Основная причина различия двух этих образов заключается в том, что для мусульманина Рай — возвращение в состояние Адама до грехопадения 2 , отсюда и образ садов Эдема: “перво­зданный Рай тождествен будущему Раю” 3 ; тогда как для христианина достижение Рая не является возвращением в Эдем: Боговоплощение подняло человеческую природу на несравненно более высокую ступень близости к Богу, чем была у прародителей — “одесную Отца”: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15:45,47–49), потому христианин не стремится вернуться в состояние Адама, но чает соединиться со Христом; преображенный во Христе человек входит в преображенный Рай. И единственный “предмет” Рая ветхого, Эдема, перешедший в Рай новый, Небесный Иерусалим, — древо жизни (Быт 2:9; Откр 22:2), только подчеркивает превосходство Нового Рая: Адам был изгнан, чтобы не есть плоды его, жителям же Небесного Иерусалима они вполне доступны, впрочем, не для наслаждения или утоления голода, а для исцеления. По христианской традиции “Листья древа жизни означают тончайшие превысшие и пресветлые разумения божественных судеб. Эти листья будут во исцеление или во очищение неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей” 4 . Не считая параллелей с Эдемом, мусульманский образ Рая в целом чужд эсхатологии как Ветхого, так и Нового Завета, и скорее в этом пункте имеет своим источником не христианство, а зороастризм: “У них стоят их ложа разубраны, душисты, подушками полны у них сидят девицы, украшены браслетами, перепоясан стан, прекрасны, длиннопалы, и так красивы телом, что сладостно смотреть” (Авеста. Ард-яшт II.9; 11) 5 . Чтобы перейти к дальнейшему, необходимо разобраться, что означает образ города: какое значение он имеет для Библии и почему для изображения Царствия Небесного взят именно он.

http://pravmir.ru/obraz-raya-v-hristians...

Основной корпус был издан М. Андриё, однако он не успел завершить издание (5-й том вышел посмертно, а запланированный 6-й том с индексами так и не был опубликован). В отличие от др. издателей, он расположил все чинопоследования тематически, по их содержанию. Всего им опубликовано 50 O. R., однако среди них есть ряд дублетов и неск. редакций одного и того же чина. Принято считать, что изначально O. R. имели хождение в виде отдельных libelli (книг). Однако ни одного свидетельства не сохранилось. Все памятники встречаются в составе к.-л. сборников, не всегда литургических. Так, напр., де Росси издал OR 23 по рукописи Einsiedeln. Abb. Bibliot. 326. Fol. 86v-88v (2-я пол. IX в.), в к-рой «римское чинопоследование» соседствует с коллекцией рим. надписей, римским итинерарием и сборником поэм (ICUR. 1888. T. 2. P. 34-35). OR 27 встречается на незаполненном листе в составе Четвероевангелия в рукописи Vat. Palat. lat. 47. Fol. 156v (IX или X в.). Древнейшим из всех O. R. является OR 1. Это самое раннее из сохранившихся чинопоследований папской праздничной мессы. Возможно, оно предназначалось для должностного лица, занимавшегося организацией папского богослужения и процессий в Риме. Всего известно ок. 28 рукописей. Андриё выделил 2 редакции OR 1 - краткую и полную, обе - рим. происхождения. Однако Дж. Ф. Романо опроверг существование краткой редакции ( Romano. 2007). По его мнению, рукопись St. Gallen. 614, в к-рой это чинопоследование начинается сразу с OR I 24 (Fol. 184-199), основана на дефектном протографе, к-рый франк. переписчик дополнял и корректировал по своему разумению. OR 1 был составлен, вероятно, при папе Римском Сергии I (687-701), поскольку в нем упоминается пение Agnus Dei , введенное по его повелению (возможно, в качестве протеста против решений Трулльского Собора 691-692 гг., запретившего изображать Христа в образе Агнца). Считалось, что он стал распространяться во франк. землях в 1-й пол. VIII в. Однако Романо выявил следы редакторской правки, внесенной в Риме в 50-х гг. VIII в. (он связывает эти исправления с деятельностью влиятельного архидиак. Феофилакта, сопровождавшего папу Стефана II (III) (752-757) к кор. Пипину Короткому в 753-754, а позже боровшегося за Папский престол после смерти Стефана; именно подготовка к погребению понтифика и выборам нового папы и послужила, по мнению Романо, причиной внесения правки в чинопоследование). Следов., получил распространение за его пределами, не ранее 3-й четв. VIII в.

