42. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. С.48.   43. fid.cap. (12 глав о вере) 2 (М. 10.1133А).   44. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.36 (GCS vol. 10,1906 р.210.1; М. 14.372 В).   45. hod. (Путеводитель) 23 (М. 89.300 В).   46. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры святителя. С.177-241.   47. Цит. по преп. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты. С.321.   48. inc. et c. Ar. (О явлении во плоти Бога Слова и против ариан) 12 (М. 26.1004В).   49. eran. suppl. (Доказательства на основании умозаключения, что Бог непреложен) 10 (М. 83.3280).   50. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.168С).   51. hom. (Беседы на Евангелие от Матфея) 82.2 (М. 58.740).   52. epp. (Послания) 45 (М. 77.236В).   53. Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о смерти, С.311,312.   54. CCP (543) anath. (Анафематизмы Константинопольского собора 543 г.) О (L 1364).   55. eran. (Собиратель) 2 (М. 83.165А, 168А).   56. interpr. (Изъяснение символа веры) (М. 26.1232В).   57. or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.96D).   58. f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94.1141А).   59. Там же (1149В).   60. imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 3.26 (М. 94.1348В).   61. f.o. (Точное изложение православной веры) 4.13 (М. 94. 1152А).   62. Smyrn. (Послание к Смирнянам) 6.2 (L 1226).   63. or. catech. (Большое огласительное слово) 37 (М. 45.97В).   64. epp. (Послания) 17 (М. 77.113С).   65. dial. (Диалог о правой вере в Бога) 5.2 (М. 11.1833А).   66. 1 apol. (Апология 1-я) 18.6 (М. 6.356В)   67. Catech. (Огласительные слова) 18.18 (L 1363).   68 1Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам) 15:51 (М. 74. 913А).   69. fr. (фрагменты) 12 (М. 7.1236А).   70. sel. in Ps. (Из Оригеновых толкований на Псалмы) 1:5 (М. 12 1096В).   71. Там же (1093В).   72. Catech. (Огласительные слова) 18.19 (L 1363).   73. 1 Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:41 (L 1363).   74. res. inert. (Беседы о воскресении мертвых) 8 (М. 50.430).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Aunque ninguno ha interpretado la Sagrada Escritura con tanto éxito como él, no sentía ninguna inclinación hacia lo especulativo ni interés alguno por lo abstracto. Con todo, su falta de inclinación hacia la presentación sistemática no excluye un conocimiento profundo de las cuestiones teológicas difíciles. Como el mayor orador sagrado de la Iglesia antigua basa toda su predicación en la Escritura, el estudio de su herencia literaria es de mucha importancia para la teología positiva. Sus escritos reflejan con gran fidelidad la fe tradicional, y no se debe menospreciar su contenido doctrinal. Por desgracia, todavía no se ha escrito una monografía que abarque todo su pensamiento, aunque sería de un valor y significado excepcionales. 1. Cristología Aunque Crisóstomo era discípulo de Diodoro de Tarso, no se sintió llamado a defender abiertamente en la capital del Oriente la cristología de la escuela de Antioquía. Quizás se abstuvo por miedo a fomentar aún más la rivalidad entre Alejandría y Constantinopla. Sin embargo, no cabe duda de que Crisóstomo era partidario de la doctrina antioquena tanto en exégesis como en cristología. Distingue claramente entre ousia o physis para significar naturaleza, e hypostasis o prosopon para significar persona. Enseña que el hijo es de la misma esencia que el Padre (PG 57,17; 59,290) y emplea por lo menos cinco veces