Объясн. Отсюда видно, что даже ветхозаветный храм, уже обречённый на гибель, уже лишённый прежнего значения (так как воссиял уже свет новозаветной истины), продолжает служить для апостолов местом молитвы и даже местом божественных видений и откровений, как же после этого можно отрицать необходимость христианских храмов – этих домов молитвы: Мк.11:17 ; 1Кор.11:22 , которые должны существовать до второго пришествия Господня: 2Фес.2:3–4 . 4Цар.24:13 . «И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома, и изломал, как изрёк Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем». Объясн. Обетования Божии относительно храма вообще как Дома Божия – дома молитвы, остались непреложными и таковыми останутся до второго пришествия: ср. 2Фес.2:4 . Если нарушено обетование относительно храма Иерусалимского, то оно, это обетование, дано евреям под условием соблюдения заповедей и уставов Господних: 3Цар.9:3–9 ; но так как заповеди Господа евреями постоянно попирались, то Господь и передал скинию Давидову, падшую... прочим человекам, которые возвестят имя Божие: Деян.15:16–17 . Дан.1:2 . «И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов Дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внёс эти сосуды в сокровищницу бога своего». Объясн. Нарушенное обетование о вечности храма по отношению к упорному народу Израильскому вновь восстановлено с «прочими человеками и всеми народами, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь»: Ам.9:11–12 ; Деян.15:16 . Рукотворенный храм есть средство к единению христиан 2Кор.6:16 . «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»» ( Лев.26:12 ). Объясн. Здесь храмом называется не отдельный христианин, а совокупность христианского народа или общества; это уясняется и ссылкой апостола на слова, сказанные Господом в Ветхом Завете народу Израильскому: Лев.26:12 ; Пс.13:5 . Если Господь живёт и как бы обращается в целом христианском обществе или народе, то почему нельзя считать местом Его особенного пребывания то место, где верующие составляют одно целое, где являются не разрозненным множеством, но именно обществом, соединённым посредством общих молитв и священнодействий? А таков и есть наш храм православный, что тоже дом молитвы: Мк.11:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

( Иер.30:7 ). «День гнева – день сей, говорит Софония, день скорби и тесноты, день опустошение и разорения»... ( Соф.1:15 ). 1758 Прямо же параллельным по общей мысли местом к Мал.3:2, а может служить Ам.5:18–19 : «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, – то же, как если бы кто убежал от льва – и попался ему на встречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его». Иудеи в Мал.2:17 требовали «Бога правосудия». Пророк обещает им пришествие «Господа» (3:1); но прибавляет (в 3:2), что это пришествие ничего для них приятного не представляет, – что оно, напротив, будет грозным и судным. § 117. . Сказуемое и здесь выражено причастием (==чл.+ part. sing. каль от гл. «стоять») и должно переводиться, как выше, будущим «устоит». LXX перевели чрез (==«или»); – впрочем, в Алекс. код. – κα. Форма ==предл. +int. ниф. от гл. () «видеть»+суф. 3 л. ед. ч. м. р. Буквально можно бы перевести по-гречески – εν τω ειναι αυτον ορωμενον или по-русски – «когда его увидят». Мы полагаем, что, в соответствие с предыдущим, == ==«в тот день, когда Он будет видим»==«в день явления Его». Но так как слова в евр. тексте все-таки нет, то вернее будет перевести: «когда Он явится» (что гл. в ниф. значит «являться», видно из след. мест: Лев.13:19 ; Суд.13:10 ; 3Цар.18:1 сл.; Дан.8:1 ; Быт.12:7; 17:1; 48:3 ; Исх.3:16 ; Лев.9:4 и др.). 1759 Параллельное выражение находим в ψ.129:3: «Если Ты, Иегова, будешь подмечать беззакония, то кто устоит, Владыко ( )?» Оба эти вопроса: «кто выдержит?» и «кто устоит?» – суть quaestiones rhetoricae, т. е. предполагающие ответ: «никто». Пришествие и явление Господа и сопровождающий его суд рассматриваются, как некоторое бремя, которого никто не в силах снести, или как бы некоторый удар, под которым никто не устоит на ногах 1760 (ср. в 1:1). Но разумеется, это отрицательное – никто не значит, что и в действительности никто не спасется на грядущем суде; напротив, из 3:16–17, 20–21 видно, что в день Господень спасутся и восторжествуют «боящиеся Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Священник : То правда, что Бога никто не может видеть в существе