Ам.5:11 , и по какому месту они шли так далеко, что взыскивали подати хлебом даже от неимущих. Сверх того царю, кажется, принадлежал первый сенокос, ср. Ам.7:1 и 3Цар. 18:5 115 . К этому присоединялся еще род непрямой подати, когда, напр., пошлины, установленные Соломоном, простирались не только на транзитную торговлю, но и на ввоз 116 . Наконец и возложенные на израильтян работы, повинности и военная служба могут быть в известном смысле причисляемы к податям. Тем более, что богатые, вероятно, в широкой степени изменяли эти работы в денежные подати 117 . В чрезвычайных случаях, напр., когда иноземный завоеватель налагал тяжелую военную дань на страну, цари иудейские имели для покрытия долга храмовые сокровища, которые, впрочем, пополнялись не только их собственными пожертвованиями ( 3Цар.15:15 ), но и пожертвованиями народа ( 4Цар.12:5 , 3Цар.15:18 , 4Цар.12:9, 16:18, 18:15 118 . Напротив, в израильском царстве мы в подобных обстоятельствах слышим о разложении контрибуции на богатых, из которых каждый должен был заплатить 50 сиклей (§ 18). К тому же средству позднее должен был прибегнуть царь иудейский Иоаким, вероятно, потому, что храмовых сокровищ не доставало для составления требуемой суммы; раскладка же в этот раз совершалась, путем переписи граждан сообразно оценке их состояния, 4Цар.28:35 . При Птоломеях, по Иосифу Флавию, подати отдавались на откуп с торгов, вследствие чего легко могли возникать подобные же злоупотребления, как теперь в Палестине 120 . Когда позже иудеи добровольно подчинились Антиоху Великому, то он в угоду им издал эдикт, который поучителен и для рассматриваемой здесь области. Жители Иерусалима были на три года освобождены от всех податей, и на следующее время им прощалась третья часть податей пока город не оправился от тяжелых ударов. Члены совета и храмовый персонал получали свободу от поголовной подати, налогов с венцов и других податей. За необходимое для постройки храма дерево не должно было взиматься никакой ввозной пошлины 121 . Благодаря этим определениям мы, таким образом, получаем верное представление о том, что должен был платить народ в другие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Амасия Амасия [евр. Амация, «Яхве могуч» ]: 1) сын и наследник иуд. царя Иоаса (801–773 гг. до Р.Х.). В Библии о нем сказано: «И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» ( 2Пар. 25:2 ). А. вступил на престол в возрасте 25 лет. Когда власть его укрепилась, повелел казнить придворных, которые убили его отца, но, согласно Закону, пощадил их детей ( Втор. 24:16 ). А. начал войну против идумеев и для участия в походе пригласил наемников из Израиля. Однако, вняв предостережениям пророка, отправил их обратно, несмотря на то, что уже выплатил им немалую сумму. А. добился полной победы над идумеями в Соляной долине, захватил их столицу Селу и переименовал ее в Иокфеил. В упоении победой он вызвал на бой израил. царя Иоаса. Но поскольку А. поставил в Иерусалиме захвач. идолов идумейских богов и стал приносить им жертвы, то вызвал на себя Божий гнев. А. не послушался посланного Богом пророка и пригрозил ему смертью. Иоас пытался удержать А. от сражения, но тот настоял на своем вызове. В битве при Вефсамисе иудеи были разбиты и А. захвачен в плен. Иоас привел его в Иерусалим. Победитель приказал проделать широкую брешь в сев. стене, опустошил храм и цар. дворец и возвратился с заложниками и добычей в Самарию. Т.о. власть А. оказалась окончат. сломленной. Вслед за этим народ поднял восстание и в 792 г. до Р.Х. поставил на престол 16-летнего сына А. Озию, или ⇒ Азарию (11) ( 4Цар 14 и след.). А. еще продолжит. время оставался в живых. Когда впоследствии возник заговор против него, он бежал в Лахис, но там убийцы настигли его. Тело А. привезли в Иерусалим и похоронили в цар. усыпальнице ( 4Цар. 14:1–20 ; 2Пар. 25:1–28 ); 2) израильтянин из колена Симеона, отец Иосии ( 1Пар. 4:34 ); 3) один из предков Ефана, левита и певца в храме ( 1Пар. 6:45 ); 4) священник, служивший вефильскому тельцу. Он пожаловался израил. царю Иеровоаму II на пр. Амоса. А. запретил Амосу выступать с пророчествами против Израиля в Вефиле, т.