Дионисий IV (в 4-й раз) 2 месяца. Иаков (в 3-й раз) 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II (вторично) 1691–1693. Дионисий IV (в 5-й раз) 1693–1694. Каллиник II (в 3-й раз) 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан (втор.) 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремия III 1715–1726. Каллиник III, умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III (втор.) 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II (во 2-й раз) 1740–1742. Неофит VI (во 2-й раз) 1742–1744. Паисий II (в 3-й раз) 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II (в 4-й раз) 1751–1752. Кирилл V (во 2-й раз) 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I (втор.) 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит VII (втор.) 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V (втор.) 1806–1808. Каллиник V (втор.) 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V (третично) 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824 Хрисанф 1824–1826. Агафангел 1826–1830 Констанций I 1830–1834 Констанций II 1834–1835 Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий III 7 месяцев. Герман IV † 1845. Анфим VI 1845–1848. Анфим VI (втор.) 1848–1852. Герман IV (вторично) 1852–1853. Анфим VI (третично) 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI (вторично) 1867–1871. Анфим VI (в 4-й раз) 1871–1873. Иоаким II (втор.) 1873–1887. Иоаким III 1878–1884. Иоаким IV 1884–1886. Дионисий V 1886–1891. Неофит VIII 1891–1894. Анфим VII 1894–1897. Константин V 1897–1901. Иоаким III (вторично) 1901. В. Александрийские патриархи Св. Марк 62 . Аниан 62–84. Абилий 84–98. Кердон 98–107. Прям или Ефрем 107–119. Иуст 119–130. Евмений 130–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

I. Богословский метод. И. П. не проявляет интереса к углубленным богословским исследованиям. Для него только Свящ. Писание говорит о Боге так, как о Нем следует говорить, и только Писание может быть наиболее адекватным выражением Откровения. И. П. понимает ограниченность человеческого языка и в вопросах богословия предпочитает быть осторожным либо хранить молчание. Человеку невозможно постичь божественную природу (Ep. 799 (II 299), 1014 (III 214), 1032 (III 232)), невозможно объяснить отношения между Лицами Пресв. Троицы или Боговоплощение (Ep. 593 (II 93), 1845 (IV 183)), поэтому, заключает И. П., необходимо твердо придерживаться учения Церкви и не искать объяснений божественным тайнам (Ep. 828 (III 28)). Человек может только строить сомнительные предположения, его единственно надежными и спасительными состояниями в вопросах богословия должны быть смирение, осознание своего полного невежества (Ep. 1594 (IV 21)) и готовность к принятию откровения (Ep. 1245 (IV 59)). В человеке есть естественная предрасположенность к этому (Ep. 1260 (IV 9)). О существовании Творца, напр., свидетельствует не только Писание, но и сам тварный мир (Ep. 472, 1405 (IV 53), 1618 (IV 85), 1994 (IV 61)). Видимый мир указывает на невидимый (Ep. 1191 (III 391), 1294 (IV 213), 1717 (IV 94)), его человек постигает в духе, не прибегая к доказательствам (Ep. 405) или светским наукам (Ep. 837 (III 37)). Только Бог может говорить о Боге, поэтому только Свящ. Писание есть настоящее богословие (Ep. 440) и человек должен читать его, если хочет узнать что-то о Боге. Не следует «углубленно постигать» вероучительные истины, их нужно просто принимать; логика и силлогизмы в вопросах божественных являются пустой формой, не способной привести к истине, которая преподается только в Церкви. По убеждению И. П., все ереси происходят от гордости людей (Ep. 922 (III 122), 1338 (IV 55), 1533 (IV 56)), ставших жертвами диавола (Ep. 590 (II 90), 920 (III 120)). Опровергая еретические учения, И. П., несмотря на высказываемый скепсис в отношении научного богословия, был вынужден излагать догматы веры с помощью богословских технических терминов, не встречающихся в Свящ. Писании.

