Таин, сотворив троекратное поклонение пред царскими вратами и приложась к местным иконам, изволят воссесть на приготовленных на троне среди храма под балдахином престолах, а священнослужащие становятся от ступеней трона до царских врат по обе стороны. Во время входа и моления их Величеств пред царскими вратами и иконами хор поет 100 псалом, восхваляющий милость и суд Господа, наставившего Давида царя творить благость и правосудие. После сего Монарх, по древнему уставу, всенародно пред Церковию исповедует Православно-кафолическую веру, которая охранению Его вверяется, произнося во всеуслышание вселенский символ веры 22 . По исповедании первосвятитель возглашает: «во имя Отца и Сына и Св. Духа, Аминь, и совершает молебствие Царю царствующих и Господу господствующих о благословении венчания на царство, относя к Отечеству утешительные слова Пророка Исаии, произносимые в паремии, о всегдашнем свыше заступлении возлюбленного Сиона (46:14–19). Во время молебна по произнесении слов Апостола о повиновении Предержащим властям, яко от Бога установленным, и по прочтении Евангелия, внушающего воздавать кесарева кесареви, и Божия Богови, по повелению Государя возлагаются на него, во имя Отца и Сына и Святого Духа, знаки Царской власти и достоинства: Императорская Порфира (πορφηρα), с принадлежащею к ней бриллиантовою цепью ордена св. Ап. Андрея Первозванного. Порфира или багряница древних царей ( Дан.5:7, 16 . 1Макк.11:58. 2Макк.4:38) 23 , освященная Царем царствующих – Иисусом Христом ( Ин.19:2 ), есть одежда величия и славы ( Сир.6:30–32 ). По возложении Порфиры Император преклоняет главу и первосвятитель, осенив Царя крестным знамением, возлагает крестообразно на главу Его руки. Посему Коронование в древних отечественных грамотах иногда называется «рукоположением по данней благодати от святаго и животворящаго Духа» 24 . При этом священноцарском руковозложении Церковь произносит молитву 25 Господу, чрез Пророка Самуила, избравшему раба своего Давида и помазавшему его в царя над Израилем, призреть и на нового Императора, помазать Его елеем радования, облечь Его силою свыше, возложить на главу Его венец от камене честна, дать Ему в десницу скипетр спасения, посадить Его на престол правды и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мысль о приснодевстве Матери Божией заключает в себе указание на существенное достоинство Ее, высшее всех в роде человеческом, и на необходимое свойство Богородицы в собственном смысле; так что самым понятием о Богородице необходимо предполагается понятие и о приснодивстве Ее, равно как понятие о приснодевственной Матери само собою указывает на единую пречистую Матерь Божию. Основание к разделению учения Веры о приснодевстве Богоматери Св. Церковь представляет догмат о приснодевстве в трех раздельных истинах. О двух первых истинах: девстве Матери Божией до рождества и в рождестве, можно сказать, что они с одинаковою ясностью и совокупно изображаются в Св. Писании; а последняя истина: девство всегдашнее и по рождестве, не иначе, как прикровенно, заключается в некоторых указаниях Св. Писания и уясняется более на основании предания Св. Церковью. Посему и в самом раскрытии догмата о приснодевстве Богоматери, с большим» удобством можно представить особо: 1. учение о девстве Ее прежде рождества и в рождестве, и 2. Учение о девстве Ее в рождестве. 1. О девстве Ее прежде рождества и в рождестве Основные свидетельства Св. Писания О девстве Матери Господа нашегоИисуса Христа до времени рождения Его, равно как в зачатии Его и рождении, твердые и ясные свидетельства находим: 1. В пророческих словах Исаии о Еммануиле и в Евангельском повествовании о рождении Еммануила – Иисуса Христа. Слова Исаии: се дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (гл.7. ст.14.), отнесены Евангелистом, в описании обстоятельств рождества Иисус-Христова, к Марии, обрученной Иосифови, Которая, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Мф.1:18–25 .), Которая есть именно Матерь Еммануила – Дева, предреченная Пророком: се дева.... ( Мф.1:23 .). Против неправомыслящих толкователей слова alma, употребленного в еврейском тексте пророчества и переведенного 70 словом παρθνος, – дева, достаточно заметить, что: а. Самое производство слова alma от alam – сокрывал, указывает на возраст девы юношеский; ибо в этом возрасте девы, по обычаю восточных народов, оставались сокровенными от чужих взоров. Как находящимся в состоянии воспитания, так и достигшим юношеского возраста, девам на Востоке не дозволялось оставлять дома родительского и являться в обществе до времени брака; от чего они назывались даже заключенными (2Макк.3:19. 3Макк.1:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

