— Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек… 6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак? — Рак, лак, мак, бак, так, как … — Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос. — Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос… — Все правильно. А к слову стол? — Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол… — А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое. 7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию? — Цыпленок, жеребенок, козленок… Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий: 1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова: — Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова. — Ммиишшккаа, ммаашшииннаа. — Назови слова, похожие по звучанию. — Галка-палка, шина-машина. Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка? - Пышка-шишка. К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, — пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка). — Какие слова звучат так же, как слово галка? — Палка, скакалка. — Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи. — Шина, палка. — Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные? 2. Осознание слоговой стороны слова: — Произнеси слово галка по частям. — Гал-ка. — Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть. — Пал. — Назови вторую. — Ка. — Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая? — Ка. — Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

http://azbyka.ru/deti/kak-razvit-fonemat...

То же, что и о соевом мясе, нужно сказать и о созданных из сои (или генетически измененной сои) молоке, сыре, майонезе. Они могут вредить и телу, ибо генетически измененные растения и животные не имели благословения Божия при сотворении мipa. Господь Бог благословил то, что Сам сотворил, создал в дни творения. А наше творение благословлял ли Творец? Могут ли искусственные огурцы быть так же полезны, как огурцы естественные, произведенные землею, по слову Бога-Творца? Нет, человеческое творчество никогда не сравняется с творчеством Божиим. Длинные, полуметровые огурцы, водянистые, без вкуса, никогда не сравняются с огурцами, которые растут на наших грядках со времен Адама и Евы. О вреде видимости вкушения мяса. Иногда вредно не только вкушение мяса, но и показывание вида, что ты его ешь. Так, в Ветхом завете описывается, как старца девяностолетнего Елеазара принуждали вкусить мясо, запрещенное законом к вкушению, как идоложертвенное. «Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса» ( 2 Мак. 6, 21 ). То есть, ему предлагали съесть обычное, разрешенное законом мясо и сделать при этом вид, что он ест мясо, назначенное от язычествующего царя, то есть, идоложертвенное мясо, приносимое идолам в жертву. Он же предпочёл умереть, но не лицемерить и не ввести в заблуждение других. Так же и в Новом завете засвидетельствовано о вреде, бывающем иногда от вкушения разрешенного правилами Церкви. Апостол Павел говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14: 21 ). И в другом послании: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1 Кор. 8: 13 ). Итак, апостол, хотя и имел законное право «всё предлагаемое есть» ( Деян. 19, 15 ), то есть, и мясо и всё прочее, но он, чтобы не соблазнять других, предпочитал лучшее. «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек». Не потому, что мясо скверно или есть его нельзя, но ради пользы ближнего.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/11/mo...

Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием. Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости и достигнутой им славной седины, и благочестивого издетства воспитания, а более всего — святаго и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал: недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я являюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример — охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение. Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие. Готовясь уже умереть под ударами, он (Елеазар), восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним. И так скончался он (Елеазар), оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели». (2 Мак. 5, 11—16, 21—22; 6, 1—9, 18—31) «Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы.

