Евангелист Матфей. Таблица канонов. Разворот Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. 105. Л. 5 об.— 6) Евангелист Матфей. Таблица канонов. Разворот Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. 105. Л. 5 об.— 6) К. Е. входит в состав большой группы греч. рукописей, созданных в период примерно с 1150 по 1230 г. В русскоязычной научной лит-ре она получила название «Чикаго-Карахисарская группа» по 2 манускриптам, ее типичным представителям,- К. Е. и Новому Завету Рокфеллера-Мак-Кормика из университетской б-ки в Чикаго (Ms. 965 (Gregory 2400)), а в англоязычной лит-ре - «Семья 2400» и «рукописи декоративного стиля». Это самая большая выявленная исследователями группа связанных друг с другом иллюстрированных манускриптов (ок. 100), в которую еще входят приблизительно 50 рукописей без миниатюр, написанных похожими почерками. Рукописи близки друг к другу по составу текстов, кодикологическим и художественным особенностям. Вероятно, наиболее ранними рукописями этой группы являются 2 Четвероевангелия, содержащие колофон (запись) писца Мануила Агиостефанита (Vat. Barber. 449, 1153 г. и New York. Kraus Collection, 1156 г.), а одна из самых поздних - Четвероевангелие (Berolin. SB. Quarto 66) с записью 1219 г. «Не рыдай Мене, Мати». Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. 105. Л. 65 об.) «Не рыдай Мене, Мати». Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. 105. Л. 65 об.) В группе преобладают рукописи Четвероевангелия (60, в т. ч. 8 с очень подробными циклами миниатюр на евангельские сюжеты); мало литургических книг (4 списка Евангельских чтений, 5 Миней и 1 Октоих), специальный литургический аппарат (номера канонов, разделов) использовался нерегулярно. Среди остальных рукописей группы - 10 иллюстрированных Псалтирей, 5 списков НЗ и 10 НЗ с Псалтирью, Книга Иова с комментариями Олимпиодора, сохранившаяся в 4 иллюминированных рукописях, 4-томный полный список ВЗ - редкий для Византии случай копирования всех, а не отдельных его книг.

