Ам.5:11 , и по какому месту они шли так далеко, что взыскивали подати хлебом даже от неимущих. Сверх того царю, кажется, принадлежал первый сенокос, ср. Ам.7:1 и 3Цар. 18:5 115 . К этому присоединялся еще род непрямой подати, когда, напр., пошлины, установленные Соломоном, простирались не только на транзитную торговлю, но и на ввоз 116 . Наконец и возложенные на израильтян работы, повинности и военная служба могут быть в известном смысле причисляемы к податям. Тем более, что богатые, вероятно, в широкой степени изменяли эти работы в денежные подати 117 . В чрезвычайных случаях, напр., когда иноземный завоеватель налагал тяжелую военную дань на страну, цари иудейские имели для покрытия долга храмовые сокровища, которые, впрочем, пополнялись не только их собственными пожертвованиями ( 3Цар.15:15 ), но и пожертвованиями народа ( 4Цар.12:5 , 3Цар.15:18 , 4Цар.12:9, 16:18, 18:15 118 . Напротив, в израильском царстве мы в подобных обстоятельствах слышим о разложении контрибуции на богатых, из которых каждый должен был заплатить 50 сиклей (§ 18). К тому же средству позднее должен был прибегнуть царь иудейский Иоаким, вероятно, потому, что храмовых сокровищ не доставало для составления требуемой суммы; раскладка же в этот раз совершалась, путем переписи граждан сообразно оценке их состояния, 4Цар.28:35 . При Птоломеях, по Иосифу Флавию, подати отдавались на откуп с торгов, вследствие чего легко могли возникать подобные же злоупотребления, как теперь в Палестине 120 . Когда позже иудеи добровольно подчинились Антиоху Великому, то он в угоду им издал эдикт, который поучителен и для рассматриваемой здесь области. Жители Иерусалима были на три года освобождены от всех податей, и на следующее время им прощалась третья часть податей пока город не оправился от тяжелых ударов. Члены совета и храмовый персонал получали свободу от поголовной подати, налогов с венцов и других податей. За необходимое для постройки храма дерево не должно было взиматься никакой ввозной пошлины 121 . Благодаря этим определениям мы, таким образом, получаем верное представление о том, что должен был платить народ в другие времена. |
Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Амасия Амасия [евр. Амация, «Яхве могуч» ]: 1) сын и наследник иуд. царя Иоаса (801–773 гг. до Р.Х.). В Библии о нем сказано: «И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» ( 2Пар. 25:2 ). А. вступил на престол в возрасте 25 лет. Когда власть его укрепилась, повелел казнить придворных, которые убили его отца, но, согласно Закону, пощадил их детей ( Втор. 24:16 ). А. начал войну против идумеев и для участия в походе пригласил наемников из Израиля. Однако, вняв предостережениям пророка, отправил их обратно, несмотря на то, что уже выплатил им немалую сумму. А. добился полной победы над идумеями в Соляной долине, захватил их столицу Селу и переименовал ее в Иокфеил. В упоении победой он вызвал на бой израил. царя Иоаса. Но поскольку А. поставил в Иерусалиме захвач. идолов идумейских богов и стал приносить им жертвы, то вызвал на себя Божий гнев. А. не послушался посланного Богом пророка и пригрозил ему смертью. Иоас пытался удержать А. от сражения, но тот настоял на своем вызове. В битве при Вефсамисе иудеи были разбиты и А. захвачен в плен. Иоас привел его в Иерусалим. Победитель приказал проделать широкую брешь в сев. стене, опустошил храм и цар. дворец и возвратился с заложниками и добычей в Самарию. Т.о. власть А. оказалась окончат. сломленной. Вслед за этим народ поднял восстание и в 792 г. до Р.Х. поставил на престол 16-летнего сына А. Озию, или ⇒ Азарию (11) ( 4Цар 14 и след.). А. еще продолжит. время оставался в живых. Когда впоследствии возник заговор против него, он бежал в Лахис, но там убийцы настигли его. Тело А. привезли в Иерусалим и похоронили в цар. усыпальнице ( 4Цар. 14:1–20 ; 2Пар. 25:1–28 ); 2) израильтянин из колена Симеона, отец Иосии ( 1Пар. 4:34 ); 3) один из предков Ефана, левита и певца в храме ( 1Пар. 6:45 ); 4) священник, служивший вефильскому тельцу. Он пожаловался израил. царю Иеровоаму II на пр. Амоса. А. запретил Амосу выступать с пророчествами против Израиля в Вефиле, т.к. здесь святыня царя и главный храм царства. Ам сослался на поручение, данное ему Господом («Я – не пророк...», Ам. 7:14 ), и возвестил А., что Божий суд настигнет его самого и его семью в час гибели израил. народа ( Ам. 7:10–17 ; ср. 3Цар. 12:28–33 ); 5) [евр. Амасия, «Яхве понес» (т.е. защищая, взял на руки)], сын Зихри, военачальник царя Иосафата ( 2Пар. 17:16 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
