Sacred Scripture. By “sacred scripture” are to be understood those books written by the holy Prophets and Apostles under the action of the Holy Spirit; therefore they are called “divinely inspired” They are divided into books of the Old Testament and the books of the New Testament. The Church recognizes 38 books of the Old Testament. After the example of the Old Testament Church (Although the Church in the strict sense was established only at the coming of Christ (see Matt.16:18), there was in a certain sense a “Church” in the Old Testament also, composed of all those who looked with hope to the coming of the Messiah. After the death of Christ on the Cross, when He descended into hell and “preached unto the spirits in prison” (1 Peter 3:19), He brought up the righteous ones of the Old Testament with Him into Paradise, and to this day the Orthodox Church celebrates the feast days of the Old Testament Forefathers, Patriarchs, and prophets as equal to the saints of New Testament.), several of these books are joined to form a single book, bringing the number to twenty-two books, according to the number of letters in the   Hebrew alphabet. (The 22 “canonical” books of the Old Testament are: 1. Genesis, 2. Exodus, 3. Leviticus, 4. Numbers, 5. Deuteronomy, 6. Joshua, 7. Judges and Ruth considered as one, 8. First and Second Kings (called First and Second Samuel in the King James Version), 9. Third and Fourth Kings (First and Second Kings in the KJV), 10. First and Second Paralipomena (First and Second Chronicles in the KJV), 11. First Esdras (Ezra) and Nehemiah, 12. Esther, 13. Job, 14. Psalms, 15. Proverbs, 16. Ecclesiastes, 17. The Song of Songs, 18. Isaiah, 19. Jeremiah, 20. Ezekiel, 21. Daniel, 22. The Twelve Prophets (Hosea, Joel, Amos, Obadiah, Jonah, Micah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah, Haggai, Zechariah, Malachi). This is the list given by St. John Damascene in the Exact Exposition of the Christian Faith, p. 375) These books, which were entered at some time into the Hebrew canon, are called “canonical.” (The word “canonical” here has a specialized meaning with reference to the books of Scripture, and thus must be distinguished from the more usual use of the word in the Orthodox Church, where it refers not to the “canon” of Scripture, but to “canons” or laws proclaimed at church councils.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Charles Frederick D " Arcy (29 марта 1911 - 6 августа 1919) Charles Thornton Primrose Grierson (28 октября 1919 - ноябрь 1934) John Frederick McNeice (12 декабря 1934 - 14 апреля 1942) Charles King Irwin (17 ноября 1942 - 31 декабря 1944) William Shaw Kerr (25 января 1945 - 31 июля 1955) Frederick Julian Mitchell (18 октября 1955 - 7 ноября 1969) George Alderson Quin (6 января 1970 - 31 марта 1980) Robert " Robin " Eames (20 мая 1980 - 1986) Gordon McMullan (1986 - январь 1997) Harold Creeth Miller (25 апреля 1997 - Епархия Коннор Charles King Irwin (1 января 1945 - 31 мая 1956) Robert Cyril Hamilton Glover Elliott (21 сентября 1956 - 31 августа 1969) Arthur Hamilton Butler (14 октября 1969 - 30 сентября 1981) William John McCappin (30 ноября 1981 - 1987) Samuel Greenfield Poyntz (1987 - 10 марта 1995) James Edward Moore (25 мая 1995 - 2001) Alan Edwin Thomas Harper (18 марта 2002 - 16 марта 2007) Alan Abernethy (29 июня 2007 - Епархия Дромор Arthur Magennis (1550 - 1575) 1575-1607 - вакантна John Todd (16 мая 1607 - 20 января 1612) Theophilus Buckworth (май 1613 - 1641) 1641-1661 - вакантна Robert Leslie (27 января - 20 июня 1661) 1661-1667 управлял Jeremy Taylor, епископ Даун и Коннор George Rust (15 декабря 1667 - декабрь 1670) Essex Digby (27 февраля 1671 - 12 мая 1683) Capel Wiseman (23 сентября 1683 - сентябрь 1694) Tobias Pullein (7 мая 1695 - 22 января 1713) John Sterne (10 мая 1713 - 30 мая 1717) Ralph Lambert (23 апреля 1717 - 10 мая 1727) Charles Cobbe (16 февраля 1727 - 16 марта 1732) Henry Maule (20 марта 1732 - 24 мая 1744) Thomas Fletcher (10 июня 1744 - 14 мая 1745) Jemmett Browne (16 мая - 27 августа 1745) George Marlay (15 сентября 1745 - 12 апреля 1763) John Oswald (7 мая - 25 августа 1763) Edward Young (16 октября 1763 - 4 марта 1765) Henry Maxwell (10 марта 1765 - 15 апреля 1766) William Newcome (27 апреля 1766 - 13 апреля 1775) James Hawkins (29 апреля 1775 - 1 апреля 1780) William Beresford (8 апреля 1780 - 21 мая 1782) Thomas Percy (26 мая 1782 - 30 сентября 1811)

http://hierarchy.religare.ru/h-angl-irel...

