Ап. Павел дает определенное понятие о чудесах, которые совершит антихрист, когда говорит, что он придет по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных ( 2Сол. 2:9 ) и во всякой льсти неправды в погибающих (–10). В сих словах показывается и самое различие антихристовых знамений от чудес истинных. Прежде Апостол сказал, что антихрист будет обладать великою силою и будет совершать чудеса; но дабы христиане не подумали, что враг Божий может совершать знамения истинныя, Апостол называет их ложными. И действительно, они будут лживы по цели своей: «как Сын Божий, родившийся и соделавшийся человеком, говорит древний писатель церковный, доказал свое Божество знамениями и силами: так и сатана откроется в человеке, чтобы посредством лживых чудес показать себя богом» 178 . Они лживы и по происхождению: ибо будуть проистекать от отца лжи, по действу коего и будет пришествие антихриста (–9). Посему-то древние отцы Церкви учили, что «сатана воспользуется им, как орудием, действуя чрез него сам» 179 . Будут лживы чудеса и по существу своему, потому что не будуть превышать естественных, хотя и сокровенных, сил природы,–тогда как в чудесах истинных, по воле Божией, «побеждаются естества уставы». Но будучи ложными во всех сих отношениях, по видимости, они будут подобны истинным. Почему Ап. Павел и говорит, что в них будет выражаться великая сила ( 2Сол. 2:9 ). – Кроме того, в сих же словах Апостола ясно показывается различие между лживыми чудесами и лестию или коварством, коими антихрист будет пользоваться для соблазна слабых в вере. Сказав, что враг Христов придет во всякой силе и знамениих, Апостол присовокупляет: и во всякой льсти, неправды в погибающих ( 2Сол. 2:10 ) 180 . «Одни из слуг антихристовых, говорит св. Златоуст, бывшие при Апостолах, многих прельстили: приидут бо, говорит Спаситель, и многих прельстят; а другие, кои явятся перед вторым пришествием Спасителя, будут еще хуже первых: дадят бо , говорит , знамения и чудеса, яко же прельстити, аще возможно, и избранныя. Здесь Он разумеет и антихриста, и тех, которые будут служить ему. О нем и Павел говорит таким же образом» ( 2Сол. 2:9 ) 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

2Сол.1:9.   Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его. 2Сол.1:10.   Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. «Иже муку приимут, погибель вечную от лица Господня и от славы крепости Его, егда приидет прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших» . Апостол точнее показал великость наказания, назвав оное «вечным» , но дал видеть и славу уверовавших, сказав, что Сам Бог в них прославится и соделается дивным. Поелику в настоящей жизни одни пребывают в злостраданиях и трудах, а иные, живя порочно, наслаждаются обильными благами, в день же суда праведные будут провозглашены и сподоблены венцов, а жившие порочно преданы мучению, то справедливо сказал: «егда приидет прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших» . Ибо тогда все удивятся правдивому приговору Судии. «Яко уверися свидетелство наше в вас, в день он» . Слова «в день он» отнести должно к сказанному выше; ибо «дивен» будет «во всех веровавших в день он» . Свидетельством же назвал Апостол проповедь; сказал же, что они поверили сему свидетельству. 2Сол.1:11.   Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе. 2Сол.1:12.   Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. «За сие и молимся всегда о вас, да вы сподобит званию Бог наш и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе, яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» . Посему-то умоляем Бога всяческих, чтобы вас, сподобившихся призвания, исполнил всех благ и вы произрастили плоды веры. «Делом» же «веры» назвал здесь Апостол терпение в страданиях. Ибо чрез сие, говорит он, и Господь в вас прославится, и вы приобщитесь с Ним будущей славы. Так утешив их упованием будущего, обращает речь к учению о скончании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

