Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) В НЗ слово πστολος в ряде случаев все еще сохраняет общее значение - «посланный кем-либо с определенной целью» (напр., Ин 13. 16: «Раб не больше Господина своего, и посланник (πστολος) не больше пославшего его», ср.: Мф 10. 40). А. могут называться уполномоченные христ. общин (напр., Тит и др. христиане в 2 Кор 8. 23 названы «посланниками церквей» (πστολοι κκλησιν)), сопровождающие в Иерусалим пожертвования, собранные общинами Греции. В этом же смысле ап. Павел называет апостолом Епафродита как апостола филиппийцев (Флп 2. 25; μν δ πστολος). Однако основным становится новое значение, к-рое выражено в словах ап. Петра перед избранием ап. Матфия : «Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1. 21-22). А. в НЗ в большинстве случаев называются 12 наиболее близких учеников Господа и ап. Павел . В отдельных случаях это наименование прилагается и к др. лицам: к Варнаве наряду с Павлом (Деян 14. 4, 14), к Андронику и Иунии (Рим 16. 7). Ап. Павел говорит об «Иакове и всех апостолах», явно отличая их от Двенадцати (1 Кор 15. 5, 7). Вплоть до кон. II в. по Р. Х. странствующие проповедники Евангелия все еще назывались А. О них говорится в 11-й гл. «Учения двенадцати апостолов» - «Дидахе» . Служение в Церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов подобно тому, как это делали А. Христа, и сегодня называется равноапостольным . Так, Церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину , имп. Константина I Великого , Нину , просветительницу Грузии, вел. кн. Владимира , свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. Встречается и иная форма этого именования, напр. свт. Стефан Пермский - «апостол зырян». Служение А.

http://pravenc.ru/text/75732.html

Несмотря на интриги кард. Фердинандо Медичи, недовольного как быстрой церковной карьерой своего кузена, так и его сближением с братом, Франческо I, вел. герцогом Тосканским (А. Медичи, по-видимому, принимал участие в заключении 2-го брака герцога с его давней любовницей Бьянкой Каппелло), папа Григорий XIII на консистории 12 дек. 1583 г. объявил о возведении А. Медичи в достоинство кардинала-пресвитера; 9 янв. 1584 г. он получил титульную рим. ц. Сан-Чириако-алле-Терме. Спустя несколько месяцев кард. А. Медичи был освобожден от должности посла в Риме, 12 мая 1584 г. приехал во Флоренцию и стал сам управлять архиеп-ством: в 1584-1585 гг. с пастырской визитацией объехал епархию (посетив ок. 60 монастырей, архиепископ особое внимание уделял соблюдению правил монашеской жизни в обителях); в 1589 г. собрал епархиальный синод, где одним из главных стал вопрос о моральном облике католических священнослужителей (решения, принятые синодом, по настоянию архиепископа были опубликованы); ввел во Флоренции контроль за деятельностью типографий, книжных лавок и б-к; производство книг и книготорговля должны были совершаться с учетом Индекса запрещенных книг ; поддерживал деятельность братств и религ. конгрегаций, занимавшихся уходом за больными в госпиталях, а также др. каритативных учреждений. Надгробие папы Римского Льва XI. 1634–1652 гг. Худож. А. Альгарди (базилика св. Петра в Риме) Надгробие папы Римского Льва XI. 1634–1652 гг. Худож. А. Альгарди (базилика св. Петра в Риме) А. Медичи участвовал в конклавах 1585 (избран папа Сикст V ), 1590 (15 сент. был избран папа Урбан VII , а после его скоропостижной кончины 5 дек.- папа Григорий XIV ), 1591 (избран папа Иннокентий IX ) и 1592 (избран папа Климент VIII ) гг.; на некоторых из этих конклавов кард. А. Медичи рассматривался как возможный кандидат на Папский престол. При папе Римском Клименте VIII (1592-1605) кардинал по-прежнему играл роль посредника в отношениях между Папским престолом и Флоренцией (в 1587 вел. герцогом Тосканским стал Фердинандо Медичи, который, вступив в 1589 в брак с Кристиной Лотарингской, внучкой франц. кор. Екатерины Медичи, отказался от кардинальского титула); он один из немногих в папском окружении, кто выступал за снятие с Генриха Наваррского наложенного в 1585 г. папой Сикстом V церковного отлучения (25 июля 1593 в Сен-Дени Генрих Наваррский торжественно перешел в католичество). 17 сент. 1595 г. папа Климент VIII на публичной церемонии снял с него отлучение (подробнее см.: Мартышева Л. Ю. Снятие отлучения с Генриха IV Бурбона в 1595 г.//СВ. 2013. Вып. 74 (1/2). C. 124-159). Для ратификации во Франции акта об отпущении грехов, для умиротворения католич. Церкви во Франции, раздираемой религ. войнами и Католической лигой , а также для организации переговоров между находившимися в состоянии войны Генрихом IV и испан. кор. Филиппом II папа назначил кард. А. Медичи легатом a latere во Франции (3 апр. 1596). 19 июля благодарный король приехал лично встретить легата в Монлери.

