Ты (епископ) суди так, как бы судил пред Богом; потому что суд – дело Божие, говорит Он ( Втор.1:17 ). посему сначала осуждай виновного по власти, потом привлекай его к себе милостью, щедротою и помилованием, обещая ему спасение, если изменит поведение и обратится к покаянию, и, если он раскаивается, то, строго наказав, прими его, памятуя, что Господь сказал: радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся ( Лк.15:7 ). Ап. Пост. кн. II, гл. 36, 13. б) Гражданская власть. Как говорит Свящ. Писание о почтении к государю? Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противятся Божию установлению и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести ( Рим.13:1–5 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.25:21 ). Отдайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Бога бойтесь, царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Катих., 107–108 стр. Если какой-либо пресвитер или диакон, презрев своего епископа и отделившись от Церкви, начнет устраивать частные собрания и, поставив (с этою целью) жертвенник, не будет внимать увещаниям епископа, не захочет покориться ему и не послушает ни первого, ни второго его приглашения, то да будет совершенно низвержен из своего чина и уже ни служить, ни возвратить своего сана не может. Если же он будет упорно возмущать Церковь и производить беспорядки в ней, то укрощать его внешнею властью (гражданскою), как бунтовщика. Антиох. соб.пр.5. Так как часто случается, что в Церковь прибегают, требуя помощи, осужденные на заточение или на остров, или подверженные другому какому-либо наказанию, то таковым не следует отказывать в помощи, но немедленно и не колеблясь просить для них снисхождения. Итак, если и это угодно, изъявите все согласие. Все ответили: да будет и это постановлено. Сард. соб., 7 пр. Условия правильного вменения: необходимо обращать строгое внимание на лицо действующее (возраст, пол, звание, его внутреннее настроение), на предмет действия, на цель, образ и средство, место и время совершения действия. С какого возраста человека грехи его судятся от Бога? По мере познания и рассуждения человека каждого, иные судятся с десятилетнего возраста, а иные с последующих лет. Тимоф. Алекс., прав.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Григория, – как на Западе, так и на Востоке. Ясный намек на его существование в восточной церкви сохранился, например, y толкователя церковных правил Вальсамона (XIII в.) 230 . Сказавши о том, почему причащение мертвых было запрещено соборами, он замечает: «а что архиереям по кончине влагают в руки св. хлеб, и таким образом погребают, это делается, думаю, для отгнания злых духов, и дабы напутствуем был им к небесам удостоенный великого и апостольского обетования». О более же позднем существовании этого обычая в Западной Церкви свидетельствует Иво (12 в.) Он повествует, что «когда переносилось тело св. Отмара, то вместе с ним были перенесены из его усыпальницы и св. дары» (Binghami, Oper. VI, 427.). Рассмотрением этого, долго практиковавшегося в Церкви, обычая мы и закончим свою речь о древнехристианской практике причащения св. таин. 5 I. Wilpert. Fractio panis. Die älteste Darstellung des euharistischen Opfers in der „Capella Greca“. Freiburg im Breisgau. 1895. стр. 32, 8–9. 8 Книга Правил. Изд. Моск. Синод. типогр. 1893 г. стр. 12–13; срв. 2 Пр. Карфаг. Собора, там же стр. 153. 16 Augustin Epist. 118 ad. Jannuar. c. 2 y Augusti, Denkwürdgk. aus d. Christ. Archäol. B. VIII, стр. 648. 36 Примеч. О причащении по субботним дням ясно говорят следующие свидетельства: 1) Сократа Церк. Истор. lib V с. XXI; lib. VI с. VIII; 2) Кассиана instit, lib. Ill с. II (y Ringham. VI, 577); 3) Василия Великого , 89 письмо к Кесарию. Руск. П. ч. VI стр. 20 ; 4) Златоуста, 5 бесед. на 1 к Тимоф. y Ветринского 3 т. 270; 5) Тимофея Александр. в 13 канон. ответе см. книгу Правил. (изд. 1893) стр. 380; и наконец 6) свидетельство Иеронима (за церкви: Римскую и Испанскую) в 66 письме к Люцинию. Твор. в Рус. ч. 2. стр. 260. 