У пророка Осии, жившего во время правления Иеровоама II в Израильском царстве, находится много черт, касающихся частной жизни священников; но прежде их рассмотрения нужно решить вопрос, против каких именно пастырей направлено пророком обличение. Если Осия имел в виду священников в Израильском царстве, то были ли они на самом деле служителями Иеговы? Мы знаем, что по отпадении Израиля от Иуды, для обеспечения первым за собой политической независимости, был введен культ тельцов в Дане и Вефиле. Иеровоам I набрал священников не из колена Левиина, вероятно, не сочувствовавшего религиозному расколу, но из всего народа: и поставил священников, которые не были из сынов Левииных ( 3Цар.12:31 ); так по самому своему избранию священники Изральского царства были лицами, вошедшими во двор овчий не чрез дверь, но перелезшими инде ( Ин.10:1 ). При противозаконности своего избрания были ли по крайней мере эти священники чтителями Иеговы? Культ тельцов несомненно стоял в близком отношении к поклонению Иегове в Иерусалиме, вылитые у подошвы Синая тельцы, были названы богами, выведшими народ из Египта, т.е. они изображали Иегову; то же имело место и в Израильском царстве. Иеровоам, вводя культ тельцов, имел целью заменить им духовное поклонение народа Иегове в Иерусалиме; в надписи Моавитского царя Мэши отнятые у израильтян в Вефиле сосуды называются сосудами Иеговы (kelei Iehovah). При Ахаве с началом чисто языческого культа финикийского Ваала служители его назывались не священниками, но пророками и сказал Илия пророкам Вааловым ( 3Цар.18:25 , ср. 4Цар.3:13 ); к тому же при допущении, что культ тельцов был чисто языческим служением, странным являлось бы замечание священного писателя, что Иеровоам взял священников не из сынов Левииных; ибо для языческого жречества происхождение от Левия лишено всякого значения. Подобно Осии Амос также называет Вефильских жрецов священниками: Амасия, священник Вефильский, послал к Иеровоаму, царю Израильскому сказать: «Амос производит возмущение» ( Ам.7:10 ). На основании сказанного мы можем и прещения пророка Осии относить к израильским лжепастырям, но возможно, что он имел здесь в виду и пастырей Иерусалимских, так как, предрекая гибель Израилю, пророк говорил, что и Иуда падет с ними ( Ос.5:5 ). «Я как лев для Ефрема (т.е. для Израильского царства), глаголет Господь, и как скимен (молодой лев) для дома Иудина (т.е. для Иудейского царства), Ос.5:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

44:9. Чертоги из слоновой кости. О широком применении слоновой кости для украшения мебели и настенных панелей см. в коммент. к 3Цар. 22и Ам. 3:15; 6:4 . Роскошь убранства царского дворца вполне могла отражать благосостояние народа, ибо дворец служил олицетворением могущества и престижа государства. 44:10. Офирское золото. См. коммент. к 3Цар. 22и Ис. 13о золоте высшего качества. 44:13. Дар. В письмах из Мари содержится информация о попытках царя Мари заключить брачный союз с дочерью царя Алеппо. Из этой переписки явствует, что знаком завершения переговоров, длившихся в течение года, служит свадебный дар, который был доставлен во дворец Мари и, по-видимому, принят царем. 44:13. Дочь Тира. Хотя не исключено, что речь действительно идет о дочери тирского царя, более вероятно, что это общее понятие, обозначающее жителей этого финикийского портового города. Встречаются и другие подобного рода выражения, например, «дочь Сиона» ( Пс. 9:15 ) и «дочь Вавилона» ( Пс. 136:8 ). Финикийцы, контролировавшие всю морскую торговлю в Средиземноморье, славились своим богатством, поэтому считалось, что дары из Тира должны быть щедрыми, экзотическими и дорогими. 44:14. Одежда шита золотом . В Древнем мире одежда отражала социальное положение ее владельца. Одежды принцессы-невесты в этом псалме представлены как богатейшие. Как и дщерь Иерусалима в Иез. 16:10–13 , она облачена в узорчатые одеяния, возможно, окрашенные финикийскими красителями в пурпурный цвет. Роскошь ее одежд подчеркивается искусным золотым шитьем. Изготовить прочную нить из золота не представлялось возможным, но обычно нить просто покрывалась золотой пылью. Исх. 39объясняет процесс, посредством которого золото вплеталось между нитями, образующими ткань. 45:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент, к заголовку Пс. 41 . 45:10. Прекращение брани. Если Яхве как Бог-воитель помогал Израилю в сражениях (см. коммент. к Нав. 3:17 ), то Яхве как Бог завета был источником мира и процветания. Тема вселенского мира составляет неотъемлемый элемент упования на возрождение нации в пророческой и апокалиптической литературе. В Ис. 2говорится, что Бог разрешит все споры между народами, и они «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы». Иезекииль утверждает, что одним из средств, с помощью которых Яхве убедит народы, что Он – Господь, будет создание такого положения в мире, при котором оружие войны можно будет использовать как топливо ( Иез. 39:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но выражение: «Которого вы ищите» заставляет предполагать нечто большее, чем только слова иудеев в 2:17б. Последние слова сами по себе еще не дают основание сказать, чтобы иудеи «искали» Господа; напротив, – они скорее выражают сомнение в самом существовании правосудия Божия. А если мы примем во внимание параллельное по смыслу с разбираемым выражением дальнейшее: , то еще более утвердимся в своей догадке, что есть, может быть, лишь одно из частных выражений того настроения в народе, которое пророк вскрывает в 3:1, но не передает его вполне. Надо допустить, что среди иудеев Малахиина времени было распространено какое-то особенное и, притом, напряженное ожидание «пришествие в храм Господа». Несомненно, в связи с этим стоял и ропот 2:17; но он, во всяком случае, был уже явлением производным. Мы полагаем, что послепленные иудеи весьма сильно скорбели о том, что Иегова не «живет» среди них, в новом (Зоровавелевом) храме, как «жил» среди Своего народа до плена в храме Соломоновом и еще раньше в скинии Моисеевой и Давидовой ( Исх.25:8, 22; 29:42–45 сл.; Лев.17:4 ; 3Цар.8:13 ; 2Пар.6:2 ; ср. ψ.41:3; 3Цар.8:30, 32 ; ψ.20:3; Иоил.2:1; 3:5; 4:21 ; Ам.1:2 ; Ис.18:7 и др.). Что они были озабочены этим обстоятельством с самого начала строение нового храма, – видно из обещаний пророков Аггея и Захарии: «наполню дом сей славою, говорит Иегова Саваоф... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг.2:7, 9 ); «ликуй и веселись, дщерь Сиона! ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Иегова» ( Зах.2:14 , а по LXX – ст. 10); «так говорит Иегова: возвращусь в Сион и буду жить в Иерусалиме» (8:3); а так как, очевидно, бедственное положение евреев было настолько велико, что им даже казалось маловероятным наступление такого вожделенного времени и связанного с ним благополучия (ср. ст. 5, 7 и след.), то потребовалось даже нарочитое уверение со стороны Иеговы: «если это в глазах оставшегося народа покажется невозможным в те дни, то ужели оно невозможно в Моих глазах? изрек Иегова Саваоф» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Но при нем же широко развилась и внутренняя торговля в самой Палестине. Еврейские купцы были агентами в торговых сношениях с хеттейскими и египетскими купцами. Чрез их посредство из Египта доставлялись колесницы и кони для Соломона, царей хеттейских и арамейских, причем они платили нечто в роде торговой пошлины ( 3Цар. 9:28–29 ). С другой стороны, в это время и хананейские и финикийские купцы, по-видимому, имели право торговли в Палестине (ср. Притч. 31:24 ). После Соломона морская торговля евреев на время прекратилась, и они лишились даже самого порта Эцион-Габер. Тем не менее как иудейские, так и израильские цари старались поддерживать торговлю евреев. В частности, царь Иосафат пытался возобновить морскую торговлю иудеев, хотя и не достиг успеха, так как снаряженные им корабли были разбиты бурею ( 3Цар. 22:49–50 ). Царь Озия обстроил порт в Эланитском заливе, но евреи им, по-видимому, не воспользовались ( 2Пар. 26:2 ). Что касается царей израильских, то они всегда старались поддерживать торговые сношения как с сирийцами, так и с финикиянами. В частности, постоянные торговые сношения