Скачать epub pdf ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 1. Повод к написанию Послания Поводом к написанию второго послания к Фессалоникийцам послужило то, что они неправильно поняли некоторые места из первого Послания к ним, а также и то, что появилось подложное, под именем Павла, послание ( 2Сол.2:2, 3:17 ). Число праздных людей, ожидавших скорого второго пришествия Иисуса Христа, умножалось, и это вызвало беспокойство Апостола. Некоторые среди солунских христиан, пользуясь щедрой благотворительностью христиан, предпочитали жить за чужой счет вместо того, чтобы самим трудиться. Во втором послании ап. Павел раскрыл признаки второго Пришествия Христова и дал нужные советы относительно поведения и жизни, направленные, преимущественно против тунеядства, так как второе послание к Фессалоникийцам, как и первое, является эсхатологическим по главной теме. Оно отличается простотой, задушевностью и является откликом горячо любящего, попечительного сердца Апостола на конкретные вопросы его пасомых. Второе Послание написано в тем же году, что и первое, т. е. в 53 году; в Коринфе вскоре после написания Первого. Содержание послания 1. Похвала терпения солунян (гл. 1) Апостол благодарит солунян за их веру и терпение в перенесении гонений. Эти гонения доказывают, что будет праведный суд Божий для наказания гонителей и для награды страдающих за имя Христово ( 2Сол.1:5–7 ). Апостол относит этот суд к будущему славному явлению Господа. Однако неизвестность этого дня, с одной стороны, и его неминуемость – с другой, при неправильном расположении духа порождают у человека томление и тревогу. В 1Сол. Апостол как раз и показал, что человек должен заботиться не о том, что ведомо только одному Богу (время парусии), а о том, чтобы бодрствовать и трезвится и всегда быть готовым встретить страшный час суда Божия. Но так как фессалоникийцы уже были введены в различные заблуждения, то Апостол специально раскрывает ряд признаков приближения этого дня. 2. Признаки второго пришествия Господни (гл. 2, 1–14)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Тогда будут посланы Енох и Илия Фесвитянин. Они обратят сердца отцев к чадам, то есть, синагогу ко Господу нашему Иисусу Христу, и к проповеди Апостольской и будут убиты Антихристом ( Апок. 11:3 ). И приидет Господь с небеси таким же образом, как Св. Апостолы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). То есть приидет Совершенный Бог и Совершенный Человек со Славою и Силою и убиет человека беззакония, сына погибели, духом уст Своих ( 2Сол. 2:8 ). О пришествии в последние времена мира Антихриста свидетельствуют многие места Писания. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, предрекает Сам Иисус Христос , говоря о будущей кончине мира, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя ( Мф. 24:24 ; Мк. 13 ; Лк. 21 ). «Здесь Христос, по изъяснению Св. Златоуста, говорит об Антихристе и о некоторых из его слуг; о чем и Павел пишет: Да никто же вас прельстит ни по единому же образу; яко аще не приидет отступление прежде и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в Церкви Божией, аки Богу, показующу себе, яко Бог есть... Его же Господь Иисус убиет духом уст своих и упразднит явлением пришествия Своего: его же есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесех ложных ( 2Сол. 2:3–9 )». Chrysost. Homil. 76–77 in Matth. Tom. 7, pag. 735). О пришествии Антихриста ясно говорится в Апок. гл. 11 . Вопр. Расскажите мне о св. Апостолах ? Отв. Апостолов двенадцать, по числу двенадцати колен Израилевых. Что все они имели познание истины и все равно были призваны к делу своего служения, о сем свидетельствует ясно Апостол Павел ( Рим. 10:15 ; 1Кор. 15:11 ). Апостолы из необразованных и простых людей были призваны к апостольству для того, чтобы в проповеди Евангельской яснее была видима вседействующая сила Божия ( 1Кор. 1:18, 2:1–16 ) Апостолы в деле своего служения были вспомоществуемы благодатию ( Деян. 2 ; 1Кор. 2:13  и мн. др.). В начале проповеди своей, Христос Господь наш собрал дванадесять учеников из необразованных и простых людей, которых Апостолами назвал, да будут очевидные свидетели Его всему миру, как сказал им по воскресении Своем: будете Ми свидетели во Иерусалиме же, и во всей Иудеи, и Самарии и даже до последних земли ( Деян. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

