Так по всему видно, что второе послание к Солунянам написано не прежде, а после первого, как всегда принималось и принимается всеми. Когда же именно? — Немного спустя после первого, в тот же год, когда святой Павел находился еще в Коринфе и, вероятно, пред концом его там пребывания. Что святой Павел был в ту пору еще в Коринфе, это видно из того, что в надписании послания сего он вместе с собою ставит и спутников своих — Силу и Тимофея, а они оба вместе были при нем только в Коринфе. После же отбытия святого Павла из сего города, святого Тимофея встречаем при нем в Ефесе (Деян. 19:22); но о святом Силе нигде уже потом не поминается как о спутнике святого Павла. Поэтому нельзя относить написание второго послания к Солунянам к какому-либо времени после пребывания святого Павла в Коринфе и к какому-либо другому месту, кроме Коринфа. Что оно писано к концу пребывания святого Павла в Коринфе, можно наводить из того, что в нем (2Сол. 3:2) Апостол просит молиться об избавлении его от злых и лукавых человеков, чем намекает он, вероятно, на восстание против него в Коринфе (Деян. 18:12—17); а оно случилось пред концом его там пребывания (Деян. 18:18). Таким образом, если первое послание написано в 54 году, то нет основания относить к позднейшему этого года времени написание и второго. 3. Разделение    Из содержания сего послания уже видно, какой состав его и какие в нем части.    После обычных надписания и приветствия — (2Сол. 1:1, 2) святой Павел сначала хвалит доброе в солунянах и воодушевляет их на терпение — (2Сол. 1:3—12); потом рассеивает их неправые мысли о втором пришествии Христовом с нравственными из того уроками — глава 2; наконец обличает бесчинно ходящих и убеждает их исправиться, вставляя это обличение в заключительную речь — глава 3. Означим эти части так: часть первая — воодушевительный очерк светлой стороны солунян; вторая — вероисправительная; третья — нравоисправительная.    Более подробное развитие мыслей каждой части будет помещаемо в самом Толковании. Предисловие

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского, будет являться потомком Дана, одного из двенадцати сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи! ( Быт.49:17–18 ). Не менее устрашающие слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем ( Иер.8:16–17 ) 1350 . В Книге Откровения (см.: Откр.7 ) перечисляются запечатленные от всех колен Израилевых, но среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново. Это тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова произойдет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны, подобно тому как Бог Слово воплотился от Девы. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно вочеловечению Господа, – да не будет, – но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действие сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу вселиться в него» 1351 . Слова преп. Иоанна Дамаскина тождественны с учением Священного Писания: ...которого (антихриста. – О.Д.) пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского , «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» 1352 . Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие от среды удерживающего теперь ( 2Сол.2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В 2Сол.2:6 об антихристе говорится: ...ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Словам синодального перевода что не допускает соответствует греческое τ κατ χον – буквально «держащее или удерживающее» (слово употреблено в среднем роде). Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. Однако в ст. 7 говорится: ...тайна беззакония... не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий ( κατ χων)... Грамматическая форма здесь, скорее всего, указывает на лицо мужского рода. Общепринятого толкования на эти слова апостола нет 1353 , поэтому под «удерживающим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Некоторые отцы под «удерживающим» также понимают Святого Духа 1354 . 2.3.2. Брань антихриста с царством Христовым

