1496 г. об учинении межи между землями м-ря и Льва Васильева); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память обретения честных мощей св. Яросл. чудотв. кн. Феодора и чад его Дав. и Конст. 5 марта); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., V, 372 (архим. Феофил подписал акт избрания ц. Мих. Феод. в 1613 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Феофил подписал грам. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому в 1614 г.); 1789 г., XI, 247 (архим. Каллист Поборский, с 1703 г. архиеп. Твер.), 249 (архим. Арсений в 1687 г. переведен в Спасо-Андрон. м-рь, а на место его назнач. архим. Соловец. м-ря Иларион), 252 (архим. Иларион, с 1691 г. митроп. Псков., а на место его перевед. игум. Никол.-Угреш. м-ря Иосиф); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 106 (в духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого сказано: «в Ярославль к Спасу в м-рь»); 1791 г., VII, 114, 160 (приговор. грам. 1580 и 1584 г. о монаст. вотчинах; архим. Феодосий); “Переписн. книги Москвы”, I, 7 (м-рь в 1626 г. имел подворье в Китай городе в 8 саж. от город. стены), 30 (опись 1742 г. монаст. подворья в Китай городе, в приходе ц. Иоанна Богослова, что под Вязом); 1638 г., 21 (подворье Спасс. м-ря из Ярославля большого, а живет на нем монаст. стряпчей Андрей Васильев, да человек его Самойлик Федоров с пищальми); “Русск. истор. Библиот.”, I, 152, 153 (памятн. смутн. времени; действия неприятеля в слободе м-ря); III, 259 (архим. м-ря Иосиф, с 1565 г. еписк. Коломенский); IV, 849 (Палинодия 1621 г.; 19 сент. память св. благовер. кн. Феодора Смоленского, нового чудотв., и чадо его Константина), 851 (там же; 3 марта обрет. мощей св. кн. Феодора Смоленского Ярославского, и чад его Давида и Константина, новых чудотвор.); V, 223, 86 (в 1656 г. властями Иверского м-ря принесено в дар архимандриту Спасского м-ря из Ярославля: объярь светловишневая, дороги желтые, и 10 золотых). 459. Спасо – Преображенский – Геронтиева – Владимирская – Подгородная , мужская пустынь, ныне слобода Геронтьевская Пустынка, Казанской губерн., Чебоксарского у., в 1 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мы не знаем, какое могло быть основание для настоящего 25-го правила; мы скорее готовы признать его интерполяцией, и потому именно, что кроме упомянутого 35-го правила св. Никифора, мы находим в другом сборнике его правило под нумером 91, согласно которому монах " отступной " должен быть силою возвращен в монастырь, предан анафеме (τοτον ναθματι καθυποβληθναι) и навсегда заключен в монастыре. В этой мысли утверждает нас и то, что предает анафеме монаха, оставившего свой чин и перешедшего на гражданскую службу, и 7-е правило IV Всел. Собора. Точно также строго относится к " отступным " монахам и византийское законодательство, предписания которого приняты в церковно-юридические сборники православной церкви Примечания 31. См. мое " Црквено казнено право " , стр.592.  Правило 26. Кто болен и желает принять святое крещение или же святый образ (монашеский), тому надлежит тотчас дать просимое, и не препятствовать благодати. (Тимоф. Алекс. 4; Трул. 43; Карф. 45). Что надлежит крестить всякого, кто этого желает, или о ком просят родственники, - об этом говорят правила: 45-е Карфагенского Собора и 4-е Тимофея Александрийского, о чем была речь выше. В свою очередь правило 43-е Трулльского Собора предписывает, что надлежит принимать в монашеский чин каждого, кто этого пожелает, не обращая внимания на его прежнюю жизнь, и конечно, если этому не мешают какие-либо внешние обстоятельства. А что касается получаемой при вступлении в монашество " благодати " , которая упоминается в настоящем (26) правиле св. Никифора, то ее нужно понимать в смысле обоснования (к избранию монашеского жития), приведенного в упомянутом трулльском правиле.  Правило 27. Монах-пресвитер не может служить без мантии. Мантию (μανδον) получает каждый монах уже по " последовании малыя схимы " , и надевают ее ныне при всякой церковной службе в тех монастырях, где строже соблюдаются правила.  