http://pravenc.ru/text/2463271.html

Согласно архиеп. Сергию (Спасскому) , мощи Е. К. из К-поля были перенесены в Теате (ныне Кьети, Италия) при Джованне I, кор. Неаполитанской (1343-1382), и вновь открыты в 1580 г. В визант. календарях есть расхождения при указании дня памяти Е. К.: в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) он обозначен под 4 авг., в Минее (Vindob. Theol. gr. 33) XIII в.- под 25 авг., в стишных синаксарях семейства M (по классификации И. Делеэ) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1595) - под 15 дек. В совр. греч. церковных календарях день памяти Е. К. отмечен 15 дек. (в этот же день поминается Елевферий, еп. Иллирийский). Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 4 авг. день памяти Е. К., к-рый по месту своего рождения назван К-польским мучеником. Ист.: BHG, N 572, 572e; ActaSS. Aug. T. 1. P. 320-326; SynCP. Col. 313-314, 866-868, 923-924; PG. 117. Col. 572 [Минологий имп. Василия II]; MartRom. Comment. P. 321-322; Laty š ev. Menol. T. 2. P. 245-247; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 319-321; ЖСв. Март. С. 49. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 236, 384; Т. 3. С. 309-310; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 12. Σ. 368-370; Ελευθριος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 566; Janin R. Éleuthère//DHGE. T. 15. Col. 147; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 127; Delehaye. Origines. P. 238. Д. В. Зайцев Гимнография В различных редакциях Студийского устава память Е. К. не отмечается. Большинство редакций Иерусалимского устава также не содержат памяти Е. К., однако в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) и его редакции 1641 г. Е. упоминается 4 авг. без богослужебного последования. В совр. греч. и рус. богослужебных книгах память Е. К. не отмечается. По греч. рукописям известен канон Е. К. 2-го гласа, с именем автора (Георгия) в богородичнах, без акростиха, с ирмосом: Δετε, λαο (    ), нач.: Ο τ φωτ, Κριε, τς σς χρησττητος (Свету, Господи, Твоей доброты) (Ταμεον. Σ. 264). Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)