http://pravenc.ru/text/674914.html

Другие свидетельства А. Mosq. sinod. graec. 320 Б. Mosq. sinod. graec. 319 В. Vaticanus graec. 2028 III.3. Вывод Часть вторая. Мессалианство Глава I. Макариевский Корпус и «Мессалианские пункты» прп. Иоанна Дамаскина I.1. Сопоставление текстов Корпуса и о ересях Иоанна Дамаскина I.2. Источники Иоанна Дамаскина I.2.1. Третий вселенский собор I.2.2. Тимофей Константинопольский и блж. Феодорит Кирский I.2. Выводы Глава II. Учение мессалиан и его отношение к Макариевскому Корпусу. Полемическая сторона Макариевского Корпуса. Происхождение мессалианской ереси и споры о крещении в Восточной Церкви в IV-V вв. II.1. Учение мессалиан II. 2. Сопоставление учения мессалиан с текстами Корпуса II.3. Полемика в Корпусе против обмирщения церкви и внешнего подвижничества III.3. Споры о крещении, грехе и свободе воли II.4.1. Позиция прп. Марка Подвижника II.4.2. Позиция свт. Диадоха Фотикийского II.5. Выводы Глава III. История мессалианства III.1. Краткий очерк истории мессалианства (до XII в.) III.2. Мессалианство и богомильство. Теория Зигабена: типологические совпадения или генетическое родство? III.2. Выводы Глава IV. Мессалианство, исихазм, богомильство (проблемы генезиса и «контактных зон»). история Иисусовой молитвы и Макариевский Корпус IV.1. Предыстория исихастского движения (XII в.) IV.2. Начало исихастских споров (XIV в.). вопрос о происхождении Иисусовой молитвы IV.3. Иисусова молитва на Руси и ее источники IV.3.1. Древнерусское толкование Иисусовой молитвы IV.3.2. Источники древнерусского толкования А. Псевдозлатоустовы тексты и Макариевский корпус Б. «Пять слов» апостола Павла и исихазм IV.4. Из истории Иисусовой молитвы IV.4.1. «Сыне Божий» или «Боже наш»? IV.4.2. Древнейшие тексты Иисусовой молитвы и связь их с коптскими Добродетелями IV.5. Выводы Заключение Глава I. Итоги Глава II. Постановка новых проблем Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского Корпуса первого типа Критический аппарат Выбор разночтений Раздел III. Библиографические приложения Приложение I.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Иаков вторично 1685–1686. Дионисий IV в 4 раз два месяца. Иаков в 3 раз 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II втор, 1691–1693. Дионисий IV в 5 раз 1693–1694. Каллиник II в 3 раз 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан вторично 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремиа III 1715–1726. Калджнин III умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III вторично 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II во 2 раз 1740–1742. Неофит VI во 2 раз 1742–1744. Паисий II в 3 раз 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II в 4 раз 1751–1752, Кирилл V в 2 раз 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I вторично 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит вторично 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V вторично 1806–1808. Каллиник V вторично 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V третично 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824. Хрисанф 1824–1826. Агафангсал 1826–1830. Констанций I 1830–1834. Констанций II 1834–1835. Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий 7 месяцев. Герман IV † 1845 г. Анфнм VI 1845–1848. Анфим IV вторично 1848–1852. Герман IV вторично 1852–1853. Анфо VI вторично 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI вторично 1867–1871. Анфим 1871–1873. Иоакин II вторично 1873– до ныне. Патриархи александрийские По Ле-Кьену и Христианскому чтению 1856 г. и других. Св. Марк 62 . Св. Аниан 62–84. Св. Абилий 84–98. Св. Кердон 98–107. Св. Прим или Ефрем 107–119. Св. Иуст 119–130. Св. Евмений 130–143. Св. Маркиан или Mapk II 143–153. Св. Келадион 153–167. Св. Агриппин 167–179. Св. Иулиан 179–189. Св. Димитрий 189–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