Его, ибо Он Дух (см.: Ин.4:24 ), невидимый для наших вещественных очей и безграничный, так что не только взор, но и мысль человека не могут Его охватить, иначе они были бы сокрушены безмерным величием. Первосвященники Ветхого Завета, входя единожды в год во святое святых, где Бог являлся в видимом Своем жилище, совершали, по заповеди, обильное каждение, дабы, увидев Его, не умереть ( Исх.30:10 ; Лев.16:2,12–13 ). Но нужно знать, что икона имеет прообразом Самого Иисуса Христа, Который пришел к своим ( Ин.1:11 ) и жил среди них. Святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков пали на землю, когда Господь на горе Фавор явил им сияние Божества в теле Своем (см.: Мф.17:6 ); стражники у гроба Господня поверглись ниц и стали как мертвые ( Мф.28:4 ) при виде исшедшего из гроба Божественного тела Христова; апостол Павел утратил на время зрение, когда Спаситель явился ему на пути в Дамаск (см.: Деян.9:3–8 ). Отсюда видим, что лицезрение существа Божия было и осталось недоступно смертным. Однако Священное Писание говорит нам о явлениях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Нет ли противоречия между этими явлениями и словом Писания о том, что Бога невозможно увидеть? Отнюдь! Ибо если человеку невозможно видеть существо Божие, то Богу возможно сделаться видимым для взора и постижимым для ума человеческого без того, чтобы человек умер. И Сам Он обещал, что явится некоторым святым в видимом образе: И сказал Бог Аарону и сестре его Мариам; слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем... устами кустам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ( Числ.12:6–8 ). Бога Отца в образе трех странников 70 видел у дуба Мамврийского праотец Авраам (см.: Быт.18:1–3 ); видел Его и праотец Иаков, сказавший: я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ). Видел Бога пророк Моисей в образе человека 71 , говорящего с ним лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим ( Исх.33:11 ); тот же Моисей видел Его на горе Хорив, в купине горящей и несгорающей (см.: Исх.3:2–4 ). Видел Бога пророк Исаия, свидетельствующий: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа ( Ис.6:5 ). Видел Его святой пророк Даниил в образе Ветхого днями ( Дан.7:9 ). Также и пророк Амос говорит: Видел я Господа стоящим над жертвенником ( Ам.9:1 ); и пророк Михей: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его ( 3Цар.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Поэтому именно в Северном царстве, где так сильно сгустилась над Церковью тьма, с невиданной до сих пор активностью начинают свое служение великие пророки. Правители Израильского царства яростно обрушили свой гнев и всю мощь государства против пророков Божьих, видя в них главную опасность своего царствования и самого существования разделенного государства. Даже великий пророк Илия не мог выдержать их постоянных гонений. Так понятен его крик к Господу: «сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» ( 3Цар.19:10 ). Таким образом, время, в которое совершали свое служение пророки, было самым неблагоприятным в истории ветхозаветной Церкви. Это отмечает евангелист Иоанн, когда пишет о служении последнего и величайшего из всех ветхозаветных пророков Предтечи Господа Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него» ( Ин.1:5–7 ). Во все времена, когда сгущалась тьма греха, когда народ отходил от поклонения Богу, когда была угроза, что Церковь останется во мраке беззакония, Господь посылал Своих служителей-пророков для свидетельства, что Он есть, для призыва народа Божия к покаянию, для обличения греха и неправды, для утешения, что милость Божия и верность Его неизменны. 2.6. Проблема исполнения пророчеств Для человека, только приступающего к чтению пророческих книг, сама постановка вопроса может показаться странной: в чем здесь проблема? В Ветхом Завете можно увидеть разные пророчества. Про одни можно утверждать абсолютно точно, что они исполнились. Это исторический факт, подтвержденный различными документальными источниками. Например, многочисленные пророчества о разрушении Иерусалимского храма, падении Иудеи и последующем плене. «Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» ( Ам.6:3–7 ). Нет никаких сомнений, что в 586 году н. э. это пророчество было исполнено, город был захвачен штурмовыми отрядами армии Навуходоносора, а Храм – разрушен.