Итак, начнем с просторечных слов. Например, многих читателей РВ смущало слово «дурак». В новом издании это слово встречается в Новом Завете несколько раз и ни разу, по моим наблюдениям, в Ветхом, где употребляется слово «глупец». Примеры: «Повторяю еще раз: не принимайте меня за дурака! А если принимаете, то дайте мне еще побыть дураком и чуть-чуть побахвалиться!» (2 Кор 11:16). «Глупец не знает, невежда не понимает их» (Пс 91:7). «Мудрый страшится и чурается зла, зато глупец буянит, ничего не боится» (Притч 14:16). Еще одно спорное слово, «проститутка», встречается и в той, и в другой частях нового перевода Библии, например, «ты ведешь себя, как проститутка!» (Езек 16:30) и «Благодаря вере проститутка Раав, приютившая лазутчиков, не погибла вместе с неверными» (Евр 11:31). Но что интересно, в ветхозаветной части есть и слово «блудница» (например, Иса 23:16), а в повествовании о той самой Раав она называется «публичной женщиной» (Ис Нав 2:1). Ветхий Завет РБО в этом отношении менее последователен, чем РВ, где мы не встретим никаких блудниц – там только проститутки. Осталось неизменным и служившее предметом многих споров выражение 1 Кор 6:13 «Пища для брюха и брюхо для пищи!» Слово «брюхо» мы найдем и в ветхозаветной части, например «битком набито его брюхо» (Иов 20:23), но есть в обеих частях и другие примеры: «живот у него лопнул» (Деян 1:18); «чтобы животы наполнились» (Быт 41:21). По-видимому, тут проблема не столько в самом слове «брюхо», сколько в стилистической сочетаемости: для брюха все-таки скорее подходит жратва, а вот пища – она уже для желудка. К тому же в 1 Кор «брюхо» вклинивается в наставления апостола (хоть и в виде скрытой цитаты), а потому употребление этого слова создает черезчур резкий контраст, которого нет в книге Иова, там это слово выглядит органичнее как часть сатирического описания наглого богача. Наконец, возьмем самое скандальное место РВ – 1 Фес 4:4-5. Прежний текст, который запомнился многим, гласил: «Пусть каждый блюдет свое “хозяйство” в святости и чести, а не пылает похотью, как язычники, не знающие Бога». В новой редакции «свое хозяйство» (эвфемизм для мужских половых органов) заменили на «свое тело». Попутно замечу, что перевод в любом случае только выиграл, потому что просторечное «свое хозяйство» никак не сочетается с высоким оборотом «блюсти в святости и чести».

http://bogoslov.ru/article/1737359

15). Человеческая душа не умирает вместе с плотью, поскольку она не передается вместе с ней, как семя (Ibid. 18). Только душа человека ипостасна (substantiva), т. е. обладает самостоятельным существованием, и, совлекшись тела, она продолжает жить и полностью сохраняет свои чувства и разумную способность (Ibid. 16). В отличие от человеческой души, души животных неипостасны, но рождаются вместе с плотью и вместе с ней умирают (Ibid. 17). По мнению Г. М., дух (spiritus) в человеке не составляет особой, 3-й сущности, но или сама душа называется духом из-за своей духовной природы или из-за того, что она дышит в теле (spiret in corpore), или духом называется благодать Св. Духа (gratia Spiritus sancti), к-рая может наполнять человека (Ibid. 20; ср.: 1 Фес 1. 22). Образ Божий Г. М. видел в вечности (in aeternitate) души, а подобие - в нравственном состоянии (in moribus - Ibid. 88). Амартология и сотериология. Благодать и свобода В учении о грехопадении и спасении у Г. М. сочетаются 2 противоположные традиции - кассиановская (вост.) и августиновско-просперовская (зап.). В согласии с обеими традициями Г. М. утверждал, что первому человеку была предоставлена свобода произволения, чтобы его дух бодрствовал и соблюдал заповедь Божию; если бы он захотел, то оставался бы в том состоянии, в к-ром был создан (Ibid. 21). В отличие от Пелагия, Г. считал, что в результате грехопадения (или преступления - praevaricatio) Адам погубил благо своей природы (naturae bonum perdidit - Ibid. 21); весь человек, и по телу, и по душе, изменился к худшему (in deterius commutatum - Ibid. 38). Адам умер, и смерть от него перешла во всех его потомков (Ibid. 7). Грех, т. е. смерть души (peccatum, quod mors est animae), через одного человека перешел во весь род человеческий (Ibid. 39; ср.: Рим 5. 12). Все люди в преступлении Адама утратили природную способность и невинность (naturalem possibilitatem et innocentiam - Ibid. 22). Люди стали наследовать первородный грех (originale peccatum) от самого своего рождения (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Геннадий ...

