Однако под сильным давлением со стороны свт. Амвросия, умолявшего не допустить торжества иудеев и др. врагов Христовых над христианами, император был вынужден отменить приказ. Свт. Амвросий считал, что император не всегда и не во всем должен следовать юридическим принципам, лежащим в основании гос-ва, и ставил ему в прямую обязанность защиту и поддержку истинной веры. В 390 г. он отлучил Феодосия I от церковного общения за жестокое подавление беспорядков в Фессалонике, и император должен был подчиниться такой мере; свт. Амвросий ясно показал, что Церковь не только осуждает государей еретиков или раскольников: личное поведение монарха и его офиц. действия, если в них нарушается нравственный закон, подпадают под церковные прещения. Вместе с тем никогда прежде союз Церкви и гос-ва не был столь тесным, как при Феодосии Великом ( Palanque. P. 512). Феодосий I вел целенаправленную борьбу с язычеством. В 385-389 гг. наряду с возобновлением запрета на кровавые жертвоприношения и гадания (25 мая 385 - CTh XVI 10. 9) во многих вост. провинциях было закрыто и разрушено большое число храмов (см. о Египте: Zosim. Hist. IV 37. 3; о Сирии: Theodoret. Hist. eccl. V 21. 5-15; Rufin. Hist. eccl. XI 23; Sozom. Hist. eccl. VII 15; о Киликии: ibid. 39; о Месопотамии: ibid. 44; Theodoret. Hist. eccl. IV 18. 14). Лица, осужденные за колдовство и гадания, были исключены из числа амнистированных на Пасху в 384-386 гг. (CTh IX 38, VIII 7-8). В 391 г. имп. Феодосий I запретил языческие церемонии, жертвоприношения и посещение храмов, грозя суровым наказанием магистратам, потворствующим таким действиям (24 февр. 391 - CTh XVI 10. 10); лишил вероотступников гражданских и политических прав (11 мая 391 - CTh XVI 7. 4-5; XI 39. 11); особым эдиктом, изданным в Аквилее, был наложен запрет на языческий культ в Египте (16 июня 391 - CTh XVI 10. 11; под влиянием этого закона христиане Александрии разрушили храм Сераписа - см.: Socr. Schol. Hist. eccl. V 16). Завершением мер против язычников стал к-польский эдикт от 8 нояб. 392 (CTh XVI 10. 12): отныне повсюду на территории империи подвергались суровому наказанию с конфискацией имущества лица, поклонявшиеся идолам или сооружавшие им алтари не только в общественных, но даже и в частных местах, приносившие бескровные жертвы ларам, гениям и пенатам. В 393 г. состоялись последние Олимпийские игры, а статуя Зевса Олимпийского работы Фидия была увезена в К-поль. После смерти Валентиниана II (15 мая 392) усилившаяся в Риме и Италии оппозиция во главе с узурпатором Евгением (отлученным свт. Амвросием) добилась отмены жестких мер против язычества. Алтарь Победы вновь был внесен в здание рим. сената, язычникам начали возвращать их храмы. Имп. Феодосий I, разгромивший Евгения (6 сент. 394), по просьбе свт. Амвросия простил сторонников узурпатора и, отменив все акты последнего, придерживался строгих мер закона 392 г.

http://pravenc.ru/text/372674.html

С. 390. …когда учился архитектуре. — Курс архитектуры Достоевский слушал в 1838–1842 гг. в Военно-инженерном училище, которое закончил в августе 1843 г. 159 С. 390. …«на коленях просить у него прощения» — как Карамзин — перед рейнским водопадом. — Речь идет о водопаде, образуемом водами Рейна близ города Шафхаузен (Швейцария). Посетив вторично Рейнский водопад, Н. М. Карамзин писал: «Я наслаждался — и готов был на коленях извиняться перед Рейном в том, что вчера говорил я о падении его с таким неуважением» («Письма русского путешественника», Эглизау, августа 14). 160 С. 390. Жан-Мария Фарина (1686–1766) — итальянский химик и фабрикант, первым открывший производство одеколона. В Кельне находился филиал его фирмы, выпускающей знаменитую «Kölnisch Wasser» ( нем. — кельнская вода), что отмечено во всех путеводителях по Германии. 161 С. 391. …новый кельнский мост. — Движение по новому, украшенному готическими башнями и статуями кельнскому мосту через Рейн было открыто в апреле 1861 г. 162 С. 391. …мы тоже изобрели самовар… — Возможно, эта фраза Достоевского получила полемический отклик в романе Тургенева «Дым» (1867). Потугин говорит, что «даже самовар, и лапти, и дуга, и кнут — эти наши знаменитые продукты — не нами выдуманы» (гл. XIV). 163 С. 392. …в гиде Рейхарда… — Генрих Рейхард (1751–1828) — немецкий писатель, автор путеводителя по Германии, выдержавшего в течение 1805–1861 гг. 19 изданий. 164 С. 392. Нотр-Дам — кафедральный собор Парижской богоматери (Notre-Dame de Paris), заложенный в XII b. и перестроенный в XIII b. В то время, когда Достоевский был в Париже, велась реставрация собора. 165 С. 392. …Баль-Мабиль — засвидетельствован всеми русскими, писавшими о Париже… — Мабий — место, где устраивались публичные балы (Bal Mabille) с канканом и пр. Герцен в «Письмах из Франции и Италии» (1847–1852) утверждал, что эти балы были доступны только для состоятельных буржуа. Мабий как характерная принадлежность буржуазного Парижа назван также в «Призраках» Тургенева. 166 С. 392. …в Риме — собора Петра… — Собор св. Петра был сооружен в XV–XVII bb. при участии крупнейших зодчих, скульпторов и художников Италии (Брунеллески, Микеланджело, Рафаэля и др.). 167

