В ⇒ Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. найденные каменные глыбы (см. Суд. 6:20 ; Суд. 13:19 ; 1Цар. 6:14 ; 1Цар. 14:33 ). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в которые, вероятно, помещали приношения. Исх. 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. запрещается в Исх. 20 ( Втор 27 и след.; Нав 8 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар. 18:31.32 упоминается Ж. из 12 камней «по числу колен сынов Иакова». Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, «дабы не открылась при нем нагота твоя» ( Исх. 20:26 ). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. – по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. выступы («роги»), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж. всесожжения для скинии ( Исх. 27:2 ). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. ( Ам. 3:14 ). У израильтян действовало установление, согл. которому совершившему непреднамер. убийство предоставлялась божеств. защита, если он схватится за роги алтаря ( Исх 21 и след.; 3Цар. 1:50 ; 3Цар. 2:28 ). Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ Жертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее – в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью ( Исх 27 и след.), который предположит. наполнялся камнями или землей. Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс. – 3 локтя (локоть «по прежней мере» ­­ 52,5 см). До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой. Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на которую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены). Согл. 2Пар. 4:1 , Ж. всесожжения, установленный на внешнем дворе храма Соломона, имел 20 локтей в дл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Из особенных местных представлений Ваала в ветхом завете поименованы следующие: а) Ваал – завета (ba’al berith), имевший храм в Сихеме ( Суд.8:33; 9:4 ), обоготворялся в качестве бога, союза, (el berith 9, 46) т. е. в качестве защитника и стража союзов подобно, как и Ζες ρκιος, Deus fidius. 734 b) Ваал мух ( ba’al zebub) Веелзевув, повелитель мух, который производил, посылал, но так же и прогонял рои мучительных мух, производящих в южных странах даже болезни. Подобно, как Ζεος πμνιος эолийцев, Μυαγρος, Deus myiodes или myiagros Плиния, Веельзевув считался божеством – прорицателем, и потому Охозия израильский посылал в Аккорон спросить его о своей болезни ( 4Цар.1:2 и д.). 735 с) Ваал – Пеор (ba’al ре’ог), Моавитское божество, которому Израильтяне начали совершать служение в то время, когда находились в пустыне на полях моавитских, Числ.25:1 и д.; 31:16; Нав.22:17 . Ваал – Пеор, вероятно тоже, что и Камос (kemosch), который считался у Моавитян богом войны, и которому Соломон для своих жен – Моавитянок соорудил баму на южном склоне Елеонской горы ( 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:13 ). 736 В качестве бога войны, Ваал-Пеор назывался у Греков ριλ, т. е. лев божий, и изображен на монетах Ариополиса (Ар или Раввав – Моав), стоящим на столпе и держащим в правой руке меч, а в левой – копье и щит с двумя огненными факелами в стороне. Моавитянс закалали этому божеству жертвы, устрояли в честь него жертвенные пирушки, совершавшиеся в домах разврата, и в трудные времена приносили даже детей в жертву для умилостивления ( 4Цар.3:27 ). По свидетельству Суд.11:24 , Камос дал Аммоннитянам их землю точно такъ же, как Израильтяне получили свое наследие от Иеговы. Принимая во внимание родство обоих народов по своим родоначальникам из указания кн. Судей мы в праве заключать, что Камос не только обоготворялся Аммонптянами, но и был если не тожественен, то во всяком случае весьма сроден с аммонитским божеством Милком или Малкам или Молех (milkom 3Цар.11:5,33 ; 4Цар.23:13 , malkam Иер.49:1,3 ; Ам.1:15 , molek 3Цар.11:7 , которому Соломон также соорудил алтарь. Более о почитании сего божества ничего неизвестно. 737

