Talbert Ch.H. Romans. Macon, 2002. Taubes J. The Political Theology of Paul. Stanford, CA, 2004. Taylor V. The Epistle to the Romans. 2 nd ed. London, 1962. Thiessen M. Paul and the Gentile Problem. Oxford, 2016. The Letters of St Paul in the Revised Standard Version and New Vulgate with a commentary by members of the Faculty of Theology of the University of Navarre. (The Navarre Bible). Dublin-New York, 2005. VanLandingham C. Judgment and Justification in Early Judaism and the Apostle Paul. Peabody, MA, 2006. Ware J.P. Synopsis of the Pauline Letters in Greek and English. Grand Rapids, 2010. Watson F. Paul and the Hermeneutics of Faith. London-New York, 2004. Watts R.E. “For I am Not Ashamed of the Gospel”: Romans 1:16–17 and Habakkuk 2:4. – Romans and the People of God: Essays in Honor of Gordon D.Fee on the Occasion of His 65 th Birthday. Ed. by S.K.Soderlund and N.T.Wright. Grand RapidsCambridge, 1999. P.3–25. Winger M. By What Law? The Meaning of Νμος in the Letters of Paul. Atlanta, Georgia, 1991. Witherington B. Grace in Galatia: A Commentary on Paul’s Letter to the Galatians. Grand Rapids, 1988. Witherington B. The Paul Quest. The Renewed Search for the Jew of Tarsus. Downers Grove-Leicester, 1998. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обрёченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:35–39 ). О книге: Послание к Римлянам – один из самых трудных для понимания текстов, входящих в корпус Нового Завета. Центральная тема послания – соотношение между христианской верой («благодатью») и ветхозаветными установлениями («законом»). Предлагаемая книга, написанная ведущим российским богословом, автором фундаментальных исследований об Иисусе Христе, об апостолах Петре и Павле, об Отцах Церкви эпохи Вселенских Соборов, подробно раскрывает исторический контекст, в котором появилось Послание к Римлянам, и содержит полный богословский комментарий к нему. Написанная живым языком, книга будет полезна всем, кто интересуется историей возникновения и первоначального развития христианства, кто хочет глубже узнать христианское вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как отмечал в 1962 году уполномоченный Совета по Тульской области, на церковных службах присутствовали, как правило, женщины пожилого возраста. Их было до 85 %. Мужчин пожилого возраста было 10 %, молодых людей – не более 5 %, детей почти не было . При проведении единовременного учета «было выявлено много бездействующих церквей, не используемых молитвенных зданий, затухающих приходов. Совет принял меры по ликвидации практики субсидий таким приходам со стороны более сильных религиозных объединений и Патриархии, что повлекло прекращение их деятельности. На местах разобрались с каждым религиозным обществом. В соответствии с законом, общественные здания, захваченные церковниками в период войны, были возвращены их прежним владельцам и превращены в учреждения культуры, школы. Многие слабые и распавшиеся религиозные объединения сняты с регистрации. Материальная база православия заметно сузилась». (Такими словами докладывал в ЦК КПСС В. Фуров, заместитель председателя совета по делам религий, рапортуя об итогах перестройки церковного управления) . В Ивановской епархии в одном только 1961 году было закрыто семь храмов: в погосте Ананьин Конец Заволжского района, в селе Бортницы Родниковского района, во Всехсвятском погосте Южского района, в селе Дроздово Шуйского района, в селе Иванове Середского района, в селе Спас Шелутино Палехского района, в селе Филиппково Комсомольского района. Если на 01.01.1961 года число приходов Ивановской епархии равнялось 56, то на 01.01.1962 года оно сократилось до 49 . Закрытие проходило неравномерно, в разные годы и в разных областях. Например, в той же Ивановской епархии в 1959–1960 году, когда по всей стране активно шло закрытие храмов, церкви не закрывались; только с июня 1959 года «по предложению органов пожарного надзора» была закрыта епархиальная свечная мастерская, служившая до определенного времени источником больших доходов для епархии. В 1962 и 1963 году в Ивановской епархии было закрыто по два храма, еще один храм был закрыт в 1964 году. В отличие от многих других епархий Советского Союза, начиная с 1965 года закрытия храмов в Ивановской епархии не происходило . (В Костромской  епархии в период с 1962 по 1983 год количество действующих церквей сократилось с 77 до 65 . Во Владимирской епархии с 1962 по 1975 год – соответственно 61 и 51) .