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Синонимами понятия «пророк» в древнееврейском языке были два словами – «провидец» и «прорицатель». Они оба указывают на природу служения пророка. Во-первых, он, как провидец, получал Откровение. Бог доверял ему Свои тайны, открывал Свои планы ( Ам.3:7 ). Пророки стояли «в совете Господа», видели и слышали слово Его ( Иер.23:18 ). Во-вторых, как на прорицателях, на них лежала обязанность провозглашать слово откровения, которое они получили. «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои, – говорит Бог Иеремии. – Всё, что повелю тебе, скажешь» ( Иер.1:9:7 ). «Ты скажешь им: „так говорит Господь Бог!“», «говори им слова Мои» – с таким поручением Бог посылает Иезекииля ( Иез.2:4, 7 ; ср. 3Цар.22:14 ; Числ.22:18,20,35. 38 ). Формулировка «так говорит Господь», которая в Ветхом Завете встречается около 300 раз, сопровождает пророческие предсказания, свидетельствуя о том, что Откровение – это реальность, что слова пророков – не их выдумка или предположение, а слова самого Бога. И если это слова самого Бога, значит, это настоящая истина 76 . Говоря о служении пророка нужно указать, что пророк в Ветхом Завете – этот тот, который передаёт весть о воле Божий своим современникам – относительно, прежде всего, настоящего, а так же будущего, а, возможно, и прошлого. Весть относительно настоящего заключается в том, чтобы научить Божий народ Его заповедям, а также оценить поведение народа через мерило этих заповедей. Поэтому Моисей как законодатель – пророк. Изложение воли Божией относительно прошлого предполагает оценку с точки зрения Божественного промысла. Моисей, излагая события изгнания первых людей из рая, Потопа, построения вавилонской башни и других событий, так же выступает как пророк 77 . Когда же пророк говорит о будущем, то оно всё равно связано с настоящим. И в этом Моисей пророк, например, когда Бог предсказывает, что в будущем придёт Иной Пророк: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» ( Втор.18:18 ). Моисей сравнивает этого грядущего пророка с собой – будущий пророк будет играть ту роль, которую Моисей играл на горе Синай 78 . Отсюда можно сделать вывод, что не только книги пророков, но и всё Писание Ветхого Завета может быть названо пророческим словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

«Такое видение представил мне», говорит пророк, «Господь Иегова: вот Господь стоит на стене, обделанной по отвесу, и в руке его свинцовый отвес. И сказал, мне Иегова: что ты, Амос, видишь? Я отвечал: свинцовый отвес. И сказал Господь: вот Я поднял отвес среди народа моего–Израиля, и уже не прощу ему, и будут опустошены высоты исааковы (т. е. израилевы, так как Исаак употребляется здесь вместо Иакова и в одинаковом значении с Израилем, и именно для обозначения десяти колен израилевых) и разорены святилища израилевы (в Вефиле, Дане – 3Цар. 12, 29 и Галгалах Ам. 4, 4 ), и восстану на дом Иеровоамов с мечем " (7, 7–9). В этом видении показывает­ся пророку погибель десятиколенного царства. Стена, обделанная по отвесу, служит образом царства Божия во Израиле, как не­коего здания, правильно и прочно устроенного. Поднятые отвеса в среде народа указывает на разрушение (ср. 4Цар. 21, 13 ; Ис. 34, 11 ) этого царства. Разрушение святилищ десятиколенного Израиля и низвержение царской у него власти, представленное под образом погубления династии царствовавшего в то время царя, говорит о прекращении самостоятельного существования цар­ства, как это видно из дальнейшей речи пророка, где по­вествуется, что предсказанное пророком в третьем видении погубление царского дома иеровоамова, а вместе с тем и все предшествующие грозные предсказания пророка возбудили гнев Амазии, верховного жреца при вефильском святилище, где стоял золотой телец. Разгневанный жрец, желая выжить из Нефиля мрачного пророка, послал против него обвинение к царю в том, что пророк этот своими речами производит возмущение против самого царя и при том производит возмущение это в доме израилевом, в самом царстве израилевом и именно в главном, средоточном религиозном пункте царства–в Вефиле. Возмущение пророк производит тем, что предсказывает смерть Иеровоама (или точнее дома иеровоамова) от меча и вместе с тем возве­щает и переселение Израиля из своей земли в землю чужую. «И послал», повествует пророк, ,,Амасия, священник вефильский к Иероваму, царю израилеву, сказать: Амос делает возмущение против тебя в доме израилевом: не может земля терпеть всех слов его; ибо», по замечанию пророка обосновывал обвинение свое Амасия», так говорит Амос: Иеровоам умрет от меча, и Из­раиль из земли своей переселится».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