http://pravenc.ru/text/2581497.html

Менее значительные группы: итальянцы - 4,63%, китайцы - 4,31, индейцы Сев. Америки - 4,01, украинцы - 3,8, голландцы - 3,3, поляки - 3,15, индусы (говорящие на языках панджаби, тамильском, малаялам, гуджарати) - 3,08, русские - 1,6, арабы - 1,51, валлийцы - 1,41, филиппинцы - 1,40, норвежцы - 1,38, португальцы - 1,32, метисы - 1,31%. По проценту или менее составляют выходцы из Испании, США, шведы, венгры, евреи, эскимосы (инуиты) и др. Характерной особенностью является быстрое изменение соотношения этнических групп ввиду высокой иммиграции из развивающихся стран. Естественный прирост населения составляет 1,09% и обеспечивается в основном за счет иммиграции. Рождаемость - 12,9 на 1 тыс. жителей, смертность - 7,7 на 1 тыс. жителей. Средний возраст населения 40,6 года. Доля детей до 15 лет составляет 16,7%, лиц трудоспособного возраста (15-64 года) - 68,5, пожилого возраста (65 лет и старше) - 14,8%. Средняя плотность населения 3 чел. на кв. км. Характерной особенностью является неравномерность расселения жителей в регионах страны: более 2/3 населения проживают на юге и юго-востоке страны, в зоне сосредоточения наиболее крупных городов. Степень урбанизации составляет более 80%. Государственное устройство. К.- федеративное парламентское гос-во с конституционно-монархической формой правления. Входит в Содружество. Основными документами, регулирующими правовой статус гос. устройства страны, являются акты о Брит. Сев. Америке 1867, 1871, 1886, 1907, 1915 гг., акт о парламенте 1875 г., Вестминстерский статут 1931 г. и Конституционный акт 1982 г., ставший последним конституционным законом К., принятым брит. парламентом, предоставившим К. право самостоятельно вносить поправки в Конституцию и дополнившим ее Хартией прав и свобод. В соответствии с Конституционным законом 1982 г. офиц. главой гос-ва является брит. монарх (кор. Елизавета II носит титул «королева Канады»). Представитель монарха в К.- генерал-губернатор, назначаемый им по предложению премьер-министра. Генерал-губернатор, исполняющий свои полномочия в течение 5 лет, назначает премьер-министра и высших должностных лиц, утверждает законопроекты, созывает нижнюю палату парламента и вправе распустить ее до истечения срока полномочий.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

3) Итак, не должны ли мы, возлюбленные мои, выразить свою признательность за дар благодати, как то приличествует времени праздника? Не должны ли мы воздать Творящему столь славное? Правда, недоступно для нас теперь воздать Богу достодолжным образом; но не признать с благодарностью благодатный дар, нами полученный, было бы преступлением. Нашу немощь являет, конечно, самая природа [наша], а неблагодарность отвергается [нашим же] чувством. Посему и блаженный Павел, чудясь полноте благодатных дарований Божиих, говорит: " и к сим кто доволен " ? (II Кор. 2, 16). Ибо Он даровал миру свободу посредством Крови нашего Искупителя, ад предал Он попранию также чрез смерть Искупителя нашего, Он отверз врата небесные, указывая беспрепятственный путь тем, кои восходят туда чрез нашего Искупителя. Посему один из святых, познавши дар благодати и не будучи в состоянии воздать за него, говорил: " что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми " ? (Пс. CXV, 3). Ибо вместо смерти получил он жизнь, вместо рабства свободу, вместо ада Царства Небесное. Издревле царствовала смерть от Адама до Моисея (Рим. 5, 14), а теперь изречено Божественное слово: " днесь со Мною будеши в раи " (Лк. 23, 43). А как и те праведники прозирали в это (имеющее совершиться спасение), то и они говорили: " аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя " (Пс. XCIII, 17); и за всем тем, побуждаемый чувством благодарности и признавая важность благодатного дара, пишет он [Псалмопевец] от лица всех так: " чашу спасения прииму, и имя Господне призову; честна пред Господем смерть препододных Его " (Пс. CXV, 4, 6). А о чаше и Господь сказал: " можета ли пити чашу, юже Аз имам пити? " и когда ученики подтвердили это, тогда сказал Господь: " чашу убо Мою испиета, а еже сести одесную Мене и ошуюю Мене. несть Мое дати, но имже уготовася " (Мф. 20, 22, 23). 3) Почему же, возлюбленные мои, можем мы ощущать благодатный дар, если найдены неспособными к воздаянию? Потому, что мы имеем силу стремиться к сему; ибо, хотя природа не в состоянии воздать чем-либо, поелику все недостойно Слова; однако можем же мы выразить благодарность тем, что пребудем в благочестии. А когда наипаче можем мы пребыть в благочестии? Тогда только, если веруем в Бога, дарующего нам все по Своему человеколюбию. Таким образом, даже при уверенности, что мы соблюдаем закон и исполняем заповеди, мы не можем считаться исполнившими долг благодарности, если на деле преступаем закон и делаем то, что достойно ненависти; ибо благодарного любит Бог. [Пребываем в благочестии мы тогда], когда души наши предаем Господу, по примеру святых; когда мы окончательно решаемся жить более не для себя, но для Господа, претерпевшего за нас смерть, как поступал блаженный Павел, сказавший так: " Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос " (Гал. 2, 19.20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/64/f...

