На таком историческом фоне особенно ярко видно современное оскудение веры. Конечно, известно предостережение Господа, что в конце времен может не оказаться веры на земле. Но Спаситель сказал не утвердительно “не окажется веры”, но — “Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк. 18, 8). Мы знаем множество примеров безверия и безбожия, начиная с того непреложного факта, что жители Иерусалима, приветствовавшие в Вербное воскресенье Иисуса Христа, как Царя, спустя пять дней кричали Пилату: распни, распни Его. Мы знаем о предательстве Иуды, о поступке апостола Петра. Мы помним и о том, что уже в первой христианской общине оказались люди, которые думали, что можно быть христианином только по имени, не изменившись внутренне, духовно (Анания и Сапфира — Деян. 5, 1-10). Был Юлиан отступник и подобные ему. Не каждое сердце оказывается в состоянии вместить благовестие Христово, ибо сказано “чистые сердцем Бога узрят” (Мф. 5, 8). Мы знаем, что именно эти люди, чистые сердцем , а не отступники и лжецы, определяют жизнь Церкви и мира. Мы знаем, и история это подтверждает, что по неложному обетованию Христову (Мф. 16, 18) Церковь Божия не погибнет до дня Господня, а вот страна может погибнуть, а я не только христианин, но и русский человек, хочу, чтобы страна моя жила и процветала. О Руси моя дума, моя боль. Храмы есть, пастыри есть, есть богословы и монахи, подвижники и молитвенники, сонм новомучеников молится о нас пред Престолом Царя славы. И Господь отлагает Свой нелицеприятный суд, но что будет, когда не останется на Руси и десяти праведников (Быт. 18)? “Страшно впасть в руки Бога живаго!” (Евр. 10, 31). Мы русские, мы православные, и Россия жива до тех пор, пока жив в ней идеал Святой Руси. Умрет этот идеал, отступит русский народ от Христа Жизнодавца, и тогда наступит день гнева Божия. Но “день тот не придет, доколе не придет прежде отступление” (2 Фес. 2, 3) . “Во всю землю изыде” проповедь христианства, проповедь, не прекращавшаяся ни на день, несмотря на все внешние преграды, а их, этих преград, было и остается немало. Как Господь уподобил Царство Небесное “неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон” (Мф. 13, 47 -48) , так и мы можем уподобить такому неводу Церковь, призывающую к спасению всех. И сегодня, как и тысячу лет назад, Русская Православная Церковь ведет духовную брань за Россию и народ русский. И я верю и надеюсь, что народ наш, по молитвам Матери Церкви, не погибнет, а возвратится ко Христу, как некогда вернулся блудный сын к отцу своему из страны далекой. И сие буди, буди!

http://zavet.ru/gedeon.htm

И, наконец, Церковь — это радость и утешение. Как ни ошибочно сводить значение Церкви именно к этим функциям (что снисходительно допускают и чем хотят ограничить ее поле жизни нынешние идеологи), все-таки и недооценивать этой стороны церковной жизни нельзя. «Радуйтесь!» — многократно повторяемый евангельский призыв. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф. 11, 28), — призывает Господь. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 16–19), — учит апостол Павел. Свойство Церкви нести радость и утешение настолько очевидно, что нет нужды особо на этом останавливаться. Скажем только, что той чистоты радости и глубины утешения, которые живут в Церкви и являются как бы свойствами ее природы (ибо коренятся в вечном благе) нигде вне Церкви обрести невозможно. Все эти свойства Церкви – её неотъемлемые качества и функции.   Но очевидно, что наиболее очевидной и многогранной актуализацией Церкви в мире есть храмовое богослужение; Церковь являет   себя миру по преимуществу через богослужение. 12 Катехизис — краткое и ясное изложение христианского учения, расположенное по вопросам и ответам. Катехизис Филарета, митрополита Московского, был главным пособием для преподавания основ веры в прежней России и поныне остается одним из лучших сводов православного вероучения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/cerkov-pervye-shagi-v-...

