II,8). В тексте также особо подчеркивается разница между изначально смешанным браком и тем, о котором говорится в 1 Кор. 7,12-16. Тертуллиан исходит из тезиса о приоритете нерасторжимости брака: «Господь хочет, чтобы лучше брак не совершился, нежели чтобы он был расторгнут», и поэтому делает вывод: «благодать Божия освящает единственно тех, которые вышли замуж прежде [обращения в христианство]; чего же благодать не освящает, то нечисто, а что нечисто, то не может иметь никакого отношения к святым, которых оно только оскверняет, и губит души их» (Ad uxor. II,2). Хотя и законные с юридической точки зрения, перед Богом смешанные браки, согласно автору текста, имеют совершенно иное значение, и он в ригористическом порыве даже приравнивает их к блуду: «Осмелимся ли мы представить на суд Господу подобные брачные договоры? Назовем ли законным брак, Им Самим запрещенный? Запрещенный союз не есть ли блуд?» (Ad uxor. II,3) . Заключение подобного брака считается не просто легкомысленным проступком, но тяжелым грехом («delictum in Dominum») , поэтому в качестве логического следствия он призывает к отлучению таких христианок от церковного общения, ссылаясь на слова ап. Павла: «как любодеи [они] должны быть исключены от общения с верующими по слову апостола, чтобы с таковыми даже не есть (1 Кор. 5,11)» (Ad uxor. II,3). Поскольку в браке оба супруга становятся «одной плотью», Тертуллиан, основываясь на словах ап. Павла о том, что тела верующих – это храм Святого Духа (1 Кор. 6,19), а также о том, что соединяющийся с блудницей становится с ней одним телом (1 Кор. 6,16), прилагает эти идеи к смешанному браку: «Думаете ли вы, что храм Божий не оскверняется столько же от идолопоклонника, как и от членов Христовых, совокупившихся с членами неверующей блудницы?» (Ad uxor. II,3). В таком браке верующие, купленные дорогою ценою Крови Христа (1 Кор. 6,20), оскверняют не только себя, но и Самого Бога, поскольку «Бог достаточно изъявил нам волю Свою, запретив вступать в брак с чужою женою (Мф.

http://bogoslov.ru/article/1243195

Проводя значительную часть времени при дворе принца Вильгельма в Гааге, К. регулярно консультировал его по различным вопросам политической жизни Англии и Шотландии, сообщал сведения, почерпнутые им из переписки с многочисленными друзьями, участвовал в обсуждении планов поддержки англ. и шотл. пресвитериан (см.: Story. 1874. P. 141-156). Ситуация в Англии была одним из основных объектов внимания принца Вильгельма с сер. 80-х гг. XVII в., когда после смерти кор. Карла II на престол вступил его брат Яков II (1685-1688), убежденный сторонник католицизма . Направленная на восстановление влияния католич. Церкви политика короля вызывала неудовольствие как у исповедовавшего протестантизм простого англ. народа, так и у мн. представителей знати, в т. ч. у англикан. епископов и аристократов. Вместе с тем, надеясь, что после смерти не имевшего сыновей кор. Якова принц Вильгельм, бывший мужем его дочери, сможет вместе с ней законно занять престол, англ. и шотл. противники короля воздерживались от активных действий против него. Ситуация изменилась, когда 10 июня 1688 г. было объявлено о рождении у кор. Якова во 2-м браке с Марией Моденской (1658-1718) сына Якова Стюарта (1688-1766), ставшего претендентом на англ. корону. В ходе интенсивных письменных переговоров, в к-рых К. принимал участие как посредник, англ. влиятельные протестанты, пообещав принцу Вильгельму поддержку широких слоев общества, убедили его начать активные действия против кор. Якова, впосл. получившие у историков название «Славная революция». К. был с принцем Вильгельмом, когда тот во главе 20-тысячной армии 5 нояб. 1688 г. высадился на территории Англии близ Бриксема (графство Девон); он возглавил благодарственное богослужение, совершенное сразу после высадки ( Dunlop. 1967. P. 60). В нояб.-дек. 1688 г. войска принца постепенно приближались к Лондону, почти не встречая сопротивления и без боя занимая мн. города; после серии небольших боевых стычек кор. Яков убедился в отсутствии у него широкой поддержки как в войсках, так и среди знати, мн. представители к-рой перебегали в лагерь принца. Сочтя дальнейшее сопротивление бесполезным, он с женой и сыном с дозволения принца Вильгельма бежал во Францию. В дек. 1688 г. войска принца заняли Лондон; в янв. 1689 г. принц Вильгельм и его супруга принцесса Мария были признаны парламентом королем и королевой Англии на равных правах. Во время событий «Славной революции» К. неизменно находился рядом с принцем Вильгельмом; по просьбе принца он формально отказался от должности проповедника в Лейдене (см.: Story. 1874. P. 158-159) и остался при его дворе, выполняя обязанности проповедника и религ. советника.