http://bogoslov.ru/article/3738150

К., 1917. С. 56-59). До сих пор не существует единого издания всех греч. фрагментов трактата, опубликованных разными исследователями в разное время и в различных изданиях ( Muyldermans. Evagriana: Extrait. 1931. P. 52-59; Idem. 1932. P. 73-74, 85, 89, 93; Hausherr. 1939. P. 229-233; G é hin. 1996. P. 64-66; рус. перевод 28 фрагментов по изд. Осера: Творения аввы Евагрия. 1994. С. 120-122). Полный текст «Умозрительных глав» сохранился в арм. и сир. переводах: в 1907 г. мхитарист Саргисян издал арм. перевод ( Sarghissian. 1907. P. 143-207), в 1912 г. Франкенберг по рукописи Ватиканской б-ки (Vat. syr. 178) опубликовал сир. перевод вместе с обратным переводом на греч. язык и содержавшимися в той же рукописи комментариями несторианского богослова VII в. Бабая Великого (см.: Frankenberg. 1912. S. 48-422). Однако впосл. оказалось, что эта версия сир. перевода (S1), хотя и является более распространенной (сохр. в 8 рукописях и в многочисленных цитатах и комментариях сир. авторов; описание рукописей см.: Guillaumont A. 1958. P. 7-9) и, по-видимому, более ранней (ее появление относят к V в.- Watt. 1980. P. 65-81, или к 1-й трети VI в.- Guillaumont A. 1962. P. 205, 227; именно с нее, а не с греч. оригинала в V в. был сделан арм. перевод - см.: Hausherr. 1931. P. 99; Guillaumont A. 1958. P. 9; Idem. 1962. P. 31; 201-205), представляет собой тщательно отредактированный текст, из к-рого устранены все оригенистские идеи (см.: Guillaumont A. et C. 1952. P. 156-205; Guillaumont A. 1962. P. 25, 200, 231-257). Это выяснилось в 1952 г., когда А. Гийомон в б-ке Британского национального музея обнаружил сир. рукопись (Add. MS. 17167), содержащую, как он убедительно показал в результате ее сопоставления со всеми 75 сохранившимися греч. фрагментами ( Guillaumont A. 1962. P. 25-31, 200), неисправленный, подлинный текст «Умозрительных глав» (S2), к-рый он вместе с критическим изданием общеупотребительной версии S1 и франц. переводом опубликовал в 1958 г. ( Idem. 1958. P. 15-257). Выводы Гийомона до наст.

http://pravenc.ru/text/180865.html

1956 1.       Paráclisis. Oficio en honor de la Santíssima Madre de Dios, traducido del original griego por los PP. J. Mateos y Emmanuel M. Sotomayor, S.J. de rito bizantino (Granada: Centro Oriental de la Facultad de Teología del Sagrado Corazan 1956). 2.         “A la recherche de l’auteur du canon de l’Euchélaion,” OCP 22 (1956) 361-383. 1957 3.       В соавторстве с Неофитом Эдельби (Néophyte Edelby), “Autour d’un projet de restauration de la Liturgie Byzantine,” POC 7 (1957) 250-260. 1959 4.       Lelya-Sapra. Essai d’interprétation des matines chaldéennes (OCA 156, Rome: PIO 1959) pp. xx + 510. 5.       “La diversité de rites dans l’Église,” POC 9 (1959) 1-7. 6.        “L’action du Saint-Esprit dans la Liturgie dite de Saint Jean Chrysostome,” POC 9 (1959) 193-208. 7.        “Un office de minuit chez les Chaldéenes?” OCP  25 (1959) 101-113. 8.        “Les «semaines de mystères» du Carême chaldéen,” OS 4 (1959) 449-58. 1960 9.       “Les matines chaldéennes, maronites et syriennes,” OCP 26 (1960) 51-73. 10.    “L’Office paroissial du matin et du soir dans le rite chaldéen,” La Maison-Dieu 64 (1960) 65-89. 11.    Рецензия: Jean Colson, La fonction diaconale aux origins de l’Église (Textes et études théologiques, Bruges: Desclée de Brouwer 1960), OCP 26 (1960) 438-439. 1961 12.     “Les différentes espèces de vigiles dans le rite chaldéen,” OCP 27 (1961) 46-63. 13.     “Quelques problèmes de l’orthros byzantin,” POC 11 (1961) 17-35, 201-220. 14.     “La vigile cathédrale chez   Égérie,” OCP 27 (1961) 281-312. 15.    Рецензия: Ernst Hammerschmidt, Aethiopische liturgische Texte der Bodleian Library in Oxford (Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin, Institut für Quellenforschung, Veröffentlichung Nr. 38, Berlin Akademie Verlag 1960), OCP 27 (1961) 213. 1962 16.    Le Typicon de la Grande Église (Ms. Sainte-Croix nº 40, X e siècle). Introduction, texte critique, traduction et notes, tome I: Le cycle des douze mois (OCA 165, Rome: PIO 1962). 17.    “Office de minuit et office du matin chez s. Athanase,” OCP 28 (1962) 173-180.