Правило 28. Духовник, приемлющий исповедь (кающихся), должен отлучить от причастия тех, которые исповедывают тайные грехи, но не должен ни воспрещать им посещать церковь, ни открывать их грехи, а должен кротко их наставлять и побуждать к покаянию и молитве, назначая им епитимии, соответственно душевному состоянию каждаго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Афанасий), 80 (архим. Пахомий был на коронации ц. Феодора Алексеев. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Павел подписался под грам., данною в 1614 г. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому); 1789 г., XI, 243 (архим. Иосиф, с 1642 г. патриарх Москов.), 244 (архим. Мисаил, с 1667 г. еписк. Коломен.), 329 (церкви в м-ре); 1791 г., XVII, 134 (архим. Савва, с 1544 г. еписк. Крутицкий), 392 (духовная около 1500 г. кн. Ив. Юрьев. Голицына), 449 (соборное деяние 1681 г. об уничтож. местничества; подписался архим. Гавриил); XIX, 380 (надписи, находящиеся в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 170 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас.; а на Симоново к пречистой даю свое село Велино и здеревн.); IV, 97 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; отказано село Богоявленское), 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Бор. Волоцкого; на Симоново 10 руб.); 1789 г., V, 11, 13 (межев. грам. 1504 г.; упоминаются дер. Окишева Ваталинского села и сельцо Андомское), 100 (поручн. запись 1506 г. кн. Конст. Ив. Острожского; архим. Варлаам), 106 (духовн. около 1509 г. Дм. Ив. Углицкого), 135 (поручн. запись 1522 г. кн. Вас. Вас. Шуйского; архим. Герасим), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; к Пречистой на Симоново 10 руб.), 203 (поручн. запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Филофей); 1790 г., VI, 13 (поручи. запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; архим. Трифон), 46 (поручн. запись 1561 г. кн. Вас. Мих. Глинского; архим. Филофей), 89 (поручн. зап. 1562 г. кн. Ив. Дм. Бельского, архим. Филофей), 158 (поручн. зап. 1565 г. бояр. Ив. Петр. Яковлева; архим. Феоктист), 260 (поруч. зап. 1566 г. кн. Мих. Ив. Воротынского; архим. Феоктист); 1791 г., VII, 3 (архим. Феоктист в 1566 г. подписал приговорн. грам. о походе войною на Польшу), 67 (поручн. запись 1571 Ив. Фед. Мстиславского; архим. Иов), 144 (приговорн. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; архим. Гермоген), 160 (о том же грам. 1584 г.; архим. Иосиф); “Переписн. книги Москвы”, I, 5 (в 1626 г. м-рь имел подворье в Кремле); “Русск. истор. Библиот.”, I, 203, 232 (памятн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Посем обращся, епископ возлагает орарь на шуее рамо его, глаголя: Слава и честь Святей Троице, соравному Отцу и Сыну и Святому Духу. Мир церкви единей, святей, апостольстей церкви Божией. Аминь. Наконец посвященный приступает ко олтарю и лобызает руку епископа. Тоже делают и вси сущие с ним. Конец посвящения диакона. Спасение от Господа. Аминь. Правила, или увещания диакону. (С Арабского) Разумей, о чадо благословенное, яко степень, на нюже постави тя Бог, есть степень велика, и служение исполненно величия. Есть бо степень святаго архидиакона Стефана. Посещай убо люди Божие, вдовицы, сирыя и удрученныя, утешай их, и елико можеши, помогай им и молися о них. Буди им образ, да видяшие добрые дела твои созиждутся путями твоими. Последуй епископу и свяшенникам. Поучай странных и пришельцев, посещай в по велению моему, и почитай старшего тебя по рукоположению. Священницы да будут тебе, якоже отцы. Сподобляйся блаженства, обетованнаго Господом глаголющим: служай Ми, почтит его Отец Мой: и яко же глаголет апостол Павел: служивши добре, степень себе добре снискают и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иисусе (Тимоф. 