101 » Увещавал мучитель святого Трофима принести жертву идолам, да избавится он лютых мук и смерти. Святый мученик отвечал: «Смерти, если бы я и хотел избегнуть – избегнуть невозможно. Если ты не убьешь меня; то по самому естеству я должен умереть. Нужно смертью приобресть жизнь, несравненно лучшую сей жизни, исполненной стольких зол и кратковременной 102 . «Что тебе за польза от тех мук, которые ты терпишь за Бога своего?» спрашивал мучитель святого Фирса. Святый мученик отвечал, что мне не терпеть временных страданий, когда воздается мне за то царство небесное и нескончаемые блага? 103 О последней судьбе мира и человека Не только все люди умрут, но и весь мир видимый прейдет и получит другой, обновленный вид. Нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человек ( 2Пет.3:7 ). Но прежде сего последнего дня мира – будет пришествие антихриста и воскресение мертвых. Об антихристе Имя «антихрист» значит «противник Христу». Апостол Павел говорит о нем, что это будет человек беззакония, сын погибели, котораго пришествие сделается по действию сатаны ( 2Сол.2:3, 8:9 ). Это будет человек, чрез которого диавол будет противодействовать успехам христианства, и будет гнать всех верующих во Христа. Он будет иметь царскую власть, насильно распространит свое влияние на все народы, будет отличаться необычайною гордостью, объявит себя богом, будет совершать ложные знамения и чудеса и требовать себе божеского поклонения. На тех, кои будут исполнять волю его, он наложит свою печать и будет награждать их; а противящихся предавать ужасным мучениям ( Апок.13:17:15 ). Царство антихриста будет продолжаться три года с половиною. Для противодействия ему, Господь пошлет двух пророков, по толкованию некоторых отцов церкви, Еноха и Илию, которые будут прорицать, сотворят чудеса и по скончании проповеди будут умерщвлены, потом чрез три с половиною дня воскреснут и вознесутся на небо ( Апок.11:312 ). Антихриста поразит Сам Господь Иисус Христос явлением пришествия своего ( 2Сол.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Если предтечи антихристовы – Нерон, Арий и др. отвергали Сына Божия и гнали христиан, то тем более будет уничижать Его человек беззакония, который воздвигнет войну со Святыми Божиими. Подробное раскрытие сих действий антихриста представлено в Апокалипсисе. И даны были ему уста, говорящие гордо и, богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущим на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их ( Апок.13,5–7 ). О том говорит и пророк Даниил: и против Вышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего ( Апок.7:25 ), выдавая себя за Бога Превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, сядет во храме Божием, как Бог ( 2Сол.2:4 ). Назвав себя Богом, антихрист сам будет иметь над собою некоего крепкого бога, т. е., диавола. Богу крепостей будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями ( Дан.11:38 ), свидетельствует Святой Пророк. Глава VII. Сооружение антихристом своего престола в Иерусалимской церкви Енох и Илия сделают брань с антихристом в Иерусалиме; там они убиются и тела их будут на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят ( Апок.11:5 ). Из сих слов мы видим, что антихрист принятый Иудеями за Мессию – царя земного, утвердит свой престол в духовном Содоме, т. е. в Иерусалиме, на престоле Давидовом. По свидетельству Апостола, он обновит Иерусалимскую церковь и сядет в ней как Бог ( 2Сол.2:4 ). Святые Отцы – Киприан, Кирилл Иерусалимский , Григорий, Ипполит и Иоанн Златоуст – церковью Божиею и Святым местом называют храм Соломонов. Св. Иоанн Дамаскин замечает, «что антихрист поставить престол свой не в нашем храме, но в Иудейском, ибо он пришел не к нам, но к Иудеям, и не за Христа, но против Него». Св. Андрей говорит, что «он оснует свое царство в Иерусалиме, по подобию Давида, сыном которого, по плоти, был Христос, наш истинный Бог , сделает сие ради того, чтобы уверить всех, что он есть Христос, исполняющий пророческие слова: восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю ( Амос.9:11 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Ясно, что он говорит о таком пришествии, при