Прп. Иоанн Дамаскин, суммируя предыдущую традицию по данному вопросу, пишет: «...будучи единосущен с Богом и Отцом, Он самовластно (ατεξουσως) желает и действует, как Бог. Но, будучи единосущным и с нами, Он же самовластно желает и действует, как человек» ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 13(57)). Прп. Иоанн Дамаскин говорит о Христе как о едином волящем субъекте (ες θλων - Ibid. II 22(36); III 14(58); ср.: ACO II. Vol. 2(1). P. 442; ДВС. Т. 4. С. 149 - из соборного послания свт. Софрония, архиеп. Иерусалимского; ACO II. Vol. 2(1). P. 344; ДВС. Т. 4. С. 123 - из соч. «Против Евномия» (Contr. Eun.) свт. Григория Нисского; Maximus Conf. Disp. Pyr.//PG. 91. Col. 289). (О волях во Христе, о богословских спорах о волях Христа, а также о понятии «гномической» воли см. в ст. Воля ; см. также Вселенский VI Собор .) Оппозицию IV Вселенскому Собору, утвердившему своим вероучением две природы, две воли и два действования во Христе, составили монофизиты. Монофизитство Движение не было однородным. Широко распространенное представление, согласно к-рому монофизиты - это те, кто признают в И. Х. только одну, божественную, природу, является ошибочным. Даже последователи ересиарха Евтихия , действительно утверждавшие, что И. Х. имеет только одну, божественную, природу, не отказывались говорить и о природе человеческой. Но ее они представляли настолько измененной в славе соединенного с ней Бога, что уже не могли признать ее за подлинную природу человека. К тому же евтихианство, выражавшее в христологии крайние взгляды, в монофизитском движении составляло меньшинство. Большинство адептов еретического учения были и остаются до сих пор монофизитами умеренными. Суть их учения сводится к признанию в И. Х. не двух природ, а одной сложной. Севир , патриарх Антиохийский, система которого «стала официальной догматической доктриной монофизитской церкви, когда она окончательно в себе замкнулась» ( Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. С. 29), критикуя православных, признающих в И. Х. две природы, писал: «Анафематствуя утверждающих, что Еммануил есть две природы после соединения, с их действиями и свойствами, мы подвергаем их осуждению не за то, что они говорят о природах, или действиях, или свойствах, но за то, что они, утверждая две природы после соединения, приписывают действия и свойства каждой природе, тем самым разделяя их» (цит. по: Samuel V. C. The Christology of Severus of Antioch//Abba Salama. Addis Ababa, 1973. Vol. 4. P. 147). Понятие «сложного естества» («сложной природы», μα φσις σνθετος) «является основным в системе Севира» ( Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. С. 29). Монофелитство

http://pravenc.ru/text/293939.html

15 το Προδρμου μον κ βθρων π σεισμο ναστραφεσα, νν π τς πλουτοδτιδος δεξις το θεοστεφος μν ατοκρτορος το πορφυρογενντου κα Κομνηνο Μανουλ κ καινς νκοδομθη, το τατης καθηγητο τ νεγpσει τοτου παρρησισαντος... κα περ τ χελος, σε λθου βολς σоθεν, στ τετρπλευρον θολωτν, ν ... τ Πνεμα περιστερς ν εδει τ συγγενε λγ πεχρισε... ωννου Φωκ κφρασις. Venetiis, 1733. См. Правосл. Палест. сб., вып.23, с.20. Русск. перев.: Монастырь Предтечи, разрушенный до основания землетрясением, ныне заново выстроен щедродательной десницей боговенчанного нашего самодержца, порфирородного Комнина Мануила, через настоятеля обители, на восстановление ее возымевшего дерзновение ... и около берега, на расстоянии вержения камня, есть четырехугольное с круглой крышей здание, в котором ... Дух в виде голубя сошел на сродное себе Слово. Там же, с.50. Ред. 18 В книге встречается также другой вариант написания этого имени – «Сухем», – прим. электронной редакции. 