е. истинной религии - Ibid. IV 14) и делам праведности и добродетели (Ibid. IV 11-12, 14, 25-26; и др.). Во-вторых, Христос Своей жизнью и особенно Своей смертью подал людям духовно-нравственный пример (Ibid. IV 24-26). В-третьих, Христос реально в Самом Себе, в Своем человечестве, победил страдания и смерть, а Своим воскресением даровал людям надежду на бессмертие (Ibid. IV 10, 12). Именно в этом Л. видит роль Христа как Посредника между Богом и человеком: «Греки называют Его Μεστην [Посредник], потому что Он может привести человека к Богу, то есть к бессмертию» (Ibid. IV 25; ср.: Ibid. IV 13; Studer. 1978. P. 262-267). Эти 3 важнейших аспекта сотериологии Л. сводятся к 3 именам Христа: magister justitiae (Учитель праведности), dux virtutis (Вождь добродетели), victor mortis (Победитель смерти). В-четвертых, хотя Л. мало внимания уделяет жертвенному, искупительному аспекту спасения, он говорит, что Христос был чистым и непорочным Агнцем, праведным и святым, Которого принесли в жертву иудеи, и стал спасением для всех тех, кто начертал на своем челе знамение Крови, т. е. Креста, по которому текла Кровь ( Lact. Div. inst. IV 26). В-пятых, Л. учит о Христе как Первосвященнике в новом Храме Божием, т. е. в Церкви; Он обладает в нем вечным священством (sacerdotium sempiternum); войти во святое святых Храма и предстать перед Богом можно только через Того, Кто воздвиг этот Храм (Ibid. IV 14). Экклезиология Л. развивает весьма возвышенное духовно-нравственное учение о христианской Церкви и богослужении, в котором тем не менее практически отсутствует иерархически-сакраментальный элемент. Церковь есть собрание верующих (sanctum corpus - Ibid. IV 30), «Храм Божий (templum Dei), который заключается не в стенах, а в сердце и вере людей, верующих в Бога и называющихся верными» (Ibid. IV 13; помимо Церкви Л. называет храмом Божиим и самого человека - см.: Ibid. VI 25); это тот вечный и бессмертный Храм, к-рый воздвиг Христос и в к-ром Он Первосвященник (Ibid. IV 14, 30; De mort. persecut.

http://pravenc.ru/text/2462563.html

Внутрицерковная ситуация (III. 4–10) Антихристианская политика Юлиана, конфликт с антиохийцами, поход в Персию и гибель царя, провозглашение Иовиана, характеристика Юлиана, прекращение гонений (III. 11–24) Внутрицерковная ситуация (III. 25) Смерть Иовиана, восшествие на престол Валентиниана и Валента, гонения на ортодоксов, мятеж Прокопия (III.26–IV.3) Македониане против акакиан (IV. 4) Победа Валента над Прокопием, проарианская политика Валента (IV. 5–6) Ересь Евномия (IV. 7) Предсказание варварского нашествия, Валент преследует новациан, рождение Грациана, природные бедствия (IV. 8–11) Борьба религиозных партий (IV. 12–15) Валент расправляется с представителями ортодоксов, голод во Фригии, гонения, дело Феодора (IV. 16–19) Смерть Афанасия, ариане утверждаются в Александрии, гонение на монахов в Египте, лидеры православия, история новациан, смуты в Риме и Медиолане (IV. 20–30) Смерть Валентиниана I, закон о двоеженстве, смягчение гонений, крещение готов и сарацин, нашествие готов на Империю (IV. 31–36) Ортодоксальный переворот в Александрии (IV. 37) Гибель Валента, оборона Константинополя, прекращение гонений, воцарение Феодосия I (IV. 38–V. 2) Борьба церковных партий (V. 3–8) Феодосий переносит в Константинополь мощи епископа Павла и заботится