http://pravenc.ru/text/189727.html

Дискуссионным является вопрос о литургическом характере ряда поэтических фрагментов в составе НЗ. Длина этих фрагментов, к-рые выделяются из контекста по стилю, наличию признаков поэтического языка, вводных фраз (напр., «Верно слово» в 2 Тим 2. 11-13; «беспрекословно» в 1 Тим 3. 16), часто не превышает 1-2 строк. Наиболее известны встречающиеся в корпусе Павловых посланий христологические (Флп 2. 6-11; Кол 1. 15-20; Евр 1. 3) и крещальные (Тит 3. 4-7; Еф 5. 14) поэтические фрагменты, к-рые, может быть, являются примерами древнейших христ. гимнов. Неизвестно, написаны ли они самим апостолом или заимствованы из Свящ. Предания. Спорным является вопрос и о гимнографическом характере Ин 1. 1-18. Благодарственные гимны. Кумран. Ок. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим. 1QH) Благодарственные гимны. Кумран. Ок. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим. 1QH) В XX в. были популярны теории о литургическом характере всего 1-го Послания ап. Петра, в к-ром видели крещальную или пасхальную службу. В наст. время эти теории отвергнуты, но ряд вероисповедных формул, содержащихся в послании, рассматриваются как весьма близкие к Г. (напр., 1 Петр 3. 18-22). Нек-рые гимны в составе НЗ являются прямыми цитатами из ВЗ (напр., 1 Петр 2. 6-8) или построены на ветхозаветных аллюзиях (напр., Еф 5. 14; ср.: Ис 26. 19; 60. 1, 2). Особую категорию составляют гимны из Евангелия от Луки - песни Пресв. Богородицы (см. ст. «Величит душа Моя Господа» ), прор. Захарии и старца Симеона (см. ст. «Ныне отпущаеши» ) и ангельское славословие «Слава в вышних Богу» (см. ст. Великое славословие ). Хотя со временем эти гимны стали важными элементами церковного богослужения (см. ст. Библейские песни ), нельзя точно сказать, когда именно началось их литургическое использование (ряд исследователей указывают на лит. характер гимнов). В раннехрист. текстах также содержится множество свидетельств о введении в богослужение Псалтири (напр., 1 Кор 14. 26; псалмопение, вероятно, подразумевается в Мф 26. 30 и Мк 14. 26 под словом μνσαντες - воспев) и др. ветхозаветных текстов гимнографического характера (Откр 4. 8; 5. 12; 15. 3-4). Однако наряду с каноническими текстами в церковном богослужении использовались и произведения межзаветной лит-ры. Так, 18 псалмов Соломона , написанных на евр. языке в I в. до Р. Х., но сохранившихся только на греч. и сир. языках, встречаются в Александрийском кодексе Библии (сер. V в.). Широкое распространение получили оды Соломона (I - нач. II в.), сохранившиеся в переводах на сир., греч. и копт. языки. Ряд гимнов встречается в апокрифических Деяниях апостолов II-III вв. («хороводная песнь» в Деяниях Иоанна, песнь о Невесте и песнь о Жемчужине в Деяниях Фомы и др.) и др. памятниках.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Моление о чаше. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 36 об.) Моление о чаше. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 36 об.) Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили «во гробе» - небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв ее большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (см. ст. Жены-мироносицы ). На др. день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал рим. солдатам, опечатав пещеру, охранять ее, а на следующий день произошло Воскресение Христово , наряду с Боговоплощением и Распятием являющееся главным событием в истории человечества. Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие христианства (см., напр.: Деян 2. 23; 3. 13-18; 4. 10; 1 Кор 1. 18, 23; 2. 2; 15. 3-4), поэтому В. п., Великая суббота и Пасха - центральные дни в церковном календаре. Богослужение В. п. полностью посвящено воспоминанию событий от окончания Тайной вечери и до погребения Пречистого тела Господа Иисуса Христа (подобно др. дням Страстной седмицы, В. п. как литургический день открывается не вечерней, а утреней и заканчивается на повечерии). Вопрос о праздновании В. п. в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, к-рая во II-III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и нередко понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской Пасхи) - напр., в соч. Epistula apostolorum, написанном в М. Азии во II в., воскресший Господь Иисус заповедует апостолам «праздновать воспоминание Его смерти, т. е. Пасхи». У Тертуллиана Пасхой называется день Распятия и крестной смерти ( Tertull. De orat. 18; ср.: [Ps. -Cyprian]. De pascha computus//CSEL. Vol. 3. P. 3), а Ориген в беседах на Книгу прор. Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю ( Orig. In Is. 5. 2). У мн. ранних авторов само слово «Пасха» понимается как производное от греч. глагола πσχειν (страдать) (напр., Meliton. Pasch. 46; Iren. Adv. haer. 4. 10. 1; Iust. Martyr. Dial. 40. 1; 91. 4; 92. 1-2; Lact. Div. inst. 4. 26; Ioan. Chrysost. In Ep. I ad Tim. V 3//PG. 62. Col. 530; подробнее см.: Mohrmann Ch. Pascha, Passio, Transitus//Ephemerides Liturgicae. R., 1952. Vol. 66. P. 37-52). Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной литургии предшествовал многочасовой пост (древнейшее свидетельство - Tertull. De orat. 18; De jejun. 2. 2), долженствовавший напомнить о Распятии.

http://pravenc.ru/text/150067.html

1 Кор. 14, 35. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. В храме Господь являет Свою особенную милость к молящимся: Деян. 22, 17. Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление. 3 Цар. 8, 11. И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Отсюда явствует, что Сам Господь обитает в храме: Мф. 23,21. И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем. Сам Господь обещал вечное пребывание во св. храме ( " во век " , " во все дни " , для вечного пребывания): 2 Пар. 6,2. А я построил дом в жилище Тебе, (Святый,) место для вечного Твоего пребывания. Апостолы собирались в храме для благоговейной молитвы: Лк. 24, 52. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. Лк. 24, 53. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Амииь. Деян. 21, 26. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно 6ыть принесено за каждого из них приношение. Деян. 24, 18. При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом. Евр.10,25. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычаи; но будем увещевать друг друга и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ср.: 1 Кор. II, 22; Деян. 22, 17. Высокий пример исполнения такой заповеди " не оставлять собрания " явили нам Христос и Его св. апостолы: Лк. 2, 46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Ин. 10, 23. II ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Деян. 5, 42. И всякий день в храме и но домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. Совместное пребывание в храме во имя Христово послужило для верующих побуждением именоваться " христианами " : Деян. II, 26. II целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами.