к. здесь святыня царя и главный храм царства. Ам сослался на поручение, данное ему Господом («Я – не пророк...», Ам. 7:14 ), и возвестил А., что Божий суд настигнет его самого и его семью в час гибели израил. народа ( Ам. 7:10–17 ; ср. 3Цар. 12:28–33 ); 5) [евр. Амасия, «Яхве понес» (т.е. защищая, взял на руки)], сын Зихри, военачальник царя Иосафата ( 2Пар. 17:16 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Прежде чем перейти к непосредственному изображению пророческого служения последних пророков израильского царства – Ионы, Амоса и Осии – считаем не лишним коснуться в немногих словах внешней истории пророческого служения нового периода и отношения к пророкам народа и его духовных вождей. Есть много оснований в пророческих писаниях этого времени полагать, что голосá пророков не встречали себе сочувствия в среде народа. Утопая в гордой беспечности и поглощаемый страстью к роскоши и изнеженности, народ следовал своим влечениям к чувственности и не внимал пророческой проповеди покаяния. Предсказание гибели государству и плена народу не могло казаться приятным народу, привыкшему выслушивать счастливые предсказания ложных пророков, размножившихся теперь в Израиле и всегда говоривших в угоду ему. С этими ложными пророками, усвоившими себе одну лишь пророческую внешность, стоявшими в услужении сильным мира и народу ( Ам.7:10 ; ср. 3Цар.22:11 ) и поддерживавшими религиозное усыпление и безнравственность народа, истинные пророки должны были вступить в борьбу. Пророк Осия называет их «ослепленными, безумными пророками», которых ослепил Бог за грехи Израиля ( Ос.9:7 ). Нам не осталось памятников этой борьбы истинных пророков с ложными, так как, очевидно, последние и не решались вступить в открытую борьбу, которая была бы достаточно обоснована известными убеждениями, охраняемыми ими. Место последних заменял у них интерес к наживе и внешним удобствам, а обличения истинных пророков не могли подорвать доверия к ним со стороны народа. Пророк Амос только упоминает о них, не вступая еще в борьбу с ними, а пророк Осия уже открыто обличает их, как виновников религиозного и нравственного падения Израиля ( Ос.9:7; 6:5; 4:5,8 ). Другие препятствия в своей деятельности пророки встречали со стороны царской власти и священства. Так, пророк Амос был обвиняем вефильским первосвященником Амасией перед царем, как заговорщик против существующего порядка, – «речей которого не может выносить земля» ( Ам.7:10 ), и вследствие этого обвинения, по мнению Эвальда, пророк должен был удалиться в Иудею. Эвальд предполагает, что само прибытие пророка Амоса из Иудеи было вызвано запрещением Иеровоама II пророкам израильским их деятельности, на что, по его мнению, намекает Ам.5:13 : «поэтому разумный безмолвствует в это время». Весьма вероятно, что и пророк Осия был затрудняем в своей деятельности высшими властями, на что указывает его жалоба ( Ос.4:4 ): «никто не спорь, никто не обличай другого», а по Эвальду он принужден даже бежать в Иудею 276 (что, как увидим ниже, совершенно ложно). Не смотря на эти внешние неблагоприятные условия, пророки с достоинством выполняли свое высокое призвание до самого падения царства (721 г. до Р. Хр.), и голос их не мог быть подавлен ни насилием, ни преследованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

15 Этот стих служит связующим звеном между пророчеством, направленным против Эдома (2–15), и более общим пророчеством, касающимся Израиля и других народов (16–21; см.: Введение). День Господень – это конечная цель, к которой движется история. В этот день Бог покарает тех, кто выступал против Него, и даст утешение Своему народу. Израиль полагал, что относится ко второй категории, однако обнаружил, что, вследствие неповиновения и нарушения завета, принадлежит скорее к первой ( Иоил. 1:15; 3:14 ; Ам. 5:18–24 ). Он окажется среди наказанных народов ( Втор. 32:35–36 ; Зах. 14:1–3 ), представленных здесь Эдомом. Эдом будет наказан в точном соответствии со своими преступлениями – по принципу «око за око, зуб за зуб», или, выражаясь специальным языком, по закону равного возмездия (ср.: Лев. 24:20 ; Иер. 50:15,29 ). Божья справедливость не допускает безнаказанности. 