46 Martene, De antiquis eccles. ritibus I т. стр. 153. и Migne, Theolog. Curs. Complet. t. 20, 257. 65 Ioann. diacon. vit. Gregor, lib. II ap. Boham, liturg. lib. II c. XVII § III, срв. Binghami U. VI,485. 86 Здесь разумеется часть евхаристич. хлеба, который древние верующие имели обыкновение приносить с собою из собраний на дом, и здесь вкушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Старообрядец возразил: Были и такие между еретиками, которые не погрешали в догматах веры, но осуждены Церковью как еретики и проклятью преданы; и ваша Церковь , хотя бы изменения в догматах и не сделала, но за то, что изменила обряды, может подлежать осуждению. Я ответил: Раскольники, не погрешавшие в догматах веры, разные обрядовые предметы, например празднование пасхи в 14 день луны, возводили (как и вы возводите двуперстие и другие обряды) в догмат веры, и, не покорясь определению Церкви о сих предметах, отделялись от спасительного соединения с нею, за что и осуждены церковью. Другие же из них, напр., донатисты оклеветали Св. Церковь в приятии ересей, подобно как и вы клевещете на нее, и за то осуждены Церковью. А еще непокорные пресвитеры, или епископы, достойно подвергшись наказанию извержения и не хотя покориться суду церковному, отделялись от Церкви, имея с собой и последователей, за что также осуждены Церковью. О всем этом писано у Василия Великого в первом правиле. Итак, все раскольники, не погрешающие в догматах веры, погрешили непослушанием Церкви и разделением от нее, за что осуждены церковью под именем раскольников, т. е. расколовшихся, или отколовшихся, отделившихся от Церкви. А чтобы Церковь была когда-нибудь обвиняема за исправление обрядов, примера тому вы нигде и никогда не обрящете. Старообрядец сказал: Писано есть: аще святитель не по правде проклинает, не последует суд Божий. Посему хотя ваши святители и прокляли нас невинно, не последует тому проклятию суд Божий. Я ответил: Правда, есть так писано: святитель не по правде проклянет, не последует суд Божий. Но должно знать, что это говорится об одном лице, или о нескольких отдельных лицах; а того нигде не писано, что когда Церковь Вселенская проклянет, не последует суд Божий: ибо Церковь Вселенская не по правде не проклинает и суд ее не подлежит сомнению. О суде Церкви Вселенской вот что читаем в старопечатных книгах: «Имать Церковь и сие достоинство от Христа, яко не токмо простых людей наказует, но и клириков, епископов же и архиепископов больших, на Соборе Вселенском по винам их под запрещение влагати и отлучати, яже сама едина сущи столпом и утверждением истины (1 к Тимоф. гл. 3), имать же и писание святое толковати, и учителей похваляти и прославляти» (Катехизис Малый, 9-й артикул веры). Видите, какова непоколебимость Церкви, и какова сила суда и власть дана ей от Бога. А вы, старообрядцы, в исправлении книжном не оказали ей доверия, и подвергнутые исправлению богослужебные обряды приняв за догматы веры, оклеветали ее во введении мнимых ересей, восхитили себе суд над ней, и чрез то сделались вводителями новых догматов и расколотворцами, за что, сообразно вине своей, и наказаны отсечением от Церкви, каковому суду ее над вами, как суду Церкви Вселенской, несомненно последует и Божий суд. 40. Краткое указание глаголемым старообрядцам, каково бяше различие уставов о церковном пении во времена древние и времена московских патриархов

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Дары поставлять в особой комнате, по крайней мере, в самой лучшей и чистой из комнат, – всего лучше в главном углу, в киоте вместе с иконами; и во все время нахождения Св. Даров в указанном месте должна гореть пред ними лампадка и все домашние должны вести себя как можно благоприличнее и не иначе входить в ту комнату или проходить мимо того угла, где поставлены Св. Дары, как с крестным знамением и благоговейным поклонением, подобающим святыне (Пенз. Еп. Вед. 1871 г. 8). В случае же какого-либо несчастья, когда бы Св. Дары, напр., были похищены ворами или пожаром истреблены, или потерпели другое какое-либо неблагопристойное оскорбление в доме священника, священник должен обо всем этом немедленно донести епархиальному архиерею, без всякой утайки, и затем уже действовать по его усмотрению, с готовностью, в случае надобности, подчиниться суду его для искупления своей вины и очищения совести (Прак. Руков. прот. Хойнацк. Моск. 1883 г. стр. 109). 