Вот если я смотрю и говорю: ух ты, как у него здорово получилось. Беру себе на заметку. Что, и мне так можно? Я включаю в свою жизнь опыт этого человека, у которого получилось. Но действую с помощью любви. Я могу мысленно взять его за руки. Просто побыть рядом и сказать: «Спасибо, что ты мне это показал». Есть заповедь: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес 5:16–18). В идеале вектор человеческой жизни должен быть направлен в сторону этой постоянной радости. Радости безусловной, не зависящей от чего-то. Просто радости, потому что я есть. Она глубинная, тихая, из каких-то недр молчаливого духа, может быть. Легко заметить, когда она теряется. Если я утвердился в такой радости, мне легко быть честным. Я вижу нечто мешающее или прекращающее вот эту радость мою. Я начинаю думать, почему это происходит. Осуждение — одна из причин. Все мне на пользу, все ко спасению Важно осознать, что мое человеческое достоинство такое же, как у всех остальных людей. Как у человека, достигшего высот в этой жизни. Как у святых. Любовь Бога ко мне не зависит от успешности или неуспешности в каких-то сферах, от того, осуществились мои задумки или нет. Когда вам плохо, скажите себе: «Я достойный человек, я образ Божий». И постепенно человек научается принимать любовь Бога. И принимать свое достоинство. Его внутреннее состояние становится таким, что у людей не поворачивается язык оскорбить или унизить его. — А если ударили по правой щеке, надо ли подставлять левую? — Это ведь не о способе достижения святости, а уже о результатах этой святости. Если человек слушается Бога, если он Благую весть впитал в себя, его самооценка не уменьшается и не увеличивается от того, что он вторую щеку подставил. Я образ Божий, меня ударили по правой щеке. Ну и что? Это очень высокая планка. Пока до этого не дорос, лучше не становиться «окаяннейшим», защищать свои границы и экологично выпускать пар. Я уникальный и мои недостатки уникальны. Они — путь к моему спасению, мой собственный неповторимый путь. В каждой своей ошибке я вижу зону для роста. Дорога к Богу идет от ошибки к ошибке, от падения к падению.

http://blog.predanie.ru/article/postavim...