http://pravoslavie.ru/2971.html

Условный верховный бог-громовержец кельт. пантеона известен в галло-рим. надписях как Таранис (Танарус), в лат. эпиграфике из кельтоязычных регионов Римской империи он именуется Юпитером. Этот бог упоминается Луканом в «Фарсалиях» (I в. по Р. Х.) как один из 3 главных галльских богов, которому приносили человеческие жертвы: «Тевтат, и ужасный дикими алтарями Эзус, и Таранис, чей алтарь не ласковей, чем у скифской Дианы» (I 444-6). Исследователи не уверены, писал ли Лукан о триаде верховных богов Галлии. В Бернских схолиях к сочинению Лукана, составленных в X в., подробно описаны способы жертвоприношения этим богам, основанные на иных источниках: жертвы Тевтату топили вниз головой в полном чане, жертвы Эзусу (Езусу) подвешивали на деревьях, пока после пролития крови у них не разрывались части тела, а жертвы Таранису сжигали в деревянных клетках. В схолиях Таранис отождествлялся с рим. Отцом Дитом, а также с Юпитером. Как Юпитеру, ему в древности жертвовали человеческие головы, а позднее только животных. Возможно, данные комментатора «Фарсалий» Лукана о 3 богах основывались на представлениях о «тройственной смерти», которые позже обнаруживаются в ирл. преданиях. Согласно одному из них, кор. Диармад мак Кербалл (ум. в 565) был ранен, его дом сожжен, и он захлебнулся в чане с вином. Бог Эзус изображен в виде дровосека на 2 барельефах начала галло-рим. эпохи (I в. по Р. Х., Париж, Трир): он рубит дерево, а рядом стоит бык с 3 журавлями, Тарвос Тригаранус. Сцена взята из мифа, содержание к-рого утеряно. Эзус изображен как дровосек, его жертвы вешают на деревьях. Известны имена собственные, посвященные Эзусу (Esunertos - «сильный, как Эзус», Esugenos - «рожденный Эзусом»). В схолиях Эзус отождествляется с Марсом и Меркурием, но для этого мало оснований. Тевтат (Teutatis, Toutatis) - бог-защитник племени, чье имя восходит к галльскому teuta (племя). В Британии кельт. богов тоже пытались интегрировать в рим. пантеон. Бог Нодонс (Nôdon(t)s) отождествлялся с Марсом. Ему были посвящены храм и термы в устье р. Северн (Лидни-Парк) (сер. IV в. по Р. Х.). Храм был действующим вплоть до вывода рим. легионов из Британии. Нодонс, возможно, был богом-целителем и был связан с водой. Посвящения Нодонсу в Лидни-Парке были найдены рядом с изображением рыбака, убивающего огромного лосося, на ближайшем фризе представлены морские чудовища, рыбы и тритоны. В Ирландии Нодонсу соответствует Нуаду Арьгетлам (среброрукий), король племен богини Дану, лишившийся руки в 1-й битве при Маг-Туиред и получивший в дар от целителя Диана Кехта серебряную руку. Известен также Нуаду Нехт, персонаж с акватическими коннотациями. В валлийских мифах упоминается Ллудд (Нудд) Среброрукий (Lludd, Nudd). Культ Нодонса/Нуаду/Нудда на Британских о-вах свидетельствует об общих особенностях К. р., с к-рой пришлось иметь дело христ. миссионерам в V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/1684159.html

