Оглашение, как приготовительное и более или менее продолжительное действие, с точки зрения канонических правил есть весьма важное и необходимое условие для совершения крещения, и потому сокращение времени, назначенного для оглашения, допускалось только в крайних случаях. Так, Церковь дозволяла без предварительного более или менее продолжительного оглашения крестить таких больных, которым угрожала опасность смерти (Тимоф. Алекс. пр. 4); в случае смертной опасности она не отказывала в крещении даже бесноватым или одержимым злыми духами (Тимоф. Алекс. пр. 2), – женщинам, находящимся «в состоянии нечистоты» (Тимоф. Алек. пр. 6), еретикам, заявившим желание принять крещение при самой кончине, лишь бы заметно было искреннее раскаяние их и забота о спасении души (Васил. Велик, пр. 5). Только больных, лишившихся употреблении языка, не могущих давать ответов необходимых при крещении, правила церковные дозволяют крестить при соблюдении некоторых предосторожностей, а именно: больные, которые не могут отвечать за себя, должны быть крещены не иначе как по вере и желанию восприемников, т. е. если восприемники будут отвечать за них и под собственной ответственностью будут свидетельствовать об их желании креститься (Тимоф. Алек. пр. 4; Карф. Соб. пр. 54). Такая предосторожность имела целью предупреждать совершение крещения (по неведению) над лицами, вовсе не имевшими к тому расположения. Потому-то со стороны людей, близких к больному и требовалось не одно только выражение собственного их желания крестить больного, но главным образом их свидетельство и ручательство в том, что и сам больной имеет искреннее желание принять крещение, только не может сам выразить своего желания и доказать свою искренность. Предосторожность – далеко не излишняя, так как случается, по замечанию отцов Собора Неокесарийского, что между крещаемыми больными встречаются и такие, которых вера не от произволения, а от нужды (12 прав.). Больные крещеные по нужде лишь после краткого оглашения или даже по вере и желанию только восприемников, если выздоравливали, то обязывались довершить изучение веры (Лаод. Соб. пр. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

С другой стороны, при развитии жизни церкви и церковной дисциплины, появились церковные правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения – 2, 3, 6, 7, 10 и более лет (см. правила Анкирского собора 5, 6, 7, 8, 9,16, 21. Василия 61, 64, 82, 73. Первого Всел. Собора 12 пр. Петра Ал. 8 пр. Дионисия 2 и 4, Тимофея 5 и 7 пр.). Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники. (См. прав. 13 Первого собора, Карфагенского 7 пр., Григория Нисского 5 и 2 пр. и рассказ о старце Серапионе в Ц. Ист. Евсевия кн. VI. гл. XLIV.) Клирики, согрешившие грехом смертным, низводились со своей степени, но не лишались причастия Св. Тайн (Васил. 32, 51). Женам, находящимся в очищении, запрещалось причащаться (канон, послание св. Дионисия Алек, к епископу Василиду пр. 2. Тимоф. пр. 7). Двоеженцы отлучались от св. причащения на один или два года (Неокесар. пр. 7, Лаодик. 1 прав., Василия Великого 4 пр.). Вышедшие замуж без согласия отца или господина отлучались на 3 года от причащения (Васил. 38 пр.). Вдовица 60-летняя, если бы захотела выйти замуж, должна была лишаться св. причастия, доколе не оставляла страстной нечистоты (Васил. 24). Верные, одержимые бесом, ежели не нарушали тайны и не хулили, могли причащаться по временам (Тимоф. 3 пр.). Муж и жена, преспавшие ночью, по утру не должны были причащаться (Тимоф. 5). Готовящийся к причащению и нечаянно проглотивший воду мог причаститься (Тимоф. 16). Кто не ходил в церковь три недели, тот лишался св. причастия (Шест. 80 стр.). Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Относительно апостольского времени с несомненностью нужно сказать, что Св. Дары принимались не натощак, как это можно заключить из речи ап. Павла к Коринфским христианам (Коринф. 11 гл. 20–34 ст.). Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Так, Тертуллиан , имея в виду причащение на дому, говорит жене (кн. 2): «Не узнает ли супруг, что ты тайно прежде всякой пищи вкушаешь.» У св. Златоуста в беседе 27 на 1 Кор. мы читаем: «Ты постишься пред причащением, дабы всячески быть оного достойным» Св. Киприан (письмо 63), Василий Великий (беседа 1 о посте), св. Григорий Наз. (слово 40) и другие отцы представляют эту практику как результат традиции, сохраняемой везде. А бл. Августин даже видит благодать Св. Духа в этом общем единении церквей. Угодно было Св. Духу, пишет бл. Августин, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи (epist ad Januar. Из Martigny 168 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Д.К., 31 ст., 4 п.). Есть правила, положенные Соборами и свв. Отцами на особые некоторые случаи: а) если возрастный, ищущий крещения, так болен или находится в лишении языка, что не может давать необходимых ответов при крещении, в таком случае правила повелевают крестить его по вере и желанию восприемников, т.е., сами восприемники будут отвечать за него и, под собственной ответственностью, свидетельствовать о его желании креститься (Карф., 54; Тимоф. Алекс., 4). б) Если оглашенный, маловозрастный или и совершеннолетний, по неведению будет приобщён св. Таин, то должно поспешить его крещением (Тимоф. Алекс., 1; см. Кур. цер. законовед. Арх. Иоанна, 2 т., 116–117 стр.). в) Крещение бесноватых, или одержимых злым духом, должно быть отлагаемо до времени их выздоровления; но в случае смертной опасности не запрещается крестить и их (Тимоф. Алекс., 2). г) Жену оглашенную, если ко дню крещения приключится ей «обычное женам», правила крестить воспрещают, доколе не очистится (Тимоф. Алекс., 6). Священники должны стараться утверждать новокрещённых в учении православной веры и отвращать от прежних обрядов. 518 В особенно нужных случаях епархиальное начальство входит о сем в сношение с гражданским 519 (Уст. Д.К., 32 ст.). Присоединение к православию по второму и третьему чину О принятии в Православную Церковь римско-католиков, армян, несториан, лютеран, реформатов, старообрядцев и сектантов Присоединение к православию по второму и третьему чину христиан инославных исповеданий 520 , а также старообрядцев и сектантов 521 (см. 1015–1017 стр. печатного оригинала), может быть совершено приходскими священниками 522 и без испрашивания каждый раз разрешения от епархиального Архиерея 523 ; присоединением к православию указанных лиц с предварительного разрешения епархиального Архиерея совершается только в сомнительных случаях 524 (Ук. Св. Син. 1840 г. II, 20; 1865 г., VIII, 25; Уст. Д.К., 22, 25). Иноверцев, желающих присоединиться к Православной Церкви 525 , священник прежде всего наставляет и утверждает в учении православной веры 526 ; самое же присоединение совершает по взятии от ищущих присоединения письменного показания 527 в следующей форме: «Нижеподписавшийся, или нижеподписавшаяся (звание, имя, фамилия, вероисповедание) сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православной Кафолической Восточной Церкви и обещание пребывать в послушании её всегда неизменно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вообще же правила церковного суда не безусловны. По разным уважительным причинам, Церковь изначала и всегда соразмеряла свой суд не только со степенями греховных падений, но и с обстоятельствами судимых лиц. Для одних она составляет суд гласный, открытый, торжественный, для других – сокровенный, частный; одних карает всей строгостью своих духовных наказаний, других снисходительно судит, принимая во внимание не одно духовное их состояние, но и общественное положение, как напр.: женщин, воинов и пр. (Вас. в. 34, 36, 53); умеряет свой суд и ослабляет наказания для лиц, имеющих важные духовные или физические немощи, как-то: больных (Тимоф. алекс. 