Апостолы не могли остаться на земле вечно, но навеки должен остаться непоколебимый их авторитет в Христовой Церкви. В конце своей жизни апостол Павел пророческим взором уже видит, что время его отшествия настало, что течение свое он уже совершил и ему готовится... венец правды у Судии Праведного ( 2Тим. 4, 6–8 ). Дух же ясно говорил апостолу, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим. 4, 1 ). Много лжепророков появилось в мире ( 1Ин. 4, 1 ). Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в забдуждение и заблуждаясь ( 2Тим. 3, 13 ). Как же избежать заблуждения? Нужно держаться учения апостольского. Ты же пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен ( 2Тим. 3, 14 ). О, Тимофей! храни преданное тебе ( 1Тим. 6, 20 ). Но еще в одном и из первых своих посланий апостол Павел внушает всей Церкви: Братия! стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Сол. 2, 15 ). Следовательно, и посланию своему апостол придает полный вероучительный авторитет. Между личностью апостола и его посланием нет различия. Каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично ( 2Кор. 10, 11 ). Все должны знать апостольские послания. Заклинаю вас, – пишет апостол солунянам, – прочитать сие послание всем святым братиям ( 1Сол. 5, 27 ). Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его ( 2Сол. 3, 14 ). Если апостол внушал христианам столь высокое понятие о своих посланиях, то, конечно, послания для преданных апостолу христиан и должны были получить исключительное значение и непререкаемый авторитет, какой имел сам апостол, возродивший их словом своего благовествования. Действительно, такой авторитет послания апостольские и получили. Мы знаем, что солуняне смущены были посланием, как бы апостолом написанным (см.: 2Сол. 2, 2 ). Было подложное послание, надписанное именем Павла. Этот случай и показывает, что апостольские послания с самого начала делались в христианском сознании вероучительным авторитетом; даже лжеучители старались подкрепить свою проповедь подложным апостольским посланием. Подделывают всегда нечто ценное и авторитетное. Сознавая тот вред, какой могут принести послания подложные, апостол Павел принимает даже некоторые меры к тому, чтобы оградить свои послания от подделки. Он снабжает свои послания, написанные чужою рукою, например Тертия (см.: Рим. 16, 22 ), собственноручной подписью. Приветствие моею рукою, Павловою ( Кол. 4, 18 ). Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами ( 2Сол. 3, 17–18 ). Подобно сему и Апокалипсис кончается заклятием ничего не прилагать и ничего не отнимать от слов книги пророчества (см.: Откр. 22, 18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

—107— жизни, сделается для них и началом блаженной жизни; Господь Иисус Христос имеет ключи ада и смерти ( Апок.1:18 ), то есть имеет власть изводить оттуда души умерших, прощая им грехи. Между этими двумя состояниями блаженства и мучения, нет какого-либо среднего состояния, хотя есть различные степени блаженства и мучения, соответственно делам каждого человека ( Ин.14:2 ; Лк.12:48 ). 2) О последней судьбе человечества и мира. Учение о последней судьбе человечества и мира заключает в себе следующие частные пункты: а) о состоянии Церкви Христовой, или благодатного царства Божия, в последнее время его существования на земле. Время это изображается в Свящ. Писании, как время жатвы ( Мф.13:30 ), к которому достигает полного своего развития и зрелости как добро, так и зло. По изволению Божию, представляющему свободу всем: «обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще» ( Апок.22:11 ), – таково состояние добрых и злых в последние времена Церкви. С одной стороны, царствие Божие достигает необычайных успехов, – евангелие царствия Божия распространяется по всей вселенной, оно привлечет к себе всех, способных принять благовестие об искуплении и воспользоваться им; в царствие Божие войдет полное число язычников и евреев ( Рим.11:25–26 ); избранные Божии достигнут святости, недоступной прельщению ( Мф.24:24 ), готовой на всякое терпение до конца. С другой стороны, зло достигнет крайнего своего развития в оскудении веры ( Лк.18:8 ) и отступлении от неё ( 2Сол.2:3 ), в полном охлаждении любви, в умножении беззакония, во всех видах нечестия и законопреступности ( 2Тим.3:2–8 ); наконец, откроется человек беззакония, сын погибели, противник Бога Христа, потому именуемый «антихристом» ( 1Ин.2:22 ). В нём сосредоточится всё, что есть на земле греховного и враждебного церкви Божией. Отвергая Бога, он будет выдавать за Бога себя и требовать признания от других ( 2Сол.2:4 ), отверзет уста свои для хулы на Бога, —108— чтобы хулить имя Его и жилище Его ( Апок.13:6 ), то есть Церковь , – будет иметь власть над всяким коленом и народом, языком и племенем, покоряя себе всех своим могуществом и обольщением; но заблуждение будет простираться на тех, которые не веровали истине, по некоему попущенному Богом действию заблуждения, будут верить лжи. Антихристу дано будет вести войну со святыми и победить их, тогда поклонятся ему все, живущие на земле, кроме предопределенных и избранных ко спасению от создания мира ( Апок.13:7–8 ). «Тогда будет скорбь велия, якова же не бысть от начала мира доселе, ниже имать быти, и если бы не прекратились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных прекратятся те дни» ( Мф.24:21–22 ). Это будет последняя борьба антихристианского направления против веры и благочестия. Она будет прекращена непосредственным явлением на земле самого Главы и Господа своей Церкви, вторым пришествием Иисуса Христа, Который истребит противника и противление духом уст Своих ( 2Сол.