Едва заметное и не распространенное в первые века христианства мнение, что конец седьмин исполнился при Антиохе Епифане, во время воздвигнутого им на Ветхозаветную Церковь страшного гонения, в новое время поддерживается многими христианскими богословами (Эйхгорн, Бертольд, Блэк, Визелер, Гильгенфельд и другие) и многими еврейскими раввинами. Из русских богословов сторонником этого мнения был знаток еврейского языка, профессор Петербургской Духовной Академии, протоиерей Павский. Сущность этого мнения такова: Начало седьмин – год пророчества Иеремии о плене Вавилонском, а конец – смерть Антиоха Епифана; семь седьмиц пройдет до помазанника, царя Кира, который назван так в книге Исаии (45:1); а затем, в течении шестидесяти двух седьмиц, обстроятся улицы и стены Иерусалима; после этого будет низложен помазанник, – разумеется предшественник Антиоха Епифана Селевк Филопатор, – и оставит престол не своему; войско наступившего по нем царя разорит город и святилище, конец от него, как от наводнения; и до окончания войны будет опустошительное истребление; в течение одной седьмицы он вступит в тесный союз со многими, и в течение полседьмицы прекратит жертвы и приношения, и на крыле храма —222— будет ужасная мерзость, и наконец окончательная гибель постигнет и самого опустошителя. В подтверждение этого мнения указывают на сходство изображаемого в пророчестве опустошителя с описанием Антиоха Епифана в 8-й и 11-й главах книги Даниила и в Маккавейских книгах, при чем, как у Даниила, так и в Маккавейских книгах, говорится и о сделанной Антиохом мерзости запустения на алтаре ( Дан.8:9–11 ; Дан.11:30–31 ; 1Макк.1:3 и 1Макк.4; 2Макк.6); ссылаются и на Иосифа Флавия, по свидетельству которого осквернение храма при Антиохе Епифане продолжалось около трех лет с половиною 246 . Несогласное с этим мнением изъяснение пророчества о седьминах, как мессианского, устраняют тем соображением, что это изъяснение основано на неверном греческом переводе, и особенно на имени χριστς – помазанник, между тем как имя это относится и к обыкновенным царям, напр., к Киру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Память о пророке – мученике долго жила в еврейском народе. По по разрушении Иерусалима халдеями, скрыл в пещере горы Нево скинию, ковчег завета и кадильный алтарь. Иуда Маккавей перед битвой с Никанором видел во сне пророка Иеремию, от которого узнал о своей победе над врагами (2Макк.15:13). Иеремию евреи ожидали вкачестве предтечи Мессии ( Мф.16:14 ). Память пророка Иеремии Православная Церковь празднует 1/14 мая. Состав и план книги пророка Иеремии в Масоретском тексте и в переводе Семидесяти А.Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и разделяется на 3 части. 1 . 1–25 главы. Пророчества об Иудее и Иерусалиме. 2 . 26–45 главы. Биографические повествования об Иеремии. 3 . 46–51 главы. Пророчества о языческих народах. 4 . 52 глава. Историческое приложение. 1 . В первой части после описания призвания Иеремии к пророческому служению (гл.1), составляющего как бы введение ко всей книге, излагаются обличительные речи пророка, относящиеся к иудеям и Иерусалиму. В этой части содержится самое большое количество материала, исходящего от Иеремии. 2 . Во второй части параллельно с грозными и утешительными пророчествами о будущем излагаются биографические повествования об Иеремии на фоне современных исторических событий. Эта часть, написанная почти исключительно прозой, по всей вероятности, является сочинением Варуха. 3 . В третьей части содержатся речи о языческих народах. В Масоретском тексте они расположены так: Египет (46), Филистия (47), Моав (48), Аммон (49,16), Едом (49:7–22), Дамаск (49:23–27), Кедар и Асор (49:28–33), Едам (49:34–39), Вавилон (50–51). В юреводе 70-ти порядок другой: Елам, Египет, Вавилон, Филистия, Едом, Аммон, Кедар, Дамаск, Моав. 4 . Историческое приложение заимствовано из 4Цар.24:18–25; 21:27–39 , но содержит дополнительный материал о количестве уведенных в плен (52:28–30), взятый из официального источника и заслуживающий доверия. В книге пророка Иеремии наблюдается отсутствие хронологического порядка в изложении, особенно во второй части. Так, например, в главе 21 говорится о событиях последних лет