X. (гунны, остготы, вестготы, франки, вандалы, свевы, бургунды, англосаксы и лангобарды), из которых потом образовались европейские государства. Возникший между 10 рогами маленький рог, имеющий глаза, как бы человеческие, и говоривший высокомерные слова против Всевышнего ( Дан. 7:8 ), это тот зверь, о котором говорится и в Откровении, что «отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано ему было вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13:6–7 ), этот антихрист «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом» ( 2Сол. 2:3–4 ), и все черты зверя и его действия всецело относятся к Римскому папству, что доказывается и историей папства, и его характером. Известно, что римская Церковь с ее папством возникла из развалин римского язычества, когда после восстания 10 царств римский император Юстиниан в 533 году особым указом утвердил ее и дал ей неограниченную власть над Римом и всем христианством. О малом роге говорится у Даниила, что этот рог вел войну со святыми и превозмогал их ( Дан. 7:21 ), и это сбылось на Римской церкви: миллионы замученных христиан по приказанию пап, какими были, например, вальденцы, альбигойцы, гугеноты, Гус, Иероним с их последователями, и сотни тысяч замученных римской инквизицией – подтверждают это. Об этом роге сказано еще, что он, ведя войну против святых, возмечтает у них отменить праздничные времена и закон ( Дан. 7:25 ), и это сбылось на папстве, которое ввело воскресный день и нарушило закон о праздновании субботы. Маленький рог, или антихрист, «имел глаза, как бы человеческие», это – римские ксендзы, иезуиты и различные монашеские латинские ордена, подсматривающие за совестью христиан, и через исповедь выпытывающие у них всё, что нужно для пользы папства. Об антихристе сказано, что он имел «уста, говорящие высокомерно» ( Дан. 7:8 ), что он «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Сол. 2:3–4 ) и что он «отверз уста свои, чтобы хулить имя Его» (13,6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Здесь надо иметь в виду три момента. 1 Характерная для антихриста черта – борьба со всеми религиями. “ Аще ин приидет во имя свое, того приемлете”. Значит, он придет как спаситель, благодетель рода человеческого, и выдаст себя по крайней мере за мессию. Конечно, он будет противостоять Христу. 1Ин. 2: 22 – “Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына”. Значит, он заведомо будет говорить о том, что Христос не являлся Сыном Божиим, Он может говорить, что Христос был великий учитель и его предшественник – такой же, как и он. От него можно будет услышать “комплименты” в адрес Христа – вроде того, как сейчас в определенного рода литературе распространено, что Будда, Христос, Магомет – великие учителя, великие посвященные. Но при этом антихрист не признает Христа как Сына Божия, хотя, может быть, и будет знать Его как Сына Божия (не наше дело вдаваться в его психологию), но такая черта у него будет. Как противник Бога, антихрист будет “превозносяйся паче всякаго (то есть и христианскаго и языческаго) глаголемаго Бога или чтилища” ( 2Сол. 2:4 ), т.е. выше любой религии и выше всего того, что почитается людьми, что является религиозным чествованием – всего этого он будет отметаться. В Откр.(13:5–6) зверю даны были уста, “глаголюща велика и хульна, и дана бысть ему область творити лиц четыредесять два. И отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити Имя Его и селение Его и живущия на небеси”. Он присвоит себе божественное достоинство и потребует себе божественного поклонения и служения. 2Сол. 2:4 – “ ... якоже ему сести в Церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть”. В какой Церкви имеется в виду седение – это вопрос серьезный. Мы даже не знаем, из какой религиозной среды антихрист возникнет. Обычное мнение, что он возникнет из среды христианской или иудейской, не находит себе подтверждения. Мы не знаем, в каком храме он сядет, чтобы потребовать себе благоговейного служения. Понятно, что он потребует этого во всех храмах, но чтобы во всех храмах были его образы, а он сам сядет в каком-то определенном храме. Есть предание о том, что это связано с судьбой Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Егда приидет (Господь) прославитися во святых своих...» и поразит противников ( 2Сол.1:10,2:8 ). «...