Robert Howard (19 марта 1727 - 13 января 1730) Robert Clayton (10 мая 1730 - 19 декабря 1735) Mordecai Cary (20 декабря 1735 - 2 октября 1751) Richard Robinson (19 января 1752 - 19 апреля 1759) Samuel Hutchinson (22 апреля 1759 - 27 октября 1780) William Cecil Pery (18 февраля 1781 - 13 мая 1784) William Preston (11 ноября 1784 - 9 ноября 1787) John Law (10 ноября 1787 - 27 марта 1795) John Porter (7 июня 1795 - 30 декабря 1797) Joseph Stock (28 января 1798 - 1 мая 1810) James Verschoyle (6 мая 1810 - 13 апреля 1834) Епархия Даун и Коннор (1539 - 9 апреля 1842), Даун, Коннор и Дромор (1842-1944), Даун и Дромор (1945- Robert Blyth (1539-1541) Eugene Magennis (8 мая 1542 - 1559/1563) James MacCawell (1565-1567) John Merriman (19 января 1569 - 6 июля 1571) Hugh Allen (21 ноября 1572 - 24 мая 1582) 1582-1593 - вакантна Edward Edgeworth (1593 - 1595) John Charden (4 мая 1596 - 1601) Roben Humpston (5 апреля 1602 - ранее 14 января 1607) John Todd (16 мая 1607 - 20 января 1612) James Dundas (июль - ранее 29 ноября 1612) Robert Echlin (4 марта 1613 - 17 июля 1635) Henry Leslie (4 октября 1635 - 19 января 1661) Jeremy Taylor (27 января 1661 - 13 августа 1667) Roger Boyle (18 октября 1667 - 19 сентября 1672) Thomas Hacket (28 сентября 1672 - 21 марта 1694) Samuel Foley (2 сентября 1694 - 22 мая 1695) Edward Walkington (4 августа 1695 - январь 1699) Edward Smyth (2 апреля 1699 - 16 октября 1720) Francis Hutchinson (22 января 1721 - 23 июня 1739) Carew Reynell (18 ноября 1739 - 6 мая 1743) John Ryder (1 августа 1743 - 19 марта 1752) John Whitcombe (21 марта - 1 сентября 1752) Robert Downes (13 октября 1752 - 16 января 1753) Arthur Smyth (24 января 1753 - 28 октября 1765) James Traill (3 ноября 1765 - 12 ноября 1783) William Dickson (1 февраля 1784 - 19 сентября 1804) Nathaniel Alexander (23 марта 1823 - 2 ноября 1848) Robert Bent Knox (1 мая 1849 - 11 мая 1886) William Reeves (29 июня 1886 - 12 января 1892) Thomas James Welland (25 марта 1892 - 29 июля 1907) John Baptist Crozier (26 сентября 1907 - 2 февраля 1911)

http://hierarchy.religare.ru/h-angl-irel...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книги Царств, 1-я и 2-я (Samuel, books of) В 1 и 2 Книгах Царств описан переход Израиля от теократии к монархии. В целом содержание этих двух книг строится на трех ключевых фигурах: пророке Самуиле, обманувшем надежды царе Сауле и великом царе Давиде. Каждая из этих фигур – это целый ряд образов, показывающих читателю различные пути, ведущие к Богу и пониманию Бога. Самуил представлен читателю в серии событий и зарисовок, образующих вкупе цельный образ. Самуил – переходная фигура, пророк и судья Израиля в последние дни теократии. Он с юного возраста служит Богу, находясь обычно в окружении бессовестных религиозных функционеров. В отличие от царей, Самуил пользуется Божьими орудиями и совершает чудесное освобождение израильского народа ( 1Цар.7 ). В этой книге решающее значение имеет эпизод, когда Израиль потребовал царя, «как у прочих народов» ( 1Цар.8 ). Это требование опечалило Самуила, так как требовать земного царя значит отвергать Небесного Царя. Здесь мы видим, как