котором от них потребуется отчёт в их жизни, чего не было при разрушении Иерусалима. Равным образом и Фессалоникийцы ждали второго, видимого, пришествия Иисуса Христа для суда над миром, ибо они колебались умом и смущались от слухов, будто наступает день Христов ( 2Сол. 2:2 ). А если бы под днём Христовым они разумели день разрушения Иерусалима, то чего им было бояться? Ведь, они жили не в Иерусалиме и не в Иудее, а в Греции. Допустим, что среди Фессалоникийцев были и христиане из Иудеев, всё-таки и таковых разрушение Иерусалима не касалось 1085 . Во многих местах Писания днём Господним, днём Христовым, днём Господа нашего Иисуса Христа называется день, в который будет воздаяние всем людям, а не одному Иудейскому народу, и которое будет состоять в наказании грешников и в награждении праведников ( 1Сол. 4:13–18; 5:2 ; Флп. 1:10; 2:16 ; 1Кор. 1:8; 5:5 ; 2Кор. 1:14 ). А слова Апостола Петра: Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет. 3:10 ), ясно показывают, что в день Господень будет кончина мира, а не разрушение Иерусалима. Замечательно, что и Апостол Павел говорит Фессалоникийцам, что Господь Иисус при явлении Своём с неба совершит отмщение в пламенеющем огне ( 2Сол. 1:7–8 ). Следовательно, он говорит о том же пришествии, о каком говорит и Пётр. Здесь же Павел говорит, что Господь явится с Ангелами; и Иисус Христос говорит, что Он придёт на страшный суд со всеми Ангелами ( Мф. 25:31 ). Неверны и произвольны и прочие положения в толковании Гуго Гроция. Он относит написание Послания ко второму году царствования Калигулы, или к 38 году по P. X. Но на самом деле оно было написано долго спустя после смерти Калигулы, уже в царствование Нерона. По крайней мере, это принято теперешней наукой. Но если это так, то падают все положения Гуго Гроция: под человеком греха Павел не мог разуметь Калигулу, потому что об умершем уже Калигуле нельзя сказать, что он откроется, сядет в храме Божием; а если человек греха – не Калигула, то и под держащим нельзя разуметь Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

6. О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плач и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная. Ту будет плач и скрежет зубов, не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф. 8:12; 13:42, 50; 25:30 ). Между нами и вами, – сказал праведный Авраам богачу, находящемуся во аде, – пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуду, к нам преходят ( Лк. 16:26 ). Иже муку приимут, – засвидетельствовал Апостол о грешниках, – погибель вечную ( 2Сол. 1:9 ). § 192. б) Степени адских мучений Впрочем, хотя все грешники подвергнутся адским мучениям, но не все в одинаковой степени: одни будут наказаны больше, другие менее, каждый соразмерно грехам своим. Эту истину ясно возвещает Св. Писание. Христос Спаситель сказал, что раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много. Неведевый же, сотворив же достойная ранам, бием будет мало ( Лк. 12:47, 48 ); что фарисеи, иже снедают домы вдовиц, и виною далече молятся: сии приимут лишше осуждение ( Лк. 20:47 ); что отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей в день судный, неже граду тому, в котором не примут Апостолов ( Мф. 10:15 ), а Тиру и Сидону отраднее, нежели Хоразину и Вифсаиде ( 11:21, 22 ). Св. Апостол учил, что праведный Судья на всеобщем суде воздаст коемуждо по делом его ( Рим. 2:6 ). § 193. в) Вечность адских мучений Но различаясь между собой по степени, мучения грешников во аде нимало не будут различны по отношению к продолжительности: потому что для всех будут равно вечны и нескончаемы. I. Св. Писание, действительно, изображает эти мучения грешников – 1. Вечными. Сам Спаситель засвидетельствовал, что после всеобщего суда Он скажет грешникам: идите от Мене проклятии во огнь вечный..., и идут сии в муку вечную ( Мф. 25:41, 46 ). В послании Апостола Иуды читаем: Содома и Гоморра, и окрестныя их грады, подобным им образом преблудившя, и ходившя в след плоти иныя, предлежат в показание огня вечнаго суд подъемше (- 7 ). Апостол Павел выражается, что грешники муку приимут погибель вечную от лица Господня ( 2Сол. 1:9 ). В Апокалипсисе