20 Странствования по святым местам Востока. Изд. Правосл. Палест. общ., Ч.I., СПб., 1885, с.377–378. Ред. 22 В оригинале используются также другие варианты написания этого слова – «Энгадди» и «ен-Гадди» – прим. электронной редакции. 24 Tobler, Descriptiones Terrae Sanctae. Leipzig, 1874, с.176. Русск. перев.: На третьем камне от Иерихона, в двух милях от Иордана Бет-Хагла, что значит место круга, потому что там по обычаю оплакивающих ходили кругом на похоронах Иакова его сыновья и его род, когда переносили его из Египта в Хеврон. Ред. 28 Правосл. Палест. сб., вып.23, с.19. Русск. перев.: Вся окружность стала влажная, превратившись в сады обителей, основанных в пустыне. Ибо земля, разбитая на участки и разделенная между теми святыми обителями, вся усажена деревьями и покрыта виноградниками. Посему, поставивши на своих участках торги, монахи получают обильные для себя плоды. Там же, с.49. Ред. 38 Antiquitates judaicae, rл.I, V, 1 и 4. Ср. Flavii Josephi Opera omnia. Recognovit Samuel Adr. Naber. I. Lipsiae. Teubner, 1888, с.267, где между прочим сказано: τν δ» πομνων πλταις πεντακισμυρους π τς βλης π τν ορδνην ξει σταδους ξκοντα. Русск. перев.: Когда они (колена) последовали за ним с пятьюдесятью тысячами ратников, то он подвинулся на шестьдесят стадий от Авилы к Иордану. Ср. русск. перев. М.Самуйлова. СПб., 1818, ч.I, с.210. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ibid. Ibid. The New Oxford Book of American Verse, Richard Ellmann, ed. (New York: Oxford University Press, 1976), pp.395–96. American Humanist Association, Humanist Manifesto II, 1973. http://humanist.net/docun-ients/ma-nifesto2.html Ibid. Strobe Talbott, “America Abroad; The Birth of the Global Nation”, Time, July 20, 1992, p. 70. Ibid. Michael Mann, “Prodi Urges Fundamental Debate on Future of EU”, Financial Times, February 14, 2001, p. 1. Samuel Francis, Thinkers of Our Time (London: The Claridge Press, 1999), p. 102. Peter Capella, “Swiss Decide Against Joining EU”, Manchester Guardian Weekly, March 14, 2001, p. 5. Ibid. Mann, p. 1. 23 Ibid. 24 James Kurth, “The American Way of Victory”, National Interest, Summer 2000, p. 5. Patrick J. Buchanan, (.Nature’s Retribution”, New York Post, February 24, 1983. Kenneth Minogue, “How Civilizations Fail”, New Criterion, April 2001. Fulton J. Sheen, “A Plea for Intolerance”, 1931. Ibid. Ibid. Gone With the Wind, Metro-Goldwyn-Mayer, 1939. Terry Teachout, (.Republican Nation, Democratic Nation?” Commentary, January 2001, p. 25. Matthew 22:2 , Holy Bible, King James Version. James K. Fitzpatrick, “More of Them”, Wanderer, December 7, 2000. “100 Greatest Movies”, American Film Institute. http://www.afioline.org:82/100movies/1001ist.asp “Ibid. Ibid. “l00 Best Novels”, Modern Library Board, “lOO Best Nonfiction”, Modern Library Board, http://www.randomhouse.com/modernlibrary/100best/ “President-elect Bush’s Victory Speech”, Facts on File, December 13,2000, p.951Al. Ernest Hemingway, The Sun Also Rises (New York: Scribner and Sons, 1996), p. 222. Chilton Williamson, Jr., “Democracy and the Art of Handloading”, Chronicles, February 2001. Ibid. Ibid. The Wizard of Oz, Metro-Goldwyn-Mayer, 1939. James MacGregor Burns, Roosevelt: The Lion and the Fox (New York: Harcourt, Brace, and World, 1956), p.151. Richard John Neuhaus, The End of Democracy?: The Celebrated First Things Debate with Arguments Pro and Con and “The Anatomy of a Controversy” (Dallas: Spence Publishing, 1997), pp. 5,3.