15–21 Израиль и другие народы – суд и спасение 15–18 Врагам Израиля отплачено той же монетой 15–16 Эдом, к которому пророк по–прежнему обращается на «ты» (ср.: ст. 7), – это яркий представитель всех тех народов, которые тоже будут наказаны. За то, что, радуясь крушению Израиля, эдомитяне устроили попойку в Иерусалиме на святой горе Бога, они выпьют до дна чашу Божьей ярости (ср.: Ис. 51:17 ; Иер. 25 ; Авв. 2:15–16 ; Мк. 14:36 ). Их уничтожение будет настолько полным, что от них ничего не останется: как бы их не было. 17 А на горе Сионе, святой горе Бога (16), будет спасение для бежавших (14), но не для Эдома (1–15) и не для других народов (16). Милость Божья к избранному народу проявится в возвращении ему наследия завета – обетованной земли, овладение которой было временно отложено из–за его грехов (ср.: Втор. 30 ). Слова о спасении как слова Самого Бога приведены в Иоил. 2:32 , это указывает, что Авдий предшествовал Иоилю. Здесь восстанавливаются оба аспекта Давидова завета: Бог, обитающий в Своем святилище, и народ, представленный «остатком» в земле обетованной. 18 Эдом, дом Исава, намеревался уничтожить Израиля или хотя бы извлечь выгоду из его гибели (10–14). Он будет истреблен пламенем Божьей ярости (ср.: Пс. 17:9 ; Ам. 5:6 ) с помощью Его народа – дома Иакова (имеется в виду либо весь народ Израиля [ср.: Пс. 21:24 ], либо только Иуда на юге) и дома Иосифа (союз десяти колен; ср.: 3Цар. 11:28 ; Ам. 5:6 ). Таким образом, все двенадцать колен Израиля будут возвращены в землю обетованную – не останется там тех, кто преследовал их (ср.: Иез. 37:15–28 ). У народа, который выдавал бежавших израильтян (14; ср.: ст. 17), никого не останется (ср.: Пл. Иер. 2:22 ). Если немногие уцелевшие израильтяне, «остаток», возродятся как народ, то Эдом будет полностью уничтожен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1Цар.17:25 ); с) в несвободных подарках, т. е. в дани покоренных народов ( 2Цар.8:2 ; 3Цар.5:1 ; 4Цар.3:4 ; Ис.16:1 ); d) в немалозначительной доле военной добычи ( 2Цар.8:11; 12:30 ); е) в доходе с царских имуществ, т. е. приобретаемом от их частных имений: 1122 полей, виноградников, лесов и стад ( 1Пар.27:25 и д. 2Пар.26:10 ); наконец, в доходе чрез торговлю, мореплавание и другие привиллегии ( 3Цар.10:11,14,22 ; Ам.7:1 ). Законное царское достоинство в Израиле продолжалось до разрушения царства халдеями, между тем как царская власть отпавщих десяти колен погибла уже гораздо раньше, представив собою в беспрестанной, большею частью кровавой смене династий царскую власть греха ( Ам.9:8 ). С открывшимся над Седекиею судом Божиим давидово царское достоинство прекращается, «пока придет тот, кому оно прилично» (Езек. 21, 32. Сзич. 17, 22), кому Иегова даст престол отца его Давида ( Лк.1:32 ). «Иродианское царское достоинство, по причине его идумейского происхождения, находящееся в противоречии с феократическим установлением ( Втор.17:15 ) – одна карикатура». 1123 Отдел второй – Суд и судебная расправа Глава первая. – Судебный порядок § 148. Понятие и происхождение гражданского права и суда Право есть нравственный порядок, основывающийся на порядке природы, и по своей идее есть проявление господствующей в мирохранении и мироправлении божественной правды; но в своем земном образовании оно есть частью продукт традиционного наблюдения и обычая, частью положительный закон или установление правительства или законодателей. Но в том и другом случае оно не есть невольное или произвольное человеческое постановление. Напротив оно выходит из богоучрежденных основных отношений человеческого общества и из природного или прирожденного человеку нравственного сознания и – поскольку оно происходит от Бога в устроении природы, и в совести людей – оно есть сила, которой подчиняются индивидуумы, как и человеческие общества. Правда, обычные порядки, как нравы и язык, развиваются и образуются постепенно, почти