царствования Седекии, а в главе 25 описывается проповедь Иеремии и четвертый год царствования Иоакима – предшественника Седекии. Отсутствие строгой хронологической системы объясняется тем, что первоначально существовали отдельно сборники пророведей и биографические очерки Иеремии, которые в последствии были соединены вместе редактором книги, жившим по-видимому в последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Для Творца и Искупителя нашего нет ничего выше постоянного молитвенного общения с Ним. И все истинно чтущие Бога, вознося свои молитвы к Творцу, так высоко ценили молитвенное общение своей души с Богом, что старались выделить для сего особое место и как можно благолепнее украсить его. Помня слова Господа: «Я живу на высоте небес, и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом» ( Ис. 57: 15 ), они верили, что обитающий всюду Господь особенным образом присутствует и проявляет Себя среди исповедующих его и особенно освящает место (2Макк. 2: 8), откуда несутся к Нему призывания и мольбы истинно верующей души. Вот почему издревле в местах молитвы и проявления милости Божьей или же личного явления Творца истинные поклонники Его воздвигали особые сооружения – алтари или жертвенники, на которых приносили Богу вещественные жертвы вместе с молитвенными воздыханиями своей души. Таковы жертвенники: Авеля, Ноя, Авраама и Исаака; таков «дом Божий» Иакова. У этих-то алтарей первоначально и сосредоточивалась вся религиозно-нравственная жизнь еврейского народа. Малочисленный, кочующий, а затем порабощенный, он не мог иметь постоянного и определенного дома для молитвы и обитания Господа; не мог устроить даже походного храма – скинии, отвечающей важности своего назначения. Лишь когда изменились условия церковно-общественной жизни Израиля, когда он порвал узы многовекового тяжкого рабства и свободный, многочисленный и по-прежнему кочующий в силах был устроить походный храм, или скинию, Господь повелел Моисею: «Скажи сынам Израилевым, и устроят они Мне святилище, я буду обитать посреди них, там Я буду открываться тебе и говорить с тобою, там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник, и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом» ( Исх. 25: 2, 8, 22; 29: 43–45 ). И сделал Моисей все, как повелел ему Господь: и появился у Израиля первый походный храм – скиния, которая по своему внешнему великолепию вполне достойна была служить домом молитвы и местом постоянного жилища Господня среди народа израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

44 разодрали они одежды свои. Выражение крайней степени горя и скорби. 44 пали пред ним. Братья поклонились Иосифу, полагаясь на его милость (43,26 и ком.). 44 угадает. Это было сказано с иронией: гаданием невозможно определить, кто прав, а кто виноват (ст. 5). 44 Бог нашел неправду рабов твоих. Эти слова не означают, что Иуда согласился с обвинением в воровстве. Братья признали свою вину (ст. 28; 42,21 и ком.), усматривая во всем происшедшем наказание, исходящее от божественного правосудия. 44 тот, в чьих руках нашлась чаша. История повторяется (см. ком. к ст. 10). 44 Иуда. Он представляет всех братьев (43,3 и ком.). 44 вместо отрока. Это уже не тот Иуда, который продал своего брата в рабство (37,26.27). Его самопожертвование, хотя и не столь значительное, созвучно заместительной жертве Христа, Который страдал за других (см. ком. к ст. 43,9). 44 увидел... бедствие. См. 37,34.35. Глава 45 45:1–28 Своей верой Иосиф дал всем избранным богословское обоснование для прощения друг друга, истолковывая грехи в свете Божиего промысла. 45 удалите от меня всех. Иосиф связывает себя с семьей завета, а не с богатствами Египта ( Евр. 11,22 ). 45 Египтяне. Согласно греческому тексту «все египтяне». Они не имеют части в семье завета. 45 я Иосиф. См. Деян.7,13 . 45 не печальтесь. Иосиф обращает их взоры от совершенных грехов к Божией благодати (50,19; Чис. 21,8.9 ). Бог послал меня. Это утверждение, повторяющееся трижды (ст. 5,7,8), является богословской основой повествования об Иосифе (50,19–21; Деян. 7,9.10 ). Все хитросплетения человеческого греха Бог использует во благо праведным и для достижения Своей цели ( Деян. 2,23; 4,28 ). для сохранения вашей жизни. Иосиф верит в то, что именно Бог сохраняет жизнь человеку. 