженных ( 4Цар.5:27; 7:3 ), о пище ( Ос.9:34 ), о должниках ( 4Цар.4:1 ), относительно торговли ( Ам.8:5–6 ), земельного имущества ( 3Цар.21:2,3 ), – законов в судебных процессах ( 3Цар.21:10,13 ) и пр. Но если и новое богослужение и богослужебные формы вращались в пределах Моисеева закона, то в чем же заключается гибельность и вред этого богослужения, почему так тяжка вина основателя его? Это богослужение вызвало потемнение религиозной идеи среди Израиля, нередко переходившее в языческое представление о Боге. Внешнее выражение идеи Иеговы под образом тельца должно было породить представления о Нем, недостойные единого, духовного, высочайшего по своим совершенствам Бога. Его нравственные совершенства, существенно отличавшие Его от языческих богов, оставались в тени для народного сознания, и только одна сторона Его бытия, Его сила, выступила вперед, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

17 поступали... по всем грехам Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,30; 14,15 . 17 царь Ассирийский. Очевидно, Саргон II. Одновременно с выселением из Израильского царства евреев ассирийцы заселяли их земли другими народами полагая, что тем самым будет исключена возможность восстановления уничтоженного ими царства. из Вавилона. В описываемое время Вавилон находился под властью Ассирии. из Куты. Этот город располагался приблизительно в двенадцати километрах к северо-востоку от Вавилона. из Аввы. Авва (или Ивва 18,34; 19,13), по-видимому, находилась в Сирии. из Емафа. Емаф, располагавшийся на берегу реки Оронт (см. ком. к 14,25), также находился под властью Ассирии. из Сепарваима. Этот город, по-видимому, находился в Сирии. овладели Самариею. Северное царство, после захвата его ассирийцами, стало называться Самарией (см. 3Цар. 16,24 ). 17 Господь посылал на них львов. Как орудие наказания за грехи ( 3Цар. 13,24; 20,36 ; Ам. 3,12 ). 17 не знают закона Бога той земли. Ассирийцы, как и другие ближневосточные народы, были убеждены в необходимости отдавать должное божествам покоренных народов, которые, как они считали, в противном случае могли всячески вредить победителям на завоеванных землях. 17 сделал каждый народ и своих богов. Приглашение в Вефиль израильского священника отнюдь не привело к обращению пришельцев в веру Израиля. Несмотря на его проповедь, они устанавливали в старых языческих святилищах изваяния своих богов и отправляли там свои обряды. в капищах высот, какие устроили Самаряне. См. 23,19; 3Цар. 12,31; 13,32 . «Самарянами» или «народом Самарии» население северного царства называется не только в Библии, но начиная с VIII в. до Р.Х. также и во многих небиблейских письменных источниках. 17 Между тем чтили и Господа. Религия нового населения Самарии была синкретической поклонение Господу сочеталось в ней с культами языческих богов. 17 До сего дня. См. ком. к 3Цар. 8,8 . сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля. Отношения между Богом и избранным Им народом были закреплены в завете, заключенном на горе Синай (ст. 35; Исх., гл. 19–24) и возобновленном на «равнинах Моавитских» (Втор., гл. 1 –34). Принадлежность к Израилю определялась не по этническому, а, главным образом, по религиозному признаку: к Израилю принадлежал тот, кто чтил Господа, как того требовали условия завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Первое несомненное свидетельство о сынах пророческих священные книги Ветхого Завета приурочивают ко времени правления Ахава ( 3Цар.20:35 ), а последнее – ко времени пророческого служения Амоса ( Ам.7:14 ). Таким образом, если в продолжение всего времени постепенного отпадения израильского царства от Иеговы можно различать три периода, из которых первый простирается от создания царства до правления Ахава и характеризуется почитанием Иеговы под образом, – второй от Ахава до Ииуя и известен культом Ваала, а третий от Ииуя до самого падения царства и известен возвращением к культу тельцов, – то сыны пророческие , по библейским известиям, являются