М, 1998. 370. Исаак Сирин, преподобный. О знании (избранные главы). Перевод с сирийского игумена Илариона (Алфеева). — Церковь и время (13), 2000. С. 315—324. 371. Истина о суде Синодальной Конторы. — Дым отечества, 1.05.1914 18). 372. Истинно–православные в Воронежской епархии. Публикация М. В. Шкаровского. — Минувшее. Вып. 19. М. —СПб., 1996. С. 320—356. 373. Итоги афонских событий. — Московские ведомости, 1.09.1913 202). 374. К афонским событиям. — Русские ведомости, 10.08.1913 184). 375. К афонской смуте. — Русские ведомости, 20.09.1913 217). 376. К афонскому «усмирению». — Русские ведомости, 6.07.1913 155). 377. К афонскому делу. — Колокол, 6.09.1916. 378. К делу об афонских монахах. — Русские ведомости, 13.09.1913 379. К делу об афонских монахах. — Русский инок 9, 1914. С. 559. 380. К делу об имябожниках. — Новое время, 30.08.1913 13 458). 381. К истории афонского «бунта». — Биржевые ведомости, 27.07.1913 13 670). 382. К истории афонского «бунта». — Биржевые ведомости, 18.10.1913 13 809). 383. К приезду епископа Гермогена. — Биржевые ведомости, 6.11.1913 13 842). 384. К приезду епископа Гермогена. — Биржевые ведомости, 7.11.1913 13 843). 385. К суду над афонцами. — Дым отечества, 6.03.1914 10). 386. К суду над бывшими афонскими монахами. — Земщина, 10.03.1914 1607). 387. Как покоряли Афон. — Русская молва 27.07.1913 223). 388. Какой ужас! (Из «Дыма отечества»). — Санкт–Петербургские ведомости, 7.03.1913 54). 389. Калит ин. За кулисами Афонской смугы. — Биржевые ведомости, 1.08.1913 13 679); 2.08.1913 13 680); 3.08.1913 в 683); 4.08.1913 13 684); 8.08.1913 13 689); 11.08.1913 13 695); 22.08.1913 13711). 390. Калит ин. У иеросхимонаха Антония Булатовича (от нашего корреспондента). — Биржевые ведомости, 6.11.1913 13 842); 7.11.1913 13843). 391. Калли ник, схимонах. Письмо почтенного старца–грека к русскому духовнику иеромонаху на Афоне. — Русский инок 17, 1912. С. 61—63. 392. Калли ст (Уэр), епископ Диоклийский. Сила Имени. Молитва Иисусова в православной духовности. — Церковь и время 1 (8), 1999.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

О божественных именах III 1. 379 Лествица 28. 380 Здесь, как и нередко в других местах, вместо «энергии» мы переводим «действие». 381 Максим Исповедник. Главы богословские и икономические I 54: PG 90, 1104А; Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1200В. 382 Книга недоуменных вопросов: PG 91 1241AC. 383 Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068А и др. 384 Ср. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии I 1 и V (Бог «сверхпознаваем»; Он «не есть ничто из не–сущего» и др.). Однако формула «не-сущее по превосхождению… не есть сущность Бога» принадлежит Паламе, подчеркивающему невозможность каким бы то ни было образом высказаться о божественной сущности. 385 Беседы богословские 28, 19: PG 36, 52В. 386 Имеются в виду приведенные авторитеты: Первое послание Петра (II 3, 29), постоянно цитируемый Дионисий Ареопагит и Исаак Сирин (II 3, 15). 387 См. II 3, 15. 