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Время близко», т.е. события, о которых идет речь в Откровении, не заставят долго ждать себя. События эти, относящиеся к судьбам Церкви и мира, обращают взоры наши к последним временам пред обновлением мира, которое последует вслед за вторым пришествием Христовым. О том, когда будет второе пришествие Христово, никто не знает, ибо сказано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24:36 ). Впрочем, Спаситель указал некоторые признаки близости этого дня, например, всемирная проповедь Евангелия, великие знамения в солнце, луне и звёздах, а на земле уныние народов, необычайный морской шум, и в особенности появление лже-мессии и лже-пророков, творящих величайшие чудеса, чтобы прельстить в поклонение себе даже избранных. «И вот, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» ( Мф. 24:33 ). Св. Апостол Павел предупреждает современных ему христиан не спешить колебаться умом от всякого слуха, что будто уже наступает день Христов. «Да не обольстит вас (говорит св. Апостол) никто никак: ибо день тот не приидет, доколе не приидет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол. 2:2–5 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Сол. 2:7–13 ). Какое же оружие против духа отступления дает св. Апостол христианам Фессалоникийским? В чем заключается противоборствующий дух спасения, удерживающий совершение тайны беззакония? Апостол ответствует на это в том же послании: «Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). Для чего нужно предание? Для руководства к правильному разумению св. Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Св. Василий Великий говорит о сем следующее: «из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто невеликую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче от проповеди апостольской оставим пустое имя» (Прав. простр. катехизис, стр. 6, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Вы же, братия, не стужайте доброе творяще ( 2Сол. 3:13–15 ), т. е. не унывайте и не ослабевайте вообще от непрерывных трудов и подвигов доброделания и в частности не уставайте благотворить. Аще же кто не послушает словесе нашего посланием, сего назнаменуйте (имейте на замечании) и не примешайтеся ему, да посрамится: и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата ( 2Сол. 3:14 ). Очевидно, что Апостол заповедует не отлучение от церкви бесчинников Солунских, которого они собственно и не заслуживали, а только временное житейское отчуждение от них с целю усрамления и вразумления. Вот слова Св. Златоуста по поводу апостольского увещания Солуянам: «Апостол не позволяет, чтобы наказание простиралось дальше надлежащей меры. Ибо как выше сказав: “аще кто не хочет делати, ниже да яст” – из опасения, чтобы не погибли от голода, прибавил: “вы же не стужайте, доброе творяще”; так и теперь, сказав “отлучайтеся и не примешайтеся ему”– потом из опасения, чтобы это самое не отделило его от общества, Апостол прибавил: «и не яко врага имейте его, но наказуйте, якоже брата». Целование моею рукою Павлею, еже есть знамение во всяком послании, сице пишу: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами, аминь ( 2Сол. 3:17, 18 ). Так как по слабости зрения, или по затруднительности своего почерка, или по другой какой немощи телесной, он не собственноручно писал свои послания, а диктовал их писцам, то легко могли злонамеренные противники Апостола выдавать под его именем свои собственные писания и тем повреждать истину апостольского богодухновенного учения. Это и случилось в Солуни. Появившееся там подложное послание, якобы от Павла посланное, поколебало умы Солнунян и произвело сильную, хотя и фальшивую тревогу в сердцах их. В устранение подобной вредной фальши на будущее время Апостол условился поступать так: заключительное приветствие церквам и лицам в конце каждого своего послания, т. е. слова «благодать Господа нашего Иисуса Христа и пр.» всегда приписывать собственной рукой. Так он всегда и поступал в последующее время. Только послание к Галатам все сполна написал своей рукой, что он и выставляет как знак своего особенного к ним усердия ( Гал. 6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Разделы портала «Азбука веры» «Знаешь признаки антихристовы, не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро». Св. Кирилл Иерусалимский Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» ( Мф.16:18 ). Что означают «врата ада»? «У евреев был обычай собираться под председательством старейшин у ворот города для обсуждения вопросов политических, судебных и общественных. Эти собрания являлись высшей инстанцией во всех делах; здесь же возвещались и все повеления Божии. Они обладали определенным авторитетом в народе. На этот обычай евреев делать собрания у городских ворот можно найти указания в кн. Руфи ( Руф.4:1, 11 ). В описании деятельной жены в кн. Притчей ( Притч.31:23 ) говорится, что «муж ее всегда хорошо одет» и что «его хорошо знают в воротах», т. е. он облечен общественным доверием и он принимает деятельное участие в важных собраниях (проф. В.