Этим объясняется то весьма неприятное для исследователей обстоятельство, что, вопреки открытым в настоящее время двум древним мостам на западной стороне храма, Иосиф знает и видит здесь только один мост. В его неоднократных упоминаниях о мосте («Antiquitates Iudaicæ», XIV, 4, 2; «Bellum Judaicum», II, 16, 3; VI, 3, 2; VI, 6, 2; VI, 8:1) несомненно разумеется всегда один и тот же мост. Но, спрашивается, который из двух: мост Робинсона, или мост Вильсона? Ближайшее определение этого моста у Иосифа таково, что его как будто можно относить к той и другой арке: «мост соединял храм с Ксистом (крытый коридор для гимнастических упражнений и народных прогулок и собраний или, по типическому выражению 2Макк.4:12, срамной навес) и дворцом Асмонеев»; «ворота храма и мост лежали выше Ксиста, πρ τν ξυστν σαν πλαι κα γφυρα». Место Ксиста и дворца Асмонеев определяется всеми исследователями согласно на противулежащем контрфорсе горы, как раз на средине между мостами Вильсона и Робинсона. И по своему уровню тот и другой мост могут назваться лежащими выше Ксиста. Долгое время, до самого открытия арки Вильсона, исследователи не колебались отождествлять мост Иосифа «над Ксистом» с аркой Робинсона. Но в последнее время многие уже для этой цели предпочитают более северную арку и висячий путь Вильсона и Варрена. «Без сомнения, арка Вильсона есть остаток моста, приводившего из храма в дворец Асмонеев», говорят Эберс и Гуте (Palästina in Bild und Wort, 1:80). Auf bestimmteste aber können wir behaupten, dass die Brücke des Josephus nicht an der Stelle des Robinsonsbogens gelegen haben kann 261 , говорит Шписс (Das Jerusalem des Josephus, 1881:63). В доказательство этого мнения Шписс приводит то, что ворота и мост над Ксистом обозначают у Иосифа тот же пункт, что и башня над Ксистом, построенная Иоанном и его партией над воротами храма: «Между тем башня Иоанна над Ксистом не может быть башнею юго-западного угла, потому что башня этого последнего пункта поименована тут же рядом, под именем третьей башни, на другом углу, против нижнего города» («Bellum Judaicum», IV, 9:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1:21–25). И через два года, собравшись воевать с персами, послал в/129г город Иерусалим – собирать дань. Придя с большой силой (168 г. до н.э.), и сказав с хитростью городу Иерусалиму слова мира, и войдя, он поразил ударом великим, и, разрушив городские стены, весь город сжег и уничтожил. И церковь распутством и скверными жертвами наполнил, a иудеев, не желавших переходить в эллинскую веру и есть скверное, без пощады убивал. многих мужчин, и женщин, и детей многими злыми муками погубив, а Б290 [других] взяв в плен (1Макк. 1:29–32), ушел, князя оставив, чтобы мучить иудеев. Глава 109/130а Некий же иерей Маттафия имел пять сыновей, среди которых был и Иуда Маккавейский. Исполнившись рвением и восстав против князя, он убил его. И, собрав всех своих (1Макк. 2:1–2; 3:23) и придя, срыл нечистые капища эллинские и иудеев, отступивших от Закона, убил (166 г. до н.э.). Антиох же, возвращаясь из Персидской земли после постыдного поражения, от многого уныния заболел и сказал вельможам своим: «Отступил сон от глаз моих, и пал я от многой печали. И теперь вспомнил я И203 о злодеяниях, которые совершил в Иерусалиме, и что за них получил я эти беды, – и вот, я погибаю в земле чужой» (Ср. 1Макк. 6:10,12–13). И повелел вознице своему безостановочно погонять, указывая путь, так как ясно чувствовал, что наказание – от высшего суда. Его охватила/130б боль в утробе и жестокие муки внутри. Случилось же ему упасть с колесницы, так как быстро его везли, и тяжелым падением упал, и все члены тела его расслабились, и настолько усилился недуг его, что и черви вскипели, и от сильных болей распадалось тело его. Б291 Кроме того, от смрада его злополучного и скверного тела все воины очень страдали (2Макк. 9:4–10). тот, кто много похвалялся и много зла совершил, так нелепо /130в уродливо в чужой стране окончил жизнь. И здесь неправедный справедливо наказан был, и там, худо умерев, будет вечно мучиться. Глава 110 После же Антиоха царствовал Антиох, который и (164–162), сын его. При нем Иуда Маккавейский начальников стражи Антиоховой победил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало храмовых праздников относится к древним ветхозаветным временам Церкви Божией. Патриарх Иаков освящение дома Божия праздновал возлиянием на него елея ( Быт.28:18–19 ). По создании скинии при Моисее, освящение ее сопровождалось явлением славы Господней ( Исх.20:24 ); праздник освящения продолжался