Из множества приводимых на то свидетельств некоторые не потеряли интереса редкости даже до настоящего времени. Таковы, напр., свидетельства, что римский папа Сильвестр показывал Константину Великому пред его крещением иконы св. апостолов Петра и Павла, что в местечке Паниаде (в Кесерии Филипповой) до лет Юлиана Богоотступника стоял образ Христа, поставленный исцеленной Спасителем кровоточивой женой. Далее автор доказывает, что не иконопочитание, а иконоборство преемственно перешло к пам от «скверных Христоненавистников», от жидов и магометан, от императоров иконоборцев: Филиппа, Льва III, Льва IV и, наконец, от «наследовавших» им Виклефа, Гусса, Лютера и Кальвина (гл. 2). О почитании и молитвенном призывании святых, в виду вышеприведенных возражений протестантов, полемист рассуждает: «Бог оказывал милосердие свое не только ради Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.32:12,13 ), но и Давида ради и пророка Иеремии и иных ради многих ( 4Цар.19:34 ; 3Цар.11:11,12 ; Nc. 31:1; 67:36; 150:1; 149:1,4,15, 9; III:6,9 ). Заботясь о нашем всегдашнем благе, святые всегда молятся о нас; беспрестанно вопиют о нас Богу ( 3Ездр.15:18 ; 2Макк.15:12–18; Откр.6:9–12 ). Ап. Петр обещает иметь молитвенную память об учениках своих ( 2Пет.1:15 ). Спаситель обещал дать святым славу свой ( Ин.17:22,24 ; Мф.10:40,41,42). В церкви Апостольской видим празднества в честь святых (прав. Апост. 7 и 17). Длинный этот ряд археологических и библейских доказательств приятно перемежается остроумными замечаниями в роде следующих: «удивляться ли чудотворениям, совершаемым святыми, удивляться ли тому, что миро течет от св. мощей, когда Бог источал источники воды из ослиной челюсти для славного Сампсона, испустил воду из камени для странствовавших евреев» (гл. 7). В таком же роде излагается противопротестантское учение о пользе и необходимости молитв за умерших. В основание его приводятся: наставление Товита к сыну: хлеб твой и вино твое при гробе праведных даждь (4, 17), пример Иуды Маккавея, пославшего в Иерусалим богатую милостыню (2000 гривен серебра) за грехи убиенных на брани ( 2Мак.12:43 ), пример Варуха пророка, молившегося за отшедших из мира сего ( Вар. 3:4 ) и, наконец, прямое повеление св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Стих Откр.11:19 в величественной картине завершает описание событий седьмой трубы. Открывается небесный прообраз земного храма. Является Ковчег Завета, который был перенесен царем Соломоном в построенный им храм на Сионе ( 3Цар.8:1,6 ). Согласно иудейскому преданию, Ковчег перед разрушением храма был спрятан, и должен снова быть открыт народу Божьему, когда явится слава Божья. Пророк Иеремия, «по бывшему ему Божественному откровению, повелел Скинии и Ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел Наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда Скинию и Ковчег… и заградил вход… Это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится Слава Господня» (2Макк.2:4–8). Явление Ковчега на небе символизирует верность Бога Завету, который Он заключил с Его народом. Молнии, голоса, громы, землетрясение и великий град напоминают о ветхозаветных богоявлениях (ср. Исх.19:16 ; Пс.17:13 ; Пс.103:7 ). «И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» ( Ис.30:30 ). Здесь эти признаки богоявления – знаки суда, гнева Божьего, постигающего врагов Церкви Христовой. Такие знамения богоявления усиливаются по мере приближения к концу. В Откр.4:5 : «молнии и громы и гласы», в Откр.8:5 (седьмая печать): «голоса и громы, и молнии и землетрясение», в Откр.11:19 (седьмая труба): «молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град», в Откр.16:18–21 (седьмая чаша гнева): «молнии, громы и голоса, и… великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле… град, величиною в талант». Итак, после предельно сжатого изложения откровения в притче о двух свидетелях начинают последовательно раскрываться отдельные символы и образы, промелькнувшие в этой притче. Автор еще не закончил своего повествования. Его цель – показать характерные свойства «последних времен». Уже свершается спасение, уже происходит суд Божий. Дальнейшее повествование похоже на то, как если бы бутон притчи о двух свидетелях раскрывался теперь своими лепестками. Начиная с главы 12, Иоанн приступает к более конкретному описанию ситуации Церкви. Язык описаний при этом тоже будет символичным и потребует расшифровки. 