http://bogoslov.ru/person/525657

13 См.: Wolska W. La topographie chrétienne de Cosmas Indicopleustes. Théologie et science au VI siede. P., 1962, p. 30–32. 14 См.: Kihn H. Theodor von Mqpsuestia und Junilius Africanus als Exegeten. Freiburg im Breisgau, 1880, S. 215–464. 15 См.: Diepen H. М. Les douze anathematismes au Concile d’Ephiese et jusqu’a 519//Revue Thomiste, 1955, t. 55, p. 338. 16 Это «воссоединение» не означало для самого св. Кирилла отказ от собственных взглядов, а лишь предполагало несколько иную расстановку акцентов и уточнение терминологий. См.: Лященко Т. Св. Кирилл Александрийский . Его жизнь и деятельность. Киев, 1913, с. 480–481. 17 См.: Nowak Е. Le chrétien devant la soufrance. Etude sur la pensée de Jeari Chrysostome. P., 1972, р. 110–136. 18 См.: Welche К. P. The Christology of Leontius of Jerusalem. Monophysite or Chalcedonian?//St. Vladimir’s Theological Quarterly, 1987, vol. 31, p. 65–95. 19 См.: Tixeront J. Historie des dogmes dans l’antiquité chretiienne. T. 3. P., 1912, p. 160–161 20 См.: Letel F. M. Théologie de l’agonie du Christ. La Liberté humaine du Fils de Dieu et son importance soteriologique mises en lumiere par Saint Maxime le Confesseur. P., 1979, p. 29–35. 21 Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895, с. 37. 22 См.: Riedmatten H. Some Neglected Aspects of Apollinarist Christology//Dominican Studies, 1948, vol. 1, p. 239–260: Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. Vol. 1. L.; Oxford, 1975, p. 329–340. 25 См.: Roques R. Structures théologiques de la Gnose à Richard de Saint Victor. Essais et analyses. P., 1962, p. 63–91. 26 См.: Chevallier Ph. Jesus-Christ dans les oeuvres du Pseudo-Areopagite. P., 1951, p. 9–10; Welche K. P. Christological Doctrine and Liturgical Interpretation in Pseudo-Dionysius//St. Vladimir’s Theological Quarterly, 1989, vol. 33, p. 65–66. 27 См.: Hauken A. T. Incarnation and Hierarchy. The Christ according to Ps.-Dionysius//Studia Patristica, 1984, vol. 15, pt. 1, p. 318–319. 28 См.: Hathaway R.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