В. Болотов ). Поэтому «врата ада» означают не просто силы адские, а «генеральный штаб» адских сил – наиважнейшее собрание их, посвященное разработке плана генеральной битвы с Церковью. Церковь и ад представляются двумя воюющими силами. И в этой войне с адом Церковь, по слову Христа, останется неодоленной. Адский план борьбы с Церковью в Св. Писании называется «тайной беззакония» ( 2Сол.2:7 ), действующей на протяжении веков и имеющей завершиться появлением антихриста ( 2Сол.2:8 ). Антихрист сможет прийти лишь в результате всемирной апостасии, т. е. отступления народов от Бога и от путей Божиих, когда благодать Божия отступит от людей. «Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве» ( Дан.8:23 ). «Его же есть пришествие по действу сатанину» ( 2Сол.2:9 ). В личности антихриста сосредоточится все зло во всей полноте и силе, какое только сможет воспринять и выдержать природа человека. Подобно тому, как для получения самого чистого и совершенного Плода на древе человеческом, в лице Пресвятой Девы, потребовалось тысячелетнее развитие и совершенствование доброго человеческого семени, так и для получения самого скверного плода, способного вместить в себя всю злобу сатанинскую, требуется усилие целого ряда поколений человеческих в отношении наибольшего развращения и осквернения природы человеческой на почве безумной ненависти ко Христу и борьбы против Его Церкви. «Можно допустить, – говорит проф. Беляев, – что природное и приобретенное зло, накопляясь постепенно в длинном ряде предков антихриста, передаваясь с каждым новым поколением, в самом антихристе достигнет такой степени силы, какую только сможет вместить, проявить и выдержать человеческая природа. В нем зло, живущее в человеческом роде, достигнет предельной вершины своего развития» («О безбожии и антихристе», т. I, с. 193).

http://azbyka.ru/antihrist

Отв. Они завещают его принимать и хранить наравне с Писанным Словом Божием. Ап. Павел учит христиан: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Тот же Апостол заповедует уклоняться «от всякого брата, поступающего «бесчинно», а не по преданию, которое приняли Апостолы от Христа ( 2Сол.3:6 ). Вопр. Каким путем можно убедиться, что содержимое Православною Церковью Предание ведет свое начало, действительно, от времен Апостольских? Отв. Об Апостольском происхождении Православного Церковного Предания свидетельствуют Церковная история, – истинное «свидетельство человеческое», которого не отметает Слово Божие ( 1Ин.5:9 ), – и строгое согласие по духу Церковного предания с учением Евангельским. Вопр. Почему же Христос Спаситель запретил держаться «Предания старцев» ( Мф.15 )? Отв. Потому, что это предание было противным Слову Божию. – Ап. Павел, имевший «ум Христов» ( 1Кор.2:16 ), велит содержать в неприкосновенности Евангельския предания ( 2Сол.2:15 ); вымышленные же человеческия предания, извращающия дух Заповедей Божиих, он осуждает. – Таково было предание «старцев» относительно ядения хлеба неумытыми руками. Без омовения рук фарисеи не садились за трапезу; бедных же и нищих не жалели. Это фарисейское предание «старцев» было ложью пред Господом. Его и осудил Христос ( Мф.15:7–9 ). Глава вторая § 1. О вере Евангельской Вопр. Чему главным образом научает нас Слово Божие, писанное и устное? Отв. Оно научает нас живой вере в Господа Иисуса Христа ( Ин.20:31 ). Содержание этой веры Церковь Православная исповедует в особом правиле или Символе веры . Вопр. Из скольких частей состоит православный Символ веры ? Отв. Он состоит из 12 частей или членов. Вопр. О ком говорится в первом члене нашего Символа? Отв. В первом члене Символа веры говорится о Боге, – Едином Творце и Промыслителе мира, как написано у Апостола: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас» ( Еф.4:6 ). Вопр. Как пояснить, что все христиане веруют во Единого Бога и признают в Нем одновременно Троичность Лиц?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

