Весьма хорошо указывают комментаторы Спб. Дух. Ак. на читаемый нами 6 стих этой главы Исаии, что пророчество о плене народа Еврейского и рассеянии его начинаются с Моисея ( Лев. 26:14–39 1304 и уясняются при Иеровоаме пр. Ахией ( 3Цар. 14:15 ); при Иеровоаме II пророком Амосом ( Ам. 5:27 ) и кроме Исаии повторяются и современником его пр. Михеем ( Мих. 4:10 ). Пророчество Исаии исполняется, как мы знаем, буквально. Толпы Иудеев, и притом самых знатных и богатых родов, отводятся в плен Навуходоносором ( 4Цар. 24:14–16, 25:12 ) и служат при царях Вавилонских рабами, или, как их называли, „евнухами“ 1305 . В этом смысле и Манассия, сын Езекии,-временно отведенный в Вавилон, по приказанию царя Ассирийского Есархадона, жившего в Вавилоне, видел уже на себе начало исполнения пророчества (см. 2Пар. 33:11–13 ). Но полное исполнение пророчества-при Навуходоносоре, и о нем говорит Исаия. Наказание Езекии в этом пророчестве заключается в том, что ему открывается будущее, а для спокойствия души его было бы великое счастье-не знать его. Но оно открыто ему, чтобы показать ему, как безумны человеческие рассчеты. Езекия утешает себя только тем, что глаза его не увидят этого бедствия. 8 . И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благостояние пребудут во дни мои 1306 . Слова: „присовокупил он“ (Езекия) доказывают, что в этом стихе записаны не все слова, сказанные Езекией; поэтому мы не имеем права возбуждать против Езекии какое бы то не было обвинение в эгоизме, как делают это некоторые комментаторы. Очевидно для нас, что он поражен,-но опомнившись, говорит, что всякое слово, изреченное Господом благо, как бы ни казалось оно тяжелым для человека. За тем уже он „присовокупляет“, что он радуется тому, что его царствование пройдет в мире и спокойствии. – Он, очевидно, ошибался, когда произносил это ранее нашествия Ассирии, но тем не менее он после горя нашествия испытал великую радость и спокойно отдал душу свою Господу. По поводу слова благостояние т. е. крепость царства, мы заметим, что оно переводится в Славянском и во всех западных переводах словом правда, как в Вульгате: veritas, а в греческом, словом справедливость. Мы нашли только в переводе латинской Лейпцигской библии 1822 года перевод сходный с нашим, словом stabilitas. Франц. Библия 1722 года (impr. à la Haye) и Остервальд дают перевод: sûreté.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

16:36. Кровь сыновей твоих. Это повторение обвинений Иерусалима из ст. 20, где говорится, что «она» приносила своих детей в жертву другим богам. В Пс. 105:38,39 это рассматривается не только как «осквернение земли», но и как пролитие невинной крови – один из самых тяжких грехов (см.: 4Цар. 21:16 ; Иер. 26:15 ). 16:45. Отец аморрей, мать хеттеянка. См. коммент. к Иез. 16:3 . Речь идет не только об этих хананейских народах, но и о межплеменных браках, которые совершались на протяжении столетий между этими язычниками и израильтянами. 16:46. Самария и Содом. Смысл этого предостережения вполне прозрачен. И Самарию, столицу Северного царства Израиля, и Содом настиг суд Божий: они были разрушены за свои «мерзости» (см.: Быт. 19:12–25 и 4Цар. 17:5–18 ). Упоминание Самарии как старшей сестры, вероятно, подчеркивает роль, которую она играла, будучи столицей десяти колен. Самария была построена Амврием ( 3Цар. 16:24 ) в IX в. до н. э. и была «моложе», чем Иерусалим Давида. Содом упоминается Богом как традиционный символ разрушения ( Ам. 4:11 ). Очевидно, Содом был древнее Иерусалима, но по размерам меньше, судя по тому, как легко он был завоеван врагами (см.: Быт. 14:8–11 ). 