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Земля, в которой жил Израиль, по местам представляет весьма резкие контрасты. Наряду с местностями, где подтропическая природа раскрывается в полной своей пышности, встречаются места ужасно пустынные, которые во все времена ставили непреодолимую преграду культуре. Впрочем, эти противоположности попадаются более спорадически. Большая часть страны, хотя и в неодинаковой степени, должна быть названа землей годной к культуре, дружески идущей навстречу трудолюбию жителей. Наиболее плодородные местности заключает в себе северная часть, как на запад, так и на восток от Иордана. Менее благоприятна южная часть, древняя Иудея. Однако и здесь встречаются плодородные долины, особенно удобные для разведения винограда; тогда как возвышенности, за исключением пустыни Иудиной в тесном смысле, могут быть полезными, по крайней мере, как хорошие пастбища. Этот общий характер страны был благодарно оценен и древними израильтянами. Ханаан называется «доброй землей» Втор.4:21 . «Иегова ведет тебя (говорится во Втор.8:7 ) в землю добрую, в землю с потоками вод, источниками и озерами, выходящими из долин гор, в землю пшеницы, ячменя, виноградных лоз, смоковниц и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда; в землю, в которой ты без скудости будешь есть хлеб твой, и ни в чем не будешь иметь недостатка». Ср. также Втор.11:10 сл.: «твоя земля – не как земля Египетская, которую ты должен был поливать, как масличный сад, посредством ног твоих; это земля с горами и долинами, которая напояется падающим с неба дождем; земля, о которой Иегова, Бог твой, печется». Это последнее место указывает, без сомнения, и на условность плодородия земли. Если не появлялось дождя, особенно дождя весеннего, что иногда случалось несколько лет сряду, то земля превращалась в пустыню и угрожала жителям голодной смертью ( 3Цар.17:1 и сл., Ам.4:7). Другой опасностью были рои саранчи, которые тогда уничтожали надежды землевладельцев ( Ам.7:1 , Иоил.1 и сл.). Но это, впрочем, были исключительные случаи, которые лишь на время нарушали довольство Израиля в его земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

3:5–7. Пророки, вводящие в заблуждение. К числу неудачливых или несостоявшихся пророков относятся те, кто больше не получает весть от Бога (см. «голод» по слову Божьему в Ам. 8:11,12 ). Это связано с жадностью тех пророков, которые продают свои ложные предсказания, а не провозглашают их свободно в ответ на поощрение Бога. Продажные пророческие речи, которые возвещают «мир» и процветание торговцам и знати и приносят пророкам «хлеб», здесь представлены аллегорически в виде «войны», направленной против тех, кто им не платит. Михей, который не был профессиональным пророком, а был, как и Амос, просто избран Богом ( Ам. 7:1–15 ), несет вместо ложных пророческих речей и гаданий истинное Божье слово. Пророки этого времени в Ассирии обычно состояли на службе у царя, и от них требовалось подтверждение законности царского режима и политики. Поскольку пророки прекрасно сознавали свою выгоду, они говорили только то, что от них хотели услышать. 3:12. Распахан, как поле. Перед пахотой и севом земля должны быть полностью очищена от камней и крупного мусора. Эта метафора показывает, что город будет разрушен до основания, от него останутся одни руины. Ассирийские войска сровняют город с землей, превратят его в распаханное поле (ср.: Ис. 5:6 ). Хотя при его жизни этого не случилось, Иеремия взял на вооружение пророчество Михея и процитировал его на суде старейшинам ( Иер. 26:18 ), показав тем самым, что предсказания пророков были основательно изучены. 4:1–5:15 Время близкое и далекое 4:3. Перекуют мечи на орала. Здесь речь идет скорее не обо всем плуге, а о его железных наконечниках, которые взрыхляют почву и проводят в земле борозду. Длина такого наконечника около 7 дюймов. Однако то же самое еврейское слово использовано в 4Цар. 6:5 , где оно переводится как «топор». Поскольку меч перекован, то из этого куска металла можно изготовить разные вещи. 4:4. Своя виноградная лоза и смоковница. Виноградники и смоковницы давали основные продукты питания и составляли важную долю в экономике сельского хозяйства Древнего Израиля, и потеря их была чревата бедствием для народа ( Иоил. 1:6,7 ). Идиллический образ мира и процветания на древнем Ближнем Востоке выражался именно такой возможностью «сидеть под своею виноградной лозой и под своею смоковницей». В надгробной египетской живописи, на ассирийских рельефах и у библейских авторов этот образ используется для изображения людей, которые контролируют собственную жизнь без постороннего вмешательства и способны сами обрабатывать землю, дарованную им их богами/Богом ( 3Цар. 4:25 ; Ис. 36:16 ). Виноградник и смоковница давали тень, в которой можно было укрыться, и это указывало на годы процветания, поскольку возраста плодоношения деревья обычно достигают через несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

