Брак в Кане. Роспись церкви во имя свт. Николы Орфаноса в Фессалонике. XIV в. Своим присутствием на браке в Кане Галилейской (Ин 2. 1-11) и Своими словами о том, что вступившие в Б. «уже не двое, но одна плоть, итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 6), Господь Иисус Христос прямо указал на то, что все заключенные согласно общепринятому обычаю Б. имеют Божие благословение и что Он признает эти Б. законными,- ведь ни те, кто вступал в Б. в Кане, ни фарисеи, к к-рым были обращены слова Спасителя, не были христианами и вступали в Б. так, как это было принято в обществе того времени. О Божественном происхождении Б.- и не только между христианами - писал и ап. Павел (1 Кор 7. 10-17). Следуя учению Христа и апостолов, Церковь с самого начала признала Б., причем заключенный согласно обычным обрядам иудеев и др. древних народов, богоустановленным и общечеловеческим институтом. Во Христе человек получает затрагивающий все стороны его жизни дар обновления, это касается и Б.- так, Б., возможный и вне Церкви, в Церкви вместе с др. проявлениями человеческого бытия становится благодатным и спасительным (см.: 1 Кор 7. 14, Евр. 13. 14). Дар новой жизни и обожения преподается всем верным в таинстве Евхаристии, поэтому именно участие супругов в Евхаристии скорее всего и было первоначально единственным знаком христ. освящения их брачного союза; особое чинопоследование благословения Б. в Церкви, видимо, сложилось только с течением времени (А. Покровский). Первые поколения христиан вступали в Б. согласно привычным им ветхозаветным или античным обычаям (естественно, с исключением всего того, что противоречило христианству, напр. жертвоприношений домашним божествам); при этом на Б. старались приглашать епископов и священников (см. правила Соборов IV в.: Неокес. 7, Лаодик. 54, также Тимоф. 11; ср.: Трул. 24), и именно участие епископа (или священника), его молитва о новобрачных и благословение их, совершение им символических действий (в большинстве развившихся из дохрист. обрядов) и стали нормой христ. чина бракосочетания. Тесная связь символических действий, совершаемых при заключении церковного Б., с ветхозаветной и античной традициями требует особого рассмотрения последних.

http://pravenc.ru/text/153321.html

В числе обвинительных пунктов против святого Златоуста, представленных дьяконом Иоанном, между прочими находятся следующие: a) Он распродал множество драгоценных вещей. b) Продавал мрамор, пожертвованный неким Нектарием для украшения церкви св. Анастасии. c) Наследство, оставшееся после Феклы (вероятно, назначенное в пользу церкви) продал чрез Феодула. d) Никто не знал, куда расходовался церковный доход 99 . С. Проступки против церковной дисциплины. 1) Предвосхищение мирянами права певцов в предначинании церковного пения (Лаод. соб. пр. 15). 2) Совершение заклинаний лицами, не получившими на то права от епископа (Лаод. соб. прав. 26). 3) Выход из церкви до окончания литургии и уклонение от святого Причащения (Ант. соб. прав. 2). 4) Коленопреклонение в день Пасхи и дни Пятидесятницы (I Всел. соб. прав. 20). 5) Общение с отлучённым в домашней молитве; (Антиох. соб. прав. 2). 6) Нарушение правил относительно установленных церковью постов вообще (Гангр. соб. пр. 19) и в частности в среду и пяток и Святую Четыредесятницу (свят. Тимоф. Александр. 8 и 10). 7) Соблюдение поста во времена, в которые церковью не разрешается пост, именно в субботу и день воскресный (Лаод. 18, 29). 8) Употребление в пищу звероядины, удавленины и крови животных (Гангр. соб. пр. 2). 9) Гнушение мясом и вином как чем-то нечистым (Анк. соб. прав. 14). 10) Скитание повсюду дев, Богу посвященных, как вредящее доброй славе церкви (Карф. соб. пр. 53). D. Занятия духовных лиц мирскими делами. 1) Вмешательство в распоряжения по мирским делам (IV Всел. соб. пр. 3). 