Нам казалось, что в Твоем Вознесении Ты стал бесконечно далек. На самом же деле, взойдя превыше небес, Ты стал к нам ближе самых родных и близких. Скрылся в Небесах, а на земле явил Небо небес – в Церкви, ибо единение с Тобой совершается здесь, и Царство Твое – внутри чисто живущих, то самое Царство, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Так исполнились пророческие видения Иезекииля: «Слава Господа наполнила весь храм» (Иез. 43, 5); «и Я буду жить среди них вовеки» (Иез. 43, 9). Самый малый росток, пробившись сквозь толщу земли, тянется к небу. Пламя свечи, этот образ нашей молитвы, неуклонно стремится ввысь. И человек, по-гречески «νθρωπος», буквально значит «вверх обращающий взор». Человек – единственное существо на земле, которое не имеет покоя в земном, устремляет восхищенный взор к небесам, ибо человек создан не для земли, а для Неба. Ты восходишь на Небеса, чтобы мы искали небесного. Вознесся на облаке, и никакие тучи нам уже не страшны. А на безвестных нам по времени горизонтах самых таинственных обетований сияют слова апостола: «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (Фес. 4, 14–18). Рейтинг: 9.9 Голосов: 1081 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 10 июня 2021, 16:57 Батюшка просто сразил меня этой статьёй. Пока читала её вконтакте была уверена, что автор по меньшей мере св. Николай Сербский. Как же была удивлена, что это наш современник. Очень трогательно, живо, проникновенно. Спасибо отцу Валерию за статью! Это лучшее из того, что я читала про Вознесение. Иулия 30 мая 2020, 23:06 Спаси Бог! Очень поэтично! евгений 29 мая 2020, 16:53

http://pravoslavie.ru/131415.html

Вся жизнь человека должна строиться вокруг молитвы. Прочитал молитву Оптинских старцев – пошел работать, прочитал правило Серафима Саровского – ложись спать. Человек начинает видеть, как молитва влияет на его повседневную жизнь. Появится вкус к молитве. Так зарождается духовная жизнь. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Чтобы учиться Иисусовой молитве, нужно получить благословение духовника, но что нам мешает благодарить Бога: за работу, за день, за друзей? «Слава Богу! Ты дал мне столько блага»! Через благодарственную молитву Богу мы идем к Богу, через благодарность людям мы идем к людям. Это и есть мой совет: начать с краткой благодарственной молитвы Богу своими словами. Это начало молитвы. Затем выучить молитву «Богородице Дева» и «Отче наш», Трисвятое и Символ веры – это будет продолжением молитвенного возрастания. – Главная молитва благодарения – это Евхаристия. Как учить людей участвовать в литургии? – Есть заповедь о воскресном дне. Если человек будет приходить каждое воскресение на литургию, то у него будет появляться любовь к Евхаристии, успех в делах. Борьба со страстями – Как монашеский опыт борьбы со страстями приложим к мирянам? – Я могу только повторить то, что сказал: очищение души происходит только через молитву и таинства Церкви, прежде всего – исповедь, святое причащение. Когда человек молится, исповедуется и причащается, он начинает различать добро и зло в своей жизни. Десятилетия нужно потратить на то, чтобы искоренить греховные страсти в своей душе. Только Благодать Божия может помочь человеку изменить себя. Я пережил на личном опыте то, что скажу сейчас: только Христос Спаситель спасает каждого человека. Только Он может войти в душу и помочь человеку победить себя. Никто и ничто другое. Да, есть помощь от людей, есть советы святых, но только Христос Спаситель может по настоящему помочь человеку: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15: 5). Когда же посещает Господь душу, то Царство Божие входит внутрь нее.