держай ныне Дóндеже от среды будет» объяснили мы о власти гражданской; ибо так выходит по воззрению апостола на силу, сдерживающую Христовраждебное зло, которое Церковь только отсекает от себя. Святые отцы, как Иоанн Златоуст , именно говорят, что апостол имел в виду твердый гражданский порядок разумеется какой был в его время, то есть Римскую Империю. Так видите в судьбах Церкви истинное, Божественное шествие вперед (истинный прогресс), только здесь слава принадлежит именно Господней благодати, не воспящаемой мирскою враждою и всегда торжествующей над оною, путем Креста Христова ведущей и из смерти к жизни ( Рим.8:3 ) и само противление одних употребляющей в повод к помилованию других ( Рим.11:30–31 ). «Затвори Бог всех в противление, да вся помилует. О глубина богатства премудрости и разума Божия... кто прежде даде ему и воздастся?... яко из того и тем и в нем к нему всяческая» ( Рим.11:32–36 ). И здесь не так идет дело, чтобы на первых степенях шествия спасаемого человечества к торжеству люди недовольно имели способов быть верными Богу, и следовательно спасаться чрез деятельную веру, а последующие были сами по себе способнее и совершеннее. Нет, и на конце времен видит апостол почти всеобщее отступление ( 2Сол.2:3 ), и в начале жизни Церковной показует некоторые начатки славного воскресения без смерти (в Енохе) ( Евр.2:5 ). Но тем не менее есть же совершенное различие ветхозаветных судеб от новозаветных, поскольку в Новом Завете прямо верою видят и воспринимают благодать, которую в Ветхом Завете прозревали и предусвояли более или менее образно. Равно есть различие и последнего, пред кончиною мира, времени с предшествующими временами, так что торжество над самым ожесточенным напором зла – в полном его развитии – будет также беспримерно поразительное:«...вси бо не успнем, вси же изменимся, скоро, во мгновение ока, в последней трубе...» ( 1Кор.15:51,52 ) при которой воскреснут все умершие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

о вере л. 196). Раскольники возражают, что и предания изменять запрещается («Кирилл. кн.» л. 369, «Ник. Черног.» л. 559). Должно разъяснить, что преданиями называются в Писании: учение догматическое ( 1Кор.11:34 ), общее учение св. апостол о вере ( 1Кор.11:34 , 2Сол.2:15 , 1Тим.6:20 ), апостольские постановления обрядового характера ( Деян.16:4 ) и учение нравственное ( 2Сол.3:6–8 ). Указываемые раскольниками места из книг говорят о неприкосновенности догматических и нравственных преданий; другие же предания в Церкви Христовой изменялись. Следует при этом объяснить, что обряд (от слова «обряжать») служит только для внешнего «выражения» той или другой догматической истины, которая может быть выражена во внешних вещественных знаках и средствах различно. Отсюда, обряды, как видимая вещь, могут подлежать изменению. (5 пр. св. апост.; 12 пр. шест. вс. соб.; 37 пр. св. апост.; 5 прав. перв. вс. соб.; 19 пр. четв. вс. соб.; 8 пр. шест. вс. соб.; 6 пр. седм. вс. соб.; 26 пр. св. апост.; 10 пр. анкир., 6 пр. шест. вс. соб.; 3 пр. неокесар. соб.; л. 574 кн. «Корми.»; 15 пр. неокесар. соб.; 16 пр. шест. вс. соб.; 1 пр. св. ап. Петра и Павла; 29 пр. Лаод. соб.; 41 пр. Карф. соб.; 29 пр. шест. вс. соб.; 11 и 19 прав. Лаод.; 82 пр. шест. вс. соб.; 101 пр. шест. вс. соб.). Раскольники возражают, что изменение обрядов допускалось только во времена вселенских соборов. Но это мнение неправое («Кн. о вере» л. 107, 135–136). Раскольники возражают: у нас в русской Церкви обряды не нуждались в исправлении (Кн. «Кормч.» Иосифовск. л. 9 и 15). В опровержение этого прочитать («Стогл. соб.» гл. 4; гл. 41; вопр. 30; гл. 68, «Кормч.» л. 3–4) и указать примеры изменения чинопоследований, напечатанных в потребниках первых пяти русских патриархов. В заключение спросить у раскольника: кто может лишить святую Церковь права поступать в отношении обрядов так же, как поступала и древняя Церковь ? Раскольники переходят к вопросу о перстосложении для крестного знамения. VI. О перстосложении для крестного знамения Во вступительной речи нужно выяснить, что перстосложение для крестного знамения есть обряд церковный и, как таковой, может подлежать изменению, поскольку о нем нет указаний ни в священном, ни в святоотеческом писании, не упоминается о нем и в постановлениях вселенских и поместных сборов, и – в разные времена употреблялись разные перстосложения (единоперстие: Злат. 54 бес. на Ев. Матф.; пролог 2 ноября, твор. св. Епифания ч. 1, стр. 234; троеперстие: Вып. Озерск. ч. 2; Правосл. Собеседн. 1869 г. ч. 2, стр. 329; Русск. Паломн. 1887 г. 26 и двуперстие: «Учебн. Псалт.»; «Кн. Кирил.», «Б. Катих.», «Кн. о Вере»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