388 Иоанн Мейендорф берет фразу «чистота сердечная увидит тогда все» в кавычки. У Максима Исповедника: «Природные вещи, как они есть, либо видит чистый ум, либо явственно представляет духовный смысл… Более кроткий окажется в будущем веке выше менее кроткого… Если в будущем веке изображение вещей совершается чувственным словом, то, конечно, мудрецы века сего стяжают Царство небесное; но если видит чистота ума и ее соответственно обозначает слово, то далеко окажутся мудрецы от познания Бога… Надлежит со всем тщанием хранить сердце» (Главы практические 1–25. В кн.: Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. Киев, 1917, с. 56–59). Как мы уже замечали, цитирования в современном строгом смысле у Паламы практически нет. Даже места из Евангелия могут приводиться с сокращениями и небольшими изменениями. 389 О душе и воскресении: PG 44, 104С. 390 Главы богословские и икономические II 88: PG 90, 1168А (Творения…, с. 253). 391 Ср. выше II 3, 4. 392 О божественных именах VII 1: PG 3, 865С. 393 Послания 5: PG 3, 1073A. 394 О таинственном богословии I 3: PG 3, 1000С. 395 О божественных именах I 4: PG 3, 592С. 396

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Исслед.: Hal é vy J. Lettre d " un rabbin de Palestine égarée dans l " évangile//Revue sémitique. 1914. Vol. 22. P. 197-201; idem. Lettre d " un missionaire essénien égarée dans l " évangile//Ibid. P. 202-206; Burkitt F. C. Christian Beginnings. L., 1924. P. 65-70; Meyer A. Das Rätsel des Jakobusbriefes. Giessen, 1930; Aland K. Der Herrnbruder Jakobus und der Jakobusbrief//ThLZ. 1944. Bd. 69. S. 97-104; Thyen H. Der Stil der jüdisch-hellenistischen Homilie. Gött., 1955; Gertner M. Midrashic Terms and Techniques in the NT: The Epistle of James, a Midrash on a Psalm//Studia Evangelica. B., 1964. Vol. 3. P. 463. (TU; 88); Francis F. O. The Form and Function of the Opening and Closing Paragraphs of James and I John//ZNW. 1970. Bd. 61. S. 110-126; Dory W. Letters in Primitive Christianity. Phil., 1973; Turner N. The Style of the Epistle of James//A Grammar of NT Greek/Ed. J. H. Moulton, N. Turner. Edinb., 1976. Vol. 4: Style. P. 114-120; Zmijewski J. Christliche Vollkommenheit: Erwägungen zur Theologie des Jakobusbriefes//StNTU. 1980. Bd. 5. S. 50-78; Amphoux C.-B. Systèmes anciens de division de l " épître de Jacques et composition littéraire//Biblica. 1981. Vol. 62. N 3. P. 390-400; Luhrman D. Gal 2. 9 und die katholischen Briefe//ZNW. 1981. Bd. 72. N 1/2. S. 65-87; Perdue L. G. Paraenesis and the Epistle of James//Ibid. N 3/4. S. 241-256; Johnson L. T. The Use of Leviticus 19 in the Letter of James//JBL. 1982. Vol. 101. N 3. P. 391-401; Hengel M. Der Jakobusbrief als antipaulinische Polemik//Tradition and Interpretation in the NT/Ed. G. F. Hawthorne, O. Betz. Grand Rapids, 1987. P. 248-278; Deppe D. B. The Sayings of Jesus in the Epistle of James. Chelsea (Mich.), 1989; Guthrie D. New Testament Introduction. Downers Grove (Ill.), 1990 4; Hartin P. J. James and the Q Sayings of Jesus. Sheffield, 1991. (JSNT. Suppl.; 47); Penner T. C. The Epistle of James and Eschatology. Sheffield, 1996. (JSNT. Suppl.; 121); Syreeni K. James and the Pauline Legacy: Power Play in Corinth?//Fair Play: Diversity and Conflicts in Early Christianity: Essays in Honour of H. Räisänen/Ed. I. Dunderberg et al. Leiden; Boston, 2002. P. 397-437; Wall R. W. Toward a Unifying Theology of the Catholic Epistles: A Canonical Approach//The Catholic Epistles and the Tradition/Ed. J. Schlosser. Leuven, 2004. P. 43-71. (BETL; 176); Kloppenborg J. S. Diaspora Discourse: The Construction of Ethos in James//NTS. 2007. Vol. 53. N 2. P. 242-270; Nienhuis D. R. Not by Paul Alone: The Formation of the Catholic Epistle Collection and the Christian Canon. Waco (Tex.), 2007.

