Эллинизация Востока имела и положительное значение. Азия была открыта для проникновения греческой культуры, что во многом способствовало будущему распространению евангельской проповеди . Появляется особый разговорный язык, который был понятен во всех пределах греческой, а позже римской империи. Основанная в 332 г. Александрия стала научным центром всего восточного Средиземноморья. Здесь, при Птоломее I Сотере составляется знаменитая библиотека (700.000 книг). А при Птоломее II Филадельфе 72 толковниками-иудеями был сделан перевод Библии на греческий язык. Весь эллинский мир смог приобщиться Божественному Откровению (285 г. до Р.Х.) Книги Маккавейские Общие сведения В греческой, славянской и русской Библии имеются три Маккавейские книги: Первая, Вторая и Третья. Содержание Третьей книги Маккавейской не имеет ничего общего ни с эпохой, и с лицами маккавейского времени. Маккавейской она называется условно, ввиду того, что располагается в Библии после Первой и Второй Маккавейских книг. В Католической Церкви она считается апокрифической. Название «Маккавейские» ведет начало от семейства Маккавеев, или Асмонеев (первоначальное название), подвиги которых описываются в Первой и отчасти во Второй книге. Отец этого семейства священник Маттафия имел пятерых сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первым прославился своими подвигами в неравной борьбе против ига Селевкидов, за что получил прозвище «маккави» – молот, которое перешло к его братьям и вообще ко всей династии. Позднее маккавеями стали называть иудеев, подвизавшихся в защите веры от притеснения гонителей. Церковь , в частности, называет маккавеями семь братьев – мучеников (2Макк.7), ветхозаветных святых, которых она прославляет с древних времён. В знаменитых кодексах греческого перевода Семидесяти содержится неодинаковое количество книг, называемых Маккавейскими: В Александрийском кодексе (V в.) представлены четыре книги, в Синайском (IV в.) – только Первая и Четвертая, а в Ватиканском (IV в.) их вообще нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

1032 . Это учение опирается также и на обычай молитвы об усопших, о которой говорится уже в Священном Писании: «Посему принес (Иуда Маккавей) за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Макк.12:46). От самых ранних своих времен Церковь чтила память усопших и молилась за них, в особенности принося евхаристическую жертву 648 , чтобы, очистившись, они могли достичь блаженного созерцания Бога. Церковь рекомендует также дела милосердия, молитвы об отпущении грехов и покаяние, приносимые во благо душ усопших: «Будем оказывать им помощь и совершать поминовение. Если сыновья Иова были очищены жертвою их отца, то как нам сомневаться в том, что наши молитвы за мертвых приносят им утешение? Будем же без колебаний оказывать помощь отшедшим и возносить молитвы за них» 649 . IV.3. Документ Международной богословской комиссии «Надежда спасения некрещеных младенцев» 650 О документе Тема «Надежда спасения некрещеных младенцев» была определена в качестве предмета изучения Международной Богословской Комиссии. В связи с чем, для подготовки соответствующего документа была сформирована Подкомиссия, состоящая из следующих членов: Игнацио Санна, Базиль Кью-Ман Чо, Петер Дамиан Акпунону, Адальберт Дено, Жиль Эмери, Рикардо Феррара, Иштван Иванксо, Поль Мак-Партлан и Сара Батлер. Председателем Подкомиссии был избран Дон Доминик Велиат. В работе также приняли участие Генеральный Секретарь Международной Богословской Комиссии Луис Ладария, секретарь Комиссии Гидо Поццо и другие члены Комиссии. Общее обсуждение тематики имело место в течение Пленарных Сессий Международной Богословской Комиссии, в Риме, в декабре 2005 и октябре 2006 года. Настоящий текст был одобрен Комиссией в особой форме (in forma specifica) и представлен ее Председателю, кардиналу Уильяму Джозефу Леваде, который, получив согласие Римского Епископа на аудиенции 19 января 2007 года, одобрил публикацию документа. Вопрос о младенцах, умирающих некрещеными, рассматривается в соответствии с принципом иерархии истин, в контексте утверждения универсальности спасительного божественного плана, уникальности и незаменимости посредничества Христова, а также сакраментальности Церкви в деле спасения и признания реальности первородного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