la fórmula nicena homoousios para caracterizar la relación del Hijo con el Padre (Hom. 7,2 contra Anomoeos: PG 48,758; Hom. 52,3 y 54,1 in Ioh.: PG 59,290 y 298; Hom. 54,2 in Matth.: PG 58,534; Hom. 26,2 in 1 Cor.: PG 61, 214). Prefiere, sin embargo, otras expresiones, como «igual al Padre,» «igual en esencia,» «igualdad en esencia.» Es suya esta afirmación: «Al oír vosotros Padre e Hijo, no deberíais buscar otra cosa para manifestar la relación según la esencia. Mas, si a vosotros no os basta para probar la igualdad de honor y la consubstancialidad, podréis aprenderlo también por las obras» (Hom. 74 in Ioh. 2). Procediendo como procede del Padre, el Hijo tiene que ser eterno:

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Ап. Петр перед имп. Нероном. Казнь ап. Петра. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. П I Б. 76. Л. 939) Достоверных сведений о первых христианах в эпоху Н. крайне мало. Значительные общины христиан в нач. 50-х гг. сложились в Коринфе и Эфесе под руководством ап. Павла . Еще с 40-х гг. существовала крупная община в Антиохии , где христиан возглавлял ап. Варнава . Небольшие группы христиан в городах Греции и М. Азии известны также по рассказам о путешествиях ап. Павла в «Деяниях св. апостолов». В то же время иерусалимская община во главе с ап. Иаковом , братом Господним, приходила в упадок по мере роста волнений среди иудеев и их враждебности по отношению ко всем чужакам. Ок. 57 г. ап. Павел, прибывший в Иерусалим, был арестован, предстал перед судом синедриона и едва не был растерзан религ. фанатиками. Рим. власти вывезли ап. Павла в Кесарию Приморскую, где он ок. 2 лет находился под надзором при резиденции прокураторов Марка Антония Феликса и затем Марка Порция Феста. Поскольку ап. Павел требовал, чтобы его дело разбирал в Риме сам Н., ок. 60 г. он был туда отправлен. Ап. Павел жил в Риме 2 года под надзором, однако ему разрешалось проповедовать. Повествование «Деяний св. апостолов» на этом обрывается, и остаются неизвестными подробности суда Н. над ап. Павлом, а также нет сведений о том, состоялся ли суд на самом деле. Традиционно считается, что ок. 62 г. ап. Павла обезглавили мечом по приказу Н. за исповедание христианства. Однако совр. исследователи эту версию событий частично оспаривают. Представляется несомненным, что ап. Павел умер в Риме и что там подвергался судебному преследованию. Однако причины его казни могли быть не связаны с враждебным отношением Н. и вообще рим. властей к нему как к христианину. В «Послании к Филиппийцам» ап. Павла и у сщмч. Климента Римского (Флп 1. 15-16; Clem. Rom. Ep. 1 ad Cor. 5) содержатся косвенные указания на то, что апостол мог пострадать из-за неких раздоров среди христиан или из-за действий каких-то недоброжелателей, составивших на него донос. В атмосфере тирании и всеобщего страха при Н. любое указание на неблагонадежность того или иного лица могло иметь трагические последствия, и ап. Павел мог оказаться среди жертв этой репрессии. Также, согласно преданию, рим. общину христиан в 1-й пол. 60-х гг. возглавлял ап. Петр, к-рый вел многочисленные и успешные диспуты против еретика Симона Мага. Ап. Петр был распят на кресте вниз головой, когда в 64 г. Н. обвинил христиан в поджоге Рима и устроил против них гонения. Основания этих сведений еще более сомнительны ( Zwierlein. 2009). Древнейшие подробные сведения о присутствии ап. Петра в Риме и его мученичестве содержатся лишь в апокрифических «Верчеллианских деяниях» («Деяния Петра с Симоном»; кон. II в.).