2) Взятие на откуп чужих имений (IV Всел. соб. прав. 3). 3) Управление чужими имениями и вообще приобретение пропитания бесчестными занятиями (Карф. соб. прав. 19). 4) Отправление должностей по военной или гражданской службе (IV Всел. соб. прав. 7). III. Преступления против нравственности. а. Клятвопреступление. Понятию «клятва» церковным законодательством усвояется весьма обширный объем, и соответственно этому нарушение её рассматривается весьма различно: иногда – как тяжкое преступление, иногда же низводится до степени неблагоразумного поступка, который обязывает судью не столько к наказанию злой воли, сколько к наставлению и научению впредь не дозволять виновному таких неблагоразумных и необдуманных клятв 100 . Под именем клятвы разумеется вообще торжественно выраженное (именно с произнесением имени Божьего или) во Имя Божье обещание непременно исполнить какое-либо намерение с торжественно данным обязательством в случае его неисполнения понести на себе условленный вред или лишение чего-либо. Клятва может быть выражена как священное действие перед церковью, и тогда она принимает форму обета, например, девства; может быть произнесена и без соблюдения религиозной обрядности, частным образом перед несколькими людьми, друзьями или подчиненными (свят. Васил. Велик, прав. 17) и, наконец, может быть дана наедине как зарок (например, не есть свиного мяса, не принимать духовного звания и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Потому и Павел говорит Тимофею: от него же и ты себе блюди, зело бо противится словам нашим (2 Тимоф. IV, 15). И в другом месте: и сих отвращайся (2 Тим. III, 5). И еще: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. III, 10). Итак, врагов всего священного вооружает против нас не самая святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят бесчисленные беспокойства. Пусть слышат это те, которые без всякого стыда сводятся со всяким без разбору и делают предметом пренебрежения то, что достойно всякого уважения. От того-то и мы, совершая таинства, затворяем двери и возбраняем вход непросвещенным — не потому, будто мы признаем недействительность совершаемых таинств, но потому, что еще многие не довольно к ним приготовлены. От того-то и сам Христос многое говорил иудеям в притчах, что они видя не видели (Матф. XIII, 13). Потому и Павел повелел ведети, како подобает единому комуждо отвещавати (Колос. IV, 6). Просите и дастся вам! ищите и обрящете! толцыте и отверзется вам! (ст. 7). Выше Спаситель предложил великие и чудные заповеди, повелел возвышаться над всеми страстями, привел к самому небу, и заставил уподобляться не ангелам или архангелам, но, сколько возможно, самому Владыке всяческих; а ученикам повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять, и различать злых от не злых, и псов от не псов (много ведь в людях прикровенного), чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, так как и действительно, впоследствии времени, Петр сказал нечто подобное: кто может спасен быти? И еще: аще тако есть вина человеку, лучше есть не женитися (Матф. XIX, 25, 10). 4. Итак, чтобы и теперь не сказали подобного, Спаситель и прежде уже показал удобоисполнимость предписываемых Им заповедей, приведя ряд убедительных доказательств, и наконец представляет самый, так сказать, верх этой удобоисполнимости, именно — помощь от беспрерывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