списков Кормчей книги. СПб., 1897. С. 85-112; Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское письменное наследие: Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей б-к в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ. М., 1916. С. 110; Юшков С. В. Исследования по истории рус. права. Новоузенск, Вып. 1; он же. Рус. Правда: Происхождение, источники, ее значение. М., 1950. С. 50-53, 138-146; Правда Русская/Подгот.: В. П. Любимов и др.; ред.: Б. Д. Греков. М.; Л., 1940. Т. 1: Тексты. С. 121-122; Тихомиров М. Н. Исследование о Рус. Правде: Происхождение текстов. М.; Л., 1941. С. 81-88; Тихомиров М. Н., Щепкина М. В. Два памятника новгородской письменности. М., 1952. С. 19-20. (Тр. ГИМ. Памятники культуры; 8); Закон судный людем: Кр. ред./Подгот.: М. Н. Тихомиров, Л. В. Милов. М., 1961. С. 29-30; Щапов Я. Н. К истории текста Новгородской Синодальной Кормчей//Ист.-археол. сб.: А. В. Арциховскому. М., 1962. С. 295-301; он же. Визант. и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 217-225, 272-273 [Библиогр.]; Ковтун Л. С. Рус. лексикография эпохи средневековья. М.; Л., 1963. С. 10-18, 28-34, 65-80, 88-154; Орешников А. С. О Синодальном списке Рус. Правды//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 52-54; Щепкина М. В. и др. Описание пергаменных рукописей ГИМ//Там же, за 1964 г. М., 1965. С. 157-159; Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собр. (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1970. Ч. 1. С. 95-97 [Библиогр.]; Пиотровская Е. К. О времени перевода «Летописца вскоре» К-польского патр. Никифора на слав. яз.//ВИД. 1976. Вып. 7. С. 101-118; она же. Визант. хроники IX в. и их отражение в памятниках слав.-рус. письменности: («Летописец вскоре» К-польского патр. Никифора). СПб., 1998. (ППС; Вып. 97(34)); она же. Тема святых мест в Новгородской Кормчей XIII в. из Синод. собр. ГИМ//БТ. 1999. Сб. 35. С. 129-135; Янин В. Л. О дате Новгородской Синодальной кормчей//Др. Русь и славяне. М., 1978. С. 287-292; СКСРК, XI-XIII вв. С.