Прежде чем перейти к непосредственному изображению пророческого служения последних пророков израильского царства – Ионы, Амоса и Осии – считаем не лишним коснуться в немногих словах внешней истории пророческого служения нового периода и отношения к пророкам народа и его духовных вождей. Есть много оснований в пророческих писаниях этого времени полагать, что голосá пророков не встречали себе сочувствия в среде народа. Утопая в гордой беспечности и поглощаемый страстью к роскоши и изнеженности, народ следовал своим влечениям к чувственности и не внимал пророческой проповеди покаяния. Предсказание гибели государству и плена народу не могло казаться приятным народу, привыкшему выслушивать счастливые предсказания ложных пророков, размножившихся теперь в Израиле и всегда говоривших в угоду ему. С этими ложными пророками, усвоившими себе одну лишь пророческую внешность, стоявшими в услужении сильным мира и народу ( Ам.7:10 ; ср. 3Цар.22:11 ) и поддерживавшими религиозное усыпление и безнравственность народа, истинные пророки должны были вступить в борьбу. Пророк Осия называет их «ослепленными, безумными пророками», которых ослепил Бог за грехи Израиля ( Ос.9:7 ). Нам не осталось памятников этой борьбы истинных пророков с ложными, так как, очевидно, последние и не решались вступить в открытую борьбу, которая была бы достаточно обоснована известными убеждениями, охраняемыми ими. Место последних заменял у них интерес к наживе и внешним удобствам, а обличения истинных пророков не могли подорвать доверия к ним со стороны народа. Пророк Амос только упоминает о них, не вступая еще в борьбу с ними, а пророк Осия уже открыто обличает их, как виновников религиозного и нравственного падения Израиля ( Ос.9:7; 6:5; 4:5,8 ). Другие препятствия в своей деятельности пророки встречали со стороны царской власти и священства. Так, пророк Амос был обвиняем вефильским первосвященником Амасией перед царем, как заговорщик против существующего порядка, – «речей которого не может выносить земля» ( Ам.7:10 ), и вследствие этого обвинения, по мнению Эвальда, пророк должен был удалиться в Иудею. Эвальд предполагает, что само прибытие пророка Амоса из Иудеи было вызвано запрещением Иеровоама II пророкам израильским их деятельности, на что, по его мнению, намекает Ам.5:13 : «поэтому разумный безмолвствует в это время». Весьма вероятно, что и пророк Осия был затрудняем в своей деятельности высшими властями, на что указывает его жалоба ( Ос.4:4 ): «никто не спорь, никто не обличай другого», а по Эвальду он принужден даже бежать в Иудею 276 (что, как увидим ниже, совершенно ложно). Не смотря на эти внешние неблагоприятные условия, пророки с достоинством выполняли свое высокое призвание до самого падения царства (721 г. до Р. Хр.), и голос их не мог быть подавлен ни насилием, ни преследованиями. |
15 Этот стих служит связующим звеном между пророчеством, направленным против Эдома (2–15), и более общим пророчеством, касающимся Израиля и других народов (16–21; см.: Введение). День Господень – это конечная цель, к которой движется история. В этот день Бог покарает тех, кто выступал против Него, и даст утешение Своему народу. Израиль полагал, что относится ко второй категории, однако обнаружил, что, вследствие неповиновения и нарушения завета, принадлежит скорее к первой ( Иоил. 1:15; 3:14 ; Ам. 5:18–24 ). Он окажется среди наказанных народов ( Втор. 32:35–36 ; Зах. 14:1–3 ), представленных здесь Эдомом. Эдом будет наказан в точном соответствии со своими преступлениями – по принципу «око за око, зуб за зуб», или, выражаясь специальным языком, по закону равного возмездия (ср.: Лев. 24:20 ; Иер. 50:15,29 ). Божья справедливость не допускает безнаказанности. 