Пророки и учители еврейского народа при жизни своей проповедовали людям о Боге и учили людей истинной вере. Но чтобы люди и после их смерти помнили их наставления и всегда могли научиться истинной вере в Бога, пророки, по повелению Божию, записали свои наставления и поучения в книги. В этих книгах пророки написали, как люди жили и как Господь научил их истинной вере. Чтобы пророки могли в своих книгах записать все правильно, им при написании книг помогал Дух Божий. Потому их книги называются священными книгами. Первые пять книг написаны Моисеем и называются так: 1) Бытие (описана история от сотворения мира до смерти Иакова), 2) Исход (история еврейского народа от рождения Моисея до дарования евреям закона на горе Синайской), 3) Левит (о богослужении и праздниках еврейских), 4) Числа (исчисление народа еврейского и сорокалетнее странствование евреев в пустыне), 5) Второзаконие (повторение закона Божия и смерть Моисея). Дальше священные книги следуют такие: 6) книга Иисуса Навина (описывается завоевание под начальством Иисуса Навина земли Ханаанской и разделение ее между евреями), 7) книга Судей (описывается жизнь еврейского народа под управлением судей), 8) книга Руфь (описывается история Руфи), 9) 1-я книга Царств (описывается история еврейского народа от Самуила до смерти царя Саула), 10) 2-я книга Царств (описывается царствование Давида), 11) 3-я и 12) 4-я книги Царств (описывается история еврейского народа от Соломона до падения царства Иудейского), 13) 1-я и 14) 2-я книги Паралипоменон (добавление к книгам Царств), 15) книга Ездры (описывается возвращение евреев из плена вавилонского в построение храма), 16) книга Неемии (описывается построение города Иерусалима после плена вавилонского), 17) книга Есфирь (описывается спасение еврейского народа от опасности во время плена), 18) книга Иова (описывается история и страдания Иова), 19) Псалтирь (содержатся псалмы Давида ), 20) книга Притчей царя Соломона, 21) книга Екклезиаста или Проповедника (того же царя Соломона), 22) книга Песни песней Соломона, 23) книга пророка Исаии, 24) книга пророка Иеремии, 25) книга пророка Иезекииля, 26) книга пророка Даниила, 27) книга пророка Осин, 28) книга пророка Иоиля, 29) книга пророка Амоса, 30) книга пророка Авдия, 31) книга пророка Ионы, 32) книга пророка Михея, 33) книга пророка Наума, 34) книга пророка Аввакума, 35) книга пророка Софонии, 36) книга пророка Аггея, 37) книга пророка Захарии, 38) книга пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Как животных – херувимов, так и колёс было четыре; каждое колесо имело четыре стороны и каждое животное – четыре лица и крыла, – ясно, что число четыре имеет какое-то символическое значение в видении пророка Иезекииля. В Ветхом Завете число четыре является символическим числом мира 80 , так как земля представляется с четырьмя концами или крылами ( Ис. 11:12 . Иез. 7:2 . Зах. 6:1–5 ср. Апок. 7:1 ). Отсюда понятно, почему это число является и в видении пророка Иезекииля: животные и колёса служит здесь представителями мира, над которым простирается небо – твердь, служащее подножием Божиим. И полное согласие движенья колёс и животных именно указывает на гармонию мировой жизни, управляемой Божиими законами. Самый образ колёс в видении пророка Иезекииля объясняется, по всей вероятности, тем, что животные и колёса должны были представлять собой подобие колесницы Божией. Мы уже указывали на слова 1-й книги Паралипоменон, 28:18, где херувимы, поставленные в храме Соломоном, называются подобием колесницы; в псалме 17-м говорится: и взыде (Господь) на херувимы и лете, лете на крилу ветреню (ст. 11); затем, в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова видение пророка Иезекииля прямо называется колесницею: Иезекииль, иже виде видение славы, юже показа ему в колеснице херувимсте (49:10). Всё это показывает, что мысль о подобие колесницы в видении пророка Иезекииля не чужда Св. Писанию; возможно, что и колёса являются здесь с тою целью, чтобы дополнить этот образ. Подобием колесницы, быстро и беспрепятственно движущейся во все стороны, Господь изображает Своё вездесущие, неограниченность временем и пространством, а необычайность и великолепие этой колесницы указывают на величие и неприступность Божию. Образ колёс употребляется и в описании пророком Даниилом Ветхаго денми: престол его – пламень огненный, колеса его – огнь палящ ( Дан. 7:9 ), хотя это описание и отличается от описания колёс у пророка Иезекииля: здесь они изображаются только блестящими, подобными фарсису (ст. 16), но не огненными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