http://pravenc.ru/text/1681003.html

1 . 321 и 323 Мак. первое, 322 и Волок. прьвие, 189 прьв 2 . Так 168. 169. 321. 322. 68,–191. 323 асикрит, мак. асикрит, 189, 319 асиньгрит, 321. 822 быв, др. и вм. же. 3 . Так 168. 191, но 169 и мак остави. 189. 321. 322 оставль, Волок. оставле. 4 . Мак. приб. имение брату своему. 5 . 321. 322 оп. и. 6 . Мак. черноризец. 7 . 189 и323 нечит. же, 191 и видев – и вм. же. 8 . 168–169 вм. посем чит. и 321. 322. Волок. 191. Отсюда начинается сходство с II б. 9 . 189 растеща, 191 раст щ . 10 . 168–169 вм. посем чит. и 321. 322. Волок. 191. Отсюда начинается сходство с II б. 1 . 248 филосова, 320 вилосова. 2 . и оп. 161. 249. 3 . 249 иже умыслив. 4 . Др. же. 5 . 247 го 249 сего. 5 . 247 го 249 сего. 6 . 249. 320 ни домыслися. 7 . 249 или 161 приб. ему. 8 . 247 мучить. 9 . 328 оп. но рече. 10 . 249 збороу. 11 . Далее начинается сходство с II. а. Глаголев С.С. Брюссель и Париж для науки о религии//Богословский вестник. 1915. Т. 2. 5. С. 1–51 (2-я пагин.). —1— На Руси и не на одной Руси много говорят о брюссельских кружевах и парижских модах, но неохотно связывают названия этих городов с представлением о научных занятиях. Под парижской наукой охотно готовы понимать науку страсти нежной, но никак не применение эллиптических интегралов к решению уравнений пятой степени. «Немец обезьяну выдумал», «немецкая наука», «немецкая философия», «немецкая богословская наука», вот – слова, которые наше ухо во многих случаях ждет так же законно, как в других случаях оно ждет слова «аминь». Но что касается до обезьяны, то ее, пожалуй, выдумали француз – Ламарк и англичанин – Дарвин, а немец Геккель только хотел создать культ дарвинизма, и эго теперь ставит его в затруднительное положение, так как Геккель «патриот своего отечества». Немецкая наука существует, как одна из благородных и плодотворных ветвей одной общечеловеческой науки, но было бы совершенно напрасно думать, что во всех отраслях знания немцы всегда шли и идут впереди всех культурных народов. Так, в области защиты религии и в сфере истории религий Бельгия и Франция в последние десятилетия, насколько я могу судить, дали гораздо больше, чем наши ближайшие соседи и теперь злейшие враги – немцы. Этого, впрочем, у нас не замечали. Так, когда в начале XX столетия был открыть кодекс Хаммурапи, возбудивший много споров о происхождении Моисеева законодательства, русский книжный рынок наводнился переводными с немецкого брошюрами о Хаммурапи,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Святость противоположна злу, она есть полнота совершенства.  Основными составляющими совершенства являются правда и любовь. “Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен”, — утверждает Ветхий Завет (Втор. 32. 4). По внушению Святого Духа в Новом Завете апостол Иоанн Богослов провозглашает: “Бог есть любовь” (1 Ин. 4. 16). Итак, согласно Слову Божию Правда и Любовь суть определения того, что есть Бог. Бог есть Дух, Абсолютная Святость, Любовь и Правда. В другом библейском тексте, Книге Исхода, Бог говорит о Себе: “Я есмь Сущий” (Исх. 3. 14). В Библии также содержится древнееврейское имя Бога — Яхве, в другом произношении — Иегова, что и означает “Сущий”. Итак, каков же смысл этого удивительного выражения: “Я есмь Сущий”? Не тот ли, что Бог есть Абсолютное Бытие в его полноте, а все, что вне Бога, имеет ограниченное бытие или ограниченную жизнь? “Я есмь Сущий”, — то есть “Я Тот, Кто Существует”. Это означает, что все остальное существует постольку, поскольку Бог дает ему возможность существовать. Из Библии мы узнаем и о том, что Бог — в начале всего. Если сравнивать Библию с другими религиозными книгами Востока, то разница между ними в первую очередь в том, что в Библии не содержится теогонии, то есть ничего не говорится о происхождении Бога. В мифических представлениях человека о божествах нередко содержатся сведения об их рождении и происхождении. В Библии же ничего не говорится о происхождении Бога. Бог существует всегда, Бог существует до начала мира, Он вне времени. А если Бог вне времени, значит — Он вечен (Ис. 40. 28; Рим. 14. 25). Вечный Бог является Творцом мира. Если Бог — Творец мира и материи, то Он и Творец пространства. Ибо пространство есть категория, связанная с существованием материального мира: пространства вне материи быть не может. Но что значит — Бог вне пространства? Это значит, что Бог везде, что Он Вездесущий (Пс. 139. 7). Слово Божие дает нам представление о Боге как о Вездесущем Духе, обладающем способностью творить мир. И поскольку Он этот мир создал, то обладает по отношению к нему абсолютной властью. Исходя из Слова Божия, мы можем утверждать, что Бог есть Дух не только Вездесущий, но и Всемогущий (Быт. 17. 1; 28. 3; 35. 11; 43. 14; 48. 3; 49. 25. Исх. 6. 3. Числ. 24. 4, 16. 1 Цар. 1. 11. Пс. 67. 15; 90. 1. Прем. 11. 18; 18. 15. Сир. 46. 8, 19. Ис. 10. 34; 13. 6. Иез. 1. 24; 10. 5. Иоил. 1. 15. 2 Мак. 1. 25; 5. 20; 6. 26; 7. 35, 38; 8. 11, 18, 24; 11. 13. 3 Мак. 5. 4, 8. 3 Езд. 13, 23; 16. 63).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