говорится, что дым мучения грешников во веки веков восходит: и не имут покоя день и нощь ( 14:11 ), и что диавол и клевреты его, вместе с которыми и отъидут в геенну грешники, мучени будут день и нощь во веки веков ( 20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Подлинно, если бы каждый, под предлогом исправления худо сделанного, стал присвоять себе достоинство священства, то никогда не было бы недостатка в предлогах к исправлению, и все перемешались бы между собой так, что мы не различали бы ни начальника, ни подчиненного» (См. на р. м. II, 455). Власть духовного руководства принадлежит особо на то поставленным служителям Церкви. В проявлении своем она должна быть всегда чужда насилия и принуждения. «Наше дело советывать вам и увещевать вас. Советник говорит, что должны, но не принуждает слушателя, предоставляя ему полную свободу – принять или не принять совет» (Б. на Еф. 206 ). Но, кроме кротких мер увещеваний с любовью, пастырь имеет в руках своих и власть; на некоторыя натуры можно действовать только приказанием. Павел повелел Тимофею: обличи, запрети, умоли ( 2Тим. 4, 2 ), по сей причине обличай их нещадно ( Тит. 1, 13 ). В деле руководства важен пример личной жизни пастыря. Подчиненные обычно смотрят на нравы начальников, как образец, и подражают им. По слову Ап. Павла, сам пастырь должен быть первообразом в жизни, являясь перед другими, как образ, как одушевленный закон, как правило и устав жизни благой» (Б. на 1Тим. 178 ). xvi) Характер церковных наказаний по Златоусту Как крайнюю меру к побуждению и исполнению церковного закона, пастырь имеет наказание; но, в отличие от государственных, они чужды материального характера, отличны по цели, имея в виду исправление, отличны и по применению их. Они не касаются политических или социальных положений грешников, а состоят в лишении или ограничении права пользования благами, даруемыми Церковью. Проф. Бердниковым собраны места Св. Писания, относящияся к церковному суду. О суде над мирянами: Мф. 18, 15–18 ; Иоан. 20,22,23 . 1Кор. 5, 1–11 ; 2Кор. 2, 6–11 ; 2Сол. 3, 6, 14, 15 ; 1Тим. 1, 20 ; пр. Ап. 52; О суде над клириками: 1Тим. 5, 19, 20 ; пр. Ап. 31, 32, 74, 75; О наказании мирянам: Иуд. 22, 23 ; 2Иоан. 10, 11 ; 1Иоан. 2, 19 ; 1Кор. 5, 1–11; 16, 22 ; 2Кор. 2, 9–11 ; 2Сол. 3, 6, 14, 15 ; 1Тим. 1, 20 ; Тит. 3, 10 ; Гал. 1, 8, 9 ; пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Хотеть же своими силами побеждать зло, – которое уже побеждено пришествием Спасителя, – показывает непонимание христианских таинств Православной Церкви, и обнаруживает признак горделивой самонадеянности человеческой, которая хочет все делать своими силами, не обращаясь к помощи Божией, тогда как Сам Господь ясно говорит: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15:5 ). – Вы пишете: «в Евангелии говорится, что при конце мира зло восторжествует над добром». В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что в последнее время умалится вера (см.: Лк. 18:8 ), и «за умножение беззакония изсякнет любы многих» ( Мф. 24:12 ). А апостол Павел говорит, что пред Вторым Пришествием Спасителя «явится человек беззакония; сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемого Бога» ( 2Сол. 2:34 ), то есть Антихрист. Но, тут же сказано, что «Господь Иисус убиет его духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» ( 2Сол. 2:8 ). Где же тут торжество зла над добром? И вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное. С другой стороны, несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни, например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, коих прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных и т.п. … В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, кои достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинной верой Христовой… Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: «избранных ради прекратятся дние оны» (ср.: Мф. 24:22 ). И опять: во все времена были люди, кои предавались различным порокам и беззакониям, или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом ( 1Тим. 6:20 ) и умствуя по земным началам. После этого, есть ли хоть малейшие признаки всеобщего нравственного совершенствования на земле? Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Глава III Увещание к молитве за успех Апостольского благовестничества и за самого благовестника (1–5), завещания Апостола Фессалоникийцам касательно бесчинных, праздных и непослушных (6–13) и указание братолюбных по отношению к ним мер (14–15). Призывание читателям мира от Господа, собственноручное приветствие и ниспослание благодати Христовой (16–18). С этой главы начинается увещательная часть послания, причем нельзя не заметить, что по своему построению наше послание очень близко подходит к первому, разделяясь на две части – повествовательно-изъяснительную, и увещательную. Последняя, как и в 1 Фес., начинается выражением το λοιπν. 2Сол.3:1 .  Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2Сол.3:2 .  и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Ап. просит ф. молиться об успехе евангельской проповеди , чтобы последняя имела такой же успех у Коринфян, как и у них. « Да слово Господне течет и славится» – по-слав.; τρχη και δοξζηται – по-греч. Первый глагол подчеркивает живую и действенную природу слова Божия, и желание Ап., чтобы оно все более и более распространялось, а второй указывает на внутреннее признание, выражающееся в прославлении С. Б. (ср. Пс 146и Пс 19 ) и следующее за признанием его. Во втором стихе Ап. частнее указывает, почему он просит молитв ф. общины – чтобы избавиться от испорченных и злых людей. На кого намекает здесь Ап. Павел? Что здесь имеются в виду определенные лица, на это указывает член των. Но где их искать? Едва ли эти враги – иудаисты, борьба с коими разгорелась позднее. Нет оснований их искать и среди самих христиан, ибо выражение «не во всех вера» собственно значит: «вера не есть удел всех», и имеет более широкое приложение, чем к одному лишь кругу верных. Значит – этих врагов нужно искать среди неверующего жидовства (в данном случае коринфского), которое всюду гнало и преследовало благовестника Христова. Подтверждения этому дают Деяния ( Деян.17:5, 13, 18:12 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Затем идет группа христологических посланий, раскрывающих учение о Лице совершителя спасения – Иисуса Христа (Еф., Кол., Флп., Евр.) Сюда же относится и послание к Филимону. Третья группа посланий – нравственно-эсхатологического содержания (1 и 2Сол.), – о последних судьбах мира. Четвертая группа – пастырские послания (1Тим.и 2Тим.и Тит.) с изложением правил устройств и руководства христианскими общинами для достижения спасения. С точки зрения хронологической все 14 посланий можно разделить на 4 группы: 1) послания из 2-го путешествия: 1Сол.и 2Сол.ок. 53 г.; 2) послания из 3-го путешествия: 1Кор.и 2Кор.Гал.Рим. (ок. 57–58 г.) – с изложением вопросов об условиях и средствах оправдания. 3) Далее идут послания из первых Римских уз: Еф., Флп., Кол., Флм., Евр. (ок. 63–64 г.) – догматико-христологические, о лице Искупителя Иисуса Христа как Божественной Ипостаси; 4) Группа пастырских посланий (1Тим.и 2Тим.и Тит.), написанных в конце жизни ап. Павла, после освобождения его из первых римских уз (64–67 г.), и выражающих заботу о каноническом устройстве Церкви. Как предсмертный завет великого Апостола звучит второе послание к Тимофею, написанное им во время вторых римских уз, в ожидании близкой своей кончины (67 г.). В основном каждое послание по содержанию состоит из 4-х частей: 1) вступление; 2) вероучительная часть; 3)нравоучительная часть; 4) заключение. 3. Вопросы для повторения Введения 1 . Какие характерные черты благовестия св. ап. Павла. 2 . Указать биографические сведения о св. ап. Павле до начала его миссионерской деятельности. 3 . События первого миссионерского путешествия св. ап. Павла. 4 . Участие ап. Павла на Апостольском соборе. 5 . Как проходило второе миссионерское путешествие св. ап. Павла и какие послания были им написаны в это время? 6 . Привести главные события, и места пребывания ап. Павла во время третьего миссионерского путешествия. Какие послания были написаны из Ефеса и Коринфа? 7 . Какая причина ареста ап. Павла в Иерусалиме? Кесарийские узы Апостола. Почему ап. Павел потребовал суда у Кесаря?