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Устинья Тимофеева, старица – 385, 388–390, 402 Участкина Л.В., палеограф – 490, 498, 500, 514, 627 Ф алмай, гессурский царь, библ. – 611 Фамарь, сестра Авессалома, библ. – 611 Фамендин (Фамелдин, фон Менгден) Ю.А., киевский губернатор – 17, 138, 255, 536, 568 Федор, дьякон, писатель-старообрядец 386, 414, 496 Федор Алексеевич, русский царь – 424, 586 Федор Иоаннович, русский царь – 563 Федор Матвеев, московский священник 397 Федор Олегович, рязанский князь – 566 Федоров Иван, русский первопечатник 567 Федосья, старица – 387–390 Фекла, ученица апостола Павла, св. мученица – 606 Фемистокл, афинский полководец – 581 Феодорит Блаженный, епископ Кирский, богослов и писатель – 19, 140, 257, 468, 506, 516, 571 Феодосий, калужский поп – 385, 405 Феодосий Великий, византийский император – 475, 581 Феодосий Великий, глава монашеского общежития в Палестине, св. – 600 Феодосий Печерский , игумен Киево-Печерского монастыря, св. – 21, 122, 123, 141, 241, 257, 258, 371, 401, 467, 492, 570, 572 Феодосия, старица – 392 Феодулия, старица – 390, 391, 402 Феофан, палеопатрасский митрополит 588 Феофан, патриарх – 602 Феофан Прокопович , церковный деятель и писатель – 585 Филарет, старец – 386, 388, 389 Филарет Гумилевский , историк церкви 624 Филатов Дмитрий, владелец рукописи 491 Филиппова Аксинья, волоколамская старообрядка – 385 Филофей, сын попа – 594 Флавии, династия римских императоров 607 Фома, апостол – 106, 223, 348, 613 Фуфаев М.А., читатель рукописи – 488 Фьораванти Аристотель, итальянский архитектор – 601 Х алава (Холов, Холова) Иван, грек – 111, 229, 230, 358, 553 Халанский М.Г., историк языка – 625 Халецкий, польский магнат – 387, 405 Хомяков A.C., писатель и философ – 483 Храмцевский Матвей, писец рукописи 495 Христофор, старообрядец – 391 Христофоров Дмитрий, зять А. Шкарлата – 384 Ч емоданов Иван, русский посол в Константинополе – 411 Чередеев И.П., дьяк – 574 Черников A.C., приказчик – 380–382 Черчилль (см. Churchill W.A.) Чикин Иван, упоминается в рукописи – 496 Чупятов И.В. (Меньшой), ржевский купец, владелец рукописи – 491, 531