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 . Время второго пришествия Христова известно только одному Богу, и потому нам надобно жить так, чтобы всегда быть готовыми к нему. Апостол говорит, что придет день Господень, т. е. Страшный Суд, как тать (вор) ночью, т. е. неожиданно ( 2Пет.3:10 ). Поэтому Господь говорит нам в Евангелии: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет (для Суда) Сын Человеческий (Он Христос) ( Мф.25:13 ). Эта неизвестность изображена Господом в притчах о рабах, которым неизвестно, когда возвратится домой их господин ( Лк.12:36–38 ), и о десяти девах, ожидающих жениха своей подруги, также не знающих часа его прихода ( Мф.25:1–13 ) 26 . 13 . Хотя время второго пришествия Христова неизвестно, но в слове Божием открыты некоторые признаки, по которым можно гадать о близости его, как-то: 1) уменьшение веры и любви между людьми, 2) умножение пороков и бедствий, 3) проповедание Евангелия всем народам и 4) пришествие Антихриста ( Мф. 24 гл.). 14 . Антихрист с греческого значит „противник Христу“. Так называются все противящиеся учению, но собственно под этим именем разумеется беззаконнейший человек, который явится при конце мира. Апостол говорит, что за нечестие людей Бог попустит явиться Антихристу, чтобы обличить слабых в вере и неверующих и прославить Своих святых ( 1Сол.2:10–11 ). Антихрист будет стараться истребить христианство , но, вместо того, сам погибнет ужасным образом. 15 . О явлении и действиях Антихриста из Священного Писания заимствуются следующие сказания: 1) Пред пришествием его будут посланы с неба святые Енох и Илия, чтобы, удержать людей от веры в него. Их убьет Антихрист, но они воскреснут и вознесутся на небо ( Откр.11:3–12 ; Сир.44:15 ; Мал.4: 5–6 ). 2 . Антихрист будет человек, действующий силою злого духа ( 2Сол.2:9 ). 3 . Он сделается царем на всей земле и будет такой гордый, что станет требовать поклонения себе, как Богу ( Дан.11:36 ; Откр.13:2 ; 2Сол.2:4 ). 4 . Антихрист будет проповедовать обольстительное учение, которым будут считаться страсти и пороки, например, злоба, пьянство, распутство и т. п. за добродетели ( 2Сол.2:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

К сему апостол присоединяет наставление о будущем пришествии Христовом и успокаивает относительно некоторых обстоятельств, коими возмущались ожидавшие пришествия Христова (4, 13–5:11). В заключение дает различного рода наставления (5, 20–21) [между прочим относительно «προφητιν χρισμα» – не унижать его отвержением и не принимать без духовного испытания] вместе с благожеланиями (5, 22–28). 766 Если недавно, вопреки главным образом Hoffmann " y Die h. Schr. N. Т. im Zusammenh. Th. 1. Thess–Brr. 1862., I. c; д Laurent Neutestamentl. Studien Goth. 1866. S. 49. ff. (по примеру уже Гроция Annot. in N. Т. Par. 1644), H. Ewald в его Jahrb. der bibl. Wissensch. Gött. 1851. S. 250 и Baur (о нем смотри ниже) из нашего второго послания к Солунянам, не обинуясь (не придавая решительно никакого значения древнейшему постоянному преданию) сделали первое, а из первого второе, то их легко придуманная и потому легкомысленная аргументами, опирающаяся только на субъективных основаниях (будто место 1Сол. 4, 11 есть цитата из 2Сол. 3, 12 ; в 1 посл. к Сол. бедствия солунской церкви представляются уже прекратившимися, а во 2 посл. еще существующими; говорящее о втором пришествии места 1Сол. 4,13–17 и 2Сол. 2, 1 . всего естественнее располагаются будто бы так, что последнее предшествует первому; в 1 посл. к Солун. фессалоникская церковь представляется уже слишком давно существующею, и особенный признак подлинности посланий Павловых 2Сол. 3, 17 уместен лишь в первом, а не во втором послании!) лишена всякой доказательной силы, даже такой, какую имеет veri simile. 767 Сначала Павел обстоятельно раскрывает (гл. 1) вечную истину второго пришествия Христова; далее показывает, что явление Господа должно быть предварено появлением антихриста (2. 1–12), и присовокупляет (2, 13–3 гл.) разного рода увещания частью напоминая уже сделанные прежде, частью предлагая новые; наконец (гл. 3, 17. 18) заключает послание собственноручным приветствием. 768 Указания на это послание можно находить у Климента Римск.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