http://azbyka.ru/fiction/smert-zapada/11...

Swindoll, C.R. Living on the Ragged Edge: Coming to Terms with Reality. Waco: Word, 1985. Tate, Marvin E. Psalms 51100. WBC. Dallas: Word Books, 1990. Terrien, Samuel. The Psalms: Strophic Structure and Theological Commentary. Grand Rapids: Eerdmans, 2003. Terrien, S.L., and P. Scherer. «Job.» IB, 3:877–1198. Nashville: Abing-don, 1954. Tesh, S. Edward, and Walter D. Zorn. Psalms. Vol. 1. The College Press NIV Commentary. Joplin, MO: College Press, 1999. Tesh, S. Edward. «Theodicy.» In Walter D. Zorn. Psalms, 2:51–56. The College Press NIV Commentary. Joplin, MO: College Press, 2004. Thomason, B. God on Trial: The Book of Job and Human Suffering. Collegeville, MN: Liturgical Press, 1997. Tournay, Raymond Jacques. Seeing and Hearing God with the Psalms: The Prophetic Liturgy of the Second Temple in Jerusalem. Trans, by J. Edward Crowley. JSOTSupp 118. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1991. Tournay, Raymond Jacques. Word ofGod, Song of Love: A Commentary on the Song of Songs. Trans, by J.E. Crowley. New York and Mahweh, NJ: Paulist Press, 1988. Travcrs, Michael E. Encountering God in the Psalms. Grand Rapids: Kregel, 2003. Tur-Sinai, N.H. The Booh of Job: A New Commentary. Jerusalem: Kiry-ath Sepher, 1957. Van der Toorn, Karel. «Did Ecclesiastes Copy Gilgamesh?» BRev 16 (2000): 2230,50. Verheij, Arian. «Paradise Retried: On Qohelet 2A-&. » JSOT5Q (1991): 113115. Vicchio, S.J. The Voice from the Whirlwind: The Problem of Evil and the Modern World. Westminster, MD: Christian Classics, 1989. Wakeman, M.K. God " s Battle with the Monster: A Study in Biblical Imagery. Leiden: E.J. Brill, 1973. Walsh, Carey Ellen. Exquisite Desire: Religion, the Erotic, and the Song of Songs. Minneapolis: Fortress, 2000. Waltke, Bruce К. The Book of Proverbs, Chapters 1–15. NICOT. Grand Rapids: Eerdmans, 2004. Ward, W. O ut of the Whirlwind: Answers to the Problem of Suffering from the Book of Job. Richmond: John Knox, 1958. Watts, J.D.W, J.J. Owens, and M.E. Tate. «Job.» Broadman Bible Commentary. Nashville: Broadman, 1971. See pp. 22–151.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Phil., 1986. P. 271-306; Dummer J. Zum Problem der sprachlichen Verständigung in den Pachomius-Klöstern//BSAC. 1969/1970. Vol. 20. P. 43-52; Debono F. La basilique et le monastère de st. Pachôme: (Fouilles de l " Inst. Pontifical d " Archéologie Chrétienne, à Faou-el-Qibli, Haute-Égypte - Jan., 1968)//BIFAO. 1970. Vol. 70. P. 191-221; Wipszycka E. Les confréries dans la vie religieuse de l " Égypte chrétienne//Proc. of the 12th Intern. Congr. of Papyrology/Ed. D. H. Samuel. Toronto, 1970. P. 511-525; eadem. Les terres de la congrégation pachômienne dans une liste de payments pour les apora//Le monde grec: Pensée, littérature, histoire, documents: Hommage à C. Préaux/Ed. J. Bingen et al. Brux., 1975. P. 625-636; eadem. The Nag Hammadi Library and the Monks: A Papyrologist " s Point of View//J. of Juristic Papyrology. N. Y. etc., 2000. Vol. 30. P. 179-191; Young D. W. The Milieu of Nag Hammadi: Some Historical Considerations//VChr. 1970. Vol. 24. P. 127-137; Ruppert F. Das pachomianische Mönchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams. Münsterschwarzach, 1971; V ogüé A., de. La Vie arabe de st. Pachôme et ses deux sources présumées//AnBoll. 