http://pravoslavie.ru/48325.html

Здесь хотелось бы коснуться достаточно остро стоящего вопроса об идеологии. Идеология как совокупность идей – есть способ предъявления и раскрытия Идеала не столько в некоторых ярких и понятных формулировках, типа «Москва – Третий Рим» или «Православие, Самодержавие, народность», но более всего в галерее образов и образцов, явленных в литературных и исторических источниках, театральных и киногероев, живописных и скульптурных композициях, в храмовой и гражданской архитектуре, в повседневном освещении текущих событий. Словесные формулировки идеологии – это продукт, подводящий некоторый важный промежуточный итог развития страны и её народа. Образование, понимаемое как обучение, воспитание и просвещение человека Русского мира, требует привлечения для своей реализации людей священного предания, богатырей духа, истинных педагогов-пастырей детоводителей! Для нас сейчас как никогда важны слова апостола Павла: «Храни преданное тебе, отвращайся негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим. 6:20). С Божьей помощью нам предстоит преодолеть супостата и победить в начавшейся третьей Мировой, а для нас в Великой Отечественной войне. Но нет причин пребывать в унынии и не исполнять заповедь: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Протоиерей Сергий Рыбаков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии Русской Православной Церкви, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат физико-математических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Да. Такая Доктрина нужна. Пусть это будет только русская Доктрина. Но она нужна как самостоятельная форма. Но и к этому, точнее в нее, надо будет вместить и всю Культуру Всемирной Истории. Не натягивать сову на глобус, а делать это легко и изящно: если все подвести друг к другу правильно, то оно - само заговорит. Почти само. Разумеется, не буквально, а устами духа Культуры. Все дело в том, чтобы подвести правильное к правильному. Тогда Культура сама заговорит в русской Доктрине. Оживет Духом, которым и заговорит. Сама История заговорит. И сожжет Вавилонскую блудницу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/29/na...

Еще одно проявление безверия – утрата смысла жизни, а ведь именно это лежит в основе депрессии. У христианина всегда есть смысл жить. Этот смысл в любви к Богу и ближнему. Верующий человек знает, что Бог его никогда не оставит, с Богом он не один на один с бедой. Как поет один православный рок-музыкант, «с Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». А для маловерного современного человека и жизнь страшна, а смерть – это просто конец! Таким образом, справиться с печалью, депрессией можно только возложив надежду на Господа. Доверив Ему свои скорби и проблемы, попросив у Него помощи и поддержки. Нашу тревогу за будущее, настоящее, за детей (за них мы тоже очень тревожимся) нужно возложить на Бога: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23). И тогда станет значительно легче справиться с тревогой и печалью. Вкус жизни С упадком веры связана также утрата депрессивным человеком интереса к жизни. Его все перестает радовать, он ничего не ценит и мало на что обращает внимание. А ведь жизнь во всех ее проявлениях – это самый главный дар Бога человеку, и относиться так к ней – большой грех. Человек будет счастлив только тогда, когда сам этого захочет, когда начнет радоваться жизни. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите», – говорит нам апостол Павел (1 Фес. 5: 16–18). Именно благодарите . Через благодарность к Богу мы научаемся ценить дары жизни. А радость, счастье приносит только то, что ценится. Один священник советовал своим духовным чадам в конце каждого дня составлять список «За что мне благодарить Бога», в котором должно быть не менее 50 пунктов. Другой батюшка приехал за советом к старцу Николаю Гурьянову на остров Залита. Приехал с какой-то скорбью, и вот отец Николай, выслушав его, сказал: «Радуйся!». Священник подумал, чему же тут радоваться? А отец Николай продолжил: «Радуйся, что родился; радуйся, что крестился; радуйся, что в вере православной; радуйся, что жив пока!». Впавшим в печаль, потерявшим радость и вкус к жизни можно посоветовать внимательно подходить к каждому дню.