154–159=Пг . 6 . –– 22) id., 1594, 16 в., лл. 146–151=Пг . 7 . –– 23) id., 1601, 17 в., лл. 31–33=П г 8 . –– 24) id., 1606, 18 в., лл. 134–139=Пг 9 . – 25) Титова, 888, 16 в., Пролог, лл. 243об. – 246=Т 1 . – 26) id., 909, 16–17 в., лл. 331–334 об.=Т 2 . – 27) id., 920, 17 в., лл. 57 об. – 59 об.=Т 3 . – 28) id., 921, 18 в., лл. 109 об. – 116=Т 4 . – 29) id., 937, 18 в., лл. 124–130 об.=Т 5 . – 30) id., 1080, 17 в., лл. 511–524 об., Патерик=Т 6 . – b) Императорского Общества Любителей Др. Письменности: 31) F. CLXXXVI, 17 в., лл. 101 об. – 104 об,=О 1 . – 32) Q. 17 в., лл. 433–434 об.=О 2 . – 33) Q. 17 в., лл. 173–182=O 3 . –– 34) Q. CXXXV, 17 в., лл. 357–367=O 4 . – 35) Собр. кн. Вяземского, LXIV, 16–17 в., лл. 41 об. – 46=Б 1 . – 36) id., XXXVII, 16–17 в., лл. 161 об. – 166=В 2 . – 37) id., 18 в., лл. 135–139=В 3 . – с) Московской Синодальной Библиотеки: 38) Мак. Ч. М., 16 в., апр., 993, лл. 276–277=С 1 . – 39) Мил. Ч. М., 17 в., Ноябрь, 799, лл. 1559–1566 об.=С 2 . – 40) Сборник 122 (по указателю Саввы), 17–18 в., лл. 134–134 об.=особая юго-западнорусская переделка. – d) Троицкой Лавры: 41) 177, 15 в., лл. 36–40 об.=Л 1 . – 42) 723, 16 в., Пролог, лл. 431–436=Л 2 . – 43) 793, 16 в., лл. 180–187 v =Л 3 . – 44) 745, 14–15 в., лл. 122–134=Л 4 . – е) Казанской Духовной Академии: 45) 915 (805), Сборник, 16 в., лл. 231–235 об.=К 1 . – 46) 940 (830), id., 16 в., лл. 161 об. – 177 об.=К 2 . – 47) 927 (817), id, 16–17 в., лл. 61 об. – 79 об.=К 3 . 8 –f) Московского Публичного и Румянцевского Музеев: 48) Собр. Унд., 16 в., лл. 218 об. – 222 об.=У. – Сюда причисляю списки палейные: 49) Колеменской Палеи, 1406 г., изд. учениками Тихонравова, с вариантами из семи списков, – 50) из Палеи, 16–17 в., собр. Вяз. (О. Л. Д. П.), Q. СХС, лл. 377–379. – 51) из Палеи Троицкой Лавры, 731, 16 в., лл. 201–210. – Кроме того я пользовался: 52) печатным изданием Чудовского списка по сборнику белорусскому, описанному к «Библиогр. материалах» А. Н. Попова , стр. 50–55, Ч. М. О И. и Д. Р., 1889, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

или село на груди у косматой горы, или хибара на краю океана, который вечно встает, как из-под ложечки, из места, где все безымянное ноет, – вот где следует жить, вот где мы, наконец, оживем. Соберем нашу чашку, разбитую вдребезги с горя, и в вине ее все отразимся – все, как войдем: с веселым и любопытным взглядом, со снегом, с огнем, с удовольствием видеть друг друга, с океаном в окне. А хозяином будет Гиви, ведь добрей человека земля не видала. Стансы в манере Александра Попа Стансы первые Елене Шварц For ever separate, and for ever near. A. Pope 1 Поэт есть тот, кто хочет то, что все хотят хотеть: допустим, на шоссе винтообразный вихрь и черный щит — и все распалось, как метеорит. Есть времени цветок, он так цветет, что мозг, как хризопраз, передает в одну ладонь, в один глубокий крах. И это правда. Остальное — прах. 2 Не смерти, нет — и что нам в этом зле, в грехе и смерти? в каменной золе других созданий, рвавшихся сюда и съеденных пространством, как звезда. А жизнь просторна, жизнь живет при нас, любезна слуху, сладостна для глаз, и славно жить, как будто на холмах с любимым другом ехать на санях. 3 Какой же друг? Я говорю: мой друг — и вижу: звук описывает круг, потом другой и крутит эту нить, отвыкнув плакать, перестав просить. Мой друг! Я не поверю никому, что жизнь есть сон и снится одному — и я свободно размыкаю круг: благослови тебя Господь, мой друг. 4 И ты, надежда. Ты равняешь всех: все водят, это прячется: в орех, в ближайший миг, где шумно и черно, в сушеный мак, в горчичное зерно — ох, знаю я: в мельчайшую из стран ты катишь свой мгновенный балаган, тройные радуги, злаченый мрак. А безнадежность светит нам, и как! 5 Кто день за днем, как нищий в поездах, с притворными слезами на глазах в ворованную шапку собирал — тот, безнадежность, знает твой хорал. Он знает это зданье голосов, идущее в черновике лесов всё выше, выше — и всегда назад. И сам поправит, если исказят. 6 Так пусть же нам покажут ночь в горах, огонь в астрономических садах и яблоню в одежде без конца

http://pravmir.ru/olga-sedakova-poetiche...