4) В силу этого после апостолов, право церковного учительства, по преемству, перешло к епископам и пресвитерам. 5) Предметом церковного учительства должны служить: а) Изъяснение Св. Писания, б) истины догматические и нравственные, в) истины библейско-исторические Ветхого и Нового Завета, г) истины церковно-литургические и обрядовые. 6) Источником церковного учительства служит Священное Писание и Священное Предание, а руководством голос Церкви, выраженный в творениях св. отцев и учителей Церкви, и в определениях вселенских и поместных соборов. 7) Учительство, не руководствуемое голосом Церкви, есть самопроизвольное могущее производить только ереси и расколы. II. Для миссионерской полемики о церковном учительстве Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Мф. 23:7 . А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель–Христосъ, все же вы братья. Примеч. На основании сего текста сектанты отвергают всяких земных учителей и руководителей в деле веры и спасения душ. Мф. 28:19 . Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Еф. 4:11 . И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями. 1 Кор. 12:28 . И иных Бог поставил в Церкви, во-первых –апостолами, во-вторых– пророками, в третьих – учителями. 2. Тим1:11. Я поставлен проповедником, и апостолом и учителем язычников... Евр. 8:11 . И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа. Потому что все, от малого до большого будут знать Меня Ин. 6:45 . У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Исаии 54:13). Примеч. Этими местами свящ. Писания сектанты силятся доказывать, что теперь, в новозаветное время, уже упразднено человеческое учительство в Церкви. Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда исполнится непосредственно предшествующее ему пророчество того же Иеремии: Евр. 8:10 . А об исполнении этого пророчества читаем в Откровении следующее: 21:1 – 3. Вот люди, к которым относится предсказание Иеремии: «познают Мя от малого» даже и до великого их; вот время, когда исполнится и то пророчество, что «не научит кийждо ближнего своего». Из приведенных слов Откров. видно, что только в свят. гор. Иерусалиме новом не нужны будут для нас учителя. А теперь, в земной жизни, как и ап. Павел поучает нас, вместе с законом Божиим, написанным в мыслях и сердцах наших, существует и «ин закон, – противувоюющ закону ума моего, и пленяют мя законом греховным» ( Рим. 7:22–23 ). Таким образом благодатное научение не исключает человеческого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Больше всего рукописей находится в фонде Additional, к-рый с 1756 г. постоянно пополняется новыми (собр. Add.). Много рукописей приобретено на средства Бриджуотерского фонда, основанного Фрэнсисом Генри Эджертоном (1756-1829), вложившим в него 12 тыс. фунтов стерлингов, он также передал в дар Британскому музею 67 ценнейших рукописей, ставших основой собр. Egerton. Уникальные и особо ценные рукописи В Б. б. находятся древнейшие кодексы Библии на греч. (Codex Sinaiticus, IV в., и Codex Alexandrinus, V в.) и лат. (Codex Palatinus, V в.), Линдисфарнские Евангелия (Lindisfarne Gospels) (Cotton MS. Nero D. 4, VII в.), Евангелие 1355/56 г. последнего христ. правителя Болгарии царя Ивана Александра (1331-1371), копия Самаритянского Пятикнижия, 4 из 6 основных рукописей Англо-саксонских хроник XI в., единственная рукопись XI в. англо-саксонской поэмы «Беовульф», 2 экз. «Великой хартии вольностей» 1215 г. (Magna Charta), оригинал романа Т. Мэлори «Смерть Артура», геральдические свитки (Камденский свиток, 1280), «Поэма об осаде Карлаверока», 1300), записные книжки Леонардо да Винчи и мн. др. Большой интерес для исследователей представляет собрание греч. и лат. текстов на папирусах и остраконах, содержащих библейские, литургические, святоотеческие, светские и др. тексты (напр., папирусные фрагменты неизвестного апокрифического Евангелия II в., греч. Евангелие Фомы из Оксиринха; при этом древнеегип. папирусы хранятся в Британском музее, а коптские - в Восточной коллекции). В XX в. поступление новых рукописей значительно сократилось, но тем не менее за последние 20 лет Б. б. приобрела такие ценные рукописи, как Шерборнский Миссал, письма герц. Эссекского кор. Елизавете I, архив графов Спенсеров и др. Восточная коллекция Включает собрание книг и рукописей библиотеки Восточно-Индийской компании (1600-1858), к-рая в 1858 г. была передана мин-ву Индии (The India Office Library). Однако систематическое коллекционирование почти прекратилось в 30-х гг. XX в. и было возобновлено лишь в 60-х гг. До 1982 г. б-ка мин-ва Индии и б-ка Британского музея собирали материалы по отдельности. Помимо изданий из Юж. и Юго-Вост. Азии в Б. б. хранится много книг на иврите (ок. 100 евр. инкунабул), а ее коллекция арм. печатных изданий входит в число 5 самых крупных в мире.