семь дней, и каждогодно совершаем был праздннк очищения храма ( Лев.16 ). Впоследствии, за 1005 лет до P. X., Соломон соорудил в Иерусалиме и с величайшим великолепием освятил храм, построенный им вместо прежней скинии ( 3Цар.6:37–38 ), и Богу угодно было сие торжество освящения. И ныне очи Мои, – открыл Господь о храме Соломоновом, – будут отверсты, и уши Мои послушни к молению места сего: и ныне избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту даже до века, и будут очи Мои и сердце Мое ту вся дни ( 2Пар.7:15, 16 ). Праздник освящения храма Соломонова продолжался также семь дней ( 2Пар.7:8–9 ). Храм Соломонов за 600 лет до P. X. разрушен был Навуходоносором, царем Вавилонским, которнй, покорив иудеев, большую часть их отвел в Вавилон пленниками, Иерусалим разорил, храм разрушил ( 4Цар.25:9 ). По прошествии 70 лет плена, Кир, царь Персидский, за 350 лет до P. X. дал иудеям свободу возвратиться в свое отечество, восстановить Иерусалим и храм Божий. Один из начальников народа иудейского – Зоровавель, под покровительством царей персидских, создал новый храм и освятил его за 510 лет до P. X. ( 1Ездр.6:16 ) 1933 . Впоследствии оскверненный и почти разрушенный Антиохом Епифаном, царем Сирии, который хотел было ввести у иудеев языческое богослужение и в храме Иерусалимском поставил идола, ветхозаветный храм Божий во второй раз был исправлен и освящен около 170 лет до P. X. Иудой Мавкавеем, священнического рода, военачальником народа иудейского, которому Маквавеи возвратили свободу гражданства и богослужения. Торжество священного обновления храма продолжалось восемь дней с радостию и веселием, и на будущее время установлен был ежегодный в память сего обновления восьмидневный праздник светов (1Макк.4:38–59; 2Макк.1:18) 1934 , который совершался во дни пребывания Иисуса Христа на земле ( Ин.10:22 ). Напоследок храм Иерусалимский сделался жертвой пламени, когда римляне, по приказанию Тита, сына императора Веспасиана, осадили город Иерусалим в 70 г. по P. X. Это разрушение, предсказанное пророками задолго еще до P. X. ( Дан.9:27 ) и наконец Самим Господом Иисусом Христом, положило конец храму ветхозаветному, который Промыслу неугодно было более уже восстановить.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Е. V, 6). В этих же мыслях и чувствах да утверждаются ныне правители и законодатели государственные примером Великого Константина, который ради пользы государственной защищал и поддерживал единую истинную Церковь ! Да будет и о сём наша молитва в настоящий день торжества церковного! Архимандрит Иларион Жданов А.А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. свящ. Д.В. Рождественского//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 81–96 (4-я пагин.). (Продолжение.) —81— то весьма важное обстоятельство, что везде, где упоминается о публичном чтении книги закона Моисеева, необходимо разуметь Второзаконие. В 8-й главе кн. Неемии рассказывается следующее: собрался весь народ, как один человек, на площадь.., и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господ Израилю.. И принёс священник Ездра закон... и читал из него… от рассвета до полудня...; читали... внятно, и присоединяли толкование... И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах 3755 . Если бы чтение закона началось с книги Бытия, то при том способе, каким оно совершалось (чтение с толкованием или переводом), в течение четверти дня, т. е. 6-ти часов, – с рассвета до полудня, сыны Израилевы не дошли бы до предписания о празднике кущей, потому что оно в первый раз упоминается в книге Левит 3756 . Если же читано было Второзаконие, дело объясняется легко: закон о празднике кущей есть в 16-й главе Второзакония, ст. 13 и далее. При освящении стен иерусалимских также состоялось чтение из книги Моисеевой (13, 1) и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моаеитянин не может войти в общество Божие во веки и пр. Приводится место из 23-й главы Второзакония, стихи 3-й и 4-й. – Свидетельства других исторических книг ( 1Мак.1:2 ; 2Макк. гл. 2 и 7) стоят в полном согласии с приведёнными выше. В книгах пророков, начиная с самых древних, иудейских и израильских, можно найти столько буквально заимствованных выражений из каждой книги Моисеевой, столько фактических подробностей, рассказанных в Пятокнижии, что при помощи Пятокнижия и пророков можно выбрать всю библейскую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В воспоминание Введения Пресв. Богородицы во храм Иерусалимский древле учрежден Церковью праздник 21 ноября (4 декабря). Указание на этот