9; ср.: 2. 3; 3. 12), о тяжелых условиях, в к-рых он находился (2 Тим 4. 6-10, 16-18, 21). Эти условия не похожи на те, к-рые были описаны ап. Лукой, когда П. проживал под домашним арестом (Деян 28. 30-31). В тюрьме П. одинок; только ап. Лука сохраняет верность: его присутствие может быть особенно важно, т. к. он не только близкий ученик, но и врач. Место пребывания П. известно немногим: Онисифору, пришедшему в Рим, пришлось употребить «великое тщание», чтобы его найти (2 Тим 1. 16-17). П. знает, что не будет освобожден, и просит Тимофея поспешить с приходом. Судя по всему, П. пишет Послание осенью. В тюрьме холодно, и П. просит Тимофея принести плащ, к-рый он оставил в Троаде, и книги (2 Тим 4. 13). Выражение «при первом моем ответе» уже древними авторами воспринималось как указание на 1-й судебный процесс по делу П., закончившийся его оправданием ( Euseb. Hist. eccl. II 22. 2-6). Евсевий уточняет, что «мученичество Павла пришлось не на то пребывание его в Риме, о котором пишет ап. Лука». По словам историка, «вероятно, в начале своего правления Нерон был настроен более кротко и спокойно выслушал защиту веры Павла; когда же он дошел до дерзких и беззаконных поступков, он наложил руку как на других, так и на апостола» (Ibid. 7-8). Древнее предание свидетельствует о том, что П. отрубили голову. Самое раннее свидетельство о том, каким образом был казнен П., принадлежит рим. писателю II - нач. III в. Тертуллиану: «Сколь счастлива эта церковь! Все учение ее апостолы напитали своей кровью; в ней Петр уравнялся с Господом в страдании, Павел венчался кончиной Иоанновой». Слова о том, что Петр «уравнялся с Господом», указывают на казнь через распятие. Под «кончиной Иоанновой» понимается отсечение головы, по мысли Тертуллиана уподобившее П. Иоанну Крестителю ( Tertull. De prescript. haer. 36. 3). Лактанций (кон. III - нач. IV в.) менее конкретен: Петр был распят, а П. «убит» ( Lact. De mort. persecut. 2//PL. 7. Col. 196-197). Церковное Предание свидетельствует о том, что Петр и П. были казнены одновременно. Говоря об этом, Евсевий Кесарийский ссылается на свидетельство Коринфского еп. сщмч. Дионисия, жившего во II в. ( Euseb. Hist. eccl. II 25. 1. 5, 8). Блж. Иероним говорит о смерти П. следующее: «В четырнадцатый год правления Нерона в один день с казнью Петра Павел был обезглавлен в Риме во имя Христа и похоронен у города Остии через тридцать семь лет после Страстей Господних» ( Hieron. De vir. illustr. 5). Если следовать этой датировке, то П. прибыл в Рим в 56 г., а казнен был в кон. 67 или в 68 г., но не позднее 9 июня, когда Нерон покончил с собой. Евсевий датирует смерть П. предпоследним годом правления Нерона - по Евсевию, это год от Авраама 2083-й ( Euseb. Chron.//GCS. 20. Col. 216; Idem//PG. 19. Col. 544). Согласно рим. христ. поэту Пруденцию , оба апостола были погребены по разные стороны Тибра. Могила П. расположена у Остийской дороги ( Prudent. Perist. 12. 29-30, 45//PL. 60. Col. 561, 564). Гробница

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Миссионерская деятельность апостолов в пределах Понто-Боспорского царства, Малой Азии и Парфии (в широком смысле). Христианство в Эдессе При таком характере сказаний о проповеди апостолов приходится не ими руководствоваться при изложении истории распространения христианства, а искать руководящей нити у других, чтобы разобраться в лабиринте сказаний об апостолах и выбрать из этих апокрифов тот, который представляется наиболее устойчивым. Такою путеводною звездой может служить показание Оригена, помещенное в начале третьей книги истории Евсевия: «Фома получил в удел для проповеди Парфию, Андрей – Скифию, Иоанн – Асию, где и скончался в Ефесе; а Петр – в Понте, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии проповедовал иудеям рассеяния и, наконец, прибыв в Рим, был распят вниз головою». С этим общим указанием согласно и основное течение апокрифической литературы, подразделяющее