3. Истинный народ Божий и его враги (12:1–4:20)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Но мужи великой синагоги, подражая Ездре, употребляли арамейский шрифт, так что ко временам Иисуса Христа он был общепринятым и уже освященным глубокою древностью. Иисус Христос говорит об иоте и черте, как самых малых знаках в рукописях закона ( Мф.5:18 ); но йод является малым только в письме квадратном (), а не древне-еврейском ( Вот что было сделано при Ездре и его преемниках относительно только письма (scriptio) и чтения его; относительно же деления текста свящ. книг на отделы, вероятно, со времен также Ездры стали делать в тексте обозначения избранных чтений из закона и пророков, какие мы потом видим в парашотах и гафтаротах; так как со времен Ездры стал вводиться обычай чтения избранных мест в праздники иудейские, а потом и в субботу в синагогах, что ко времени Иисуса Христа было уже во всеобщем употреблении. Относительно неприкосновенности свящ. текста в его полноте известно, что собиратели ветхозаветного канона с величайшею добросовестностью и с благоговением относились к древним рукописям, так что внесли в канон без изменения различные переработки отдельных частей свящ. текста (напр. дважды встречающиеся псалмы, XIII и LII, или заключение древнего сборника в Nc.LXXI -м: «окончашася песни Давида, сына Иессеова», и под.) и параллельные места в разных книгах со всеми находящимися в них вариантами, разностями и кажущимися противоречиями (особенно в кн. Царств и Паралипоменон). Вероятно даже, что мужи великой синагоги, трудившиеся в собирании древних рукописей, особенно дорожили рукописями с более полным текстом, чем сокращенным. При тщательном собирании ими рукописей, конечно, явилось много рукописей с разночтениями, и довольно значительными. Более полные по своему составу рукописи послужили оригиналом для перевода LXX-mu, который сделан в половине III-ro века до рождества Христова и который представляет собою наиболее полный текст 25 , полученный нами от мужей великой синагоги. Выбор из богатого материала собранных этими мужами рукописей Писания достовернейшего и почему либо лучего текста для составления Библии с однообразною полнотою и одинаковым чтением, вероятно, сделан в период времени от Иуды Маккавея, который озаботился собранием свящ. рукописей (2Макк.2:13–15), до времен Христа тогдашними книжниками и законниками. Ко временам Иисуса Христа, как видно из таргумов Онкелоса и Ионафана, ветхозаветный еврейский текст уже установился в своем единообразии и в той полноте, в какой потом он явился в изданиях масоретов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В 165 г. до Р.Х. иудеи, под водительством Иуды Маккавея, разбили и прогнали греко­-сирийское войско царя Антиоха Епифана IV, овладели Иерусалимом, очистили и освятили храм, восстановили прерванное в нём богослужение. Торжество освящения храма и новопостроенного жертвенника совершилось в 25-й день месяца кислева. Это событие подробно описано в 1Макк.4:41–59. 