http://pravenc.ru/text/Нерон.html

jetzt DGE erreicht ist, was seinerseits mit dem kontinuierlichen Erscheinen kritischer Editionen unmittelbar zusammenhängt. In diesem Sinne möchte sich das vorliegende Werk als Rohbau verstanden wissen, dessen fertige Ausgestaltung späteren Generationen vorzubehalten ist. Immerhin besteht die nicht unbegründete Aussicht, daß die am soeben abgeschlossenen PLP gewonnenen praktischen Erfahrungen mit einem alphabetischen Langzeitprojekt mithelfen werden, die Fertigstellung auch dieses Lexikons möglichst in der vorgegebenen Zeit zu erreichen. πτως ohne Widerstand: Leo Job 144 .– LS -ος. ργυρος der kein Geld hat: TzetzAr III 917,2. αρωντης Nachkomme des Aaron: Philag I 35,12 (von Joh. dem Täufer). -τις des Aaron: βδος Phil. Carpas., PG 40,120A. id. ThStudPG 696D. id. ProdCom 9,8. id. ProdLogos 15. id. MiSphran 322,49. -ετις GermPG 313A. βαθρος ohne Fundament: PhilesMa 75,8. grundlos, abgrundtief: πηγ ΡG 133,933B (=βαθος JoPhocas 532C, cf. HL).– LS, L. βκιον, τ Verkaufstisch: EpBib 2,3; 9,7; 10,1 (ed. ββ.).– LS, LSSup, DGE, Tgl. βκτις, (lat. ab actis) Registrator: Bas A 411,28.– L, Soph; -ης DGE. βανασως großzügig: λειτουργεν Clem. R., Ep. ad Cor. 44,3.– L -ος. βαντζαρζω (it. avanzare) vorwärts bringen, Vorteil bringen: GerlPatr 196,5 (a.1404).– Vgl. -ρω Kr, HL. βαρβαριστ ohne Barbarismen: Mazaris 58,3. βαρβαρστως ohne Barbarismen: TreuSchul 97,17.– LS (Etym. Mag.). βαρβρως ohne Barbarismen: TzetzAr II 680,11.– (LS -ος). βαρς ohne (steuerliche) Belastung: NPatLet 152,7. Bas B 2404,20.23; 2715,34. AIv 47,50 (a.1098).– (LS, L). βαρικς avarisch: Eustrat., PG 86/2, 2312A.– Glossar I 24.200.297. βρυντος unbeschwert: EustEsp 142,18. βαρς unbeschwert, leicht: CorpDionys CH 54,16. Clim., PG 88,693D. SymStylJ 96,20. ohne (steuerliche) Belastung: τελς κα . ALavra 48,15 (a.1086); id. 49,31 (a.1089). id. EngPatm 5,49 (a.1087); id. 47,7 (a.1087).– LS, DGE, Tgl, Kr. βσταγος (=-ακτος) unerträglich: VNil 130.– Kr, HL. βατδης unpassierbar: EustrHeirm 268,1. βαφς nicht getränkt von: φαλων ξεων ThMet 705.– LS, L, Tgl. βαφος ungehärtet (von Eisen, Stahl): StephId II 210,25.– LS, DGE. ββδιον , τ Mönchlein: MGHEpVII 378,24–34. GKypEp 99. ββαδσκιον , τ Mönchlein: PapSyl 57,18. ββαδοπρεσβτερος , Priestermönch: Nomoc 76B (n.44). ββαπρεσβτερος , Priestermönch ? Trinch 23 (a.1029; Car getrennt β. πρ.). ββατζα, (mlat. abbazia) Abtei: SchreinFin 82,74. ββατας , Urvater: Νε CosmInd I p.97. ββτισσα , Äbtissin: Trinch 48.49 (a.1052).– Car. βδελλα , Blutegel ? ProdPoesies 63,3.– βδλλα HL, Duc; βδλλα LS, Kr.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

пер. стр. 42. 43. 54 Св. Григор. Нис. Творен. Моск. 1862 III. 94. – «Если Ап. Павел говорит: «сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей» Еф.5:31 ; если, говорю, это вещает блаженный Апостол и святым гласом своим свидетельствует о единстве между Христом и Церковью, связанным неразрывными узами, то как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестою Христовою и в Его Церкви?» Cypr. Ер. LII ad Сот. Орр. Oxon. 1682. f. 96; рус. пер. 55 S.I. Chrysost. In ер. 1 ad Cor. hom. XXX. Opp. ed. Montfauc. X. 313. Cp. рус. пер. Спб. 18. 