10, I всел. 13, Григ. нисс. 5 и др.), несовершеннолетних (Тимоф. 18), умалишенных (Тимоф. 4, 14) и т. д. Сами преступления или грехи Церковь различает в своих правилах: – во-первых, по степени их внутренней важности. Одни из них почитаются тяжкими, другие – (сравнительно) менее тяжкими; одни, следовательно, более, другие менее строгому суду подвергаются. Основанием для такого разделения грехов принимается: а) сам предмет греха, или точнее правило, которое он нарушает. Так, грехи против Бога – вообще судятся как более тяжкие, чем против ближних; а эти – важнее, чем против обязанностей к самому себе. Но и в общем содержании правил или обязанностей к известному предмету различаются еще частные стороны его, по различию которых сами преступления получают неодинаковую степень важности. Напр., в лжеучении о вере различаются ереси, расколы, деизм, безбожье, и пр.; в грехах против ближних: убийство и отцеубийство, преступления против частных лиц и против властей, и еще – против царской власти; по отношению к себе самому – различаются грехи душевные и телесные (св. Григ. Нисс. пр. 1 и др.) 2 . б) свойство и степень душевных сил, действующих во грехе. Именно св. отцы различают действия добрые, или худые, происходящие от силы ума (το λογιον), силы вожделения, или сердца (επιϑυμητιον) и силы раздражения, или воли (ϑυμοειδες) 3 . От злого, или худо направленного употребления этих сил происходят греховные падения человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Положение раскола при архиепископах Афинских IV.6. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1950–1955 гг. IV.7. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1955–1973 гг. IV.7.1. Восстановление «флоринитской» иерархии IV.7.2. Каноническая оценка хиротоний «флоринитского» епископата IV.8. «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1950–1970 гг. IV.9. Попытка воссоединения «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции с РПЦЗ (1971–1976 гг.) IV.10. Разделения и расколы во «флоринитской» юрисдикции IV.10.1. Раскол 1974 года и образование малых группировок IV.10.2. «Каллистовский» Синод Церкви ИПХ Греции IV.10.3. «Геронтиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1983–1985 гг.) IV.10.4. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1979–2007 гг. IV.10.5. Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита Спартанского Дорофея (Цакоса) IV.10.6. Церковь ИПХ юрисдикции митрополита Монреальского и Канадского Акакия (Дускоса) IV.10.7. «Авксентьевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1985–2007 гг. IV.10.8. «Миссионерская Православная Архиепископия Америки» IV.10.9. «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции) IV.10.10. Церковь ИПХ Греции юрисдикции митрополита IV.10.11. «Каллиникитский» Синод Церкви ИПХ Греции («Церковь ИПХ Греции и Зарубежья») в 1995–2007 гг. IV.10.12. «Афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции (1995–1998 гг.) IV.10.13. «Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции в 1985–2007 гг. IV.10.14. «Православная Церковь Франции» IV.10.15. «Православная Церковь Португалии» IV.10.16. «Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки» («Священный Миланский Синод») IV.10.17. «Православная Церковь Италии» IV.10.18. «Независимая Греческая Православная Церковь IV.11. История «матфеевской» юрисдикции в 1976–2007 гг. IV.11.1. «Матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1976–2007 гг. IV.11.2. «Матфеевско-григорианский» Синод Церкви ИПХ Греции IV.11.3. «Кирико-матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви V.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