2Макк.1:18, 10:1–8 и у еврейского историка Иосифа Флавия [Иуд. древности XII; 7, §7]. Радость победы сопровождалась великим чудом: в осквернённом воинами царя Антиоха храме нашли только один кувшин чистого оливкового масла, которого хватало лишь на один день для горения светильника, горело же оно целых 8 дней. Следует отметить, что по еврейской традиции для приготовления ритуального масла требовалось восемь дней. В память этого чуда, когда масло вместо одного дня горело восемь, пока не было приготовлено новое чистое оливковое масло и установлен праздник Ханука, а его символом стал восьмисвечник ханукия , в котором каждый вечер зажигают по одной дополнительной свече справа налево. Ханукальные свечи зажигаются с наступлением темноты и ставятся около окна, чтобы прохожий мог видеть их с улицы. Их запрещено использовать для других целей, даже для чтения. Так как чудо Хануки связано с маслом, то вся пища в эти праздничные дни готовится на растительном масле. Подходит к концу вторая тысяча лет как иудеи не имеют ни храма, ни жертвенника, в память очищения которых был установлен этот праздник, но Хануку справляют ежегодно как воспоминание исторического события и чудной помощи Божией. Тевет Десятый месяц еврейского календаря ( Есф.2:16 ). Самый холодный месяц года, с градом и снегом. 10 тевет – один из трёх малых постов, соблюдаемых в память начала осады Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором в 586 году. Шеват Одиннадцатый месяц еврейского календаря ( Зах.1:7 ). Заметное потепление. Цветение персиковых и миндальных деревьев. Наступило время для посадки новых деревьев. 15 шеват – полупраздник Ту-Бишват – «Новый год» для деревьев. В этот день озеленения принято сажать молодые деревья, как об этом сказано в Торе: «Когда войдёте в страну, сажайте в ней плодоносные деревья». На Ту-Бишват евреи стараются есть те фрукты, которые растут на земле Израиля. Прежде всего 7 видов фруктов и злаков, упомянутых в книге Дварим 8:8 (Книга Второзаконие). В последние годы Ту-Бишват становится популярным не только в Израиле, но и в других странах мира, особенно среди партии «зелёных» в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

В этих словах апостола даётся и разъяснение того, для кого из умерших лежит пропасть великая между адом и раем и кто не может перейти из ада в рай и наоборот; Кто не раскаянный, мёртвый душой, как богатый Лазарь, а не тот, кто умер с покаянием и надеждой на милосердие Божие и лишь не успел принести достойных плодов покаяния. Когда не будет перехода, не теперь? После всеобщего суда, когда каждому воздано будет по делам его и когда всяк пожнёт, что посеял здесь – доброе или злое. А что касается приведённого тобой места ив псалма 48, то Давид говорит здесь совсем не о том – он говорит об искуплении человечества от первородного греха, которое не может совершить человек, а только Богочеловек, Единственный Ходатай между Богом и человеком, Человек-Христос Иисус (2 Тим.). Таковы доказательства из Свящ. Писания Нового Завета по вопросу о молитве за усопших, но не менее сильное указание есть и в другой половине Божия Слова – и в Ветхом завете. Читай или послушай, я прочту тебе 36 ст. 7-й главы Сираха, – вот, что там написано: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости». Что это означает? Это значит: твори, живой, для умершего полезное; принеси жертву за умершего или ко алтарю, Или сделай благотворение, милостыню бедному, в память умершего. Штун. Я этого никогда не читал места; оно, действительно, ясно доказывает ваше учение и идёт против моих новых мыслей... А ещё нет ли подобных мест в Священном Писании ? Священ. Если поискать в библии, то найдется и не одно основание в пользу учения православной Церкви о сём предмете, а много. В том и беда, что вы прежде времени судили о всём, не исследовав всего писания. Ищи вторую книгу Маккавейскую, 12 главу, 46 стих, где читаем о благочестивом вожде Иуде, что он: «помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда. – Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». Видишь ли, что Иуда делает, и при том не сам, не один за одного, а со многими и за многих умерших (2Макк.12:40,43) – Иуда Маккавей и его сподвижники, эти лучшие люди Ветхого Завета, и сотворили это открыто, не дома, а всенародно, ибо они, как говорится в первой половине 43-го ст., «собрали до двух тысяч драхм» серебра и послали в Иерусалим», в храм, чтобы там совершена была молитва церковная священником или первосвященником о всех павших воинах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ф.