45 два года. Иосифу было тридцать девять лет (41,46.53). 45 оставить вас. Иаков, полагаясь на обещание Господа относительно семьи завета, знал, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Бог оставит Свой народ на земле (50,25; Ис. 10,20; 35,9; 37,32 ; Мих. 2,12.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Девство потому и хорошо, что оно отклоняет всякий повод к излишней заботе и доставляет полный досуг для богоугодных дел; так что, если этого нет, оно бывает гораздо хуже брака, нося в душе терние и заглушая чистое и небесное семя (свт. Иоанн Златоуст , 44, 366). Источник. Как тучная и плодоносная земля питает корень, так превосходная жизнь возвращает плоды девства, или лучше сказать, крестная жизнь есть и корень и плод девства (свт. Иоанн Златоуст , 44, 369). Источник. ...Как огонь гаснет, когда не будет для него подливаться елей, так гаснет и девство, когда не имеет милостыни (свт. Иоанн Златоуст , 45, 327). Источник. Девство утвердилось с тех пор, как вырос цвет девства... Никто из древних не мог хранить девство, потому что великое дело – обуздать тело (свт. Иоанн Златоуст , 45, 329). Источник. ...Когда имеет у себя сестру – милостыню, тогда никакие бедствия не одолевают его, но оно становится выше всего (свт. Иоанн Златоуст , 45, 330). ...На войне, которая ведется против девства, нет отдыха, потому что воюет диавол, который не знает определенного времени к нападению, не ожидает условного знака к сражению, но всегда стоит и старается найти деву безоружною, чтобы нанести ей смертельную рану; и дева никогда не может отдохнуть от этой брани, но всегда носит в самой себе тревогу и воителя (свт. Иоанн Златоуст , 45, 330). ...Какою кто одержим бывает злою страстию, и растлевает свое девство (свт. Иоанн Златоуст , 45, 338–339). Сосуд ведь священный дева, – порфира, в которую не позволительно облекаться никому другому, кроме Царя всех... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 796). Источник. ...Дева, стоя на угольях, не сгорает; находясь в пещи, не пылает, орошаемая, как три отрока; состязаясь с невидимыми силами, подражает Михаилу и соперничает с Гавриилом (свт. Иоанн Златоуст , 45, 909). Добродетелей много: одни – великие, другие – большие, третьи – меньшие, но ничто не представляет большей трудности, чем девство: оно борется с природою; эта война не имеет перемирия; это – сражение, никогда не имеющее мира, разве только по милости Христовой (свт. Иоанн Златоуст , 45, 909).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

3. Кому другому Бог заповедал построить святилище или храм? «Господь сказал Давиду (отцу Соломона): у тебя есть на сердце построить храм Имени Моему, хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм Имени Моему». 2Пар.6:8. 9 ; Ср. 2Цар.7:1–13 . Примечание. Подробно об устройстве Соломонова Храма читай в 3Цар. гл. VI и VII; 2Пар. гл. II, III, IV, V. 4. Какие изображения были в скинии и Храме Израильском? Читай о сем Исх.15:18, 22 – 26:1, 31 – 3Цар.6:18, 29 , –7:23–25, 29. (Ср. Иез.41:17–19, 25 ). 5. Откуда видно, что Господь благоволил к храму Соломонову? «После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и всё, что Соломон желал сделать, явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне; и сказал ему Господь… Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там вовек; и будут очи Мои, сердце Мое там во все дни». 3Цар.9:1–3 . (Ср. 2Nap. VII ). 6. За что же Бог попускал иноплеменникам разрушать свой храм? «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего». 3Цар.9:6–7 . (Ср. 2Пар.7:17–22 ; Иер.12:1–7 ; 2Макк.5:18–20). 7. Как пророчествовали пророки о новозаветном Храме? «Приидет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф: и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» Аг.2:7, 8 . – Читай Пр. Зах.6:12, 13, 15 ; Uc. LX гл.; Иез.37:24–28 . 