Самуил противопоставляет свое звание пророка званию царя, заявляя, что он никогда не притеснял народ ( 1Цар.12 ). Бог ответил на просьбу Израиля, предоставив ему царя и отказавшись выслушивать его жалобы, если он затем будет сожалеть об этом. Образ пророка в 1 и 2Царств показывает превосходство пророка над царем. Царь должен быть помазан пророком, и пророк может выражать ему недоверие или осуждать его. Пророк говорит от имени Бога. Совокупный образ, рисующий портрет Саула, состоит из следующих элементов. Читатель видит нового царя скрывающимся в обозе и пытающимся уклониться от обязанностей царя ( 1Цар.10:22 ). На Саула нисходит Дух Божий. Благодаря этому он пророчествует и освобождает город Иавис. Еще один образ – Саул, с тревогой наблюдающий, как разбегается его войско, и с нетерпением ожидающий Самуила. Самуил запаздывает. По истечении семи дней Саул берет дело в свои руки и приносит жертву. За это Самуил порицает Саула и предупреждает, что его царствование продлится недолго ( 1Цар.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ezekiel Hopkins (29 октября 1671 - 11 ноября 1681) William Smyth (17 февраля 1682 - 5 апреля 1693) Alexander Cairncross (16 мая 1693 - 14 мая 1701) Robert Huntington (20 июля - 2 сентября 1701) John Pooley (12 сентября 1702 - 16 октября 1712) Thomas Lindsay (6 июня 1713 - 4 января 1714) Edward Synge (7 ноября 1714 - 8 июня 1716) Nicholas Forster (8 июня 1716 - 5 июня 1743) William Barnard (19 августа 1744 - 19 марта 1747) Philip Twysden (29 марта 1747 - 2 ноября 1752) Robert Downes (16 января 1753 - 30 июня 1763) John Oswald (25 августа 1763 - 4 марта 1780) James Hawkins (1 апреля 1780 - 23 июня 1807) John George Beresford (10 августа 1807 - 25 сентября 1819) William Magee (24 октября 1819 - 24 июня 1822) William Bissett (21 июля 1822 - 5 сентября 1834) Епархия Килмор, Эльвин и Арда John Powell Leslie (15 октября 1841 - 22 июля 1854) Marcus Gervais Beresford (24 сентября 1854 - 15 октября 1863) Hamilton Verschoyle (26 октября 1863 - 28 января 1870) Charles Leslie (24 апреля - 8 июля 1870) Thomas Carson (2 октября 1870 - 7 июля 1874) John Richard Darley (25 октября 1874 - 20 января 1884) Samuel Shone (25 апреля 1884 - 1 сентября 1897) Alfred George Elliott (17 октября 1897 - 28 сентября 1915) William Richard Moore (30 ноября 1915 - 23 февраля 1930) Arthur William Barton (1 мая 1930 - 15 февраля 1939) Albert Edward Hughes (25 апреля 1939 - 12 мая 1950) Frederick Julian Mitchell (21 сентября 1950 - 18 октября 1955) Charles John Tyndall (2 февраля 1956 - 14 октября 1958) Edward Francis Butler Moore (6 января 1959 - 31 мая 1981) William Gilbert Wilson (21 сентября 1981 - 1993) Michael Hugh Gunton Mayes (1993-2000) Kenneth Herbert Clarke (25 января 2001- Епархия Килмор (-1603; 1633-1661; 1742-1839), Кирмор и Арда (1603-1633, 1661-1742 и 1839-1841) Edmund Nugent (- ок. 1550) 1550-1585 - вакантна John Garvey (27 января 1585 - 10 мая 1589) 1589 - 1604 вакантна Robert Draper (2 марта 1604 - август 1612) Thomas Moigne (12 января 1613 - 1 января 1629) William Bedell (13 сентября 1629 - 7 февраля 1642)

http://hierarchy.religare.ru/h-angl-irel...