В Вестминстерском исповедании говорится: «Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут полностью и окончательно отпасть от состояния благодати, но будут, несомненно, сохранены Им до конца и навеки спасены» (17.1). Возрожденные спасены благодаря тому, что они до конца сохраняют веру и христианский образ жизни ( Евр 3:6; 6:11; 10:35–39 ), и Бог помогает им в этом. Не следует, однако, полагать, что каждый, кто называет себя христианином, будет спасен. Те, кто пытается жить христианской жизнью, но по своим канонам, падут ( Мф 13:20–22 ); те, кто только говорит Иисусу: «Господи, Господи» не будут приняты Богом ( Мф 7:21–23 ). И только тот, кто, живя в этом мире, подтверждает свое возрождение святостью сердца и подлинной любовью к ближним, имеет право считать себя пребывающим во Христе и находящимся в полной безопасности. Стойкость в вере и покаяние (но не формальное, каким оно иногда бывает) – верный путь к славе. Вера в сохранение святых, понятая правильно, не ведет к беззаботной жизни и высокомерной самонадеянности. Иногда возрожденные люди оступаются и впадают в грех. Но это не соответствует их новой природе, и Дух Святой указывает им на их грех (ср. Ин 16:8 ), вызывает у них раскаяние и желание восстановить утраченную праведность. И когда возрожденные верующие действуют в соответствии со своей природой, они обнаруживают смиренное, благодарное желание угодить спасшему их Богу, и сознание того, что они обладают залогом своей вечной безопасности, только усиливает это желание. Избрание и осуждение ( Рим.9:18 ) Слово «избирать» подразумевает выбор или отбор. Согласно Библии, еще до сотворения мира Бог избрал среди человеческого рода тех, кого Он захотел искупить, привести к вере, оправдать и прославить в Иисусе Христе ( Рим 8:28–39 ; Еф 1:3–14 ; 2Фес 2:13, 14 ; 2Тим 1:9:10 ). Этот Божественный выбор является выражением свободной и суверенной Божией милости и никак не заслужен самими избранными. Бог не обязан оказывать грешникам никаких милостей. Его естественное отношение к ним – осуждение, поэтому сам факт что Он решил спасти кого-то из нас, является достойным удивления чудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В Капернауме Иисус призвал Матфея стать Его учеником ( Мк. 2:14 ), исцелил парализованного слугу сотника ( Мф. 8:5–13 ) и также тещу Петра ( Мф. 8:14:15 ). Море Галилейское стало безмолвным свидетелем многих чудес, сотворенных Иисусом. В Наине Иисус милостиво воскресил к жизни единственного сына вдовы ( Лк. 7:11–17 ). Хоразин и Вифсаида – города, которые Иисус укорял в неверии ( Мф. 11:21 ). Страна Гергесинская, возможно, была местностью, где Иисус исцелял бесноватых ( Мф. 8:28–34 ). Евангелие в глубокой провинции ( Мф.10:1 ) В глухом уголке Средиземноморья Иисус возвещал благую весть Царства. Это возвещение происходило в мире, бурлившем политическими страстями: римские легионы захватили землю обетованную, а римские чиновники всеми средствами добивались выгодной должности в завоеванных Иудее и Галилее. События, происходившие в этой части мира, непосредственно затрагивали интересы Рима – столицы империи, особенно чьи-либо претензии на царствование в Иудее. И евреи, жившие во всех уголках Римской империи, конечно же, следили за новостями с их родины. Евангелие от Луки Царство Ирода при рождении Иисуса ( Лк.1:5 ) После смерти Ирода Великого его царство было разделено между тремя его сыновьями. Филипп управлял северо-восточными областями: Итуреей и Трахонитидой. Ирод Антипа – Галилеей и Переей. Архелай был правителем Иудеи, Самарии и Идумеи, но только до 6 г. по Р.