праздник можно находить в IV веке в преданиях христиан палестинских, кои доселе указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы и построение этой церкви приписывают царице Елене 426 . В IV веке указание на праздник Введения Богородицы находят также в словах Григория Нисского . В VIII веке в день Введения произнесены были поучения Германом и Тарасием –Константинопольскими патриархами. В IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император византийский, на день Введения сложили некоторые стихиры, ныне поемые Церковью в этот день. Праздник Введения Богородицы есть велпкий, двунадесятый и вселенский. Это есть день отделения от мира Богоизбранной Девы. По песнопениям Церкви, Введение Пресв. Девы есть предображение благоволения Божия, проповедание спасения челевеков, предвозвестие Христа 427 . От Господа приимше обещания плод Иоаким и Аина Божию Матерь, благоприятную жертву во храм введоша днесь 428 . Пророчество Аггеево о втором храме Иерусалимском: велия будет слава храма сего последняя паче первыя ( Агг.2:9 ), со дня Введения Богородицы начало сбываться. Во втором храме, в сравнении с первым, не доставало ковчега завета, пророческого урим и туммим, небесного огня, облака, знаменующего присутствие Божие, и священного елея помазания (2Макк.2:5–9). Несмотря на это, второй храм делается славнее храма первого. В последнем является богоносный ковчег – Пресв. Дева, престол Бога Слова; здесь сияет свет и совершенство (урим и туммим) в Благодатной Деве; здесь огонь небесный – серафимская любовь в Ее сердце; и облак славы Божией – в пречистом теле Ее; и священное помазание – та обильная благодать Св. Духа, которая исполняла Благословенную и от Нее чрез приближение к Ней сообщалась другим ( Лк.1:41 ). Продолжение и богослужнеие праздника Воспоминание Введения во храм Пресв. Девы продолжается 6 дней – с 20 ноября (3декабря) по 25 ноября (8 декабря). В событии Введения Богоизбранной Отроковицы Церковь созерцает исполнение пророчеств царя Давида: предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты твоея, зане Той есть Господь твой, и поклонишися Ему. Вся слава дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев ( Пс.44:10–12:14–16 ) 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мысль о приснодевстве Матери Божией заключает в себе указание на существенное достоинство Её, высшее всех в роде человеческом, и на необходимое свойство Богородицы в собственном смысле; так что самым понятием о Богородице необходимо предполагается понятие и о присводевстве Её, равно как понятие о приснодевственной Матери само собою указывает на единую пречистую Матерь Божию. Основание к разделению учения Веры о приснодевстве Богоматери Св. Церковь представляет догмат о приснодевстве в трёх раздельных истинах. О двух первых истинах: девстве Матери Божией до рождества, и в рождестве, можно сказать, что они с одинаковою ясностью и совокупно изображаются в Св. Писании; а последняя истина: девство всегдашнее и по рождестве, не иначе, как прикровенно, заключается в некоторых указаниях Св. Писания и уясняется более на основании предания Св. Церковью. Посему и в самом раскрытии догмата о приснодевстве Богоматери, с большим удобством можно представить особо: 1) учение о девстве Её прежде рождества и в рождестве, и 2) учение о девстве Её по рождестве. I. О девстве Её прежде рождества и в рождестве Основные свидетельства Св. Писания О девстве Матери Господа нашего Иисуса Христа до времени рождения Его, равно как в зачатии Его и рождении, твёрдые и ясные свидетельства находим: В пророческих словах Исаии о Эммануиле и в Евангельском повествовании о рождении Эммануила – Иисуса Христа. Слова Исаии: се дева во чреве зачнет, и родит, Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ), отнесены Евангелистом, в описании обстоятельств рождества Иисус-Христова, к Мари, обрученней Иосифови, Которая, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Мф.1:18–25 ), Которая есть именно Матерь Эммануила – Дева, предречённая Пророком: се дева... ( Мф.1:23 ). Против неправомыслящих толкователей слова: alma, употреблённого в еврейском тексте пророчества и переведённого у LXX словом παρϑνος – дева, достаточно заметить, что: а. Самое производство слова alma от alam – сокрывал, указывает на возраст девы юношеский; ибо в этом возрасте девы, по обычаю восточных народов, оставались сокровенными от чужих взоров. Как находящимся в состоянии воспитания, так и достигшим юношеского возраста, девам на Востоке не дозволялось оставлять дома родительского и являться в обществе до времени брака; от чего они назывались даже заключёнными (2Макк.3:19; 3Макк.1:15).