http://pravenc.ru/text/2577767.html

P. 134–138. Kuschke A. Kleine Beiträge zur Siedlungsgeschichte der Stämme Asser und Juda. «Harvard Theological Review», (1971). Р. 291–313. Saarisalo A. Sites and Roads in Asser and Western Judah. «Studia Orientalia», (1962). P. 3–29. Galil G. The Land of Dan. Its Scope and its History. «Tarbiz», (1984/85). P. 1–19. Malamat A. The Danite Migration and the Pan-Israelite Exodus-Conquest: A Biblical Narrative Pattern. «Biblica», (1970). Р. 1–16. Mazar B. The Sities of the Territory of Dan. «Israel Exploration Journal», (1960). P. 65–77. Niemann H.M. Die Daniten. Studien zur Geschichte eines altisraelitischen Stammes. Göttingen, 1985. Spina F. The Dan Story Historically Reconsidered. «Journal for the Study of the Old Testament», (1977). Р. 60–71. Strange J. The Inheritance of Dan. «Studia Theologica», (1966). Р. 120–139. 425 Владимирский Порфирий, протоиерей. Опыт краткого толкования на книги И. Навина, Судей, Руфь и 12 начальных глав 1 книги Царств. Санкт-Петербург, 1884. С. 68. 427 Спорадические репрессии были и ранее. Кое-где они имели место уже в IV веке. Но начиная с VI века они становятся юридической нормой в обеих частях Римской империи. См., напр.: Болотов В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. III. Санкт-Петербург, 1907. С. 95–103. Карташев А. Вселенские соборы. Москва, 1994. С. 363–366 и др. 428 Иероним, блаж. Послание к Павлину, об изучении Священного Писания. Цит. по: Олесницкий А. Руководственные о Св. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. Санкт-Петербург, 1894. С. 29. 431 Origene. Omelie su Giosuè, XVII, 2. Ibid. P. 238–239. О том, как формировался в церковной письменности взгляд на клир как на особую посвященность Премудрости Божией, а также вообще о развитии экклезиологического учения у святых отцов – см., напр.: Rahner U. L " ecclesiologia dei Padri. Roma, 1971 (особ.: рр. 303 и дал.). 435 О Халеве в Ветхом Завете см., напр.: Pase J.H. The Caleb Traditions and the Role of the Calebites in the History of Israel. «Dissertations Abstracts», (1976/77). Р. 4433. Beltz W. Die Kaleb-Traditionen im Alten Testament. «Beitröge zur Wissenschaft von Alten und Neuen Testament», (1974). Особ. рр. 30–37, 64–70. 437 Моска переводит hds как «культивируемая земля»: Mosca P.G. Who Seduced Whom? A Note on Joshua 15:18//Judges 1:14. «The Catholic Biblical Quarterly», (1984). Р. 18–22. 446 Greenberg M. City of Refuge. «The Interpreter " s Dictionary of the Bible». Vol. 1. 1962. P. 639–639. 447 Delekat L. Asylie und Schutzorakel am Zionheiligtum. Leiden, 1967. P. 290–320. Основываясь на том факте, что стихи 20:4–6 отсутствуют в некоторых кодексах LXX, автор строит предположение, что они являются позднейшей, относящейся к эпохе эллинизма, вставкой и проецируют на раннеизраильский исторический период практику убежища в эллинистических городах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Strassburg, 1882; Brischar J. N. Papst Innocenz III. u. seine Zeit. Freiburg i. Br., 1883; Luchaire A. Innocent III. P., 1904-1908. 6 vol.; Amman E. Innocent III//DTC. Vol. 7. Pt. 2. Col. 1962-1981; Heckel R., von. Studien über d. Kanzleiordnung Innozenz III.//Hist. Jb. Münch., 1937. Bd. 57. S. 258-289; Maccarrone M. Innocenzo III prima del pontificato//Archivio della Società romana di Storia patria. R., 1943. Vol. 66. P. 59-134; idem. Studi su Innocenzo III. Padova, 1972; idem. Nuovi Studi su Innozenzo III/A cura di R. Lambertini. R., 1995; Kempf Fr. Die Register Innocenz III.: Eine paläographisch-diplomatische Untersuch. R., 1945; idem. Papsttum und Kaisertum bei Innocenz III. R., 1954. (Miscellanea Historiae Pontificiae; 19); idem. Zu den Originalregistern Innocenz III.//QFIAB. 1956. Bd. 36. S. 86-137; idem. Innozenz III. u. d. deutsche Thronstreit//AHPont. 1985. T. 23. P. 63-92; Barbero G. La dottrina eucaristica negli scritti di Innocenzo III. R., 1953; Tillmann H. Papst Innocenz III. Bonn, 1954; Заборов М. А. Крестовые походы. М., 1956; Hageneder O. Exkommunikation u. Thronfolgeverlust bei Innozenz III.//RHM. 1957/1958. Bd. 2. S. 9-50; idem. Studien u. Vorarbeiten zur Edition Register papst Innozenz III.: Die äusseren Merkmale der Originalregister Innozenz III.//MIÖG. 1957. Bd. 65. S. 296-339; idem. Papstregister u. Dekretalenrecht//Recht u. Schrift im Mittelalter/Hrsg. P. Classen. Sigmaringen, 1977. S. 318-347; idem. Innocent III. und die Eroberung Zadars (1202): Eine Neuinterpretation des Br. V 160 (161)//MIÖG. 1992. Bd. 100. S. 197-213; Haidacher A. Beiträge z. Kenntnis d. Verlorenen Registerbände Innozenz III.//RHM. 1960/1961. Bd. 4. S. 37-62; Waley D. Ph. The Papal State in the 13th Cent. L.; N. Y., 1961; Haller J. Das Papsttum. Esslingen am Neckar, 1962. Bd. 3. S. 296-480; Vries W., de. Innozenz III. (1198-1216) u. d. christliche Osten//AHPont. 1965. T. 3. P. 87-126; Roscher H. Papst Innocenz III. und die Kreuzzüge. Gött., 1969; Andrea A. J., Motsiff I. Pope Innocent III and the Diversion of the Fourth Crusade Army to Zara//Bsl.