http://pravenc.ru/text/153447.html

В качестве наказания за поддержку кор. Якова II англ. власти конфисковали земельные наделы у мн. ирл. землевладельцев. Вслед за англ. парламентом, принявшим репрессивный «Акт о папистах» (1698), в 1704 и 1709 гг. ирл. парламент выпустил законы «по предотвращению дальнейшего распространения папизма» (Act to prevent the further Growth of Popery), оказавшие значительное влияние на переход земельных владений в И. к англ. колонистам, к-рым обеспечивались многочисленные налоговые льготы и различные послабления в адм. вопросах. Переход из протестантизма в католич. веру запрещался под угрозой конфискации имущества, а конфискованные у католиков земли и недвижимость передавались протестантам. Католиков обязывали завещать имущество и земельные владения в равных долях между всеми наследниками муж. пола (обычай гевелкайнд), при этом переход одного из сыновей в протестантизм делал его единственным законным распорядителем собственности и земли. Католикам запрещалось приобретать земельные участки, их аренда ограничивалась 2 акрами и сроком в 31 год. Владелец земли (лендлорд) сохранял за собой право расторгать аренду в случае, если ее доходность будет превышать арендную плату. В результате этих законов количество земель, принадлежавших католикам, сократилась с 14% в 1691 г. до почти 5% в XVIII в. Большинство англ. лендлордов не проживало в И. и сдавало земли в аренду местным управляющим-протестантам (т. н. милдменам), к-рые затем разделяли арендованные земли на мелкие части и сдавали их в субаренду ирл. крестьянам за высокую плату. «Карательные законы» способствовали переходу в протестантизм мн. ирл. землевладельцев и знати. В XVIII в. в И. почти все представители высших социальных слоев являлись англиканами, хотя подавляющее большинство населения страны продолжало исповедовать католицизм. Период, во время к-рого католич. большинство было почти полностью исключено из политической жизни, а руководящее положение в обществе занимали протестант. знать и духовенство и представители привилегированных профессий (напр., юристы), именуется «протестантским господством» (Protestant Ascendancy). В 1720 г. палата лордов ирл. парламента передала право законодательной инициативы англ. парламенту, а в 1751 г. палата общин ирл. парламента была лишена права распоряжаться налоговыми поступлениями. Высшая исполнительная власть в И. принадлежала лорду-лейтенанту (лорду-наместнику), назначавшемуся англ. королем. Часто лорд-лейтенант отсутствовал в стране, и его полномочия исполнял верховный судья И., как правило, эту должность занимали англикан. архиепископы Арма. Так, с 1724 по 1742 г. фактическим правителем И. был англикан. архиеп. Хью Боултер, в 1747–1764 гг.— англикан. архиеп. Джордж Стоун.