При иерейском освящении храма не бывает миропомазания, которое, быв сообщено антиминсу, уже не повторяется. По положении мощей или антиминса с мощами предстоятель с коленоприклонением, во услышание всех произносит молитву, в которой воспоминаются дивные дела сотворения и спасения мира и испрашиваются Божие благоволение к новозданному храму и обновление в сердцах наших духа правого. По молитве вышед из алтаря с крестом, настоятель четырекратно на четыре стороны осеняет им, при пении лика: «Господи помилуй». После сего начипастся литургия. По древнему обычаю принято в новоосвященном храме семь дней непрерывно совершать Божественную службу. «Думаю, – говорит Григорий Богослов в слове на пятьдесятницу, – что по уважению седмиричнаго числа семь дней по посвящении священник упражняется в непрерывном Богослужении (Исх.29:35), прокаженный очищается ( Лев.13:50 ) и храм освящается ( 2Пар.7:9 )» 761 . Освещение антиминсов независимо от освящения храма совершается архиереем по чину великого или полного храмоосвящения. Антиминсы освящаются пред литургиею – молитвою, кроплением св. воды, миропомазанием, крестным ходом с св. мощами от жертвенника чрез северные врата к царским и кругом престола, при пении: «св. Мученицы» и проч. каждением, вложением св. мощей в антиминсы. Освященные антиминсы 7 дней пребывают на престоле, на котором ежедневно совершается литургия. Обновление храма День освящения храма, или чаще день Господа или Святого, имени коего посвящен храм, подобно храмовым праздникам ветхозаветным ( Лев.16 , 1Макк.4:56–59. 2Макк.1:18. Ин.10:22 ), делается великим, ежегодным храмовым праздником, который называется днем обновления храма. Со времени освящения храма Иерусалимского, построенного Константином Великим , в день освящення было ежегодное торжество, во время коего совершалось таинство крещения оглашенных; целую неделю были священные собрания, и многие из разных мест стекались в Иерусалим на этот праздник 762 . Евсевий пишет: «по прекращении гонения на христиан открылось умилительное зрелище. По городам начались праздники обновления и освящения вновь устроенных храмов» 763 . Бл. Симеон фессалоникийский говорит: «необходимо совершать обновление каждый год во всяком храме, в благодарность Богу и для обновления благодати в Божественном храме, для большего сообщения нам и сохранения святыни. По словам Симеона празднование обновления совершалось издревле в Церквах православных, – в константинопольской до нашествия Латынян во время крестовых походов, а в Иерусалимской и после во дни святителя Симеона Фессалоникийского, равно как в XIV веке, и в Церкви солунской 764 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Священное Писание многократно повторяет, что Бог творит только благо и делает все для умножения блага. Он не перестает благоволить Своим созданиям ( Деян 14:17 ), «Сам давая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян 17:25 ); Он подает «все обильно для наслаждения» ( 1Тим 6:17 ), «открывает руку Свою» и щедро изливает на творение Свою милость, дабы все «насытились благом» ( Пс 103:28 ). В этом смысле отцы Церкви говорят о том, что Бог создал мир не для Себя, но для нас — для тех, кого Он «Для Благости недостаточно было того, чтобы двигаться лишь в созерцании себя самой, но надлежало благу разливаться и идти далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно Бог сотворил все видимое и невидимое из ничего. О том, что Бог сотворил мир из ничего, говорится в Ветхом Завете: «Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2Макк 7:28). Святитель Афанасий Великий пишет: «Вселенная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысел, и не из готового вещества сотворена… но из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Выражение «из ничего» означает, что Бог сотворил мир как нечто абсолютно новое, отличное от Него Самого. Блаженный Августин разъясняет смысл выражения «сотворил из ничего» так: «Бог создал и сотворил все существующее, насколько оно существует; так что всякая тварь, как разумная, так и телесная… как видимая, так и невидимая, создана не из Божественной природы, а Богом из ничего, и в ней нет ничего, относящегося к Троице, кроме того разве, что ее создала Троица… Поэтому говорить или веровать надлежит так, что все сотворенное ни единосущно, ни совечно Только Бог способен создавать из ничего, приводя творимое из небытия в бытие. Священномученик Ириней Лионский говорит: «Люди могут делать что-либо не из ничего, но из подлежащей материи, Бог особенно превосходит людей тем, что Он Сам призвал в бытие материю Своего создания, которая прежде не Согласно христианскому вероучению, «тварь произошла не из существа Бога, а приведена в бытие из небытия волею и силою Представление о том, что мир был создан из некоей предсуществовавшей материи, противоречит христианскому вероучению. § 2. «Дни творения» и начало времени