http://pravenc.ru/text/1681173.html

  5. Необходимость добрых дел для спасения человека    Одна вера без добрых дел недостаточна для спасения. Верующему необходимы для оправдания еще добрые дела. От дел оправдаемся человек, а не от веры единой (Иак. II:24), Под добрыми делами разумеются нравственные действия человека, оправданного в Иисусе Христе, плоды любви, водимой верою в Иисуса Христа и совершаемой для Иисуса Христа. Добрых дел требует от верующих Господь И. Христос. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Матф. I; 16 и сл. VII, 19; XXVI, 27). И апостолы свидетельствуют: Яко ходити вам достойнее Богу во всяком угождении, и всяком деле блазе плодоносяще и возрастающе в разуме Божии (Кол. 1:10), да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр. X:24; 1 Кор. XV:28; Тим. VI. 12; Тит. II:11 и след.; Евр. VI:10, 12, 14).    На суде Божием будет оправдание не по вере только, но и по делам каждого. Тогда воздаст комуждо по деяниям его (Матф. XVI:27 и сл.; XXV, 34 и след.; Рим. II:6; Еф. VI:8; 1 Петр. I:17; 2 Кор. V:10; IX, 6; Гал. VI:6, 9). Те, которые не делают добрых дел, будут осуждены, а исполнившие закон Божий получат вечное блаженство. Иже воздаст коемуждо по делом его: оным убо но терпению дела благого, славы и чести и нетления имущим живот вечный: а иже по рвению противляются истине, повинуются же неправде, ярость и гнев (Рим. II:6 – 8).    Добрым делам человека Господь Бог, по Своей милости, дарует достоинство заслуги и в награду за них вечную жизнь. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Mamф:V, 12). Таким образом Бог увенчивает Свои дары в угодивших Ему и то, что совершается действием благодати Его, усвояет людям и за сие награждает их (2 Тим. III:8; IV, 7; 1 Кор. IX:24; III, 8; XV, 41).    „Когда благодать, сообщенная человеку, говорит св. Ефрем Сирин, собственным его старанием обращается на произведение святых и благих дел, то сии дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усвояются тому, чрез кого они видимо производятся, так как бы он производил их своими силами». Допуская, что дела праведных имеют цену заслуги, мы не унижаем заслуг ходатая нашего Иисуса Христа. Ибо все заслуги людей получают значение от Его же заслуг. Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать потому, что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во 2-й пол. XX в. исследователи сосредоточились на изучении отдельных аспектов личности и деятельности К., напр. на реконструкции «психологического портрета» миссионера, на его восприятии народов Азии и их культурных особенностей, на роли К. в «диалоге культур», на его отношении к европ. колониальной экспансии и т. д. В отличие от Шурхаммера, к-рый избегал давать оценки действиям героя, совр. ученые пытаются описать личность К. и определить мотивы его поступков. Многочисленные исследования посвящены почитанию К., его отражению в лит-ре и искусстве, а также использованию образа «нового апостола» и «героического миссионера» в иезуитской пропаганде. Жизнь Детство, юность, учеба в Париже (1506-1536) Предки К. происходили из Сев. Наварры (ныне деп. Атлантические Пиренеи, Франция). Дед, Арнальт Перис де Хассу (Хасо), поступил на королевскую службу в Памплоне. При покровительстве принца Карла Вианского он породнился со знатным родом Атондо, но впосл. выступил против принца на стороне его отца Хуана II, кор. Наварры (с 1425) и Арагона (1458-1479), и принцессы Леоноры (вице-королева Наварры в 1465-1469). Благодаря этому Арнальт Перис стал казначеем (maestre de finanças) и членом королевского совета. Его старший сын Хуан де Хассу († 1515), доктор права Болонского ун-та (1470), унаследовал должность отца. В результате брака с Марией († 1529), наследницей знатного рода Аспилькуэта, он получил замок Хавьер (впервые упом. под 1217) и усадьбу Аспилькуэта в Сев.