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . Барон Сало У. Социальная и религиозная история евреев: в 18 т. T. I-IV. М., 2012–2015. 2 . Вандеркам Дж. Введение в ранний иудаизм. М., 2016. 3 . Гретц Генрих, д-р. История евреев с древнейших времён до настоящего времени: в 12 т. Одесса, 1903–1909. 4 . Дубнов С. История хасидизма. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2014. 5 . Дункевич С. Евреи, иудаизм, Израиль: в 2 т. М.: МИК, 2011. 6 . Коган Михаэль. Иудейские праздники. М.: Олма Медиа Групп, 2014. 7 . Стриковский А. Гиюр – путь в еврейство. Антология: история, философия, Галаха. М., Иерусалим: Мосты культуры; Амана; Гешарим, 2001. 8 . Телушкин Йосеф, раби. Еврейский мир. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2012. 890 См.: И о явлениих с небесе бывших благомужествовавшым Иудейства ради любочестно, яко всю страну мали суще опустошаху, и варваров множество прогоняху (2Макк.2:22). 891 Христианство, основываясь на повествовании книги Бытия, настаивает на радикальном изменении, произошедшем не только в отношениях между Богом и Адамом , но и в самой человеческой природе в результате грехопадения. Тление проникло во все составы нашего естества: оно оказалось подвержено распаду, и энтропия стала его приобретённым неотъемлемым свойством. Это глобальное повреждение не могло быть изменено покаянием, признанием вины и даже самой искренней просьбой о прощении. Как говорит об этом святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, «покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи. Если бы прегрешение только было, а не последовало за ним тления, то прекрасно было бы покаяние» (см. Афанасий Великий , свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Греховность как искажение, коррозия природы стали отныне достоянием всех потомков Адама. Христианство называет это явление «первородным грехом». Эта, как бы сказали святые отцы, тленность передаётся из поколения в поколение и является прямым следствием грехопадения, преступления воли Творца и разрыва с Источником жизни. Об этом очень точно и ярко говорится в текстах Нового Завета: Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нём все согрешили ( Рим.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

" . Иеремия же о нем говорил: «Осквернился Иехония, как сосуд, от которого нет пользы, так что отринут был и выведен в землю, которую не знал, говорит Господь. Земля, земля, послушай/111г слово Господне. Запиши мужа этого не нареченным с людьми, потому что не возрастет от семени его муж, сидящий на престоле Давидовом, владычествующий еще в Иудее» ( Иер. 22:28–30 ). И174 Глава 68 После же Иехонии царствовал Седекия, брат отца его (598–587), и сделал злое перед Богом. И начал войну, также нарушив о дани; снова пришел в Иерусалим Навуходоносор и воевал против него два года. И пророчествовавший о гибели города Иеремия (был) связан и брошен Седекией в ров. После того, как он был освобожден от уз, он взял из церкви, по слову Господнему, кивот, и жертвенник, и трапезу, и светильник/112а и незадолго до захвата города скрыл их в неведомом месте, и не найдены . Об этом говорит Маккавейская Книга: «Взошел Иеремия, получив пророчество, на гору, где Моисей, взойдя, видел Божие наследие, и, придя на место, нашел помещение, высокое, как и внес кивот и жертвенник кадильный и заградил вход. И вернулись некоторые из сопровождавших его, чтобы обозначить путь, но не смогли найти. Узнав об этом, Иеремия,/112б негодуя на них, сказал: « это место будет неведомо, пока Господь не соберет собрание народа и Б247 не явится милость. И тогда Господь покажет его и явится слава Господня и как и при Моисее явлено было» (2Макк. 2:4–8). Навуходоносор же, захватив город (597 г. до н.э.), сжег его весь, и Седекию взял в плен, и жену его и детей его перед глазами его убил, a его самого, ослепив и в узы заковав, отвел в Вавилон пленником. Царствовал он три года. Иеремия о нем говорит также: «Так говорит Господь о Седекии: Вот Я предам его в руки царя вавилонского, и поразит его. И примут его проклятие, говоря: Да сделает тебе Господь, как сделал Седекии и которых на сковороде огненной поджарил царь вавилонский/112в за то, что сделали беззаконие в Иерусалиме, и прелюбодействовали с женами граждан своих, и возвещали именем Моим слово, которого Я не повелевал им, говорит Господь» ( Иер. 29:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е) Зверем, восходящим от земли, он называет имеющее быть царство антихриста, а