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

δοκοην вместо δοκομι col. 1367В γαπσειε вместо γαπσαι col. 1370А вместо col. 1367С Или же менее употребительные слова: ποτι вместо col. 1367С вместо col. 1371С У автора вообще есть пристрастие к редким словам, заимствованным из древних авторов, или вообще малоупотребительным. Например, στειρα (col. 1362С) в отношении к естеству, эпитет, употреблявшийся применительно к языческим богиням Афине, Деметре, Артемиде; или προσανεμττετ (col. 1358А), встречающиеся, кажется, только у святителя Василия Великого 11 ; или φτνωμα, «свод», «углубление потолка», в смысле «рот», «нёбо» (col. 1358В). В переводе Семидесяти в Библии это слово находим у Ам.8:3 и в 2Макк.1:16, но в обоих случаях в значении архитектурном, а не в смысле рта; или συελδες (col. 1358) в смысле «слюнявый»; или λοχαρς (col. 1362В), как «веществолюбивый»; или θεσπιζομνοις «предсказаниями оракулов» (col. 1363В); или ιακιζμεθα вместо ιηκιζμεθα – «управляться рулём» (col. 1365). Затем автор в тонкости различает костюмы: τρβων – короткий спартанский плащ, носимый бедняками; ξομς – нижнее платье с одним рукавом, носимое рабочими для удобства работы; μολινς – льняной хитон (col. 1371С). Особенно характерна ещё такая подробность филологическаго свойства. Тело, защищаясь от нападений души, говорит, что оно худеет от «злой чахотки» τελχινδει τηκεδρνι (col. 1371В). Самое слово мало известно в греческом разговорном языке. В школьных словарях его нет; большие лексиконы 12 знают Τελχς или Τελχν как имя первобытных обитателей о. Родоса, по преданию злых и завистливых людей. Отсюда τελχινδης значит «mischiievous», злобный. На языке византийских писателей τελχινδες употребляется вместо завидовать, злобствовать. У отцов, насколько это нам известно, это слово не было в ходу, вероятно, в силу своей книжной искусственности. Это прилагательное находим, между прочим, у Фотия Константинопольского в 31-й омилии (том I, стр. 198, издания Аристарха. К-поль. 1900). Но как раз у того же Михаила Акомината мы дважды встречаем это слово τεγχινδες в таком именно сочетании и в смысле «злобствовать» или «завидовать»: один раз в «Похвальном слове» императору Исааку Ангелу 13 и второй в письме 19-ом к Димитрию Торнику 14 . Вряд ли это простая случайность.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Иоанн взял Ее к себе (Ин.19:27). В его лице взяла Ее к себе нарождающаяся и устрояемая из ребр Христовых Церковь. Была ли Матерь Иисусова в числе тех жен галилейских , которые очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли… ко гробу (Лк.24:1)? Евангелие определенно не говорит этого. Но Ее имя больше не упоминается святыми евангелистами. Теперь мы встретим Ее лишь накануне Пятидесятницы, в Сионской горнице, в окружении учеников Ее Сына (Деян.1:14). Одно несомненно: если Ее и не было среди жен-мироносиц, то по той очевидной причине, что Она была переполнена скорбью, скорбью столь великой, что ее можно было б назвать смертной, если бы Она не дождалась Воскресения. Этой скорби прообраз мы находим в повествовании о матери семи маккавейских мучеников (2Макк.7:20-41). Та не дождалась воскресения сынов своих, хотя и не сомневалась в оном (7:29), и с печалью вслед за ними сошла в шеол. Но новая Мученица, Матерь Господа Мария не сошла с печалию во гроб вслед за возлюбленным Сыном — Ее ждало несказанное торжество Воскресения . Пресвятая Дева Мария — первая обоженная Тварь. Из всего тварного ближе всех к Богу — Она. Она, давшая плоть Богочеловеку, явилась начатком нового творения (Апок.21:5), начатком и Матерью этого нового творения, которое есть Новозаветная Церковь. Все это выражалось уже и в древних прообразах. Все предметы, служившие ветхозаветным теофаниям, прообразовали Пречистую Деву. В этих теофаниях была какая-то грань, которую Бог «пересекал», снисходя к человеку. И эти грани (предметы ли) прообразовали Ее, в конце времен ставшую уже не просто гранью, чрез которую «шествует» к нам Бог, но и вместилищем Божества, тварным вместилищем Нетварного. Тайна сия велика. Читайте также: Богородица – наша духовная Матерь Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/tajna-bogorodicy/