http://pravenc.ru/text/200363.html

Приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни. 3. ВИДЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА И БЕСКОНЕЧНОЕ ЦАРСТВИЕ ХРИСТОВО «Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в третьих, все блаженные на небеси» [ 387 ]. Эти три составляющие Царствия Христова соответственно называют 1) царством природы; 2) царством благодати, потому что собрание верных на земле, то есть наша Церковь, есть собрание не святых, а освящаемых, нуждающихся для духовного возрастания в Божественной благодати; 3) царством славы. Изречение Символа, согласно которому царствию Христову «не будет конца», относится к царству славы [ 388 ], о котором Архангел Гавриил благовествовал Богоматери: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки; и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32-33). ГЛАВА IX О ВОСЬМОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков — духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века [ 389 ]. 1. О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ СВЯТОГО ДУХА В «Пространном Катехизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог» [ 390 ]. О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому…? … Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3, 4). Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения «храм Божий» (1 Кор. 3, 1б) и «храм… Святого Духа» (1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые. Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что «Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам» [ 391 ] ; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

– 101. Надпись с таблицы при южных вратах о построении храма до 1685 года. – 106. Описание великой церкви, и торжественное освящение ее, выписанное из книги под названием: устав здешней обители 1685 года. Переплетено в папку с золотым обрезом. Корешок от времени поизбился. 132-й. Житие св. патриарха Никона вместе с возражениями его, коих числом 27, на вопросы боярина Стрешнева, который писал Газскому митрополиту Паисию Лигариду и на ответы Паисеевы, скорописное на 391-м листе. Житие списано с Шушеринова. Возражения начинаются с 67 листа и оканчиваются 351 об. Л. 352. Переводы с 7-ми прощальных грамат патриархов Цареградского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. – 362. об. От патриарха Никона жалоба к патриарху Константинопольскому Дионисию 1666 года. – 371. Собор на Никона патриарха . – 372. Список с письма митрополита Паисия Газского к царю Алексею Михайловичу. – 373. Список с письма Каллиста Полоцкого и Витебского к царю Алексею Михайловичу. – 376. Список с таблицы при южных церковных вратах. – 379 об. Список с граматы св. патриарха Никона к митрополиту Газскому Паисию. – 282 об. Список с письма о извержении патриарха Никона . – 185. Чудеса св. патриарха Никона . – 390. Видение св. патриарха Никона . Писано в 19-м столетии. Переплет корешковый. 133-й. Возражение или разорение смиренного Никона ею милостию патриарха против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу, и на ответы Паисиевы, писанное уставом в поллиста на 955-ти листах. Возражений числом 27-мь. После 4-го листа 5, 6 и 7-го недостает. По прежней мете листов 23-го недостает во 2-м возражении. С 928-го листа и до конца края листов наверху истлели и заклеены белыми бумажками. Писаны в 17-м веке. Переплет корешковый. 134-й Соборные деяния зрое (1667) о разных делах и о нужных церковных винах, писанные уставом в лист на 149-ти Л. 12 гл. 1. С какою целью собран собор 1667 года, какое разсуждение было и как утвердили. – 24 – гл. 2. Правило о исправлении некоторых нужных церковных вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

