Примеч. авт. 93 Во внутренности Спасской церкви и возле нее погребены весьма замечательные личности, место погребения которых может быть многим неизвестно: 1) Алексей Петрович Мельгунов, родился 9 февраля 1722, † 2 июля 1788 года; друг детства И.И.Шувалова, генерал-адьютант Петра III, генерал-поручик, действительный тайный советник и кавалер орденов Андрея Первозванного (1780 января 29), Александра Невского (1761 февраля 10) и Владимира 1-й степени (1783 сентября 23), президент Коммерц-Коллегии, наместник вологодский и первый наместник и генерал-губернатор ярославский. В северо-западном углу рядом с ним: 2) Супруга его, Наталья Ивановна, рожденная Салтыкова (дочь Ивана Алексеевича, f 1773 и графини Анастасии Петровны Толстой, † 26 декабря 1782). 3) Петр Алексеевич Обрезков, родился 175... † 1814 мая 18. Статс-секретарь императора Павла I, тайный советник, сенатор, главный директор Межевого Департамента. В церкви под левым клиросом. 4) Николай Алексеевич Тучков, генерал-лейтенант, подольский военный губернатор, командовавший 3-м корпусом 1-й армии при нашествии французов в 1812 году, † 30 октября 1812 года от раны, полученной под Бородиным 26 августа. На паперти Спасской церкви, ныне в трапезе у входа в церковь . 5) Николай Иванович Аксаков, действительный тайный советник, f 11 октября 1802. Против алтаря Спасской церкви. 6) Супруга его Анна Петровна. † 8 июня 1817. Также против алтаря Спасской церкви. 7) Сын их Михаил Николаевич, † 12 июня 1818 года в Петербурге, генерал-лейтенант, сенатор. Также против алтаря Спасской церкви. 8) Князь Иван Борисович Голицын, генерал-поручик, родился 10 июля 1736. † 9 сентября 1811 года, погребен близ Спасской церкви (Материалы для Род. Кн. Гол. 128, отца – 76) Спасская церковь примыкает к трапезе; верх – восьмигранный купол с восемью восьмигранными главками, а вверху такая же большого размера – все из белого железа; иконостас времен императрицы Анны. Примеч. авт. 94 Теперь эта гостиница упразднена, как потому что оказывалась недостаточной и обветшавшей, так и по той причине, что во время весеннего разлития нередко нижний этаж заливало водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Ино будет на архимандрита неприметно людем: чают кои, таков же бранен на архимандрита архиепископ, как и на Иосифа. Да и послали двух чернцов с грамотами к Кривоборскому, будто соли, да рыбы купити, а в грамотах писали, только архиепископ Серапион учинит так, о чем ему бьет челом князь, и он будет вторый Златоуст. А Кривоборский только на то наведет архиепископа; и князь хочет с ним животы делити». 59 Отлучительная грамота Серапиона пришла к Иосифу, как пишет он, в Великий пост ; на третьей недели после Пасхи (Пасха в 1509 г. была 7 апр.) Серапион был лишен епархии новгородской и вызван в Москву (Полн. Собр. Русс. Лет. T. III, 137). След. это было прежде рассмотрения соборного дела Серапионова. Посему не напрасно св. Серапион в послании к Митрополиту Симону жаловался, что его прежде суда подвергли наказанию. В строгом суде над Серапионом, кажется, можно видеть вмешательство политических видов, именно: стремление Вел. Князя унизить удельного. Великому Князю особенно не поправились в отлучительной грамоте Серапиона на Иосифа слова: «Почему ты отдал в великое государство свой монастырь? Ты отступил от небесного и прошел к земному». Понимая слишком буквально эти слова, Вел. Князь говорил Серапиону: «Ты назвал князя Феодора небесным, а меня земным. Что я точно земной, это я знаю, но скажи нам, почему князя Феодора назвал небесным»? 60 Ист. Акт. I, 529. Грамота дана была 1509 г. июля 8. Подробности спора Иосифа с Серапионом изложены в послании первого к Борису Васильевичу Кутузову и Ивану Ивановичу Третьякову. 61 В житии пр. Иосифа, пис. Досифеем, сказано: «паки мало прейде, архиепископ Серапион со игуменом Иосифом межи себя общее прощение получиша». В другом житии 3): «тогда же Иосиф извествовася к Серапиону и, познавше ся на истине, смирение умножиста себе преподобника и любовь множае первыя утвердиста». 62 Собр. Госуд. грам. 418, 419. Феодор Борисович отказал Иосифову монастырю сто рублей и волость Буй-город. Но эту волость взял Великий Князь себе, а за неё внес деньги в монастырь. 