Димитрие-Селунской, у Тверск. вор., священника Василия Андреевича Быстрицкого Духосошественской, на Даниловском кладбище, свящ. Луки Петр. Любимова Духосошественской, на Лазаревском кладбище, прот. Владимира Филип. Остроухова Духосошественской, у Пречистенских —36— ворот, священника Василия Сергеевича Голубева Евпловской, на Мясницкой, священника Димитрия Иоанновича Ромашкова Екатерининской, в Воспитательном доме, свящ. Анат. Андр. Светлова Екатерининской, в Екатерининском Институте, свящ. Иоан. Вас. Арсеньева Екатерининской, на Ордынке, свящ. Иоанна Петровича Ключарева Елизаветинской, на Дорогомиловском кладбище, свящ. Димитрия Димитриевича Виноградова Ермолаевской, на Садовой, прот. Сергия Сергиевича Модестова Зачатьевской, в Зачатьевском монастыре, свящ. Мих. Ник. Ивановского Зачатьевской, в Углу, свящ. Евг. Петр. Островского Знаменской, в Житной Переяславской слободе, священника Гавриила Яковлевича Коссина Знаменской, во 2-й градской больнице, свящ. Георгия Иоанн. Богословского Знаменской, за Петровскими воротами, прот. Ник. Максим. Никольского Знаменской, на Знаменке, прот. Георгия Ал-еевича Ключарева Ильинской, на Воронцовом поле, прот. Дим. Иоан. Языкова Илие-Обыденской, свящ. Андрея Иоанн. Соколова Иоанно-Воинской, на Якиманке, священника о. Христофора Надеждина ИоакиманскоЙ, на Большой Якиманке, свящ. Ал-дра Дим. Крылова Иоанно-Предтечевской, за Пресней, свящ. Ал-ея Ал-еев. Флерина Иоанно-Богословской, под Вязом, свящ. Дим. Мих. Воздвиженского —37— Казанского Собора прот. Ал-дра Ал-еев. Смирнова Казанского Собора прот. Александра Васильевича Никольского Казанской, в Сущеве, свящ. Вас. Мих Маркова Казанской, у Калужских ворот, прот. Виктора Тимоф. Покровского Климентовской, на Пятницкой, свящ. Ал-ия Серг. Парусникова Князе-Владимирской, в Садех, свящ. Тимоф. Илар. Соболева Константине-Еленинской, в Кремле, свящ. Иоанна Вас. Рождественского Космо-Дамианской, в Кадашеве, свящ. Василия Васильевича Молчанова Космо-Дамианской, на Покровке, священника Михаила Стефановича Пятикрестовского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Под воскресенье: канон Спасителю, параклисис Богородице и канон Ангелу Хранителю. – Под понедельник: те же каноны и канон Архангелам. – Под вторник: те же и, вместо канона Архангелам, канон Иоанну Предтече. – Под среду: Спасителю, Божией Матери – Одигитрии и Ангелу Хранителю. – Под четверток: Спасителю, Божией Матери – параклисис, Ангелу Хранителю, апостолам, и кто хочет, Святителю Николаю. – Под пятницу: вместо канона Спасителю – канон Животворящему Кресту Господню, Божией Матери – параклисис и канон Ангелу Хранителю. – Под субботу: канон Спасителю, акафист (с каноном) Божией Матери – благовещенский, и каноны Ангелу Хранителю и всем святым. Кроме того, в каждый вечер, по прочтении канонов, должны быть прочитаны молитвы «на сон грядущим» (См. Прав. готов. служ. и хотящ. причас. при служб. в конце кн.). Утром читаются обыкновенно утренние молитвы и канон и молитвы готовящимся ко причащению (Там же). Тайны должны быть принимаемы людьми, ничего не евшими и не пившими в тот день (VI всел. пр. 29. Карфаг. 50 и 58). Такое полное воздержание должно начаться еще с вечера накануне причащения; только людям престарелым и детям, не могущим при физической слабости переносить полного воздержания, разрешается принимать пищу с вечера, накануне, но в самом умеренном количестве и то – до полуночи только (Тимоф. Алекс. 