пояса); “Архив ист. и практич. свед. относящ. до Росс.», 1860–61 г., IV (заметки о г. Торжке); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 162 двора); “Акты Археогр. Эксп.», II, 161 (Ц. ж. гр. 1610 г. архим. Ионе на владение отчиною по прежн. грам., сожен. литовцами); “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 78 (Гр. 1680 г. архим. Сергию о молебствии по случаю бракосочет. царя с Агафьею Семен. Грушецкою); IX. 106 (Опись городов 1678 г., стр. 313); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; архим. Иона); “Известия Археолог. Общ.», 1868 г., VI, 29 (церковн. древн.); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 57, 10 (Донош. 1721 г. Св. Синоду архиеп. Новгор. Феодосия о беспорядках, производим. свет. чиновниками); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел во влад. 2.232 душ крест.); 1874 г., I, смесь, 184 (архим. Феофилакт, 1768 – 75 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 102 (в 1722 г. упомин. архим. Макарий), ч. 2, 427 (дело 1722 г. о монаст. крестьян. дер. Горки на р. Тверце); III, 335 (в вотчине м-ря состояла дер. Голенищева), прилож., CXLII, XXXV (архим. Макарий в 1723 г. встречал мощи св. Алекс. Нев.); VIII, 1728 г., 278, 277 (прошение крестьян села Обудова об отписке от м-ря Рождественского), прилож., XVIII, 7 (грам. 1693 г. о приписке м-ря к Рождественскому), LX, 4 (грам. 1674 г. архим. Евстафию), LXXV, VII (запись 1692 г. крестьян об оставлении м-ря за Рождественским); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2643 (межев. книга 1688 г. вотчин. земли м-ря в пустоши Словкове, Упиривицкой волости); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1, (месяцеслов XVII ст.; память преп. Ефрема 28 янв.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (архим. Иона подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Иона подписал грам. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому в 1614 г.); “Русск. истор. Библиот.», III, 909 (в описи 1630 г. патриаршей библиот. значится рукопись: Тетрадь в полдесть, стихеры и канун Ефрему Новоторжскому); IV, 851 (Палинодия 1621 г.; 28 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

S. 82). Визелер против мнения Макка, что «Тимофей, может быть, более не заслуживал такого почетного имени как истинный сын, говорит, что γαπητν выражает личные тесные отношения Апостола к своему ученику, а выражение γνησον, напротив, почетнее. По Маттиесу, оба выражения почетны и не исключают друг друга. Отто говорит: думаю потому Апостол называет Тимофея во 2-м послании γαπητν, что такое название более соответствует содержанию послания, в котором Апостол обнимает Тимофея своей внутренней любовью (Otto, die geschichtlich. Verhältn. der Pastoralbriefe S. 292. 293). Но неоспоримо, из всех этих объяснений вытекает одно заключение, что Апостол, с одной стороны, действительно любил Тимофея за его верность и послушание своему учителю; а с другой – питал к нему глубокое уважение за его постоянство и твердость в вере и строгое отношение к своим обязанностям. 189 Encyclopédie theologique, ou Serie de dictionnaires snr toutes les parties de la science religieuse. Par M. I’abbe Migne, t. IV,1846, p 810. 193 Примеч. «Как бы ни были велики мужи, принимающие бразды правления Церковью», говорит св. Златоуст, «они затрудняются, будучи со всех сторон затопляемы великим приливом дел». Бес. 1 на 2 посл. к Тим. стр. 3. 201 «Апостол знал», говорит св. Златоуст, «что Тимофей обладал многими добродетелями, что он достиг до великого совершенства в жизни. А что он соблюдал строжайший пост, сие видно из следующих слов Апостола: мало вина приемли». – Бесед. на послан. к Тимоф. стр. 136. 