были между Самарией и Дамаском ( 2Цар. 20:4 ), выражавшиеся в заключении торговых союзов и содержании в иных городах особых торговых факторий (хуцот). У пророков Исаии, Иезекииля, Амоса, Авдии и др. находится много указаний на торговлю евреев с иноземцами, особенно с финикиянами (ср. особ. Ис. 23 ; Иез. 27–28 ; Ам. 1:9–10 ) и идумеянами (Авд.). Вместе с тем, как видно из пророческих обличений, направленных против торговцев местного происхождения, среди евреев было распространено занятие и внутренней торговлей. Торговцы, производившие торговлю с соседними государствами, перевозившие товары из одного большого города в другой, назывались «сохарим»; а торговцы, занимавшиеся внутренней торговлей, странствовавшие с товарами из селения в селение, из города в город, в пределах самой Палестины, назывались «рокелим». Первые представляли более крупных, а вторые – более мелких торговцев. Большую часть последних, по-видимому, составляли потомки хананеев, так что название «хананеянин» было синонимом «мелкого торговца» (ср. Притч. 31:24 ; Ис. 23:8 ; Ос. 12:8 ; Иов. 40:30 ). Торговля до вавилонского плена, хотя и была занятием некоторых отдельных евреев, но не относилась к их главным занятиям. Такими занятиями, как было выше сказано, у них были скотоводство и земледелие. Вавилонский плен произвел существенную перемену в этом отношении. После плена торговля стала одним из главных занятий евреев. Находясь в плену, евреи были лишены возможности обрабатывать землю отцов своих, обрабатывать землю пленителей не имели расположения, а посему занялись ремеслами и торговлей. Такое настроение они сохранили и по возвращении из плена. В это время в Иерусалиме устраивались в праздничные дни, даже в субботу, базары, на которые еврейские купцы доставляли товары, преимущественно съестные припасы и т. обр. производили торг ( Неем. 13:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Гацор Гацор (Асор) евр. Хацор (именно это написание принято в науч. литературе), «двор (селение)». 1) город в уделе Вениамина ( Неем. 11:33 ), предположит, совр. Хирбет-Хаццур. располож. между Бейт-Ханина и Неби-Сам-вил, прим. в 5 км сев.-зап. Иерусалима. 2) город в уделе Иуды, называемый также «Кириаф-Хецрон» ( Нав. 15:25 , в Синод, пер. Кириаф и Хецрон – разные города); 3) другой город в уделе Иуды ( Нав. 15:23 ). Возможно, стоящие рядом слова составляют одно название – Асор-Ифнан (см. Септуагинту) и подразумевают совр. Эль-Джебарие. располож. прим. в 30 км сев.-вост. Кадеш-Барнеа. 4) наиболее значит, город с таким названием лежал на склонах холма (совр. Телль-эль-Кеда) в сев. части Палестины (ср. Нав. 11:13 ), к югу от Кедеса ( 4Цар 15:29 ). Он упоминается еще в содержащих проклятия егип. текстах, относящихся к XIX в. до РХ. и обнаруженных в архивах Мари и Эль-Амарны. Асор (Хацор) был столицей хананейских царств ( Нав. 11:10 ), его царь был предводителем коалиции, войска которой Иисус Навин разбил у вод Ме-ромских ( Нав 11:1,7 и след.). После сражения город был сожжен (ст. 11), но во времена судей вновь обрел былое величие и стал опасным противником Израиля ( Суд. 4:2.24 ). В результате раскопок, проводившихся в период между 1875 и 1969 гг., стала ясна планировка Хацора (Гацора, Асора). В юж. части укрепленного земляным валом города, занимавшего площадь прим. 1300 х 700 м и насчитывавшего, по оценкам ученых, 40 тыс. жителей, находились крепость и цар. дворец. Археологи обнаружили здесь два храма и при них – два скульптурных изображения богов, глиняные маски, культовую утварь. На одном из обломков керамич. сосуда, датируемого XIII в. до Р.Х., сохранились две буквы синайского письма («Алфавит»). Аккад, надпись на глиняном кувшине (до наст. времени – древнейшая из обнаруженных в Палестине) свидетельствует о том, что Г. уже во II ты-сячел. до Р.Х. был довольно большим и процветающим городом. При Соломоне город вновь укрепляется ( 3Цар. 9:15 ) и становится важным форпостом на границе с набиравшим силу Дамасским царством ( 3Цар. 11:23.24.25 ). Мощная цитадель, построенная во времена царя Ахава, была дополнит, укреплена Иеровоамом II, однако после штурма города войсками Тиглатпаласара III во время нападения ассирийцев ее вост. часть оказалась разрушенной до основания (733 или 732 г. до Р.