незаметно, но все же не по субъективному произволу, но помощью сознания права, которое, как нравственная субстанция и определяющее влечение, наполняет единицы, семейства, народ; образуется с внутреннею необходимостью из положенных для развития человечества, объективных порядков страны и народа, под влиянием которых возрастает каждый человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1. Словоупотребление еврейского оригинала. Обычным словом для обозначения носителей этой харизмы служит в еврейской Библии термин наби , , в принятой латинской транскрипции nàbì» в множ. числе н е б и и м. Точный смысл этого слова до сих пор не может считаться выясненным, также как его происхождение. Глагол nàbà», с которым его происхождение чаще всего связывается, означает в акадском языке кричать или провозглашать . В таком случае наби надо понимать как тот, кто кричит, или тот, кто провозглашает 3 . Однако, грамматически, наби представляет собою форму страдательного залога, что дает возможность понимать наби как тот, кто был призван. Если это так, то в понятии наби подчеркивается момент божественной призванности пророка. Но такой смысл наби не вяжется с текстами в роде Ам.7:14 , где пророк, ссылаясь на свою призванность от Бога, в то же самое время утверждает свою непричастность к тем, которые именуются как небиим. Подобного рода замечания приводят к выводу, согласно которому в Библии термин наби перестал употребляться в своем первоначальном смысле. К тому же приводит нас другой факт, к которому нам предстоит еще вернуться: наименование небиим стало употребляться в отношении к пророкам писателям в эпоху сравнительно позднюю. Итак, подлинный смысл слова наби остается пока нераскрытым. Но, что можно указать относительно терминологии, употребляемой в еврейской Библии для обозначения деятельности, которая представлялась самой характерной для небиим? Согласно сведениям, находящимся в исторических книгах и касающихся ранних времен израильской истории, небиим были представляемы в образе экстатиков, выступающих под воздействием религиозного вдохновения, прославляющих Ягве Бога Израилева, возвещающих Его волю, напоминающих об Его требованиях ( 1Цар.19:20–24 ). Поэтому Осия в 9:7 называет этих людей вдохновенными (буквально: человеками духа). «Пророчествовать», hitnabbe, от того же корня, что и наби , в древних текстах означает быть вне себя, неистовствовать под наитием Духа сошедшего на небиим (см.: Числ.11:25–27 , 1Цар.10:5 и сл. 11:13, 18:10, 3Цар.18:29 ). В более позднее время тот же глагол стал означать возвещать , приняв это значение сперва в niphal, ( Ам.3:8, 7:15 , 3Цар.22:12 ), а потом даже в hitpael, т. е. в той же форме hitnabbe ( 2Пар.20:37 , Ездр.5:1 ), означавшей прежде быть в экстазе, неистовствовать под велениями Духа. Поэтому, анализ терминов, касающихся проявлений вдохновения, присущего древним пророкам, тоже не дает решающих результатов для определения сущности, как пророческой деятельности, так и пророческого дара в священном израильском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

16 В заключение Бог обвиняет Иерусалим в следовании порочным обычаям печально известного Амврия ( 3Цар. 16:25 ) и его сына Ахава, который прославился своим мошенничеством и вымогательством ( 3Цар. 21 ). За это Бог предаст Свой народ опустошению и посмеянию (ср.: Втор. 28:25 ). 7:1– 7 Социальная структура Иерусалима развалится 1 Михей начинает свой плач красноречивым выражением скорби – Горе мне! Изложение причин этой скорби можно истолковать как обвинение – не стало справедливых властей (1б–4). В аллегорической картине пророк, выступающий от имени Бога, приходит летом в свой виноградник, чтобы сорвать ягоду или спелый плод с деревьев, растущих среди лоз, но не находит ни одной, ибо вандалы обобрали все дочиста. 2 Виноградник – это дом Израилев (ср.: Ис. 5:1–7 ; Пс. 79:9–17 ), а плоды его – это милосердые и правдивые (т. е. соблюдающие завет). Аллегория (1) и ее истолкование (2) объединены словами ни одной и не стало, за которыми стоит одно и то же древнееврейское слово. Затем Михей уточняет преступления всех (т. е. продажных судей из ст. 3, которые притесняют свои невинные жертвы). Пророк уподобляет их охотникам, которые строят ковы и ставят сеть (ср.: 2:1–2; 3:1–3,9–11). 