377 . Тальберг Н.Д. Церковный Раскол. – Париж, 1927. – 47 с. 378 . Тальберг Н.Д. К сорокалетию пагубного Евлогианского раскола. – Джорданвилль: Изд. Свято-Троицкого мужского монастыря, 1966. – 128 с. 379 . Тимофеев А. Современное положение Болгарской Православной Церкви (80–90-е гг. XX века) по материалам периодической печати//Христианское чтение. – 1999. – 17. – С. 157–170. 380 . Трифонов И.Я. Раскол в Русской православной церкви (1922–1925 гг.)//Вопросы истории. – 1972. – 5. – С. 64–77. 381 . Троицкий С.В. Единство Церквей//ЖМП. – 1948. – 8. – С. 68–70. 382 . Троицкий С.В. Идеология Карловацкого раскола//ЖМП. – 1948. – 2. – С. 43–50. 383 . Троицкий С.В. О церковной автокефалии//ЖМП. – 1948. – 7. – С. 33–54. 384 . Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной Богословской Комиссии Русской Православной Церкви. Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии (Приложение к докладу на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви)/Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13–16 августа 2000 г. – Нижний Новгород, 2000. – С. 78–87. 385 . Флоровский Г.В. Евхаристия и соборность//Путь. – 1929.19 (ноябрь). – С. 3–22. 386 . Флоровский Г.В. Кафоличность Церкви/Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. – М.: Изд. «Пробел», 2000. – С. 141–158. 387 . Флоровский Г.В. Церковь : ее природа и задача/Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. – М.: Изд. «Пробел», 2000. – С. 186–200. 388 . Флоровский Георгий , священник. О границах Церкви//Путь. – 1934. – 44 (июль-сентябрь) – С. 15–26. 389 . Флоровский Георгий , священник. Проблематика христианского воссоединения//Путь (приложение). – 1933. – 37 (февраль). – С. 1–15. 390 . Шабатин И. Албанская Православная Церковь (Краткие исторические заметки)//ЖМП. – 1954. – 3. – С. 50–56. 391 . Шейнман М.М. Обновленческое течение в Русской православной церкви после Октября//Вопросы научного атеизма. – 1966. – 2. – С. 41–64.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Старец на это сказал Господу: – «О нём я молю Твою благость, человеколюбивый Владыко. Взирая на Твои щедроты, призывающие всех ко спасению и не хотящие смерти грешного, но ожидающие его обращения, – я ради этих щедрот Твоих, дерзнул молить о нём благоутробие Твое: призови, добрый Пастырь, заблудшее овча, призови снова в Твою ограду и будь милостив к нему». На сию молитву Господь сказал ему: – «О, угодник Мой! благочестие твоё велико: ибо ты, подражая Моей любви, заботишься о спасении грешных ; посему, не скорби: просимое дастся тебе». («Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Июнь» изд. Введенской Оптиной пустыни, 1992, с.442-443). Преподобный Макарий Великий (19/1.2/.1.390-391). «В Древнем патерике говорится: «Рассказывали об авве Макарии Великом: однажды, проходя пустынею, нашёл он череп мертвеца, валявшийся на земле. Старец, ударив череп пальмовою палкою, сказал ему: кто ты такой? – отвечай мне. Череп отвечал: я был главным жрецом язычников, живших на этом месте; и когда ты, авва Макарий – духоносец, милосердуя к страждущим в мучениях, помолишься о них, тогда они чувствуют некоторую отраду». («Древний патерик, изложенный по главам» М., 1991, с.34-35).   Старец Паисий Святогорец (†12.7.1994): «Вопрос о том, куда поместит меня Бог после моей кончины, меня не занимает. Самого себя я отбросил в сторону. Я делаю добро не для того, чтобы попасть в Рай . Для меня предпочтительнее, чтобы хоть немного вкусили Рая те несчастные, которые живут вдали от Бога. Ведь мы, по крайней мере, попробовали, что такое райская радость, тогда как они уже в этой жизни живут в адской муке». Приведя это высказывание Старца, его жизнеописатель пишет: «Старец просил Бога, чтобы Он освободил одну душу, мучавшуюся в адских мучениях, а его самого послал бы на его место. «Молил бых ся бо сам аз отлучён бытии от Христа по братии моей»/«я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3) /– писал святой апостол Павел. Насколько же близко было расположение Старца Паисия к этим апостольским словам».