внутри второго и ровно половины третьего периодов, охватывающих собою в общей сложности около 110 лет 245 . Но библейские известия представляют нам несомненные данные для суждений о сынах пророческих и их деятельности только за тот период времени, когда истинная религия Иеговы подвергалась наибольшим опасностям в израильском царстве, что было при династии Ахава, – и тем самым как бы указывают на причины возникновения обществ сынов пророческих и косвенно уясняют предлежавшие им задачи. В период пророческой деятельности Илии и Елисея мы находим местопребывания сынов пророческих в Вефиле, Иерихоне в Галгале ( 4Цар.2:3,5; 4:38 ). Эти города были расположены в колене Вениаминовом, и несомненно как Вефиль и Иерихон искони принадлежали царству ефремлян (ср. 3Цар.12:29; 16:34 ), так и Галгал, обличаемый пророками Амосом и Осией за идолослужение ( Ос.9:15; 12:11; 4:15 ; Ам.4:4; 5:5 ), принадлежал к пределам царства израильского. – О сынах пророческих и не упоминается нигде больше, как только в истории царства израильского, которую автор книг Царств (от 3Цар.16:20 до 4Цар.10 ) дважды лишь прерывает своим упоминанием об иудейском царстве, весьма кратко указывая достойное замечания об этом последнем ( 3Цар.22:41–52 и 4Цар.8:16–29 ). Кроме того, судьба обществ сынов пророческих тесно связана с жизнью и служением пророка Елисея, подлинного израильского пророка. Отсюда несомненно, что сыны пророческие в своей жизни и судьбе принадлежат только царству израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Всего естественнее догадываться, что и о других народах, некогда покорных Иудее, пророк говорит не без ближайшей причины, что он имеет здесь в виду враждебных Иудее соседей, виновных в её бедственном состоянии. Таким образом, из книги Амоса видно, что Иудея во времена пророка Амоса находилась в бедственном, разорённом состоянии, и что виновниками этого были идумеяне и другие соседние народы. Теперь, благодаря этим добытым данным, отдел Ам.1:6–12 получает значительное освещение и в свою очередь сам служит пояснением того, что пророк говорит в других местах книги о современном ему политическом положении Иудеи. В этом отделе Амос указывает и бедствия Иудеи от врагов и называет по имени виновников бедствий – филистимлян, финикиян и особенно, идумеян. Это действительно были соседние народы; и притом филистимляне и идумеяне, бывшие, как видно из этого отдела, главными виновниками бедствий Иуды, принадлежали именно к числу тех народов, на которых некогда было наречено имя Иеговы ( 2Цар.8:14 ; 3Цар.11:15–16 ; 1Пар.18:11–13 ; 3Цар.22:48–49 ; 2Пар.20:26–27 ; 4Цар.3:9 ; – 2Цар.5:17 сл.; 2Цар.8:1 сл.; 2Цар.23:9 сл.; 2Пар.17:11 ). Едва ли теперь может быть сомнение в том, что пр. Амос в I гл. изрекает угрозы на филистимлян, финикиян и идумеян по поводу их современных преступлений. Помимо всех добытых данных, нас убеждают в этом и простые соображения. Совершенно невероятно, чтобы пророк мог припоминать очень отдалённые по времени события, когда пред его глазами были современные несчастья Иудеи, были налицо и виновники их. Амос, как видно из его книги, относится с большим сочувствием к современному бедственному положению Иудеи, скорбит по поводу его и утешает иудеев обещаниями о возвращении спокойного и славного прошлого. При таких обстоятельствах он мог бы, пожалуй, припомнить и какие-нибудь давнишние преступления обличаемых им в Ам.1:6, 9, 11 народов, но не иначе, как по поводу такого же или подобного поведения их в ближайшее к нему время. Действительно, это отчасти и можно заметить в Ам.1:11 , где пророк, укоряя Эдома за его современное преступление, за то, что он, «подавивши чувства родства, преследовал брата своего мечом», бросает взгляд и на прежнее его отношение к иудейскому народу: Эдом и прежде «постоянно» () свирепствовал во гневе своём и «всегда» () сохранял ярость свою, – чем ещё более усиливается настоящая его вина. Но там, где пророк говорит о преступлении филистимлян (Газы) и финикиян (Тира), нет ни малейшего намёка на то, будто здесь идёт речь про старые, давно случившиеся события. Одним словом, говорить о стародавних событиях, не имевших отношения к полному значения и интереса настоящему, было психологически невозможно для пророка. Не говорим уже о том, как была бы мало понятна речь о таких событиях для современников-слушателей Амоса, особенно в том виде, как она записана в I гл., при её сжатости, краткости и отсутствии желаемых пояснений относительно времени указываемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вирсавия Вирсавия: 1) [евр. Бат-Шева, «дочь изобилия» ], дочь Елиама, внучка Ахитофела и жена хеттеянина Урии ( 2Цар. 11:3 ; 2Цар. 23:34 ; Мф. 1:6 ). Когда Урия в составе израил. войска осаждал Равву, Давид увидел купающуюся В. и велел привести ее к себе. В. не посмела противиться воле царя и подчинилась ему. Когда же она сообщила царю, что носит его ребенка, и все попытки Давида скрыть совершенный грех остались безрезультатными, он послал Урию на верную смерть и по окончании траура женился на В. ( 2Цар. 11 ). Ее первый сын по воле Господа умер на седьмой день после рождения, но затем она родила Давиду Соломона ( 2Цар. 12:14.18.24 ) и еще трех сыновей: Шиму, Шовава и Нафана ( 1Пар. 3:5 ). Когда Адония незадолго до смерти Давида попытался захватить власть, Вирсавия и пр. Нафан предупредили об этом Давида, и он опередил Адонию, помазав Соломона на царство ( 3Цар. 1:11–53 ). Во время второй попытки заявить свои права на престол Адония убеждает В. просить у Соломона для него в жены Ависагу сунамитянку, на которой в старости был женат Давид. Но Соломон усматривает в этом тайные намерения завладеть престолом и повелевает казнить Адонию ( 3Цар. 2:13–25 ); 2) [(Беэршива) в совр. литературе – Беэр-Шева, «колодец семи» или «колодец клятвы» ], место в пустыне на самом юге Иудеи, где Авимелех и Авраам заключили между собой договор. У колодца, выкопанного по приказу Авраама, они поклялись больше не причинять вреда друг другу и наказали своим пастухам жить в мире ( Быт. 21:22 ). Для закрепления договора Авраам дал Авимелеху семь овец, отсюда и название – «колодец семи». Авраам жил здесь и призывал имя Господа. Когда Авраам отправился в Хеврон, филистимляне засыпали колодец, так что возвратившемуся Исааку пришлось его выкопать заново. Затем Авимелех или его преемник возобновили с Исааком договор, заключ. с Авраамом ( Быт. 26:26 ). Из В. бежал Иаков от Исава, и затем здесь же он приносил жертвы Богу, перед тем как отправиться к Иосифу в Египет ( Быт. 28:10 ; Быт. 46:1 ). Возле колодца был построен самый юж. город в земле обетованной, вошедший в удел колена Симеона ( Нав. 19:1 ). Поэтому выражение «от Дана до Вирсавии» обозначало весь Израиль ( Суд. 20:1 ). В В. вершили суд сыновья Самуила ( 1Цар. 8:2 ); через В. проходил Илия по пути к горе Хорив ( 3Цар. 19:3 ). Вероятно, во времена Амоса В. была свящ. городом, в который совершали паломничество даже жители Северного царства ( Ам. 5:5 ; Ам. 8:14 ). В В. поселились многие иудеи, вернувшиеся из плена ( Неем. 11:27.30 ). В наст. время на месте древнего города находится холм Телль-эс-Саба (новоевр. Телль-Беэр-Шева), располож. в 40 км юго-зап. Хеврона, около г. Бир-эс-Саба (новоевр. Беэр-Шева). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Амоса в висок дреколием, что св. пророк едва живым привезен был домой (в г. Фекоа), где скончался и погребен вместе с своими предками. Память св. пророка Амоса празднуется св. Церковью 15 июня. 1 . Сирияне. Сирияне или иначе Арамеяне были потомки Арама, сына Симова, во множестве распространившиеся от Средиземного моря до Персидских гор. Сирия простиралась от Палестины и Аравии на север до горы Тавра, где более замечательные страны были Финикия и Келесирия. Столицею последней был древнейший гор. Дамаск, а потому и Сирия, по сему городу, называется Дамасковою. Эту Сирию и разумеет св. пророк Амос. Давид покорил Сирию Дамаскую; но уже в конце его царствования некто Разон основал