На какое время указывает нам, спрашивает Гильгенфельд, такое представление антихриста? Я думаю, отвечает он, на последнее время Траяна. Общее гонение на христиан, в котором признали начало суда Божия ( 1Пет. 4:17 ); постоянные преследования и утеснения ( 2Сол. 1:4 ) возмутили сердца христиан. Если уже в третьем году Траяна Иудейско-христианский Элкзай указывал на то, что через три года царствования Траяна последует потрясение всех царств от безбожия (Философумена IX, 16), то дух христианских пророков стал предвозвещать теперь наступление дня Господня, и этот взгляд основывали на Первом Послании к Фессалоникийцам (5и далее), на что указывается и во Втором Послании (2:2). Но всё-таки мы находимся ещё в начале этого преследования христиан, так как отступление огромной части гонимого христианства только ещё ожидается ( 2Сол. 2:3 ). Консервативный приверженец Павла в Македонии, или близь неё, в это тревожное время почувствовал призвание потушить, во имя Павла, мечтательное ожидание. Присоединяясь к Апокалипсису Иоанна, семь римских императоров которого уже Послание Варнавы (4 гл.), согласно с Даниилом (7:24), преобразовало в десять царей, с включением трёх Флавиев до их низвержения малым царём (Нервой), автор Послания указал на существующую ещё задержку для явления антихриста через фактическое существование Римской империи и её сильного владыки – Траяна, этого держащего ещё. На последнее время Траяна указывает и внутренняя сторона изображения. Существующая уже деятельность тайны беззакония, вершиной которого внутри христианства будет самообоготворение, придаёт представлению об антихристе уже еретическую черту. Но именно при Траяне последовало начало публичного появления христианской ереси гностицизма. И самообоготворение внутри христианства ( 2Сол. 2:4 ) является гностической чертой, которая именно принадлежала первовиновникам гностицизма 1196 . Гипотеза Гильгенфельда, что учение о человеке греха есть дальнейшее развитие учения об антихристе Апокалипсиса, есть чистая фантазия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Повод к написанию второго послания к Фессалоникийцам Содержание послания Время и место написания послания Подлинность послания Глава 1 2 3     Повод к написанию второго послания к Фессалоникийцам Кем и как было доставлено первое послание Апостола Павла в Ф., об этом можно лишь гадать. Государственная почта, введенная Императором Августом, обслуживала лишь нужды чиновничества и властей; отсюда частная корреспонденция могла доходить до адресатов лишь через руки специальных посыльных или же друзей и случайных путешественников. Нужно думать, что послание Апостола Павла было доставлено в Ф. через посредство какого-нибудь христианина, так как вверять его в чужие руки было бы весьма опасно. Теперь, что касается действия этого послания на Ф-в, то об этом мы можем судить по содержанию второго послания. Первое послание, несомненно, устранило главное затруднение у Ф-в – именно был разрешен Апостолом вопрос о судьбе почивших до парусии. Нет во втором послании и указаний на отсутствие дисциплины в отношении к предстоятелям и пр. Но, с другой стороны, лицо, доставившее 1 Ф. в Фессалонику, могло принести в свою очередь сведения о том, в каком положении оказалась церковь в Ф-ке после получения послания. Апостол мог получить сведения касательно этого предмета и через посторонних лиц ( 2Сол.3:11 ), бывших в Ф-ке, или же лиц пришедших оттуда со специальною целью – осведомить Апостола о положении дел в юной церкви. Сведения, таким путем полученные, были далеко не так благоприятны. 2-е послание в Ф. и является попыткою со стороны Апостола Павла внести необходимый корректив в тревожное и опасное положение вещей в Ф. Апостол хвалит веру и любовь Ф. христиан ( 2Сол.1:3 ), и говорит об их терпении в гонениях ( 2Сол.1:4–12 ). Последние, видимо, не только не прекратились, но наоборот усилились. Злоба фессалоникского жидовства заразила все население и христиане оказались в самом ужасном положении. Апостол утешает их, хвалит их твердость, и говорит о спасительном для них значении страданий, указывая на то, что «в явлении Господа Иисуса с неба», они получат за это отраду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