Х. Позднее этими регионами управляли римские прокураторы, назначаемые кесарем. Паломничество евреев из Галилеи в Иерусалим ( Лк.9:51 ) Галилейские евреи часто совершали паломничество в храм, находящийся в Иерусалиме. Самый прямой путь из Капернаума в Иерусалим пролегал через Наин и далее через Самарию, Сихарь и Вефиль. Однако некоторые евреи, дабы избежать путешествия по Самарии, отправлялись из Скифополя на юг, вдоль западного побережья реки Иордан – к Иерихону. Последнее путешествие в Иерусалим ( Лк.18:31 ) Во время последнего путешествия Иисуса в Иерусалим ( Лк. 9:51–56 ) в одном самарянском селении Ему отказали в гостеприимстве. Поэтому, чтобы не проходить через Самарию, Он избрал более длинный путь: из Скифополя вдоль восточного берега Иордана на юг. Вновь переправившись через Иордан неподалеку от Иерихона, оттуда через горы в Вифанию, Он прибыл в Иерусалим. Евангелие от Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Рим 10:9:10 ). В частности, когда оппоненты Иисуса заявляли, что те добрые дела, которые Он совершал для них, движимы не Божией силой, а силой дьявола, они являли пример именно этого греха. Иисус проводил различия между грехом против Духа Святого и остальными грехами (совершенными как словом, так и действием). Библия учит, что Бог прощает кровосмешение, убийства, ложь и даже, как было с Павлом, преследование церкви ( Деян 9:1 ). Непростительный грех отличается от всех прочих своей направленностью против Святого Духа. Именно Дух Святой трудится над тем, чтобы просветить разум грешника ( Еф 1:17:18 ), открыть ему и объяснить Евангелие ( Ин 14:26 ), склонить душу к покаянию и обращению к праведности ( Деян 7:51 ). Дух не только поясняет Слово Божие, но и открывает разум к пониманию его ( 2Кор 3:16:17 ). Когда Его влияние сознательно и умышленно отвергается, тогда такое безответственное отношение классифицируется как преднамеренный и, более того, злонамеренный акт, в результате которого сердце становится нечувствительным к Богу, покаянию и вере ( Евр 3:12:13 ). Бог в подобном случае позволяет решению человека укрепиться и доминировать. Бог делает это не без причины, но в ответ на выпады против Его любви. Человек, который испытывает раскаяние, т.е. отвращается от грехов, в которых повинен, не страдает очерствением сердца и, следовательно, не совершает греха, который Бог может счесть не подлежащим прощению. Все, кто рожден свыше, не могут совершить не прощаемый грех, поскольку они движимы Духом, а Бог не может разделиться в Себе и действовать против Себя ( 1Ин 3:9 ). Другие фрагменты Писания, касающиеся греха, не подлежащего прощению, Евр 6:4–6; 10:26–29 ; 1Ин 5:16, 17 . Они поясняют, что такого рода прегрешение предполагает жестокосердное упорство вопреки знанию об истине, полученному от Бога, и что такой грех отнюдь не общее явление. Иисус сказал: «всякий грех и хула простятся человеку, а хула на Духа не простится» ( Мф 12:31 ). Откровение славы: преображение Иисуса ( Мк.9:2 ) Описанное в трех Евангелиях ( Мф 17:1–8 ; Мк 9:2–8 ; Лк 9:28–36 ) и, очевидно, задуманное для того, чтобы Петр, Иаков и Иоанн увидели его и позднее засвидетельствовали о нем (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Христос заповедал Своим ученикам крестить людей во имя Отца, Сына и Святого Духа ( Мф 28:19 ). Это означает, что отношения завета с Богом, в которые официально вводит крещение, представляют собой принятие нас всеми тремя Лицами Троицы. Когда Павел говорит, что израильтяне «крестились в Моисея» ( 1Кор 10:2 ), он имеет в виду, что они были подчинены Моисею и поставлены под его руководство. Крещение во имя Триединого Бога означает посвящение себя Богу и подчинение Ему. Внешний знак не может автоматически или магически сообщать знаменуемые им внутренние благословения. В Новом Завете не содержится указаний, как именно следует совершать крещение. Заповедь крестить может исполняться путем погружения, окунания или кропления, все три способа соответствуют значению греческого глагола «баптизо» и символическому требованию прохождения под очищающей водой и выхода из нее. Сохранение святых ( Рим.8:30 ) В тех случаях, когда речь идет о вечной безопасности народа Божиего, правильнее говорить о сохранении христиан, а не об их стойкости, как это обычно делают. Стойкость подразумевает упорство, проявляемое вопреки неудачам и сопротивлению противников. Верующие, несмотря ни на что, проявляют стойкость в вере и послушание Богу, но причина их непоколебимости в том, что Иисус Христос через Духа Святого хранит их. Иоанн говорит нам, что Иисус Христос обещал Своему Отцу ( Ин 6:37–40 ) и непосредственно Своим овцам ( Ин 10:28:29 ) хранить их, чтобы они никогда не погибли. В Своей первосвященнической молитве, произнесенной перед принятием страданий, Он просил, чтобы те, кого дал Ему Отец ( Ин 17:2, 6–9:24 ), были сохранены для славы, и продолжает ходатайствовать за Свой народ ( Рим 8:34 ; Евр 7:25 ). Павел, говоря о любви Божией, отмечает в этой связи безопасность святых в настоящем и в будущем ( Рим 8:31–39 ). В других своих посланиях он радуется тому, что Бог завершит то «доброе дело», которое Он начал совершать в жизни верующих ( Флп 1:6 ; ср. 1Кор 1:8, 9 , 1Фес 5:23, 24 ; 2Фес 3:3 ; 2Тим 1:12; 4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2Пар.28:23 .  