64 Духовная Грамота пр. Иосифа состоит из 13 глав. В предисловии он говорит, что, предчувствуя близость кончины, решился он написать свой устав, чтоб братия знали, в чем состоят их обязанности. В 1-й гл. говорится о церковном благочинии, во 2-й о трапезном, в 3-й об одежде и обуви иноков; в 4 и 5-й о келейном благочинии; в 6-й о соборных службах; в 7-й о недержании хмельных напитков в монастыре, в 8 и 9-й о запрещении ходить в монастырь женщинам и малым детям; в 10-й о ревностном хранении древними св. иноками устава монастырского; в 11, 12 и 13-й главах об обязанностях настоятеля и начальствующей братии (Ркп. Москов. Дух. Акад. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Итак, главная задача — воспитать такое сознание в себе и в молодёжи, другими словами — воспитывать евангельскую правду. И опять вопрос: есть ли у Церкви сегодня ресурс для этого? На мой взгляд — увы, нет; и пока мы не «набьём шишек» на идеологизации Церкви, пока Господь не попустит что–нибудь для нашего вразумления, положение не изменится: «пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Но, во всяком случае, я считаю, необходимо озвучивать эти проблемы, думать над ними и обсуждать их, что я и предлагаю уважаемой аудитории. Благодарю за внимание. Игумен Петр (Мещеринов)   notes Примечания 1 Собрание сочинений, СПб, 1911–1914, т. V. 2 Собрание сочинений, т. V, с. 217. 3 Собрание сочинений, т. V, с. 25. 4 Собрание сочинений, т. V, с. 26. 5 Там же, с. 203, 3, 7. 6 Там же, с. 157. 7 Собрание сочинений, т. V, с. 227. 8 Собрание сочинений, т. V, с. 6. 9 Собрание сочинений, т. V, с. 4. 10 Собрание сочинений, т. V, с. 271. 11 Богословская конференция «Единство Церкви». М., ПСТБИ, 1996, с. 9–11. 12 Письма, т. IV, Пг. 1923, с. 28. 13 Собрание сочинений, т. III, с. 415–416. 14 Там же. 15 Н.Н. Лисовой, радио «Радонеж», 15 сентября 2005 г. 16 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Живое Предание. Свидетельство Православия в современном мире. М.: Паломник, 2004, с. 316–318. 17 Так было на момент написания статьи, в настоящее время книга переиздана. 18 Святейший Патриарх Алексий П. Войдите в радость Господа своего. М.,2004, с. 255, с. 54. 19 Святейший Патриарх Алексий П. Войдите в радость Господа своего, с. 60. 20 В ночь на 1 января 2006 года рядовой Сычёв, проходивший службу в Челябинском танковом училище, вместе с еще семерыми солдатами стал жертвой пьяной оргии старослужащих, сопровождающейся избиениями и насилием. В результате многочисленных травм и несвоевременной медицинской помощи у Сычёва развилась гангрена, что вынудило врачей из реанимационного отделения Челябинской городской больницы 3 ампутировать ему обе ноги, половые органы и палец на руке. 21 Имеется в виду движение «Анонимные алкоголики». — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

К., 1889. С. 462–478; Малиновский Н. , прот. Православное догматическое богословие. Т. III. § 84. Догмат римской церкви о непорочном зачатии Божией Матери. Сергиев Посад, 1904. С. 164–191. Преосвящ. Платон, архиеп. Костромской и Галичский пишет: «Дева Мария не была изъята от греха прародительского; Она и по рождению и по зачатию соделалась участницею в наследственной порче ( Пс. 50,7 . Рим. 3,10–12. 23 ). Сама Благодатная Приснодева Богородица исповедует Сына Божия Спасителем Своим ( Лк. 1,43 . ср. Мф. 1,21 ); ибо и Она имела нужду в Искупителе, как всякий человек ( Рим. 3,15. 5,17 ). Но Святый Дух, по изъяснению св. Иоанна Дамаскина , сошед на нее, очистил ее и даровал ей способность как принять в себя Слово Божие, так и родить». Платон, архиеп. Костромской и Галичский. Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви, С. 97. (От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать дозволяется. Июня 22 дня, 1870 года. Цензор профессор Петр Казанский ). 90 Работа митрополита Макария о богословии свт. Димитрия была составлена в 1842 году, за десять лет до выхода в свет его «Догматики». «Православно-догматическое богословие» вышло в свет в 1852 году в пяти томах. За него автор получил благодарность от Государя Императора и полную Демидовскую премию. 