  И сказал Азаил: отчего господин мой плачет? И сказал он: оттого, что я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло – крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных женщин у них разрубишь. И сказал Азаил: что такое раб твой, пес, чтобы мог сделать такое большое дело. И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя Сирии (4Цар 8:12-13).   Предвидение, даже против собственной воли, необычайная политическая дальнозоркость. Но еще больше – мужество, потому что обычно пророк противостоит воле царя. Так, царь Ахав при всей своей власти над жизнью и смертью, только что устроивший побитие камнями своего подданного, чтобы узурпировать его виноградник, его фамильное наследство, перед суровым натиском Илии не может сделать ничего и вынужден отступить:   И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа (3Цар 21:20).   Подобных примеров немало и в истории “добрых” царей, как, например, в истории Давида, которого пророк Нафан также укоряет за то, что тот сделал “злое пред очами Господа” (2Цар 12:9). У классических пророков, то есть у тех, чьи книги дошли до нас, отношения между царем и пророком разупрочняются по той причине, что эти пророки обращаются уже не к царям, а ко всему народу . Однако настойчивость в обличении беззаконий, совершаемых правящими классами в отношении малоимущих, сохраняет и у классических пророков свой примат. Достаточно послушать первого по времени письменного пророка:   Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают (Ам 2:6-7).   Это обличение Амоса следует за другими шестью, направленными против окрестных народов (арамеев, филистимлян, финикийцев, эдомитян, аммонитян, моавитян) – знак того, что взгляд на политику у пророка вовсе не провинциален, а интернационален. Следует заметить, что преступления, в которых обвиняются перечисленные шесть народов – это криминальные преступления против человечности (депортация целых народов, массовые этнические чистки, вспарывание животов беременным женщинам и др.) . Грех Израиля кажется на этом фоне чем-то незначительным. Но Израиль подпадает под общее со всеми народами обвинение. То, что для других народов было бы простительным, для Израиля – смертный грех, потому что –

http://bogoslov.ru/article/4252498

Действительно, Бог открыл Пророку тяжесть бедствий, угрожавших израильтянам за нечестие, в двух видениях: под образом саранчи и всепожигающего огня. Но Пророк молился за народ заблуждающий: Господи! Господи! милостив буди! Кто воставит иакова, яко мал есть ( Ам.7:1–7 )? И Господь помиловал израиль по молитвам Пророка. Наконец, последнее видение означало конечное истребление царства ( Ам.7:7–10 ), и Пророк уже не осмеливался просить Господа о помиловании народа. Господь сказал Амосу: Иди и прорцы на люди Моя Израиля ( Ам.7:15 ). Лев возревет, и кто не убоится? Господь Бог глагола, и кто не проречет ( Ам.3:8 )? Следуя Божественному повеление, Амос оставил свои стада и, подобно Пророку, обличившему Иеровоама I за нарушение Божественного закона ( 3Цар.13:1 и д.), отправился прямо в Вефиль– главное место незаконного служения Иегове в царстве израильском 21 . Сюда, вероятно, особенно стекались ефремляне, как это видно из самого значения вефильского святилища, которое называется святилищем царя и домом царства ( Ам.7:13 ), то есть, главным храмом в царстве. Несколько времени Пророк проповедовал спокойно и, вероятно, его проповедь имела некоторое действие; Амасия жалуется Иеровоаму на Пророка: не возможете земля подъяти всех словес его ( Ам.7:10 ). Чем больше народ внимал словам Пророка, и чем далее разносилась проповедь его во израиле, тем большая опасность грозила господствующей религии и благосостояние жрецов золотого тельца. Посему, на защиту искаженной религии и собственных выгод восстал против Пророка жрец вефильский Амасия. Вероятно, он был главным жрецом при вефильском святилище, и потому считал своею обязанностью воспретить пророческую проповедь Амосу в Вефиле. Но он не осмелился употребить насилие против Пророка, и обратился с жалобою к Царю, чтобы он своею властно изгнал его из пределов израильских. Амасия, воспользовавшись тем, что Амос угрожал царству израильскому разрушением ( Ам.6:14 ) и близким падением дома Иеровоамова ( Ам.7:9 ), представлял Иеровоаму, что Пророк человек опасный и для царства и для самого Царя; потому что производит возмущение против него (развраты творит на тя Ам.