16:57. Эдом и Филистия. Если учесть, что во время осады Иерусалима эдомляне состояли в союзе с халдеями (см.: Пс. 136:7 ), они вполне могли злорадствовать по поводу его падения или даже участвовать в разграблении Иудеи после завоевания вавилонянами ее столицы (см. коммент. к Иер. 49:7 ). Филистия в течение VII в. до н. э. балансировала между антагонизмом и союзом с Вавилонией (напомним, что Аскалон был разграблен и сожжен Навуходоносором в 604 г. до н. э.). В любом случае, захват и разрушение Иерусалима в 587 г. до н. э. послужили для соседних государств поводом для осуждения жителей Иерусалима как нового Содома и свидетельством праведного гнева Божьего против развращенного и отступившего от веры народа. 17:1–24 Орел и виноградная лоза 17:2. Аллегории и притчи в Древнем мире. В древней литературе широко использовались аллегории и притчи, которые позволяли представить главную мысль в более яркой и выразительной форме и сделать ее более понятной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И рече: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и пресецы в главы всех. С еврейского: ударь в верх столпа, и поколеблются пороги, и обрушь на головы всех. Пророк созерцает весь народ избранный собранным около храма, в котором Господь обещал принимать молитвы верных под условием исполнения Его заповедей. Теперь Господь призывает народ Свой к храму, как Судия: аще же отвращающеся отвратитеся вы и чада ваши... и изрину Исраиля из земли, юже дах им, и храм сей, егоже освятих имени Моему, отвергу от лица Моего ( 3Цар.9:6–8 ). Господь повелевает ударить по колоннам и обломки храма обрушить на главы народа. Наказание будеть всеобщее; никто из спасшихся при разрушении храма нигде не скроется от смерти. Пророк, подобно Псалмопевцу ( Пс.138:7–10 ), самыми возвышенными чертами описывает вездеприсутствие Господа, от суда Которого преступник нигде не может скрыться ( Ам.9:2–6 ). Ам.9:7 . Не якоже ли сынове ефиопстии вы есте Мои сынове Исраилевы, глаголет Господь? Не исраиля ли изведох из земли египетская, и иноплеменники (филистимляне) из Каппадокии (из Кафтора) 38 и сиряны из Рава (Кир)? Св. Ефрем Сирин так объясняет слова Пророка: «если вы хвалитесь изшествием вашим из Египта; то вспомните, что Я равным образом извел филистимлян из Каппадокии и арамеев из Кира 39 ? Но возвещая погибель грешникам, Пророк в тоже время утешает благочестивых тем, что Господь не вконец отвергнет дом израилев, хотя рассеет его во вся языки ( Ам.9:8 ). Это составляет переход к последней, утешительной части пророчества. Пророк очами веры созерцает то блаженное время, когда уничиженный дом Давидов, в лице своего Великого Потомка, восстановится не только в прежнем, но и в большем величии; потому что к Его царству будут принадлежать не только иудеи и израильтяне, но и все языки, на которых будет наречено имя Божие ( Ам.9:11, 12 ); изображает под символом особенного плодородия земли обилие благодатных даров ( Ам.9:13 ), возвращение израильтян из плена и изобильную жизнь их. Ам.9:11 . В той день возставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея, и раскопанная ея возставлю, и возгражду ю, якоже дние века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Вот отчего шум, который вы слышите. 3Цар.1:46 .  И Соломон уже сел на царском престоле. 3Цар.1:47 .  И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своем, 3Цар.1:48 .  и сказал царь так: «благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал [от семени моего] сидящего на престоле моем, и очи мои видят это!» Привычное ухо опытного военачальника Иоава прежде всего обращает внимание на воинский звук трубы (ст. 41). Ионафан, ранее выступавший в качестве вестника на службе Давиду ( 2Цар.15:36,17:17 ), мог (ст. 42) намеренно оставаться в городе и наблюдать за происходящим там; отсюда – точность его сообщения (ст. 43–46). Преклонение престарелого Давида на ложе (ст. 47) вполне напоминает подобное же преклонение «на возглавие постели» или «на верх жезла» ( Быт.47:31 ) умирающего патриарха Иакова; это было выражением благоговения Давида, как и Иакова, к Богу; равным образом и благословляет Давид Иегову Бога Израилева, а не избирателей сына его (ст. 48); поставленного в скобках «от семени моего» нет в евр. масор. т. и есть лишь у LXX: κ το σπρματς