91 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855. C. 556–557 92 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855. C. 558 93 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 2–7 94 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855. C. 292–294 96 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 30 97 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для христианина очевидно, что этот падший мир должен кончится и что та встреча, которая произошла в его личной жизни со Христом, должна стать вселенским, космическим событием. Ибо мир, в котором добро и зло сосуществуют, не может существовать всегда. Библиография Основная 1. Алипий (Кастальский – Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций для студентов 2 и 3 курсов Московской Духовной Семинарии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. – 288 с. 2. Воронов Ливерий , прот. Догматическое богословие. Курс лекций для студентов 3 и 4 курсов Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1994. – 128 с. 3. Давыденков Олег , свящ. Догматическое богословие. Курс лекций, ч. I, II, III. – Москва: ПСТБИ, 1997. (Это пособие нужно использовать в первую очередь, оно является обязательным). 4 . Давыденков Олег , свящ. Катехизис. Курс лекций. – Москва: ПСТБИ, 1998. (В этом пособии разбирается кратко раздел «Понятие о таинствах», который почти полностью отсутствует в предыдущем). 5 . Догматическое богословие. Конспект лекций. – Коломна: Издание Свято-Троицкого Ново – Голутвина монастыря, 1993. – 400 с. 6 . Догматическое богословие. Курс лекций для 2 класса МДС. Под ред. М.В.Бахтина. – М.: Московский гуманитарный институт повышения квалификации и переподготовки кадров, 2004. – 100 с. 7 . Жив Бог. Православный катехизис. – Лондон, 1989. 8 . Зубов А.Б. История религий (ранний, средний и верхний палеолит). – М., 1995. 9 . Зубов А.Б. История религий. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. – М., 1997. 10 . Святой Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . – М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. – 384 с. 11 . Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. – М., 1997. 12 . Левшенко Борис, иерей. Катехизис: курс лекций. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2000 (в этом пособии кратко излагается вопрос о действительности и действенности таинств). 13 . Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М.: Интербук, 1991. – 300 с. 14 . Лосский В.Н., Петр (Л " юилье) , епископ. Толкование на Символ веры . – Киев, 2000. 15 . Макарий (Булгаков) , митр. Православно – догмагическое богословие (в 2-х томах). Репринт: СПб. – Коломна: Свято – Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993 16 . Малиновский Н. , прот. Православное догматическое богословие. Очерк православного догматического богословия. – М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

69 Никейский символ, вернее, никео-константинопольский Символ веры – 12-тн членное краткое и точное изложение вероучения. В уточнениях отвечает на вопросы церковных споров, приводивших к церковным смутам, расколам и ересям. Принят на I и II Вселенских Соборах (отсюда и название Символа) и более не изменялся в соответствии с седьмым правилом III Вселенского Собора, запретившего вводить в него новые вероопределения. На русском (вернее, на церковно-славянском) Символ веры читается так: 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. и жизни будущаго века. Аминь. 81 Исторические памятники вероучения Армянской Церкви, стр. 16, 130, 131. Также: Испов. Арм. Церкви архиеп. Иосифа Аргут., стр. 70 и 71. 83 Там же. Зонар in comment in canones ss Conciliorum. Вальсамон в примеч. на 81 правило Трульского Собора. 84 Петр Гнафий или Фуллон (названный так потому, что до патриаршества занимался выделкой сукон), епископ Антиохии с 468 г. Монофизит. Прибавление: распныйся за ны, сделанное им к Трисвятой песне, он относил ко всей Св. Троице. 85 Euagr., lib. 3, cap 44. Это же прибавление хотел было ввести в Константинопольской Церкви импер. Анастасий, но народ восстал против сего. Euagr., lib. 3, cap. 16,30,44. Baronius sub anno 474.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