230 Фейльмозер, Гейденрейх, Гэрике, Коль, Макк, Мейер, Визингер, Гутер и проч. Сей последний говорит: кто при исследовании имеет дело не просто с внешними только отношениями, но придает значение внутренней силе вещей, тот должен признать невозможным, чтобы Апостол написал первое послание к Тимофею в то же время, когда написал послания к Галатам и Римлянам. Первое послание к Тимофею носит в себе характер совершенно отличный от тех; по внутреннему содержанию оно тождественно с другими пастырскими посланиями, и внутреннее родство между ними гораздо теснее, чем между посланиями к Колоссянам и Ефесянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Кроме того, нужно иметь в виду и то, что время наград и венцов есть век будущий — время борьбы и подвигов. Это желал нам объяснить блаженный Павел, говоря: «тако теку, не яко безвестно; тако подвизаюся, не яко воздух бияй; но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду» (1 Кор. IX:26-27). Когда же он приблизился к кончине, тогда произнес следующее блаженное изречение: «подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох, прочее соблюдается ми венец правды» (2 Тим. IV:7), изъясняя, что вся наша жизнь должна быть проводима в борьбе и трудах, если мы хотим наслаждаться вечным покоем и безчисленными благами. Если же кто из безпечных захочет наслаждаться и здешними удовольствиями и тамошними наградами, уготованными трудящимся, тот сам себя обманывает и обольщает. Как между борцами тот, кто во время борьбы ищет покоя, находит себе навсегда позор и безславие, а тот, кто на месте борьбы мужественно переносит все трудности, получает от зрителей венцы, славу и похвалу и во время борьбы, и по окончании ея, так и у нас. Кто время трудов делает временем покоя, тот будет стонать, скрежетать зубами и терпеть крайния муки тогда, когда нужно будет успокоиться вечным покоем; а кто здесь переносит скорби благодушно, тот и здесь и там будет блистать и наслаждаться славою безсмертною и истинною. Если в житейских делах человек, делающий что-либо неблаговременно, не достигает того, что имел в виду, и подвергает себя безчисленным бедствиям, то тем более испытает это на себе тот, кто не знает установленных времен в делах духовных. Христос сказал: «в мире скорбни будете» (Иоан. XVI:33). Блаженный Павел сказал: «и вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2 Тимоф. III, 12), разумея не только гонения от людей, но и козни демонов. Иов сказал: «искушение есть житие человеку на земли» (Иов. VII:1). Что же ты сетуешь, претерпевая скорби во время скорбей. Сетовать нужно было бы в том случае, если бы мы время, которое Христос назвал бы временем скорби, делали временем наслаждения и покоя; если бы в то время, когда нам заповедано подвизаться и трудиться, мы предавались праздности; если бы мы шли по пространному пути, тогда как Он повелел идти по тесному.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3385...

1, c. 20). 1247 Parvulos aeternae vitae praemiis etiam sine baptismatis gratia donari posse porfatuum est: nisi enim manducaverint sanguinem Ejus, non habebunt vitam in semetipsis (Epist. XCIII ad Augustin. et Concil. Milevitan.). 1250 Так в книге: Ordo Romanus, составленной в IX веке, дается наставление: de parvulis providendum, ne postquam baptisati fuerint, ullum cibum accipiaut, neque lactentur sine summa necessitate, antequam communicent sacramento corporis Christi (in Biblioth. PP. T. X, p. 84. Paris. 1654). 1252 Прав. исп. ч. 1, otb. на вопр. 107; снес. св. Дионис. алекс. прав. 2. 4; св. Тимоф. алекс. прав. 5. 7. 12. 1258 «После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит: аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды да и к небывшим относят» (Apolog. 1, 85, в Хр. Чт. 1825, ΧVII, 98–99). 1261 Quos excitamus et hortamur ad proelium, non inermes et nudos relinquamus, sed protectione corporis et sanguinis Christi muniamus… Nam quomodo docemus aut provocamus eos in confessione nominis sanguinem suum fundere, si eis militaturis Christi sanguinem denegamus? (Epist. LIV). 1262 Кирилл. иерус. поуч. тайновод. IV, n. 3. 6; Златоуст. на Матф. бесед. LXXXII, п. 5; Амврос. de myster. c. VIII, n. 48. 1265 Bona, Rer. liturg. IX, c. 18, § 1; c. 19, § 3; cfr. Buttenstock., Hist. eccles. N. T. III, p. 252. 1266 Concil. Trident. Sess. XXI, can. II; cfr. Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. V. 1267 Вот главнейшие из этих причин: а) опасность пролития крови; б) трудность сохранять вид вина для больных, особенно в странах жарких и холодных; в) недостаток такого вина во многих местах отдаленных; г) естественное отвращение от вина многих и под. (Pernone, loc. citat. n. 214). 1271 Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV. 1272 Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2295 Тимоф. Алекс. кан. 11, Никнф. Испов. 153 (Pitra, Juris eccl. monum. II, 341), 64 канонич. ответ Вальсамона (Аф. Синт., IV, 495), номокан. при требнике, стр. 53. 2297 Феоф. Алекс. кан. 13, Вас. Вел. 27, Трул. соб. 26 и толков. на эти каноны Властарь, Г, 9 (Аф. Синт., VI, 129). 2300 Номокан. XIIU, 2 (Аф. Синт., I, 277). Относительно Австрии см. §§ 83–88 св. гражд. зак. и соответствующие дополнения к этим §§. 2302 См. 14 прим. 161 § этой книги. Ср. «О браках, допускаемых с особого разрешения местного преосвященного». Свод указаний по вопросам пастырской практики. Москва, 1880, стр. 153–154. 2307 Ср. толков, архим. Иоанна на этот канон (I, 382 – 383). См. §§ 139 – 146 австр. св. гражд. зак. и §§ 115 – 119 сербск. св. гражд. з ак . 2312 Basilic. VII, 8, 5; XLV, 1, 16 XLVI, 1, 9. Ср. 138 § австр. мв. гражд. зак. и §§ 113 и 114 сербск. св. гражд. зак. 2314 Basilic. XLV, 2. 7. Номок. XIII, 5 (Аф. Синт, I, 305). Австр. св. гражд. зак. §§ 155–165. Сербск. св. гражд. зак. §§ 128–130. 2316 Basilicor. lib. XXXII, tit. 1 et 2. Вас. Вел. кан. 26 и толков. Вальсамона 1 кан. Лаодик. соб. (Аф. Снтт., III, 172). 2320 Властарь, II, 15 (Аф. Синт., VI, 378). §§ 146–251 австр. св. гражд. зак.; §§ 147–151 сербск. св. гражд. зак. 2324 Ср. M. Troplong, De influence du christianisme sur ие droit civil de Romains (Paris, 1868), p. 205–214. 2325 Cod. Iustin. V, 17, 9: Si constante matrimonio, communi consensu tam viri quam mulieris repudium sit missum... licebit mulieri non quinquennium expectare, sed post annum ad secundas nuptias convolare. 2334 См. законы: Юлиана 363 г., Гонория, Феодосия II и Констанция 421 г. Феодосия II и Валентиниана III 439 и 449 г. и Анастасия 497, (Cod. Theod. III 13, 2; 16, 2. Cod. Just, V 17, 8 и 9). 2337 Номокан. XIII, 4 (Аф. Синт., I, 294–296). Это место из номоканона переведено и в Кормчей, гл. 44, столб. 13, 4 (упом. изд. II, 61–63). Та же новелла в главном находятся и в синтагме Властаря, Г, 13 (Аф. Синт., VI, 176–177). 2338 Практическое применение предписаний этой новеллы Юстиниана видно в категорическом способе упоминания ее известными канонистами православной церкви. Вальсамон в толковании 5 Ап. канона говорит: κ το μ λεσθαι σμερον λλως πς συνοικσον οονδηποτον, εμ κ τν ατιν τν ν τ ηθεσ νεαρ περιεχομννων (Аф. Синт., II, 8); то же говорит Зонара в толковании 87 Трул. (ив. II, 506) а также Аристин в толковании 9 кан. Василия Вел. (ib. IV, 123). Слова этого последнего в Кормчей таковы: «днесь же ни муж ни жена разрушити сожития не может, аще не будет кая вина подобна, о них же яве Иустинианова новая заповедь повелевает» (уп. изд. I, 229).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ср. ещё у нашего Кирика вопросо-отв. 8 в Русск. Истор. Библ. VΙ, стр. 25–26. Κεφλαια τρα κβλλουσι τος μοναχος κ τς μονς· τ πρτον ν γομενος αρετικς στι· τ δετερον δ ν στιν δς τν γυναικν· τ τρτον ν παιδα διαδιδσκονται κοσμικ. Это оригинальное правило о трёх поводах к оставлению монахом монастыря (если игумен еретик, если в монастырь открыт доступ женщинам, и если в монастыре обучаются мирские дети) у Питры в Spicil. IV, 464 стоит в числе канонов халкид. собора, а на стр. 392 там же в числе правил Никифора; оно же имеется в Historia et monum. Питры, т. II, под именем Никифора же, пр. 51. Что касается третьего из поводов, то он, может быть, имеет тот же смысл, как и восклицание Никона