Кроме того, само число 540 символизирует духовное знание всей совокупности существ, сотворенных Богом в 6 дней ( Guillaumont A. 1962. P. 20-22). Из всей трилогии «Умозрительные главы» являются самым таинственным и трудным для понимания трактатом Е. П. (sententiolas valde obscuras - Gennad. Massil. De script. eccl. 11), своего рода руководством для духовных размышлений, в к-ром автор не столько стремится дать четкие дефиниции, сколько побуждает читателя к самостоятельному поиску и размышлению над предложенными темами. На эзотеризм содержания трактата указывает сам автор в прологе: «Кое-что мы утаили, кое о чем высказались прикровенно, дабы не давать святыни псам и не метать жемчуга перед свиньями; но это станет ясно тем, кто сами вступили на тот же путь» ( Evagr. Pract. Prol. 58-61). На первый взгляд трактат не имеет четкой структуры, и намек на нее можно найти лишь в заключении трактата: «Исследуйте наши слова, о братья, и с рвением объясняйте эти сотницы согласно числу шести дней творения» (цит. по: Guillaumont A. 1958. P. 257). Хотя в 6 сотницах трактата нет четкой связи с 6 днями творения, в них охватывается вся история тварного мира, начиная с его сотворения в виде «генады» разумных духов, их отпадения от Бога и кончая их апокатастасисом . Так, 1-я сотница начинается с утверждения «первого Блага, которому ничто не противоположно» (I 1), затем следует «противоположение» творения, состоящего из противоположных начал и качеств (I 2-8), после чего идет аскетическое рассуждение о разумных природах, ангелах, демонах, людях, мировых элементах и т. п. (I 67-68) в тесной связи с вопросами аскетического делания и созерцания. 2-я сотница начинается с утверждения, что тварный мир, созданный из ничего, является зеркалом Божественной благости, могущества и премудрости (II 1), это побуждает к размышлению над разнообразными аспектами творения, имеющими непосредственное отношение к духовной жизни человека. 3-я сотница призывает к созерцанию небесного мира посредством различных образов и понятий: века (III 36), солнца (III 44), луны (III 52), звезд (III 37, 62), ангелов (III 65) и проч.

http://pravenc.ru/text/180865.html

Троицу» и «О воплощении». По-сирийски и по-гречески сохранилось 2 сочинения М.: 8) трактат «О подвижнической жизни» (вариант названия по-гречески) или «О смирении» (вариант в сир. переводе). Сир. вариант известен в краткой и пространной редакциях, и обе они несколько отличаются от греч. варианта. Сир. версия этого трактата также известна в рукописной традиции под именем Евагрия Понтийского ; 9) «О посте» (PG. 65. Col. 1109-1117); небольшой фрагмент из этого сочинения присутствует также в греч. и сир. версиях «Апофтегм». Только по-гречески известны: 10) «Паноплия к монахам», произведение из корпуса сочинений, приписываемых прп. Ефрему Сирину . В состав корпуса М. оно включено Кирхмайером; 11) «О различных нравственных вопросах», условное название этому трактату дано по его первым словам: «Многочисленный и разнообразный...» (Πολυμερς κα πολτροπος...). Это сочинение находилось в корпусе трудов, приписываемых прп. Нилу Синайскому, и было ранее уже хорошо известно исследователям. Существует также его средневек. араб. перевод, в котором оно также приписано Нилу ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 400). Кирхмайер также обнаружил под именем М. 3 фрагмента в сборнике «Пандекты» визант. канониста Никона Черногорца (XI в.) ( Kirchmeyer. Le moine Marcien. 1962. P. 351-353). Автором 1-го фрагмента назван Маркиан Вифлеемский; фрагмент представляет собой теоретическое рассуждение о том, что легче совершить видимый грех, нежели внутренний. Автором 2 др. указан просто «святой Маркиан» или «Маркиан пустынник». Во 2-м фрагменте речь идет о запрете монашествующим иметь к.-л. общение с женщинами. 3-й касается темы покаяния и обнаруживает близость к соч. «О покаянии» из корпуса М. Краткость фрагментов и их связь с общим контекстом труда прп. Никона не дают возможности провести их стилистический анализ. Однако принадлежность по крайней мере 3-го из этих фрагментов М. представляется весьма вероятной. Соч.: PG. 65. Col. 1109-1117; 79. Col. 1279-1286; Bejan. Acta. T. 7. N 150; Florilegium Edessenum anonymum: Syriace ante 562/Hrsg. I. Rucker. Münch., 1933. S. 60-64; Muyldermans J. Evagriana Syriaca. Louvain, 1952. P. 109-114, 146-150; Guy J. C. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. P. 168; Kirchmeyer J. Le «Περ σκητικο Βου» de l " abbé Marcien//Le Muséon. 1962. Vol. 75. P. 357-365; Lebon J. Le moine St. Marcien. Leuven, 1968.