μου (Vulg. этих слов не читает), но является вполне уместным и могло стоять в оригинале еврейском. Приверженцы Адонии в паническом страхе разбегаются (ст. 49). Подобный же страх, явившийся следствием отсутствия сознания законной собственности притязаний, овладевает и самим Адонией; сознавая себя уже политическим преступником, он спасается в скинии (Сионской), ( 3Цар.3:15 ; 2Цар.6:17 ) и хватается за роги жертвенника (ст. 50–51), как после – Иоав ( 3Цар.2:28 ), где мог найти убежище лишь невольный убийца ( Исх.21:12–14 ). Роги у жертвенника были существенной частью ( Ам.3:14 ; Лев.4:7,18 ), в них как бы выражалась идея жертвенного очищения. Менее всего они могли быть пережитком представления Иеговы в образе тельца (мнение Штаде и Новакка). 3Цар.1:52 .  И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет. 3Цар.1:53 .  И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой. Соломон в отчаянной мере Адонии усматривает фактическое признание им своей вины и совершает акт: условного прощения его, произведший, без сомнения, доброе впечатление на его подданных. 2 «Исторические книги Ветхого Завета. Перевод с еврейского языка с подстрочными примечаниями профессора Киевской Духовной Академии Михаила Гуляева, Киев, 1866, с. 186 Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Третья книга Царств. 237-398 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Schelemah (всех, совершенно) приняли за собственное имя Schelomoh – Соломон. Ам.1:8 .  И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и по­гибнет остаток Филистимлян, говорит Го­с­по­дь Бог. В числе городов филистимских пророк не упоминает о Гефе, – вероятно, потому, что ко времени Амоса он был завоеван и, может быть, разрушен. – «Погибнет остаток Филистимлян» – т. е. погибнут все до единого. Ам.1:9 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Тира и за четыре не по­щажу его, по­тому что они перед­али всех плен­ных Едому и не вспомнили братского союза. Ам.1:10 .  Пошлю огонь в стены Тира, и по­жрет чертоги его. Тиру и финикиянам поставляется в вину продажа в рабство пленников. О каких пленниках идет речь, как и в ст. 6, пророк не указывает. Некоторые (Новак) полагают, что пророк говорит о пленниках финикийских, которых захватывали Тиряне во время нередких, междоусобных войн финикийских городов (ср. «не вспомнили братского союза»). Большинство толкователей однако же относит слова пророка к продаже пленников иудейских. В этом обвиняет финикиян также пророки Иоиль ( Иоил. 3.6 ) и Иезекииль ( Иез 27.13 ). Вероятно, Тиряне являлись перекупщиками пленников, уводившихся из израильской земли во время нападения на нее могущественных соседей (ср. 4Цар 10.32 ; 3Цар 14.25–26 ). – «И не вспомнили братского союза», если под пленниками разуметь пленников иудейских, то приведенные слова сказаны о братском союзе Едома с Иудой ( Быт 33.3–15 ). Понимают их также и как указание на договоры о мире, заключавшиеся между Хирамом и Давидом и Соломоном ( 2Цар 5.11 ; 3Цар. 5:1–12, 9:12–13 ). Слово Schelemah (всех пленных) LXX-ю, как и в ст. 6, понято в смысле собственного имени; отсюда в слав. «заключиша пленники Соломони». Ам.1:11 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Едома и за четыре не по­щажу его, по­тому что он пре­следовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свиреп­с­т­во­вал по­стоян­но во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ам.7:12 .  