16). Готовящийся к причащению и нечаянно проглотивший воду в то утро, при полоскании рта, например, может причащаться (Учит. Извест. при служ.). Беснуемый из верных, если не хулит, также по временам может причащаться (VI всел. 29. Карфаг.50:58). Имевший накануне причащения нечистое сновидение должен испытать свою совесть и, если причина сновидения была не от него, а по искушению от сатаны, то должен причаститься (Дион. Александр. 4. Тим. 12). Но не должны допускаться к принятию Святых Таин: а) находящиеся под отлучением от Святых Таин (Учит. Извест. при служ.). б) находящиеся в бесчувствии, умалишенные и бесноватые, когда в припадках сумашествия или беснования они богохульствуют (Тимоф. Алекс. отв. 3-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Самый день воскресный назывался днем хлеба, ибо в сей день, изъясняет св. Иоанн Златоуст , во всем христианском мире был преломляем хлеб (Бес. 5 о воскресении). Из Луга Духовного Иоанна Мосха (+622) можно усмотреть, что и в его время был еще в силе обычай причащаться в воскресные дни (См. 86 гл. 106 гл. и 161). Кроме воскресного дня, временем, когда христиане все старались принять Св. Дары, были дни памяти святых мучеников и день Пятидесятницы (Ветринский, стр. 264). В Каппадокийской церкви при Василии Великом христиане причащались четыре раза в неделю: в день воскресный, среду, пяток и субботу (письмо к Кесарии 89 Василия Великого ). А из правила сорок девятого Лаодикийского собора видно, что верующие во время поста каждую неделю дважды приобщались Св. Тайн, во всякое же другое время – чаще. Временем, когда древние христиане, по преимуществу, духовно наслаждались Святыми Тайнами, была также седмица Воскресения Христова. Во всю эту седмицу, как это можно видеть из шестьдесят шестого правила шестого Собора, верующие каждодневно причащались. Но и этого частого причащения, нужно думать, придерживались опять-таки не все христиане, а лишь лучшая часть их. По крайней мере св. Иоанн Златоуст (Бес. 5 на 1 поел, к Тимоф.) и св. Амвросий (см. кн. 5 о таинствах, гл. 4) обличают тех, которые однажды в год причащались. К таинству евхаристии, впрочем, говорит Златоуст, можно приступать недостойно, хотя бы и однажды в год. Чистота совести должна делать для нас время благоприятным к тому, чтобы приступать к св. трапезе. Из этих слов Иоанна Златоуста можно заключить, что уже в его время христиане уклонялись от причащения под предлогом недостоинства. Вопрос о достойном и недостойном принятии Св. Тайн выступил на первых же порах христианской эры. Св. ап. Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Коринф. 11 гл. 28–30 ст.). Из этого наставления апостола, по всей вероятности, постепенно развилась в сознании верующих мысль, что не во всяком состоянии нравственном можно приступать к божественной трапезе – грех есть препятствие к этому. Уже сама Церковь рано стала предоставлять право самим христианам испытывать свое достоинство и годность для причащения. Так, Климент Александрийский в Строматах, кн. 1 гл. 1, говорит: «Некоторые предлагают каждому брать частицу евхаристии, ибо каждому лучший судья его совесть – приступить ли к евхаристии, или же уклониться”. Или вот, например, правило: «Имевший нечистое сновидение, да испытывает свою совесть и, если искушение от сатаны, должен причаститься (Дион. Алек. 4.Тимоф. 12). 