80 По распоряжению Рязанского Епарх. Начальств., священники, во избежание возможности пролития Св. Крови, должны внушать прихожанам, чтобы они не возили больных для причащения к церкви, а приглашали бы священника в дома свои с запасными Дарами (Ряз. Еп. Вед, 1873 г.). 81 Посему Св. Тайны могут быть преподаны умирающей женщине, хотя бы и, находящейся в состоянии естественной нечистоты (явления, совершенно не зависящего от ее воли). Правда, церковные правила (Учит. Изв. сравн. Тимоф. Алекс. пр. 6) говорят, что женщина в период естественной ее нечистоты не должна ни в церковь входить, ни причащаться Св. Таин, но правила эти имеют в виду женщин здоровых, а не больных. В случае причащения умирающей родильницы нет надобности читать над нею предварительно так называемую «Сороковую молитву», потому что умирающая допускается ко причащению не в силу сороковой молитвы, а в силу снисхождения Церкви к ее исключительному положению; тем более нет надобности читать эту молитву в случае причащения больной, находящейся в состоянии периодического очищешя, так как «Сороковая молитва» имеет другое назначение (Подр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

§30. Получивши из Консистории разрешение крестить оглашенного, священник берет с него подписку, что он до конца жизни будет оставаться членом святой православной Церкви, и затем в ближайший воскресный или праздничный день совершает над ним Таинство Крещения со всею возможною торжественностию, – и если это бывает пред обеднею, то в тот же день, а если нет, то в ближайший праздничный или воскресный день, удостаивает его приобщения Св. Тайнам. Потом обо всем этом священник особым рапортом доносит в Консисторию, прилагая при сем и подписку новокрещенного о неизменном сохранении православной веры вместе с выпиской из метрической книги. (Уст. Д. К. издание Г. Ливанова, примеч. к статье 31). §31. В метрической записи о крещении новообращенных всегда надо указывать на указ Консистории на основании которого совершено Крещение, – а именно в графе под заглавием: «Звание, имя, отчество и фамилия родителей и пр.“ надобно обыкновенно в этом случае писать т. обр.: «По указу Консистории 00, года 00 месяца 00 числа 00 за N просвещен св. Крещением мещанин NN еврейского закона с наречением имени Николая, во имя св. Николая Чудотворца“. – В остальных графах все писать по обычаю. §32. Надобно впрочем иметь в виду, что если бы возрастной, ищущий крещения, во время своего оглашения, заболел смертельно, то, не соблюдая означенных формальностей, священник может крестить его немедленно; и даже если бы при этом больной лишился языка, так что сам не мог бы давать ответов, необходимых при Крещении, то вместо его могут отвечать восприемники, которые потом обязаны научить его истинам веры в случае его выздоровления (Карф. Соб. пр. 54). §33. Крещение бесноватых откладывается до их выздоровления, но в случае смертной опасности и таковых надо крестить немедленно (Тимоф. Александр. пр. 2). Надобно также обращать внимание, чтобы не допускать ко крещению женщин, когда у них находится «обычное женам» (там же пр. 6). Но крестить беременных женщин во время беременности их всегда разрешается (Записки по церковн. законов. §72, 2). Равно также нельзя отказывать в крещении и кровоточивым женщинам в случае крайней опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Человек призван сочетаться со Христом двоякими узами — в свободе, как друг Божий, и в обновленной природе, как новая тварь и как член тела Христова. Он должен подвергнуться новому творческому акту и для этого пережить то второе рождение, о котором говорит Христос Никодиму, — родиться