8. II. 145. 57 S. Greg. Naz. Opp. Colon. 1690. T. I. Orat. XXI. p. 376. – Ενς σματος οv τος τς καθολικς εκκλησας ντολς τε ουσης ν ταιθεαις γραφας, τηρειτον συνδεσμον τς μονοας και ερνγς, ακλουθν στι γρφειν μας κα σημανειν λλλοις τ παρ καστου γινμενα. S. Alexandri Archiep. Alexandr. Ερ. encycl. ad episcop. I, 1. 60 Cf. Iren. Haer. III. 12. § 9. Iust. Dial. c. Trypb. n. 139. «Во всем, что происходит с верующими», поучает преосв. Димитрий, бывший архие. Херсонский, «соучаствует Сам Господь, как Глава их. Подвергаются гонению верующие? Господь упрекает гонителя: «Савле, Савле, что Мя гониши». Собран, слов, и беседы Киев. 1849. T.I. Стр. 261. 65 М. Филар. Слова. М. 1873. I. 20. С особым удовольствием можно приветствовать знаменательные строки из вышеупомянутой статьи проф. И.Н. Корсунского : «Определение понятия о Церкви в сочинениях Филарета, митроп. Московского», в «Хр. Чтен.», 1895, Июль-Авг., стр. 87–88, известного знатока и ценителя трудов нашего великого богослова. «Наконец дальнейшее», пишет упомянутый автор, «в полном смысле научно-богословское и точно также строго обоснованное на Св. Писании и Св. Предании, определение понятия о Церкви у святителя Московского есть определение Церкви, как тела Христова, – определение, в виду всего высказанного выше о нем (автор разумеет догматическое определение, понимать которое следует в духовном, а не в грубо-чувственном смысле и пр.), также некоторым образом вытекающее не из собственного, ближайшего значения слова: Церковь ( χχλησα), следовательно, переносное, образное (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

βλανα, Nasenschleim: TzetzHist VI 325; VIII 190.– βλννα LS, LSSup. βλαισπους krummbeinig: CorpGloss.– LS (s.v. βλαιτνους), Stam. βλακευμς, Schlaffheit: ThStudCatM 95 (p.679).– Vgl. βλκευμα LS, L, DGE; βλκευσις, βλακισμς KumN. βλακς weichlich, lässig: χνν τ βλακν κνημα SymSerm 17. βλακν, τ τρυφερν Greg.Cor. 556 (Schaefer). βλακφθαλμος mit trägem Blick: νρ StephAlex 30,30. βλαντον s. βλαττον βλαρα, = ση ErmAnecd 171 cap.5. βλαρς inconditus, insulsus, vanus; βλαρομαι insulsor CorpGloss. βλαστριον, τ junger Pflanzentrieb: BlemMed 61.63.– LS, Duc + App I, Kr (-ρι). βλαστηφρος Keime tragend, fruchtbringend: ποταμο Dmit II 29. προφητικ χρις ReussLuk An 20,12.– KumN, Stam; s. βλαστοφ. βλαστς, Sproß: πονηρ VDonat 22,399. βλαστοκουρσθρεπτος τ -ον δπνουν ον PoesSal 163 III 8. βλαστολογητς, das Entfernen der jungen Triebe: MeyerHu 139,13=Dmit I 254.– LS -γω. βλαστμορφος sproßartig: φυτν KonstRhodLegr 57,726. βλαστοτομομαι an den Trieben beschnitten werden: μπελος ThStudCatM 104 (p.761). βλαστοτρφος Triebe nährend: Miller: Jo.Chrys., cod. Coisl. 294,100r. βλαστοφορω als Sproß tragen: τος σωζομνους AstSoph 119,11. βλαστοφορα, Tragen von Sprossen, Nachkommenschaft: λογικ ThStudEp 18,11. βλαστοφρος Pflanzentriebe (Schößlinge) bringend: JoGeo 348,27.