А когда изволися Богу возвратить евреев от плена, тогда они обрели сокровенный этот огнь в безводном кладезе претворившимся в густую воду. Потом, когда по приказанию священника Неемии полили тою водою жертву и вся яже на ней, и когда воссияло солнце, возгорелся паки тот священный огнь. Так равно и в новой благодати на время прекращалась благодатная хиротония, которая сошла на апостолов в день пятидесятный в виде огня, а потом, чрез принятие митрополита Амвросия, паки возобновилась, как и церковь воспевает: убо образуемо, ныне же действуемо. Но и этот пример изменения ветхозаветного жертвенного огня в воду невозможно прилагать к благодати Св. Духа, яко бы и она по сему примеру лишилась на время своей силы и даже изменялась в несвятость. Такое мудрование есть хула на Св. Духа. Если благодать священства, претворившись на несвятость, в течение 180 лет была недействительною, то и попы, у нас бывшие, были безблагодатные. Притом же, сокровение этого огня неведомо было никому (2Макк. 1, 9, 2, 6 и 7); у старообрядцев же выходит противное, они знали где находилась священная хиротония и всегда крадучи действовали ею, как священным огнем, не взирая на то, что он изменился на несвятость. Что же мне оставалось делать? Одно горе пришло, второе грядет. Я думал, что нашел себе тихое пристанище и упование своего спасения, св. соборную и апостольскую церковь , но увы! Я стал заниматься прилежно чтением книг. Однажды пришлось мне прочитать окружное послание, изданное собором австрийских лже-архиереев, в котором говорится, что православная церковь , под именем Иисус верует не во инаго Бога, но того же исповедует Иисуса Христа, Сына Божия единосущного Отцу. И теперь я видел, что и наши пастыри признают, что в господствующей церкви нет ересей. Теперь я стал читать и те книги, которые изданы от лица православной церкви против раскола. Вскоре мне пришлось прочитать сочинение Григория, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, «Истинно древняя и истинно православная Христова церковь», в котором очень ясно и подробно изложены многие раскольнические мнения, с опровержением их от лица пастыря Христовой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moe-obra...

Таким образом, по самому понятию о любви, которая у Святых чиста и совершенна, мы должны веровать в действительность ходатайства их за нас пред Богом. Но вот прямые наставления слова Божия о том, что Святые ходатайствуют за нас пред Богом. Так, некогда Сам Бог говорил Пророку Иеремии об иудеях: хотя бы предстали пред Меня Моисей и Самуил, то и тогда душа Моя не будет с этим народом: отгони их от лица Моего, пусть отойдут... и Я сделаю их предметом ужаса для всех царств земли, за Манассию, сына Езекиина, царя иудейского. за то. что он сделал в Иерусалиме. Ибо кто пожалеет тебя, Иерусалим? Кто  будет скорбеть о тебе, или кто обратится к тебе с приветствием? Ты оставил Меня, отошел назад: за то Я простираю руку Мою на тебя и погублю тебя: устал Я миловать (Иер. 15:1, 4–6)! Этими словами Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие, могли ходатайствовать пред Ним за иудеев, но только ходатайство это не имело бы силы по причине крайнего нравственного падения иудеев, какое было во времена царя Манассии. Далее Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, который и сам молился за вся люди иудейския, и, указывая на иного мужа, с ним бывшего, сказал Иуде: сей есть братолюбец, иже много молится о людех и о святем граде, Иеремия Божий Пророк (2Макк. 15:12, 14). Отсюда должно заключить, что в Церкви иудейской несомненно существовало верование в предстательство Святых, скончавшихся за живущих. В Новом Завете Святой Апостол Петр довольно ясно обещает ученикам не прекращать своего попечения о них пред Богом и после своей смерти. Так он говорит: справедливым почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне, и потом тут же прибавляет: буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память ( 2Петр. 1:13–15 ), т.е. – «но я не перестану заботиться о вас и после моей смерти, и там – на небе, буду молиться за вас, чтобы вы не забыли всего сказанного мною вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