-Зап. Наварре (наличие земельных владений дало ему право именоваться сеньором Хавьера, Аспилькуэты и Идосина). Как глава королевского совета (с 1495), Хуан де Хассу установил родственные, дружеские и деловые связи с аристократическими семействами Наварры, участвовал в управлении королевством при малолетних кор. Франциске Фебе и кор. Екатерине де Фуа, к-рая впосл. вышла замуж за французского магната Жана д " Альбре (король Наварры с 1484). У Хуана де Хассу было не менее 5 детей: дочери Магдалена и Анна, сыновья Мигель (ок. 1495-1542), Хуан (ок. 1497-1556) и младший Франсиско (Франсес) К. До 19 лет К. жил в родовом замке Хавьер, находившемся на границе Наварры и Арагона, поблизости от цистерцианского аббатства Лейре, усыпальницы наваррских королей. Несмотря на то что Хавьер находился в испаноязычной местности, предки К. по отцовской и материнской линии были басками; своим родным языком он называл баскский (Epistolae. 1944. T. 1. P. 162).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Монахи щедро помогали бедным, настоятель следил за раздачей милостыни. К. скончался в 4-й год правления кор. Хильдеберта после 55-летнего руководства монастырем. Незадолго до смерти аббат, отличавшийся прекрасным здоровьем, внезапно заболел. Созвав монахов, он дал им наставления и предупредил о своей скорой смерти. На 5-й день болезни примерно в 9-м часу дня К. сложил руки на груди и мирно скончался, взирая на небо. В кратком Житии добавлено, что святой был похоронен в ц. св. Евгенда, его тело, прославленное чудесами, покоилось там 554 года. Вопрос о достоверности сведений, представленных в Житии, был поднят в XVII в. Шиффле и болландистами Г. Хенскенсом и Д. ван Папебруком . По мнению Шиффле, в Житии смешаны сведения о Клавдии, епископе Везонциона (1-я пол. VI в.), и о др. Клавдии, аббате мон-ря Кондат (VII в.), но против этой гипотезы высказался Папебрук (ActaSS. Iun. T. 1. P. 648, 684). Хенскенс предложил датировать жизнь К. V-VI вв. (святой якобы род. ок. 484, занимал кафедру между 516 и 523, скончался ок. 581 - ActaSS. Iun. T. 1. P. 644-645). Исследователи XIX в. высказывали мнение, что оба Клавдия были епископами Везонциона, но в Житии говорится о Клавдии II, к-рый якобы занимал кафедру в VII в. Отсутствие имени Клавдия II в перечнях епископов Везонциона объяснялось тем, что в агиографической традиции произошло смешение 2 епископов (Vie des Saints. 1854. P. 153, 256; Beno î t. 1890. Vol. 1. P. 248-250). Шиффле предположил, что К. принадлежал к знатному римскому роду Клавдиев, к-рые, по его мнению, жили в Салене во времена Меровингов. Некий Клавдий был майордомом кор. Бургундии Теодориха II (595-613) ( Fredegarius Scholasticus. Chronicae. IV 28//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 132). Согласно Шиффле, майордом Клавдий, резиденция к-рого находилась в замке Бракон, был отцом святого (ActaSS. Iun. T. 1. P. 662, 671-672; Beno î t. 1890. Vol. 1. P. 232). Соглашаясь с произвольными выводами Шиффле, историки XIX в. высказывали также необоснованные предположения о деталях биографии К.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

27 сент.- 4 окт. 2018 г. в Риме прошел генеральный конгресс О., был определен состав руководства конфедерации на 2018-2024 гг. К святым Римско-католической Церкви причислены основатель рим. оратория Филипп Нери (канонизацию в 1622 совершил папа Римский Григорий XV ), почитаемый апостолом о-ва Цейлон Жозе Ваз (1651-1711; канонизирован в 2015 папой Римским Франциском ) и основатель конгрегации сестер Провидения св. Каэтана Тиенского Луиджи Скросоппи (1804-1884; канонизирован в 2001 папой Римским Иоанном Павлом II ). Пять членов конгрегации почитаются как блаженные Римско-католической Церкви, среди них кард. Дж. Г. Ньюмен . Конгрегации оратория Иисуса Конгрегации оратория Иисуса (точнее - конгрегация оратория Иисуса и Девы Марии (Congregatio Oratorii Iesu et Mariae); также Французский ораторий) по образу римского оратория основана в 1611 г. в Париже французским католическим богословом Пьером де Берюлем (1575-1629), приближенным кор. Генриха IV (1589-1610). 