236 Тος ναπρους. Наименование это, встречающееся в диалоге Платона (Κρτων гл. XIV) в связи с наименованиями Χωλο хромые и τοφλο слепые, в рассматриваемой главе Евангелия Луки встречается дважды и только однажды в неканонических книгах (2Макк.8:24). 254 Мытари τελναι (от τλο, пошлина и τελομ беру на откуп) сборщики податей ненавистные в глазах иудеев за свои обманы, алчность и притеснения. 269 Греческий оригинал переводного выражения: «блудный сын» – это: υς σωτος (из и σζω), что означает молодого человека не умеренного в позывах и порывах грубой чувственности и в тоже время потерянного, погибшего. 278 «Рожки», κρτια плоды рожкового дерева, служившие пищей для Иоанна Крестителя, растущие в южной Италии, в Испании, по северным берегам Африки и в Леванте, пища, для бедных людей; плод этого дерева похож на серп или козий рог; косточки этого плода служили для веса, в Европе они известны под названием карат (4 грана, 12 гренов). 284 Даже наемщики (μισδιοι), положение которых было на востоке хуже рабов (δολων), были обеспечены в своем положении. 285 Рассуждение о трех моментах обращения грешника к Евангельской благодати см. протоир. И.Л. Янышева: христ. учение о Православной нравственности М. 1887 г. Стр. 291 и д. 288 Эпитет πρτος часто на языке св. Писания означает: «наилучший». Как передает Тренч; στολ же означает верхнюю широкую одежду людей сыновиных, царей. 308 Как допускает г. Муретов в своем изъяснении притчи о домоправителе неправды, помещенном в Душепол. чтении за минувший год. 310 Мамона – олицетворение богатства, как и греческое πλοτσς богатство и олицетворение его в Плутосе. 312 В греческом подлиннике понятие «διεβληθη» переведено: «оклеветан бысть», очевидно согласно отвлеченному значению глагола διαβλλω. 315 Стх. 4–7. Двукратно упомянутое здесь название меры в Греческом подлиннике передается словом το βτος το κρος, первая есть мера жидких, а вторая сыпучих тел. 316 Стх. 8 а: δτι φρονμως ποησεν определение φρονμως имеет среднее значение, не выставлял резко каких либо нравственных качеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Заметим, что первые богословские споры в Ферраре проходили в весьма дружелюбной обстановке. Греки не испытывали давления ни со стороны католиков, ни со стороны собственного Императора, милостиво разрешившего спорить с латинянами «в полемическом ключе». Тезисно ответы святителя Марка на доводы латинян можно представить следующим образом: 1. Православная Церковь действительно всегда молилась и молится об упокоении душ усопших христиан. Но действие церковных молитв, милостынь и литургий за умерших состоит в том, чтобы ослабить вечные муки либо целиком вывести душу из ада, как и говорится в каноне об усопших прп. Феодора Студита: «Огня приснопалящаго и тьмы несветимыя, скрежета зубнаго и червия безконечно мучащаго и всякаго мучения избави, Спасе наш, вся верно умершия» . Более того, молитвы Церкви могут принести пользу и приносят её даже умершим в смертных грехах, чему доказательством многочисленные случаи, описанные в патериках, как например, известная история о преподобном Макарии Великом и черепе мучимого в аду египетского жреца, который по молитвам святого имел послабление в мучении. Если говорить о жертвоприношении Иуды Маккавея (См.: 2Макк., 12), то оно, с точки зрения латинян, должно было быть совершенно бессмысленным, т.к. Иуда молился за тех, кто по смерти был уличён в идолопоклонстве — смертном грехе, низводящем душу в ад, но никак не в Чистилище. А, значит, либо действенны молитвы Церкви для находящихся в аду (что согласно православному и противно латинскому учению), либо в Чистилище могут оказаться те, кто имел нераскаянные смертные грехи, что также противно латинскому учению, ибо в соответствии с ним таковые по смерти идут в ад . 2. Что подразумевает святой Павел под огнём, который «испытает дело каждого, каково оно есть»? Апостол «назвал его не очистительным, а испытательным. Затем, он возвестил, что через него должны пройти также добрые и честные дела, а таковые, ясно, что не нуждаются ни в каком очищении» . Само испытание этим огнём произойдёт в день Страшного Суда, после которого места очищению, очевидно, не будет .