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Понтифик уделял особое внимание положению Церкви на герм. землях. Он назначил Фридриха, архиеп. Майнца (937-954), легатом и апостольским викарием в Германии, указав на то, что подобными привилегиями обладал его предшественник св. Бонифаций . Архиепископ должен был следить за поведением прелатов и клириков и при необходимости возвращать их «на путь истины» (ad viam veritatis reducere). Отвечая на вопрос архиеп. Фридриха о возможности насильственного крещения иудеев, Л. запретил это делать, но признал допустимым изгнание из городов тех иудеев, к-рые отказывались принимать крещение ( Jaff é . RPR. N 3613). Понтифик даровал паллий Адальдагу, архиеп. Гамбурга и Бремена (937-988), канцлеру кор. Оттона I. Ему приписывается грамота (скорее всего подложная) Герхарду, еп. Пассау, который назван в документе архиепископом Лорха (известна другая поддельная грамота этому епископу, составленная от имени папы Агапита II - Jaff é . RPR. N 3644). Флодоард Реймсский, посетивший Рим в 936 г., упоминал о встрече с Л. в поэме «Победы Христа в Италии». Он описывал понтифика как мудрого и благочестивого человека, «преданного усердным молитвам, благородного обликом, приятного в беседе, разумного и со спокойной речью» (Deditus assiduis precibus, speculamine celsus,/Affatu laetus, sapiens, atque ore serenus). Соч.: Jaff é . RPR. N 3596-3615; PL. 132. Col. 1065-1088; B ö hmer. Reg. Imp. 1969. Bd. 2/5: Papstregesten, 911-1024. S. 46-60; Papsturkunden, 896-1046/Hrsg. H. Zimmermann. W., 19882. Bd. 1. S. 115-165. Ист.: LP. T. 2. P. 244; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. XII 7//PL. 135. Col. 735; idem. Annales//MGH. SS. T. 3. P. 383 (рус. пер.: Флодоард. Анналы// Рихер Реймский. История. М., 1997. С. 193); Vita S. Odonis//PL. 133. Col. 64-66. Лит.: Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 19252. Vol. 4. P. 205-207; Antonelli G. L " opera di Odone di Cluny in Italia//Benedictina. R., 1950. Vol. 4. P. 19-40; Arnaldi G. Il biografo «romano» di Oddone di Cluny//BISI. 1959. Vol. 71. P. 19-37; Hamilton B. The Monastic Revival in Xth-Cent. Rome//StMon. 1962. Vol. 4. P. 35-68; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Graz etc., 1971. S. 88-90, 114; idem. Rechtstradition in Papsturkunden//Im Bann des Mittelalters. Sigmaringen, 1986. S. 184-199; idem. Leo VII//BBKL. Bd. 4. Sp. 1441-1442; idem. Leo VII//LexMA. Bd. 5. Sp. 1879; idem. Léon VII//Dictionnaire hist. de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1023-1024; Partner P. The Lands of St. Peter: The Papal State in the Middle Ages and the Early Renaissance. Berkeley; Los Ang., 1972. P. 84-86; Lotter F. Der Brief des Priesters Gerhard an den Erzbischof Friedrich von Mainz. Sigmaringen, 1975; Piazzoni A. M. Biografie dei papi del sec. X nelle continuazioni del Liber pontificalis//Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1989/1990. Bd. 24/25. S. 369-382; idem. Leone VII//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 72-74; Kelly J. N. D., Walsh M. Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 20102. P. 123.