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

390 – a personal comment in the notes section by Bishop Jevtic. Jevtic edited the book and compiled and collected all the notes.  Popovic, Justin. “Na Bogocovecanskom putu” p. 390  Popovic, Justin. “Na Bogocovecanskom putu” p. 390  Popovic, Justin. “Na Bogocovecanskom putu” p. 390  Popovic, Justin. “Na Bogocovecanskom putu” p. 391  Russian Orthodox Church Outside Russia    Bishop Irenaeus (Bulovic), “Сербска яЦерковь и экуменизм”, Церковь и время ( 1998): p. 61-62 (in Russian)  Velimirovic, Nikolai. ”Agony of the Church”  Popovic, Justin. “Na Bogocovecanskom putu” p. 7 – Translated from Serbian. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий Смотри также Unity, the One Cup and the Fire of God Fr. Stephen Freeman Unity, the One Cup and the Fire of God Fr. Stephen Freeman Ecumenism is back in the news and with it comes a deluge of misunderstanding and theological confusion. St. Nikolai Velimirovic and St. Justin Popovic on Ecumenism Julija Vidovic St. Nikolai Velimirovic and St. Justin Popovic on Ecumenism Julija Vidovic The term “ecumenism” has become charged with such emotions both negative and positive, depending on which side of the ecumenist dialogue you stand. The connotations range from politically correct to heresy. Author Julija Vidovic investigates ecumenism from the point of view of two great theological luminaries of the Orthodox Church in recent times, St. Nikolai Velimirovic and St. Jutin Popovic. Saint Hilarion (Troitsky). The Unity of the Church and the World Conference of Christian Communities Saint Hilarion (Troitsky). The Unity of the Church and the World Conference of Christian Communities This brilliant defense of traditional Orthodox ecclesiology by the Holy New-Martyr Archbishop Hilarion — who received a martyr " s crown on December 15th, 1929 —, does not seem to be well known, probably owing to its limited publication decades ago by a small monastery press in Canada. Комментарии Julia Cole 20 декабря 2016, 14:00 St Justin was not an ecumenist.

http://pravoslavie.ru/99512.html

Праздники Достойным же образом чтит и верно празднует их ревнитель заповедей Божиих. А нечистые и оскверненные грехами и в праздник не празднуют (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Всякий праздник и всякое деяние Господа нашего Иисуса Христа – нам верным спасение и похвала. Но похвала похвал – Крест; но праздников праздник – когда за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5, 7 ), лучше же сказать, когда восстал из мертвых Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1, 29 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Источник. ...Все... праздники святы и досточестны и, различаясь между собой в славе, осияваются блистанием Божества (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Источник. Прекрасный и богоугодный праздник – покаяние со слезами, воздержание от грехов, познание Бога и вожделение вечных благ. Когда так празднуют, и на небесах бывает радость, и Церковь веселится, и ликует, и созывает всех праведных, говоря: радуйтесь со мною, яко сын мой сей мертв бе прегрешениями и оживе покаянием ( Лк. 15,24 ) (при. Ефрем Сирин , 31, 390–391). Источник. В сени Закона, данного через Моисея, Бог повелел, чтобы в субботу каждый упокоевался и ничего не делал. А сие было образом и сению истинной субботы, даруемой душе Господом. Ибо душа, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу, и покоится истинным покоем, пребывая праздной и свободной от всех темных дел. Ибо там в преобразовательной субботе, хотя упокоевались телесно, но души связаны были лукавством и пороками; а сия истинная суббота есть истинное успокоение души, пребывающей праздною и очистившейся от сатанинских помыслов, покоящейся в вечном Господнем покое и в радости. Источник. Ибо Господь призывает человека к покою, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный и Аз упокою вы ( Мф. 11, 28 ). И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких, обременительных и нечистых помыслов; делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселия, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и светлая суббота. Посему будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений, а таким образом прийти в возможность служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Духа Святаго. И блажен, кто войдет в сей покой (прп. Макарий Египетский , 89, 266–267). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