http://pravenc.ru/text/2562340.html

В сб. «Apophthegmata Patrum» («Изречения отцов») Е. К. приписываются 17 изречений (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 162-168; CPG, N 3788), к-рые содержат ряд биографических сведений о Е. К., а также его наставления, однако достоверность этих изречений справедливо ставится под сомнение ( Schneemelcher. 1962. S. 920; Nautin. 1963. Col. 617). Наконец с именем Е. К. связывают неск. литургических текстов: эфиоп. анафора (CPG, N 3798), совершавшаяся 3 раза в год: на праздник Крещения Господня, в день памяти Е. К. в эфиоп. Церкви (17 мая) и в Страстной четверг; фрагменты греч. анафоры (CPG, N 3797) и литургия преждеосвященных Даров (CPG, N 3795). Однако, по мнению исследователей, все эти тексты не принадлежат Е. К. ( Schneemelcher. 1962. S. 920). Учение В истории христ. богословия Е. К. наряду со сщмч. Иринеем Лионским и сщмч. Ипполитом Римским по праву занимает место одного из самых выдающихся ересеологов (см.: Moutsoulas. 1966. P. 362). В западноевроп. и рус. исследовательской лит-ре встречаются такие оценки Е. К.: «Это был дух сумбурный и беспокойный… для него борьба за православие была подсознательным выражением его буйного темперамента» ( Amand. 1945. P. 442). «У св. Епифания был особый вкус и ревность к преследованию и обличению ересей; раскрытие лжеучений он ставил своей главной задачей, считал своим призванием» ( Флоровский. 1931. С. 200). Е. К. «невозможно причислить к великим богословам IV столетия; искать у него какую-либо самостоятельно продуманную богословскую систему так же тщетно, как и его собственный вклад в решение какой-либо отдельной проблемы» ( Schneemelcher. 1962. S. 920). Однако подобная оценка богословской деятельности Е. К. является слишком односторонней. Среди мнений исследователей существует иная характеристика Е. К. как богослова: «Епифаний, епископ Саламина, сделал больше, чем кто-либо другой для выяснения тех проблемных тенденций, которые стали очевидными в учениях о Духе и Св. Троице» ( Torrance. 1988. P. 326). «Святой Епифаний с целью противодействия антитринитарным ересям придерживается твердой веры Церкви и является не только ее могучим защитником, но и точным истолкователем» ( Νικολαδησ.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Иоанникий, митрополит (Кобзев Иван Яковлевич) Дата рождения: 7 февраля 1938 г. Дата смерти: 17 октября 2020 г. Дата хиротонии: 13 декабря 1988 г. Дата пострига: 16 ноября 1964 г. День ангела: 17 ноября Страна: Украина Биография: Родился 7 февраля 1938 г. в с. Новоселовка Беленихинского р-на Белгородской обл. в крестьянской семье. В 1962 г. окончил Одесскую духовную семинарию. 16 ноября 1964 г. пострижен в монашество, 24 ноября рукоположен во иеродиакона. В 1966 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1966 г. исполнял послушания иподиакона и ризничего при Патриархах Алексии I (Симанском) и Пимене (Извекове) . 7 апреля 1969 г. рукоположен во иеромонаха. 18 июля 1971 г. возведен в сан игумена, 25 августа назначен преподавателем Одесской духовной семинарии, определен в число братии Успенского Одесского монастыря. В 1983 г. возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1986 г. назначен настоятелем Покровского собора г. Измаила и благочинным Измаильского округа Одесской епархии . 13 декабря 1988 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы хиротонисан во епископа Славянского, викария Одесской епархии. 19 февраля 1990 г. назначен епископом Донецким и Луганским, 7 сентября 1991 г. — епископом новообразованной Луганской и Старобельской епархии . 7 апреля 1993 г. возведен в сан архиепископа. 19 июня 2002 г. возведен в сан митрополита. 31 мая 2007 г. Синод Украинской Православной Церкви принял решение о создании Северодонецкой епархии путем выделения ее из состава Луганской епархии. Синод постановил в дальнейшем именовать Преосвященных Луганской епархии «Луганский и Алчевский» и оставить управление Луганской епархией за Преосвященным Иоанникием. Решением Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2012 г. ( журнал 65 ) почислен на покой и выведен из числа постоянных членов Синода УПЦ. Местом постоянного пребывания определен г. Луганск с назначением настоятелем Николо-Преображенского собора г. Луганска.  