Свв. мучч. Зосимы пустынника киликийского и Афанасия комментарисия при Диоклитиане. LXI. Вас. Иер, Кал. Флор.1. Акад. и другие (Мак. 11 апр., сент. 18, ДоМак. Мил. сент. 28. 244. 1621 сент. 19. М. Р. 3 янв.). Препразднство просвещения . Иер. Кал. и друг. Канон Иосифа по Греч. М., что: и у нас. Стих. Феофана. II. Свв. 6 мучеников в мире. Пр. Евфимия , нового близь св. Мокия. Петр. 1295 (Лобк. Евфимия нового и инех 5 мучеников). Мучч. Хрисанфа и Евфимии близ св. Акакия. 1295 (Екл. одного Хрисанфа, Хрисанфа и Андрея). Пр. Евфимия игумена ватопедского, утопленного за обличение латинствовавших царя Михаила и патриарха I. Векка в 13 в. Афон. патер. Свв. 12 монахов ватопедских, за то же удавленных. Св. муч. Онуфрия в Хиосе из болгар в 1818 г. Афон. патер. и Филар. черниг. Южн. св. III. Св. Евстафия 1 архиеп. сербского в 13 веке, † ок. 1285 г. Серб. еванг. 1329. В Сербляке служба еще 30 авг. в общей службе сербским святителям. IV. Муч. Увеликия . Мак. 248. 51 Улевиана). Муч. Александра еп. Екл. Муч. Аммы . МКр. Есть Алма, (кормилицы муч. Маманта 2 сент.) в Р. М. 31 авг. но не мученица; есть Аммия пророчица в Филаделфии 10 апр. см. Stadler. V. Св. прор. Малахии. М. 11 и 12 в. Пар. (3 янв.). Митрофана патриарха константин. Неап. (4 июня). Феогена , еп. и муч. Вас. Лобк. и друг. По Пс. 10 неверно Аггеа (2 янв.). Мучч. Феопемпта и Феоны. Син. 1. Вас. 43. Петр. и др. (5 янв.). Пр. Аполлинарии. 247. 1295. Печ. Пролог (5 янв.). Пр. Павла фивейского. Иер. Екл. Нан. 2. и др. (15 янв). Пр. Феоктиста , сподвижника св. Евфимия В. Шиш. Сирм. Печ. прол. (3 сент.). Пр. Синклитикий. Вас. Петр и друг. (5 янв.). Св. Ферапонта сардийского. 247. 249. Ап. 1309. Кв. 1358. У. 1398. Печ. прол. 1641 (27 мая). Муч. Гордия. 1295 (3 янв.). Пр. Фостирия . Акад. У. 1398 (5 янв.). Св. Дорофея. 1621 (5 июня. Ныне по случаю 70). 5 1 . Свв. мучч. Феопемпта , еп. никомидийского, и Феоны волхва. Первый усекнут, второй живой зарыт в землю в 303 году. Другое имя его Синезий. Муз. 13. Зогр. Хил. У. 1298. М. Гр. 448. Соф. М. 1515 г. Служба (Вас. 43. 1295. Рум. и друг. янв. 4. Мед. М. Р. М. З янв. и еще М. Р. 21 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пр. Синклитикии александрийской, † ок. 350. У. 1298. Хил. М. Р. 448. Соф. М. 1515. Служба. (247. 1295 янв. 3. Вас. 319. Сирл. янв. 4). Пр. Аполлинарии , подвизавшейся под именем Дорофея , дочери Анфемия , † ок. 470 в Египте. Петр. Юрьев. 319. У. 1398 и друг. М. Р. (247. 1295 янв. 4. Остр. янв. 2). Пр. Григория. После подвигов в разных местах скончался в 9 в., ок. 820 г., в Акрите, мысе вифинском Мраморного моря. Иер. Петр. Нан. 2. 1295 Лобк. М. 12 в. только имя (Остр. 2 янв.). (См. Деян. св. I. 289 и Штадлера II. 481). Пр. Фостирия. 1295. † в Типогр. М. 14 в. стихиры (Акад. Мст. 1270. У. 1236. МКр. М. Порф. 4 янв. 43. Тур. Дом. 4 авг.). Св. прор. Михея не из 12, в 9 веке до Р. X. 2 Парал. 18. Вас. Рум. Сирл. Киев. 1672 и др. (Вас. 240 втор. 21 апр. Сирм. Дом. 22 апр. 239. Шиш. У. 1236 янв. 3. Греч. Мин. 14 авг. вместо Михея из 12). Пр. Мины синайского в 6 веке. 239. 247. Печ. пролог. 1641 года. Препразднство просвещения. Син. 715. Конст. 42 и все. Канон Иосифа по Греч. М. 1870, что и у нас; тропари на часах Софрония патр. II. Муч. Феоида затоптанного палачами. 1295. Муч. Саиса в море. 1295. Пр. Татианы. 1295. Преподобномуч. Романа из Карпенисия, в 1694 году пострадавшего от турок в Царьграде, † мечем. Афон. патер. (см. еще 16 февр.). V. Преп. Павла фивейского. МКр. Хлуд. 35. 404. Терн. Мак. житие (15 янв.). Св. Епифания , патр. константинопольского. Конст. Неап. Соф. св. 7. (25 авг. М. Гр.). Пр. Феоктиста , друга св. Евфимия. 247, 248, 249 (3 сент.). Св. праведн. Иосифа. Син. 1 и 2 (26 дек.). Преп. Домнины или Домны. 1295. М. Гр. (По Болландистам она же 1 марта, может быть она же 8 янв.) Страдание В. князя Игоря Ольговича. Мил. (5 июня). Св. Евфимия новгородского. 1621 (11 мар.). 6 I. Св. Богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Син. 715 и все восточн. и западные. М. 11 и 12 в. Кондак Романа. Каноны Космы монаха и I. Дамаскина. Стих. Германа и других. Служба. II. Священномуч. Романа лакедемонца, пострадавшего в сей день от турок в 1695 году, † мечем. (Солов. 7 янв.). 7

