II.a)K смирению побуждает, нас и тело наше и душа. Как мы немощны по телу! В болезнях мы рождаемся, в немощи возрастаем. Без пищи и пития мы умираем. Да и при пище и питии, жизнь наша очень непрочна. Не многие из нас доживают до ста­рости, большая часть из людей, по бренности тела, умирают в детстве. Да кто и доживает до старости, того большею частию удручают болезни, беспокоят припадки, изнуряет дрях­лость. Тело наше, подверженное в жизни усталости, немощам, по смерти предается тлению, смердит, делается пищею червей и обращается в прах. Ни крепость, ни сладкопитание, ни кра­сота не защищают тела нашего от разрушения и истления. Так ничтожны мы по телу! И потому должны сми­ряться, как тление и прах. III. б) Но и душа наша не менее подает причин к смирению, как и тело. Правда, душа наша имеет великое преимуще­ство пред телом. Она одарена разумом и свободною волею. Она бессмертна. Но при всех своих преимуществах, каким она подвержена недо­статкам. Она — жилище страстей, оби­тель худых склонностей, вместилище богопротивных мыслей, обитель тьмы и невежества, бездна грехов. Кто может похвалиться свободою от греховных нечистот? «Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем и истины несть в нас» (1Ин. 1:8), говорит Иоанн Богослов. Если так с нами, с нашею душею де­лается, то чем нам гордиться? Не лучше ли нам, видя свои немощи, смиряться пред очами Божиими и пред людьми? Не прилично гордиться узнику, обложенному оковами, тем паче не прилично гордиться и величаться греш­нику, отягощенному узами греховными, унижающими природу человека и де­лающими ее рабою страстей, прихо­тей и пороков. Да ежели бы мы были и чисты, и честны, и неукоризненны, и святы, то и в таком случае нам нечем гордиться, и в таком случае, все, что мы имеем доброго, снятого, все это не наше. Все это Божие дело, благодатный дар. Мы «не довольны есмы от себе помыслити что доброе яко от себе, но довольство наше от Бога» (2 Кор. 3:5), — говорит апостол Павел. Да и Иисус Христос сказал: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), т. е. доброго и святого. Следова­тельно, и добродетели наши самые превосходные, самые высокие, суть ка­чества, происходящие от Бога, а не от наших сил. Таковые доброде­тели суть как бы заем, и потому должны смирять нас, как напоминающие нам о нашей немощи, о нашей бедности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3071...

В письме примасу К. сообщал о своей готовности возглавить церемонии бракосочетания и коронации, если примас откажется от своих обязанностей. 1 мая 1576 г. в соборе святых Станислава и Вячеслава (Вацлава) в Вавеле (Краков) К. провел церемонию бракосочетания Стефана Батория и Анны Ягеллонки, дочери кор. Сигизмунда II Августа, и их коронацию. К. входил в число ближайших сподвижников нового короля, принимал участие во всех важнейших делах Стефана Батория, часто замещал примаса Польши, если тот действительно или мнимо болел. В 1577 г. К. председательствовал на Петроковском синоде, где были официально признаны решения Тридентского Собора и опротестован акт Варшавской конфедерации, а также обсуждался вопрос о сборе средств для войны с Гданьском. В том же году по поручению папского нунция Винценто Лаурео К. провел визитации мон-рей в Стшельно, Ченстохове и Лыса-Гуре, причем 2 последних подчинялись Краковскому епископу. Подготовил к изданию 5-й свод церковных законов (Constitutiones synodorum metropolitanae ecclesiae Gnesnensis. Cracoviae, 1579). Когда оказалось, что брак Стефана Батория и Анны Ягеллонки является неудачным, К. предложил королю рассмотреть вопрос о действительности брака под предлогом невозможности обзавестись потомством, однако тот отказался. В нач. 1581 г. К. получил королевское назначение на должность коадъютора (помощника-преемника) Гнезненского архиеп. Я. Уханьского. После смерти последнего (5 апр. 1581) К. заявил о своих правах на Гнезненскую кафедру. 17 мая 1581 г. король и члены гнезненского капитула отправили в Рим письма, где просили утвердить кандидатуру К. 7 авг. 1581 г. папа Григорий XIII издал буллу о назначении К. В окружном послании к католич. духовенству Речи Посполитой К. писал о своей ответственности перед Богом за положение дел во вверенном ему архиеп-стве, о необходимости навести должный порядок и повысить моральный облик польск. духовенства. 4 окт. 1583 г. К. созвал синод архиеп-ства Гнезно, на к-ром обсуждались вопросы о создании и материальном обеспечении иезуитской коллегии в Калише, о выборах судей от духовенства для королевского трибунала, а также об обязательном проведении регулярных епископских визитаций.