Черногорца: «велика беда есть отроча в общем житии» 2 . Но у Никифора другой мотив: неуместно разглашать добрые дела, творимые в монастыре по слову Евангелия, что не нужно трубить пред собою, когда добро творим. Безымянный вопросо-ответ, который есть не что иное, как 12-й из вопросо-ответов Тимоф. алекс., и который у Питры в Spicil. IV, 410 является в качестве 5-го вопросо-ответа патриарха Никифора. Л. 221. Правило о недопущении в клир одержимых демоном (79 апост.) Далее неизвестного происхождения правило: ο τ δια ε δ πωλσαντες, ε μν κατ νγκην, ε´ τη χουσι τν πιτμησιν· τκνα χωρς νγκης ιη´. Τν γων πατρων. Ε τις πσκοπος πρεσβτερος δικονος δρξεται γυνακα ν σκοτ, καθαιρεσθω. (Pitra, Hist. et mon. I, между τν γων ποστολν πιτμια τν παραπιπτντων пр. 2); приводятся ещё 4 и 6 из этих епитимий, потом 3 пр. апост. Κεφλαια θους κατορθσεως τν γων πατρων τς γας α´ συνδου περ ερων κα παντς νθρπου. πσκοπος ν πσ ν μαρτ γυναικς, χει πιτμιον τη ιε´, ξαγγλλων ες τερον ερα κα τ λοιπ ε τι παραγγλλει ατ. Ср. 99 пр. покаянного номоканона венского анонима, изд. мною в Следах западнокатолич. ц. пр. и у проф. Алмазова, Тайная исповедь, III, на стр. 14 пр. 1. Μοναχς μετ τ μγα σχμα ν πσ ες πθος, χει πιτμιον τη ιε´· ε δ τ μικρν σχμα, τη ιβ´· μοως κα μονστρια τ ατ, κα το μεγλου κα το μικρο σχματος κοινν τ πιτμιον χει, πειδ νμφη χριστο κλθη.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

    И если Павел говорит, что призван он Бо­гом, а именно: Бог избравши мя от чрева матере моея, и призвавый благодатию Своею явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех (Гал. I:15—16), то Римлян именует призванными Христом, пиша к ним: в нихже есте и вы, звани Иисусу Xpicmy (Римл. I:6). А о Павле и Варнаве рече Дух Святый (Деян. XIII:2), что Им призваны благовествовать Христа у язычников; и всего удивительнее, что Дух Святый оказывается пославшим Павла и Вар­наву проповедывать Христа язычникам, когда Иисус рече Павлу в Церкви: иди, яко Аз во языки далече послю тя (Деян. XXII:21); и Павел пишет Гала­там: Павел Апостол, ни от человек, ни человеком, но ИисусХристом и Богом Отцем воскресившм Его из мертвых (Гал. I:1); и несколько ниже: сказую же вам, братие, благовествование сие, яко несть по че­ловеку: ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым (11).     И пророки иногда говорят от лица Отца, как например в Псалмах говорит Бог: единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною (Псал. LXXXVIII:36—37); и еще: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Псал. CXXXI, 11), как и Петр сказал: Давид пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти посадити Xpicma на престоле его (Деян. II. 30); а иногда от лица Сына, как например говорит Исаия: тако глаголет Господ:вас ради присно имя Мое хулится во языцех: сего ради познают людие Мои имя Мое в той день, яко Аз есм Сам глаголяй, ту есм (Исаия LII, 5—6); иногда же от лица Святаго Духа, как например говорит пророк Агав: тако глаголет Дух Святый: мужа, егоже есть пояс сей (Деян. XXI:11); и еще Павел пишет к Тимофею: Дух явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры (1 Тимоф. IV, 1); и также: рече Дух к Филиппу: приступи и прилепися к колеснице сей, мурина евнуха (Деян. VIII:29). И пророк Иезекииль, жалуясь на ветхий народ, сказал: и опечалили Мя во всех сих, глаголет Господ (Ieзek. XVI, 43); а Па­вел к народу новому пишет: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знáменастеся в день избавления (Ефес. IV:30). Давид говорит об Иудеях: и преогорчиша Бога в пустыни (Псал. LXXVII:40); а Исаия о них же сказал: тии же не покоришася, и разгневаша Духа Святаго, и обратися им на вражду (Исаия LXIII, 10); и Стефан говорит в Деяниях: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши (Деян. VII:51).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010