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

174 Творения. Т. 5. Беседа на псалом 4. СПб., 1899. С. 19. 175 Слова и речи. Т. 2. 1874. С. 133—134. 176 Творения. Т. 11. Беседа на Послание к Филиппийцам IV. СПб., 1905. С. 248. 177 98 Кирилл, святитель, архиепископ Иерусалимский. Творения. 5 Тайноводственное слово. § 9. М., 1855. С. 374. 178 Макарий, епископ. Православно-догматическое богословие. Т. 5. СПб., 1853. С. 167. 179 Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1909. С. 190. 180 Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. С. 689—690. 181 Соловьев И., священник. О молитве Православной Церкви за усопших инославных христиан. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». Июль. 1885. С. 4. 182 Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. С. 174. (Приложение «Вопросы ученика и ответы старца»). 183 Тов. 8:15—17; 3 Езд. 6:38—59; Лк. 1:46—55. 184 3 Мак. 2:1—15; Тов. 3:1—6, Вар. 2. 11—35. 185 2 Кор. 1:3—11. 186 2 Сол. 3:1—5. 187 Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 396. 188 Певницкий В. Ф., профессор. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. СПб., 1901. С. 293. 189 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 253. 190 Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. М., 1910. С. 17. 191 Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 141. 192 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 103—104; ср.: Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 242. 193 Правило 1. 194 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Указ. изд. С. 172. 195 Там же. С. 172. 196 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 141. 197 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 124. 198 Там же. С. 89—90. 199 Там же. С. 118—119. 200 Там же. С. 342. 201 Там же. С. 118. 202 Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 66. (Беседа 5). 203 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 117—118. 204 Добротолюбие. Т. 2. С. 139. § 207.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

А относительно непосильности наших страданий вспомним, что Бог не дает человеку крест больший, нежели человек может понести. Пророк же Давид прямо ставит страдания в связь с богопознанием: “Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню” ( Пс. 118:67 ). Пророк Исаия сравнивает страдания с закаливанием драгоценного металла: “Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания” ( Ис. 48:10 ). И уже прямо говориться об этом в книге Маккавейской: “Тех, кому случится читать эту книгу, прошу не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего” (2 кн. Мак. 6, 12); “но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете” (1е Петра 4, 13), “ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” ( Рим. 8:18 ), “Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше” ( 2Кор. 1:5 ). И вспомним, что ради избавления нас от страданий пришел на землю Бог: “Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят” ( Пс. 11:6 ). Есть и целый ряд мелких заблуждений автора, касающийся понимания искупления человека, наказания за грех и бытия Божия и пр. Так, Пауло Коэльо, неверно поняв христианское богословие, считает, что библейская заповедь воздержания от плодов добра и зла бессмысленна, и нужна она была Богу для соблазнения и наказания человека. Мы же знаем, что эта заповедь была первым постом для человека, первым испытанием в любви и воздержании, которую не смог исполнить ветхий Адам, но в полноте исполнил Новый Адам — Христос. Также в ряде мест автор как бы сомневается в том, что Бог это личность, хотя уже из текста Библии ясно следует, что возможно общение с Богом “лицом к лицу”. Также во всех его книгах заметны нападки на Церковь и христиан. Чувствуется, что автор пострадал в свое время от равнодушия христиан, к сожалению встречающегося не только на католическом Западе. Это не может быть одобрено православным сознанием, но даже наличие подобных нападок на Евангельское повествование и церковные догматы при добросовестном стремлении ответить на вечные вопросы свидетельствует о пытливом и живом уме автора, пытающемся пережить лично церковные истины и принять их сознательно, а не просто отвергнуть их.