апостолов по районам их деятельности на несколько групп. Различаются три группы. А) Группа асийская, в которую входят, по апокрифическим сказаниям, Иоанн и Филипп; ап. Иаков исключается из этой группы, потому что в Деяниях апостольских ( Деян.12:2 ) говорится о его кончине в Иерусалиме; не входит также в эту группу и ап. Иаков Алфеев, так как он был епископом иерусалимским. Б) Группа понтийская: Петр, брат его Андрей, Варфоломей и Матфей. В) Группа парфийская, куда апокрифы помещают Фому, Симона Зилота Иуду Иаковлева, тождественного с ап. Леввеем и с ап. Фаддеем. Это деление апостолов на группы совпадает с руководящими положениями Оригена . Ап. Петр, согласно с указанием и в его послании, проповедовал в Понте, где с ним мог соединиться и ап. Андрей, который, по Оригену , проповедовал в Скифии; Фома стоит во главе парфийской группы, Иоанн – асийской. II. Группа асийская(римская империя)3. 2.(3. З.Иаков + вне группы в виду Деян.12:2 )4. 3. 4. 2. Иоанн5. 5. 5. 5. Филипп I. Группа понтийская(воспорское царство)1. 1. 1. 1. Петр2. 4. 2. 4. Андрей6. 6. 6. 7. Варфоломей8. 7. 7. 8. Матфей 9 . 9. 9. 9. Иаков Алфеев внегруппы, как «adeljoqeoV, первыйепископ иерусалимский») III. Группа парфийская(парфянская династия арсакидов царитв Персии и Армении, держит в своей зависимостиМесопотамию, господствует на востоке до пределов Индии). 7. 8. 8. 6. Фома11.11. 10. 10. Симон Зилот„ „ 11.11. Иуда Иаковлев,обыкновенно признаваемыйтождественным с10.10. „ „ Фаддеем Леввеем ( Мф.10:3 , Мк.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

E. The New Islamic Dynasties: A Chronological and Genealogical Manual. Edinb., 2004. P. 213-214, 232-233, 239-242. (с указанием годов, к-рые упом. в источниках): св. Сосипатр, ап. от 70 (пам. 28 апр., 10 нояб.); сщмч. Тертий (Терентий), ап. от 70 (пам. 21 июня, 30 окт., 10 нояб.); сщмч. Корнут (пам. 12 сент.); Цельс (ок. 10-20-х гг. III в.); Никомас (60-е гг. III в.); Петр (ок. 314); Евлалий (325); Иоанн (50-60-е гг. IV в.); Фавстин (до 372); свт. Амфилохий (373 или 374 - после 394); Валериан (июнь-июль 431); Онисифор (8.08.449 - нояб. 451); Палладий (457); Феодул (536); Пастор (14 мая 553); Феодор (2-я пол. VI в.); Павел (681); Илия (691); Лев (786-787); Константин (сент. 810, 825 или 840); Феофилакт (869-870); Феофил, (нояб. 879); Лонгин (IX-X вв.); неизвестный (916 или 921); Фока (между 956 и 970); Василий (февр. 997); Иоанн (1027-1032); Исаия (1078-1082); Евстафий (1094); Иоанн (7 сент. 1159); Иоанн (1166-1177); неизвестный (1186); Николай (8 янв. 1192); неизвестный (между 1223 и 1240); неизвестный (1256); неизвестный (февр. 1274); неизвестный (1283-1289); Иоанн (2 июня 1294); кафедра на попечении митрополитов Кесарии (1327-1365); Маркелл (1370 - смещен в 1380); неизвестный (1382-1385); Феодосий (1392-1393); Феодор (ок. 1450); Амфилохий II (1484,1488); Харитон (май 1541); Иоасаф (1572-1594); Никифор (1610); Климент I (1624); Леонтий (1625); Афанасий I (1625-1630; кафедра объединена с кафедрой г. Тианы); Аверкий (1630); Парфений I (ок. 1637-1639); Лаврентий (1638); Климент II ( смещен в 1655); Сильвестр I ( 1655-1663); Афанасий II (1666; участвовал в суде над патриархом Московским и всея Руси Никоном); Климент III (1666-1668; узурпатор К-польского престола в 1667); Даниил (до 1680; смещен); Нектарий (1690; смещен); Парфений II (июль 1694); Пахомий (до 1699); Анфим I (1699-1712); Иоаким I (1720-1721; кафедра переведена в г. Нигде); Сильвестр II (1722-1728); Иоаким II (1734-1749); Дионисий (1749-1763); Гавриил (1767); Макарий (1796); Рафаил (1803); Кирилл (Сербедзоглу; 1803-1810); Неофит I (1810-1825); Анфим II (1825-1835); Самуил (1835-1840); Иоаким III (1840-1846); Мелетий (1846-1849); Неофит II (1849-1865); Софроний (Христидис; 1865-1873); Агафангел (1873-1885); Дорофей (Евелпидис; 1885 - июль 1886); Амвросий (Контос; 1886-1889); Афанасий (Илиадис; 1889-1911); Прокопий (Лазаридис; 1911-12 марта 1923).