1973. Vol. 91. N 3/4. P. 379-390; idem. Le nom du supérieur de monastère dans la Règle pachômienne// Idem. De st. Pachôme à Jean Cassien: Études littéraires et doctrinales sur le monachisme égyptien à ses débuts. R., 1996. P. 71-77. (StAnselm; 120); idem. Les noms de la porte et du portier dans la Règle de St. Pachôme//Ibid. P. 157-159; Robinson J. M. The First Season of the Nag Hammadi Excavation: 27 Nov.- 19 Dec. 1975//Göttinger Miszellen. 1976. Bd. 22. S. 71-79; idem. Introd.//The Nag Hammadi Library in English. Leiden, 19842. P. 1-25; Chadwick H. The Domestication of Gnosis//The Rediscovery of Gnosticism: Proc. of the Intern. Conf. on Gnosticism, March 28-31, 1978. Leiden, 1980. Vol. 1: The School of Valentinus/Ed. B. Layton. P. 3-16; idem. Pachomios and the Idea of Sanctity//The Byzantine Saint: Univ. of Birmingham. 14th Spring Symposium of Byzantine Studies/Ed.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

Nada queda de su comentario a Samuel, que completó Elisa de Nisibis. Las actas del quinto concilio ecuménico copian algunos pasajes de sus dos libros sobre Job, que compuso después del año 412 y dedicó a Cirilo de Alejandría. Lina versión siríaca de su Comentario sobre el Eclesiastés, descubierta por H. v. Soden en Damasco antes de la primera guerra mundial (SAB 19031 825), desapareció nuevamente. Quedan dos fragmentos de su comentario sobre los cuatro profetas mayores, que menciona Ebedjesu: Isaiam quoque et Ezechielem et Ieremiam et Danielem singulis tomis commentatus est. En la Catena de Nicolás Muzalon se conservan pasajes que se refieren a Isaías 10,22–3. Las actas del quinto concilio (553) copian un pasaje de una de las cartas de Teodoro (Mansi, 9,225–7), que da a entender que consideraba el Cantar de los Cantares como la réplica de Salomón a los que se oponían a su matrimonio con la princesa egipcia, y se negaba a atribuirle ningún significado alegórico. Con todo, de este pasaje no se deduce en rigor que escribiera un comentario sobre el Cantar. Ningún catalogo de sus títulos menciona tal libro ni de él existe ningún fragmento. h7 2. Comentarios sobre el Nuevo Testamento a) Comentario sobre el Evangelio de San Juan El descubrimiento más notable de las obras de Teodoro sobre el Nuevo Testamento es el de su comentario al Evangelio de San Juan . Ha llegado hasta nosotros en una versión siríaca completa que publicó Vosté el año 1940 junto con una traducción latina. Existían además los fragmentos griegos que recogió Migne de las catenae de Cordier, Cramer y Mai. Sin embargo, Devreesse ha demostrado que de estos fragmentos hay que rechazar una tercera parte como espuria. Cotejando con el texto siríaco, él mismo ha recobrado de cinco familias de catenae manuscritas los fragmentos griegos que se conservan del comentario de Teodoro y que habían sido atribuidos erróneamente a otros autores. Ocupan 144 páginas impresas de apretado texto. Según Ebedjesu, Teodoro escribió también comentarios sobre San Mateo y San Lucas.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

476 The speeches in Acts borrow considerable language from the LXX (Soards, Speeches, 160) and function similarly to interpretive speeches in Deuteronomy, Joshua, and Samuel-Kings (Soards, Speeches, 12–13,156–57). The same may well be true of John " s discourses. 477 Some have suggested that Mark drew on complexes of tradition rather than merely individual sayings and stories (Jeremias, Theology, 37–38; Taylor, Mark, 90; cf. Dodd, Preaching, 46–51; idem, Studies, 10); while some general arrangements may have become traditional, however, it remains unclear that Mark drew on connected oral narratives, except perhaps on Q at points. 