К учению о втором Пришествии Христовом св. апостол присоединяет нравственные уроки (ст. 12–22). Здесь апостол сначала: 1) предлагает добродетели, на которых держится строй, твёрдость и благосостояние христианских обществ: увещевает верующих быть в крепком союзе с трудящимися у них пастырями (ст. 12–13) и между собой (ст. 14–15); 2) указывает характеристические черты истинно христианской жизни: христианин должен вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливым, не воздавать злом за зло, но всегда желать всем добра, должен всегда радоваться, непрестанно молиться, за всё благодарить, духа не угашать, пророчества не уничижать, всё испытывать и доброго держаться, удерживаясь от всякого рода зла (5:14–22). В 23–24 стихах указана последняя цель, к которой должен стремиться истинный христианин: сохранить без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа. Здесь – богооткровенное указание на трёхчастность, или трёхсоставность, человеческого существа. Дух – это высшая сторона души, душа – это жизненное начало в человеке. Заканчивается послание просьбой молиться, приветствием и обычным благословением (ст. 25–28). Второе послание святого апостола Павла к Солунянам Повод к написанию второго послания к Солунянам Поводом к написанию второго послания к Солунянам был слух, дошедший до св. апостола Павла, о том, что солуняне, глубоко проникшись мыслью первого послания о внезапности второго Пришествия Христова, стали «колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов» ( 2Сол. 2:1–2 ), то есть что этот день близок. Такому убеждению способствовали ещё и гонения и скорби, претерпеваемые солунянами ( 2Сол. 1:4–5 ). Слова апостола Павла: «мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» ( 1Сол. 4:15 ) стали истолковывать в том смысле, что сам св. апостол Павел надеется дожить до второго Пришествия, и, следовательно, оно очень близко. Такие мысли внесли расстройство в нормальное течение жизни солунян: некоторые оставили всякое попечение о житейском и, бросивши все свои дела, предались праздной, мечтательной жизни, иные в волнении только суетились, не будучи в состоянии спокойно трудиться. Такое настроение поддерживалось лжеучителями, по-видимому показывавшими даже какое-то послание, будто бы апостолом Павлом написанное (см. 2Сол. 3:17–18 ). Получив вести, возможно, от кого-либо из верующих солунян, приезжавших к нему, о таком настроении среди солунян. св. Павел поспешил уврачевать их своим вторым посланием. Время, место и цель написания второго послания к Солунянам

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

По словам преп. Иоанна Дамаскина , «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится» 1355 . Он придет во имя свое ( Ин.5:43 ). Ап. Павел говорит, что антихрист будет превозноситься выше всего, называемого Богом или святынею... ( 2Сол.2:4 ), т. е. будет бороться против всех религий и предметов религиозного чествования. Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе ( Откр.13:5–6 ). Антихрист усвоит себе божественное достоинство и потребует божеского поклонения и служения: ...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Сол.2:4 ). О каком храме здесь идет речь, точно сказать невозможно, – будет ли это восстановленный к тому времени иерусалимский храм или некий другой, наиболее почитаемый и известный в то время. Свят. Кирилл Иерусалимский , например, считал, что здесь речь идет о «разрушенном храме Иудейском» 1356 . Преп. Иоанн Дамаскин отрицал, что апостол говорит о христианском храме, и также утверждал, что антихрист «придет не к нам, но к иудеям» 1357 . В борьбе против христианства и всех своих противников антихристу будут помогать лжепророки, которые дадут великие знамения и чудеса... ( Мф.24:24 ). Апостол говорит, что явление антихриста, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:9 ). Согласно Священному Писанию, сатана даст антихристу силу свою и престол свой и великую власть ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана, искушавший Господа в пустыне, так говорил о своей власти: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:6 ). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, власть антихриста будет единоличная, возможно царская 1358 , потому что и власть сатаны по своему существу имеет монархический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Михаил) (13). д. Вскъ творй грхъ, и торитъ: и грхъ есть (5, 17. 