Скончался 17 октября 2020 г. Отпевание состоялось 19 октября в Петропавловском кафедральном соборе г. Луганска. Погребен владыка за алтарем Петропавловского собора. Образование: 1962 г. — Одесская духовная семинария. 1966 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Научные труды, публикации: Слово архимандрита Иоанникия (Кобзева) при наречении во епископа Славянского, викария Одесской епархии. Награды: Церковные: Светские: Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/67715.html

(Примеч. Н.М.). 61 Codex Alexandrinus – список V в., содержащий в себе греческую Библию , а также 1-е и 2-е Послания Климента Римского к Коринфянам и «Оды Соломона». Хранится в Британском Музее. Является одним из древнейших свидетельств нахождения вместе текстов Ветхого и Нового Завета. The Interpreters Dictionary of the Bible. Vol. 1. Nashville, USA. 1962–1986. P. 81 (Примеч. ред.). 62 Codex Sinaiticus – список IV в., содержащий в себе греческую Библию – самый ранний наиболее полный греческий вариант, а также в добавление – «Послание Варнавы» и часть «Пастыря Ермы». Обнаружен К. Тишендорфом (K. Tischendorf) в монастыре св. Екатерины на Синае в 1859 г. Тишендорф в Санкт-Петербурге подарил этот кодекс русскому царю в 1859 г., а в 1933 г. этот кодекс был куплен Британским Музеем у советской власти и хранится сейчас в нём. The Interpreters Dictionary of the Bible. Vol. 1. Nashville, USA. 1962–1986. P. 378 (Примеч. ред.). 65 «А что говорят они (то есть ариане – П.Д.) это несправедливо, и клевещут на Дионисия, – важным доказательством этому служит то, что не был он извержен из епископства, осуждённый другими епископами за нечестие, как они извергнуты из клира, и сам не оставлял Церкви, как защитник ереси, но почил в ней по-доброму, и доныне память его пребывает и пишется с отцами». 67 Представляется целесообразным дать более широкий контекст этой знаменитой фразы прп. Викентия Лиринского . Доказывая необходимость церковного Предания, он говорит: «Священное Писание, по причине возвышенности его, не все понимают одинаково, но иной толкует его так, а иной иначе, так что представляется возможным извлечь из него столько же смыслов, сколько есть голов». Ввиду многих еретических толкований Писания «необходимо направить нить толкования Пророков и Апостолов по правилу (norma) церковного и православного понимания. В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, – то, что всё вообще объемлет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Её ставят качать воду и поливать огород и цветы, мести дворы, мыть полы в большой церкви, ухаживать за пожилыми, и, поскольку она никогда не говорит «нет», тем более её нагружают… Мытьё тарелок, протирание кухонной посуды, переписку Старца, почту и покупки в Иерусалиме… Но вместо того, чтобы огорчаться о самой себе, она радуется, потому что в то время как она думала о себе, что преуспевает духовно, этим Бог показывал ей, сколько ещё нужно очищаться, смиряться и терпеть…» В 65 лет послушница Аврилия приняла постриг. По Промыслу Божиему матушке суждено было быть монахиней в миру, чтобы рассказывать о Православии во многих странах, нести подвиг старчества, помогая страждущим, наставляя на Путь Истинный. Она побывала на острове Патмос (в Средиземном море) у старца Амфилохия (Маркоса), духовную связь с ним она поддерживала до самой его кончины († 1970 г.) Старец постриг её в малую схиму, благословил на миссионерство. (В 1990 году матушка была пострижена в великую схиму с именем Гавриила на острове Лерос.) В конце 1960 года матушка едет в Афины, в 1961 году возвращается на несколько месяцев в Вифанию. Связь старицы Гавриилы с монастырём никогда не прерывались. До 1991 года она переписывалась с настоятелем монастыря старцем Феодосием († 1991 г.) В апреле 1962 года она уезжает из Вифании в Константинополь. По благословению Вселенского Патриарха Афиногора едет во Францию. 