3 Михей развивает тему охоты. Руки их (судей и начальников) умеют делать зло (т. е. ставить смертельные сети). Начальник и судьи – это, очевидно, городские власти, а вельможа (букв, «величайший», в ед. ч.) – это их безнравственный царь. Они не только не способны быть нелицеприятными и отклонять взятки ( Исх. 23:8 ; Втор. 10:17 ), но действуют сообща, вымогая взятки у своих братьев. 4а Лучший из них – как терн… хуже колючей изгороди. Препятствуя правосудию, эти самодовольные и равнодушные правители обездоливают и оскорбляют тех, кто добивается справедливости. Какая насмешка – назвать их справедливыми! 4б Плач резко переходит от обвинения к провозглашению возмездия. Провозвестники Твои (т. е. дозорные, выставленные на городских стенах, чтобы предупреждать об опасности; Ис. 21:6 ) – это истинные пророки Израиля, предвозвестившие день суда (2:6; 3:8; Ам. 5:18–20 ). Из–за того, что народ не прислушивался к этим добросовестным стражам (2:6–11; 3:5–6; Ис. 30:10 ; Ос. 9:7–8 ; Ам. 2:12 ), посещение Бога, день суда над ними наступает ныне ( Ис. 10:3 ; Ос. 9:7 ). 5–6 Это картина распада всех социальных связей в осажденном городе (ср.: Ис. 3:4–7 ). 5 Самые тесные узы – друг и приятель (5а), жена, лежащая на лоне твоем (5б), – не выдержат испытания осадой. Человек не сможет рассказать своему самому близкому другу, как он надеется выбраться из беды, потому что тот использует это ради своего выживания. 6 Даже домашние восстанут друг на друга, как враги, ради спасения собственной жизни. Пришествие Иисуса Христа приведет к такому же расколу ( Мф. 10:35–36 ; Лк. 12:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Херувимы, виденные Иезекиилем, отличаются от описания их в других ветхозаветных книгах четверичным числом лиц и крыльев. Но если нет этому образу полной 5 параллели в описании херувимов в других ветхозаветных книгах, то вообще четверичное число очень часто употребляется в языке библейских писателей, по соответствию четырем странам света ( Быт. 2, 10, 13, 14 . Ис. 49, 12 ). Утварь в скинии и храме устроена была в соответствие четырем странам света ( Исх. 25,12 . 3Цар. 7, 25 . 1Пар. 9, 24 ) Пророки обращались к этому числу в предсказании бедствий различных народов, вражеских нашествий, и т. п. ( Ам. 1,3–2,1 . Иер. 15, 3. 49, 35 ...). Лица херувимов, обращенные на четыре стороны очень близко напоминают изображения волов, под медным морем, в храме, также лицами своими обращенные на четыре стороны. Четверичному числу лиц херувимов толковники придают значение изображения Божия всеведения, простирающего свой взор на все страны света ( Пс. 138, 6–12 ). Иез.1:7 . А ноги их (херувимов) – ноги прямые и ступни ног их как ступня ноги у тельца, а сверкали как блестящая медь. Описание нижней часто фигуры херувимов, виденных Иезекиилем сходно с изображением херувимов в Соломоновом храме. Последние стояли на ногах своих ( 2Пар. 3, 12 ). Серафимы, являвшиеся пророку Исаии, также имели ноги (Ис. гл. 6). Господь являлся людям в образе Существа, имеющего ноги ( Исх. 24, 10 ). Отсюда произошло употребительное в Библии выражение: храм и земля суть подножие ног Господних ( 1Пар. 28, 2 . Ис. 60,13, 66, 1 ...). Ступня ног херувимов была подобна ноге тельца. Неизвестно, такая форма ступни сходна или нет с формою ног в изображении херувимов в храме (в кн. Паралипоменон общо сказано: на ногах своих, а о форме последних ничего не говорится). Но если этот образ не сходен с изображением херувимов, то он сходен с другими фигурами, бывшими в употреблении в храмовой и светской еврейской архитектуре. Он напоминает изображения волов под медным морем, в Соломоновом храме ( 3Цар. 7, 25 ), а преимущественно – фигуры тельцов, украшавшие трон Соломонов ( 3Цар. 10, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Колесница, повозка I. В Палестине для перевозки грузов повозки применялись редко из-за характера