два рога означают и его самого, и с ним лжепророка. Роги его, говорит, подобны агнчим, потому что он имеет уподобиться Сыну Божию и сам показать себя царем; он будет говорить как змий: потому что он льстец и не истенен. А что сказано: и власть первого зверя творят, и творят землю и живущия на ней, поклонитися первому зверю, ему же исцелена бысть язва смертная, то это означает, что, по духу законов Августа, от которого составилась империя Римская, и он будет повелевать и додавать законы, надеясь сам все утвердить в снискать себе большую славу. Ибо это есть четвертый зверь, которого глава поражена и опять исцелена: потому что эта империя (римская) имеет разрушиться, или хотя придет в унижение и разделится на десять царств, – и тогда этот антихрист, на все будучи хитр, как бы уврачует ее и возобновит. Ибо это значит сказанное пророком, что он даст дух образу, и проглаголет образ зверин, он снова даст этому образу бодрость и крепость посредством изданных им законов, и сделаете то, что кто не поклонится образу зверину, будет убит. Здесь явится вера в терпенье святыхъ. Ибо говорится: и сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертанье на десней руце их или на челе их, да никто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имат начертание, имя зверя, или число имени его. Он коварный и надменный и в отношении к рабам Божьим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесете жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дастся на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти. Так умыслил сделать с иудеями и Антиох Епифан, бывший сирийский царь, потомок Александра Македонского. И он, в те времена вознесшись сердцем, издал повеление, чтобы все, поставив жертвенники пред дверьми (домов), приносили жертвы, и увенчавшись плющем, совершали торжество в честь Диониса, а тех, кои не захотят сему повиноваться, после мучений и пыток велел умерщвлять (см. 1Мак.55 ; 2Макк.6:7). Но и он от Господа, праведного Судии в Всевидца Бога, получил достойное возмездие: ибо умер, будучи снеден червями. Желающий в подробности это знать, повествование о сем найдет в книгах Маккавейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Наша христианская любовь к своим ближним не ограничивается одною земною жизнью, не прекращается и смертью, так как по апостолу любовь никогда не прекращается, не перестает ( 1Кор.13:8 ), а пред Богом все люди и живые и умершие – живы суть, так как Он не есть Бог мертвых, но Бог живых ( Лк.20:28 ). Эта любовь наша к умершим нашим братьям должна проявляться в молитвах ко Господу, в поминовениях и милостынях за них. Молитва живого за умершего собрата нашего есть самый лучший плод любви, и православная наша церковь , заботясь с материнской любовью о спасении всех живых своих чад, не забывает в своих молитвах и умерших членов церкви. Пример молитвы за усопших мы находим прежде всего в Священном Писании Ветхого Завета. Во дни благочестивого вождя Иудейского, Иуды Маккавея, когда, при обозрении павших на поле сражения, найдена была в их одеждах добыча от даров идольских (за что они и пали), все Иудеи «благословивше правый суд Господень… к молению обратишася» (2Макк.12:39–42). А сам Иуда Маккавей тогда-же, собрав дары истинному Богу, послал в Иерусалим принести за грех (мертвых) жертву для того, чтобы Бог простил их грехи. Точно также благочестивый Товит завещал сыну своему раздавать милостыню при гробе праведных ( Тов.4:17 ). А премудрый сын Сирахов учит приносить жертвы по усопшим, подавать милостыню и молиться за них ( Сир.7:36 ). И много есть таких мест в св. Писании Ветхого Завета, которые свидетельствуют о том, что еще в Ветхозаветной церкви существовал обычай молиться за умерших ( Исх.13:14 ; Чис.19:11–12; 20:30 ; Втор.9:25; 34:8 ; 1Цар.31:11–13 ; Пс.85:5 ; Иер.16:7 ). Верование ветхозаветной церкви в возможность облегчить участь умерших молитвою и делами благотворительности за них не только не отменено в новозаветной церкви Иисусом Христом и апостолами, но подтверждено и усилено их свидетельствами о нём. Все христиане, как члены одного духовного тела, или церкви, глава которой есть Иисус Христос, должны любить друг друга ( 1Ин.4:11 ); содействовать друг другу в достижении высших целей своей жизни – спасения ( 1Пет.1:3–6 ); молиться друг за друга ( Иак.5:16 ) и за всех людей вообще ( 1Тим.6:18–19 ); подавать милостыни за них, как жертвы благоприятные Богу ( Евр.13:16 ). В другом месте Христос говорит, что всякий грех и хула простится человеку, хула же на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010