478 Lewis, History, 43; on a more popular level, cf. the accuracy of the griot " s basic information in Alex Haley " s popular work Roots (New York: Dell, 1976), 717–25. 479 Anthologists and others felt free to redact sacred cultural texts (e.g., Cicero Nat. d. 3.16.42 [concerning Homer Od. 11.600ff.; see esp. Cicero LCL 19:324–25 n. a]; Diogenes Laertius 1.48: Solon into Homer I1. 2.557), philosophical works (e.g., possibly Hierocles in Stobaeus; Malherbe, Exhortation, 85), although Jewish scribes were quite restrained in practicing this with Scripture (despite an occasional fourth-century Palestinian Amora who reportedly attempted some redaction criticism on Scripture: cf. Lev. Rab. 6:6; 15:2). 480 See Gundry, «Genre,» 102; Witherington, Christology, 22; contrast the older approach of Dibelius, Tradition, 3. Those who transmitted traditions would have preserved sayings with greater detail, allowing greater variation in recounting narratives (Pesch, «Jerusalem,» 107; cf. Culpepper, John, 21–22). 481 Cf., e.g., Hoeree and Hoogbergen, «History»; Aron-Schnapper and Hanet, «Archives»; on rote memorization in traditional Quranic education, cf. Wagner and Lotfi, «Learning.» Limitations do, however, exist, especially over time (e.g., Iglesias, «Reflexoes»; Harms, «Tradition»; Raphael, «Travail»). 482 Though exact words are fixed only at the written stage, the basic story is already stable at the oral stage (Lord, Singer, 138).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

William Frost (ed.) 19 . Joseph R. Washington, Jr., Anti-Blackness in English Religion 1500–1800 20 . Joyce E. Salisbury, Iberian Popular Religion 600 B.C. to 700 A.D.: Celts, Romans and Visigoths 21 . Longinus, On the Sublime, James A. Arieti and John M. Crossett (trans.) 22 . James Gollnick, Flesh as Transformation Symbol in the Theology of Anselm of Canterbury: Historical and Transpersonal Perspectives 23 . William Lane Craig, The Historical Argument for the Resurrection of Jesus During the Deist Controversy 24 . Steven H. Simpler, Roland H. Bainton: An Examination of His Reformation Historiography 25 . Charles W. Brockwell, Jr., Bishop Reginald Pecock and the Lancastrian Church: Securing the Foundations of Cultural Authority 26 . Sebastian Franck, Sebastian Franck: 280 Paradoxes or Wondrous Sayings, E. J. Furcha (trans.) 27 . James Heft, S.M., John XXII and Papal Teaching Authority 28 . Shelley Baranowski, The Confessing Church, Conservative Elites, and The Nazi State 29 . Jan Lindhardt, Martin Luther: Knowledge and Mediation in the Renaissance 30 . Kenneth L. Campbell, The Intellectual Struggle of the English Papists in the Seventeenth Century: The Catholic Dilemma 31 . William R. Everdell, Christian Apologetics in France, 1750–1800: The Roots of Romantic Religion 32 . Paul J. Morman, Noël Aubert de Versé: A Study in the Concept of Toleration 33 . Nigel M. de S. Cameron, Biblical Higher Criticism and the Defense of Infallibilism in 19th-Century Britain 34 . Samuel J. Rogal, John Wesley " s London: A Guidebook 35 . André Séguenny, The Christology of Caspar Schwenckfeld: Spirit and Flesh in the Process of Life Transformation, Peter C. Erb and Simone Nieuwolt (trans.) 