http://pravenc.ru/text/389044.html

Л. 1 стр. 176–190. Вопросы для проверочной работы. 1 .Особенности культуры и быта древнего Рима. 2.Особенности религиозного культа Римского императора. 3.Сравнение национальных особенностей древних греков и римлян. 4.Особенности прихода первых веков христианства. 5.Особенности формирования церковного управления. 6.Формы власти первенствующих епископов. 7.Особенности первенствующих кафедр. 8.Особенности церковного управления и централизации на Востоке. 9.Особенности церковного управления и централизации на Западе. Занятие 12. Билет 8. III. Отличия в учении о Церкви. Православное учение о Церкви. Католическое учение о Церкви. Сравнение. Суть католического учения о власти пап. Административно – духовная власть. Объем власти пап. Сравнение. Власть пап и власть епископов. Сравнение. Анафематизмы на не признающих примат. Сравнение. Отличия в учении о Церкви. Православное учение. Католическое учение о Церкви. Сравнение. Суть католического учения о власти пап. Административно – духовная власть. Объем власти пап. Сравнение. Власть пап и власть епископов. Сравнение. Анафематизмы на не признающих примат. Сравнение. Билет 9. III. Католическое учение о примате Апостола Петра. Аргументация примата: – Петр – основание Церкви, сравнение. Католическое учение о примате Апостола Петра. Петр – основание Церкви. Сравнение. Билет 10. III. Аргументация примата: – первенство в списках, сравнение; власть ключей, сравнение; получение примата, сравнение; юридические прецеденты, сравнение; разногласие с Ап. Павлом, сравнение. Первенство в списках. Сравнение. Власть ключей. Сравнение. Получение примата. Сравнение. Юридические прецеденты. Сравнение. Разногласие с Ап. Павлом. Сравнение. Л. 1 стр. 191–200. Вопросы для проверочной работы. 1 .Первые проявления папизма. 2.Роль Востока в формировании папизма. 3.Спор о титуле Вселенский. 4.Борьба вокруг 28 канона Халкидонского Собора. 5.Восстановление церковного единства после победы над монофизитством. 6.Развитие учения о Филиокве. 7.Основные причины разрыва между Востоком и Западом. 8.Смута на патриаршем престоле. 9.Первое соборное осуждение Филиокве. 10.Папизм в X–XI веках. 11.Особенности полемики XI века. 10.Разрыв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

1918 года апреля 6 (19) дня Адрес: Воздвиженка, д. 7, кв. 2. Помета: исполнено на основании постановления Совета народных комиссаров. В. Б[онч]-Б[руевич]. ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 161. Л. 5–5 об. Подлинник. III. 19.6. Список членов прихода, пожелавших взять в пользование Кремлевский Спасо-Преображенский собор 675 и прилегающие к нему храмы 19 апреля 1918 г. 1. Юшкин Роман Михайлович 2. Баканов Сергей Петрович 3. Симачев Константин Дмитриевич 4. Пушенко Федор Александрович 5. Кузнецов Гавриил Филатьевич 6. Широков Петр Афанасьевич 7. Ларионов Александр Ларионович 8. Кузнецов Алексей Григорьевич 9. Васильев Егор Васильевич 10. Вадюхин Егор Иванович 11. Геронин Иван Карнеевич 12. Котов Аким Степанович 13. Каменский Василий Поликарпович 14. Афанасьев Федор Леонтьевич 15. Кузнецов Никита Семенович 16. Леошин Николай Поликарпович 17. Полищук Савва Куприанович 18. Пчелкин Павел Дмитриевич 19. Иров Ефим Васильевич 20.