420 Gerhard von Rad, Old Testament Theology trans, bv D.M.G. Stalker (New York: Harper & Row, 1962), 1:334–347. 421 Frank Moore Cross, Canaanite Myth and Hebrew Epic (Cambridge, MA: Harvard, 1975), pp. 276–277. 422 Ibid., pp. 274–289; см. также R.D. Nelson, The Double Redaction of the Deuteronomistic History, JSOTSupp 18 (Sheffield: Sheffield Academic Press, 1981). 423 Walter Dietrich, Prophetie und Geschichte: Eine redationsgeschichtliche Untersuchung zum deuteronomistischen Geschichtswerk, FRLANT 108 (Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1972); Rudolf Smend, «Das Gesetz und die Volker: Ein Beitrag zur deuteronomistischen Redaktionsgeschichte,» in Probleme biblischer Theologie, Gerhard von rad zum 70 Geburtstag, ed. by H.W. Wolff (Munich: Chr. Kaiser Verlag, 1971), pp. 494–509; Timo Viejola, Das Konigtom in der Beurteilung der deuteronomistischen Historiographie: Ein redaktionsgeschichtiliche Untersuchung, AASF, Series В 198 (Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1977). 426 Книги Исайи, Иеремии, Иезекииль и двенадцати «малых» пророков в еврейских кругах традиционно называются «Поздними пророками». 427 Пророки продолжали играть ключевую роль в направлении развития монархии, как видно из поведения Ахии, Илии, Елисея, Михея, а также многих пророков, именами которых названы книги. 428 Joyce G. Baldwin, 1&2 Samuel, ТОТС 8 (Leicester, England: Inter-Varsity Press, 1988). По сути здесь изложена позиция Walter Brueggemann, «Samuel, Books of 1–2: Narrative and Theology,» ABD, 5:965–973. См. также Jesse С. Long Jr., 1 &2 Kings, College Press NIV Commentary (Joplin, MO: College Press, 2002), pp. 22–30, и источники, указанные там. У Лонга можно найти хорошее обсуждение подхода к литературному анализу на основании книг Царств, хотя принципы, которыми он делится, можно применять и в других книгах. 430 Современная светская историография не любит допускать сверхъестественных вторжений в свою толковательную схему. В книге J. Maxwell Miller and John H. Hayes (A History of Ancient Israel andfudah [Philadelphia: Westminster Press, 1986], p. 59) находим следующие слова: «Хотя современные историки не всегда отвергают возможность божественного участия в истории, общее предположение современной историографии состоит в том, что главные причины и следствия истории можно объяснить, не ссылаясь на уникальные разрывы в естественных условиях (такие как расхождение вод Красного моря или остановка солнца) или любое явное божественное участие в человеческой истории. Говоря короче, у современных историков не все ладно с чудесами».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

75 Cp. The Jewish Encyclopedia X, 665–6. Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 1060–1. 76 Samuel Yarhina’ah (астроном) или Mar Samuel, сын,. Аббы бар-Аббы, вавилонский аморай 1-й генерации, известный сподвижник Раба (Абба-Арики: см. стр. 40,2) в Вавилонии, начальник академии в г. Негардее, род. ок. 165 г., † ок. 254. г. The Jewish Encyclopedia XI, 29–31. Dr. J. Hamburger, Real-Encycsopädie Ties Judentums II, S. 1072–9. Prof. W. Bacher, Die Agada der babylonischen Amoräer, S. 37–45. Prof.L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 101. 77 Палестинский аморай 3-й генерации (III–haч. IV века). The Jewish Encyclopedia XI, 25–26. Prof. W. Bacher, Die Agada der palästinensischen Amoräer I, S. 477–551 и по указателю S. 579. Prof. H. L, Strack, Einleitung in den Talmud, S. 103. 78 T. e. младший, таннай 2-й генерации (в начале II века). The Jewish Encyclopedia XI, 21–22. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten I, S. 370–2 и по указателю S. 494. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 87. 88. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. 543. 