3) В Книге Судей ( Суд.13 ) описывается двукратное посещение родителей Сампсона Ангелом 436 , который сперва жене, потом Маною и жене, предсказал необыкновенное рождение, преподал правила осторожности и воздержания матери в дни её чревоношения, и указал обоим способ изъявления благодарности к Богу: и явися Ангел Господень к жене, и рече к ней: се ты неплоды и не раждала еси, и се зачнеши, и родиши сына. И ныне блюдися... И рече Ангел Господень к Маною: от всех, яже глаголах, к жене, да сохранится... Аще сотвориши всесозжжение Господеви, то вознеси е ( Суд.13:3, 13, 16 ). Сюда же может быть отнесено здесь же сказанное о призывании Ангелом Гедеона к освобождению народа Израильского от ига Мадиамнтян и Амаликитян ( Суд.6:3–24 ). 4) В книгах Царств написано, что пророк Илия, в своём дивном служении, неоднократно получал и пособие, и наставления, и руководство от Ангела. Так, когда угрожаемый опасностью от Иезавели, с болезнью духа, пророк удалился в пустыню, се Ангел Господень коснеся ему, и рече ему: востани, яждь и пий... яко мног от тебе путь ( 3Цар.19:2–19 ). Когда послы разболевшегося царя Охозии шли вопросить Ваала, аще жив будет от болезни сея, Ангел Господень рече ко Илии Фесвитянину, глаголя: иди на сретение послом Охозии царя Самарийска, и речеши к ним: или несть Бога во Израили, яко грядете вопрошати Ваала, сквернаго бога во Аккароне?.. И глагола Ангел Господень ко Илии, и рече: сниди с ним; не убойся от лица их; и воста Илия и сниде с ним к царю и глагола... ( 4Цар.1:3–15, 16 ). Кроме исчисленных указаний, могут быть приняты в соображение и следующие места ветхозаветного Писания: ( Быт.18 и 19; 22:15, 17, 28:12, 32:1; Исх.14:19 ; Суд.2:1–6 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.6:17, 19:35 ; Дан.3:92, 6:22, 9:21 ; Ис.6:6–7 ; 2Макк.11:6). Свидетельства, собственно, об Ангелах Хранителях Те из отцов Церкви, которые занимались истолкованием Писаний Ветхого Завета, единогласно указывают на два, преимущественно пред другими близкие, свидетельства об Ангелах Хранителях – в двух псалмах Давида

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2Макк.2:13, талмуд (вав. Baba bathra 14), книга Aboth р. Натана, написанная в поталмудический период, свидетельствуют о существовании агиографов в каноническом сборнике Неёмии или –что то же – великой синагоги (Гретц очень легко устраняет силу этих свидетельств, обзывая их, без всяких оснований, баснями и абсурдами). К положительным свидетельствам, опровергающим Гретца нужно отнести и Иосифа Флавия, как ни старается Гретц объяснить его в свою пользу. В известном месте (contra Appion. 1, 8) Иосиф Флавий так определяет состав канона: «книги Моисея, 13 книг пророческих и остальные четыре книги». Под «четырьмя книгами», говорит Гретц, нужно разуметь другие агиографы, а не Песнь Песней, потому что у Иосифа Флавий они называются «гимнами п правилами жизни», под каковое определение Песнь Песней не подходит. Но если она не подходит под категорию «четырех», то может подходить под категорию «тринадцати», потому что историко-пророческих книг по палестинскому канону было только восемь (Навина, Судей – Руфь, Самуила, Царей, Исаии, Иеремии – Плачь, Иезекииля и Двенадцати); к этому числу Иосиф прибавляет ещё пять книг из нынешних агиографов. Что и Песнь Песней могла быть отнесена к числу пророческих книг, это вполне согласно с тем, что, подвергнутая толкованию, она не отличалась в то время от книг историко-пророческих. Весьма возможно и то, что Песнь Песией Иосиф относил к гимнам, а к числу пророческих книг книгу Иова и четыре других агиографа 5 . II Итак, Песнь Песней есть священная книга, изначала занимавшая определенное место в ветхозаветном каноне, рядом с другими агиографами. Но что такое книга Песнь Песней? Какой из существующих текстов её имеет наиболее прав на это имя по своей близости к её первоначальному виду? И на этот вопрос нельзя отвечать без борьбы с разного рода положениями и предположениями о вероятности или невероятности того или другого чтение или текста. Начать с того, что некоторые исследователи во всех существующих текстах книги Песнь Песней не видит ничего похожего на её первоначальный вид и берут на себя труд восстанавливать его по своим собственным соображением.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