Деикин Василий Сергеевич 21. Антонов Сергей Ефимович 22. Грачев Петр Тимофеевич 23. Миловидов Михаил Матвеевич 24. Белов Павел Алексеевич 25. Ковшев Степан Максимович 26. Виноградов Николай Петрович 27. Зобненков Григорий Никитич 28. Краснов Дмитрий Ильич 29. Стрельцов Иван Савельевич 30. Соловьев Василий Васильевич 31. Николаев Семен Абросимович 32. Антонов Алексей Поликарпович 33. Фролов Иван Андрианович 34. Майоров Иван Ефимович 35. Иванов Алексей Спиридонович 36. Ивушкин Николай Кондратьевич 37. Васильев Василий Иванович 38. Головченко Иван Иванович 39. Лебедев Яков Григорьевич 40. Варенков Николай Николаевич 41. Новиков Иван Ефимович 42. Железнов Иосиф Иосифович 43. Домбкевич Петр Иванович 44. Медведев Александр Иванович 45. Сенчуров Павел Ильич 46. Фешин Степан Максимович 47. Панин Георгий Федорович 676 ГА РФ. Ф. Р-410. Оп. 1. Д. 79. Л. 21–21 об. Подлинник. III.I9.7. Прошение уполномоченного приходского совета храма св. Георгия Победоносца в Грузинах В. Б. Щербатова в Комиссию по охране памятников искусства и старины при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов о вывозе в храм на Пасху святынь Успенского собора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн XII 1427–1453 Матфей Гавриил VI Михаил V Шемелути Иоанн XIII Иоанн XIV Гавриил VII 1525–1568 Иоанн Монфалутский 1574–1589 Гавриил VIII 1590–1610 Mapk V (или Антоний) 1610–1618 Иоанн Мелавани 1618–1637 Матфей 1637–1645 Mapk VI 1645–1660 Матфей 1660–1673 Иоанн XVII 1675–1718 Петр VI Иоанн XVIII 1676–1718 Петр VII 1718–1722 Иоанн XIX 1767–1796 Mapk VII 1796–1809 Петр VIII 1809–1852 Кирилл IV 1854–1861 Димитрий II 1862–1870 Кирилл V 1871–1927 Иоанн 1928–1944 Макарий III 1944–1946 Иосаф II 1946–1951 Кирилл VI 1951–1971 Шенуда III 1972– 16 Qeoduru ЕЩ. Cristologik Prologa ka didaskala тоа Leontou Buzantou//Qeologa. T. 26. ‘Aqnai, 1955. – S. 584. 26 Макризи (1364–1442) – египетский историк, автор трудов по истории Егип¬та и пограничных с ним стран. 33 См. Spuler B. Die Gegenwartslage der Ostkirchen in ihrer staatlichen und volkichen Umwelt. Frankfurt-am-Main, 1969. 34 Fortescue A. The little Churches of East. London. 1913//Orientalia Christiana. 1932. 75. – Р. 251. 36 Священник Л. Петров в своей книге “Восточные христианские общества”, изданной в Петербурге в 1869 г., пишет, что в начале XIX столетия в Коптской Церкви было тринадцать епархий: 1) Мемфисская, 2) Серкейская, 3) Бехнезесская (древний Оксиринх), 4) Файюмская, 5) Минийская, 6) Сенабаусская, 7) Манфалутская, 8) Асьютская, 9) Абу-Тигская, 10) Ахминская, 11) Эснейская, 12) Каусская и Некадская, 13) Хартумская (с. 54). 39 Arbanth ‘A. K. ‘Eptomoj Istora Suro-Iakwbitikj, Aqiopikj ka ‘Armenikj ‘Ekklhsaj. Aqnai, 1967. – S. 70. 51 Книга Правил святых Апостол, святых соборов Вселенских и поместных и святых отец. – М., 1893. 56 Материалы богословской дискуссии в Орхусе, 1964 г. Доклад представителя Коптской церкви д-ра Кхелла (перевод, маш.). 58 ]Tremplaj P. Ekklhsa, n тН QriskeumikH ka HqikH Egkuklopaidev. T. II. S. 98. Aqai, 1963. 60 Karmrhj Iw. Arcaai procalkidonika Ekklhsai mБj Anatolj ka bsij mБj nsewj атоп met tj Orqodxhj Kaqolikj Ekklhsaj//Qeologa. T. III–IV, 1965. 63 Kopp C. Lehre und Sakramente der Koptischen Kirsche//Orientalia Christiana. Vol. XXV–1, Jan.