свыше (Иоан., III, 3). Но этот акт духовного рождения не есть пассивное переживание человека, который ему подвергается. Родиться свыше действием благодати Христовой может лишь тот, кто деятельно со–участвует в жертве Христа, в Его вольной страсти и смерти. Без этого соучастия невозможно преображение человеческого естества творческим воздействием божественной силы. Об этом свидетельствуют все те тексты апостола Павла, которые говорят об Евхаристии. От приобщающегося телу и крови Христа требуется самоиспытание; приобщающийся недостойно, не рассуждая о теле Господнем, — ест и пьет осуждение себе (I Кор., XI, 28). Евхаристия возвещает смерть Господню (I Кор., XI, 26), почему для участия в воскресении Христа требуется и соучастие в Его страданиях и смерти (Филип., III, 10). Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (II Тимоф., И, 11 — 12). Словом, все учение апостола о спасении человека полно призывов к человеческой свободе; лишь при условии этого свободного самоопределения совершается над человеком заключительное творческое действие Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Филип., III, 21). Как возможна метафизически эта свобода человека, которая предполагается и требуется всеми этими текстами апостола? Все учение о Евхаристии дает ответ на этот вопрос. Во Христе не только восстанавливается и воскресает для вечной жизни умирающее и умершее тело человека и всей твари; в Нем восстановляется и утраченная свобода всех и каждого от первородного греха. Чрез возвращение к Нему в вере, в молитве и в покаянии, чрез деятельное участие в Его вольной страсти совершается и в отдельном человеке тот поворот свободы от греха, который выразился в совершенной жертве Христа. Борьба против первородного греха и победа над ним тут становится возможною и для нас, людей, потому что во Христе мы имеем для этого и духовную точку опоры и источник непобедимой силы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

Он молился Пресв. Богородице и свт. Николаю Чудотворцу, обещая принять монашество, если спасется. Его ладью прибило к каменной отмели (луде) близ южного побережья Б. Климецкого о-ва на Онежском оз., и Иван поставил здесь крест (позднее это место стало называться Крестовой лудой). Переплыв «в малой лодийце» с отмели на остров, он услышал «пресладкий» голос, повелевший ему построить на этом месте храм во имя Св. Троицы и собрать братию. На кусте можжевельника Иван увидел икону Св. Троицы, установил здесь крест и построил часовню. Затем святой вернулся в Вел. Новгород, раздал свое имение нищим и принял постриг в одном из новгородских монастырей, после чего возвратился на остров, возвел там 2 храма - во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца «и украси их великолепием, святыми образами, книгами, ризами и протчею церковною утварью своею казною». И. построил также братские кельи, куда переселились монахи из др. монастыря, находившегося на Б. Климецком о-ве близ Нятиной губы. Московский митр. Варлаам (1511-1521) дал И. антиминсы для храмов и благословил его на игуменство, но святой отказался, и игуменом стал мон. Тихон (согласно писцовой книге А. В. Плещеева 1582/83 г., 1-го настоятеля мон-ря звали Прохором: «А церкви поставленья и церковноя строенье: образы, и книги, и свечи, и колокола - прежнего строителя Ионы да игумена Прохора»). Одно из самых ранних упоминаний Клименецкого мон-ря содержится в записи в рукописном Евангелии-тетр: «В лето 7029 (1521) месяца июня 12 купил сие Евангелие себе старец Харитон, пустынник с Онегаозера, от Троици Живоначалные, ис Климячь, в Ферапонтовы пустыни на Белеозери у Тимоф[е]я у Тимофиева сына. А писал сие Евангелие Тимофеи сам своею рукою. А хто учнет сие Евангелие у себе держати, и вы, господине, Господа ради помяните в святых своих молитвах. А дал на нем рубль» (РНБ. Погод. 153. Л. 269 об.). В записи назван один из первых насельников обители - старец Харитон, также сообщается о том, что в 1521 г. в мон-ре уже существовал Свято-Троицкий храм (согласно др.