3, 13) 24 . Разумей убо меру и степень достоинства, юже даровахом тебе, воеже посети истинную кровь, иже дадеся во спасение мира, и яже преподается рукама твоима. Хвала Богу нашему, и Спасу нашему Иисусу Христу Господу нашему. Аминь, аминь, аминь. После епископом паки благословляет его и изъясняет ему таинства, и троекратно возлагает на него руку, и вси священники троекратно глаголют: аксиос. По совершении сего, епископ глаголет: (имрек) диакон поставлен в церкви Божией святой. Аминь. IV. Рукоположение священника Хотяще представити имуща получити рукоположение священническое, священницы первии свидетельствуют о добрых делех его и о знании здраваго учения по слову Божию, и яко есть кроток, утешаяяй, благоволиши, и ако жена его такова есть, яковую преднаписует закон и правило церковное, и яко приял степень чтеца, иподиакона и диакона преемственно: и благословится во утрие.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

657 Вас. В. 70. См. объясн. этого правила у Вальсамона и у Илии критского, отв. 1. и ср. Никифора пр. 117. 659 Афанас. алекс. посл. к Аммуну. Тимоф. алекс. 5, 6, 7, 12; ср. Никифора пр. 79, 80, 107, 151, 193 и 194. 660 Вальсам. отв. 11, 51 и 52 Марку алекс. Петра хартоф. отв. 7 и 8. Зонара написал даже особое рассуждение, для опровержения взгляда, что естественное истечение семени есть нечто само по себе нечистое (см. в конце IV тома синтагмы). 666 Вас. В. 4 и 50; лаод. 1. По вторые браки и третьи, подвергаемые церковному покаянию, могли, под этим условием, быть заключаемы и признаваемы церковью: так Василий Вел. (пр. 50) говорит, что хотя третий брак есть нечистота в церкви, но всенародному осуждению он не подвергается, как нечто лучшее, сравнительно с распутным прелюбодеянием. Церковного венчания, однако, вторые и третьи браки не были удостоиваемы, как это ясно видно из правил Никифора 8, 9, 69, 149. На третий брак в особенности неблагоприятный взгляд был настолько силен в практике, что сначала императрица Ирина около 800 г., потом император Лев Мудрый к концу IX в. безусловно воспретили третий брак (см. Zhishman, стр. 313, 437 и сл.). Но когда Лев же первый и нарушил этот закон вступлением в третий и даже в четвертый брак, последовавшие затем споры между двумя образовавшимися партиями вызвали так называемый τμοσ νσεος, т. е. примирительное решение, сосостоявшеся на констант. соборе 920 г. Второй брак признан не преступным (хотя н позднейшие канонисты все еще считают необходимою епитимию за двоебрачие, – напр. Илия критский, отв. 3, Никифор хартофилакс, отв. 1), третий брак для лиц, достигших 40 л. возраста и имеющих детей, безусловно воспрещен, для лиц не достигших этого возраста, или достигших, но не имеющих детей, дозволен, под условием церковного покаяния. 670 Правилом 30-м собора карфаг. и 14 халкид. воспрещается духовным лицам и детям духовных лиц вступать в брак с еретиками; но в лаод. 10 и 31, а также в 12 трул. устанавливается общее и безусловное для всех христиан воспрещение браков с еретиками, хотя и без расторжения брака, уже заключенного, в случае обращения одного из супругов в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Кирилл , в мар. 1678. Корнилий , 1698 и 99. Иоасаф в 1717 бывший. Флавиан † в начале 1731. Иосиф определён 19 мар. 1731–44. Варлаам , 1763 и 64. 45 Кудин (Анкудинов), Харитонова пустынь, под Торопцем, упразднённый. [IV. 878, 879.] Строители Никифор , 1622, 31. Ефрем , 1634. ? Прохор (игум.) в нояб. 1640. Сергий (игум.) 26 дек. 1643. Корнилий , в мае 1659. Иосиф , бывший архим., в авг. (sic) 1660. Евтропий , 1689–99. Игумены Дионисий , 1704–9. Иосиф , 1711–1713. Нифонт , 1725–30; † ... Павел определён 15 авг. 1730; упом. 1736. Особые заметки IV, 50. Домантовский. IV, 70. Якобштадтский. Строит. Иосиф 1804 перев. из Крыпецкого; строит. Серафим 1817 перев. в Крыпецкий. IV, 123. Завеличьский Спасский. IV, 287. Иглин. IV, 296. Илиинский Пусторжевский. IV, 544. Княжицкий. IV, 805; V, 462. Краснодворский. (См. Пантелеймонов). V, 191. Псковский Никитский (со всполья). Чёрный поп Сергий , в дек.1630. V, 365, 582. Озерский. V, 366. Опоцкий Илиинский. V, 711. Торопецкого Рождественского