15–21 Израиль и другие народы – суд и спасение 15–18 Врагам Израиля отплачено той же монетой 15–16 Эдом, к которому пророк по–прежнему обращается на «ты» (ср.: ст. 7), – это яркий представитель всех тех народов, которые тоже будут наказаны. За то, что, радуясь крушению Израиля, эдомитяне устроили попойку в Иерусалиме на святой горе Бога, они выпьют до дна чашу Божьей ярости (ср.: Ис. 51:17 ; Иер. 25 ; Авв. 2:15–16 ; Мк. 14:36 ). Их уничтожение будет настолько полным, что от них ничего не останется: как бы их не было. 17 А на горе Сионе, святой горе Бога (16), будет спасение для бежавших (14), но не для Эдома (1–15) и не для других народов (16). Милость Божья к избранному народу проявится в возвращении ему наследия завета – обетованной земли, овладение которой было временно отложено из–за его грехов (ср.: Втор. 30 ). Слова о спасении как слова Самого Бога приведены в Иоил. 2:32 , это указывает, что Авдий предшествовал Иоилю. Здесь восстанавливаются оба аспекта Давидова завета: Бог, обитающий в Своем святилище, и народ, представленный «остатком» в земле обетованной. 18 Эдом, дом Исава, намеревался уничтожить Израиля или хотя бы извлечь выгоду из его гибели (10–14). Он будет истреблен пламенем Божьей ярости (ср.: Пс. 17:9 ; Ам. 5:6 ) с помощью Его народа – дома Иакова (имеется в виду либо весь народ Израиля [ср.: Пс. 21:24 ], либо только Иуда на юге) и дома Иосифа (союз десяти колен; ср.: 3Цар. 11:28 ; Ам. 5:6 ). Таким образом, все двенадцать колен Израиля будут возвращены в землю обетованную – не останется там тех, кто преследовал их (ср.: Иез. 37:15–28 ). У народа, который выдавал бежавших израильтян (14; ср.: ст. 17), никого не останется (ср.: Пл. Иер. 2:22 ). Если немногие уцелевшие израильтяне, «остаток», возродятся как народ, то Эдом будет полностью уничтожен. |
1Цар.17:25 ); с) в несвободных подарках, т. е. в дани покоренных народов ( 2Цар.8:2 ; 3Цар.5:1 ; 4Цар.3:4 ; Ис.16:1 ); d) в немалозначительной доле военной добычи ( 2Цар.8:11; 12:30 ); е) в доходе с царских имуществ, т. е. приобретаемом от их частных имений: 1122 полей, виноградников, лесов и стад ( 1Пар.27:25 и д. 2Пар.26:10 ); наконец, в доходе чрез торговлю, мореплавание и другие привиллегии ( 3Цар.10:11,14,22 ; Ам.7:1 ). Законное царское достоинство в Израиле продолжалось до разрушения царства халдеями, между тем как царская власть отпавщих десяти колен погибла уже гораздо раньше, представив собою в беспрестанной, большею частью кровавой смене династий царскую власть греха ( Ам.9:8 ). С открывшимся над Седекиею судом Божиим давидово царское достоинство прекращается, «пока придет тот, кому оно прилично» (Езек. 21, 32. Сзич. 17, 22), кому Иегова даст престол отца его Давида ( Лк.1:32 ). «Иродианское царское достоинство, по причине его идумейского происхождения, находящееся в противоречии с феократическим установлением ( Втор.17:15 ) – одна карикатура». 1123 Отдел второй – Суд и судебная расправа Глава первая. – Судебный порядок § 148. Понятие и происхождение гражданского права и суда Право есть нравственный порядок, основывающийся на порядке природы, и по своей идее есть проявление господствующей в мирохранении и мироправлении божественной правды; но в своем земном образовании оно есть частью продукт традиционного наблюдения и обычая, частью положительный закон или установление правительства или законодателей. Но в том и другом случае оно не есть невольное или произвольное человеческое постановление. Напротив оно выходит из богоучрежденных основных отношений человеческого общества и из природного или прирожденного человеку нравственного сознания и – поскольку оно происходит от Бога в устроении природы, и в совести людей – оно есть сила, которой подчиняются индивидуумы, как и человеческие общества. Правда, обычные порядки, как нравы и язык, развиваются и образуются постепенно, почти незаметно, но все же не по субъективному произволу, но помощью сознания права, которое, как нравственная субстанция и определяющее влечение, наполняет единицы, семейства, народ; образуется с внутреннею необходимостью из положенных для развития человечества, объективных порядков страны и народа, под влиянием которых возрастает каждый человек. |