http://pravoslavie.ru/29787.html

Кто обычно становится жертвами такого рода зависимости? Это люди, легко подпадающее под дурное влияние, которые не находят смысла в жизни, не видят в жизни достаточного содержания; у них нет внутреннего стержня, позволяющего всегда ощущать, что их жизнь имеет смысл, возможно, у них много свободного времени и им нечем его заполнить. Церковь помогает молодежи обрести веру в Бога, смысл жизни. Поэтому, когда сегодня некоторые наши либеральные критики говорят, мол, зачем Церковь идет в школы, почему Церковь хочет нам навязать свое мировоззрение? — мы отвечаем, что никому не хотим ничего навязывать. Мы хотим показать людям, в том числе нашей молодежи и нашим школьникам, что в жизни есть смысл, и не надо искать удовлетворения в такого рода суррогатах, как наркотики, которые опасны для физического и психического здоровья, а нужно, не пытаясь уйти в виртуальный мир, обрести смысл своего бытия в реальной жизни. И. Семенов: Владыка, хорошо Вам знакомый почивший святитель Русской Церкви митрополит Антоний Сурожский говорил в проповеди, опубликованной на эту тему, что человек ищет и не находит радости в окружающем мире. Поэтому он находит суррогат этой радости, определенный эскапизм, уход от действительности в сторону поиска некоторой радости, пусть даже такой болезненной и противоестественной, которую дает наркотик. Как православному верующему показать молодому человеку, подростку, где искать настоящую радость в жизни? Митрополит Иларион: Прежде всего нужно понять, что такое радость: какие-то сиюминутные развлечения — напиться так, что сначала тебе хорошо, а потом очень долго будет плохо или уколоться так, что у тебя моменты эйфории, а потом тебя будет ломать несколько дней? Или все-таки радость — это то, что прочно и глубоко живет в сердце человека, и всю его жизнь озаряет светом? Именно такую радость дает человеку религия. Христианство с самого начала было религией радости. Апостол Павел в I веке писал: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:16-18). Многие сейчас думают, что христианство — это некая система запретов: нельзя есть мясо и рыбу в пост, нельзя с вожделением смотреть на женщину, христианину позволителен только один брак и так далее. То есть зачастую в религии видят только систему запретов. Но ведь самое главное в религии — это то, что человек живет в гармонии с Богом, с самим собой и с окружающими людьми. И достичь этой гармонии религия помогает всякому человеку: и взрослому, и ребенку, и мужчине, и женщине. Думаю, этим решаются и все остальные привходящие проблемы.

http://pravoslavie.ru/102455.html

Однажды святой целую неделю ничего не ел и не пил, а лишь горячо молился, прося, чтобы Господь показал ему Небесные Обители, о которых повествует Евангелие. Впоследствии он рассказывал духовным детям, что будучи вознесен в Райские Селения, видел такую неизреченную славу, Торжество и Величие Господне и святых, что советовал близким: «Чада, вечное торжество в раю столь велико, столь чрезвычайно и столь неописуемо, что если бы для получения его потребовалось всю жизнь провести в комнате, наполненной червями, то немедленно нужно соглашаться, лишь бы наследовать его». Преподобный предсказывал, что о кончине его узнают по пожару. В передней келии он держал грубый дубовый гроб, рядом с которым зажигал свечи и часто молился. А однажды проходивший мимо келии монах заметил выходящий из нее дым. Святой стоял на коленях перед иконой Царицы Небесной, а свеча в его деревянном подсвечнике догорела, и пламя потихоньку переползало на стол. Вначале в густом дыму преподобного даже не заметили. Когда же дым рассеялся, увидели, что подвижник стоял на коленях, предав свою душу в руки Господни. Серафим Саровский всю жизнь был преисполнен духовной радости. Он учил: «Чадо! Приобрети мирный дух и вокруг тебя спасутся тысячи». Святой в течение всей жизни приветствовал приходящих словами: «Христос воскресе!». Это была искренняя глубокая радость души подвижника, исполнившего повеление Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…» Бога ( 1 Фес.5:16-18 ). В годы советских лихолетий прославленные чудесами мощи святого вдруг исчезли. Об этом было много предположений. Но с духовным потеплением в стране они как бы воскресли, о чем преподобный предсказывал, когда был еще жив. Оказывается, мощи святого были запрятаны православным христианином, и многие десятилетия скрывались в его комнате на шкафу. Воскресшие и явившиеся нетленные мощи подвижника Патриарх Алексий на время поместил в Елоховском соборе г. Москвы. Господь сподобил меня величайшей милости Своей преклонить там колена перед святейшими останками великого вселенского подвижника.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Одно дело — та радость, про которую писал апостол Павел: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Дай Бог нам всем стяжать такую радость, но, думаю, большинству из нас до этого очень и очень далеко.  А когда человек начинает выжимать из себя: «Я должен быть радостным», я смотрю на него с недоверием. В одном из рассказов Честертон написал: «Когда я вижу человека, постоянно находящегося в веселом, счастливом состоянии, я жду, что он вскоре покончит с собой». Кроме того, желание получать от Церкви только приятное и чтобы люди вокруг были только хорошие, отношения сплошь задушевные — это само по себе прелесть, прельщение. Кстати, это все дается в некоторых сектантских общинах; еще более короткий и опасный путь — наркотики, на короткое время дающие утешение. Но это не путь к Богу. А искать надо — Божьего, полезного и спасительного для души. Взрослый человек с осторожностью должен относиться к тому, когда к нему обращаются чересчур ласково.  Да, преподобный Серафим Саровский обращался к каждому приходящему «радость моя!» Его душа была преисполнена благодатью в результате многолетних великих подвигов самоотвержения, молчания, когда он жил и молился в лесу один. Он искал Бога, а не утешений, а с Богом обрел и благодать, и радость. Уже потом он эту настоящую, божественную радость изливал на тех, кто с ним общался. Но такая радость — большая редкость.  Понятно, что в храме нужно относиться внимательно и бережно к людям. Духовенство и сотрудники храма должны помнить о том, что людей надо встречать по-доброму. Мы все должны друг к другу хорошо относиться — это естественно. Мы должны ободрить, утешить, не смутить тех, кто приходит в храм — это забота служителей Церкви и мы согрешаем, если поступаем иначе.  Но человек, который идет в церковь, должен, еще раз повторяю, искать именно духовного пути. И этот путь всегда крестный. Довольно часто приходится прихожанам, которые ропщут на Бога в скорбных обстоятельствах, объяснять, что здесь нам никаких благ не обещано, обещано в Царствии Небесном. А здесь — Сам Христос был распят и умер на кресте, и призывает нас идти крестным путем.  О тех, кто приводит нас к Богу