http://pravenc.ru/text/1681113.html

II, гл. XLVIII. Сн. прав. соборн. Ник. 12, Анк. 5, Лаод. 2, Халк. 16). Отсюда при наложении епитимии требуется принимать в соображение свойство греха, степень раскаяния и обстоятельства кающегося. Св. Златоуст пишет: «Не о продолжении времени заботься, а об исправлении души; если известно, что сокрушился или исправился: все сделано» (Беседа 16 на 2 п. Кор. См. 2Кор. 2:6–8 ). Касательно самой епитимии необходимо заметить, что она не есть удовлетворение за грехи правде Божией не есть жертва за них 258 , не есть выкуп; ибо это удовлетворение, эту жертву, это искупление мы имеем в одном Спасителе нашем, на Себе подъявшем грехи мира, но это есть духовное врачевство 259 , необходимое для исправления жизни кающегося, для уврачевания нравственных его недугов, имеющее единственною своею целию – уврачевание его недугов, и предохранение от грехов 260 («Опыт. библ. словаря собств. имен» прот. П. Солярского . Т. IV, – стр. 703 – 707).   255 Примеч. Отступления западной церкви от православной в совершении таинства покаяния. В учении о таинстве покаяния римская церковь отличается от православной и главным образом извращением понятия об епитимии, трактуя ее как наказание, а не как врачевство, и измышлением в 9 веке индульгенций. Индульгенция – слово латинское, значит, снисхождение, или поблажка. Так называются письменные свидетельства, выдаваемые римским епископом, которыми он прощает не только настоящие, но и будущие грехи. Учение римской церкви об индульгенциях состоит в следующем: во 1-х, кающийся во грехах получает от Бога, чрез таинство покаяния разрешение их и освобождение от вечных наказаний, но для удовлетворения правосудию Божию он должен понести за свои грехи временные наказания, или здесь на земле, или за гробом – в чистилище. Во 2-х, так как человек сам по себе слишком слаб, то, по снисхождению к его немощи, можно освобождать его от этих временных наказаний, и заменять недостаток добрых дел у людей грешных пред правосудием Божиим преизбыточествующими заслугами Христа Спасителя и святых, составляющими сокровищницу церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

463-466 466-468 ИРИНЕЙ (Попа Йон; род. 1957), архиеп. Крайовский и митр. Олтенийский, член Свящ. Синода Румынской Православной Церкви, теолог и церковный публицист 469-470 470-471 ИРИНЕЙ (Фальковский Иван Иоакимович) (1762-1823), еп. Чигиринский, викарий Киевской митрополии, богослов, ректор КДА 471-477 ИРИНЕЙ (Чирич Иван; 1884-1955), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ), церковный писатель 477-478 478-482 482-483 483-485 486-487 487-492 492-512 512-517 517-518 518-524 524-527 527-528 528-613 ИРМЕНГАРДА (832 или 833 - 866), блж. (пам. зап. 16 июля), дочь восточнофранк. кор. Людовика II Немецкого 613-615 ИРМИНА Ирмина († нач. VIII в.), св. (пам. зап. 24 дек., 3 янв.), аббатиса монастыря Эрен в г. Треверы (Трир, Германия) 615-617 ИРМОЛОГИЙ Ирмологий, богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей 617-625 ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди 625-633 ИРМОС краткое песнопение, поэтический и мелодический образец для тропарей гимнографического канона 633-634 634-640 ИРОД АРХЕЛАЙ (Архелай; ок. 23 г. до Р. Х.- ок. 16 г. по Р. Х.), старший сын Ирода Великого, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) 640-651 ИРОДИАДА 2-я жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи 651-654 654-655 ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла 656-659 ИРОДИОН (1-я пол. XVI в.), прп., Илоезерский (пам. 28 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 659-662 662-663 ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