-Febr. 1932.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Кархер, в Prodromus Coptus (p. 88 et suiv.), и в его China illustrata, воспроизводит надписи estranghelo с латинской транскрипцией; ряд имен гравирован на камне: «nomina eorum qui margine lapidis Syro charactere incisa spectantur», которые засвидетельствованы у Ассемана. Потье однако же сомневается в подлинности этих 24 имен, которые суть следующие по латинской транскрипции: 1. Constantinus 2. Saba Cusio, seu Aethiops 3. Mar Sargis Tabennitba 4. Isaac Cusius seu Aethiops 5. Paulus Sacerdos 6. Simon 7. Adam 8. Zugen Marius, seu Aegyptius 9. Mathacus Cusius, seu Aethiops. 10. Annania Coptita 11. Gabriel Saacerdos 12 Lucas Sacerdos 13. Susen Episcopus. 14. Jacob Sacerdos. 15. Ahad Cyusnaseph, sucerdog. 16. Aruss Sacerdos. 17. David. 18. Asbo Cusius, seu Aethiops. 19. Abba Syrus. 20. Abraham. 21. Simon. 22. Petrus. 23. Lucas. 24. Mathaeus. Предлагаем в дополнение к Потье, другой (тех же лиц) поименный список семидесяти проповедников Евангелия, распространявших христианскую религию в Хинном царстве; делаем извлечение из Historia Tartarorum Ecclesiastica Laurentii Moshemii. 1741 г. стр. 26–27, с разделением всех лиц на VII классов. Класс I. 1. Мар Иоанн, епископ. 2. Исаак пресвитер. 3. Иоиль « тоже. 4. Михаил » тоже. 5. Георгий « тоже. 6. Магадад Гузназаф тоже. 7. Мар Адад тоже. 8. Исаак » тоже. 9. Исаак « тоже. 10. Давид » тоже. 11. Моисей « тоже. Класс II. 1. Акакий пресвитер и монах. 2. Илия » тоже. 3. Моисей « тоже. 4. Эбедезий » тоже. 5. Симеон « тоже. 6. Иоанн » тоже. Класс III. 1. Аарон. 2. Петр. 3. Иоанн. 4. Лука. 5. Матфей. 6. Иоанн. 7. Иезу-Еме. 8. Иоанн. 9. Сабар-Иезус. 10. Иезу-дад. 11. Лукас. 12. Константин. 13. Иоанн. Класс IV. 1. Адад-Сафа. 2. Иоанн. 3. Енох. 4. Мар Сергий. 5. Исаак. 6. Иоанн. 7. Мар Сергий. 8. Фузес. 9. Симеон. 10. Исаак. 11. Иоанн. Класс V. 1. Иоанн пресвитер. 2. Мар Сергий пресв. и архиепископ китайский. 3. Георгий пресвитер и архидиакон гор. Кумбана. 4. Павел пресвитер. 5. Симеон « тоже. 6. Адам » тоже. 7. Илия « тоже. 8. Исаак » тоже. 9. Иоанн « тоже. 10. Иоанн » тоже. 11. Симеон « тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

3, занимаемой Еписк[опом] Петром и своевременно, по выбытии их из квартиры, выписаны; в администрации домкома Еп[ископ] Петр не находился и не находится, и ни в чем предосудительным он не был замечен, а проходная комната 5x6 арш[инов] кв[адратных] Ж[илищно-]3[емельным] отд[елом]с учета снята. Приложение: удостоверение квартхоза 73/75 город[ского] района от 9 марта 1921г. За 161. Подпись Василий Полянский Помета. Дело 7/III перешло в Совнарсуд. Рекомендовать обр[атиться] к [...] 1447 ГА РФ. Ф. 8419. Оп. 1. Д. 232. Л. 122–122 об. Подлинник. Бланк (типографский экз.). Рукопись.     Дело митрополита Петра (Полянского) и других 1925 года 1448   1. Записка митрополита Петра 9 декабря 1925 г. Все вещи и бумаги, находящиеся в моей квартире, я доверил моему келейнику Григорию Александровичу Лихоманову, – без описи, так как в нем не сомневаюсь. Митрополит Петр 10 дек[абря] 1925 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 3. Л. 411. Подлинник. Рукопись. Автограф митрополита Петра. 