III. Логос в кругу Своих учеников. Четвертая и последняя пасхальная неделя. Иерусалим, Ин. 13:1 – 17:26 . Иисус моет ученикам ноги перед пасхальной трапезой, Ин. 13:1–20 . 2 . Иисус указывает на предателя, Ин. 13:21–27 . Уход Иуды, Ин. 13:27–30 . Новая заповедь любви, Ин. 13:31–35 . (Это самый подходящий момент для установления вечери Господней, о котором умалчивает Иоанн, но рассказывают все синоптики и Павел.) 4 . Пророчество об отречении Петра, Ин. 13:36–38 . Прощальные слова ученикам; обещание пришествия Утешителя и возвращения Христа, Ин. 14:1 – 16:33 . Священническая молитва , Ин. 17:1–26 . IV. Прославление Христа через распятие и воскресение, Ин. 18:1 – 20:31 . 1 . Переход через Кедрон и предательство, Ин. 18:1–11 . 2 . Иисус перед первосвященниками Анной и Каиафой, Ин. 18:12–14,19–24 . 3 . Отречение Петра, Ин. 18:15–18,25–27 . 4 . Иисус перед римским прокуратором Понтием Пилатом, Ин. 18:28 – 19:16 . Отчасти оригинальный материал ( Ин. 19:4–16 ). 5 . Распятие, Ин. 19:17–37 . 6 . Погребение Иисуса, Ин. 19:38–42 . 7 . Воскресение. Мария Магдалина, Петр и Иоанн приходят к пустой могиле, Ин. 20:1–10 . 8 . Христос является Марии Магдалине, Ин. 20:11–18 . Христос является апостолам, за исключением Фомы, вечером в день воскресения, Ин. 20:19–23 . Христос является апостолам, в том числе Фоме, в следующий день Господень, Ин. 20:26–29 . Цель евангелия, Ин. 20:30–31 . Приложение и эпилог, Ин. 21:1–25 . 1 . Христос является семерым ученикам на берегу Галилейского моря. Третье явление ученикам, Ин. 21:1–14 . 2 . Диалог с Симоном Петром: «Любишь ли ты Меня?». «Паси овец Моих». «Иди за Мною». Ин. 21:15–19 . 3 . Загадочные слова о любимом ученике, Ин. 21:21–23 . 4 . Свидетельство учеников Иоанна об авторстве евангелия, Ин. 21:24–25 . Особенности четвертого евангелия Евангелие от Иоанна – это самое оригинальное, самое важное, самое влиятельное произведение в литературе. Великий Ориген называл его венцом евангелий, подобно тому как евангелия являются венцом всех Писаний. 1049 Прежде всего, это духовное и идеальное, но в то же время и самое реальное евангелие, самое точное отражение оригинала. Оно снимает завесу со Святого–святых и являет нам славу Единородного от Отца, полного благодати и истины. В нем гармонично сочетаются величайшее знание и чистейшая любовь Христа. Мы как будто слышим биение Его сердца; мы вкладываем руки в Его раны и вместе с сомневающимся Фомой восклицаем: «Господь мой и Бог мой!». Ни одна другая книга не отличается такой ясностью и такой глубиной, такой естественностью и такой таинственностью. В Евангелии от Иоанна есть детская простота и мудрость серафима, кротость ягненка и смелость орла, глубина моря и высота небес.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Учение Филофея о «Москве — третьем Риме» не было официально провозглашено ex cathedra ни Церковью, ни государством, но его отражение мы находим в официальном документе, а именно при объяснении причин учреждения патриаршества (Уложенная грамота) в 1589 г., в: СГГД. 2. С. 97. Вскоре после учреждения патриархата, в начале XVII в., в Москве было составлено агиографическое сочинение под названием «Книга глаголемая о российских святых». В послесловии автор говорит, что истинная вера пришла в Византии в упадок, а Московское царство и Русская Церковь, благодаря своему правоверию и великому множеству святых, заняли первое место в православном мире. Это послесловие впервые было напечатано И. Мансветовым в «Отчете о XXI присуждении премии графа Уварова»; полностью в: Чтения. 1887. 4. Ср. мою работу: Zur Frage der Periodisierung der Geschichte der russischen Kirche, в: Kyrios. 5 (1940–1941). S. 66–81. См. выше главу II. Ср. отдельные примеры в моей книге «Leben und Lehre der Starzen» (1936). По русской агиографии см.: Ключевский. Древнерусские жития (1871); Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. 2 т. (1875); Кадлубовский. Очерки (1902); Яхонтов. Жития святых Поморского края как исторический источник (1881); Коноплев. Святые Вологодского края (1895), также в: Чтения. 1895. 