Мы живем в межвременье между Воскресением Христовым и воскресением всех остальных Хоть мы и живем в мире тьмы, окутанные ночью, мы должны вести себя так, как если бы день уже наступил, жить, как «сыны света и сыны дня» (1 Фес. 5: 4 и далее). Мы живем в межвременье между Воскресением Христовым и воскресением всех остальных, и потому мы – люди до глубины души эсхатологические. Мы живем в последнее время, в ожидании явления Христа. В классических западных катехизисах учение о последних судьбах мира сведено к нашей индивидуальной судьбе, состоящей из «смерти, посмертного суда, рая и ада». Это трагическое и выхолощенное воззрение, сужение Новозаветного эсхатологического взгляда, объемлющего вселенную. Мы чаем не одной лишь индивидуальной награды на небесах, а лучшего: мы чаем полностью обновленной вселенной, где наконец-то будет обитать правда. В наших сердцах возглас «Маран-афа!» («Гряди, Господи») звучит постоянно. Дети! Последнее время. Рейтинг: 9.7 Голосов: 317 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Это начальные строки гимна «Old Rugged Cross» (1913) авторства Джорджа Беннарда. –  Ред .  Τλος (от греч. «свершение», «исполнение», «развязка», «цель») – термин древнегреческой философии, обозначающий предназначение отдельных вещей, человека или мира в целом. –  Ред .  Речь идет о книжной серии, начатой романом 1995 г. Тима Лахая и Джерри Дженкинса «Оставленные: роман о последних днях Земли» (Left Behind: A Novel of the Earth " s Last Days). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 15 октября 2023, 18:04 /" наша жизнь во Христе заключает в себе ожидание перехода в жизнь вечную " ./А что такое " жизнь во Христе? " Это не просто посещение храма по воскресным дням и ставшее уже обыденным Причащение. Жизнь во Христе- это и есть " научение себя " Божьему деланию " - " обожению " , " радение о СПАСЕНИИ тысяч через СТЯЖАНИЕ Духа Божьего " . Ну, поскромнее и реальнее для нас-о спасении хотя бы самих себя. И просто занятое место в Церкви не спасает. Об этом " ожидании перехода " говорит вся Библия, и Ветхий (2 Мак.7;Пр.) и -особенно- Новый Завет. " Упокоение души-в Господе. Имея такое ожидание и такую надежду,...будем молить Бога, чтобы облечься нам в ризу спасения -в Господа нашего Иисуса Христа " (прп. Мак.Великий).

http://pravoslavie.ru/156639.html

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Термин «ойкумена» (от греч. οκουμνη) означает населенный, наблюдаемый, а значит, известный человечеству (иногда – грекам ) мир – вселенную. Аналогами этому термину в Ветхом Завете являются еврейское слово (тевель) (1 Цар. 2:8; 2 Цар. 22:16; 1 Пар. 16:30; Иов 34:13; Пс. 89:3 и др.), а также, отчасти, «земля» (эрец) (Быт. 1:1-2, 28; Быт. 6:13; Быт. 6:19; Исх. 19:5 и др.), иногда употребляемое в связке со словом «небо» (шамаим) (Быт. 1:1; Быт. 2:1; Иер. 10:11 и др.). Бог – Творец и Владыка всей земли, которая отдается человеку во владение, однако границы ойкумены-вселенной с точки зрения обитателей библейского мира практически совпадали с таковыми и для других народов античного Средиземноморья. На севере это Южная Европа, Малая Азия, Армения (Иер. 51:27; Иез. 27:17; 39:6); на юге – Южная Аравия, Эфиопия, Ливия (2 Пар. 12:3; 16:8; Иез. 30:5); на западе – Крит, Карфаген, Испания (Иер. 10:9; Иер. 47:4; Иез. 27:12; Иона 1:3); на востоке – Мидия, Персия, Индия (Есф. 1:1; 8:9). «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими» (Дан. 2: 37-38), – обращается пророк Даниил к вавилонскому царю Навуходоносору в традициях восточного красноречия. Однако автор 1-й Маккавейской книги вполне беспристрастно свидетельствует об Александре Македонском, который в своих завоевательных походах «прошел до пределов земли» (1 Мак. 1:3-4). При этом первые подъемы на высшую точку Альп и Европы – Монблан (4 810 м) состоялись лишь в конце XVIII в., а вопрос о местонахождении истоков одного из «кормильцев» античной цивилизации – Белого Нила оставался дискуссионным практически до середины ХХ века после Рождества Христова! Начиная с эпохи великих географических открытий «размеры» вселенной начинают стремительно «возрастать». Путешественники и исследователи с удивлением узнают, сколь грандиозен на самом деле мир, подаренный человеку Творцом.

http://bogoslov.ru/article/5998359

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010