о единомыслии, подчинение готов, Аркадий провозглашается августом (V. 9–10) Собор в Константинополе (V.10) Мятеж Максима и поход Феодосия (V. 11–12) Арианский мятеж в Константинополе (V. 13) Победа Феодосия над Максимом (V. 14) Прекращение антиохийской смуты (V. 15 Языческий мятеж в Александрии, Феодосий наводит порядок в Риме (V. 16–18) Упразднение пресвитеров-духовников, еретические расколы, церковные обычаи (V. 19–24) Победа Феодосия над Евгением, смерть Феодосия, воцарение Гонория и Аркадия (V.25–VI.1) Избрание Иоанна Златоуста , его политика (VI. 2–4) Отношения с власть предержащими, мятеж Гайны (VI. 5–6) Александрийская смута, предыстория смещения Иоанна (VI. 7–14) Конфликт с двором, изгнание Иоанна, мятеж в Константинополе, возвращение Иоанна, бой с александрийцами, второе изгнание (VI. 15–18

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

изл. I.1). Наконец, вслед за преподобным Иоанном Дамаскином Бонавентура учит о перихорезе Божественных Лиц, то есть о Их высшем соединении, благодаря которому Одно Лицо с необходимостью присутствует в Другом через совершеннейшее взаимопроникновение, обусловливающее единое действие Лиц Святой Троицы, когда Одно Лицо действует вместе с Другим при совершенной неделимости Их сущности, силы и действия (Путев. VI.2). Стоит также отметить частое (хотя и логически не обоснованное) употребление Бонавентурой греческого термина ШpTsmasij в применении к Лицам Святой Троицы (см., например, Кратк. изл. I.3–4). Согласно Бонавентуре, Господь Иисус Христос есть воплотившееся Слово Божие (Кратк. изл. IV.1). Воплощение же есть “действие Святой Троицы, в котором произошло восприятие плоти Божеством и соединение Божества с плотью” (Там же. IV.2), — восприятие не только человеческой плоти, но и разумного человеческого духа со всеми его способностями (Там же. IV.2). Подобно восточным Отцам, Бонавентура говорит, что Спасителем “все было воспринято, чтобы все было исцелено” (Там же. IV.2). Особенность плоти Спасителя вследствие ее бессемен­ного непорочного зачатия — это безгрешность, совершенная святость и непорочность (Там же. IV.3). Полнота и совершенство человеческой природы Христа у Бонавентуры соединяется с представлением о “полноте благодатных даров” в человеческой душе Христа (Кратк. изл. IV.8–10). Особое внимание Бонавентура уделяет наличию у Спасителя человеческого знания 9 . Подобно святителю Григорию Богослову, Бонавентура говорит, что соединение плоти с Божеством произошло “при посредстве разумного духа, через который, как через связующую средину, плоть стала пригодна для соединения” (Кратк. изл. IV.3). Соединение двух природ — Божества и человечества — во Христе произошло не в единстве природы, не через смешение природ в нечто третье и не за счет перехода одной природы в другую, но в единстве Лица и Ипостаси; при этом Лица не человеческого, но Божественного; не воспринятого, но Воспринявшего; не чьего-нибудь лица, но Лица единого Слова (Там же. IV.2). Через это единение “Первое Начало в одной из Своих Ипостасей сделало Себя Самого подлежащим человеческой природы, и таким образом там есть только одна личность и личное единство, происходящее со стороны Воспринявшего” (Там же. IV.2). Благодаря ипостасному единству Один и Тот же есть Сын Человеческий и Сын Божий, и то, что говорится о Сыне Божием, говорится и о Сыне Человеческом, и наоборот. В этом, согласно Бонавентуре, состоит “взаимообщение свойств”, когда “все, что принадлежит Одному и Тому же, тождественно и между собой” (Там же. IV.2). Вследствие этого Пресвятая Дева Мария истинно называется Матерью Божией (Там же. IV.3).