http://azbyka.ru/fiction/o-pravoslavnom-...

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века/Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.133–134. Лосский В. Александрия//Богословские труды. – М., 1983. – Сб. 24.  Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.47–49. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.    Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.22, 295–297. Марухин Димитрий, священник. Святой Афанасий Великий – поборник Православия. – Загорск, 1968. Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.167–170, 175–178, 181–188.  Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.247–281. Никанор, архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до 1 Вселенского собора. – Казань: Унив. тип., 1871. – С. 358 – 452. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6.  Орлов М., протоирей. Учение о Святом Духе Отцов Церкви IV века: Афанасия Великого, Василия Великого и Григория Богослова. – Загорск, 1952. Павловская А.И. Афанасий архиепископ Александрийский и его епархия//Вестник древней истории. – М., 2001. С. 60–87 Попов И.В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. – Сергиев Посад, 1904. Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.49–116. Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  С.224–226. Поповицкий А. О пасхальных словах святителя Афанасия Александрийского, найденных в одном из египетских монастырей//Странник. – 1862. – Т. 2. – 4. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

http://bogoslov.ru/person/2598920

Лит.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase. P., 1839. T. 1. P. 318; Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 2/3. P. 11. Pl. XXXI. Rapports 4-12; Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6; он же. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Толстой И., Кондаков Н. П. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1891. [Вып. 4]: Христ. древности Крыма, Кавказа и Киева. С. 67. Рис. 59-60; Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; она же. Христианские памятники//МАК. 1894. Вып. 4; Павлинов А. М. Дранда//МАК. 1893. Вып. 3. С. 8-13; Павловский А. А. Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам России и Афону. Н. Новг., 1907. С. 779-780; Чубинашвили Г. Н. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; Mepisashvili R., Tsintsadze V. Die Kunst des alten Georgiens. Lpz., 1977; Neubauer E. Abchazische Architektur im Spannungsfeld zwischen Georgien und Byzanz (6. bis 11. Jh.)//Byzantinische Kunstexport. Halle, 1978. S. 70-79; Рчеулишвили Л. Д. Некоторые аспекты груз. архитектуры Черноморского побережья//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978. С. 27; Цинцадзе В. Дранда: Предварительные результаты науч. исслед. памятника…//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). 1979. 50. С. 35-42, 71 (на груз. яз.); Alpago-Novello A., Beridze V., Lafontaine-Dosogne J. Art and Architecture in Medieval Georgia. Louvaine-la-Neuve, 1980; Меписашвили Р. Дранда: Памятник архитектуры VIII в.//IV Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983. С. 515-535; Хотелашвили М. К., Якобсон А. Л. Визант. храм в селе Дранда (Абхазия)//ВВ. 1984. Вып. 45. С. 192-206; Леквинадзе В. А. О Драндском храме//Кавказ и Византия. Ереван, 1985. Т. 5. С. 211; Джованни да Лука. Сведения об Абхазии и Мегрелии// Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160-161 (на груз. яз.); Nicklies C. E. The Church of the Cuba near Castiglione di Sicilia and Its Cultural Context//Muqarnas. Leiden, 1994. Vol. 11. P. 12-30; Хрушкова Л. Г. Раннехрист. памятники Вост. Причерноморья. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/180407.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010