79 По разъяснению академика, профессора И. К. Коковцова, это Сафра–вавилонский аморай 4-генерации (IV в.), современник Рабы бар-Иосефа † 352 г. (см. стр. 61,3). См. о нем Prof. W. Bacher. Die Agada der babylonischen Amoräer, S. 116, «Die Agada der palästinensischen Amoräer II, S. 96–97. 116,1; III, S. 9,6. 520. 521,2. 629,4. 672,8. 730,6. 755; Die Agada der Tannaiten II, S. 385,4. 81 Упоминаемый здесь «сын брата» Симеонова отца, т. е. двоюродный брат патриарха Симеона II, не известен по имени. Ср. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten II, S. 324–5. 82 Различаются Rabban Simeon (ben Gamaliel I: см. стр. 27,4), президент синедриона пред разрушением Иерусалима (The Jewish Encyclopedia XI, 347; Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S..1121; Prof. W. Backer, Die Agada der Tannaiten I, S. 12. 74. 86. 234; Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 85; † Prof. -E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes I, S. 618; II, S. 257. 417. 421. 431; Prof. Jos. Felten, Neutestamentliche» Zeitgeschichte I, S. 355), и Simeon II ben Gamaliel II (см. стр. 27,2), отец Uyды I – наси, таннай 3-й генерации, т. е. 1-й пол. II века (The Jewish Encyclopedia IX, 347–8; J. Hamburger ibid. II, S. 1121–4; W. Bacher ibid. II, S. 822–334; TL L. Strack ibid., S., но иногда они смешиваются между собою; в первом и третьем местах у нас разумеется Симеон II-й, а во втором месте Симеон I-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Яркое проявление такого подхода представлено в творчестве католич. теолога Х. У. фон Бальтазара (1905-1988), который стремился показать органичную принадлежность к христ. вероучению мн. идей О. и оригенистов, в т. ч. осужденных Церковью, и синтезировать их с совр. католич. догматикой. В правосл. патрологии также появляются исследования, авторы к-рых доказывают, что по меньшей мере нек-рые из выдвинутых против О. обвинений в ереси некорректны и связаны с непониманием или предвзятой интерпретацией его богословской системы критиками (напр., см.: Behr. 2017). Однако влиятельной остается и традиц. церковная позиция, сторонники которой подчеркивают, что в наследии О. «наблюдается два порядка идей и интуиций: одни более или менее органично вписываются в общий контекст церковной ортодоксии, а другие в лучшем случае расходятся с ней, а в худшем - встают в непримиримое противоречие с этой ортодоксией» ( Сидоров. 2013. С. 26). Э. П. Б. Соч.: CPG, N 1410-1525; CPGS, N 1410-1523; PG. Vol. 11-17; критическое собрание сочинений: Origenes Werke. Lpz., 1899. Bd. 1: Die Schrift vom Martyrium. Buch I-IV gegen Celsus. (GCS; 2); Bd. 2: Buch V-VIII gegen Celsus. Die Schrift vom Gebet. (GCS; 3); Lpz, 1901. B., 19832. Bd. 3: Jeremiahomilien. Klageliederkommentar. Erklärung der Samuel- und Königsbücher. (GCS; 6); Lpz., 1903. Bd. 4: Der Johanneskommentar. (GCS; 10); 1913. Bd. 5: De principiis. (GCS; 22); 1920. Bd. 6: Homilien zum Hexateuch in Rufins Übersetzung. Tl. 1: Die Homilien zu Genesis, Exodus und Leviticus. (GCS; 29); B.; Boston., 20122. Bd. 6: Homilien zum Hexateuch in Rufins Übersetzung. Tl. 1: Die Homilien zu Genesis. (GCS. NF; 17); Lpz., 1921. Bd. 7: Homilien zum Hexateuch in Rufins Übersetzung. Tl. 2: Die Homilien zu Numeri, Josua und Judices. (GCS; 30); 1925. Bd. 8: Homilien zu Samuel I, zum Hohelied und zu den Propheten. Kommentar zum Hohelied in Rufins und Hieronymus " Übersetzungen. (GCS; 33); Lpz., 1930. B., 19592. Bd. 9: Die Homilien zu Lukas in der Übersetzung des Hieronymus und die griechischen Reste der Homilien und des Lukas-Kommentars.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