И. Мищенко II. Речь в день Пятидесятницы (Деян.2:14–36, 38–40) Речь Ап. Петра в день Пятидесятницы – это первое «свидетельство» Апостолов о распятом и воскресшем Христе; это первое благовестие Апостолов, «крещённых Духом Святым и огнём» и «облечённых силою свыше» ( Деян.1:5–8 ; Лк.24:46–49 ). – Возносясь на небо, Христос заповедовал ученикам Своим пребывать в Иерусалиме и только, по ниспослании Обетованного от Отца и исполнении силою свыше, выступить со свидетельством о Нём и с проповедью покаяния и прощения грехов во имя Его «во всех языцех, наченше от Иерусалима» ( Лк.24:47 ). В течении десяти дней после вознесения Апостолы пребывали в Иерусалиме, предаваясь молитве и внутреннему устроению своей общины (1:13–26). Но вот, в день Пятидесятницы исполнилось обетование: Апостолы облеклись силою свыше; и сразу же, можно сказать, в самый момент крещения Духом Святым и огнём, они выступили с словом свидетельства о Христе Иисусе (2:14–36) и проповедью покаяния во имя Его (ст. 38–40). Обстоятельства сложились так, что повод, необходимо вызывавший Апостолов к открытому, всенародному свидетельству о Христе, заключался в самом чуде дня Пятидесятницы и обстановке этого чуда. – Скажем несколько слов о том и другом, насколько это может способствовать освещению как самой речи, так и вопроса об исторической достоверности её. По мнению весьма многих учёных, даже не крайне рационалистов, речь Ап. Петра на Пятидесятницу поставлена в обстановку нереальную и исторически едва ли возможную. Пятидесятница О месте и времени речи мы уже отчасти говорили 145 : к сказанному добавим, что в данном случае Дееписатель с поной точностью указывает день, когда совершилось сошествие Св. Духа на учеников Христовых: то был один из величайших иудейских праздников – праздник «жатвы первых плодов», «седьмица седьмиц» ( Исх.23:16 ; Числ.28:26 ; Тов.2:1 ), или «Пятидесятница» (2Макк.12:32; Тов.2:1 ). Тюбигенские критики 146 утверждают, что Дееписатель умышленно приурочивает сошествие Св. Духа к Пятидесятнице: весь рассказ он будто бы измыслил с целью поставить в параллель учреждение Нового Завета с учреждением Ветхого на Синае, а Пятидесятница будто бы и была праздником в память Синайского законодательства. Но ветхозаветная Пятидесятница не была праздником в память Синайского законодательства, а была праздником жатвы ( Исх.23:16 ; Числ.28:26 ). В Библии ничего не говорится об отношении Пятидесятницы к Синайскому законодательству; не говорят об этом ещё ни Филон, ни И. Флавий; не придаёт такого значения празднику и св. И. Златоуст, рассматривая его только, как праздник жатвы, и в этом смысле прекрасно выясняя символически-образное значение его: «когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощрённый серп, прилетает Дух» 147 . И писатель книги Деяний ни единым словом не обнаруживает намерения поставить в связь Пятидесятницу с дарованием закона на Синае 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

В покои мертвеца, говорит он, упокой память его, и утешися о нем во исходе духа его ( Сир. 38:23 ). Не даром пророк Иеремия в числе тяжких наказаний Божиих поставляет и лишение поминовения: И не преломят хлеба, говорит он, в стенаниих их ко утешению над мертвым и не дадут им пития чаши ко утешению над отцем и материю ( Иер.16:7 ). Не даром и благочестивый Иуда Маккавейский едва узнал о воинах, падших на брани за грех хищения сокровищ идольских, тотчас собрал две тысячи драхм серебра их и послал во Иерусалим принести за грех мертвых жертву (2Макк.12:4). Впрочем, намерение Иуды сам священный описатель деяний его ясно высказывает, говоря, что он сотворил сие предобре и благочестно, о воскресении помышляя. Аще бо падшим востати не чаял бы, прибавляет он, излишне было бы и всуе