И сказал Амасия Амосу: про­видец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там про­роче­с­т­ву­й, Неизвестно, как отнесся Иеровоам к доносу Вефильского жреца, Феодор Мопсуетский предполагает, что царь ничего не предпринял после доноса жреца вследствие уважения к пророку и по страху пред силой пророков, проявившейся во дни Илии и Елисея, возможно, также, что Иеровоам не придал значения проповеди пророка и потому, слишком уверен был в своей силе и благополучии. Тогда Амасия решил действовать самостоятельно и изгнал пророка из Вефиля. Провидец (евр. chozeh, слав. «видяй»); пророков называли прозорливцами, указывая этим на особенный только им свойственный дар прозрения; но Амасия, как можно заключать по тону всей его речи, называет Амоса прозорливцем в смысле ироническом. «Пойди и удались (lech berach lecha) в землю Иудину»: точнее – иди поспешно, спасайся в землю Иудину; возможно, что этими словами Амасия делал намек на отправленньй царю донос, последствия которого могут быть опасными для пророка (Гоонакер). «Там ешь хлеб и там пророчествуй»: Амасия оскорбляет пророка подозрением, что он пророчествует из-за корысти, ради хлеба. Ам.7:13 .  а в Вефиле больше не про­роче­с­т­ву­й, ибо он святыня царя и дом царский. Указывая основание своего требования об удаления пророка из Вефиля, Амасия говорит: «ибо он (Вефиль) святыня царя и дом царский». Амасия, так. обр., поставляет на вид, что святилище Вефильское учреждено царём ( 3Цар 12.28–29 ), есть святилище государственное (дом царский, beth mamlachah), и следовательно, только с разрешения царя здесь могут выступать священники и пророки. Ам.7:14 .  И отвечал Амос и сказал Амасии: я не про­рок и не сын про­рока; я был пастух и собирал сикоморы. В ответ на слова Вефильского жреца Амос указывает на то, что он выступил на проповедь не самовольно и не ради материальных выгод, а призван к своему служению Самим Богом, Которому не может не повиноваться. «Я не пророк (navi) и не сын пророка» (ben navi): сыны пророков или пророческие школы, представляли собою особые общества учеников пророческих, имевшие свою организацию и руководимые пророками ( 1Цар. 10:5, 10, 19:20 ; 3Цар. 22 ; 4Цар.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.22:5 . Ибо день смяте­ния и по­прания и замеша­тель­ства в долине виде­ния от Го­с­по­да, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. «Дочь народа моего», т. е. мои соотечественники, жители разных городов Иудеи. «Ломают стену» – по всей вероятности, сами жители Иерусалима, для того, чтобы, по местам, возвести новые стены, взамен обветшавших. «На горы» – по чтению Condamin " a – на гору. Стена Иерусалимская тянулась под горой, на которой стоял храм. Теперь крики работающих внизу города так громки, что достигают до вершины Сионской горы и мешают отправлению богослужения в храме. Ис.22:6 . И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит. «Елам» – жители Ассирийской области см. Ис.21:3 . «Кир» – также область, принадлежавшая Ассирийскому царству (ср. Ам.1:5 ; Ам.9:7 ), а не Армянская область на р. Кире, потому что Кавказ и Армения не были подвластны Ассирии. «Обнажает щит» – вынимает его из особого чехла (ср. Цезаря de bello gall. II, 21). Ис.22:7 . И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстро­ились про­тив ворот, Ис.22:8 . и снимают по­кров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом. «Покров Иудеи» – прикрытия, ограждения, защищавшие Иерусалим, крепости, в которых находились еврейские гарнизоны ( 2Пар.17:12 ; 2Пар.27:4 ). «И ты» – Иерусалим. «Дом кедровый» – цейхауз или арсенал, где хранилось оружие еще со времен Давида ( 3Цар.2 и сл. 3Цар.10:17 ). Ис.22:9 . Но вы видите, что много про­ломов в стене города Давидова, и собираете вóды в нижнем пруде; Ис.22:10 . и отмечаете домы в Иерусалиме, и раз­рушаете домы, чтобы укрепить стену; Ис.22:11 . и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это. «Но» – правильнее: и. «Вы видите» – т. е. обращаете особенное внимание на непорядки в охране города, тогда как – говорит пророк далее – не это должно бы более всего вас озабочивать, а другое – именно испрошение себе прощения и защиты у Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.2:5 .  И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:6 .  