11 нояб. 1611 г. он и еще 5 франц. клириков - доктора Сорбонны Жан Банс и Жак Гасто, лиценциат Наваррского коллежа Пол Метезо, Франсуа Бургоэн, кюре Клиши, и Пьер Карон, кюре Бомона (еп-ство Бове), встретившись в Малом Бурбонском дворце близ Лувра, решили создать объединение католич. священников, члены которого не были бы связаны строгими монашескими обетами и могли посвятить себя делу духовного просвещения в свете требований Тридентского Собора (1545-1563) с учетом специфики церковной жизни во Франции. Новое объединение быстро было признано как франц. светскими властями (2 янв. 1612 королева-регентша Мария Медичи одобрила деятельность франц. О.), так и Папским престолом (папа Павел V буллой «Sacrosanctæ romanæ Ecclesiæ» от 10 мая 1613 утвердил создание конгрегации оратория Иисуса). Первоначально ораторий располагался в парижском предместье Сен-Жак (ныне в черте Парижа), в 1616 г. был перенесен в центр города, к Лувру. П. де Берюль пользовался покровительством королевской семьи, будучи в последние годы правления Генриха IV наставником дофина, а в годы регентства Марии Медичи (при малолетнем кор. Людовике XIII ) - ближайшим советником королевы, что создало благоприятные условия для развития франц. конгрегации О. 23 дек. 1623 г. священники парижского оратория были назначены капелланами королевского дворца - Лувра. В 1627 г. папа Римский Урбан VIII возвел де Берюля в кардинальское достоинство. После смерти де Берюля в 1629 г. его преемником во главе франц. О. стал Шарль де Кондрен (1588-1641). К 1629 г. насчитывалось уже более 60 ораториев (ок. 400 членов) по всей Франции - в Ла-Рошели, Орлеане, Туре, Котиньяке, Лангре, Люсоне, Лионе, Клермон-Ферране, Нанси, Тулузе, Дижоне, Нанте, Тулоне, Булони-сюр-Мер и др., в 1702 г.- 78 ораториев (581 чел.). Была основана община франц. О. в Риме при франц. ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези. Значительно разрослась и сеть образовательных учреждений, подведомственных О.: к 1631 г. под их управлением находилась 31 коллегия во мн. франц. городах.

http://pravenc.ru/text/2581469.html

В то же время есть случаи несдержанности, в которых, в отличие от неумеренности, происходит признание деяния как дурного, но нет силы противостояния этому. Неумеренный человек, следующий дурным деяниям, подобен городу, управляемому плохими законами; несдержанный же подобен городу с хорошими законами, которые, тем не менее, не соблюдаются. То, чего недостаёт в этом последнем случае – не знания, но благоразумия, способности тщательно взвешивать свои действия без спешки; тот же, кому не хватает умеренности, остаётся ребенком, неспособным прислушиваться к разуму и владеть Согласно Аристотелю, только мудрый человек знает, что такое истинное удовольствие – внутренняя гармония между разумом и желанием; удовольствие делает его действия более осмысленными (ср. Большая этика, 1206а 13). В стоицизме enkrateia – это добродетель, которая позволяет разуму доминировать над удовольствием, вследствие чего человек воздерживается от удовольствия и становится свободным от всякой Цицерон переводит enkrateia как умеренность и даёт ей такое определение: «твёрдое и спокойное преобладание разума над желаниями, страстями и другими необузданными эмоциями ума» (О нахождении, II, 164). Такое определение, как будет понятно далее, очень точно подмечает суть проблемы: оценку разума и его способности воздействовать на страсти. В Библии термин встречается редко: его можно найти в книгах мудрости, где умеренность описывается как сила, способная обуздать распущенность, в особенности сексуальную (ср. Сир 18, 30); такой способностью нельзя овладеть усилием воли, поскольку она является Божьим даром (ср. Прем 8, 21). В Новом Завете понятие и вовсе отсутствует. В посланиях святого Павла оно упоминается, но в спортивном значении: как атлет, желающий выиграть на соревнованиях, должен вести себя как аскет, отказываться от многого, чтобы сконцентрироваться на задаче, так и последователь Христа должен «воздерживаться от всего для получения венца» (1 Кор 9, 25); воздержание представляется в качестве идеала жизни (ср. 1 Кор 7, 9). Enkrateia также упоминается при перечислении добродетелей – она противопоставляется неумеренности в отношении еды, напитков и сексуальности (ср. Гал 5, 23). Она также обладает значением терпения, владения собой – эти качества необходимы для пастыря, призванного управлять общиной (ср. Тит 1, 8; 2 Пет 1, 6).