8. Где показано в Евангелии, что Иисус Христос благоволил к рукотворен. храму и утвердил его? «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храм; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь, и учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников»? Мк.11:15–17 . (Ср. Ин.2:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Позднее, страшный пожар опустошал одну из частей Рима, угрожая и древней базилике Св. Петра, и опять папа, побуждаемый внушением свыше, торжественно появился на балконе храма и своею благословляющею десницей остановил разбушевавшуюся стихию (Лев III на пожаре –фреска Рафаэля в stanza dell» incendio). Папа – источник всякой власти на земле. От него и короли, и императоры получают свои короны (Коронование Карла Великого Львом III и Лотаря – Иннокентием – фрески учеников Рафаэля в stanza dell " incendio). Признавая это, лучшие из государей преклоняются пред папою и предоставляют ему даже и светскую государственную власть. Император Константин Великий на коленях подносит папе Сильвестру дарственную грамоту, уступая ему свои владения в Италии, вместе с Римом (Donatio Constantini – фреска Романо и Рафаэля – даль-Колле в stanza di Constantino), а Карл Великий подтверждает и расширяет это дарение (К. В. подписывает грамоту дарения – фреска Вазари в Sala regia). Бывали, правда, и такие нечестивцы-государи, которые осмеливались восставать против папской власти; но папа торжествовал над ними, смирял и уничтожал своих врагов. Император Генрих IV пришел в Каноссу и, в присутствии графини Матильды, в смиренном виде кающегося целует туфлю Григория VII, восседающего на троне, испрашивая у него отпущение (Фреска Цуккеро в Sala regia), а папа Григорий IX попирает и ниспровергает в прах императора Фридриха и силою своей анафемы (фреска Вазари в Sala Regia). Торжество папской власти над всеми антицерковными посягательствами светских государей аллегорически изображается в „наказании Илиодора”. Полководец Сирийского царя, по его приказу, покусился на сокровища Иерусалимского храма; но, по молитве первосвященника, Господь послал двух ангелов чудесного всадника, которые ниспровергли Илиодора и причинили ему многие раны (2Макк., гл.3). Аллегорический характер картины ясно обнаруживается из того, что в лице молящегося первосвященника изображен папа Юлий II. (Фреска Рафаэля в stanza di Eliodoro).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

И внушает нам: терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры Иисуса ( Евр.11:33 – 12:2 ). Чтение Евангелия благовествует: Услышати имате брани. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти. Востанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы и труси по местом. Избранных же ради прекратятся дние оны ( Мф.24:6–7, 21–22 ). В коленопреклоненной, исполненной высокого назидания молитве Церковь , благодаря Господа, вещает: «Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко аще не послушают гласа Твоего, наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во градех их ( Втор.28:15, 50:52 ). И мы видехом, яко прииде глагол страшный сей на ня и на отцы наши. Обаче, прещения Твоего не убоявшеся, оставихом путь правды Твоея, и отеческая предания ни во что же вменивше, прогневахом Тя о чуждих. Их же ради, якоже древле сынов Израилевых, тако и нас объят лютое обстояние, и о их же ревновахом наставлениих, сих врагов имеяхом буиих и зверонравных (2Макк.4:15–16). Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения тверду и непрестанну имети в себе, яко да в Тебе утверждени сыновним страхом и Твоею крепостию ограждени, выну славословим имя Твое». Молебствие оканчивается возглашением многолетия благополучно царствующему государю императору и всему его дому; умилительным пением: «вечная память» сокрушившему врага императору Александру I и возглашением многолетия христолюбивому всероссийскому победоносному воинству. Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Прав. Церковь издревле постановила совершать богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарного молебна за избавление Отечества от врагов; разрешать, по древнему обычаю 113 , пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день праздника сопровождать церковным звоном. Торжественное прославление Рождества Христова после богослужения в храмах Божиих вносится Церковью в жилища верующих. Подобно Ангелам, кои возвестили радость велию вифлеемским пастырям и пели хвалу Богу, священнослужители, по древнему обыкновению, возвещают и поют славу Богу и родившемуся