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Приведенные здесь места показывают, что угроза касается не одного Иеровоама, а и всего народа. Эта угроза важна прежде всего в том отношении, что ею указывается гораздо определённее, нежели раньше (ср. 3Цар.14:15; 20:42 и др.), гибель всему народу, а не одной лишь безбожной династии, а затем и в том, – что гибель народа представляется, не как простое лишь следствие политических сношений Израиля, так как при вторжениях чуждых народов ( Ам.6:14; 7:17; 2:13–16 и др.) также и моровая язва и другие разрушительные действия Иеговы должны произвести гибель Израиля ( Ам.6:9,10; 9:1–4 ). Отсюда ясно, что пророк считает наказание вполне необходимым из внутренних религиозных и нравственных оснований. Как такие основания, пророк указывает грехи народа ( Ам.3:2 ), которые вызывают суд Иеговы. Между грехами народа прежде всего обращает на себя внимание пророка – идолослужение ( Ам.5:26 ), бывшее естественным следствием смешения религиозных представлений Израиля, при котором было совершенно искажено истинное служение Иегове; затем – служение тельцам в Вефильском и Дановом святилищах, именами богов которых клялись израильтяне ( Ам.8:14 ). Можно бы предполагать на основании Ам.2:7 («отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое»)... сознательное и намеренное смешение Израилем культа Ваала и Астарты со служением Иегове, но к этому нет пряной необходимости, так как «осквернение священного имени Иеговы могло вытекать и из того, что народ не полагал ясного различия между почитанием Иеговы и чувственно-безнравственным служением натуральным божествам, и в зависимости от этого подвергал даже насмешкам сторонников истинной религии ( Ам.2:11,12 ). Но это нечестие Израиля и искажение истинного служения Иегове – первый предмет обличений пророка – отступает большей частью на задний план перед разного рода нравственными преступлениями, в которых пророк обвиняет Израиля главным образом. Преступления против права и справедливости, занимающие живейшим образом пророка во всей его книге, поставляются в вину преимущественно знатным и сильным в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Повествуя дальше о деятельности отдельных царей, свящ. автор неоднократно замечает, что «высоты не были уничтожены» ( 3Цар.15:14 ; 3Цар.22:43 ; 4Цар.12:3 ; 4Цар.14:4 ; 4Цар.23:8 , 2Пар.15:17 ; 2Пар.20:33 ), что «народ еще приносил жертвы на высотах, хотя и Господу Богу своему» ( 2Пар.33:17 ). Как же теперь относятся представителя закона, пророки к высотам? Если прежде до построения иерусалимского храма, жертвоприношение на высотах разрешалось пророками, то теперь пророки решительно восстают против высот, считают их незаконными. И это нужно сказать прежде всего о пророках царства иудейского. Пророк Михей «высоты в Иудее» ставит в параллель с «нечестием Иакова, с грехом дома Израилева» ( Мих.1:5 ), т.е. культом Самарии. Исаия, например, пророчествует, что иудеи постыдятся о дубравах, которые избрали ( Ис.1:29 ), и предвидит время, когда они не будут более обращать внимания на жертвенники, которые сделали своими руками ( Ис.17:8 ). Пророк Иеремия не иначе представляет служение на высотах, как грехом ( Иер.3:2 ; Иер.17:3 и др.). Один из иудейских пророков явился, в свое время, к царю Иеровоаму с порицанием и осуждением нововведенному этим царем культу ( 3Цар. 13:1–5 ). Также осуждают высоты и пророки царства Израильского, например, Осия ( Ос.4:15 ) и Амос ( Ам.4:4 , Ам.5:5 ) Пророк Амос угрожает Израильтянам за множество жертвенников ( Ам.8:14 ) и предсказывает высотам разрушение и опустошение ( Ам.7:9 ). Особенно же сильно звучит нерасположение к высотам у прор. Осии ( Ос.4:15 ), когда он главную высоту Вефиль («дом Божий») называет Вефавен («дом непотребства»). Таким образом, пророки времени после построения Соломонова храма восстают против жертвоприношений на высотах, осуждают их 42 . Чем же обусловливается такое различие во взглядах пророков на высоты до и после построения храма? Основания сего различия мы можем находить в замечании автора 3Цар., касающемся первых годов царствования Соломона: «народ еще приносил жертвы на высотах, ибо (евр. , греч. LXX – τι, Yulg – enim, сирск.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010