14:11), и Пётр рассеевает это заблуждение 617 . Действительно, Ап. Пётр не говорит: «и я такой же человекъ», но: «и я сам человек есмь». Войдя в дом, Апостол сказал, обращаясь ко «многим собравшимся» у Корнилия: Ст. 28–29 « Вы всте, к не лпо мужу прилплтис ил приходити ко иноплеменнику; и мн Бгъ показа ни скверна ил нечиста глаголати человка(28); тмже и безъ призвнъ; вопрошаю вы оубо, кое ради вины посласте по мен» (29). «Не лепо» (θμιτον – неприлично, собственно – неположено) предполагает такое требование, которое хотя в законе прямо и не высказано, однако является обязательным жизненным правилом (р. 2Макк.6:5, 7:1; 1Петр.4:3 ), в данном случае – обязательным для иудея в виду соблюдения левитской чистоты. В законе, действительно, нет прямого запрещения входит в дом к язычнику, и, как видно из Мф.23:15 и Иосифа Флавия Antiq. ХХ, 2. 3, иудеи имели даже сношения с язычниками. Но, как видно также из свидетельства Св. Иоанна 18:28 («не внидоша в претор, да не осквернятся»), случаи сношения с язычниками почитались всё таки осквернением, после которого надо было исполнить обряд очищения. Кроме того, сношения такие дозволялись только либо с целью прозелитизма (как Мф.23:15 ), либо по житейским (напр., торговым) делам 618 , но они отнюдь не должны были идти. далее простых разговоров; оставаться же в доме, особенно есть вместе с язычниками было уже прямым беззаконием 619 . Апостол Пётр входил в дом Корнилия с решением есть и пить у него и вообще «прилепитися», войти в теснейшее общение с ним и близкими его. Посему слова Апостола: «прилеплятися (κολλσθαι ср. 5:13, 9:26) или приходити», имеют, именно, такой усиленный смысл. Поэтому между данным свидетельством, что Иудею неприлично такое общение с язычником, и свидетельством Евангелиста Матфея и Иосифа Флавия нет никакого противоречия 620 . Далее, Апостол указывает на бывшее ему видение («мне Бог показа»), смысл которого он понял так, что ни одного человека нельзя почитать нечистым. Этим видением он и объясняет язычникам безпрекословное согласие своё придти к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Хотя Ириней и Ипполит относят к антихристу собственно то изречение о мерзости запустения, которое находится в пророчестве о седьминах, в 9-й гл., а не в 11 и 12-й гл.; но Ипполит ссылается и на изречение о мерзости запустения в 12-й гл., очевидно, не полагая различия между ним и изречением в 9-й гл., а вообще для нас важно то, что отцы Церкви применяют к антихристу изречение о мерзости запустения из книги Даниила. Григорий Богослов сообщает относительно мерзости запустения, стоящей на святом месте, что говорят, что опять будет выстроен Иерусалимский храм, и антихрист будет принят Иудеями за Христа, сядет в храме и будет царем на всей земле. Затем дойдет до опустошения мира; потому что он – мерзость запустения мира» 1944 . Хотя Григорий Богослов передает слова других, но он не высказывает ни малейшего сомнения в их истинности, принимает их. В 3-х, многие места рассматриваемого пророчества, сообщенного Даниилу в видении, решительно не применимы к Антиоху Епифану, но вполне применимы к антихристу. Напр., по пророчеству изображаемый в нем «презренный» о богах отцов своих не помыслит ( Дан.11:37 ). Но Антиох был хотя и суеверным, но ревностным поклонником своих отеческих, т. е., грече- —429— ских, богов, к вере в них насильственно и коварством обращал Иудеев и по всей Иудее распространил служение им. Ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит ( Дан.11:37 ). То и другое было не свойственно Антиоху: он был очень пристрастен к женщинам и столько угодлив пред ними, что одной из своих наложниц подарил города (2Макк.4:30) 1945 . Правда, богов чужих народов он не уважал, но так поступали и все вообще язычники, а своих богов он почитал. Но антихрист именно отвергнет всех богов: не признает и не уважит он Бога истинного, не потерпит и языческих богов ( 2Фес.2:4 ). Воскресения мертвых ( Дан.12:2 ) при Антиохе не было. Но оно совершится при втором пришествии Иисуса Христа на землю, которое последует непосредственно после антихриста. Говоривший Даниилу в видении возвестил ему, что слова пророчества сокрыты и запечатаны до последнего времени (12:4:9) и что предсказанные события исполнятся по совершенном низложении силы народа святого (12:7). Но времена Антиоха ни в каком смысле нельзя назвать последними, и при нем не произошло окончательного низложения силы святого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть четвёртая Видение воина-патриота 180 Когда Иуда Маккавей за отечество и Церковь Божью ополчался против злочестивого Антиоха, то однажды, в глубоком размышлении воспоминая славу Израиля и чудесную помощь, много раз с небес ему ниспосылавшуюся, потом рассуждая об ужасных обстоятельствах настоящего времени и изыскивая средства спасти народ свой, вдруг узрел в видении архиерея Онию (2Макк.15:12), мужа благоговейного, кроткого и благодетельного. Первосвященник (так видел Маккавей), воздевая руки к небу, молился о мире и спасении всего народа иудейского. Благочестивый военачальник только что хотел повергнуться на землю и с ним же излить сердце своё к Богу, как вдруг явился другой муж, сединами убелённый, небесной славой сияющий и подобный более Божеству, нежели человеку. Тогда Ония сказал: «Се Иеремия, пророк Божий», – и Иеремия, в то же мгновение, простёрши руку свою к Маккавею, подал ему златой меч и возгласил: «Приими дар Божий! Им сокрушишь всех врагов веры и отечества». После этого пророк и архиерей стали невидимы. Христолюбивые воины! Из этого видения, которого свыше удостоился величайший из военачальников, познайте, что святые угодники Божьи и по кончине своей молятся за вас к Господу и вспомоществуют вам против супостатов. Верность своим господам Благочестивые супруги Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул 181 были рабами одного римлянина, по имени Катала. Невзирая на то, что господин их и весь дом поклонялись идолам, они жили по заповедям Иисуса Христа: были трудолюбивы, что возлагали на них, исполняли с усердием, и верностью отличались пред всеми домочадцами. В одно время блаженный Еспер, по приказанию господина, отправлен был в дальнее поместье, отчего Кириак и Феодул почувствовали огорчение и вскоре начали задумываться. Святая Зоя приписывала печаль детей своих то их нездоровью, то беспрестанным работам, то разлуке с родителем, но, к удивлению своему, вскоре узнала другое; ибо, когда с материнской нежностью начала выведывать у них причину душевного расстройства, дети сказали ей: «Любезная родительница! Мы не можем более жить с нечестивым Каталом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Еще Иудеи просили себе однажды молитв у Самуила, который отвечал им: да не будет со мною того, чтобы отступить от Господа Бога моего и не взывать о вас в молитве; и действительно воззвал Самуил ко Господу об Израиле, и услышал его Господь ( 1Цар.7:8–9 ). А сколько раз Моисей молился за народ еврейский и по его молитвам Бог оказывал этому народу милости Свои!? В Новом Завете, по примеру Самого Христа Спасителя, молившегося Богу Отцу за апостолов Своих и всех верующих в Него, молились о верующих апостолы. Так, ап. Павел в своих посланиях неоднократно упоминает о своих молитвах за верующих ( Кол.1:9 ; Флп.1:9 ), молитвами апост. Петра исцелен был Еней и воскрешена Тавифа ( Деян.9:32–42 ). Апостолы Христовы не только сами молились о верующих, но и просили их молиться о себе. Так св. апост. Павел просил себе молитв у благочестивых учеников своих ( Рим.15:30 ; 1Сол.5:25 ); а св. ап. Иаков, наставляя христиан вообще молиться друг за друга и, следовательно, просить друг у друга молитв, говорит: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). В Священном Писании есть прямое основание утверждать, что святые, и по переселении в горний мир, принимают наши молитвы и молятся о нас Богу. Сам Господь Бог говорил пророку Иеремии: хотя бы предстали пред Меня Моисей и Самуил, то и тогда душа Моя не будет с этим народом: отгони их от лица Моего ( Иер.15:14 ). Этими словами Господь показывает, что Моисей и Самуил, давно уже умершие, могли молиться пред Ним за иудеев, но только их молитвы не имели бы силы по причине крайнего нравственного падения иудеев, какое было при царе Манассии. Далее, Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, который и сам, простирая руки, молился за весь народ иудейский и, указывая на другого мужа, с ним бывшего, сказал Иуде: это – братолюбец, который много молится о народе и святом граде, Иеремия, пророк Божий (2Макк.15:12, 14). Столь же ясные указания на молитвы о нас святых небожителей находятся и в Новом Завете, и прежде всего в словах Самого Спасителя к апостолам при прощании с ними: не оставлю вас сирых, Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век ( Ин.14:16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010