2. Анкета митрополита Петра 12 декабря 1925 г. Секретный отдел ГПУ Протокол допроса от декабря мес[ца] 12 дня. Я, уполн[омоченный] 6-го отд[еления] СО ГПУ Казанский, допрашивал гр. Полянского Петра Федоровича, который на предложенные вопросы показал:   1) Фамилия, имя и отчество Полянский Петр Федорович 2) Возраст (число, м-ц, год и место рождения) 1862 г. 28/VI в с. Сторожевом Коротоякского у. Воронежской губ. 3) Бывшее сословие (социальное происхождение) Духовного звания; педагог до революции, администратор по дух[овным] учебным заведениям 4) Профессия (до революции) педагогическая и школьноадминистративная деятельность в дух[овных] уч[ебных] заведениях 5) Местожительство Ермаковская ул., д. 3/5 6) Национальность и подданство Русский, гражданин РСФСР 7) Семейное положение (отец) Федор Евграфович, (мать) Мария Александровна братья, сестры Василий, служитель культа в г. Москве 8) Образовательный ценз дух[овное] училище в гор. Воронеже, ок[ончил] в 1879 г., Дух[овная] семинария там же в 1895 г. 1449 ; Моск[овскую] Дух[овную] Академию в 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Что произошло потом, никто из учеников отчетливо не помнил. Это была сама Слава Предвечного, светлое облако Богоприсутствия, и над всем звучали слова: “Это – Сын Мой возлюбленный; слушайте Его”. А в следующее мгновение сияние померкло; апостолы увидели Учителя прежним. Он стоял один на вершине горы. Петр, Иаков и Иоанн едва могли опомниться. Иисус же, подойдя к ним, сказал: “Встаньте, не бойтесь” – и начал спускаться вниз. Как во сне, они последовали за Ним. По дороге Иисус нарушил молчание и велел хранить виденное в тайне, “доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых”. Не решаясь обратиться к Нему, ученики шепотом спрашивали друг у друга: “Что значит воскреснуть из мертвых?” 180 Chesterton G.K. Everlasting Man. London, 1927, p.238. 181 Ин. 12:31 . 182 Лк 12,51-52 ; мф 10,34–36. 183 Лк 12,49-50 . 184 Флавий И. Арх. XVIII, 8–9; Иудейская война, II,9,2; Филон. Legatio ad Caium, 38; Лк. 13:1 . 185 Ин 2,13-22 . Говоря о 46 годах, священники имели в виду работы по реконструкции Храма, начатые Иродом Великим за 20 лет до н.э. Синоптические Евангелия относят очищение Храма от торговцев к Страстной неделе, а Ин – к началу служения Христа. Некоторые историки считают, что первые три евангелиста более точны, другие же отдают предпочтение Иоанновой традиции. Однако вполне вероятно, что Христос, защищая святыню, изгонял торгующих два раза. 186 Талмуд, Авот, I,12; Хагига, 1; Шаббат, 10; Бава Камма, 8,7; Сота, 14; Иома, 72. См.: Соловьев Вл. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем. – В кн.: Соловьев Вл. Соч. Т. VI, с.11 сл. 187 Мф 23,3 . 188 Мф 13,52 . 189 Мк 12,34 . 190 Талмуд, Сота, III, 2; V, 7; Берахот, 9. 191 Грец Т. История еврейского народа. Т.4, с.197; Авот, III, 7(8). По словам Иосифа Флавия, фарисеи “отказывались от наслаждений жизни и ни во что ставили удобства” (Арх. XVIII, 1,3). 192 Мф 27,18 . 193 Мф 11,16-19 ; Лк. 7:31-34 . 194 В самом Талмуде, который в значительной степени есть продукт творчества “таннаев”, наследников фарисейских школ, встречаются резкие выпады против ханжества фарисеев, напр., Сота, III,4.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010