Любимый урок Физкультура-физкультура, Ты – любимый мой урок! Тренируем-тренируем Силу рук и силу ног! Повисеть на шведской стенке – Что приятней в жизни есть? Или, словно обезьянка, По канату вверх залезть. Зайцем бегать, белкой прыгать, Извиваться, как змея! Физкультура, физкультура, Физкультурочка моя! Тик-Так Не могу понять никак – Где в часах сидит Тик-Так? Разобрал я весь будильник, Там деталей целый воз! Стрелок, винтиков, пружинок, Разных зубчатых колёс… Нет Тик-Така! Где Тик-Так? Не поймать его никак. Починил часы мой папа, Вновь будильник заходил… Видно, он поймал Тик-Така И на место посадил. Прекрасная вещь Один любознательный лещ Увидел ПРЕКРАСНУЮ ВЕЩЬ. И думает: – Ай да вещица! На солнышке так и лучится! Никто из соседей-лещей Не видел подобных вещей. Лещиха и Лешка-подлещик, Небось, плавниками заплещут! Эх, как повезло мне, лещу! Схвачу и домой потащу! Схватил, Потащил… Ай да лещ! Печёный – ПРЕКРАСНАЯ ВЕЩЬ! Ясень (Скороговорка) Ясень светел, Ясень ясен, ясень ветром опоясан. Семена-то – лётчики, Ветро-ветролётчики! Крутовертопереверто- Ветро-вертолётчики! Песенка – Донн-донн! Динь-динь! Пропел Звонок. – Клик-кляк! Входи! Сказал Замок. – Скрип-скрип!.. – обрадовалась Дверь, – Я так ждала тебя, поверь! – Топ-топ? – спросили Туфли, – А что у нас на кухне? – Буль-буль! Я суп! Уже киплю! Сейчас тебя я накормлю! – Я – Чайник, на огне стоюууу! Тебя я чаем напоюууу! …Ах, песенка знакомая! Как хорошо, что дома я! Можно ли считать поэзию Гамазковой христианской и полезной для воспитания ребенка? – возможно, спросят родители. Высокий градус её радости, её сердечность, её  доброе – по-настоящему благое – содержание позволяет интуиции  положительно ответить на этот вопрос. В своих стихах детский поэт  полностью соблюла наставление, данное христианам  апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь…, за всё благодарите» ( 1 Фес. 5: 16–18 ). В новостных лентах этих дней можно было встретить фразу: «Не стало поэта Инны Липовны Гамазковой…», и этому безнадежному утверждению, памятуя о вечности души, хочется  по-христиански возразить.

http://azbyka.ru/deti/dobraja-vest-inny-...

Медитация же – это попытка отказаться от себя как от индивидуальности, стремление слиться с бездушным абсолютом за счет забвения личностного начала. На практике она чаще всего связана с ложным ощущением собственной исключительности и духовной высоты, неизвестно каким образом достигнутой, и тщетной надеждой на «расширение» своего сознания и просветление. Если рассматривать эту проблему с христианской точки зрения, то конечная, пусть и не осознаваемая цель медитации – духовное самоубийство, полная потеря самоидентификации, то, что называют «самадхи»  или «нирваной» .  Когда следует молиться? Святой апостол Павел дает на этот вопрос, казалось бы, парадоксальный ответ: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5: 16–18). Но разве мы, обычные люди, можем непрестанно молиться? По силам ли нам день и ночь простаивать перед иконами, читая молитвы? Более того, и на полчаса общения со Спасителем в день у нас иногда не хватает сил и времени… Но, во-первых, в молитве главное – не слова, а внутренняя устремленность к Богу. Можно молиться и в метро, и на прогулке, и готовя обед на кухне… Кроме того, в наших силах стараться постоянно помнить о Господе и все свои мысли и поступки соотносить с Ним и Его заповедями. В Ветхом Завете о праведном Ное сказано: он ходил пред Богом (Быт. 6: 9). Если бы мы постоянно помнили, что Бог всегда пребывает рядом, видит все наши поступки и знает все мысли, то, наверное, не совершили бы многих грехов и ошибок. Получается, что между молитвой и жизнью есть неразрывная связь: молитва влияет на нашу жизнь, меняя ее; а жизнь, в свою очередь, влияет на нашу молитву. Мы, конечно же, чувствуем, что какие-то часы или минуты нашей жизни должны целиком посвящать Богу, доверительному разговору с Ним. Хотя слово «должны» в данном случае не вполне уместно, потому что в христианстве отношения между Богом и человеком строятся, прежде всего, на любви. Если мы действительно любим Господа, для нас совершенно естественно стремиться к общению с Ним. Тогда и молитва будет не в тягость, а в радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Так мы еще раз обращаемся к смыслу тропаря праздника, к смыслу самого праздника. Короткий текст, всего лишь крошечный фрагмент, полторы минуты на чтение вслух – но так мы встречаем Новый Год чтением Священного Писания. За нашим церковно-новогодним столом мы можем вспомнить о том, что было хорошего в минувшем церковном году, в минувшем учебном году. Подумаем, за что мы можем поблагодарить Бога. Как раз по апостолу, которого мы только что прочитали – совершаем такое «благодарение». Ничего особенного, все предельно просто. Накрывая стол, мы готовим не только красивую скатерть, но еще листочки бумаги и фломастеры. И в начале нашего мини-новогоднего застолья, прямо во время еды, дети и родители, по кругу, один за другим, предлагают «благодарности», и мы записываем все это на подготовленные листочки. Взрослые предлагают что-то серьезное, маленькие дети – что-то свое. Не заморачиваемся, не занудствуем: есть радость, даже шуточная – записываем. Эти листочки можно приклеить к подготовленной новогодней открытке-поздравлению. Можно без открытки – прикрепить эти благодарности магнитами к холодильнику, к той самой меловой доске. А можно взять новогоднюю открытку и писать «благодарности» так, как обычно пишут поздравления юбилярам. И потом этот список, эти листочки сохраним – будет такая субъективная, непоказательная хронология жизни нашей семьи. Такие «благодарности» – повод вспомнить, охватить целый год. И еще важнее – научиться находить хорошее, обращать внимание на хорошее. Учиться радоваться. Такие «благодарности» – повод научиться находить хорошее, обращать внимание на хорошее. Учиться радоваться И еще, и еще важнее – научиться за все благодарить Бога. Во всем, что у нас есть, во всем, в чем нам «повезло», в удачах, подарках, в «закономерном» и «естественном» – во всем видеть Промысл Божий. И все это обращать к Богу. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18). Девиз христианской жизни. И все эти акценты мы сейчас и расставили. Было бы здорово еще и в жизни все это воплощать – но хотя бы в виде заявленной идеологии озвучить. Вот это и есть начало нашего домашнего обучения.