4; Серебрянский. Древнекняжеские жития, в: Чтения. 1915. 3; см. также очень полезную работу: Богуславский С. Литературная традиция в северно-русской агиографии, в: ИОРЯС. 101 (1928). Литература по канонизации в Русской Церкви: Васильев. Канонизация русских святых (1893), также в: Чтения. 1893; Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви (1903), также в: Чтения. 1903; Peeters P. La canonisation dans l’?eglise russe, в: Analecta Bollandiana, 33 (1914). Некрасов. Зарождение национальной литературы на великорусском Севере (1870) (устарела); Верюжский. Исторические сказания о жизни святых Вологодского края (1880); Федотов Г. Святые Древней Руси. Париж, 1929. Мы уже писали о святых XI–XV вв. (главы II и III). До XVI в. получили местное или общерусское прославление следующие русские святые: 1. Св. князья страстотерпцы Борис и Глеб († 1015); 2. Св. князь Владимир († 1015); 3. Св. княгиня Ольга († 969); 4. Св. Леонтий, епископ Ростовский († 1072); 5. Св. князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор († 1245); 6. Св. Игнатий, епископ Ростовский († 1288); 7. Св. Петр, митрополит Московский († 1325); 8. Св. Алексий, митрополит Московский († 1378); 9. Св. Сергий Радонежский († 1392); 10. Св. Исаия, епископ Ростовский († 1190); 11. Св. Варлаам Хутынский († 1192); 12. Св. князь Феодор Смоленский и Ярославский († 1299) и его сыновья Давид и Константин; 13. Св. Антоний Печерский († 1073); 14. Св. Феодосий Печерский († 1074); 15. Св. Кирилл Белозерский († 1427); 16. Св. Димитрий Прилуцкий († 1391); 17. Св. Авраамий Ростовский († XI в.); 18. Св. Никита Переяславский († 1186). Ср.: Сергий. Ук. соч. 1. Приложение 15.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

19. Святой Григорий Синаит говорит: " Начало умственной молитвы есть действие, т.е. чистительная сила Духа и тайное священнодействие ума; средина есть просветительная сила и видение; а конец есть исступление и восхищение ума к Богу " (Доброт, ч.1. гл.111). Подобн. см. Лествицу инока Феофана (Доброт, ч.1. в конце). 20. Кассиан. collat. III. С.7. Столь возвышенное состояние, очевидно, есть состояние восторженное; потому оно не может быть состоянием человека постоянным, и доступно только для немногих избранных. Но чтобы, по возможности, достигать такого состояния, нужно находиться в уединении, ограждать чувства от впечатления внешних предметов и втечения в душу чувственных образов, слух ограждать от шума и суеты мирской, взор от различных соблазнов, вообще не увлекаться любопытством - что-нибудь видеть, или слышать, или говорить без нужды не только о предметах безразличных, но и о таких, которые хотя бы и представлялись добрыми сами по себе, но речь о которых может быть или не ко времени, или не к лицу; постоянно же нужно хранить ум от развлечения и занимать его Богомыслием. Блж. Диадох говорит: " Как жар скоро выходит из бани от частого отверзания дверей, так и теплота сердца скоро хладеет от частых безвременных разговоров " ; внимание к себе развлекается от рассеяния чувств по внешним предметам, и нарушается спокойствие духа, необходимое для духовного трезвения и Богомыслия (Доброт, ч.4. гл.70. Посему нужны - одинокое пустынножительство, отшельничество, затворничество, молчальничество и т.п. 21. О необходимости послушания и избрании опытного наставника в духовной жизни говорят: Василий Великий (Подвиж. устав. С.468-469.Гл.22.Отв.119.с.370. в слав.изд.), св.Иоанн Лествичник (с.2 на об.15. Степ.4.с.29), авва Дорофей (сл. о том, что не должно располагать собой по собств. разуму: с.39-40,42-43,19,20,105. в слав.изд.), св.Иоанн Кассиан (Послан. к Леонтию с.174 на об.176. Доброт.), Петр Дамаскин (сл.8.с.73 на об.кн.2.с.10,12 на об.Доброт.), Каллист, патриарх Константинопольский (гл.14,15.Доброт.), Григорий Синаит (гл.8.15.Доброт.), Феодор, епископ Едесский (гл.40-46. Доброт.), Симеон Новый Богослов (во многих местах Доброт.), Пролог.29 октября, с.212. Св.Ефрем Сириянин говорит: " Если видишь юного, по своей воле восходящего на небо, то удержи его, ибо польза ему будет от сего " (сл.35.с.58. сл.21 и с.410 на об. в славян. изд.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010