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

пр. 92). Кроме того, св. отцы дозволяют новообращенным, под руководством пастырей, чтение некоторых из книг св. Писания, более удобопонятных, также отеческих и церковных ( 43 ). Во всяком случае церковные правила повелевают, чтобы оглашенные, прежде крещения, были испытаны от епископов, или тех, кому епископами поручено будет, в познании веры, в чувствах благочестия, в заучении молитв, также и в знании ответов, которые должны быть даны ими при самом совершении крещения (лаодик. 46. VI всел. 78). Наконец они должны торжественно, пред всею Церковью , отречься от прежних своих заблуждений, и всех тех мнений, правил, обычаев, какие были у них в язычестве или иудействе (VII всел. 14) ( 44 ). На особенные некоторые случаи положены частные правила, как то: 1) дозволяется крестить больных, не могущих в лишении языка или в крайней немощи, ответствовать за себя при крещении, если только другие, по их желанно, будут отвечать за них, или под собственною ответственностью будут свидетельствовать о их желании креститься (карфаг. 54. Тимоф. александр. 4); 2) крещение бесноватых, или одержимых злым духом, также страждущих сумасшествием, должно быть отлагаемо до их выздоровления; но в случае смертной опасности не запрещается крестить их (Тимоф. алесандр. пр. 2) ( 45 ). По нашим отечественным узаконениям от епархиального начальства дозволяется священникам самим совершать крещение новообращенных, а в особенных обстоятельствах, смотря по важности дел, священники обязываются предварительно испрашивать разрешение своих епархиальных начальств, которые и дают разрешение по своему усмотрению, или же, в случае нужды, входят в сношение с гражданскими начальствами ( 46 ). Священники обязываются заботиться об утверждении новокрещенных в учении веры, и отвращении их от прежних обычаев и обрядов; для сего всем новокрещенным внушать, чтобы ходили неленостно в церковь , а особливо в воскресные и торжественные, церковные и гражданские дни, чтобы ежегодно исповедовались и приобщались св. тайн ( 47 ). С этой же целью рожденным и воспитанным в православной вере, (русским), живущим с новокрещенными в одних селениях, вменяется в обязанность наблюдать за поступками новокрещенных, и если кто из них будет замечен в поступках, несвойственных правоверному, или не следует правилам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол.4:12–13 ), 21) Архипп, епископ колосский ( Кол.4:17 ), 22) Сила, епископ коринфский ( Деян.15:40–41 ), 23) Силуан, епископ солунский ( 1Пет.5:12 ; 2Кор.1:19 ), 24) Крискент, епископ галатийский ( 2Тим.4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян.18:8 ), 26) Епинет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руфъ, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Эрмий, о которых упоминает апостол Павел в послании к римлянам ( Рим.16:13–14 ), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян.21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сосипатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл. к римлянам ( Рим.16:15–23 ), 53) Онисифор ( 2Тим.1:16 ), 54) Климент, епископ римский ( Флп.4:3 ), 55) Сосфен ( Деян.18:17 ), 56) Аполлос ( Деян.18:24–25 ), 57) Тихик ( Ефес.6:21–22 ). 58) Епафродит (Филипис. XI, 25), 59) Карп ( 2Тим.4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян.12:25 ), 62) Зина (Тимоф. III, 13), 63) Аристарх ( Деян.19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим4:21 ), 65) Трофим ( Деян.20:4 ), 66) Марко ( Кол.4:10 ), 67) Артема (Тимоф. III, 12), 68) Ахила ( Деян.18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 посл. к коринфянам ( 1Кор.16:17 ). Все почти они, как мы отчасти уже указали, были епископами в разных новоустроенных церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой; например, Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ), Симеона Нигера (там же Деян.13:1 ), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем, и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия и других. О всех подобных благовестниках выше упомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братий единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, как он писал это».