III. Имя антихриста употребляется в св. Писании в двояком смысле: а) в смысле общем, и означает всякого противника Христу ( ντ– χριστος), противоборствующего успехам Евангелия и низвращающего или отвергающего его догматы ( 1Иоан. 2, 22; 4, 3 ; 2Иоан. 7 ); б) в смысле особенном, и означает собственно противника Христу, имеющего явиться пред кончиною мира для противодействия Христианству ( 2Сол. 2, 3–12 ; 1Иоан. 2, 18 ). О лице этого антихриста, его свойствах и действиях есть в Слове Божием учение прямое и довольно ясное, и есть только намеки и таинственные предсказания, смысл которых для нас недоступен, и на основании которых издревле существовали между учителями Церкви одни частные мнения. 1) Из ясного учения об антихристе, изложенного преимущественно во втором послании к Солунянам (гл. 2), видно, что он – а) Будет определенное лицо и именно человек, но только человек беззаконный под особенным действом сатаны. Открыется, говорит св. Павел, человек беззакония, сын погибели…, беззаконник, егоже есть пришествие по действу сатанину ( 2Сол. 2, 3. 8. 9 ). И св. Отцы и учители Церкви – Ириней, Ипполит, Тертуллиан , Евсевий, Иоанн Златоустый , Амвросий и другие единогласно признавали антихриста за определенное лицо и за человека 1939 . Касательно же отношения к нему диавола одни полагали, что антихрист будет как бы сыном или исчадием сатаны 1940 ; другие, – что сатана как бы поселится в нем, и будет употреблять его орудием, действуя в нем сам собою 1941 ; третьи, – что в лице антихриста воплотится непосредственно сам диавол 1942 . б) Будет по характеру своему отличаться необычайною гордостию и выдавать себя за Бога: противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, аки богу, и показующу себе, яко бог есть ( 2Сол. 2, 4 ). в) Для достижения своей цели будет проповедывать ложное учение, противное спасительной вере Христовой, учение обольстительное, которым и увлечет многих, слабых и недостойных: его пришествие… во всякой лести неправды в погибающих: зане любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде (- 2, 10–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Часть первая. Воодушевительный очерк светлой стороны солунян (2Сол. 1:3—12) После того, как было отослано к солунянам и ими получено первое послание, святой Павел получил новые вести о состоянии сей Церкви, в общем очень утешительные; но в некоторых частностях тамошние христиане требовали исправления, — и относительно догматов веры, и относительно поведения, — что и побудило его написать второе послание. Начинает он его с утешительного, — с похвалы за то, что в них есть хорошего, с воодушевлением на твердость в добре и молитвою о том, — начинает так для того, чтоб проложить дорогу и речам исправительным и расположить к любовному их принятию. Солуняне преуспевали в добродетелях, какие и прежде отметил в них Апостол и какими отличаться должно всякое христианское общество (1Сол. 1:3). Радуясь тому, Апостол 1) благодарит Бога, что в них превозрастает вера и множится любовь, так что он не мог не хвалиться пред другими как этими их добродетелями, так, особенно, терпением среди гонений и скорбей (стихи 3, 4). Как эта светлая сторона внутренняя омрачилась неотрадным положением внешним и, следовательно, с этой стороны солуняне требовали преимущественно поддержки, то святой Павел вслед за тем 2) выставляет такие истины, которые могли воодушевить солунян на терпение и ни во что ставить все нападки, именно: будет суд, на котором неверы, — гонящие, — будут посрамлены и осуждены на вечные мучения, а верующие, — гонимые, — прославлены (стихи 5—10). Затем, так как это счастливое разрешение их участи на суде зависит от непоколебимости в вере и постоянства в доброй и христианской жизни, то Апостол прилагает 3) молитву о том, чтоб Бог сподобил солунян выдержать себя до конца, как требует христианское звание, для прославления в тот день Господа в них и их в Нем (стихи 11—12). Судя по сему содержанию первой части послания, очень справедливо озаглавить ее: воодушевительный очерк светлой стороны Солунской Церкви. 1. Похвальные качества христианской жизни солунян (2Сол. 1:3, 4) 2Сол. 1:3.   Благодарити должни есмы Бога всегда о вас, братие, якоже достойно есть, яко превозрастает вера ваша, и множится любовь единаго коегождо всех вас друг ко другу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010