http://pravoslavie.ru/6412.html

119 Римл. X:4. 120 Апок. XXII:13. 121 Существенное различие между духовным и иерархическим священством будет выяснено нами ниже. 122 Исх. XIX, 6: XXIII, 22. 123 Исх. XXIII:22. 124 Исх. XIX:5. 125 Исх. XIX:5. Втор. VII:6; XIV, 2. 126 Втор. VII, 6 — 8; XIV, 2; Лев. III:17 и др. 127 Исх. XXIII:25 и др. 128 Лев. VI:25, 29. 129 1 Кор. X:18. 130 Пс. XLIX:12—23; Ис. XXIX:13; LXVI, 12; Ос. VI, 6 и др. 131 Пс. L:19; Ис. LXVI, 2 и др. 132 Цар. XV:22; Ос. VI:6. 133 Мих. VI:6—8; ср. Втор. X:12; Ис. LXVI:3; I, 11, 13, 16 — 18. 134 Исх. XXXIII:20. 135 Мф. XXVII:51. 136 1 Иоанн. IV, 18. 137 Римл. VIII:15 — 16. 138 1 Кор. III:16—17; ср. VI, 19. 139 1 Корф. VI, 15 — 20. 140 Апок. III:20 — 21. 141 Напр., Деян. XXVI:18; Римл. И, 7; VIII, 27; 1 Коринф. I:2; VI, 2; 2 Коринф. I:1; XIII, 12; Еф. I, 1: II, 19; V, 3; VI, 18 и мн. др; 142 S. Leonis Magni opera, Sermo 3, ed. 1700 an, t. 1 p. 53. 143 Евр. X:14. 144 Евр. X:19 — 20. 145 Евр. X:22. 146 Евр. XIII:15. 147 Римл. XII:1. 148 Петр. II, 3 — 5, 9. 149 ποησεν μς βασιλες χα ερες τ θε Πατρ ατο («п«к. I, 6; V, 10; XX, 6.) 150 1 Корф. VI, 20; Рим. XII:I; Кол. III:17. 151 Послание к Ефесян., гл. IX стр. 380 и мн. др. 152 «ρχιερατικν τ ληθινν γνος σμαν το θεο, ς κα ατς θες μαρτυρε, επν τι ν πνπ τπ ατ κα καθαρς προσφροντες; ο δχεται δ πα οδενς θυσας θες, ε μη δι τν ερων ατο». (Творения св. Иустина «Разговор с Трифоном иудеем» гл. 116 стр. 318 — 319 русского перевода). 153 Vani erimus, si putaverimus, quod Sacerdotibus non liceat, laicis licere. Nonne et laici sacerdotes sumus» Q. S. F. Tertullian, opera omnia t. II. de exhortatione castitatis c. 7. p. 125, ed. 1787 an. 154 μες δε γνος τ κλεκτν, τ βασλειον ερτευμα, θνος γιον, λας περιοσιος — глава IV стр. 52. Творения Климента Александрийского, т. I изд. 1715 года. 155 «Aut ignoras tibi quoque, id est omni Ecclesiae Dei, et credentium populo sacerdotium datum» Audi quomodo Petrus dicit de fidelibus: genus, inquit, electum, regale sacerdotium, gens sancta, populus in acquisitionem. Habes ergo sacerdotium, quia gens sacerdotalis es, et ideo offerre debes Deo hostiam laudis, hostiarn orationum, hostiam musericorduae, hostiam pudumimiae, hostiam justitiae hostiam sanctitatis... Omnes enim quicunque unguento sacri chrismatis delibuti sunt, sacerdotes effecti sunt, sicut et: Petrus ad omnes dicit Ecclesiam: Vos autem genus electum et regale sacerdotium, gens sancta. Estis ergo genus sacerdotale et ideo accedumis ad sancta. Sed et unus quisque nostrum habet in se holocaustum suum, et holocausti sui ipse succendit altare, ut semper ardeat. Ego si renunciem omnibus quae possideo, et tollam crucem meam, et sequar Christum, holocaustum obtuli ad altare Dei; aut si tradidero corpus meum ut ardeam, habens charitatem, et gloriam martyrii consequar, holocaustum meupsum obmulu ad altare Dei... et ipse meae hostiae sacerdos efficior» — IX беседа на Левит, Origenis opera omnia Parissiis 1573 an. t. I p. 93 — 94, 97.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Иоил. – книга пророка Иоиля. Иу. – послание св. апостола Иуды. Кл. или Кол. – к Колоссянам послание св. апостола Павла. 1 К. или 1 Кор. и 2 К., или 2 Кор.– к Коринфянам 1-е или 2-е послание. Кф. – Кафизма. Лев. – Левит, 3-я книга Моисеева. Лк. или Лук. – от Луки св. Евангелие. Мал. – книга пророка Малахии. Мк. – св. Евангелие от Марка. Мф. – св. Евангелие от Матфея. Мих. – книга пророка Михея. Нав. – книга Иисуса Навина. 1 П. или 1 Петр., а также 2 П., 2 Петр. – 1-е или2-е послание св. ап. Петра. Прем. – книга Премудрости Соломона. Пр. или Притч. – кн. Притчей Соломона. Пс. – Псалом, или книга Псалмов. Р. или Рим. – к Римлянам послание. 1 С. или 1 Сол., и 2 С. или 2 Сол. – 1-е или 2-е послание к Солунянам. Соф. – книга пророка Софонии. Суд. – книга Судей Израилевых. 1 Тм. или 1 Тим., и 2 Тм. или 2 Тим. – 1-е или 2-е послание к Тимофею св. апостола Павла. Тт. или Тит. – к Титу послание. Фм. – к Филимону послание. Фп. – к Филиппийцам послание. 3 Ц. или 4 Ц.– 3-я или 4-я кн. Царств. Числ. – Числа, 4-я книга Моисеева. 5.) Наименования разного лика Святых сокращены так: Апост. – св. Апостолы. В-мч. и В-мчц. – св. Великомученик или Великомученица. Испов. – исповедник. Мч. или Муч. – св. Мученик. Муч. – св. Мученики. Мчц. или Мучц. – св. Мученица Мучц. – св. Мученицы. Пр. и Преп. – Преподобный и Пре­подобная. Преп. – Преподобные. Пр.–мч. и Пр. мчц. – Преподобно­-мученик и Преподобно-мученица Св. Свят. – Святитель и Святители. Прор. – св. Пророк. Св. мч. и Свящ. муч. – Священномучен. Эти же сокращения могут указывать и на общие по лику Святых Чтения, т.е. Ап., знач. – чтение Апостолу; Мч. – чтение Мученику; Пр. – Преподобн., и.т.п. 1 Мы также используем для обозначения зачала букву «з» перед номером. – Редакция Азбуки веры. Читать далее Источник: Указатель церковных чтений из св. книг Нового и Ветхого Завета, на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года, изданный законоучителем императорского сиротского института С.-Петербургского воспит. дома священником, магистром Василием Гречулевичем. - Санкт-Петербург: тип. Э. Веймара, 1853. - II, 80 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