– KumN, Stam; s. βλαστηφ. βλασφημακτος mit Schmähungen „gewürzt“ (versehen) ? TzetzAr I 73,12 (cf. βλησκουντος?). βλασφμημα, τ Schmähung: AbuQurra Th. Abuc., PG 97, 1488C. 14890. AnHier I 469,20 (Niceph. Patr.). βλασφημολγος Schmähungen redend, Lästerer: ρειος Leont VIII 269. βλατνος aus Seide, seiden: τυλοπροσκφαλα AIv 47,28.69 (a.1098). γχερια βλατνια TestBoil 24,125. βλατταρισμς, blateratio CorpGloss. βλαττνδυτος mit einem Einband aus Seide: TheodGramm 138,1. βλαττικς des Purpurs, des Purpurfärbens: - πιστμη Neoph 152. βλαττον, τ (lat. blatta) (purpurgefärbter) Seidenstoff: ρχν το βλαττου LaurCorp II 642 (а.642/3). SceauxSeyrig nr. 76 (s.VIII). EpBib 4,3; 8,1; 9,6. DaphCor 4,63. DeAdmΙmp 6,8. DeCerV I 9,10. KonstPorphMil С 300. -ν VJoXen 88. id. TypGregPak 123,1727–8. id. AufDrach 97,15.– LS, Soph, Kr, Duc 206, Car, TLG, Kleis, ODB, DiethDok 72f., KonstPorphMil p.205–7; βλττιος DGE.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Источники Помимо трудов, упомянутых в §12 и 26, см. Евсевий Η. Ε. IV. 15; De Mart. Palaest., с. 7. Климент Александрийский : Strom. IV, р. 596. Ориген : Exhort, ad mart., с. 30 и 50. In Num. Кот. Χ. 2. Тертуллиан : De cor. mil., с. 3; De Resurr, earn., с. 43. Киприан: De lapsis, с. 17; Epist. 34 и 57. Const. Apost.: 1. 8. Труды С. Sagittarius: De natalitiis mart. Jen. 1696. Schwabe: De insigni veneratione, quae obtinuit erga martyres in primit. eccl. Altd. 1748. С благодарностью вспоминая верность этой «благородной армии мучеников», признавая нерушимость общения святых и предвосхищая телесное воскресение, церковь стала почитать мучеников и даже их мертвые останки; однако это почитание, само по себе вполне оправданное и совершенно естественное, уже скоро вышло за рамки Писания, а впоследствии выродилось в поклонение святым и реликвиям. Языческое поклонение героям незаметно продолжилось в церкви и крестилось христианским именем. В Смирнской церкви, судя по ее посланию от 155 г., мы находим это поклонение в его еще невинной, детской форме: «Они [иудеи] не знают, что мы не можем ни покинуть когда–либо Христа, Который пострадал ради спасения всего мира искупленных, ни поклоняться кому–то еще. Его одного мы обожаем (προσκυνομεν) как Сына Божьего; а мучеников мы любим, как они заслуживают (γαπμεν ξως), за их великую любовь к их Царю и Учителю, и мы хотим также быть их товарищами и соучениками» 88 . День смерти мученика назывался его небесным днем рождения 89 , этот день ежегодно отмечали на его могиле (в основном в пещере или катакомбах), молясь, читая историю его страданий и победы, причащаясь и устраивая священную вечерю. Но ранняя церковь на этом не остановилась. Начиная с конца II века мученичество стало восприниматься не только высшей христианской добродетелью, но в то же время и крещением огнем и кровью 90 , замечательной заменой водного крещения, как очищающее от греха и обеспечивающее вход на небеса. Ориген зашел так далеко, что приписывал страданиям мучеников ценность искупления других людей, эффективность, подобную эффективности страданий Христа, на основании таких отрывков, как 2Кор. 12:15 ; Кол. 1:24 ; 2Тим. 4:6 . Согласно Тертуллиану , мученики немедленно достигали небесного блаженства, и им не нужно было, как рядовым христианам, проходить через промежуточное положение. Так истолковывалось благословение для тех, кто гоним за правду, в Мф. 5:10–12 . Следовательно, по Оригену и Киприану, молитвы мучеников перед престолом Божьим были особо действенными для воюющей на земле церкви, и, в соответствии с примером, приведенным у Евсевия, незадолго до их смерти их уже просили о будущих ходатайствах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Самое общее определение человека, встречающееся у Д. С.,- человек есть «смертное разумное животное» (ζον θνητν λοϒικν - In Ps. 30. 