«Тайна бо уже деется беззакония, – говорит он, – но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас Державный: «Дондеже держай ныне от среды будет», и «тогда явится беззаконник», которого «Господь Иисус убиет Духом уст своих»» ( 2Сол.2:7–8 ). В одной из других своих проповедей св. прав. Иоанн прямо говорил, что «когда возьмется от земли Удерживающий теперь (Православный Русский Царь-Самодержец, по неоднократному его толкованию), тогда придет антихрист» (см. слово 1906 года). В проповеди своей, сказанной в 1907 году, св. прав. Иоанн грозно прорекал: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония... Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов... И чем бы мы стали, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России – Царь Самодержавный: без него Россия – не Россия». Не поразительно ли, как буквально исполнились эти пророческие слова нашего великого праведника и прозорливца? – Не стало Царя – не стало и России! И вот, с той поры как не стало «Удерживающего» – Православного Самодержавного Царя Русского, а вместе с Ним не стало и прежней России, как Святой Руси, – мы ясно видим, какая началась во всем мире бешено-напряженная работа по созданию условий и обстановки, которые бы благоприятствовали скорейшему появлению антихриста. Поистине только слепые духовно могут этого не видеть! Как быстро все в мире начало резко меняться к худшему: какое гонение (все равно, открытое ли то или скрытое!) возникло везде на истинную веру и Церковь , как хитроумно и искусно, под всевозможными благовидными предлогами, стали подрываться все прежние добрые религиозно-нравственные устои жизни, какое циничное вольнодумство, какая бесстыдная нравственная распущенность на место их стали всюду водворяться! Особенно в самое последнее время, после второй мировой войны, это всеобщее повальное отступление, которое, по словам св. апостола ( 2Сол.2:2–3 ), должно предшествовать явлению антихриста, пошло подлинно какими-то гигантскими шагами. Буквально чуть ли не каждый следующий день приносит нам в этом отношении все новые и новые сокрушающие душу известия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Между тем, в Фессалонике Христиане подверглись сильному гонению со стороны врагов Павловых: «потому, когда Тимофей пришел в Афины, Павел послал его обратно в Фессалонику, чтобы утвердить новоустроенную церковь и поддержать верующих среди скорбей; а сам отправился в Коринф. Сюда, наконец, пришел к нему Тимофей, вместе с Силою, и известил о состоянии Фессалоникийской церкви, именно, что уверовавшие во Христа, пребывают верными учению, преподанному от Апостола, но много терпят от врагов его. Тогда Апостол отправил к ним свое первое послание: – он хвалит их за твердость в вере и за терпение, учит жить свято, и воодушевляет надеждою, что и те, которые умерли, не видавши дня пришествия Господня, во время самого пришествия встретят Господа еще прежде живых. 2. 2-е послание к Фессалоникийцам. Написано, также, в Коринфе, на другой год после первого. Поводом к написанию его, послужила одна неблагонамеренно распространенная молва. Одни, выдавая себя за вдохновенных пророков, другие – превратно толкуя слова первого послания Павлова (именно, 1Сол. 4:15 ), а иные, пустивши в народ под именем Апостола какое-то новое послание ( 2Сол. 2:2 , сн. 3:17), утверждали, что день пришествия Христова наступит вскоре, и этим навели уныние на Фессалоникийцев; так что все почти прекратили свои обыкновенные занятия. Апостол Павел должен был успокоить их умы: и во втором послании излагает предварительные знамения близкого пришествия Господня ( 2Сол. 2:1–12 ), внушает им заниматься своими делами и удаляться от бесчинных, и, наконец, указывает признак, по которому они могут отличать истинные послания его, от подложных. 3. Послание к Галатам. Галатия, или Галло-Греция – Малоазийская провинция, населена была выходцами из Галлии, которые переселились туда в 280 году до Р. Хр. Апостол проповедал Евангелие Галатам во время второго своего апостольского путешествия ( Деян. 16:6 ), и слово Божие было принято ими с особенным усердием. Но в отсутствии Апостола, лжеучители начали унижать достоинство Павла, представляя, будто он разногласит с прочими Апостолами, внушали Галатам соблюдать обряды Моисеева закона, и уверяли их, что, «если не обрежутся, то не спасутся».