2. В этом одном заключается твоё вечное спасение и временное благобытие – чего тебе не может дать ничто, кроме Бога. …Внутренний твой человек алчет гладом, которого ничто не утолит. Духовное твоё око не насыщается ничем; внутреннее чувство не находит ни в чём мира и полноты – только во всеподательном и бесконечно преисполненном любви Благе, которое есть один лишь Бог. 3. Бог есть дух (Ин. 4, 24), и близок твоему духу (Пс. 33, 19); поэтому тебе нет нужды, взыскуя Бога, высматривать Его здесь и там, или куда-то идти, или рассеивать себя многими и различными телесными упражнениями (1 Тим. 4, 8), а тем более забивать себе голову многообразными исследованиями, соображениями и выводами падшего рассудка. Это как раз путь, всё дальше отводящий человека от Бога и лишающий его способности познавать Бога и Его истину. 4. Ищи же только того, чтобы тебе уподобиться всей душой Богу – и тогда ты сможешь обрести и познать Его легко и безошибочно. Как тот, кто хочет видеть солнце и греться на нём, должен подставить себя его свету, так и тебе, если ты хочешь по-настоящему приобщиться Богу, надлежит поступить в отношении Него так же (1 Ин. 1, 5–7; 2, 6). Сей неприступный вечный свет невозможно увидеть, кроме как только в Его свете (Пс. 35, 10). II 5. Бог есть духовная, отрешённая Сущность, чуждая грубости мира сего, чувственности и рассудочности. Если ты хочешь обрести Бога и узреть лице Его, то, насколько это возможно для тебя, храни свой дух, свою любовь, желания и сердечные помыслы также отрешёнными и чуждыми миру и тому, что в мире (1 Ин. 2, 15). Пусть по твоей воле никакое творение не входит в тебя; и сам не исходи из себя по любви и вожделению к какому бы то ни было творению. 7. Бог есть всеобъемлющая, неделимая, ничем не ограниченная Сущность, неуразумеваемая никаким умом. Он не есть то или это, но Всё и Одно. Посему, если ты хочешь познать Бога и приобщиться Ему, то со смирением оставь все свои особые, ограниченные, младенческие образы и помышления о Боге (1 Кор. 13, 11), плени свой ум в послушание простой и детской вере (2 Кор. 10, 5) и восходи духом в некую неограниченную всеобщность и безмолвную широту внутри себя (Пс. 17, 20; 118, 32, 96), не останавливаясь на частных предметах и размышлениях – особенно во время молитвы.