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Орлов, Ник. Никит., преп. Тамб. дух. сем. Орлов, Петр. Кирилл., свящ. Моск. —28— 342. Орлов, Серг. Ник., свящ. Моск. Орлов, Фед. Серг., преп. Волок. дух. уч. Осипов, Конст. Виктор., пот. поч. гр. Павлов, Ив. Михайлович Парадоксов, Феод. Вас., свящ. г. Сызрани Парусников, Ал-ий Серг., свящ. Моск. Пашутин, Ал-ей Сем., Моск. куп. Поддьяков, Зосима Ник., пом. смотр. Устюжск. дух. учил. Покровский, Викт. Тимоф., прот. Моск. Покровский, Иоанн. Иосиф., свящ. Моск. Полотебнов, Ан-др. Григорьевич, прот. Моск. Поляков, Ал-др. Яков., пот. поч. гр Пономарев, Ив. Антонович Пономарев, Кир. Руф., препод. Мстисл. дух. уч. Попов, Ив. Вас., проф. М. Д. А. Попов, Конст. Мих., библиот. Моск. Дух. Акад. Попов, Серг. Григ. Поройков, Ал-др. Павл., свяш. Моск. Портнов, Валент. Петр. Поселков, Ив. Ал-дров., Моск. куп. Поспелов, Филар. Ник., свящ. Моск. Потапов, Ал-др. Ник., свящ. Мос. Преображенский, Феод. Петрович, свящ. Моск. —29— 365. Приклонский, Петр Васил., прот. Моск. Промптов, Васил. Яковл. Пронин, Никол. Петр., пот. поч. гр. Прорубников, Фед. Федор. Протопопов, Вас. Петр., пом. библиот. Моск. Дух. Акад. Прохоров, С. В. Прусаков, Серг. Семенович, Моск. куп. Пыхов, Абрам Васил. Петухов, Иван Никол. Разумихин, Арсений Иван., свящ. Моск. Ремов, Феод. Георг., свящ. Моск. Рождественский, Иоанн Васильевич, свящ. Моск. Рождественский, Серг. Дм., преп. Моск. дух. сем. Розанов, Ал-др Андреевич, псал. Моск. Розов, Анат. Феод., свящ. Моск. Рубин, Петр Вас., прот. Моск. Рудаков, Влад. Ал-еев, штаб-ротмистр Рудакова, Натал. Владимир. Руднев, Мих. Иван., прот. Моск. Руднев, Мих. Никол., преп. Тульск. дух. сем. Румянцев, Феод. Иван., прот. Моск. Ряжский, Павел Ив., преп. Тамб. дух. сем. Садковский, Серг. Макс., свящ. Моск. Самсонов, Яков Дмитр. Сашина, Ксения Фаддеевна —30— 390. Сахаров, Дмитр. Савел., староста Вознесен. за Данилов. мон. церкви Сахаров, Ив. Адриан., Кишин. Епарх. мисс. Селезнев, Ник. Дм., пот. двор., колл. сов. Сергиевский, Вас. Филар., свящ. Моск. Сергеев, Петр, свящ. Моск. Серебрякова, Евф. Андреевна

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крещение, по правилам св. Церкви, должно быть совершаемо в церкви, и только в случае нужды дозволяется совершать его в доме (VI Всел. Соб., прав. 31, 59: Дух. Регл. 2, § 9; Книга о долж. Прасв. прих., § 83 и Инстр. Благоч., § 6) 1108 . Крещение не должно быть совершаемо ни в какой другой жидкости, кроме воды. Вода должна быть чистая, не смешанная с другим веществом, не искусственная (Прав. Исп. ч. 1, вопр. 103 и Испов. Вост. Патр., гл. 16) 1109 . В одной и той же воде можно крестить несколько младенцев, не отливая от нее и не приливая вновь. Имена же всех младенцев должно произносить порознь одно после другого (1733 года, июля 18-го, опред. Свят. Син., гл. 2-я) 1110 . В зимнее время не крестить в весьма холодной воде (Инстр. Благ., пункт 15). Воду после крещения должно выливать в чистыя места [Номок., прав. 199, 7206 (1696), дек. 26-го; Патр. Андр. Указн., ст. 3-я]. Во время крещения возжигать при купели три свечи [Соборн. Деян., бывших в Москве 7175 (1667) г., 2, пункт 9-й]. Взрослого, т. е. начиная с семилетнего возраста (Тимоф. Александр., прав. 1). желающего креститься, Святая Церковь не прежде допускает до святого крещения, как наперед испытав, искренно ли он желает оставить прежние заблуждения и войти в общение с Православной Церковью, и огласив его, т. е. научив вере Христовой. Оглашение совершается и при крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники (νδοχος), которые и поручаются за веру крещаемого (Прав. Испов., ч. 