е. Ваал-Фегору, и стали мерзостью (или мерзкими – schiqquzim), как их любовники (9:10). Таким образом, Ваал-Фегор (одна из разновидностей в культе Ваала) есть, по энергичному выражению пророка, мерзость сам по себе и потому компрометирующему значению, которое он имеет для почитающих его. Потомки евреев, блудодействовавших на полях моавитских, – современники пророка продолжают дело своих отцов. «Ефрем захотел ходить в след суетных», букв.=грязи, скверного 111 ( Ос.5:11 ). Телец самарийский есть нечто отвратительное: когда Израиль клянется им, он клянется как бы своим позором ( Ам.8:14 ). Таким образом «другие боги», которых почитает Израиль, по взгляду пророков, не могут даже и претендовать на название каких бы то ни было, тем более божественных существ, и почитание их есть служение пустоте. Правда, Израиль примешивает к своему позорному служению идолам имя Иеговы. Современный пророкам Израиль подобен современникам пророка Илии: как те, по слову пророка Илии, хромали на оба колена, колеблясь между Иеговой и Ваалом ( 3Цар. 18:21 ) 112 , так и Израиль времен Амоса и Осии разделился сердцем ( Ос.10:2 ). 113 Иегову Израиль не отверг совершенно, напротив, он верит, что Господь Бог Саваоф среди них и Он есть первый, истинный его Бог-супруг ( Ос.2:9 ); Израиль ожидает для себя великих милостей с наступлением дня Иеговы; более того, он считает Иегову славою своею, своею гордостью 114 ( Ос.5:5 срв. Ос.8:7 ). Он даже думает угождать именно Ему. Все подробности и стороны государственного культа носят на себе печать имени Иеговы. Сам Иегова устами пророков свидетельствует об этом. Сыны Израилевы Ему приносят жертвы ( Ос.8:13 срв. Ос.9:4 ); Ему возносят всесожжения, хлебное приношение и благодарственные жертвы из тучных тельцов; в Его честь устраивают праздники, торжественные собрания, поют шумные песни и играют на гуслях ( Ам.5:21–23 ). Они клянутся именем Иеговы ( Ос.4:15 ). Но этот синкретизм не умаляет вины Израиля. Пророки подвергают его критике по существу, и в этой критике взгляд пророков на «иных богов» раскрывается с новой стороны, именно с точки зрения пророческого понимания действительного отношения Иеговы к смешанному культу северного царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Но и этого мнения нельзя признать основательным; потому что выражения: несчастный день, день опустошения, день погибели (ст. 12) с еврейского не означают конечного разрушения Иерусалима и совершенной погибели всех Иудеев 2 ; употребление этих выражений вместе показывает только, что несчастье было очень велико; но по этим выражениям нельзя ближе определить свойство несчастья, разразившегося над Иудеей. Но прежде разрушения Навуходоносором Иерусалим несколько раз подвергался нападению и разграблению со стороны врагов: 1) на пятом году царствования Ровоама Иерусалим был ограблен Сусакимом, царем Египетским ( 3Цар.14:25 и д.; 2Пар.12:2 и д.); 2) при Иораме – Филистимлянами и Арабами ( 2Пар.21:10 и д.). 3) при Амасии – царем Израильским Иоасом ( 4Цар.14:13 и д.; 2Пар.25:23 и д.). 4) при Иоакиме ( 4Цар.24:1 и д.; 2Пар.36:6 и д.) и 5) при Иехонии ( 4Цар.24:10 и д.; 2Пар.36:10 ) – Халдеями. Из этих завоеваний Иерусалима у Авдия не может быть речи о первом, при Ровоаме, потому что, находясь в подданстве Иудейскому Царству, Идумея тогда не могла так вредить Иудеям, как говорит об этом Авдий. Нельзя также разуметь здесь двух завоеваний Иерусалима Вавилонянами, потому что, когда Иеремия писал свое пророчество на Идумею ( Иер.49:7–22 ); то, без сомнения, имел в виду пророчество Авдия и употребил его выражения и образы для своих пророческих мыслей; но никак нельзя допустить обратного отношения между пророками. Особенность Пророка Иеремии состоит в том, что он часто опирается в своих пророческих речах на изречения старейших Пророков и повторяет их мысли, образы и слова. Так, в основании почти всех его пророчеств против иноплеменных народов находятся изречения Пророков, ранее его живших; – в основании пророчества его на Филистимлян (47 гл.) – пророчество Исайи ( Ис.14:28–32 ) против этого народа; в основании пророчества против Моавитян ( Иер. 48 гл.) – пророчество Исайи (гл. 15 и 16), в основании пророчества на Аммонитян ( Иер.49:1–6 ) – пророчество Амоса против них ( Ам.1:13–15 ); в основании пророчества против Дамаска ( Иер.49:23–27 ) – пророчество Амоса против того же царства ( Ам.1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Природа открывает ещё одно свойство Божие. Он не только Творец и Вседержитель, но и Бог-Судия. Природа становится