http://pravoslavie.ru/133911.html

Вопрос: Зачем нужны четки? Митрополит Иларион: Чтобы ответить на этот вопрос, я покажу, что такое четки. Вот они у меня на руке. Это предмет, который изготовляется, как правило, вручную. Он состоит из сотни узелков, которые используются для того, чтобы считать количество прочитанных молитв. Речь идет, прежде всего, о практике молитвы Иисусовой, когда человек про себя произносит в течение определенного времени слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В практике этой молитвы, ее еще называют непрестанной молитвой, используют четки для того, чтобы знать точное количество произнесенных Иисусовых молитв. Четки помогают не считать про себя, а сосредоточиться на молитве. Прежде всего, четки используются монахами. У многих из них есть правило прочитать в течение дня некоторое количество Иисусовых молитв — например, сто или двести, или пятьсот. Иногда четки используются мирянами для домашнего молитвенного правила. Бывают ситуации, когда человек по каким-либо причинам не может прочитать молитвы по молитвослову — например, когда он находится в самолете. И тогда очень удобно молиться по четкам. Святые отцы напоминали о том, что произнесение молитвы Иисусовой приносит очень большую пользу, потому что, постоянно произнося эту молитву, мы, прежде всего, вспоминаем имя Господа Иисуса Христа, а само это имя имеет чудотворную силу. Только очень важно, чтобы мы не механически произносили эту молитву, но с чувством присутствия Господа в нашем сердце. Кроме того, Иисусова молитва помогает человеку внутренне сосредоточиться, успокоиться. Она является ответом Церкви на рекомендацию, которая впервые прозвучала Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам. Обращаясь к христианам города Салоники, апостол сказал: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Как человек может непрестанно молиться в повседневной жизни? Церковь нашла способ непрестанной молитвы и это молитва Иисусова. Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16-18). Желаю вам всего доброго, и да хранит вас всех Господь!

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5461797...

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах… Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека. Воля Божья на страдания? – Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами? – Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18). Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни. – Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле? – Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга. Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни. Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле. – Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде… – Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

http://pravmir.ru/da-budet-volya-tvoya-k...