Х.). Строения эпохи Иеровоама II носят следы разрушений, вызванных землетрясением (ср. Ам. 1:1 ). В более поздних гор. сооружениях представлены все эпохи – вплоть до эллинистич. 5) область в пустыне в вост. части Палестины ( Иер. 49:28–33 ). Возможно, это название указывает на то, что здесь жили оседлые арабы. Поход Навуходоносора против араб. племен состоялся в 598 г. до Р.Х. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В письменных пророчествах это название отсутствует, в Книгах Паралипоменон оно стало почетным именованием великих мужей. Другими идущими из древности именами пророков были róæh и hozæh («прозорливец/зритель»), которые подчеркивают то, что пророк принимает исходящие от Бога слова с помощью видения и слышания; такие откровения связаны порой с экстатическим состоянием. «Прозорливцами» названы Самуил ( 1Цар.9:9 ), Валаам ( Чис.24 ), Гад ( 2Цар.24:11 ); по всей вероятности «прозорливцами» считали сами себя также Амос (ср. Ам.1:1, 7:12, 9:1 ) и Исаия (ср. Ис.29:10, 30:10 ). Название пв» является наиболее часто употребляемым именованием пророков. В единственном числе это слово употребляется для обозначения выдающихся личностей древности (Моисей, Мариам, Девора, Самуил, Илия), влиятельных придворных пророков (Натан, Гад) и младших письменных пророков (Иеремия, Аввакум, Иезекииль, Аггей, Захария). Во множественном числе это слово (п е b " m) обозначает как положительно оцениваемые группы пророков, получавших откровение при помощи экстатических состояний (во главе с Самуилом), и «пророческие ордены» (во главе с Елисеем), так и негативно воспринимаемых оппонентов письменных пророков (ср., например, 3Цар.22 ; Зах.13:2 ; Плач.2:15 и, особенно, тридцатикратно встречающееся словосочетание «священники и пророки»), а также пророков Вааловых ( 3Цар.18:19 слл.). Кроме того, имеется целый ряд различных обозначений для «индуктивных пророчеств», которые совершаются с помощью предсказательских техник (наблюдение и истолкование небесных светил и полета птиц; гадания по внутренностям жертв, гадание на масле; толкования снов и др.). Эти пророческие приемы (искусство предсказания), широко распространенные у народов, соседствующих с Израилем, и, скорее всего, пользовавшиеся популярностью в самом Израиле в допленный период, были признаны в письменных пророчествах «лжепророчествами», и такое мнение о них постепенно стало преобладающим, так как они мало соответствовали богословию Яхве, все более обособлявшемуся от верований соседних народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

А. Альд. – Μολχòμ του βασιλως ατων; Κ. – του βασιλως ατων) от главы его» (И взял Давид венец царя их с головы его). Речь идет о событиях, сопровождавших поход царя Давида против аммонитян. Венец, взятый царем израильским, по еврейскому тексту принадлежал «царю их» (аммонитян). С показанием еврейского текста из греческих, согласен буквально только текст Комплютенского издания. В В. А. Альд. упоминается также и имя царя аммонитского. Но замечательно, что это имя почти тождественно с именем аммонитского божества, которое у масоретов произносится Милком ( 3Цар. 11:7, 33 ; 4Цар. 23:13 ). Замечательно также, что у LXX это последнее имя переводится как нарицательное –βασιλς ατων (царь их), в указанном месте 3 Цар. Очевидно, что такое же понимание лежит в основе и масоретской вокализации имени аммонитского божества в Иер. 49:1 −3; Ам. 1:15 ; Соф. 1:5 – Малкам, царь их. В двух последних местах Амоса и Софонии, перевод LXX (и слав.) следует смыслу Масоретского чтения, но в Иер. славянский перевод воспроизводит чтение А. списка. Мелхом – чтение, которое принято по К. изданию и в 3Цар. 9:33 . В других случаях, когда это имя понимается у LXX как собственное, произношение его в различных изданиях греческой Библии весьма различно. 