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Апостольские правила» определяют: «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир» (79). Можно предположить, что состояние Б. воспринималось в древней Церкви без излишне нагнетаемых аффектаций, наряду с такими явлениями, как приверженность игре или пьянству, нарушение постов и проч. «Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистого, то не может прияти святое крещение: но, при исходе от сея жизни, крещается» (Тимоф. 2). Если же верный будет одержим бесом, то «аще не нарушает тайны, ниже хулит иным каким-либо образом: то да причащается» (Тимоф. 3). Уже в ранних христ. общинах, построенных по иерархическому принципу священнослужения, как свидетельствует церковный историк В. В. Болотов , «на одной ступени с лекторами стояли экзорцисты, обязанность которых состояла в чтении молитв над одержимыми и в надзоре за оглашенными» (Лекции. Т. 3. С. 154). Элементы экзорцизма - заклинания злых духов - имеют место в литургической жизни Церкви уже раннего периода ее развития. До наст. времени в правосл. чин таинства Крещения входит «отречение от сатаны и всех дел его» с символическим «дуновением и плюновением» в сторону, противоположную алтарю правосл. храма. Отречению от диавола и ритуальным запрещениям воздействия злых сил в правосл. Церкви не придается самодовлеющего значения, как, напр., у манихеев, представлявших духовный мир противоборствующим. В правосл. Церкви, отторгающей магизм в своих таинствах, подобные молитвословия не имеют приоритетного статуса или доминирующего характера, их назначение не постоянная «борьба с диаволом», а продолжение формирования христианина в его сопричастности Церкви. Свт. Николай исцеляет одержимого бесом. Клеймо иконы «Свт. Никола Зарайский» с житием. 1551-1552 гг. (ЦМиАР) Свт. Николай исцеляет одержимого бесом. Клеймо иконы «Свт. Никола Зарайский» с житием. 1551-1552 гг. (ЦМиАР) Аналогичным было отношение к «нечистым духам» в среде раннего монашества.

http://pravenc.ru/text/78238.html

«Церковь Бога жива – столп и утверждение истины»  (1 Тимоф. 3, 15). Можно ли сомневаться в непреложности слов Христовых о том, что «врата адова», то есть все силы адские не одолеют Церкви? Конечно, нет! Но если так, то  истинная   Церковь Христова, Которая, само собой разумеется,  едина,  ибо Христос основал  только одну   Церковь , всегда существовала на земле и будет существовать до скончания века, ибо Ей принадлежит утешительное обетование Христово:  «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»   ( Матф. 28, 20 ). Могут ли быть какие-нибудь сомнения в том,  какая  это Церковь? Для человека честного и здравомыслящего, с незатуманенным сознанием, знающего историю Христианской Церкви и чистое, неповрежденное христианское веро- и нравоучение,  не может быть никаких сомнений  в том, что  эта единая истинная Церковь , основанная Христом-Спасителем, есть та, которая свято и неизменно хранит преданную ей Христову Истину. Там, где порвана преемственная духовно-благодатная связь со св. Апостолами и их преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, где введены разные  новшества  в веро- и нравоучение с целью «идти в ногу со временем», «прогрессировать», не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, – там не может быть и речи об истинной Церкви. «От мира несте»,  сказал Господь Своим ученикам на Тайной Вечери:  «но Аз избрах вы от мира («изъял вас от мира», как толкуют эти слова Св. Отцы),  сего ради ненавидит вас мир»   ( Иоан. 15, 19 ). Эти слова Господа всегда необходимо помнить тем, кто желает сохранить свою верность истинной Церкви: истинная Церковь  Христова всегда была, есть и будет не от мира сего, который, по словам возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова,  «весь во зле лежит»   ( 1Иоан. 5, 19 ). И как Учение Божественное, преданное на хранение Св. Церкви, неизменно, как неизменен и вечен Сам Бог, так и истинная  Церковь Христова должна оставаться во всем неизменной. Так называемая, по-ученому,  «консервативность»  есть один из самых главных и характернейших признаков истинной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ал-ея Ал-еев. Флерина 3 р. 50 к. Иоанно-Богословской, в Бронной, свящ. Мих. Георг. Ильинского 2 р. 00 к. Иоанно-Богословской, под Вязом, свящ. Дим. Мих. Воздвиженского 3 р. 00 к. —33— Иоанно-Предтечевской, под Бором, прот. Ал-ия Никол. Суходского 2 р. 00 к. Казанского Собора, прот. Ал-дра Ал-еев. Смирнова 6 р. 00 к. Казанской, в Сущеве, свящ. Вас. Мих. Маркова 10 р. 00 к. 10 р. 00 к. Казанской, у Калужских ворот, прот. Виктора Тимоф. Покровского 23 р. 00 к. Климентовской, на Пятницкой, свящ. Ал-ия Серг. Парусникова 2 р. 00 к. 3 р. 00 к. Князе-Владимирской, в Садех, свящ. Тимоф. Илар. Соболева р. 50 к. р. 50 к. Константино-Еленинско, в Кремле, свящ. Ин. Вас. Рождественского 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Космо-Дамианской, в Кадашеве, свящ. Василия Васильевича Молчанова 1 р. 00 к. 1 р. 50 к. Космо-Дамианской, в Садовниках, свящ. Иоанна Иоанн. Струженцова 2 р. 00 к. 1 р. 00 к. Космо-Дамианской, в Старой Кузнецкой, свящ. Серг. Никол. Орлова 5 р. 00 к. 5 р. 00 к. Космо-Дамианской, в Старых Панех, свящ. Петра Иоанн. Архангельского 3 р. 00 к. Космо-Дамианской, в Таганке, свящ. Серг. Ипполит. Глаголевского 5 р. 00 к. Космо-Дамианской, на Покровке, свящ. Мих. Стефан. Пятикрестовского 4 р. 00 к. Космо-Дамианской, в Шубине, священ. Сергия Николаев. Лебедева 7 р. 00 к. Крестовоздвиженской, при Ямских училице и богадельне, свящ. Мих. Петр. Сперанского 2 р. 00 к. Максимовской, на Варварке, прот. Андр. Стеф. Смирнова 1 р. 00 к. Марие-Магдалининской, при коммерческом училище, свящ. Иоанна Иосиф. Покровского 3 р. 00 к. Марие-Магдалининской, в малолетнем отделении Николаевского Института, свящ. Васил. Андр. Крылова 1 р. 00 к. Марие-Магдалининской, в Техническом —34— Училище, свящ. Никол. Сергеевича Виноградова 6 р. 00 к. Мароновской, в Старых Панех, свящ. Серг. Вас. Лаврентьева 1 р. 00 к. 1 р. 00 к. Мартиновской, на Алексеевской улице, свящ. Ал-дра Илар. Молчанова 10 р. 00 к. Михайло-Архангельской, среди Университетских клиник, священ. Петра Николаевича Померанцева 4 р. 00 к. Михаило-Архангельской, в Овчинниках, свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§127. Священник может и должен разрешать и приобщать больных, находящихся в смертной опасности, хотя бы который-нибудь из них находился под клятвою, или под запрещением или отлучением, и притом будет ли то мирянин или лицо духовное, и т.п. Но только сие надобно всегда делать не иначе, как под условием, чтобы больной, в случае выздоровления, снова понес возложенную на него епитимию, и потом дотоле не приступал к Причащению, пока опять не получит законного разрешения от архиерея или от отца своего духовного (1-го Вселенск. Соб. прав. 13. О должност. пресвитер. приходских, §110. Карфагенский собор, пр. 7). §128. По правилам церковным «женщина, в течении сущая, т.