1. Словоупотребление еврейского оригинала. Обычным словом для обозначения носителей этой харизмы служит в еврейской Библии термин наби , , в принятой латинской транскрипции nàbì» в множ. числе н е б и и м. Точный смысл этого слова до сих пор не может считаться выясненным, также как его происхождение. Глагол nàbà», с которым его происхождение чаще всего связывается, означает в акадском языке кричать или провозглашать . В таком случае наби надо понимать как тот, кто кричит, или тот, кто провозглашает 3 . Однако, грамматически, наби представляет собою форму страдательного залога, что дает возможность понимать наби как тот, кто был призван. Если это так, то в понятии наби подчеркивается момент божественной призванности пророка. Но такой смысл наби не вяжется с текстами в роде Ам.7:14 , где пророк, ссылаясь на свою призванность от Бога, в то же самое время утверждает свою непричастность к тем, которые именуются как небиим. Подобного рода замечания приводят к выводу, согласно которому в Библии термин наби перестал употребляться в своем первоначальном смысле. К тому же приводит нас другой факт, к которому нам предстоит еще вернуться: наименование небиим стало употребляться в отношении к пророкам писателям в эпоху сравнительно позднюю. Итак, подлинный смысл слова наби остается пока нераскрытым. Но, что можно указать относительно терминологии, употребляемой в еврейской Библии для обозначения деятельности, которая представлялась самой характерной для небиим? Согласно сведениям, находящимся в исторических книгах и касающихся ранних времен израильской истории, небиим были представляемы в образе экстатиков, выступающих под воздействием религиозного вдохновения, прославляющих Ягве Бога Израилева, возвещающих Его волю, напоминающих об Его требованиях ( 1Цар.19:20–24 ). Поэтому Осия в 9:7 называет этих людей вдохновенными (буквально: человеками духа). «Пророчествовать», hitnabbe, от того же корня, что и наби , в древних текстах означает быть вне себя, неистовствовать под наитием Духа сошедшего на небиим (см.: Числ.11:25–27 , 1Цар.10:5 и сл. 11:13, 18:10, 3Цар.18:29 ). В более позднее время тот же глагол стал означать возвещать , приняв это значение сперва в niphal, ( Ам.3:8, 7:15 , 3Цар.22:12 ), а потом даже в hitpael, т. е. в той же форме hitnabbe ( 2Пар.20:37 , Ездр.5:1 ), означавшей прежде быть в экстазе, неистовствовать под велениями Духа. Поэтому, анализ терминов, касающихся проявлений вдохновения, присущего древним пророкам, тоже не дает решающих результатов для определения сущности, как пророческой деятельности, так и пророческого дара в священном израильском обществе. |
16 В заключение Бог обвиняет Иерусалим в следовании порочным обычаям печально известного Амврия ( 3Цар. 16:25 ) и его сына Ахава, который прославился своим мошенничеством и вымогательством ( 3Цар. 21 ). За это Бог предаст Свой народ опустошению и посмеянию (ср.: Втор. 28:25 ). 7:1– 7 Социальная структура Иерусалима развалится 1 Михей начинает свой плач красноречивым выражением скорби – Горе мне! Изложение причин этой скорби можно истолковать как обвинение – не стало справедливых властей (1б–4). В аллегорической картине пророк, выступающий от имени Бога, приходит летом в свой виноградник, чтобы сорвать ягоду или спелый плод с деревьев, растущих среди лоз, но не находит ни одной, ибо вандалы обобрали все дочиста. 2 Виноградник – это дом Израилев (ср.: Ис. 5:1–7 ; Пс. 79:9–17 ), а плоды его – это милосердые и правдивые (т. е. соблюдающие завет). Аллегория (1) и ее истолкование (2) объединены словами ни одной и не стало, за которыми стоит одно и то же древнееврейское слово. Затем Михей уточняет преступления всех (т. е. продажных судей из ст. 3, которые притесняют свои невинные жертвы). Пророк уподобляет их охотникам, которые строят ковы и ставят сеть (ср.: 2:1–2; 3:1–3,9–11). 