57 Из всех этих данных видно, что имя аммонитского божества в еврейском тексте первоначально писавшееся только Млки, понималось не только авторами перевода LXX, но и масоретами, то как имя нарицательное, то как имя собственное. Читатель 1Пар. 20:2 , будучи сторонником понимания имени в собственном смысле, и в речи о войне Давида с аммонитянами, упоминание о божестве последних считая естественным, нашел нужным, если не исправить первоначальное чтение, если не зачеркнуть его, то приписать к нему на полях, в качестве варианта Μολχòμ. С полей это имя с течением времени перешло в сам текст. Ни лицо, сделавшее эту приписку первоначально, ни лицо, внесшее ее в текст, не обратили внимания на то, что венец, о взятие которого в 1пар. 20, Давид возложил на свою голову (и бе на главе Давидове), и что, следовательно, венец этот естественнее считать бывшей собственностью, короной царя аммонитского, а не идола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Ослы и ослицы, которых патриархи держали в своих стадах в большом количестве ( Быт.12:6 ; Иов.1:3 ), с течением времени разводились в гораздо меньшем числе, так как они приносили пользу израильтянам только как верховые и вьючные животные. Еще менее значительно было верблюдоводство, так как настоящая польза этих животных открывается только в примннении их к большим путешествиям. Между тем как еще Давид имел особенных надзирателей при стадах даже за ослицами и верблюдами ( 1Пар.27:29 ), между богатствами Ехезкии ( 2Пар.32:29 ) мы находим поименованными только стада овец и волов. – Постепенному уменьшению ослов могло способствовать и введение в употребление лошадей во время Давида, особенно во время Соломона, 964 так как с этого времени цари и знатные, вместо ослов и мулов ( Суд.10:4; 12:14 ; 2Цар.13:29; 18:9 ; 3Цар.1:33,38 ), пользовались обыкновенно лошадьми как для верховой езды так и для езды в колесницах ( 4Цар.9:21,33; 11:16 ; Ис.30:16 ; Ам.4:10 ), также и частные люди начали употреблять лошадей даже для молотьбы хлеба ( Ис.28:28 ), без сомнения и для других полевых и земледельческих работ, – хотя в гористой и частью скалистой почве Палестины ослы и мулы с их верным шагом более были годны к употреблению во многих отношениях, и даже как верховые животные могли бы предпочитаться лошадям, как и теперь еще на востоке. 965 О других домашних животных мало указаний находится в св. Писании. Собаки были презренными животными, которые, как еще и теперь на востоке, по большей части никому не принадлежа, бродили в городах, были дики и алчны к мясу ( 3Цар.14:11; 19:4; 21:19 ; 4Цар.9:36 ), но впрочем по Иов.30:1 издревле уже держались для охранения стад и вероятно также домов; в позднейшее время известны даже комнатные собачки для забавы ( Тов.5:17; 11:3 ; Мф.15:27 ). 966 Куры не упоминаются в Ветхом Завете, но только в новом ( Мф.23:37; 26:34 qq.; Мк.14:30 и д.), между тем как куроводство едва ли могло быть неизвестно израильтянам из Египта, и в Талмуде оно предполагается очень распространенным между иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

10:5–9. Гостеприимство было одной из главных добродетелей в древнем Средиземноморье, в том числе у евреев. Правила этикета строго регламентировали, кого и при каких обстоятельствах следует (или не следует)приветствовать, особенно по той причине, что обычное еврейское приветствие «мир...» было, по сути, благословением или молитвенным пожеланием. Иисус вносит в эти правила этикета Свои коррективы. 10:10,11. Благочестивые евреи, возвращаясь из дальних странствий, больше всего боялись принести на подошвах своей обуви пыль языческих земель. 10:12. Как у библейских пророков, так и в позднейшей иудаистской традиции Содом был олицетворением греха (напр.: Втор. 32:32 ; Ис. 1:9; 3:9; 13:19 ; Иер. 23:14; 50:40 ; Пл. 4:6; Иез. 16:46 ; Ам. 4:11 ; Соф. 2:9 ). Тяжкий грех, который подразумевает здесь Иисус, – это, очевидно, неприятие Божьих посланников, хотя сами они и меньше Иисуса Гсп • Быт. 19 ). 10:13. Евреи рассматривали Тир и Сидон как города чисто языческие (ср.: 3Цар. 16:31 ), но известно, что и там были люди, которые покаялись ( 3Цар. 17:9–24 ). «Вретище и пепел» – символы траура, которые иногда выражают покаяние. 