И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю. 2Пар.28:24 .  И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, 2Пар.28:25 .  и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих. Характеристика здесь нечестия Ахаза и его идолопоклонства и гонения на религию Иеговы – более сжатая, чем в ( 4Цар.16:10–18 ) (см. «Толковую Библию», т. II, с. 531–535). Закрытый Ахазом храм (ст. 24) оставался в таком положении до смерти Ахаза и только Езекия при вступлении на царство открыл двери храма ( 2Пар.29:3 ). 2Пар.28:26 .  Прочие дела его и все поступки его, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских. 2Пар.28:27 .  И почил Ахаз с отцами своими, и похоронили его в городе, в Иерусалиме, но не внесли его в гробницы царей Израилевых. И воцарился Езекия, сын его, вместо него. Ср. ( 4Цар.16:19–20 ). О «книге царей иудейских и израильских» см. коментарии к ( 2Пар.27:7 ). Истории следующего, 13-го царя иудейского Езекии посвящены во 2 Паралипоменон четыре главы ( 2Пар.29–32 ) включительно, соответствующие ( 4Цар.18–20 ). Лишь в немногих местах эти параллельные повествования дословно сходны; большей же частью 2 Паралипоменон совсем кратко касается того, о чем подробно рассказывает 4 Царств и весьма подробно излагает то, на что в 4 Царств имеется лишь простое указание или краткое упоминание. В целом, ( 2Пар.29–32 ) в отличие от глав ( 4Цар.18–20 ) и ( Ис.36–39 ) (также относящихся к истории царствования Езекии), рассматривает и излагает царствование Езекии не столько с точки зрения государственно-теократической и религиозно-прагматической, как 4 Царств и книга пророка Исайи, сколько со стороны церковно-богослужебной деятельности и богослужебных реформ царя Езекии (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 542).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 34 Иосия, 16-й царь иудейский, и его религиозная реформа (Ср. 4Цар.22:1–23:20 ) 1–7. Время воцарения Иосии, продолжительность царствования и богоугодный характер его. 8–13. Возобновление храма на 18-м году царствования. 14–28. Открытие в храме древней книги закона, чтение ее перед царем, посольство к пророчице Олдане по поводу прещений книги и ответ пророчицы. 29–33. Всенародное чтение книги закона и заключение завета о точном исполнении заповедей Иеговы. 2Пар.34:1 .  Восемь лет было Иосии, когда он воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме, 2Пар.34:2 .  и делал он угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево. 2Пар.34:3 .  В восьмой год царствования своего, будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров. 2Пар.34:4 .  И разрушили пред лицем его жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы, 2Пар.34:5 .  и кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил Иудею и Иерусалим, 2Пар.34:6 .  и в городах Манассии, и Ефрема, и Симеона, даже до колена Неффалимова, и в опустошенных окрестностях их 2Пар.34:7 .  он разрушил жертвенники и посвященные дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской, и возвратился в Иерусалим. В отличие от 4 Царств, 2 Паралипоменон в самом начале повествования о царствовании Иосии говорит хоть не столь подробно, как в ( 4Цар.23:4–20 ), о предпринятом Иосией очищении культа путем удаления всех принадлежностей и остатков идолослужения. О неодинаковой последовательности рассказа об Иосии в 4 Царств и 2 Паралипоменон см. комментарии к ( 4Цар.22:1–2 ), «Толковая Библия», т. II, с. 563–564. 2Пар.34:8 .  В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал Шафана, сына Ацалии, и Маасею градоначальника, и Иоаха, сына Иоахазова, дееписателя, возобновить дом Господа Бога своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010