2, 10. Рим. 4, 7 ). 4 . Грех – (μαρτα) – значит собственно «ошибка, недостаток, заблуждение» и, в этом смысле, преступление закона – грех; беззаконие – (νομα) – «сознательное нарушение законов и непризнание их», беззаконие (νομα) употребляется даже прямо вместо «отступление» (ποστασα). (14) Если Апостол Павел сознательного и самого ожесточенного последнего противника Христа, – явного беззаконника ( 2Сол. 2, 8 ) называет человеком греха ( 2Сол. 2, 3 ); то, не потому, что смешивает два совершенно различные понятия, – сам же он в другом месте строго разграничивает их: Рим. 4, 7 . – Антихрист называется человеком греха не по жизни и действиям, а по происхождению, как порождение первородного греха, как беззаконник ( 2Сол. 2, 8. 4 ), имеющий выйти из среды язычества, где еще царствует грех (Ср. примеч. к 19 ст. 2 гл.). – Делающий грех употреблено в противоположность выражению 2, 29. – делающий правду; делает беззаконие – в противоположность выражению 3-го ст, очищает себя. – Всякий делающий грех и не удаляющийся от греха, зная что Господь для того и приходил на землю, чтобы избавить нас от грехов и взять их на Себя, будучи Сам безгрешен (5 ст.), да правдою поживем ( 1Петр. 2, 21. 22. 24 ) – сознательно противится воле Божией (2, 17) – Божественному домостроительству спасения нашего, и – грех вменяется ему как беззаконие, – как преступление, которому он подвергся без борьбы, существенная необходимость которой известна и очевидно сознана. Так объясняет сам Апостол изречение свое о грехе и беззаконии в следующем 5-м стихе. е. И всте, к нъ вис, да грх наш возметъ: и грха въ немъ нсть. (ст. 8. 1, 7. 1Петр.2, 24 . 8, 46. 2Кор. 5, 21 ). 5. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 5 . См. примеч. к 4 ст. – Взять грехи: (ιρειν) не «понести,» (φρειν), в смысле жертвы за грех, как у Иоанна в другом месте ( Иоан. 1, 29 ), а «отнять», «уничтожить» (Феоф. 181) (15). Ср. 1, 7. – Слова: и что в Нем нет греха – 3 ст. 2, 29. – связывают настоящий стих с последующим, показывая основание мысли 6-го ст. (Meyer). – «Грех даже и неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха, и как Сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить. Это и означают следующие слова: всякий пребывающий в Нем, не согрешает (6 ст.)» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

противящегося и превозносящегося выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Сол.1:3–4 ; см. Откр.13:7–8, 15 ). Приставка «αντα» в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, потому что антихрист явится и противником Христа, «будет стараться истребить христианство» 188 ; тем, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании наименование «антихрист» употребляется в двух значениях. В широком значении это всякий, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа ( 1Ин.1:22, 1:3 ). В этом смысле «появилось много антихристов» ( 1Ин.1:18 ). В строгом смысле это наименование употребляется в отношении определенного лица. Господь говорил иудеям: «...иной придет во имя свое, его примете» ( Ин.1:43 ). Апостол Павел называет антихриста «человеком греха, сыном погибели» ( 2Сол.1:3 ). Антихрист будет теснейшим образом связан с сатаной, его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Сол.1:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666». Данная цифра является, по существу, библейским символом мамоны – царства земного изобилия, славы, могущества. Непринятие внутри себя Царства Божия означает духовное вырождение христиан, полное погружение их ума (печать на лбу), всей их деятельности (печать на правой руке как символе деятельности человека) в заботу только об этой жизни, только о том, что есть, что пить и во что одеться, и совершенное оставление мысли о Царстве Божием и правде его ( Мф.1:31–33 ). Этот абсолютный материализм и станет «именем» антихриста как величайшего его идеолога 189 . Тот, кто слишком страстно ищет благополучия, рискует утратить свой смысл, раствориться в мире сем, соединиться с ним в час, когда его внезапно постигнет крушение. Не об этом ли незадолго до революции 1917 года предупреждали святители Филарет Московский , Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник , святой праведный Иоанн Кронштадтский , священномученик Иоанн Восторгов и другие многие наши пастыри? Казалось, православие – мощная сила, и огненное искушение показало, что это действительно так, но одновременно раскрылось, что такое «внешняя видимость».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010