11//Psalmenkommentar. Tl. 3. S. 143),- восходит к Аристотелю. Комментируя Свящ. Писание о творении человека по образу и подобию Божию (Быт 1. 28), Д. С., продуктивно применяя, по замечанию Орфаноса, аристотелевские термины (σνθεσις, συμπλοκ, σζευξις - Ορφνος. 1974. Σ. 35-37), уточнял, что человек есть «живое существо, составленное из души и тела» (τ σνθετον ζον τ κ ψυχς κα σματος - In Gen. 54; ср.: In Zach. IV 179). При этом душа обладает разумной сущностью (οσα νοερ - In Zach. III 314; φσεως λοϒικς - Ibid. IV 180), благодаря чему она способна нести в себе образ и подобие Божие (Ibid. III 314). Разумность - высшая характеристика человека (νθρωπος λοϒικς), ибо лучшее в нем - душа и разум (ψυχ κα νος - In Gen. 57), называемые также «внутренним человеком» (σω νθρωπος), тогда как телесный состав есть «внешний человек» (ξω νθρωπος - Ibid. 56; ср.: 2 Кор 4. 16). Внутренний человек бестелесен и бессмертен; внешний - подвластен тлению и смерти (Exp. in Ps. 102. 15//PG. 39. Col. 1521). Творение человека по образу и подобию Божию было прежде всего творением внутреннего человека (In Gen. 56). Д. С. явно говорил о «двойном творении» человека: 1-м - творении души и разума, 2-м - творении тела. Для 1-го вслед за Свящ. Писанием и экзегезой Оригена он употреблял глагол ποιεν (творить), для 2-го - πλττειν (образовывать из заранее готового материала - In Ps. 32. 15//Psalmenkommentar. Tl. 3. S. 177, 178; Baudry. 1996). Д. С. утверждал, что души и тела возникают не одновременно, души существуют прежде появления тел (In Job. 3. 3-5//Kommentar zu Hiob. Tl. 1. S. 57). Орфанос предлагает следующую реконструкцию антропологического учения Д. С. ( Ορφνος. 1974. Σ. 99-101): сначала Бог творит человека по Своему образу и подобию, т. е. человеческий разум (νος), затем в результате грехопадения человек получает некое «эфирное» тело, или вместилище (σκνος) разума ( Did. Alex. In 2 Cor.//Pauluskommentar. 1933. S. 27), а сам разум претерпевает определенную метаморфозу, становясь душой (ψυχ), наконец, по изгнании из рая душа получает земное тело - те кожаные одежды, к-рые Бог соделал для Адама и Евы (Быт 3. 21; Did. Alex. In Job. 10. 11//Kommentar zu Hiob. Tl. 3. S. 277-278; Idem. In Gen. 106-107). Это «двойное воплощение» души предстает «ядром антропологии Дидима»: душа является эфирным телом разума, а физический организм - телом души. В конце, при восстановлении, человек вновь обретает свое эфирное тонкое тело; при этом плотное тело и тонкое тело являются одним и тем же образованием, находящимся в различных состояниях ( Ορφνος. 1974. Σ. 101-102). В воплощении душ Д. С. усматривал 2 основных значения для разумных существ - карающее и воспитательное (In Eccl. 1. 7//Kommentar zu Ecclesiastes. 1965. S. 15).