http://pravmir.ru/lyubite-vragov-vashih/

293 Ж. М. Н. Пр. 271 ч., стр. 296. В исповедных вопросах встречаются такие: «венчалася ли еси с мужем своим» (Алмазов, III, 154 ср. 145; 160 ср. 161. 164:169). 294 Памятников этого рода много издано в кн. проф. Алмазова Тайная исповедь, в III томе, на который мы так часто ссылаемся. 295 Р. И. Б. т. VI, 836–846. В отпускных грамотах нередко встречаются подписи духовных отцов, см. Щукина, Сборник стар. бумаг II, 153; III, 138, 176. А. 10. В. т. II, ст. 643, 646. 296 В исповедных вопросах женам говорится: «блуда со отцем духовным не сотворила ли еси», а священноинокам: «не пал лы ся еси с духовною дочерью» (Алмазов, III, 165, 179:173). 298 В древней Руси, как и в Греции (Павлов, Номоканон, 337–341), не было общего правила, определяющего возраст, с которого дети должны приходить на исповедь. «Мужскому полу подобает прити в покаяние 9 лет, а женскому полу до 7 лет, понеже писание глаголет поледнему сему веку y яко не обрящье и тысящи девиц едина девица ч(и)ста 7 лет» (Златая Чепь тр. л. 11, л. 39, ср. Пономарёв, 25). В других памятниках назначается высший возраст: 8 или 10 (Голубинский, История I, 1, 513.), 12 и 14 (Арх. Варлаам, Опис. сборн. XV в. 19. Яковлев, К истории сборников, 527.) 300 Там же, 870. В древности брачующихся приобщали преждеосвященными св. дарами (Голубинский, История, l, 2, 390–391). 301 Алмазов, I, 457, 459 и 467. О смерти митр. Филиппа I (1473 г.) летопись рассказывает: «он же в той час посла по отца своего духовнаго, и святых таин причастися и маслом повеле свящатися». Пам. ст. рус. лит. т. VIII, 177. 305 Инок Василий написал житие своего духовного сына Акакия, епис. тверского (Бычков, Оп. рук. сб. И. П. Б., 3 стр.). Житие преп. Антония Римлянина представляется написанным духовником подвижника иноком Андреем (проф. В.О. Ключевский , Жития святых, стр. 306). 307 Глава из сочинения «К истории просвещения в России»“. Академией Наук сочинение это удостоено почётного отзыва. (См. Отчёт о седьмом присуждении Императорской Академией Наук премии Митрополита Макария в 1897 г. стр. 16–18. Рецензия профессора СПб. духовной Академии А. Пономарёва ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Нет спору и о том, что чрез возложение рук св. апостолы сообщали Св. Духа крещенным, след. бывшим уже причастными Его. Но из этого не следует, будто они сообщали им тогда только чрезвычайные дарования Св. Духа. Сами св. апостолы, прежде нежели облеклись силою свыше ( Лк. 24:49 ), несомненно, были уже причастны Св. Духа, как апостолы ( Мф. 10:20 ). Между тем, егда скончавашася дние пятдесятницы, вси апостоли исполнишася Духа Свята, не того только, силою которого начаша они глаголати иными языки, но и того, который служил для них залогом в том, что Бог даде им покаяние в живот (Деяи. 2:1, 4. 