отдельное Сирийское царство. С этого времени Дамаск или Сирийские цари постоянно враждовали против Евреев. При Израильском царе Ахаве Венадад царь Сирийский с 32 царями вторгнулся в царство Израильское (ок. 907 до Р. X.) и обложил Самарию; но сам потерпел жестокое поражение ( 3Цар. 22:1–22 ); в другой раз вторгнулся, опять потерпел поражение под стенами Афеки и должен был заключить мир с ц. Ахавом (906 г. до Р. Хр. см. 3Цар. 22:1–53 ). Левитский город Рамоф Галаадский, в уделе Гадовом, отнятый Сириянами, был причиною нескольких войн их с Израильтянами. Сам царь Ахав был убит в этих войнах, а его сын и наследник Иорам был ранен ( 3Цар. 22:1–53 ). Другой царь Азаил опустошал Израильское царство и поражал Израильтян при царе Иуе ( 4Цар. 10:32 ), при сыне его Иоахазе, которого даже взял в плен, „Азаил, говор. писатель 4 книги царств, теснил Израильтян во все дни Иоахаза“ ( 4Цар. 13:22 ). Поражениями Сириян Израильское царство доведено было до самого жалкого положения „бедствие Израиля было весьма горькое“, гов. свящ. писатель 4 книги царств, доколе Иеровоам 2-й не усмирил Сирийцев и не взял самый Дамаск. ( 4Цар. 14:26,28 ). Такие постоянно враждебные столкновения Сириян с Израильтянами, естественно сопровождались большими жестокостями, о которых и говорит, св. пророк. Сирияне дошли до такой ужасной и зверской лютости, что по словам св. Амоса, мучили жителей Галаада, терзая их тела особого рода железными молотильными машинами ( Ам. 1:3 ), за что пророк угрожает им совершенным истреблением и разрушением их царства. Это пророчество вполне исполнилось в нашествие на Самарию Ассирийского царя Феглафелассора. который, разорив Израильск. царство, разрушил и Сирийское, умертвил Дамаского царя Раассона (Рецина) а жителей переселил в Кир или Кур ( Ам. 1:5 ; Сн. 4Цар. 16:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Торговля I. 1) Т. в Израиле занимались в основном чужеземцы, которые не могли наследовать земельный надел, а потому купля-продажа была основным источником их доходов. В евр. языке слово «купец» [сохер] букв. означает «разъезжающий с места на место» ( Быт. 37:28 ; 2Пар. 9 и др.). Иногда торговцев называли кенаани – «хананеи» ( Иов. 40 – в Синод. пер. – «Хананейские купцы»; Притч. 31 – в Синод. пер. – «купцы Финикийские»; Ис. 23:8 ). Уже в Быт. 37мы читаем об араб. купцах, везущих на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан. Это им сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Среди добычи, захвач. израильтянами в Иерихоне, были предметы одежды, изготовленные в Вавилонии (библ. Сеннааре) ( Нав. 7:21 ); дома коренных жителей Ханаана «были наполнены всяким добром» ( Втор. 6:11 ; ср. Нав. 22:8 ), и можно предположить, что среди этих вещей были и привозные товары; 2) главенствующее положение в международной Т. занимали финикийцы, с их помощью Соломону удалось открыть новые торг. пути ( 3Цар. 9:26–28 ). Иоиль жаловался на то, что финикийцы уносят из земли израильтян много золота и серебра и торгуют иуд. пленниками как рабами ( Иоил. 3:5 ; Ам. 1:9 ). Богатство и могущество финик. портового города Тира описаны в Иез. 27:1 . Оживленную Т. вели арабы ( Иов. 6:19 ; Ис. 21:13 ; Ис. 60:6 ), тем не менее по объему Т. они отставали от Тира и Сидона. Порты и прибрежные равнины, через которые проходили караванные пути, принадлежали финикийцам и филистимлянам, поэтому израильтяне не могли непосредственно торговать с соседними странами. 3) однако при Соломоне международная Т. стала процветать и в Израиле. Соломон овладел великими торг. путями, связывавшими Египет с Вавилоном и Дамаск – с побережьем Средиземного моря. Оживившаяся Т. обеспечивала ему значит. доходы ( 3Цар. 10:14 ). кроме того, Соломон занимался посредничеством в Т. лошадьми и колесницами ( 3Цар. 10:28 ). Из располож. на юге Ецион-Гавера царь установил торг. отношения с Офиром ( 3Цар. 9:26–28 ). Но после смерти Соломона израил. внешняя Т. вновь пришла в упадок;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010