орудием Божьего суда и возмездия за зло в человеческом мире. Библия часто говорит о разрушительных силах в природе как о проявлении Божественного гнева в ответ на человеческий грех (десять египетских язв, Исх.7:1–12:32 ; опустошительная засуха во времена Ахава и Иезавели, 3Цар.17:1 ; буря, грозившая потопить корабль, на котором Иона пытался бежать от Бога, Иона 1:1–16 ). Величайшей «природной катастрофой» всех веков был всемирный потоп во времена Ноя. Всё это Божий ответ на человеческую непокорность, отступление и непослушание 58 . Говоря об Откровении Бога в природе, нужно сделать одно замечание. Хотя природа и являет славу, премудрость и любовь Бога, но в увядании, болезнях, катастрофах и смерти, которые наполняют мир, она также являет и последствия грехопадения. История. Второй областью проявления общего Откровения является история. «История имеет богословский характер: она вся несёт на себе отпечаток Божьего действия» 59 . Изучение истории народов и государств свидетельствует, что в истории действует божественный Промысл, который управляет историческим процессом 60 . В Священном Писании Бог последовательно изображается как Тот, Кто управляет историей человечества, а также как Судья народов и их правителей ( Быт.6:6–7; 11:7–9; 18:16–19:25 ; Иер.18:7–11 ; Ам.1:3–2:16 ). Св. ап. Павел говорил в афинском ареопаге, что Бог «от одной крови... произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию» ( Деян.17:26 ). Пример проявления Божьего Откровения в истории многих стран можно увидеть в том, что Господь Сам останавливает «историю зла» в мире ( Ам.1:3–2:3 ). Ещё одним проявлением действия Бога в истории может служить сохранение народа Израиля. Этот маленький народ выжил в неприятельском окружении и в обстановке сильнейшей враждебности. Однако правильное понимание этого вида общего Откровения ограничено. Во-первых, видя зло в мире, некоторые могут сделать вывод, что если Бог ею и управляет, то Он недобр 61 . Для того чтобы понять, что такое Божие долготерпения ( 2Пет.3:9 ) нужно особое Откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

По обычаю народа богоизбраннаго, отцы семейств ежегодно вместе со своими женами являлись перед Господом и приносили Ему жертвы, причем, устроялась жертвенная трапеза, в которой принимали участие и жены (см. 1Цар.1:3–5 ). Вместо законных жен в царстве Израилевом отцы семейств и мужья приводят к жертвенному алтарю блудниц, с ними приносят жертву и совершают жертвенную трапезу. Это уже верх безнравственного нечестия, – «и народ, который не понимает», который так глубоко пал, что потерял всякую способность понимания опасности своего состояния, неудержимо и неизбежно «стремится к погибели» ( Ос.4:11–14 ). Ввиду такого пагубного нечестия десятиколенного Израиля, составлявшего некогда большую часть царства народа богоизбранного, желательно, чтобы, по крайней мере, Иуда, пребывавший еще, вместе с коленом вениаминовым, народом Божиим, не подражал ему в его нечестии: «если ты Израиль блудодействуешь, говорит Господь, то пусть бы не грешил хоть Иуда», не участвовал бы в блудодеянии, в идолослужении Израиля, путешествуя в его царство, в те места, где он совершал свое идолопоклонническое служение: «не ходил бы, увещательно вразумляет Бог Иуду, в Галгал " , город, лежавший к юго-западу от Силома, при пророках Илии и Елисее бывший местом школы учеников пророческих ( 4Цар.2:1, 4:38 ), а позднее сделавшийся местом идолопоклоннического культа, происхождение которого и свойства точно – определенно неизвестны (ср. Ос.9:15, 12:12 ; Ам.4:4, 5:5 ), – «не путешествовал бы в Беф-Авен», не путешествовал бы в город Вефиль (ср. Ам.4:4, 5:5 ), имевший в себе тельца, поставленного там для поклонения Иеровоамом I ( 3Цар.12:29 ), и потому из дома Божия, что означается словом Вефиль, сделавшийся Беф-Авеном, т.