http://pravmir.ru/svyashhenniki-uhodyat-...

Хорошо вспоминал об этом на поминках отец Валентин Асмус: «Когда мы обращались к нему со многими серьёзными проблемами того времени, отец Александр неизменно завершал свой ответ словами: “Главное, что у нас есть Литургия”». Соразмерность оставленных, дарованных нам ценностей и переживаемых трудностей он очень хорошо чувствовал и старался напоминать об этой соразмерности вопрошавшим. Похоже, что любимым его апостольским изречением были слова апостола Павла: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес 5:16–18). Как мало кто мог искренне, от души заражать этими словами в те годы! Но когда Церкви была дана свобода, думаю, он испытал огромное облегчение. Храм восстанавливали с воодушевлением, с надеждой, с благодарностью к государственным лидерам, которые дали Церкви возможность развития. Отец Александр знал, что во власти сложностей много и люди там непростые. Что им очень трудно, ведь высокие государственные посты — это тяжелейшее бремя. Он был далёк от того, чтобы судить власть предержащих: нам дана свобода, храмы восстанавливаются, свободно совершаются службы — уже хорошо, уже за это спасибо! Батюшка уже этим был очень заметно воодушевлён. Он не называл поверхностное отношение к вере модой; думаю, это оттого, что он во всём искал положительные стороны. С какой надеждой отец Александр активно крестил многих и многих в начале 90-х годов! Он говорил: “Ты знаешь, как много крестятся? Я просто не успеваю, с ног валюсь — так много и детей, и взрослых приходит в храм!”. А все ли они верующие, все ли остаются в Церкви — это для него не было больным вопросом. “Ну что же? Пусть крестятся! Рано или поздно кто-то придёт и останется в Церкви. Может быть, человек сначала и поверхностно отнесётся, а потом, позже, от всей души поверит”. Так что он ко всему старался относиться с надеждой и упованием. Труд священника, пастыря нельзя измерить внешней деятельностью. Восстановление храма на Маросейке отец Александр начал с собирания людей, ведь в каком бы состоянии храм ни находился, самое главное — это собирание паствы. Это делалось незаметно, незримо, без давления и без каких бы то ни было эффектных жестов, — терпением, молитвой и любовью.

http://pravmir.ru/ob-ottse-aleksandre-ku...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010