И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. По-видимому, пророк Илия имел лишь общее предчувствие, основанное на общего характера откровении, что пришло время его преставления от земной жизни: в таком общем виде могли быть осведомлены от него и пророк Елисей и сыны пророческие (ст. 3); но обстановки и подробностей предстоящего события не узнали не только последние и пророк Елисей, но, вероятно, и сам пророк Илия: на это указывает условная форма речи пророка Илии Елисею ( 4Цар.2:10 ): «если увидишь, как я буду взят от тебя...». Ввиду этого, не зная, угодно ли Богу, чтобы даже Елисей был свидетелем последних минут его земной жизни, а также по понятному желанию уединения в эти минуты от всего житейского, от мира и людей, пророк Илия не раз уклоняется даже от Елисея; этим вместе он мог испытывать любовь и преданность этого ближайшего к нему ученика, давно предназначенного ему в преемники ( 3Цар.19:16,19 ). Здесь же намечается та особенность всей будущей деятельности пророка Елисея, что она совершалась в постоянном взаимообщении с «сынами пророческими» бене-небиим ( 4Цар.2:3,5,7,15 ), всюду выступающими и в последующей деятельности пророка Елисея ( 4Цар.4:1,38,5:22,7:1 ), тогда как пророк Илия действовал одиноко ( 3Цар.19:14 ). Может быть, развитие института «сынов пророческих» (см. замечание об этом институте в 3Цар.20:35 ) в данное время вызывалась особенной напряженностью борьбы истинной религии Иеговы с языческими культами, а также и с культом тельцов; на борьбу с последним указывает сосредоточение сынов «пророческих» в Вефиле и Галгалах – главных (наряду с Даном и др. городами) пунктах служения золотым тельцам (ср. Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5 и др.). Самое посещение пророком Илией этих местностей в последние минуты жизни имело целью, вероятно, вящее укрепление сынов пророческих в теократической задаче их служения (характер успокоительного увещания к сынам пророческим имеют и слова Елисея к ним: «я также знаю, молчите» ст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они чтут новомесячия и субботы и вместе с тем оскверняют эти дни корыстолюбием, неправдою и притеснением бедных ( Ам.8:4–6 ). В других случаях усердные праздничным торжествам, в тех случаях, когда праздники затрагивают их денежный интерес и затрудняют наживу, тяготятся ими, желают, чтобы они скорее миновали и развязали им руки для торгового плутовства, мелких прибылей и безжалостного закрепощения бедных в рабство (св. Ефрем Сирин ). Более того: места священных собраний обращаются у них в места разврата. На вершинах гор они приносят жертвы, а на холмах совершают каждения под дубом и тополем и теревинфом и вместе с тем предаются разврату: любодействуют дочери их и прелюбодействуют невестки их: а сами отцы и сыновья развратничают с блудницами и с любодейцами приносят жертвы ( Ос.4:13, 14 ); т.е. культ израильский вместо, чтобы служить духовной пользе народа, обратился в школу разврата, тем более омерзительного, что разврат этот освящался религиозно. Дело дошло до того, что Израиль позаимствовал у язычников в числе других мерзостей и институт кедешей или гиеродулов, обрекавших себя на гнусное служение богине Ашере (срв. Вт. 23:17; 3Цар. 14, 24, 15, 12; 22, 46 ). Несомненно в этом смысле пророк Осия говорит о принесении отцами и сыновьями жертв с блудницами (Kedeschoth имеет в Священном Писании специальное значение для обозначения женщин, продававшихся за известную плату, которая шла в доход храма). Возможно, что и слова пророка Амоса Ам. 2:7 : «отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое» 144 , заключают намек на этот же позорный институт, ибо оскорбление святого имени Иеговы через разврат ближайшим образом могло иметь место именно при религиозном бесчинстве. У пророка Осии, кроме Ос.4:14 , более или менее определенно говорится об этой священной проституции в Ос.6:10 : «в доме Израиля (в Вефиле) Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Наконец, представители официального культа, которым вверена тора для научения народа истинной жизни ( Ос.4:5 ), не отвечают своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010