е. домом идолов, или домом нечестия; «и не клялся бы, жив Господь»; служа же идолам и путешествуя на поклонение им в Вефиль и Галгал, будучи, таким образом, идолопоклонником, не произносил бы в то же время своими устами имени Божия в клятве, что дозволено было законом только истинным чтителям Иеговы ( Втор.6:13, 10:10 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Там, на Хориве, есть пещера, и Господь проходит перед нею, как когда-то прошел перед скалой, на которой находился Моисей. Моментов этой теофании, этого прохождения три, даже четыре. Это проверенная схема пророческой литературы: представляются три вещи, но окончательная, определяющая – четвертая. Вспомним о рефрене первых двух глав Амоса: «За три преступления Израиля и за четыре не пощажу его» (Ам 2:6, ср. Ам 1:3,6,9,11,13; 2:1,4), когда называется только четвертый грех – капля, переполняющая чашу. В этой риторической схеме четвертая вещь аналогична первым трем, но имеет преимущественную перед ними силу. Здесь представлены три феномена, которые, казалось бы, должны явить Господа, но не являют. Или лучше сказать так: не являют Его так, как являет четвертый феномен. Это не вопрос «все или ничего», «да или нет»: в четвертом опыте Господь присутствует гораздо больше, чем в первых трех. Говорится о различных степенях. Мишелю Массону принадлежит честь обнаружения этой риторической схемы в расшифровывании опыта Илии, несмотря на то, что затем этот автор прочитывает его не в библейском и не в христианском, а в восточно-теософском ключе . Каковы эти первые три феномена, в которых «нет Господа», или Он есть, но не так явно, чем в четвертом? Это ветер, землетрясение и огонь. Можно сказать, что это природные, метеорологические, теллурические явления, подобные тем, что сопровождали синайское богоявление: громы, молнии, дым и огонь. Тогда гора Синай «сильно колебалась» (Исх 19:18), как бы от вулканического извержения или землетрясения. На основании этой расшифровки первых трех явлений и четвертый феномен (3Цар 19:12) интерпретируется как атмосферное явление: sibilus aurae tenuis (Vulgata); «il mormorio di un vento leggero» (итальянский перевод CEI). Несмотря на то, что это объяснение является до сих пор наиболее распространенным, оно далеко от того, чтобы быть удовлетворительным. То, что переводится обычно как «веяние легкого ветерка» , звучит буквально так: qoldemamà daqqà – «голос тонкого молчания», voix de fin silence (Левинас).

http://bogoslov.ru/article/4789209

4–6 Несмотря на то что будет уничтожено все живое, об Иудее и ее столице Иерусалиме говорится особо. Народ завета, добровольно поклявшийся в преданности Богу, несет большую ответственность. Такое же важное место среди многих других отведено народу Божьему в Ам.1:3 – 2:16 . Иисус возвел это в принцип, имеющий универсальное применение: «…кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк. 12:48 ). Бог прострет Свою руку не для того, чтобы помочь Израилю, как это бывало прежде (напр.: Втор. 4:34 ), а для наказания, подобно тому, как простертый жезл Аарона вызывал казни египетские ( Исх. 7:19 ). Те, кто будет устранен с места сего (Иерусалима или Храма, который и есть «место», Втор. 12:5 ), определяются в соответствии со своими преступлениями. Кое–кто продолжал поклоняться Ваалу, имя которого, означающее «господин, хозяин», использовалось не только по отношению к языческим божествам, но и к Самому Господу (имя «Веалия» означает «Господь есть Ваал», 1Пар. 12:5 ). Здесь Бог осуждает культ либо хананейского бога плодородия Хадду (ср.: Суд. 6:25 ; 3Цар.16:31,32; 18 ), либо ассирийского бога Бела (Ваала). Некоторые полагают, что религиозные реформы Иосии, начатые в 621 г. до н. э., покончили с языческими культами, но тот факт, что остатки Ваала сохранились, позволяет думать, что начатые недавно реформы возымели успех, но не полный (см.: «Введение»). Языческих жрецов со священниками ( 4Цар. 23:5 ) Господь истребит, и даже имена их будут преданы забвению. Предмет их поклонения – воинство небесное, то есть обожествляемые ими светила ( Втор. 4:19 ; 4Цар. 21:3–5 ; Иер. 8:2 ) -созданы Самим Господом ( Быт. 1:14–17 ). Еще одной проблемой был синкретизм, или смешение различных религиозных учений. Древнееврейский текст ст. 5, где говорится о людях, которые клянутся царем своим [Malcam], может указывать на то, что они поклонялись не только Господу (используя Его имя в клятвах), но и Его земному представителю. Хотя у нас нет доказательств существования такого обычая в Израиле, он был широко распространен на древнем Ближнем Востоке. Кроме того, этот стих мог относиться к Милхому (Молоху; NRSV, LXX и другие переводы) – языческому божеству аммонитян ( 3Цар. 11:5,33 ). Возможно даже, что верны оба толкования: хотя иудеи и притворялись верными Господу как Царю, в действительности они подчинялись узурпатору, языческому Милхому. Во всяком случае, они смешивали почитание истинного Бога с почитанием мнимых богов ( Исх. 20:3 ). Как и в Книге Пророка Иеремии (2:12–13), Господь потрясен отступлением Иудеи от истины и ее обращением ко лжи. 1:7–3:8 «День гнева – день сей»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010