http://pravmir.ru/kak-iskat-boga-i-litsa...

Греч. слово Πρξεις в приложении к лит. произведениям является синонимом лат. Res gestae и в античности начиная с IV в. до Р. Х. означало сочинения исторического (ср.: Polyb. Hist. 1. 1. 1) и историко-биографического характера (напр., «Деяния Александра» Каллисфена, сочинения Анаксимена из Лампсака, Сосила и проч.; ср.: Diog. Laert. 2. 3; Strabo. Geogr. 17. 1. 43). Слово «апостолы» в заглавии относится не только к 12 или 70 (72) ближайшим ученикам Христовым, избранным Им Самим во время земного служения, но и к ап. Павлу (ср.: Деян 14. 4), а возможно, и шире - к одному из чинов ранней Церкви (ср.: 1 Кор 12. 28), хотя фактически описывается служение лишь некоторых из тех, кто проповедовали в пределах Римской империи (вообще из 79 случаев использования этого слова в книгах НЗ 28 приходится на Д. с. а., 5 - на Евангелие от Луки, 35 - на Павловы Послания, остальные - на проч. книги НЗ). Свт. Иоанн Златоуст указывает, что в надписании книги заложен особый смысл: она повествует не только о чудесах, совершенных апостолами, источником которых является божественная благодать, но и о тех трудах (деяниях), которые они понесли добровольно, подвизаясь во всех добродетелях ( Ioan. Chrysost. In princip. Act. 2. 2). Авторство В ранних рукописях текст Д. с. а. приводится без указания автора. Имя его - Лука - появляется сначала в рукописях 3-го Евангелия ( ¸ 75, ок. 200), в заглавии же Д. с. а. указывается только в послеиконоборческих минускулах (начиная с IX в.). Тем не менее святоотеческая традиция со 2-й пол. II в. ( Iren. Adv. haer. III 13. 3; 14. 1) единодушно называет автором Д. с. а. ап. Луку, о к-ром ап. Павел неск. раз упоминает в Посланиях как о своем спутнике-помощнике (Флм 24; 2 Тим 4. 10), враче (Кол 4. 14) и евангелисте (если 2 Кор 8. 18 относится к Луке) (ср.: Iren. Adv. haer. III 14. 1; Hieron. De vir. illustr. 7). По мнению одних толкователей, он принадлежал к числу 70 (72) апостолов ( Adamant. De recta in deum fide), но ушел от Господа после беседы о хлебе жизни (Ин 6. 66; по дороге в Эммаус Воскресшего Христа встретили Нафанаил и Клеопа - Epiph. Adv. haer. 23. 6), а потом вновь вернулся в Церковь после проповеди ап. Павла ( Epiph. Adv. haer. 51. 11). Др. экзегеты отмечают, что он не видел Спасителя во время Его земного служения ( Hieron. De vir. illustr. 7; Can. Murat. 6-7). В антимаркионитском прологе у блж. Иеронима и Евсевия Кесарийского указывается происхождение ап. Луки из Антиохии (Сирия) ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 6).

http://pravenc.ru/text/171799.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010