Игуменьи: Марфа , в нояб. 1635. Екатерина Голохвастова определена 11 мар. 1727. Елисавета , 1763 и 64. VI, 437. Трехсвятительский. Кожина Николаевского игум. Досифей в дек. 1630. V, 47. Пригорода Изборска, Рождества Христова, Онуфриевы пустыни игум. Иоаким , 1562– 67. Мальского монастыря строит. Макарий Лошаков , в апр. 1668. Торопецкого Троицкого строит. Иона , в окт. 1669. Святоотецкого строит. Павел , в окт. 1680. Изборского Зарезницкого Николаевского игум. Иосиф , в апр. 1554. Мнтрь приписан к Псковскому Печерскому 16 нояб. 1584. Изборского Николаевского, в старом Городище, строит. Ефрем Ушаков и Никодим Кропивин последние. 16 нояб. 1584 приписал к Печерскому. Псковского Завеличского игум. Варлаам , 1499. Разные: IV, 141. Зачатейского, с Милца, в Пскове, строит-ца Агафия , 1669–73. IV, 82. Якиманского, с Полонища, в Пскове, девичий, строит-ца Иустиния , 1669. IV, 59. Златоустова Медведева, в Пскове Игум. Вассиан , в дек. 1630. – Харитон , 1669. – Антоний , 1719 и 20. Лазаревского, в Пскове Строит. Леонид , в дек. 1630.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1047 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: ...quia non potest infidelis in ea permanere coniunctionem quae iam in christianam translata estfidem... (IV Толедский собор. Кан. 63: ...поскольку не может оставаться в противном вере союзе женщина, перешедшая в христианскую веру...). 1048 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: Iudaei qui Christianas mulieres in coniugio habent, admoneantur ab episcopo civitatis ipsius ut, si cum eis permanere cupiunt, christianis efficiantur; quod si admoniti non noluerint, separentur filii autem qui ex talibus nati existunt, fidem atque conditionem matris sequantur; similiter et hi qui procreati sunt de infidelibus mulieribus et fidelibus viris christianam sequantur religionem... (IV Толедский собор. Кан. 63: Иудеев, женатых на христианках и желающих жить с ними, епископ их города должен побудить принять христианскую веру; если же они не пожелают этого, их следует развести дети же, рожденные от них, пусть наследуют веру и общественное положение матери; как и дети, рожденные от нехристианских женщин и верных вере мужчин пусть наследуют христианство...). 1049 Conc. de Toledo IV (633). can. 60. Defiliis iudaeorum, quiaparentibus separati christianis debeant deputari. 1050 Conc. de Toledo IV (633). can. 61. De filiis fidelibus iudaeorum ne parentibus praevaricatione a bonis suis exules fiant. 1051 Conc. de Toledo IV (633). can. 58. De his, qui contra fidem Christi iudaeis munus et favorem praestant. 1052 Conc. de Toledo IV (633). can. 62. De iudaeis babtizatis, qui infidelibus iudaeis se sociant. 1054 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Episcopus qui mancipium iuris ecclesiae non retento ecclesiastico patrocinio manumitti desiderat, duo meriti euiusdem et peculii coram concilio ecclesiae cui praeminet per commutationem subscribentibus sacerdotibus offerat, ut rata et iusta inveniatur definitio commutantis. 1055 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Huiusmodi autem liberto adversus ecclesiam cuius iuris exstitit, accusandi vel testificandi denegetur licentia. Quod si praesumpserit, placet ut stante commutatione in servitutem propter ecclesiam revocetur, quam nocere conatur (IV Толедский собор. Кан. 68: И пусть подобному вольноотпущеннику будет отказано в возможности обвинять церковь , к которой он относится, или свидетельствовать против нее; если же он осмелится это сделать, пусть все изменится, и он опять окажется в рабстве у собственной церкви, которой он начал вредить). См. также Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. С. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