— «Ундина» 16, 101, 106, 386 З агоскин Михаил Николаевич 13, 24, 40, 42–44, 256, 366, 369–371, 421 — «Недовольные» 371 Залесский Богдан 14, 88, 382, 383 Запорожье 15, 19, 21, 25 Зарг, лицо неустановленное 107, 388 Зедергольм Карл Альбертович 431 Зедергольм Надежда Карловна 280, 302, 304, 328, 337, 431, 438, 445 Золотарев Иван Федорович 15, 132, 133, 148, 151, 394, 397 И ванов Александр Андреевич 15, 19, 26, 27, 249, 251, 289, 338, 339, 344, 346, 348–350, 353, 354, 356, 359, 360, 418, 419, 434, 435, 448, 450–455 Иванов И. 373 — «Вид Невского проспекта» 47, 373 Изола Белла, остров 118, 390 Иноземцев Федор Иванович 242, 416 Иордан Федор Иванович 289, 339, 349, 435, 448, 459 Ипатьевская летопись 116 Исаев 211, 219 Искио, остров 167 Испания 62, 81, 89, 380 Италия 19, 24, 34, 42, 57, 59, 74, 75, 78, 80, 81, 86, 87, 93, 95–98, 104–107, 109–114, 117–119, 121–124, 127, 129, 135, 137, 139, 142, 146, 157, 159, 161, 164, 165, 167, 173, 176, 179, 183, 194, 199, 212, 225, 231, 234, 240, 246, 294, 296, 299, 305, 315, 324, 338, 350, 354, 360, 380, 390, 391, 394, 415, 434, 435, 448, 450, 452 К авказ 218 Казанович Е. П. 429, 453, 454 Казань 205 Кайсевич Иероним 391 Калам 173 Камчатка 315, 441 Каневский, художник 146, 396 Капнист Василий Васильевич 430 Капнист Иван Васильевич 278, 280, 430 Капри 164 Карамзин Александр Николаевич 37 («Карамзины»), 367 Карамзин Андрей Николаевич 112, 131, 367, 389, 393 Карамзин Николай Михайлович 16, 364, 367, 388, 393 Карамзина Екатерина Андреевна 37 («Карамзины»), 367 Карамзина Софья Николаевна 37 («Карамзины»), 367 Каратыгин Василий Андреевич 230, 412 Каратыгин П. А. 368 Карафа М.-А.-Ф. 200 («Фридрих»), 407 — «Эдинбургская темница» 200, 407 Карл Великий 53, 56, 225 («Карломанов») Карлсбад 165 Карлсруэ 15 Карташевская Надежда Тимофеевна, рожд. Аксакова 442 Карташевский Григорий Иванович 322 («узнала великую утрату»), 442 Кастелламаре 17, 167, 239, 415 Касти Джамбаттиста 143 («Autori burleschi italiani» — ), 173, 396, 403 Каченовский Михаил Трофимович 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

376-377 МАТФЕЙ Иванович Гусев (1868-1938), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 377-378 МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (1868-1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 378-379 380-383 383-384 МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок 384-385 МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата 385-386 386-387 387-390 390-391 391-393 393-394 394-395 МАТФИЙ († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота 395-397 МАТФИЙ Михайлович Вознесенский (1860 - 1919), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 397-398 МАТФИЙ Михайлович Рябцев (1870-1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 394-395 399-400 399-400 «МАХАБХАРАТА» («Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеинд. эпическая поэма, написана на санскрите 401-403 403-404 МАХАЯНА [санскр. - «великая колесница»], одно из 2 основных направлений в буддизме (наряду с хинаяной) 405-407 МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви 407-410 419-411 411-414 Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии 414-416 МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МАЦХВАРИШИ ц. во имя Спасителя (X-XI вв.) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 417-419 419-420 МАЭСТА термин, использующийся в западноевропейском средневековом и итальянском искусстве эпохи Возрождения для обозначения теофанических образов, связанных с темой Апокалипсиса

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 365-384 ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) 384-390 ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ЗОТИК мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. в ст. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Северииан, мученики Никомидийские ЗОТИК Зотик, мч. Никомидийский (пам. 21 окт.) - см. в ст. Дасий, Гаий, Зотик, мученики Никомидийские ЗОТИК мч. Фракийский (пам. 22 авг.) - см. в ст. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские 390-391 391-932 392-396 ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗОЯ мц. Атталийская (пам. 2 мая) - см. в ст. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мученики Атталийские 396-397 ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви 397-399 ЗРУГСКИЙ ХРАМ [осет. Хозита Майрам, Зруджи Майрам], один из наиболее древних христ. храмов на территории РФ 399-400 ЗУБОВ Василий Павлович (1900 - 1963), историк науки, искусствовед, медиевист, культуролог, философ 400-402 402-405 406-407 407-408 ЗУРВАНИЗМ совокупность древнеиран. религиозно-философских концепций, в основе к-рых лежит представление о главенстве бога времени и судьбы Зурвана 409-412 418-419 413-418 ИАДГАРИ груз. название гимнографического сборника, использовавшегося в древнем иерусалимском богослужении и перешедшего в богослужебную практику Грузинской Православной Церкви VIII - нач. XI в. 419-424 ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов

http://pravenc.ru/vol/xx.html

366-367 367-368 АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) 368-369 370-371 АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице 371-381 381-382 382-383 383-384 АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата 384-387 387-388 АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот 388-389 389-390 390-391 АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) 391-392 392-393 АКИЛИНА Степановна Дубовская (1892-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 393-394 АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) 394-395 395-396 396-397 397-399 399-400 400-401 АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение 401-402 АКРИВИЯ способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения АКРОСТИХ формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии 403-407 АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии 408-409 АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик 409-410 410-411 411-413 413-414 414-415 АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010