Спасителю в домах прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На некоторое время Неемия возвращается в Персию, но скоро вновь приходит в Иудею. Как в первый, так и во второй приход Неемия много внимания уделяет очищению нравственности иудеев, равно как и укреплению их политического положения. В этом ему много помогает священник Ездра. Славное имя Неемии вошло и в другие библейские книги. Так, Иисус, сын Сирахов, восхваляет его за восстановление стены ( Сир.49:15 ), а автор Маккавейских книг – за составление библиотеки, в которой были собраны сказания о царях и пророках (2Макк.2:13). Цель написания книги двоякая: во-первых, продолжить историю Ездры, а во-вторых, показать промыслительное действие десницы Божией, избавляющей Свой народ от нужды и угнетения и сохраняющей его ради грядущего Мессии. Содержание можно условно поделить на 3 части. 1 часть – (с 1 по 7 главы). История возвращения Неемии в Иерусалим и восстановление под его руководством стен города. 2 часть – (с 8 по 10 главы). Описание обучения народа Закону Божию Ездрой и Неемией. 3 часть – (с 11 по 13 главы). Повествование об освящении городских стен и очищении нравов народа. Отношение книги Неемии к Первой книге Ездры Книга Неемии продолжает повествование об истории иудейского народа, начатое Ездрой. Но если Ездра рассказывает о построении Храма, то в книге Неемии подробно и обстоятельно говорится о гражданском устройстве народа на религиозных началах. 12. Книга Есфири Название книги Название книги заимствовано от имени главной героини повествования – иудеянки Есфири, из колена Вениаминова, которая из бедной сироты возвысилась до звания персидской царицы и послужила, по Промыслу Божию, делу спасения своих соотечественников. Есфирь (в Масоретском тексте – Эстер) – персидское слово и значит «звезда», еврейское же имя Есфири – Гадасса-Мирта (2:7). Состав и содержание книги По содержанию книга разделяется на 3 части: 1–2 главы – возвышение Есфири; 3–7 главы – замысел Амана против Мардохея и его крушение; 8–10 главы – возвышение Мардохея и спасение обреченных на истребление евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Учение о воскресении мертвых для учеников имело свой определенный вид: воскресение мертвых в прославленных телах могло последовать только при конце мира. Это было общим верованием иудеев и во времена Иисуса Христа ( Ин. 11:24 ). Напрасно думает Штраус выйти из этого затруднения чрез произвольное предположение, что с иудейской точки зрения в отношении к отдельным праведным личностям воскресение могло совершиться и ранее всеобщего суда. Хотелось бы, чтобы Штраус для своего оправдания указал, хотя один пример подобного воскресения. Напротив, иудейское миросозерцание прямо и решительно противоречит этому. Мы знаем, что иудеи являвшихся им умерших в видении не считали за воскресших даже тогда, когда созерцали их в прославленных образах. Так Иуда Маккавей явившегося ему в видении Иеремию пророка не принял за воскресшего (2Макк.15:12), и сами ученики Моисея и Илию, явившихся во время преображения Господа, не признали за воскресших (Мк.9:4). Ясно, что иудеи не имели никакой мысли о возможности воскресения праведных до всеобщего суда. 70 Если так, то очевидно, что ученики не только сами по себе, на основании веры во всеобщее воскресение мертвых и вообще иудейского миросозерцания, не могли придти к представлению о воскресении Иисуса, но если бы даже и явился им Иисус в видении, они могли бы заключить только о продолжении жизни Его в небесной славе, но никак не могли бы заключить о восстании Его тела из гроба, словом – признать Его воскресшим. Откуда же идея прославленного тела? Очевидно, только объективный факт воскресения и явления в прославленном теле могли быть источником для этой идеи, но она не могла быть приобретена логическим путем. Но Штраус опять выступает с новым предположением. Он указывает на то, что по еврейскому миросозерцанию душа без тела есть простая тень. Таким образом, «если ученики пришли к убеждению в том, что душа Иисуса не останется во аде, но вознесется к Богу, то неизбежно, по своему понятию о душе, они должны были придти к представлению о воскресении».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010