343. О бедственном состоянии души, в коей, по причине греха, не обитает Господь. 1846. III. 202. 344. О сокровище христиан, т. е. о Христе и Св. Духе. 1846. III. 321. 345. О том, что имущему совершенства и преспеяния духовного необходимо понуждать себя на всякое дело благое. 1846. III. 331. Блаженного Аввы Исаии 346. Nлaч. 1831. XLIII. 67 . 347. Девятнадцать глав о благочестивом упражнении и покое. 1832. XLV. 57. 348. Об уме по естеству. 1847. III. 354. 349. О том, что надобно наблюдать во время путешествия. 1847. IV. 13. 350. О том, что должно соблюдать желающим жить в мире между собою. 1847. IV. 169. 351. О том, что желающие предаться святому безмолвию не должны быть пытливы и не должны тратить время в бесполезных занятиях, оставив размышление о грехах своих. 1847. IV. 182. 352. Об отречении от мира. 1847. IV. 341. 353. О забвении обид. 1847. IV. 352. 354. О делах нового человека. 1847. IV. 358. 355. О совершенстве. 1847. IV. 371. 356. На слова: внемли себе. 1847. IV. 382. 357. Наставления: Братии. 1847. III. 341. 358. Наставления: Младшим братиям. 1847. IV. 3. Св. Амфилохия Епископа Иконийского †395 Слова: 359. На Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1836. IV. 127. 360. В день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу Св. Василию Великому . 1837. I. 3. 361. В Великую Субботу. 1837. II. 46. 362. На Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 1838. I. 147. 363. Беседа о покаянии, или о том, что не должно отчаиваться в спасении. 1828. XXIX. 262. Св. Григория Нисского †396 I. Слова: 364. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа и на избиение младенцев в Вифлееме от Ирода. 1837. IV. 248. 365. В день Светов, на который крестился Господь наш. 1841. I. 3. 366. При вступлении в пост Четыредесятницы. 1835. I. 113. 367. На св. Пасху, о воскресении. 1847. II. 3. 368. На Святую и спасительную Пасху. 1839. II. 47. 369. На Святую Пасху. 1841. II. 3. 370. На день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. 1830. XXXVIII. 175. 371. О жизни законодателя Моисея, или о совершенной добродетели. 1831. XLIV. 172.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295 – ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди большого количества человеческих пороков после гордости одним из самых страшных является пьянство. Святитель учит, что «пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог». «Пьянство – вражда на Бога» (IV, 28). Это добровольно накликанный бес, через сластолюбие вторгающийся в душу. «Пьянство – матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие» (IV, 210). Чрезмерное употребление вина делает человека неспособным к духовной жизни и спасению. «Упившиеся достойны плача, потому что пьяницы... Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6: 10 )» (IV, 214; II, 173). Святой отец учит, что вино, данное Богом человеку для облегчения немощи, делается для похотливых оружием невоздержания и погибели (IV, 210). «Жар, производимый вином, сообщаясь плоти, делается поджогою для разжженных стрел врага. Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие» (IV, 218). Гнев, раздражительность, своенравие, переменчивость, уныние, отчаяние и другие страсти, по учению святителя, являются порождением этого страшного порока – пьянства (IV, 211–212). Нелегко описать словами, сколько зол происходит из-за пьянства. Человек делает себя «жилищем сопротивного духа, храмом идольским, вместо того чтобы стать храмом Божиим через вселение Духа Святого» (IV, 219), ибо «храм Божий – те, в которых обитает Дух Божий», а «храм идольский – те, которые через пьянство принимают в себя нечистоты невоздержания» (IV, 28). «Жалкое зрелище для очей христианских!» – со скорбью восклицает святой отец, ибо, таким образом «погубив душу свою... упивающийся расстраивает и само телесное сложение» (IV, 212). Он навлекает на «себя и Каиново проклятие, трясясь и вертясь всю жизнь» (IV, 215). У него истощаются силы, наступает безвременная старость и смерть (IV, 217). Сознавая огромный вред, который приносит пьянство, святитель Василий Великий с полной решимостью требует: «Человек, не вводи к себе пьянства, этой всенародной блудницы, этой матери бесстыдства...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010