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однако спустя год королева-мать вновь поддержала недовольных принцев и грандов. В этот раз на стороне мятежников выступили гугеноты под предводительством Анри II, герц. де Рогана (1579-1638). Мятеж, разгоревшийся на западе страны, вскоре охватил все провинции от Нормандии до Лангедока. Министры короля и герцог де Люин ратовали за мирное разрешение конфликта, но король и его троюродный брат принц де Конде преследовали свои цели: молодой монарх жаждал славы и военных подвигов, а принц стремился оттеснить от короля всесильного фаворита. 7 июля 1620 г. Л. во главе 18-тысячной армии выступил из Парижа. 10 июля из Руана был изгнан один из предводителей мятежных грандов принц крови Анри II д " Орлеан, герц. де Лонгвиль. 7 авг. армия короля одержала победу над войсками заговорщиков при Пон-де-Се. Королева-мать поспешила начать с Л. переговоры, важную роль в к-рых вновь сыграл Ришелье. 10 авг. 1620 г. в Анже был подписан договор: мятежники получили полное королевское прощение, королева-мать примирилась с сыном и вернулась ко двору. После победы над оппозицией знати основной задачей Л. стала борьба с гугенотами, поддержавшими мятеж принцев. Подписанный в 1598 г. Нантский эдикт не решил окончательно религ. вопрос во Франции: это был очередной «религиозный мир», позволявший католикам жить бок о бок с протестантами в одном гос-ве ( Мунье Р. Убийство Генриха IV/Пер. с франц.: М. Некрасов. СПб., 2008. С. 175). К концу царствования Генриха IV гугеноты располагали 84 крепостями и 18 городами. Кальвинизм во Франции исповедовали 1,2 млн чел. (5-6% населения) - ок. 274 тыс. семей, в т. ч. 2468 дворянских. Протестанты Беарна и Наварры на протяжении мн. лет всячески противились восстановлению католич. богослужений и возвращению католич. Церкви имущества (оно было передано кальвинист. общинам кор. Жанной д " Альбре ). В 1620 г. собравшиеся в Лудёне гугеноты в очередной раз потребовали отменить эти постановления. 15 окт. в По прибыл Л. с армией. Король распустил суверенные советы Беарна и Наварры и создал в столице Беарна По провинциальный парламент (по примеру парламентов в др. провинциях Франции); королевским эдиктом Беарн был присоединен к Французскому королевству. Вместе с тем в регионе началось насильственное искоренение протестантизма.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

Symb. 1; De sacr. I, 1; De myst. 2). Святитель Амвросий обычно использует mysterium и sacramentum в качестве синонимов, что характерно и для латинского перевода Священного Писания. Однако у него уже намечается разграничение этих понятий. Таинства христианского посвящения (крещение, миропомазание, евхаристия) он называет sacramenta, а сокровенный, таинственный смысл священнодействий — mysteria (см., наприм., Expl. Symb. 5; De sacr. I, 1, 2; De myst. 2 и др.). Священные обряды таинств, как внешние знаки, можно увидеть «телесными глазами», но их глубинный смысл возможно постигнуть только «очами своего сердца» (De sacr. III, 12). Следуя древней церковной традиции (disciplina arcana), запрещавшей разглашать содержание «Символа веры», молитвы Господней, а также чинопоследование и смысл таинств, святитель беседует о таинствах с теми, кто омыл духовную слепоту в купели крещения и стал «видеть свет таинств» (De sacr. III, 15). Кроме того, словом mysterium святитель Амвросий называет ветхозаветные события, а также слова и действия Господа Иисуса, описанные в Евангелии (De sacr. I, 15–19; II, 6–7, 9; III, 13–14 и др.). Основываясь на