местности, и потому они редко упоминаются в Библии. Обычно поклажу перевозили на вьючных животных – ослах и верблюдах. Во время странствования по пустыне левиты перевозили ⇒ скинию на крытых повозках ( Числ. 7:3–8 ). Хетты имели четырехколесные повозки, К., с дисковыми колесами. Такой же, вероятно, была и та К., на которой филистимляне вернули израильтянам ковчег завета ( 1Цар. 6:7 ). Пр. Ам упоминает К. для перевозки снопов ( Ам. 2:13 ). Грузовая повозка времен Исаии (см. Ис. 66:20 ) изображена на ассир. рельефе, найденном в районе Лакиша (Лахиса). В эти повозки впрягали волов. II. 1) шумеры еще в III тысячел. до Р.Х. имели четырехколесные боевые колесницы, в которые запрягали лошадей. Эти животные появились на Ближнем Востоке, вероятно, благодаря гиксосам. Более легкая двухколесная К. была широко распространена у египтян ( Исх 14 и след.; 4Цар. 18:24 ), хананеев ( Нав. 17:16 ; Суд. 1:19 ; Суд. 4:3 ), филистимлян ( 2Цар. 1:6 ), арамеев ( 2Цар. 10:18 ), хеттов ( 4Цар. 7:6 , ассирийцев ( Ис. 22:7 ; Наум. 2:1–4 ), вавилонян ( Иер. 50:37 ; Иез. 26:7 ) и персов, а со времен Соломона и у израильтян ( 3Цар. 16:9 ; 2Пар. 1:14 ; ⇒ Войско , V). Док-ты из архивов Рас-Шамры и Алалаха дают представление о структуре и организации отрядов К. как ядра войска. Эти К., запряж., как правило, двумя, иногда тремя, реже четырьмя лошадьми, использовались и для охоты. К. правителя и его сыновей, прежде всего наследников престола, во время их выезда сопровождали бегущие впереди скороходы (⇒ Предтеча ), которые должны были освобождать едущим дорогу ( 2Цар. 15:1 ; 3Цар. 1:5 ); 2) ось повозки, обычно располож. ближе к заднему краю, была твердо соединена с кузовом и дышлом, рессор в то время не знали. Колеса имели по четыре или по шесть спиц. Дисковые колеса были только у грузовых повозок. Судя по колеям на мощенных камнем улицах Каркемиша (Кархемиса), расстояние между колесами составляло 1,10 м. Кузова были круглые и четырехугольные. На их внешних стенках, которые, как и дышло, и хомут, нередко бывали богато украшены, помещали колчан со стрелами. Боевые К. иногда обивали железом ( Нав. 17:18 ). Позднее колеса стали оснащать серпами, которые выводили из строя пехоту, когда К. врезалась во вражеский боевой порядок ( 2Мак.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В ⇒ Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. найденные каменные глыбы (см. Суд. 6:20 ; Суд. 13:19 ; 1Цар. 6:14 ; 1Цар. 14:33 ). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в которые, вероятно, помещали приношения. Исх. 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. запрещается в Исх. 20 ( Втор 27 и след.; Нав 8 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар. 18:31.32 упоминается Ж. из 12 камней «по числу колен сынов Иакова». Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, «дабы не открылась при нем нагота твоя» ( Исх. 20:26 ). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. – по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. выступы («роги»), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж. всесожжения для скинии ( Исх. 27:2 ). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. ( Ам. 3:14 ). У израильтян действовало установление, согл. которому совершившему непреднамер. убийство предоставлялась божеств. защита, если он схватится за роги алтаря ( Исх 21 и след.; 3Цар. 1:50 ; 3Цар. 2:28 ). Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ Жертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее – в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью ( Исх 27 и след.), который предположит. наполнялся камнями или землей. Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс. – 3 локтя (локоть «по прежней мере» ­­ 52,5 см). До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой. Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на которую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены). Согл. 2Пар. 4:1 , Ж. всесожжения, установленный на внешнем дворе храма Соломона, имел 20 локтей в дл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010