36 . Donald E. Demaray, The Innovation of John Newton (1725–1807): Synergism of Word and Music in Eighteenth Century Evangelism 37 . Thomas Chase, The English Religious Lexis 38 . R. G. Moyles, A Bibliography of Salvation Army Literature in English (1865–1987) 39 . Vincent A. Lapomarda, The Jesuits and the Third Reich 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Мы выехали отсюда через лощину, где были Соломоновы сады, к самой плотине крайнего водохранилища Соломонова. Отдохнув несколько в этом месте, мы прибыли к ночи в отрадный Вифлеем, под кров доброго отца Иоаникиоса. На другой день, с растроганным сердцем, с душевною молитвою на устах, расстался я с великою святынею Рождества Господа нашего Иисуса Христа и направился, с глубокою думою, по пустынной дороге Иерусалимской… 101 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 102 Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 103 «Adam maximus ibi inter Enacim situs est». См. также об этом предмете в: Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. P. 339–340 и 363. 104 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). IV. 9. 7. 106 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. См. Ч. 1. С. 34 и Ч. 2. С. 59. 107 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). V. 7. 108 Baronius Caesar. Abrégé des Annales ecclesiastiques de Caesar Baronius Composé en latin, par le R. P. Aurele Perusin … et traduit … par Me Charles Chaulmer 8 tom. Paris, 1673. T. III. sub. A. 326. Читать далее Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях./А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году/[Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

5. Ocho homilías sobre el Eclesiastés Una exacta interpretación del Eclesiastés comprende ocho sobre homilías sobre Eccl. 1,1 3,13, que se proponen la misma intención mística. Por medio de una interpretación alegórica trata de probar que este libro «verdaderamente sublime y divinamente inspirado» no tiene otro fin que «elevar el espíritu por encima de los sentidos.» Gracias a una renuncia completa a todas las cosas de este mundo que son grandes y espléndidas en apariencia, el Espíritu guiará a los sentidos a un mundo de paz . 6. Quince homilías sobre el Cantar de los Cantares La Exacta interpretación del Cantar de los Cantares (Εξγησις ακριβς ες το ασμα των ασμτων) es un comentario que consta de quince homilías sobre Cant. 1,1–6,8. En el prefacio defiende, contra algunos escritores eclesiásticos, la necesidad y el derecho de dar una interpretación espiritual de la Escritura, llámesele tropología o alegoría . El prólogo se cierra con una gran alabanza de Orígenes, cuya exégesis mística tuvo, sin género de duda, fuerte influencia sobre Gregorio. Sin embargo, Gregorio es un pensador demasiado profundo e independiente para seguir servilmente al maestro alejandrino. Sobre Dios, sobre las relaciones de la criatura con Dios, sobre la acción santificante del Espíritu Santo, tiene él sus ideas propias, que apoya con especulaciones de Plotino . El Cantar de Cantares representa para él la unión de amor entre Dios y el alma bajo la figura da unas nupcias (Hom. 1: PG 44,772). En este aspecto del libro el que se destaca en el comentario Gregorio, en contraste con el de Orígenes, quien en sus homilías sobre este tema (cf. vol.1 p.352) prefiere considerar a la esposa del Cantar como imagen de la Iglesia – interpretación que Gregorio no olvida, pero que relega a segundo término. 7. Sobre la pitonisa de Endor El opusculito De pythonissa, dedicado al obispo Teodosio, trata de 1 Reyes 28,12s, y se propone probar que «la pitonisa de Endor» no vio a Samuel, como pensó Orígenes, sino a un demonio que adoptó la apariencia del profeta.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010