http://pravenc.ru/text/2463265.html

В 595/6 г. папа Римский Григорий I Великий поручил Д. в числе др. галльских епископов обеспечить следование в Англию миссии Августина Кентерберийского ( Greg. Magn. Reg. epist. VI 54). С подобной просьбой папа обратился лично к Д. в 601 г., когда для укрепления миссии Августина были направлены рим. монахи (Ibid. XI 54). Среди др. влиятельных церковных иерархов Д. был адресатом обличительного послания Григория (599), в к-ром тот указывал на различные канонические нарушения в практике Церкви Галлии и настаивал на созыве Собора (Ibid. IX 106). Из писем Григория Великого известно, что Д. требовал от Римского папы утверждения за Вьеннским архиепископом права ношения паллия, к-рое, по словам Д., было даровано его предшественникам прежними Римскими папами. Григорий Великий добивался от Д. дополнительных доказательств, ссылаясь на отсутствие в римских архивах соответствующих документов (Ibid. IX 112). В последнем послании к Д. папа советовал ему не препятствовать некоему диакону оставить церковное служение ради монашеского подвига (Ibid. XII 35). Д. учредил во Вьенне школу грамматики, которая ориентировалась на классическую систему образования, основанную на чтении античных языческих произведений. Это вызвало неодобрение Григория I Великого (Ibid. XI 54). К времени пребывания Д. на Вьеннской кафедре относится конфликт архиепископа с кор. Бургундии Теодорихом II (595-613), который действовал под влиянием своей бабки кор. Брунгильды. Согласно изложенной в Житии св. Колумбана версии, Д. обличал короля в развратном образе жизни, критиковал его за развод с супругой, вестгот. принцессой Эрменбургой. По свидетельству Сисебута, опала Д. была вызвана ссорой с майордомом Протадием, который пользовался поддержкой Брунгильды. В 1-й редакции Жития Д. и в «Хронике Фредегара» описывается судебный процесс над Д., к-рый был обвинен в развратных домогательствах. Дело разбиралось на Соборе в Кабиллоне (совр. Шалон-сюр-Сон), на к-ром председательствовал Аредий, архиеп. г. Лугдун (совр. Лион). В угоду кор. Теодориху Д. был признан виновным, лишен кафедры и отправлен на покой (602/3). Вскоре майордом Протадий, враг Д., погиб во время мятежа (604/5); умерла и женщина, выдвинувшая против святого обвинение. Сведения о чудесах, совершаемых Д., достигли королевского двора, после чего святой был возвращен из ссылки и восстановлен на кафедре. Во 2-й редакции Жития Д. сообщается, что Теодорих даже собирался сделать святого своим советником, но вскоре решил отослать неуступчивого иерарха во Вьенну. Д. не изменил свое отношение к Теодориху. По совету Брунгильды против Д. было выдвинуто новое обвинение - в нарушении церковной дисциплины. Король направил во Вьенну 3 комитов (графов), к-рые арестовали Д., якобы намереваясь доставить его к Теодориху. Выполняя тайный приказ Брунгильды, они убили Д. в сел. Присциниак на р. Каларона (совр. Сен-Дидье-сюр-Шаларон, деп. Эн).

http://pravenc.ru/text/171577.html

Во время Болгарской войны, которую вел имп. Василий II Болгаробойца (976-1025), М. использовался в качестве опорного пункта визант. войск, где они восстанавливали силы перед началом основных боевых действий. Подобную роль М. играл и во время подавления восстания болгар, к-рыми руководил Петр II Делян, провозгласивший себя царем. Согласно Кекавмену , именно из М. в 1041 г. выступил со своей армией имп. Михаил IV Пафлагон , сюда же он вернулся после успешного окончания кампании. В М. император также раздавал награды военачальникам, отличившимся в походе, в т. ч. Харальду Сигурдссону (Суровому; впосл. кор. Норвегии Харальд III), возглавлявшему норманнский корпус ( Кекавмен, Советы и рассказы. 20142. Гл. 5. § 81. С. 298-299). Здесь же Михаил IV пожаловал чин магистра визант. придворному Алусиану, к-рый первоначально выступил на стороне Петра Деляна, однако после поражения подчиненных ему сил под Фессалоникой, стремясь заслужить прощение императора, ослепил Деляна и бежал в М. ( Scyl. Hist. P. 414; см. также: Кекавмен. Советы и рассказы. 20142. Гл. 2. § 27. С. 176-179). Как сообщает Анна Комнина в «Алексиаде», в М. проживали павликиане , чьи предки еще в сер. VIII в. переселились во Фракию из Армении (в данном источнике павликиане отождествляются со сторонниками манихейства , что было характерно для визант. лит-ры того времени). В «Алексиаде» повествуется о том, что имп. Алексей I Комнин (1081-1118), находившийся в кон. 1083 г. в М., пригласил в город сторонников лжеучения, после чего заточил их в темницу ( Ann. Comn. Alex. 6. 2). В XI в. М. стал центром округа в рамках фемы Волерон. В 1185 г. М. был завоеван норманнами. Продвижение в данном регионе Латинской империи вызвало сопротивление греч. населения, а также соседнего Болгарского царства. 4 сент. 1207 г. правивший там царь Калоян одержал победу над войсками Латинской империи в сражении в Родопах, в ходе к-рого был убит кор. Фессалоники Бонифаций Монферратский. М. захватили и разграбили болгары. Через нек-рое время город был восстановлен, однако в XIV в. пришел в упадок.

http://pravenc.ru/text/2564184.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010