http://pravenc.ru/text/172002.html

114 Златоуст часто перечисляет разные стороны благодати Крещения, в этой серии гомилий см. cat. I, § 11. В horn. Τν πρην , § 1 он говорит: «Ты называешься верным потому, что веруешь в Бога, и тебе самому Он верит, подавая оправдание, освящение, чистоту души, усыновление, Царство Небесное». В horn. XI in Matth. (PG 57, 197) он говорит: «Он будет крестить вас Святым Духом, Это означает отпущение грехов, отнятие наказания, оправдание, освящение, искупление, усыновление, братство, участие в наследии и обильное излияние Святого Духа», см. также horn. III in ер. ad Rom. (PG 51, 160). 115 Златоуст говорит, что дети не имеют грехов. Можно понять множественное число «грехов» в смысле личных грехов, как понимал это Августин. Однако, перечисляя дары Крещения, которых удостаиваются дети, Златоуст повторяет все то, о чем говорил выше, кроме «освобождения от грехов», предполагая, видимо, что они свободны от всякого греха. Вообще, учение Златоуста о первородном грехе остается до конца неясным. В horn. XIX и XXI in Gen. (PG 53, 162, 180) он говорит, что грех Каина был больше, чем грех Адама, и что Енох благодаря своей совершенной добродетели обрел бессмертие, которого лишился из-за греха Адама. Душа новокрещеного чиста так же, как при рождении – hom. XL in ер. I ad Cor. (PG 61, 349). Наконец, о детях, убитых еще в утробе, Златоуст говорит: «Души праведных в руках Божиих, и если так происходит с душами праведных, то же происходит и с душами детей, поскольку их души лишены порока» (hom. XXVIII in Matth., PG 57, 353). С другой стороны, часто он явно говорит о долге, приобретенном человеческим родом из-за согрешения Адама. 116 Несмотря на частое осуждение спортивных состязаний и конских скачек, Златоуст постоянно использует образы, заимствованные из этой области. Такие сравнения были наиболее близки его слушателям, увлеченным играми. Перед началом Олимпийских игр спортсмены тренировались тридцать дней, затем следовала церемония открытия игр и представлялись атлеты, см.нот. I In princ. Act. (PG 51, 76). Тридцать дней длился период подготовки оглашенных, см. cat. II/1, § 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Grand Rapids., 1998; idem. The New Perspective on Paul. Tüb.; Camb., 2005; Perriman A. The Corporate Christ: Re-Assessing the Jewish Background//Tyndale Bull. 1999. Vol. 50. N 2. P. 241-263; Knott J. E. The Eschatology of the Apostle Paul: Diss. [Dallas,] 2001; Ианнуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях св. ап. Павла//Православное учение о человеке: Избр. ст. М.; Клин, 2004. С. 18-23; Скола А. и др. Богословская антропология. М., 2005; Evans C. A. Ancient Texts for New Testament Studies. Peabody (Mass.), 2005; Хаакер К. Богословие Послания к Римлянам. М., 2006; Вевюрко И. С. Ап. Павел: Начала христ. антропологии: Дис. М., 2007; он же. Ветхозаветная антропология в переводе Септуагинты: Состав человека (базовые термины)//Вестн. ПСТГУ. Сер.: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1(57). С. 71-86; Тантлевский И. Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. СПб., 2007; Kooten G. H., van. Paul " s Anthropology in Context: The Image of God, Assimilation to God, and Tripartite Man in Ancient Judaism, Ancient Philosophy and Early Christianity. Tüb., 2008; Lorenzen S. Das Paulinische Eikon-Konzept: Semantische Analysen zur Sapientia Solomonis, zu Philo und den Paulusbriefen. Tüb., 2008; Эрман Б. Великий обман: Науч. взгляд на авторство свящ. текстов. М., 2013; Pentiuc E. J. The OT in Eastern Orthodox Tradition. Oxf., 2014; Vollenweider S. Auferstehung als Verwandlung: Die paulinische Eschatologie von 1 Kor 15 im Vergleich mit der syrischen Baruchapokalypse//Anthropologie und Ethik im Frühjudentum und im NT: Wechselseitige Wahrnehmungen/Hrsg. M. Konradt, E. Schläpfer. Tüb., 2014. S. 463-490; Вдовиченко А. В. Казус «языка» Септуагинты и НЗ. М., 2016; Павлов И. Как жили и во что верили первые христиане: Учение двенадцати апостолов. М., 2017; Bowens L. M. An Apostle in Battle: Paul and Spiritual Warfare in 2 Cor 12. 1-10. Tüb., 2017; Despotis A. Ο γρ ποσθανν δεδικαωται π τς μαρτας : Rethinking the Application of the Verb δικαιοσθαι in Baptismal Contexts from the Perspective of Rom 6:7//Participation, Justification, and Conversion: Eastern Orthodox Interpretation of Paul and the Debate between «Old and New Perspectives on Paul»/Ed.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010