16. “Rolling Stone”, 19. Marz 1970. 17. Pierre Granini: “Es ist gefahrlich, die Geister zu ver-wirren. Das magische Weltbild der Can”, veroffent-licht in: “J. Gulden, K. Humann: “Rock Session I”, a.a.O. Глава пятая 1. “Time”, 15. August 1975. 2. Jacob Aranza, a.a.O. 3. “Waco Tribune-Herald”, 28. Februar 1982. 4. John Rockwell, a.a.O. 5. “Circus”, 16. August 1976. 6. ibid. 30. April 1981. 7. ibid. 22. Juni 1978. 8. “Rolling Stone”, 25. Marz 1976. 9. ibid. 7. April 1977. 10. Bob Larson: “Rock”, a.a.O. 11. Zwei weitere Versionen lauten: “Kids In Satanic Servi-ce” und “Knights In Satanic Service”. 12. “Hit Parader”, Herbst 1982. 13. Richard Kriese, a.a.O. Глава шестая 1. Т. Kneif: “Rock in den 70ern”, a.a.O. 2. ibid. 3. “MetalHammer“4/1984. 4. ibid. 2/1984. 5. ibid. 1/1984. 6. “Desaster” Nr. 6/7, Juli 1984. 7. ibid. Nr. 1/2, Februar 1984. 8. “Diagnosen” 10/1983, Eineandere Version lautet: AC/DC=“Antichrist/Devil Cooperation”. 9. Hans-Jurgen Trabert in: COGO, Nr. 27, Juli/August 1980. 10. “Metal Hammer” 4/1984. Глава седьмая 1. John Rockwell, a.a.O. 2. “Rolling Stone”, 26. Oktober 1972. 3. “Life”, 3. Oktober 1969. Глава восьмая 1. Werner F. Bonin: “Lexikon der Parapsychologie und ihrer Grenzgebiete”, Scherz-Verlag, Bern und Mun-chen 1976. 2. Dave Hunt: “The Psychic War”, unveroffentlichtes Manuskript, zitiert bei: Samuel Pfeifer: “Gesundheit um jeden Preis?”, Brunnen Verlag, Basel 1980. 3. Werner F. Bonin a.a.O. 4. Gerhard Bergmann: “…und es gibt doch ein Jenseits”, Schriftenmissionsverlag Gladbeck, 3. Aufl. 1976. 5. Siegener Zeitung vom 29. Marz 1982. 6. Joost A. M. Meerloo: “Rhythmus und Ekstase”, Forum-Verlag, Wien 1959. 7. Larson: “The Day Music Died”, a.a.O. 8. Encyclopaedia Britannica, Vol. 7, 1965. 9. “Rock & Schwarze Magie” Teil I, a.a.O. 10. Larson: “The Day Music Died”, a.a.O. Глава девятая 1. Friedrich W. Doucet: “Geschichte der Geheimwissen-schaften”, Wilhelm Heyne Verlag, Munchen 1982. 2. Helge Stadelmann, a.a.O. 3. Os Guinness, a.a.O. 4. Richard Kriese, a.a.O.

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

23 Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript: Oral Tradition and WrittenTransmission in Rabbinic Judaism and Early Christianity (2nd ed.; Uppsala and Lund: C. W. K. Gleerup, 1964). 24 Birger Gerhardsson, The Origins of the Gospel Traditions, English translation (Philadelphia: Fortress Press, 1979). 26 См. Henry Wansbrough, ed., Jesus and the Oral Gospel Tradition (Sheffield: Academic Press, 1991).. Заслуживают также внимания дм монографии, на-писанные одним из учеников Герхардссона: Samuel Byrskog, Jesus, the Only Teacher: Didactic Authority and Transmission in Ancient Israel, Ancient Judaism and the Matthean Community (Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1994); Story as History – History as Story: The Gospel in the Context of Ancient Oral History (Tbbingen: Mohr Siebeck, 2000). Несколько старых работ Герхардссона недавно были переизданы поя названиемТне Reliability of the Gospel Tradition (Peabody, Mass.: Hendrickson, 2001). Книгу предваряет десятистраничное предисловие Дональда Хат-нера, который противопоставляет тщательность скандинавского ученого скепсису «Семинара по Иисусу». 27 Упорядоченность Евангелия от Матфея и его любовь к числу три можно видеть, в частности, из следующих особенностей; троичное деление генеалогии Иисуса, три инцидента в детстве Иисуса, три иллюстрации праведности (6:1–18), три запрета (6:19–7:6), три заповеди (7:7–20), три чуда исцеления (8:1–15), три чуда силы (8:23–9:8), три чуда восстановления (9:14–17), троичное «не бойтесь» (10:26, 28. 31). три высказывания о «малых» (18:6, 10, 14), три вопроса (22:1540), три притчи-предупреждения (24:43–25:30), три молитвы в Гефсимании, три отречения Петра, три вопроса Пилата, а также три случая, которые смутили фарисеев. Кое-что из вышеупомянутого есть и у других евангелистов, но преимущественно это специфика Матфея. 30 Английский перевод можно найти в следующих изданиях: Wilhelra Schneemelcher, ed., New Testament Apocrypha, 2 vols. (tr. R, McL. Wilson; Philadelphia: Westminster Press, 1992, 1993); J. K. Elliott, The Apocryphal New Testament (New Testament: Oxford University Press, 1993).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010