http://pravenc.ru/text/578264.html

и) Совместны ли с постом удовольствия? «Во дни четыредесятницы» – пишет блаж. Августин – «да прекратятся удовольствия плоти, приманки мира; вместо праздных разговоров, колких шуток, пагубных развлечений, займитесь благочестивыми беседами из свящ. Писания». «Преданный забавам и увеселениям мирским обыкновенно бывает не способен благоговеть пред Богом и терпеть для славы Божией; забавы и увеселения поселяют в нас чувствования и помыслы, несовместные с подвигами поста и покаяния, рассеевают нас. Забавами поджигаются внутри нас страсти и раздувается пламень порочных вожделений», говорит св. Златоуст (бес. об Анне). С этою целию еще древними законами, гражданскими и церковными, во время Великого поста запрещено устроять театральные зрелица, забавы и увеселения, совершать браки – что запрещается и во все другие посты – и пиршества по случаю празднования дней своего рождения (52 прав. Лаод. соб.). Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времене, да пребываете в посте, пишет ап. Павел супругам ( 1Кор. 7, 5 ). От жен воздержатися весь святий великий пост, предписывает церковное правило и за нарушение сего назначает невоздержному наказание – в Пасху, когда в древние времена причащались все христиане, не причащаться, занеже весь пост обезчествова 99 (Бол. Требн. пр. 40). й) Кому и когда разрешается пост? Церковные правила говорят о разрешении поста: аще кто болен и от сильные болезни совершенно истощен, непременно ли должен поститься, или, по причине сильного изнеможения его, священнослужитель разрешит ему употреблять, что может, или и елей и вино? Должно разрешати больному приимати и пищу и питие, смотря по тому, что может он понести. (Кн. правил, отв. Тимоф. алекс. 10). Рождшая в великую седмицу, т. е. страстную, яст масло и вино пиет: пость установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она (родившая) принимать пищу и питие, как хочет и понести может. (Там же). При несоблюдении поста по нужде, не худо помнит слова св. Златоустого: «кто не в силах строго соблюсти пост телесный, тот пусть вознаградит это делами милостыни, продолжительной молитвою, большим усердием к слушанию слова Божия, в чем никакого препятствия не сделает нам телесная немощь». (Бес. на Быт. 4, 1 , или 26 бес. по случ. низвер. стат.). Равно больным, детям, престарелым и находящимся в особенных телесных трудах облегчается пост по правилам церкви. Церковный устав относительно поста в великий пяток, напр., так говорить: аще же кто будет много немощен, или прешарелся и не могий пребыти постен, дается ему хлебь и вода. (Цервовн. уст.) 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После обедни заезжал я к князю Ю. С. Хованскому, пообедав у него, в 3 часа 31-го августа был уже в Симбирске, где благословил в Спасской обители добрых чад наших о Господе, побывал у преосвященного Евгения и кое у кого из знакомых, и во 2-м часу ночи отправился на пароход, который и примчал меня в Казань, в 1-м часу вечера 1-го сентября. Не застав Владыки в городе, отправился в казанский женский монастырь приложиться к чудотворной иконе. И сладко там пла­калось мне, как давненько уже не плакалось. Монахини подступили ко мне с допросом откуда и кто я. Сказав что я странник-паломник, и испросив их молитв, вышел; потом, помолившись на могилке игуменьи Досифеи, знакомой мне по Твери, я приехал в архиерейский дом, побеседовал с кафедральным от. протоиреем В. П.; а в половине 9 часа отправился на дачу преосвященного Антония, который встретил наше убожество в сенях нижнего этажа и обнял с братскою любовью. Часов до 11-ти вечера незаметно мы провели в беседе и расстались. 