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Лука перечисляет нескольких обращенных в Афинах, но у нас нет свидетельств, что апостолу удалось основать там церковь . Афины не упоминаются также ни в одном из его посланий. Создается впечатление, что Павел покинул этот город, разочарованный скудными плодами своих попыток сделать христианство привлекательным для философов. Как бы то ни было, он отправился в Коринф, твердо решив, как он скажет впоследствии, не знать ничего, «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Коринф, столица римской провинции Ахаия (Греция), был огромной торговой метрополией и располагался на морском побережье примерно в 80 км к западу от Афин. Этот город с полумиллионным населением славился своим распутством. Почитание богинь плодородия процветало в самых чувственных и сладострастных формах, делая Коринф известным центром безнравственности. Его репутация была столь плоха, что поговорка «жить, как коринфянин» означала «развратничать». Зато Павлова миссия в Коринфе, в отличие от его миссии в Афинах, – одна из самых успешных во всей истории раннехристианской церкви. Во время его пребывания сформировались общины верующих, причем не только в самом Коринфе, но и в близлежащих городах ( Рим.16:1 : 2Кор.1:1 : 2Сол.1:4 ). По мере роста христианской общины в нее влились некоторые видные люди, в частности, некий Крисп, начальник иудейской синагоги ( Деян.18:8 : 1Кор.1:14 ). Создается, однако, впечатление, что в целом большинство членов коринфской церкви происходили из низших слоев общества ( 1Кор.1:26:6:9–11 ). От языческих обычаев многие отвыкали с трудом; несколько лет спустя апостол все еще обращается к ним как к «младенцам во Христе» ( 1Кор.3:1–2 ). Именно в Коринфе Павел написал самые ранние из дошедших до нас посланий – 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам. В вводном обращении он называет своими спутниками Силуана и Тимофея ( 1Сол.1:1 : 2Сол.1:1 ): Тимофей недавно вернулся из Фессалоник с рассказом о фессалоникийской церкви ( 1Сол.3:6 ). Поскольку Павлу пришлось уйти из Фессалоник раньше, чем он собирался, он с тревогой спрашивал себя, сколь долговечными окажутся плоды его трудов в этом городе. Обрадованный известием, что церковь в тех краях растет, он написал ей письмо, в котором высказывал свое удовольствие и отвечал на некоторые пастырские проблемы. (Подробнее об этих посланиях см. следующую главу.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

1Ин.4:3 ; 2Ин.1:7 ). В этом смысле и сектанты, отвергающие Божество, и Человечество Христа, суть антихристы. В поставленном вопросе, речь, конечно, идет не о тех антихристах, какие были во множестве в век апостольский ( 1Ин.2:18 ); речь идет о том антихристе, который явится пред вторым пришествием Христа. Ясно и точно свидетельствует о последнем антихристе святой Апостол Павел: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога». «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник, котораго Господь Иисус убет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, котораго пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол.2:3–4 ; 2Сол.2:7–10 ). Под «удерживающим» многие понимают законную власть. Для нас важно то, что Апостол называет здесь антихриста человеком греха, сыном погибели, беззаконником, имеющим придти. Ясно, что здесь разумеется одна личность, одно лицо. Папа Римский не ставил и не ставит себя выше Бога при всем своем самомнении. Единственное число «человек греха» не вяжется с нарицательным именем папы: римских пап было много 19 . И Апостол Иоанн в 1 посл. 2, 18 отмечает многих антихристов от одного – последнего. Переходя от буквы Писания к разумению, мы заметим, что y Даниила иногда «царь» означает «царство» (напр., сравн. Дан.7:17 и Дан.7:23 ); отсюда «малый рог» не означает ли царства с несколькими царями? Действительно, как и ныне слово «царь» и предполагает понятия «царства» и наоборот, так и y Даниила допускается такое словоупотребление. Но что касается «последняго антихриста», то и с этой точки зрения понятие о нем нельзя считать общим – ряду правителей т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010