о мертвых молитися, к тому взирающь, яко во благочестии усопшым изряднейшая уготовася благодать. Преподобное и благочестивое помышление отонудуже за умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся (ст. 44–46). Не всуе убо, скажем словами св. Златоуста, не всуе приношения о усопших бывают, не всуе мольбы, не всуе милостыни. Сия вся Дух Святой завещал есть, друг от друга нам пользоватися хотящий (Деян. прав. 21, гл. 9). Не возбраните убо, чада, благодати вашей над умершими братиями и сродниками вашими, совершайте об упокоении душ их молитвы не леностно, раздавайте милостыню неоскудно, а паче всего приносите в память их бескровную жертву, которая для того и предоставлена нам милосердым Господом, чтобы вкушать и приносить ее во оставление грехов своих и чужих. Мы сказали, что паче всего должно совершать в память усопших бескровную жертву. Так, возлюбленные братия, хороши в сем случае, как и во всех других, молитвы, хороши милостыни, но бескровная жертва, приносимая об упокоении усопших в Литургии, выше всего и действительнее всего. И вот причины, по которым так должно думать и верить. 1) Святой Иоанн Богослов говорит: аще кто согрешит, ходатая имамы Иисуса Христа праведника, и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию но и о всего мира ( 1Ин.2:1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Исх.20:3 ; Вто.6:13 и др.) и что будто бы православные, почитая святых, идолопоклонствуют. Возражая против поклонения святым, сектанты ссылаются главным образом на следующие места св. Писания: Деян.10:25–26 ; Откр.22:8–9, 19:10 и в этих местах св. Писания видят прямое запрещение поклоняться ангелам и св. угодникам. Для раскрытия истинного смысла этих текстов необходимо сопоставить их с Нав.5:13–15 ; 4Цар.2:15 ; Деян.16:29 и уяснить слушателям, что слово Божие запрещает воздавать ангелам и святым угодникам только божеское поклонение (Корнилий, как язычник, несомненно встретил апостола Петра с чувством, близким к обожанию, поэтому апостол и говорит ему «я тоже человек»). Благоговейное же почтительное поклонение пред ангелами и св. угодниками, прославление их как слуг Божиих, не противно Богу, иначе об этом сказано бы было Иисусу Навину, который пал пред ангелом и поклонился ему, и этого поклонения не приняли бы пророк Елисей и апостол Павел ( Нав.5:13–15 ; 4Цар.2:15 ; Деян.16:29 . Чит. также Быт.19:1 ; Чис.22:31 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:15 , 1Цар.28:14 ). Общение наше с Церковью небесною должно выражаться не в прославлении только угодников Божиих. Любовь , связывающая членов Церкви Христовой в одно тело, любовь, никогда не предающая ( IKop.13:8 ), требует, чтобы верующие во Христа непрестанно молились друг за друга Иак.5:16 ; Кол.4:3 ; 1Фес.5:17:25 ). Поэтому никогда не должно прекращаться и наше молитвенное общение с усопшими праведниками, которые и по смерти душами не перестают жить и, предстоя у престола Божия, не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам заступничеством своим и молитвами ( Откр.5:9, 6:9–10, 8:3–4 ; 2Пет.1:18–15 ; Тов.12:6, 12 ; 2Макк.15:12–14 и др.). Возражая против ходатайства святых, сектанты обычно ссылаются на 1Тит.2:5–6, 1Ин.2:1 ; Евр.9:15 , и говорят: у нас один ходатай – Христос, а других ходатаев мы не признаем и святых ходатаями не почитаем. Поэтому необходимо выяснить слушателям, что Иисус Христос, как искупитель рода человеческого, предавший Себя за всех, кровию Своею избавивший людей от греха, проклятия и смерти, примиривший их с Богом и открывший вход в царство небесное, есть единый посредник и ходатай за нас пред Богом, в этом смысле у нас не может быть других ходатаев, с кровию своею приходящих к Богу, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись ( Деян.