е. имеющая менструацию, или вообще страдающая кровотечением, не только не должна причащаться, но даже не входить в церковь , пока не очистится (Тимоф. Александр. правило 7, сравн. номокан, при больш. требнике, пр. 64). Но если бы, в случае несчастия, которой-либо из таковых грозила неминуемая смерть от кровотечения, то таковую священник должен исповедать и затем приобщить Св. Тайнам без всякого зазрения совести, подобно остальным больным, жаждущим Божественного напутствия. §129. По разуму Восточной Церкви, священник должен также всегда допускать к исповеди и причастию Св. Тайнам и бесноватых, если только они во время беснования своего не богохульствуют и не находятся вне себя, и приступают к Св. Тайнам, если и не совсем благочинно, то со страхом, соответствующим святыне, и вообще без особенных действий, оскорбляющих святость Таинства и его высокого значения для человека (сравн. Тимоф. Александр. прав. 3). §130. Если больной находится в очевидной опасности извержения, (напр. во время холеры, и т.п.) то всего лучше не преподавать ему Св. Тайн, пока рвота не прекратится у него и он не успокоится. Преподавать Св. Тайны лицам, страдающим рвотою, при видимой опасности уничижения Тела и Крови Христовой вследствие их извержения, отнюдь не благопристойно и недостойно святости и величия Таинства. Старинное церковное правило об этом гласит следующее: «не могущим по причине всегдашней рвоты ничего удержать из пищи, да не подает иерей Божественное Причащение ради бесчестия, но для таковых немогущих достаточно и того, лишь бы они, очистив совесть покаянием, искренно от сердца желали Причащения», (требн. П. Могилы, о причащении, стр. 326); и без сомнения сие Господь также вменит им в заслугу, и простит им согрешения их, как если бы они действительно причастились Тела и Крови Христовой, подобно прочим христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Narbonne, 1922/1923. Vol. 15. P. 328-339; Horn É . Le rôle politique de Clément IV//Séances et travaux de l " Académie des sciences morales et politiques: Compte rendu. P., 1925. Année 85. Fasc. 1/2. P. 273-300; Keller H. Il sepolcro di Clemente IV in S. Francesco a Viterbo//L " Illustrazione Vaticana. Vat., 1935. Vol. 6. P. 237-240; Jedin H. Eine falsche Spur: Die angeblich von Papst Clemens IV. verfasste Hedwigsvita//Archiv für Schlesische Kirchengeschichte. Hildesheim, 1950. Bd. 8. S. 14-25; Gottschalk J. Die Hedwigs-Predigt des Papstes Klemens IV. vom Jahre 1267//Ibid. 1957. Bd. 15. S. 16-35; Nitschke A. Konradin und Clemens IV.//QFIAB. 1958. Bd. 38. S. 268-277; Elm K. Die Bulle «Ea quae iudicio» Clemens " IV., 30.VIII.1266: Vorgeschichte, Überlieferung, Text und Bedeutung. Heverlee; Louvain, 1966; Paul G. Un portrait du pape Clément IV//Bull. historique. Le Puy, 1966. Vol. 44. P. 197-198; Dossat Y. Guy Foucois, enquêteur-réformateur, archevêque et pape (Clément IV)//Les évêques, les clercs et le roi (1250-1300). Toulouse, 1972. P. 23-57; Chazan R. Archbishop Guy Fulcodi of Narbonne and His Jews//Revue des Études Juives. P., 1973. Vol. 132. P. 587-594; Mollat G. Clément IV//DHGE. T. 12. Col. 1109-1115; Housley N. The Italian Crusades: The Papal-Angevin Alliance and the Crusades Against Christian Lay Powers. Oxf., 1982; Kolmer L. Papst Clemens IV. beim Wahrsager//DA. 1982. Bd. 38. S. 141-165; Bautier R.-H. Un grand pape méconnu du XIIIe siècle: Clément IV//Bull. du Club Français de la médaille. P., 1983. Vol. 81. P. 34-42; Hayez M. Clemens IV.//LexMA. Bd. 2. Sp. 2141-2142; idem. Clément IV//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 366-367; Schaller H. M. Ein Originalmandat Papst Clemens " IV. gegen Konradin//DA. 1988. Bd. 44. S. 181-185; M ü ller W. L " Aquila zwischen Staufern und den Anjou: Ein neu aufgefundener Brief Papst Clemens " IV. von 1268//Ibid. S. 186-194; D " Achille A. M. Sulla datazione del monumento funebre di Clemente IV a Viterbo: Un riesame delle fonti//Arte Medievale.

http://pravenc.ru/text/1841383.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010