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Господь Иисус приидет на землю и убьёт его духом уст своих ( 2Сол.2:8 ). Мы ещё не дожили до времени антихриста и, следственно, времени второго пришествия Христова. Но это не даёт нам права беспечно ожидать последних времён. Антихрист ещё не явился в своём лице, но дух его, враждебный Христу и Его церкви, живёт в мире со времени появления христианства. Ещё ап. Иоанн писал о своём времени: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что приидет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» ( 1Ин.2:18 ). Не гораздо ли, следственно, ближе к этому времени мы? Ап. Павел, изложивший полнее всех апостолов учение об антихристе, тоже говорил о своём времени, как о времени так сказать нарождения антихриста, величайшего беззаконника: «тайна беззакония уже в действии и не совершается только потому, что есть нечто удерживающее ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодать Свят. Духа. Можем ли быть уверены, что не нашему времени суждено видеть рождение тайны беззакония в лице антихриста? Разве не в наше время с неудержимою силою, как никогда, распространяется антихристианский образ мыслей, нехристианские правила и обычаи? Пусть и наш век нескуден образцами веры и благочестия. Но мняйся стояти пусть бережётся, да не упадёт и самообольщением да не оттолкнёт от себя благодати Св. Духа, доселе сдерживающей напор враждебных Христу сил. Антихрист, по учению древних отцов церкви, выйдет из среды евреев. Не зловещий ли это признак для переживаемого нами времени? Не в наше ли время еврейство забирает всё большую силу? На западе в его руках сосредоточены капиталы; оно является там господствующею экономическою силою и стремится к политическому преобладанию, имея в своём распоряжении множество политических газет. Оно успело добиться полноправности в одном из южных вновь образованных православных государств 20 . Оно и в нашем отечестве всё больше и больше вторгается в нашу жизнь, особенно экономическую и судебную. Не благоприятная ли это почва для произведения антихриста? Что мудрёного, если еврейство, постепенно превозмогающее над христианами, выдвинет наконец из своей среды страшного деятеля, который станет во главе движения против Христовой веры и сделается гонителем её? Правда, евреи, как мы видели, обратятся в конце веков ко Христу, но обратятся, вероятно, только простонародные массы, как они же обращались к Нему во время земной жизни Его, а не стоящие во главе их представители.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Но мы, ожидая нового неба, и новой земли, на которых обитает правда,» – «потщимся явиться» пред Ним, Спасителем нашим и «предопределенным Судиею живых и мертвых,» неоскверненными и непорочными в мире ( 2Пет.3:11–14 ). « Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением: но долготерпит нас, не желая, чтоб кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). «Долготерпение Господа нашего почитая спасением, – и будучи предварены о сем», «будем беречься, чтобы нам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» в благочестии и соблюдении заповедей Божиих. Будем «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» ( 2Пет.3:15. 17. 18 ). Беседа 8. Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. (1Ин.2:18). Слышали вы, что прежде сказал Иоанн: и мир приходит и похоть его. Желая утвердить мысли читателей в этой истине, он представляет ясное и поучительное свидетельство о том, что мир приходит. Дети, взывает он, последнее время. И как вы слышали, что «придет» антихрист; и теперь появилось много антихристов; то мы и познаем из того, что последнее время. Сказав: последнее время, Апостол далее показывает, почему говорит так. Как вы слышали, что придет антихрист; и теперь появилось много антихристов. Вот основание тому, что теперь последнее время. Христиане, к которым писал Иоанн, слышали, что Иисус Христос предсказывал о том, что в последнее время придет антихрист ( Ин.5:43 ), и восстанут лжехристы и лжепророки ( Мф.24:24 ). Об этом учили Апостолы ( 2Сол.2:4 ; Евр.10:87 ). Без сомнения, сам Иоанн устно передавал то же предсказание, как слышанное непосредственно от самого Господа. Но о чем прежде предсказывали, то теперь стало сбываться на самом деле. Слышали, что придет антихрист; и теперь появилось много антихристов. Антихрист изображается как главный противник Христов, которого апостол Павел называет «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Сол.2:3.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010