о. Попов Дмитрий Яковлевич, IV о. Попов Стефан Александрович, IV о. Попов Тихон Дмитриевич, IV о. Поярков Алексей Владимирович, I о. Пурпуров Иван Петрович, III о. Рождественский Василий Яковлевич, III о. Рознатовский Константин Николаевич, III о. Рудич Каллинник Несторович, IV о. Сендерко Макарий Иванович , III о. Соколов Александр Серапионович, III о. Соколов Иоанн Иасоннович, III о. Соловьевич Стефан Иосифович, III о. Солуха Виктор Дмитриевич, III о. Спасский Алексей Михайлович, III о. Спасский Владимир Александрович, IV о. Станиславский Алексей Маркианович, III и IV о. Сырнев Сергей Васильевич, IV о. Титов Иоанн Васильевич, III и IV о. Тихвинский Федор Васильевич, II о. Трегубов Александр Лаврентьевич, III и IV о. Троицкий Александр Ильич, III о. Филоненко Федор Дмитриевич, IV о. Юзьвюк Владимир Порфирьевич, IV о. Юрашкевич Андрей Данилович, III о. Якубов Николай Евграфович, III о. Якубович Вячеслав Андреевич, II, III и IV Приняли священный сан впоследствии о. Булгаков Сергий Николаевич, II архимандрит Сергий (Шеин), IV о. Грудинский Петр Феофилович, III кн. Куракин Иван Анатольевич, – епископ Иоанн, III Депутаты Государственных Дум – Члены Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Преосв. Анатолий (Каменский), епископ Елисаветградский, IV Преосв. Евлогий (Гергиевский), епископ Холмский и Люблинский, II, III Преосв. Митрофан (Краснопольский), епископ Гомельский, сщмч., III Преосв. Платон (Рождественский), епископ Чигиринский, II о. Альбицкий Александр Геннадьевич, IV Арефьев Михаил Иванович, IV Бобринский Владимир Алексеевич, II, III и IV Булгаков Сергей Николаевич, II Васильчиков Иларион Сергеевич, IV о. Гепецкий Николай Эмилианович (Емельянович), III и IV Гучков Александр Иванович , III Евсеев Илья Тимофеевич, IV Каптерев Николай Федорович, IV Ковалевский Евграф Петрович, III и IV Котляревский Сергей Андреевич, I Лашкевич Валериан Валерианович, IV Львов Владимир Николаевич, III и IV Львов Николай Николаевич, I–IV Олсуфьев Дмитрий Адамович, III

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

о. Будрин Алексей Иванович, IV, сщмч. о. Вераксин Александр Сергеевич, III о. Владимирский Федор Иванович, II о. Воздвиженский Павел Федорович, I о. Волков Константин Константинович, III о. Ганжулевич Евгений Яковлевич, III о. Гашкевич Михаил Иванович, II о. Гвоздев Иван Михайлович, IV о. Гепецкий Николай Емельянович , III и IV о. Герштанский Дамиан Иосифович, II о. Голынец Василий Федорович, III о. Гриневич Антон Иустинович, II о. Гришковский Яков Игнатьевич, IV о. Гума Василий Иванович, I о. Гумилин Николай Иванович , III о. Дмитриев Михаил Николаевич, III о. Добромыслов Константин Николаевич, III о. Дроздовский Иоанн Дмитриевич, IV о. Евладов Венедикт Викторович, IV о. Зверев Петр Михайлович, IV о. Златомрежев Аркадий Алексеевич, III о. Знаменский Александр Георгиевич, III о. Знаменский Михаил Павлович, IV о. Исполлатов Петр Иванович, III о. Караваев Иоанн Михайлович, IV о. Карпинский Иоанн Константинович, IV о. Кириллович Дионисий Фаддеевич, III о. Климов Василий Васильевич, III о. Колокольников Константин Александрович, II о. Комарецкий Николай Ананьевич, III о. Концевич Авдий Васильевич, I о. Крылов Семен Алексеевич, IV о. Кузьминский Владимир Михайлович, III о. Куприянов Василий Петрович, III о. Лачинов Михаил Федорович, IV о. Лебедев Николай Федорович, III о. Лентовский Владимир Иванович, IV о. Лотоцкий Анания Алексеевич, IV о. Маньковский Григорий Тимофеевич, III и IV о. Машкевич Дмитрий Федорович, III о. Медведков Сергей Степанович, IV о. Мешковский Алексей Дмитриевич, IV о. Митроцкий Михаил Владимирович, IV о. Населенко Памфил Тимофеевич, IV о. Немерцалов Вениамин Иванович, IV о. Никонович Федор Иосифович, III о. Огнев Николай Васильевич, I, II о. Околович Константин Маркович, IV о. Ольховский Федор Иванович, IV о. Остроумов Стефан Иванович, IV о. Петров Григорий Спиридонович, II о. Пирский Николай Васильевич, II о. Подольский Василий Ильич, III о. Покровский Павел Алексеевич, IV о. Попов Александр Александрович, III о. Попов Алексей Алексеевич, III о. Попов Владимир Иванович, IV