9 мая 1087 г. купцы из Бари (Юж. Италия), приплывшие в М. Л., открыли мощи свт. Николая и увезли на свою родину, несмотря на протесты находившихся у его гробницы монахов. Согласно барийскому описанию перенесения мощей, жители М. Л. убежали из-за страха перед нападением мусульман на городской акрополь, находившийся в 2 км к северу от храма. В 1100 г., в период 1-го крестового похода, венецианцы, отправлявшиеся морем в Иерусалим, похитили из храма остатки мощей святых из гробницы свт. Николая и из 3 др. гробниц. Захваченные ими мощи венецианцы приписали свт. Николаю, св. Николаю Дяде (упом. в Житии Николая Сионского) и некоему св. Феодору Исповеднику. В венецианском рассказе о перенесении мощей, к-рый написан в 1116 г., отмечено, что к этому времени М. Л. были разрушены «неверными», жители остались только в акрополе и спускались в город по делам лишь раз в 4 недели. Высадившись в М. Л., венецианцы узнали, что недалеко от города кочевало более 5 сотен турок, собиравших дань со мн. окрестных поселений. После завоевания центральной части М. Азии в 70 - нач. 80-х гг. XI в. группы тюрок-сельджуков стали совершать набеги на полуостров, что вместе с внутренним кризисом в Византии и последствиями 1-го крестового похода могло привести к временной потере византийцами прибрежных районов Ликии на рубеже XI и XII вв. В XII в., несмотря на утрату мощей свт. Николая, М. Л. продолжали посещать паломники, прибывавшие теперь через порт Андриаку. Распространилось видоизмененное название М. Л.- Стамира. В 1102 г. здесь побывал Зевульф, в 1106/07 г.- игум. Даниил, в 1146 г.- исландец аббат Никулас из Тверау, в 1191 г.- франц. кор. Филипп II Август, а также крестоносцы, многие из к-рых погибли после взятия М. Л. сельджуками в 1113 г. Продолжал действовать храм свт. Николая: в 1118 г. в его дворе была устроена гробница с аркосолием хартулария Константина и его сына хартофилакса. В 1178/79 г. Евстафий Фессалоникийский был избран митрополитом М. Л. в К-поле, но вскоре был переведен в Фессалонику, вероятно потому, что приехать в М.

http://pravenc.ru/text/2563358.html

II. Миссия Церкви в мире 6. Апостольское служение и проповедь Евангелия, известная как миссионерство , являются главной составляющей идентичности Церкви, хранением и соблюдением Господней заповеди: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Это есть дыхание жизни, которое Церковь вдыхает в человеческое общество и которым оцерковляет мир через возникающие повсюду местные Церкви. В этом смысле православные верующие являются и должны являться апостолами Христа в мире. Эта миссия должна исполняться не агрессивно, а свободно, в любви и уважении к культурной самобытности каждого человека и народа. В этих усилиях должны участвовать все Православные Церкви с надлежащим уважением к каноническому порядку. Участие в Божественной Евхаристии – это источник апостольского рвения к евангелизации мира. Участвуя в Божественной Евхаристии и молясь в священном Собрании о Вселенной, мы призваны продолжать «литургию после Литургии» и давать свидетельство истины нашей веры пред лицом Бога и человека, разделяя дары Божии со всем человечеством, будучи послушными ясной заповеди Господа пред Его Вознесением: «и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Слова перед Божественным Причастием: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый» показывают, что Христос как «Агнец Божий» (Ин. 1, 29) и как «Хлеб Жизни» (Ин. 6, 48) преподносится нам как вечная Любовь, соединяющая нас с Богом и друг с другом. Он учит нас разделять дары Божии и приносить себя всем христоподобным образом. Жизнь христиан есть неложное свидетельство обновления всех во Христе – «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17) – и призыв, обращённый ко всем людям, о личном свободном участии в вечной жизни, в «благодати Господа нашего Иисуса Христа и в любви Бога и Отца», ради переживания в Церкви «причастия Святого Духа». «Ибо таинство спасения – для добровольно жаждущих его, а не насильно привлекаемых» (Максим Исповедник, Толкование на молитву Господню. – PG 90, 880). Реевангелизация народа Божия в современных секуляризированных обществах, как и евангелизация ещё не познавших Христа, являются непрерывной обязанностью Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