2-го сентября за ранней я молился, между прочим, об упокоении души преосвященного Поликарпа, епископа Орловского, скончавшегося на 22-е августа, и преосвященного Феодотия, который праздновал бывало день своего ангела – в сей день. Потом осматривал дом владыки великолепный и обедал. После отдыха поехали мы с преосвященным в архиерейский, казанский дом, из коего, после чаю, ходили в собор ко всенощной; а там опять беседовали часов до 11-ти. Приятно мне было предложение владыки отслужить, и отслужил я, благодаря Бога, в соборе, где благоговейное служение очень понравилось мне и решило ввести такое же пение, чтение, тихое, умилительное в своей епархии. После обедни приложившись к мощам св. Гурия в соборе и Варсонофия в Спасском, отправились мы в Казанский женский монастырь, и, приложившись к чудотворной иконе Казанской Божией Матери, пили чай у м. игум. Каллисты и закусили; потом отправились в академию и в школу заведенную Вас. Тимоф. в коей учатся мальчики и девочки из татар очень хорошо. Отсюда возвратились на дачу владыки, который сделал для нас обед и пригласил к нему некоторых из служащих в академии и в семинарии. После обеда и отдыха погуляли мы и опять побеседовали сердцем к сердцу с добрым святителем и в парке его великолепном и в кабинете его, в который войдут едва ли не все наши комнаты...

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Некоторые, исповедавшись, не приобщаются, боясь, как бы не плюнуть в день причащения, а чрез то не сделать смертного греха. 729 Священник обязан выяснить таковым, что подобного рода опасение ложно. Известие Учительное запрещает плевать, но только вслед за приобщением, до запивания теплотой, чтобы как-нибудь не извергнуть из уст св. Таин (Прак. Рук., 221 стр.). Не допускаются до причащения : 1) Муж и жена, во время говения имевшие супружеское совокупление (Тимоф. Алекс., 5, Уч. Изв.). 2) Жёны, находящиеся в очищении, доколе не очистятся 730 (Тимоф. Алекс., 7). – Сн. ниже, о причащении больных. Могут быть случаи меньшей важности, когда человек находится в смущении от немощной, слишком строгой (скрупулёзной) совести. – 1) Если готовящийся ко причащению, измывая уста или находясь в бане, проглотил воду, то он должен причаститься (Тимоф. Алекс., 16). В предупреждение подобных случаев правила повелевают всякому, готовящемуся ко св. причастию, измывать уста вечером накануне причащения, а не утром в день причащения (Уч. Изв.). 2) Когда мирянин, имевший нечистое сновидение, «подвержен вожделению жены, то не должен причаститися: аще же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчуждён был общения Божественных Таин: то должен причаститися. Ибо иначе искуситель не престанет нападати на него в то время, когда он должен приобщитися» (Тимоф. Алекс., 12). Во всяком же случае искусившийся по диавольскому действу во сне должен для умирения своей совести, востав от сна, с умилением и сокрушенным сердцем вычитать положенные молитвы от осквернения (см. След. Псал. и Каноник), омыться и в чистоте душевной и телесной приступить к трапезе Господней (Изл. ц.-гр. пост., 63 стр.; сн. Тайная исповедь, проф. А.И. Алмазова , 2 т., 134–138 стр.). Вообще же во всех самых даже безразличных случаях священник должен сообразоваться с состоянием совести имеющего приступить ко св. причащению и излишнею свободою или строгостью не бить немощную совесть. Это значит, что если готовящийся ко св. причащению, по благоговейному настроению души, находит препятствие в своей совести к неосуждённому принятию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010