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

§ 162. Но правилам церковным «женщина, в течении сущая», т. е. имеющая менструацию или месячное очищение, или вообще страдающая кровотечением, не только не должна причащаться, но даже и «ходить в церковь , пока не очистится» (Тимоф. Алекс. правило 7сравн. Номокан., при больш. требнике пр. 64). Но если бы, в случае несчастья, которой либо из таковых грозила неминуемая смерть от кровотечения или от другой какой либо тяжкой болезни, то таковую священник должен исповедать и затем приобщить св. тайнам; подобно остальным больным, жаждущим божественного напутствия. § 163. По разуму восточной церкви, священник должен также всегда допускать к исповеди и причастию св. тайнам и бесноватых, если только они во время беснования своего не богохульствуют и не находятся вне себя, и приступают к св. тайнам с надлежащим благочинием и вообще без особенных действий, оскорбляющих святость таинства и его высокое значение для человека (Сравн. Тимоф. Александр. пр. 3). § 164. Если больной страдает опасной, непрерывной рвотой, (напр. во время холеры, и т. п.), то всего лучше не преподавать ему св. тайн, пока рвота но прекратится у него и он не успокоится. Преподавать св. тайны лицам, страждущим рвотой, при видимой опасности уничижения тела и крови Христовой вследствие их извержения, отнюдь не благопристойно и недостойно святости и величия таинства. Старинное церковное правило об этом гласит следующее: «Не могущим по причине всегдашней рвоты ничего удержать из пищи, да не подаст иерей божественнаго причащения ради бесчестия, но для таковых немогущих достаточно и того, лишь бы они, очистив совесть покаянием, искренно от сердца желали причащения» (Треб. П. Могилы о причащении, стр. 326); и без сомнения это Господь также вменит им в заслугу, и простит им согрешения их. § 165. Может быть и так, что причащающийся по болезни, или по другой какой либо причине не может вкушать вина, а потому и не в состоянии причащаться вместе с телом и крови Господней. Таковых священники могут причащать запасными дарами, приливая к ним вместо вина простую воду; но что касается обыкновенных св. даров, освящаемых на только что совершившейся литургии, то здесь отступления никакого быть не должно, тем более, что священник может причастить больного частицею св. тела, если не омоченного, то напоенного св. кровью, и при том, в случае крайности, такою маленькою, в которой вкус вина может остаться даже не замеченным для больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

—183— ст. 10 и 27). Относительно миропомазание мы в слове Божием видим указание, что миром были помазываемы только цари, избранники Божии. Так в ветхом завете Господь повелевал пророку Самуилу помазать на царство Саула, а потом Давида. В новом завете мы видим, что когда Мария, пред вступлением Иисуса Христа во Иерусалим, помазывала ноги Ему миром, то помазывала Его как Царя, Царя духовного царства? А как на Царя указывали на Него ещё пророки Захария (гл. 9 ст. 9) и Исаия (гл. 62 ст. 11). В настоящее время мы видим, что миром помазываются при Короновании только цари, почему они и именуются помазанниками Божиими. Наконец, мы признаём, как я уже говорил, и три чина иерархии, потому что они установлены словом Божиим. Но епископ должен быт таким, каким изображают его Апост. Павел в 1 Посл. к Тим. (гл. 