22 июня 1962 года старица Гавриила по благословению архиепископа отправляется в поездку по Америке и Канаде. Об этой поездке она через несколько лет напишет: «Помню, как я ездила со Стэнли Джонсом по 12 штатам Америки и Канаде… Однажды я была в Миссисипи; поднявшись на платформу я говорила перед аудиторией 300–500 человек о любви Божией… и народ видел маленькую грешную фигуру, облачённую в чёрную рясу… И когда я прекратила говорить, подошёл молодой пастор и сказал: «Вы бывали когда-нибудь в суде? Вы обратили внимание, что свидетели – люди, которые могут проходить незаметными? Не характеризуют, не судят. Просто «выкладывают» то, что видели и слышали… Так и вы… Мы увидели в первый раз православную монахиню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я могу сделать только одно замечание. Если Евхаристический конгресс в Мюнхене не может рассматриваться как «стацио орбис», то он является евхаристическим собранием Мюнхенской церкви, в котором принимали участие члены других церквей. Как собрание местной церкви, он должен был бы возглавляться ее епископом. Идея Юнгманна о «стацио орбис» важна еще в другом отношении. Она является одним из свидетельств экклезиологических сдвигов в недрах католической церкви. Эти движения идут в двух направлениях. С одной стороны, как я указывал, в сторону универсально-понтификальной экклезиологии, направленной к усилению личной власти римского первосвященника. С другой стороны, имеется сильное течение в сторону ревалоризации епископского служения, которое в значительной степени, хотя авторитет епископа усилился, потеряло свое прежнее значение. Усиление значения епископского служения невозможно без значительных перемен в церковном устройстве. Что будет сделано предстоящим универсальным собором католической церкви, мы не знаем, но по всей вероятности, на нем будет обсуждаться вопрос об епископском служении, который входил в программу Ватиканского собора 1870 года. Статья прот. Николая Афанасьева «Стацио орбис» впервые была опубликована в 1962 г. на французском языке (см. «Statio orbis», Irenikon, Chevetogne, 1962, 1, c. 65–75). Недавно сын о. Николая Анатолий Николаевич любезно предоставил Свято-Филаретовской высшей школе часть архива своего отца, где обнаружился русский, неопубликованный вариант этой статьи, который мы с радостью и предлагаем вниманию нашего читателя. " Стацио орбис» относится к позднему периоду творчества о. Николая, когда он особенно тщательно занимался разработкой вопроса о границах Церкви. На страницах нашего журнала мы уже неоднократно обращались к этой актуальной теме. В частности, была напечатана статья о. Николая «Una Sancta», также ранее не выходившая на русском языке (см. «Православная община» 34 (4 за 1996 г.), с. 62–112). Однако, если в «Una Sancta» о. Николай рассматривал вопрос о границах Церкви в достаточно традиционном разрезе – как проблему, прежде всего, разделения церквей, то здесь он показывает, как канонические (юридические – в терминах этой статьи) границы расходятся с мистериальными (евхаристическими) внутри одной поместной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Очень скорбел о нем Лизин Сережа, к которому покойник относился с трогательной нежностью. Ну, прекращаю свою болтовню – думаю, Вы на меня не посетуете и напишете прежде всего о себе самом. Как Вы себя чувствуете? В. И. говорила, что у Вас сердце больное. По каким статьям Вас инвалидом числят? Как Вы лечитесь? Не нужно ли Вам каких лекарств? Ведь я с г. все в медицинском мире вращаюсь, работаю в медицинской школе. Может быть, могу чем-нибудь быть полезной? Низко кланяюсь и надеюсь на Ваши св[ятые] молитвы и благословение. Ваша 3. Купер. Св[ятой] Вторник. В моем адресе перед переулком надо писать: Москва Г2. Д. 7. Л. 7–9. Подлинник. Автограф. 2. 