В своем скиту отцы трудились и молились. Они купили типографский станок, печатали книги, как в средневековье, руками набирали металлические буквы, и я тоже им помогала – мы все трудились. Кроме работы в типографии паломники готовили, мыли посуду. Некоторые семьи привозили продукты. В Сан-Франциско был один продуктовый магазин с русскими владельцами, мы с сестрой перед поездкой обычно заезжали в этот магазин, и хозяева жертвовали для скита хлеб, мешки с гречкой, какие-то сладости. Я ездила сначала со своей старшей сестрой (она старше меня на 15 лет), потом с разными паломническими группами. Под горой, в маленьком городке Платина, действовала женская община, около часа нужно было спускаться с горы до них, но все они тоже окормлялись в скиту. Отец Серафим (Роуз) У отца Серафима (Роуза) всегда было радостное настроение Когда отец Серафим говорил с паломниками, он не любил сидеть при этом где-нибудь, а предпочитал ходить по лесу. Не просто ходил, а молился про себя и не спеша отвечал на наши вопросы. Я помню, что у него всегда было радостное настроение – на нем почивала та самая благодать, которая делает человека радостным, и он славословит Господа и исполняет Его заповедь: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1 Фес. 5: 16–18) Мы с сестрой могли несколько часов подряд ходить по лесу с отцом Серафимом – он молился про себя и отвечал на наши вопросы. Иеромонах Серафим (Роуз) Гремучая змея Да, вокруг скита был настоящий дремучий лес, там даже водились горные львы (так в Калифорнии называют пуму) и прочие звери. Когда скит только возводили, отец Серафим, тогда еще просто Евгений, поехал туда, чтобы поставить фундамент для типографии. Он долго копал землю под каменные блоки и очень устал. Он взял лопату и, перекрестившись, одним ударом отсек змее голову После небольшого отдыха вернулся – и увидел в центре своих трудов огромную и страшно ядовитую гремучую змею, которая смотрела прямо на него и угрожающе шипела. Если бы она его укусила, то в этом безлюдном месте даже помощь было найти невозможно. Тогда он взял лопату и, перекрестившись, одним ударом отсек этой змее голову.

http://pravoslavie.ru/141481.html

Отцы говорят, что ум создан, чтобы двигаться туда-сюда. Одна из трудностей ума состоит в том, что он рассеивается, когда ему нечего делать. Говорят: задай уму работу; если у ума есть работа, то любопытство уже не потянет его, например, к телевизору. А какую именно работу? Или духовное размышление, или молитву – если ты закрепляешь непрестанную молитву. Молись Богу так же часто, как дышишь. Если ум охвачен молитвой, то его уже не привлекают впечатления извне, он уже не останавливается. Если мысль его высокая, святая, духовная, то он впечатляется не этими плотскими красотами, а духовными. Это же так просто! Отец Паисий из Сихлы вспоминал об одной очень простой вещи в связи с этим. Он говорил: «Однажды пришла ко мне одна баба, из набожных, и спросила: “Что мне делать, отче? Я неграмотная и не знаю молитв. Спасусь ли я без молитв?” Я сказал ей: “А ты совсем не молишься?” – “Да я молюсь!” – “Так как же ты молишься?” А она говорит мне: “Да вот как я молюсь: когда подметаю дом, молю Бога: Боже, вычисти грязь из души моей, как я вычищаю эту грязь из дома, и пусть нравится она Тебе, как мне нравится чистый дом. А когда стираю белье, то тоже говорю: Господи, смой зло с души моей, чтобы и я была чистой, как чиста эта рубашка. И так говорю во всем, что бы я ни делала. Да хорошо ли так делать-то?” – “Живи так всю свою жизнь!”» Это непрестанная молитва ума. То есть во всех обстоятельствах, когда ты что-нибудь делаешь, видеть присутствие Бога – и делать свое дело, ибо тебе можно его делать. Но когда ты делаешь это внешнее, потребное дело, ум твой держит связь с чем-то другим – он привязан к присутствию Бога, Который везде. Тогда ум уже не любопытствует, он уже не хочет что-нибудь увидеть, потому что у него уже нет на это времени. Он уже не хочет увидеть что-нибудь другое, потому что все время занят священными и высокими вещами, духовными, а все прочее оставляет его равнодушным. Мф. 5: 37. Ср.: Мф. 5: 48; 1 Пет. 1: 16. См.: Мф. 16: 26. Ср.: Откр. 1: 8. 1 Фес. 5: 17. См.: Откр. 18:2; 19: 2.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010