11:18). Так разумели это исполнение апостолов Духом Божиим св. отцы и писатели Церкви: ибо видели в нем сообщение им и благодати Его укрепляющей 390 . Между тем, этот Св. Дух есть тот самый, которого апостолы низводили на верующих чрез возложение рук своих. Внегда же начах глаголати, свидетельствует св. Петр об иоппийцах, нападе Дух Святый на них, якоже и на ны вначале. Помянух же глагол Господень, якоже глаголаше: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым. Аще убо равен дар даде им Бог, якоже и нам, веровавшим в Господа нашего Иисуса Христа, аз же кто бех, могий возбранити Бога? Слышавше же сия, умолкоша, и славяху Бога, глаголюще: убо и языком Бог покаяние даде в живот ( Деян. 11:15–18 . снес. 19:5, 6) 391 . След., св. апостолами сообщали верующим чрез возложение рук не одни только временные чрезвычайные дары Св. Духа, но и всегдашние, нужные для людей, дарования Его, – освящающую благодать. Посему – III. Возложение рук, употреблявшееся для сообщения верующим Св. Духа апостолами, было тем же, чем теперь есть в прав. Церкви миропомазание. Так говорим не от своего смышления, но на основании свящ. Писании и учения св. отцев и писателей Церкви. Первое мы сейчас видели, а в оправдание последнего приводим следующие рассуждения древних: «Некоторые ссылаются на то, что на крещенных в Самарии, по прибытии ап. Петра и Иоанна, были только возложены руки, чтобы они приняли Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

P. 121—129. 861 II/16=B54 (отсутствует в греч. и рус. пер.). 862 Лк. 1:35. 863 Пс. 137:7 (Пешитта). 864 4 Цар. 19:34 (Пешитта). 865 II/16,2—3=B54 (390). 866 Крестителем. 867 Ср. Кол. 1:2. 868 II/16,5—6=B54 (390—391). 869 Употреблен тот же глагол, что в Быт. 1:2 («и Дух Божий носился над водою»). 870 II/16,7=B54 (391). 871 Главы о знании 1,12—13. 872 Pseudo–Supplementa 50. 873 Речь идет о молитве вслух. 874 II/6,1—4. 875 II/10,4. 876 I/58 (308)=B6 (82—83). 877 I/56 (289)=B4 (58). 878 II/8,25. 879 Быт. 2:21. 880 Быт. 15:12. 881 Главы о знании IV,95. 882 Сир. термин «arpella можно перевести как «туча», «густой туман», «тьма». 883 Исх. 20:21. 884 См. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1—5; Послание 10. 885 Пс. 35:7. 886 Пс. 17:10 (Пешитта). Рус. Синод. пер.: «и мрак под ногами Его». 887 Главы о знании I,51—52. 888 Главы о знании IV,48. 889 Сир. dummara означает также «изумление». 890 II/35,4. 891 I/3 (17)=B3 (20). 892 I/21 (103)=B35 (259). 893 Главы о знании I,67. Ср. I/21 (99—100)=B35 (254). 894 I/57 (301)=B5 (73). 895 Главы о знании III,20. 896 II/10,2. 897 I/21 (101—103)=B35 (254—257). 898 I/56 (289—290)=B4 (58). 899 Ср. Афанасий Александрийский. Житие св. Антония 62. 900 I/21 (105)=B35 (260—261). 901 I/31 (141)=B53 (388). 902 Ср. 2 Кор. 12:2. 903 B71 (492—493). 904 Или «свободой помыслов». 905 Т. е. от страха и страдания. 906 Или «свободе помыслов». 907 II/20,10—11. Букв. «как свойственно чину детей». 908 II/29,9. Ср. Пс. 4:8. 909 II/18,16. 910 Ср. 2 Кор. 7:10. 911 II/24,2. 912 II/8,1. 913 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42. 914 Там же 4,40. 915 II/35,12—13. 916 В старых русских переводах термин обычно передавался словом «упоение». Однако в современном русском языке слово «упоение» употребляется только в переносном смысле («самозабвенное наслаждение чем–либо»), не имеющем какого–либо отношения к алкоголю, в то время как у Исаака слово rawwayuta связано именно с символикой вина и опьянения. 917 Подробный анализ этой темы в святоотеческой традиции см. в специальном исследовании: H.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010