крупные вкладчики. Так, напр., в 1633 г. обитель получила «по завещанию земян Оршанского повета на вечное время шесть волок земли, несколько огородов с садами и крепостными». Могилёвские мещане Иван Степанович и Харко Ескович подарили настоятелю 2 волоки земли. В 1635 г. мещане Андрей Карпович Рослин, Авдей Авдеевич и Овтушко Устинович Широнос отдали в распоряжение монастыря 5 волок. В 1637 г. мещане передали в М. Б. м. свои земельные участки и дома с усадьбами ( Мелешко. 1988. С. 196). К 1637 г. М. Б. м. владел в городе 3 домами, 7 земельными участками, 11 волоками пахотной земли, «броваром» и несколькими огородами. В 1638 г. земли и имущество М. Б. м. существенно увеличились. Мещанин Т. Г. Козел подарил обители «добра свои… пляц з садом и стайнею лежачий тут в месте млгилевском над озером», а также «другий пляц з садом лежачий в месте… так теж бровар з лисцем, котлом пивным и всем начинем, до вареня пива належачим, и с колодезем над озером, под горою» (Там же. С. 161). В период с 1634 по 1641 г. от вкладчиков в М. Б. м. поступило 9 домов с усадьбами, 4 земельных участка, «до 22 волок земли, из них шесть волок с поселенными крестьянами и более шести волок лесу» (Там же. С. 224). До 8 июня 1643 г. напротив М. Б. м. был основан «паненский» мон-рь, в котором не было церкви. Киевский митр. Петр (Могила) предоставил монахиням право продажи изготовляемых ими просфор и свечей на территории обители и в др. местах. К 1648 г. часть сестер была переселена в могилёвский Никольский мон-рь ( Жудро. 1890. С. 55). Но жен. мон-рь при М. Б. м. действовал до 1797 г., когда, несмотря на просьбы и протесты, его закрыл еп. Афанасий (Там же. С. 84). В нач. 1650 г. положение братчиков улучшилось после январских переговоров Киевского митр. Сильвестра (Косова) с новым польским кор. Яном II Казимиром Вазой, разрешившим вернуть православным могилёвцам «церковь святаго Спаса, монастыр с приходами». В сент. 1654 г. при посредничестве братчика К. Ю. Поклонского и его сторонников могилёвцы открыли ворота города рус.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

Нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение В доказательство вопрошающим я еще постоянно вожу с собою небольшую книжечку «Всенощное бдение и литургия» издательства Московской Патриархии, вышедшую по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2004 году. В приложении здесь приведены поучения многих святых отцов: преподобного Максима Исповедника из его «Мистагогии», святителя Геннадия Константинопольского, святителя Германа Константинопольского, преподобного Симеона Нового Богослова, святого праведного Николая Кавасилы, святого праведного Иоанна Кронштадтского и др. Они, изъясняя проскомидию (а это как раз та часть литургии, на которой священник вынимает частички за живых и усопших), прямо свидетельствуют: иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение, как во осуждение будет причащение и тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как учил об этом святой апостол Павел (1 Кор. 11: 28–30). Рейтинг: 9.9 Голосов: 1026 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 24 ноября 2022, 16:00 Марина19 сентября 2022, 15:43, Спасибо Вам за Ваш комментарий! И больше мне ничего не надо, как писала всех родных, так и буду писать. Как я одного напишу, а другого пропущу?! Просто не смогу. Марина 19 сентября 2022, 15:43 Прочитала комментарии и хочу поделиться...Давно в 1989 году У меня умер папа, он никогда не ходил в храм, кажется и молитв-то не знал. Уходил тяжело, болел... После его ухода я потихонечку пришла в храм, слава Богу. Несколько лет молилась за него, писала в записочках (его заочно отпевали, его сестра все сделала). И вот однажды папа " пришел " ко мне во сне, такой аккуратный, чисто одетый, скромный...И так тепло и серьезно сказал мне СПАСИБО....А вы говорите " не писать " !!!! И молиться, и писать, если сердце подсказывает, надо, если душа трепещет и хочет добра душе близкого человека... Спаси Господи всех!