3 Михей развивает тему охоты. Руки их (судей и начальников) умеют делать зло (т. е. ставить смертельные сети). Начальник и судьи – это, очевидно, городские власти, а вельможа (букв, «величайший», в ед. ч.) – это их безнравственный царь. Они не только не способны быть нелицеприятными и отклонять взятки ( Исх. 23:8 ; Втор. 10:17 ), но действуют сообща, вымогая взятки у своих братьев. 4а Лучший из них – как терн… хуже колючей изгороди. Препятствуя правосудию, эти самодовольные и равнодушные правители обездоливают и оскорбляют тех, кто добивается справедливости. Какая насмешка – назвать их справедливыми! 4б Плач резко переходит от обвинения к провозглашению возмездия. Провозвестники Твои (т. е. дозорные, выставленные на городских стенах, чтобы предупреждать об опасности; Ис. 21:6 ) – это истинные пророки Израиля, предвозвестившие день суда (2:6; 3:8; Ам. 5:18–20 ). Из–за того, что народ не прислушивался к этим добросовестным стражам (2:6–11; 3:5–6; Ис. 30:10 ; Ос. 9:7–8 ; Ам. 2:12 ), посещение Бога, день суда над ними наступает ныне ( Ис. 10:3 ; Ос. 9:7 ). 5–6 Это картина распада всех социальных связей в осажденном городе (ср.: Ис. 3:4–7 ). 5 Самые тесные узы – друг и приятель (5а), жена, лежащая на лоне твоем (5б), – не выдержат испытания осадой. Человек не сможет рассказать своему самому близкому другу, как он надеется выбраться из беды, потому что тот использует это ради своего выживания. 6 Даже домашние восстанут друг на друга, как враги, ради спасения собственной жизни. Пришествие Иисуса Христа приведет к такому же расколу ( Мф. 10:35–36 ; Лк. 12:53 ). |
Херувимы, виденные Иезекиилем, отличаются от описания их в других ветхозаветных книгах четверичным числом лиц и крыльев. Но если нет этому образу полной 5 параллели в описании херувимов в других ветхозаветных книгах, то вообще четверичное число очень часто употребляется в языке библейских писателей, по соответствию четырем странам света ( Быт. 2, 10, 13, 14 . Ис. 49, 12 ). Утварь в скинии и храме устроена была в соответствие четырем странам света ( Исх. 25,12 . 3Цар. 7, 25 . 1Пар. 9, 24 ) Пророки обращались к этому числу в предсказании бедствий различных народов, вражеских нашествий, и т. п. ( Ам. 1,3–2,1 . Иер. 15, 3. 49, 35 ...). Лица херувимов, обращенные на четыре стороны очень близко напоминают изображения волов, под медным морем, в храме, также лицами своими обращенные на четыре стороны. Четверичному числу лиц херувимов толковники придают значение изображения Божия всеведения, простирающего свой взор на все страны света ( Пс. 138, 6–12 ). Иез.1:7 . А ноги их (херувимов) – ноги прямые и ступни ног их как ступня ноги у тельца, а сверкали как блестящая медь. Описание нижней часто фигуры херувимов, виденных Иезекиилем сходно с изображением херувимов в Соломоновом храме. Последние стояли на ногах своих ( 2Пар. 3, 12 ). Серафимы, являвшиеся пророку Исаии, также имели ноги (Ис. гл. 6). Господь являлся людям в образе Существа, имеющего ноги ( Исх. 24, 10 ). Отсюда произошло употребительное в Библии выражение: храм и земля суть подножие ног Господних ( 1Пар. 28, 2 . Ис. 60,13, 66, 1 ...). Ступня ног херувимов была подобна ноге тельца. Неизвестно, такая форма ступни сходна или нет с формою ног в изображении херувимов в храме (в кн. Паралипоменон общо сказано: на ногах своих, а о форме последних ничего не говорится). Но если этот образ не сходен с изображением херувимов, то он сходен с другими фигурами, бывшими в употреблении в храмовой и светской еврейской архитектуре. Он напоминает изображения волов под медным морем, в Соломоновом храме ( 3Цар. 7, 25 ), а преимущественно – фигуры тельцов, украшавшие трон Соломонов ( 3Цар. 10, 19 ). |
Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Колесница, повозка I. В Палестине для перевозки грузов повозки применялись редко из-за характера местности, и потому они редко упоминаются в Библии. Обычно поклажу перевозили на вьючных животных – ослах и верблюдах. Во время странствования по пустыне левиты перевозили ⇒ скинию на крытых повозках ( Числ. 7:3–8 ). Хетты имели четырехколесные повозки, К., с дисковыми колесами. Такой же, вероятно, была и та К., на которой филистимляне вернули израильтянам ковчег завета ( 1Цар. 6:7 ). Пр. Ам упоминает К. для перевозки снопов ( Ам. 2:13 ). Грузовая повозка времен Исаии (см. Ис. 66:20 ) изображена на ассир. рельефе, найденном в районе Лакиша (Лахиса). В эти повозки впрягали волов. II. 1) шумеры еще в III тысячел. до Р.Х. имели четырехколесные боевые колесницы, в которые запрягали лошадей. Эти животные появились на Ближнем Востоке, вероятно, благодаря гиксосам. Более легкая двухколесная К. была широко распространена у египтян ( Исх 14 и след.; 4Цар. 18:24 ), хананеев ( Нав. 17:16 ; Суд. 1:19 ; Суд. 4:3 ), филистимлян ( 2Цар. 1:6 ), арамеев ( 2Цар. 10:18 ), хеттов ( 4Цар. 7:6 , ассирийцев ( Ис. 22:7 ; Наум. 2:1–4 ), вавилонян ( Иер. 50:37 ; Иез. 26:7 ) и персов, а со времен Соломона и у израильтян ( 3Цар. 16:9 ; 2Пар. 1:14 ; ⇒ Войско , V). Док-ты из архивов Рас-Шамры и Алалаха дают представление о структуре и организации отрядов К. как ядра войска. Эти К., запряж., как правило, двумя, иногда тремя, реже четырьмя лошадьми, использовались и для охоты. К. правителя и его сыновей, прежде всего наследников престола, во время их выезда сопровождали бегущие впереди скороходы (⇒ Предтеча ), которые должны были освобождать едущим дорогу ( 2Цар. 15:1 ; 3Цар. 1:5 ); 2) ось повозки, обычно располож. ближе к заднему краю, была твердо соединена с кузовом и дышлом, рессор в то время не знали. Колеса имели по четыре или по шесть спиц. Дисковые колеса были только у грузовых повозок. Судя по колеям на мощенных камнем улицах Каркемиша (Кархемиса), расстояние между колесами составляло 1,10 м. Кузова были круглые и четырехугольные. На их внешних стенках, которые, как и дышло, и хомут, нередко бывали богато украшены, помещали колчан со стрелами. Боевые К. иногда обивали железом ( Нав. 17:18 ). Позднее колеса стали оснащать серпами, которые выводили из строя пехоту, когда К. врезалась во вражеский боевой порядок ( 2Мак.13:2 ). |
В ⇒ Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. найденные каменные глыбы (см. Суд. 6:20 ; Суд. 13:19 ; 1Цар. 6:14 ; 1Цар. 14:33 ). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в которые, вероятно, помещали приношения. Исх. 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. запрещается в Исх. 20 ( Втор 27 и след.; Нав 8 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар. 18:31.32 упоминается Ж. из 12 камней «по числу колен сынов Иакова». Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, «дабы не открылась при нем нагота твоя» ( Исх. 20:26 ). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. – по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. выступы («роги»), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж. всесожжения для скинии ( Исх. 27:2 ). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. ( Ам. 3:14 ). У израильтян действовало установление, согл. которому совершившему непреднамер. убийство предоставлялась божеств. защита, если он схватится за роги алтаря ( Исх 21 и след.; 3Цар. 1:50 ; 3Цар. 2:28 ). Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ Жертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее – в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью ( Исх 27 и след.), который предположит. наполнялся камнями или землей. Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс. – 3 локтя (локоть «по прежней мере» 52,5 см). До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой. Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на которую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены). Согл. 2Пар. 4:1 , Ж. всесожжения, установленный на внешнем дворе храма Соломона, имел 20 локтей в дл. |
| |