новозаветных текстах (1 Кор. 10, 2; 1 Пет. 3, 20–21), Амвросий видит в библейских повествованиях прообразы (typus, figura, forma) церковных таинств. Миланский святитель неоднократно подчеркивает, что «таинства христианские более божественны и древнее иудейских» (De sacr. I, 11, 23; De myst. 44, 47, 48 и др.). Возможно, в этом утверждении следует видеть отголосок полемики с иудеями, имевшей место в Милане, о которой не сохранилось исторических свидетельств 4 . Для раскрытия смысла таинств и объяснения их внешней обрядовой стороны Амвросий использует Писание, которое он усердно изучал на протяжении всего епископского служения, занимаясь самообразованием 5 . Он применяет все известные методы толкования, особенно типологию. Поучения изобилуют библейскими цитатами, образами и аллюзиями. Богатство образов рождает богатство толкований и учения, которое довольно сложно выстроить в четкую систему.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1455-1457 гг. Крымское ханство пережило междоусобицу, но Хаджи-Гирей удержался на престоле и восстановил с К. прежние отношения, несмотря на то что во время смуты генуэзцы были лояльны к его противникам. Стабильности отношений способствовало также принятие и ханством и консульством протектората польск. кор. Казимира IV Ягеллончика . Распад Золотой Орды превратил К. в неприступную твердыню, уравняв силы генуэзцев и крымских ханов. Вероятно, вера в неуязвимость города и стала одной из причин падения К. В ханстве, а также в общинах К. зрело недовольство мздоимством и кумовством генуэзской администрации; алчные городские чиновники вмешивались в династические споры крымских ханов. Ширинский бей Эминек вовлек османского султана, готовившегося к войне с Молдавским княжеством, в крымскую междоусобицу. В 1475 г. султан Мехмед II, уже установив мирные отношения с Венецией, собрал флот под командованием везира Гедик Ахмед-паши. Осада длилась 4 дня. 5 июня 1475 г. город был взят турками. Капитуляция К., последовавшие за ней выселение жителей в Стамбул и ликвидация факторий отстранили Геную от рынков, за которые она боролась 2 века. Уничтожение административной и фискальной системы, связанной с генуэзским консульством и ориентированной на черноморскую торговлю, лишило рабочих мест и средств к существованию мн. сотни граждан республики. Население К. На полуострове всегда жили греки и тюркоязычные кочевники, сюда мигрировали с Сев. Кавказа зихи-черкесы и аланы. Рост числа негенуэзцев происходил по мере того, как К. превращалась из торговой фактории и порта в город, центр местного ремесленного производства и обмена. Сюда прибывали эмигранты из Вел. Армении. После падения в 1375 г. под ударами мамлюков Киликийской Армении среди жителей К. появились сирийцы и киликийские армяне. Сведения о горожанах сохранились в бухгалтерских книгах массарии (казначейства) К. В 1381 г. население города составляло 10-12 тыс. чел., из них взрослых мужчин - ок. 2300. Выходцы из Зап. Европы, гл. обр. итальянцы (преимущественно жители Лигурии), составляли в К. самую значительную общину (900 чел.), следующими по численности были т. н. греки (600 чел.) и армяне (400 чел.) («греками» и «армянами» называли тех, кто принадлежали к правосл. или Армянской Церквам, не различая тюрок, черкесов и др. по национальности). Татар и др. мусульман насчитывалось ок. 100 чел., немногочисленными были сир. (80 чел.) и евр. (20 чел.) общины. Большую часть европ. населения К. составляли стипендиаты коммуны, нанятые либо на военную, либо на гражданскую службу, и торговцы; рано или поздно они возвращались в метрополию. Правительство Генуи пыталось укрепить позиции республики в Крыму и стимулировало переселение на Левант, освобождая подданных, которые жили там постоянно, напр., от уплаты подушного налога. Гражданам, решившим на новом месте обзавестись семьей, Банк св. Георгия обещал обеспечить приданое невестам.

http://pravenc.ru/text/1683945.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010