http://pravoslavie.ru/146086.html

Николаю Чудотворцу, т. к. и 2-й основанный им мон-рь был посвящен этому же святому. По др. версии, Г. м. был вверен свт. Николаю, покровителю плавающих, поскольку он стоял на берегу моря, причем на месте древнего храма Посейдона, остатки к-рого и сегодня можно видеть на арсанасе (пристани). История монастыря Древнейшее упоминание Г. м. содержится в хрисовуле визант. имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), выданном мон-рю прп. Дионисия, в к-ром обитель названа Григориатикон, т. е. мон-рь Григория. Подпись игумена Г. м. иером. Каллистрата впервые встречается в акте Протата 1347 г. В хрисовуле серб. кор. Стефана IV Душана (1348) фигурирует игум. Каллист. В 1364 г. серб. деспотом Иоанном Углешей были установлены границы между Г. м. и мон-рем Симонопетра ( Βησσαρων (Μχας). 1954. Σ. 9-10). В 1394 г., когда на Афоне было 25 мон-рей, Г. м. занимал 22-е место в их иерархии ( Meyer. 1894. S. 197). Из тур. документа 1429 г. известно, что Г. м. принадлежали владения в Сидирокавсии, в Лонгосе (п-ов Ситония) и в Кассандрии ( Βαρλαμ (Αϒϒελκος). 1921. Σ. 172-173). Прп. Григорий Новый и игум. Иоаким Макригенис. Роспись притвора кафоликона мон-ря прп. Григория. 1768–1779 гг. Прп. Григорий Новый и игум. Иоаким Макригенис. Роспись притвора кафоликона мон-ря прп. Григория. 1768–1779 гг. Акт Зографского мон-ря (1483) подписан проигум. Г. м. Аверкием по-славянски. Хиландарский старец Исаия (1489) указывает, что число иноков в Г. м. достигло 270 чел., и называет этот мон-рь сербским (Три древних сказания. 1882. С. 5). Эти сведения подтверждаются тем, что по-славянски подписали ряд документов игумены Г. м. Спиридон (1496), Никифор (1503-1513), Гавриил (1526), Никанор (1541) ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 16-20). По всей видимости, в Г. м. подвизались не только серб., но и болг. монахи (Ibid. Σ. 14-22). В 1497 г. мон-рь серьезно пострадал от нападения агарян, т. е. араб. пиратов. В том же году Г. м. был восстановлен сыном молдав. господаря Александром. В хрисовуле 1500 г. сообщается, что мон-рь, в очередной раз сожженный и полностью разрушенный пиратами, был отстроен молдав.

http://pravenc.ru/text/168091.html

Очевидно, братия М. м. имела связи с запорожским казачеством. 20 февр. 1666 г. в инструкции послам Запорожского войска, отправленным на Варшавский сейм, предписывалось ходатайствовать о судьбе М. м.: «Болит и то Церкви нашей греко-русской, что монастырь Милецкий, который является архимандритией, жалуется на нарушения неприкосновенности своих владений польскими жолнерами, хотя был фундован на шляхетских имениях» ( Крикун М. Ihcmpykцiя послам Biйcьka Запорозького на варшавський сейм 1666 р. i biдnobiдь короля Яна Казимира на неï//Украïна Модерна. Льbib, 1999. 2/3. C. 311-349). Т. о., уже в 1666 г. обитель в Мельцах имела статус архимандритии. Согласно реестру 1673 г., в М. м. проживали: архим. Стефан (Горяин), 16 монахов, 18 слуг; обитель получала доходы с мест. Мельцы и сел Песочно, Комарово, Соловьёво, Сыново, Подсыновка и Нецы (ЦГИАК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 340. Л. 126). 26 марта 1681 г. настоятель М. м. архим. Стефан (Горяин) тайно принял унию от униат. Холмского еп. Иакова Суши и участвовал в 1-м совещании по вопросам «новой унии», прошедшем в марте 1681 г. в Варшаве с участием епископов Иосифа (Шумлянского) и Иннокентия (Винницкого). Не позднее 1703 г. обитель официально перешла в унию и получила статус архимандритии. Униатский еп. Холмский и Белзский Гедеон Война-Оранский в акте от 16 июня 1703 г. титуловался одновременно как «администратор Жидичинский и архимандрит Мелецкий». Летом 1711 г. в результате удара молнии сгорел монастырский «фольварок». Униатский настоятель игум. Дионисий Щуковский писал в заявлении от 20 июля 1711 г. в Луцкий замковый суд, что М. м. вслед. пожара лишен всего своего «фундуша» и поэтому не может уже платить налоги в польск. казну. К тому же один из местных польск. шляхтичей, Федор Посуховский, захватил пахотные монастырские земли и сенокосы и увел монастырских подданных. После многочисленных жалоб 5 авг. 1713 г. кор. Август II предписал Посуховскому восстановить прежние границы владений М. м. с возвращением мон-рю всего того, что было Посуховским присвоено. Однако дело удалось закончить только 14 окт. 1717 г., когда по поручению униат. митр. Льва Кишки комиссары силой вернули обители все имения. Акцией руководили упоминаемый Щуковский, к тому времени уже архимандрит М. м., и архимандрит Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Амвросий Улинский, на помощь к-рым еп. Луцкий Иосиф Выговский прислал отряд своих слуг.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010