10:14. В ряде еврейских текстов о конце времен (или «Судном дне», как его часто называли) говорится, что праведники из язычников будут свидетельствовать против остального своего народа, т. е. ни один человек, отвергнувший Бога, не будет иметь оправдания. 10: 15. В еврейской литературе суд часто описывается в сходных выражениях ( Ис 5–14 -Книга Юбилеев 24:31), особенно если речь идет о правителе, который возомнил себя божеством (напр., упоминание о смерти вавилонского царя в Ис. 14:14,15 ). 10:16. См. коммент. к 9:48. 10:17–24 Причина для истинной радости 10:17. Экзорцисты обычно использовали различные заклинания для подавления бесовской силы, поэтому ученики были изумлены незамедлительным действием имени Иисуса. 10:18. Несмотря на то что в текстах, часто преподносимых в наше время как описание падения «сатаны ( Ис. 14 ; Иез. 28 ), в действительности подразумеваются только цари возомнившие себя богами, иудаистская традиция в значительной мере подтверждает представление о падении ангелов (основываясь главным образом на Быт. 6:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

– hapax, поэтому древние переводчики затруднялись в переводе этого слова. LXX: σκοτσει (потемнеешь; будешь во тьме); Пешитта: wbrt’ (тяжёлый понос, дизентерия); Таргум: (будешь слабым, больным); Вульгата: humiliation (унижение) (ср. примечание в BHS). Из контекста, однако, можно догадаться, что этим термином обозначается голод, пустота в брюхе. Не убережёшь того, что будешь хранить, а если и сбережёшь, предам мечу. Меч () – метафора войны. Весь урожай достанется мечу, то есть будет истреблён или съеден врагом. О том же самом – в Ос.8:7 . Ты будешь сеять, а жать не будешь, будешь давить оливки, а маслом не намажешься, выжмешь виноград, а вина не попьёшь. Без Божьего благословения нет успеха, и даже если урожай богат, им не воспользоваться – он весь достанется врагу (ср. Ис.1:7 ; Ам.5:11 ). Война влечёт за собой голод. Хлеб, оливковое масло () и вино () – повседневно необходимые сельскохозяйственные продукты. Отсутствие оливкового масла 320 и вина лишает радости, а отсутствие хлеба ставит под угрозу саму жизнь. Словосочетание выжмешь виноград вставляем в перевод по смыслу, в МТ стоит лишь существительное (муст; молодое вино), не сопровождаемое никаким глаголом. Проклятия Мих.6:13, 14–16 напоминают проклятия, содержащиеся в Торе: Лев.26:25–26 ; Втор.28:16, 25, 38–40 . Ты соблюдал уставы Омри и все дела дома Ахъава, вы ходили по советам их. Мих.6:16 стоит несколько особняком, и некоторые комментаторы выделяют этот стих в отдельную пророческую речь, в отдельную текстовую единицу. Вторая половина стиха, однако, вполне соответствует тематике и тональности предыдущих стихов, и Мих.6 :16b вполне можно считать эпилогом всего пассажа Мих.6:9–16 : Потому предам тебя опустошенью и жителей его – посмеянию, понесёте позор народа Моего. Успешная в экономическом и политическом отношении эпоха Омридов была временем религиозного отступления, апостасии. В качестве единственной государственной религии потомками Омри 321 усиленно насаждался ваализм, а пророков YHWH преследовали и истребляли. Это отражено в соответствующих главах книги М е лахим, в циклах рассказов о пророках Элияну и Элише ( 3Цар.17 – 4Цар.8 ). Могущественное Северное царство (Исраэль) оказывало, несомненно, своё духовно разлагающее влияние на слабое и часто зависимое от него Южное (Йенуду). Миха не уточняет, о каких именно уставах (или законах – ), поступках (буквально, поступке, деле, ед. ч. – ) и советах (или планах – ) идёт речь. Может быть, он намекает на обряды ваализма, связанные с плодородием и культовой проституцией. Или на историю с присвоением Ахъавом виноградников Навота ( 3Цар.21 ) – вопиющем преступлении, о котором наверняка слышали все не только в Северном, но и в Южном царстве и которым нечестивый царь Исраэля подал дурной пример царям и вообще все богатым землевладельцам и Исраэля, и Йенуды. Может быть, прецедент с незаконным завладением собственностью Навота, произведённые Ахъавом и его женой Иззавэлью, стал ко времени Михи уже обычной практикой?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010