1, вопр. 103. Прав. Катех. Послед. крещ. в Требнике) 1111 . По образцу крещения младенцев совершается крещение детей до семилетнего возраста 1112 . Оглашение совершается одинаково над всяким младенцем, имеет ли младенец православных родителей или иноверных 1113 . Над возрастными же оглашение совершается не над всеми одинаково. Иначе, например, оно совершается над иудеями, иначе над магометанами 1114 . При крещении возрастных соблюдается следующее: желающие креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяются от общества неверующих, при чем нарекают им христианское имя 1115 . Затем совершаются три оглашения. Указано их совершать у церковных дверей. В первом оглашении желающие креститься подробно исчисляют заблуждения их веры – иудеи свои (Чинопослед. соедин. из инов. к Прав. Церк. и в особой книжке), магометане свои (там же), отрекаются от них и изъявляют желание сочетаться Христу. Во втором оглашении раздельно исповедуют догматы Православной Церкви и читают клятвенное исповедание, что они отвергаются от всех прежних заблуждений, приемлют догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха или нищеты, долга или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Первое и второе оглашение бывает только над возрастными. Третье оглашение совершается и над возрастными и над младенцами. В нем совершается отрицание сатаны и сочетание Христу 1116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Время совершения литургии, по древнему правилу, есть третий час дня (9-й по нашему счислению); впрочем, может быть совершена литургия и ранее и позднее этого времени, по требованию обстоятельств, только не прежде дневного рассвета и не после полудня (сн. 734 стр. печатного оригинала). Исключаются некоторые дни, в которые литургия совершается порану, или соединяется с вечернею службою. Таковы – день св. Пасхи (см. 636 стр. печатного оригинала), дни св. Четыредесятницы для литургии преждеосвященных Даров, дни навечерий Рождества Христова (звон к вечерне положен Уставом «при часе 7-м дне», т.е., 1-м пополудни) и Богоявления («при часе вечернем»), день Великой субботы (см. 617 стр. печатного оригинала) и Пятидесятницы (см. 680 стр. печатного оригинала). Сн. 8. Священник не может совершить в один день более одной литургии 100 ; на одном престоле в тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками: «сия бо единость жертвы знаменует едину смерть Христову, юже нас ради подъят, и едину страсть Его 101 , юже единою о нас претерпе» (Уч. Изв.). Священники обязываются совершать литургию неотменно во все воскресные, праздничные и торжественные дни, также преждеосвященную литургию по средам и пятницам в Великую Четыредесятницу (см. 732 стр. печатного оригинала). Православная Церковь особенно строго требует, чтобы священнослужители достойно приуготовляли себя к совершению ими святейшего таинства Причащения. 102 См. ниже, о приобщении священнослужителей. В физическом отношении от совершителя таинства требуется, чтобы всё тело его было чисто, одежда – не изодрана, прилична и опрятна, лицо и руки вымыты, голова причёсана, ногти обрезаны, «усы не косматы» (т.е., подстрижены), зубы вычищены и уста вымыты ещё с вечера, чтобы при измовении уст утром не попало в горло сколько-нибудь воды и это не воспрепятствовало достойному принятию св. Таин. Если нужно бывает измывать уста утром, то следует делать это с большой осторожностью, дабы не проглотить воды, что, впрочем, в случае нечаянности, не может служить препятствием к приобщению (Уч. Изв.; ср. 16 пр. Тимоф. Александр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010