31 октября 1956 г. Родной и глубокопочитаемый Владыко! От всей души благодарю Вас за поздравления и молитвенную память. Всякая строчка от Вас для меня драгоценна; тем более возможность повидать Вас. Поэтому с радостью получила я Ваше приглашение, о котором несколько раньше передала мне и Леночка. Она скоро заканчивает работу, и мы предполагаем нашу поездку, если благословите, на субботу 10/XI н.с. Будем ждать от Вас извещения, можно ли в этот день или лучше отложить. Тогда я привезу конспект, вернее, оглавление работы Ник. Ник. 744 Вы увидите по этому оглавлению, может ли эта работа понадобиться. Очень меня удивила в Вашем письме приписка о том, будто бы я пыталась составить службу св[ятым] мученицам Зинаиде и Филонилле. Вы меня с кем-то смешали: никогда я не дерзала на такой творческий труд. А вот если бы потребовалась моя техническая помощь в этом или подобном труде – я с радостью взялась бы за него теперь, когда освобожусь от своей постылой педагогической работы. Сегодня уехала Лидочка и поручила передать Вам свой низкий поклон и благодарность. Прошу Ваших святых молитв и благословения. Ваша 3. Купер. 31/Х Д. 18. Л. 65–65 об. Подлинник. Автограф. 3. 9 мая 1957 г. Дорогой, любимый и глубокопочитаемый Владыка. От всей души поздравляю Вас с днем Вашего Ангела и желаю доброго здоровья и духовной радости. Посылаю Вам книгу арх[иепископа] Арсения 745 , которую моя приятельница Александра Николаевна взяла из фундаментальной библиотеки Истор[ического] музея на свое имя и под свою ответственность на срок не больше двух недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Папа Римский Бенедикт XVI намерен предпринять шаги навстречу католикам-консерваторам, не признающим реформы Второго Ватиканского Собора 11 октября 2006 г. 19:35 Папа Римский Бенедикт XVI намеревается ослабить ограничения на совершение латинской мессы старого образца. Этот шаг станет серьезной уступкой ультраконсерваторам, в свое время разорвавшим отношения с Ватиканом в знак протеста против либеральных реформ. Старая латинская, так называемая Тридентская, месса в настоящее время может совершаться только с разрешения местного епископа. В отличие от современной католической литургии, Тридентская месса предполагает употребление латинского языка, предстояние священника лицом к алтарю и отсутствие чтецов-мирян. О готовящемся решении агентству Associated Press сообщил 11 сентября представитель Святого Престола, попросивший, однако, не упоминать его имени, поскольку официальный документ еще не опубликован. По словам представителя Ватикана, решение Папы нацелено на преодоление схизмы и возвращение ультраконсерваторов назад в Церковь. Не вполне ясно, когда решение будет обнародовано, но представитель Ватикана полагает, что это случится в скором будущем. Как сообщила сегодня лондонская The Times, Папа уже подписал указ и он, возможно, будет опубликован в течение нескольких недель. В 1969 году покойный архиепископ Марсель Лефевр основал базирующееся в Швейцарии Общество св. Пия X. Общество выступило против реформ Второго Ватиканского Собора 1962-65 годов, особенно против разрешения служить мессу на национальных языках вместо традиционного латинского. В 1988 году Ватикан отлучил архиепископа Лефевра после того, как он рукоположил четырех епископов без санкции Рима. Бенедикт XVI уже проявлял готовность к улучшению отношений с Обществом св. Пия X. В прошлом году он встречался с  епископом Бернардом, нынешним главой Общества. Еще один конкретный шаг в этом направлении Папа предпринял в сентябре этого года. Тогда Понтифик разрешил небольшой группе священников в Бордо, ранее принадлежавших движению ультраконсерваторов, служить латинскую мессу по старому образцу. В свою очередь священники признали авторитет Папы. Как ожидается, возвращение Тридентской мессы в литургическую практику будет лишь одним из пунктов папского документа, обращенного к ультраконсерваторам. Патриархия.ru         Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/150953.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010