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Такое отношение между живыми и умершими напоминает о том, что в писании Сам Иисус Христос называет Себя виноградною лозою, конечно, в том смысле, что верующие в Нем и о Нем соединяются и почерпают свою жизнь. Особенную пользу душам умерших приносит поминовение их при совершении Божественной Литургии. Ибо во время оной приносится бескровная, но та же великая и страшная жертва, какая принесена была Иисусом Христом на Голгофе. Как не умилостивится Бог об умерших, когда предлежит такая жертва, которую в лице священнодействующего приносит Сам Христос – и жертва и священник, и приносимый и приносящий, – когда кровь Его очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 )? Бескровная жертва имеет ту же силу и действенность, какую имеет жертва, однажды принесенная на кресте; не ограничивается ни пространством, ни временем, и простирает свою силу за пределы здешнего мира ( Мф.27:53 ; Еф.4:8 ). Великую пользу для душ, о которых приносится моление при совершении бескровной жертвы, св. Кирилл Иерусалимский объясняет примером: «Если, – говорит он, – какой царь пошлет в изгнание оскорбляющих его, а потом принимающие в них участие соплетут венец и поднесут его царю за подвергшихся наказанию, то ужели не облегчат наказаний осужденным? Таким же образом и мы, принося Богу моление за усопших, хотя и грешники, не венец соплетаем, но приносим закланного за грехи наши Христа, за них и за себя умилостивляя человеколюбца Бога» ( Кирилл Иерусалимский . Тайноводственные поучения. 5:10). Молитва за усопших существовала еще в ветхозаветной Церкви ( Сир.7:36 ; 2Макк.12:39–46). В новозаветной Церкви с самых времен Апостольских положено правилом, законом, молиться об упокоении и оставлении грехов всех умерших в общении с Церковью (Карфагенский Собор, правило 8). Свидетельствуют о сем древние Литургии на востоке и западе; и сие Апостольское предание сохраняется в Церкви неизменно. Совершается поминовение о новопреставленных особенно в третий, девятый и сороковой день; чрез год в день преставления; причины сего изъяснены св. Макарием Александрийским (Макарий Александрийский. Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Бог премудр: что же? Для того ли только Он украсил нас Богоподобными совершенствами и даровал нам все для жизни и благочестия, чтобы это прекрасное создание после нескольких десятков лет вдруг уничтожить?... Бог правосуден: а на земле Его что такое?... Часто и часто здесь путь нечестивых успешен, праведные же срезаются, как колося..., добродетель стонет от горя, порок ликует от радости... О, будет, несомненно будет время праведного суда и воздаяния, когда каждый получи [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 )... Жив Бог, – жива душа моя! Эту отрадную истину с полной силой раскрывает слово Божие и подтверждает история. Вот пророк Даниил говорит: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». ( Дан.12:2 ) Вот Исаия взывает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» ( Ис.26:19 ) Вот Иов размышляет: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». ( Иов.14:14; 19:25 ) А вот и дивное свидетельство пророка Иезекииля: ему суждено было даже видеть образ сего воскресения. Среди поля, усеянного сухими костями человеческими, он видел, как, по слову Божию, кости эти пришли в движение и стали совокупляться одна к другой, каждая к своему составу, как потом появились на них жилы и выросла плоть, как покрылись они кожей, потом вошел в них дух жизни, и они жили и стали на ногах своих в великом множестве. Вслушайтесь еще в слова доблестной матери Маккавеев, исстрадавшейся страшными мучениями своих сыновей- мучеников, в слова, сказанные ею последнему, самому младшему своему сыну: «Умоляю тебя, дитя мое ... будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2Макк.7:28,29) И так, эта дивная мать, впоследствии, после мученической кончины семи сыновей своих, сама потерпевшая ту же кончину, только тем и утешалась, что по смерти своей опять будет неразлучно вместе со своими сыновьями-мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010