http://pravoslavie.ru/100660.html

«Узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился» ( 1Цар.28:14 ). 2. Молитвы святых 1. Оставили ли нам Апостолы заповедь и пример молиться друг за друга? «Молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «Молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ). «Не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:9 ). 2. Как говорит слово Божие о великом значении молитв святых угодников? «Много может усиленная молитва праведнаго» ( Иак.5:16 ). 3. Почему? «Потому что очи Господа обращены к праведным, и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). 4. Какое повеление Господь дает друзьям Иова о его молитвенном ходатайстве за них? «Пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» ( Иов.42:8 ). Господь простил Авимелеха только по молитвенному ходатайству Авраама ( Быт.20:7, 17 ). 5. Если праведники, молясь за нас, этим проявляют к нам свою любовь в этой жизни, то возможно ли, чтобы эта любовь, а следовательно и молитвы, прекратились после их смерти? «Любовь никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ). 6. Да и разве у Бога есть какое-либо различие между мертвыми и живыми? «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). 7. Как ап. Петр обещал молиться за своих присных пред Богом и быть в общении с ними и после смерти? «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет.1:13, 15 ). 8. Призывали ли люди Божии в своих молитвах святых угодников после их телесной смерти? Пр. Моисей молился: «Вспомни (Господи) Авраама, Исаака, Израиля... » ( Исх.32:13 ). 9. Есть ли в слове Божием свидетельства о том, что святые после их телесной смерти, действительно, молятся за нас пред Богом? Иуде Маккавею было такое видение: «Он видел Онию –бывшаго первосвященника, мужа честнаго и добраго, почтеннаго видом, кроткаго нравом, приятнаго в речах, издетства ревностно усвоившаго все, что касалось добродетели, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий (2Макк.15:12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иудейскому царю Иосафату (921 г. до Р. Х.) аравитяне привозили в дар мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот ( 2Пар.17:11 ). В царствова-ние сына его Иорана (900 г. до Р. Х.) аравитяне напали на Иудею и захватили все имущество царя, жен его и сыновей его, кроме младшего Охозии ( 2Пар.21:16, 17; 22:1 ). Иудейсшй царь Озия (за 809 л. до Р. Х.) имел столкновение с аравитянами, жившими на Гур-Ваал и одержал над ними верх ( 2Пар.26:7 ). В книге пророка Неемии аравитяне вместе с другими народами сговорились идти войной на Иерусалим, чтобы воспрепятствовать восстановлению стен его: «Услышав это, Санаваллат, Хиронит и Товия (Аммонитский раб) и Гешем аравитянин смеялись над евреями и сговорились вместе все пойти войной на Иерусалим и разрушить его (гл. II, ст. 19; гл. IV, ст. 7, 8). Это было в царствование Артаксеркса I, в 445 г. до P. Х. Во время Маккавеев аравитяне упоминаются в Библии несколько раз. Так, об Иуде Маккавее говорится, что он поразил 5500 арабов сирийских и по их просьбе заключил с ними мир (1Макк.12:10–12); брат Иуды Ионафан разбил также сирийских арабов и взял с них добычу (1Макк.12:31). Эти два случая относятся к 165 и следующим годам до Р. Х. В конце жизни сирийского царя Антиоха Епифана, современника Маккавеев, упоминается в Библии аравийский князь Арефа (Арета) (по-арабски произносится Харес), у которого Антиох был в заключении (2Макк. 5:8). Иосиф Флавий передает, что Антиох погиб в сражении с аравитянами и что после смерти его в Дамаске укрепился Арета, который ходил войной на Иудею и победил Александра Гиркана у крепости Аддиды. Александр, оправившись от этого поражения, снова воевал с Аретой и отнял у него 12 городов. Но сын Александра Гиркан 2-й, споривший с братом своим Аристовулом 2-м из-за власти, должен был обратиться за помощью к тому же Арете и возвратил ему города, отнятые отцом его Александром. Аристовул разбил войско Ареты и Гиркана, что было уже во времена Помпея 46 . Ирод, сын Антипатра (37 г. до Р. Х.), имел друга в лице аравийского князя Малха, которому делал много одолжений и, между прочим, давал денег взаймы. Но Малх был другом во время нужды, а когда пришло время отблагодарить Ирода своей помощью, он отказал в помощи и не пустил даже Ирода в свои пределы, чтобы не возвращать ему и долга своего 47 . Ирод Антиппа (1–43 г. по Р. Х.) также был в близких отношениях с сирийскими арабами: он был женат на дочери аравийского князя Ареты, который владел Дамаском во дни святого апостола Павла ( 2Кор.11:32 ). Когда же Ирод вступил в незаконную связь с Иродиадой, женой брата своего, тогда тесть его Арета выступил против него с войском, нанес ему жестокое поражение и тем отомстил развратному зятю за оскорбление свой дочери, отвергнутой Иродом после вступления в связь с Иродиадой 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010