3 ст. 1–16), Апост. Пётр в своём 1 Посл. (гл. 5 ст. 1–5) и Деян. Апост. (гл. 6 ст. 6–10). И так как епископ есть пастырь стада верующих, а священник тоже есть пастырь того же стада, то и священник должен быть таким же, каким изображает его приведённое мной слово Божие. Затем, диакон тоже должен быть таким, каким требуется ему быть по словам Апост. Павла в 1 Посл. к Тимоф. (гл. 3 ст. 8 и след. и гл. 4 ст. 5–16). Требование эти, впрочем, распространяются вообще на все чины священства и имеют в виду облачение и украшение не наружные, а нравственные, в сердцах служителей Церкви. – Чествование Матери Божией и угодников, молитв к ним, почитание креста, на котором был распят Христос, и икон, почитание мощей, поминовение усопших и празднование св. Пасхи и праздников, установленных православной Церковью , мы не признаём на том основании, что ни на что это не видим в слове Божием указаний и обязательных заповедей. Напротив, мы видим в нём положительное запрещение боготворить что-либо другое, кроме Единого Бога и Иисуса Христа, как единого Посредника между Богом и человеками (1 Посл. к Тимоф. гл. 2 ст. 5). Притом призывание в молитвах Матери Божией и угодников Божиих и бесцельно: они уже отошли, не живут с нами, следовательно не могут

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечание 2. Сроки эти к сектантам не применяются. § 5. Смертно больные иноверцы просвещаются святым крещением по вере восприемников без оглашения (46 пр. Лаод. соб., Карф. соб. пр. 45 и Тимофея Александрийского Пр. 4.). § 6. Иноверцы бесноватые должны быть просвещаемы св крещением по выздоровлении, но в случае смертной опасности не запрещается крестить их (Тимоф. Арх. Алекс. Прв.2) § 7. Женщины иноверки, оглашаемые ко крещению, если приключится им «обычное женам» просвещаются св. крещением по очищении (Тимоф. Арх. Алекс, пр. 6.). § 8. Оглашаемый иноверец, впадший в тяжёлый грех не просвещается св. крещением, пока не исправится и не очистится покаянием, но если снова впадёт в грех , то лишается быть крещёным в течении 3-х лет (Неок. соб. Пр. 5, Всел. соб. Прав. 14). § 9. Оглашение должно состоять в живом наставлении в вере и благочестии христианском. § 10. Оглашаемые всё время оглашения должны а) удаляться с прежними единоверцами, б) проводить в посте и молитвах, являться ко всем церковным службам к самому началу, молиться с полным сокрушением и слезами о прежде содеянных ими грехах и с пламенным желанием принять св. крещение и стоять в храме во время литургии до начала литургии верных, после чего должны выходить из храмов и стоять на паперти (44 пр. Лаод. соб.). § 11. Самыми подходящими местами для оглашения иноверцев простых являются монастыри, где учителя и учительницы монастырских школ совместно с настоятелями и настоятельницами монастырей или избранными благочестивыми иеромонахами и монахинями могут в узаконенный срок оглашения наставлять ищущих крещения в истинах веры и где оглашаемые ежедневно могут посещать церковные службы. § 12. Оглашение иноверцев может быть на указанных выше началах и в приходских храмах, если только ищущий крещения иноверец по каким–либо уважительным причинам не сможет быть оглашаем в монастыре. § 13. В 45 правиле Лаодикийского собора читаем: ,,да речет веру пред Епископом и пред пресвитером в четверток коеяждо недели хотяй креститися». В толковании на это правило сказано: «Подобает приходящего к соборной церкви и хотящего прияти крещение поучать вере прилежно и еже аще навыкнет, да исповедает пред Епископом или пред пресвитером в четверток коеяжды недели, дóндеже креститися, не подобает бо вскоре такового крестити, прежде даже веры не навыкнет». Итак, нужно не только поучать оглашаемого, но и испытывать знания его в области веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010