http://pravenc.ru/text/468777.html

19. В. И. Вернадский. Размышления натуралиста. — «Природа». 1973. Номер 6. С. 30. 20. Л. де Бройль. По тропам науки./Пер. с фр. М., 1962. С. 295. 21. В. Паули. Физические очерки. М., 1975. С. 137. 22. Р. Декарт. Избранные произведения. М., 1950. С. 86 сл. 23. Ф. Шеллинг. Система трансцендентного идеализма/Пер. с нем. Л., 1936. С. 24. О разработке теории интуиции см.: В. Ф. Асмус. Проблема интуиции в философии и математике: (Очерки истории. XVII — начало XX в.). М., 1963. 24. Вл. Соловьев. Чтения о Богочеловечестве. Т. III. СПб., 1913. С. 65, 68. 25. Собрание сочинений А. Бергсона вышло на русском языке в 5 томах (СПб., 1913-1914). В него не вошли работы «Философская интуиция» («Новые идеи в философии». В. 1) и «Длительность и одновременность» (Пг., 1923). Из числа его трудов, не переведеннвгх на русский, главный: Les deux sources de la morale et de la religion. 1932. О Бергсоне см.: А. Штенберген. Интуитивная философия Анри Бергсона/Пер. с нем. СПб., 1911; Г. У. Карр. Философия Бергсона/Пер. с англ. М., 1913; Гранжан. Революция в философии/Пер. с фр. М., 1914; П. Блонский. Современная философия. Ч. II. М., 1922. С. 15-31; Н. О. Лосский. Интуитивная философия Бергсона. Пг., 1922; Т. Хилл. Современная теория познания/Пер. с англ. М., 1965. С. 245 сл. Отметим, что даже марксистские авторы считают «критические замечания Бергсона в адрес метафизического мышления во многом справедливыми и меткими» (А. С. Богомолов. Идея развития в буржуазной философии. М., 1962. С. 179). 26. А. Бергсон. Творческая эволюция. С. 160. В связи с этим Бергсон отмечал, что всякая философская система коренится в одной «оригинальной интуиции» и лишь потом уже мыслитель пытается рационально ее оформить. По мнению Бергсона, это «оформление» неизбежно обедняет учение и в конце концов приводит к тому, что система перестает удовлетворять самого автора (А. Бергсон. Философская интуиция. С. 3). 27. А. Бергсон. Собр. соч. Т. 5. Пг., 1914. С. 6. 28. С. Булгаков. От марксизма к идеализму. СПб., 1903. С. 203.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Collectio Feliciana» сохранилась в большом количестве рукописей, но ни одна из них не может быть датирована периодом до XI в. Особое значение имеют кодексы: Vat. lat. 3836, VIII-IX вв. Fol. 277-290v (рим. гомилиарий, в его составе анонимные Serm. 1-5), Vat. lat. 4952, XI в., и Vallic. B.20, XII-XIII вв. Рукописи, содержащие данную коллекцию, можно разделить на 2 основные фамилии: 1-я, условно именуемая «франкской» (franca), относится к XII в.; 2-я, т. н. franca derivata, возникшая в Англии в XIII-XIV вв., зависит от 1-й. В сборник свт. Феликса изначально входили предисловие составителя (о нем см.: Olivar. 1962. P. 47-51), индекс (capitula) Слов П. Х., а также 176 пронумерованных гомилий, из к-рых 8 являются неподлинными. В критическом издании Оливара к этим гомилиям (из неподлинных в издание не вошла только Serm. 119) добавлены еще 15 Слов - Sermones extravagantes («блуждающие Слова»), к-рые в рукописной традиции были ошибочно приписаны др. авторам или считались анонимными (Ibid. P. 301-384, 447-495). К этой группе относятся следующие Слова: 1. «На Четыредесятницу» (De ieiunio quinquagesimae=Sermo 7bis; CPL, N 235; СРРМА. Vol. 1. N 6348; изд.: CCSL. 24. P. 56-57; PLS. 3. Col. 157; Muratori. 1740. Col. 923), ошибочно приписывается еп. Севериану Габальскому. 2. «На рукоположение епископа» (De ordinatione episcopi=Sermo 130bis; CPL, N 237; CPPMA. Vol. 1. N 6350; изд.: CCSL. 24В. P. 801-802; PLS. 3. Col. 158; Muratori. 1740. Col. 923), об авторстве см.: Olivar. Deux sermons. 1949. P. 114, 125; Idem. 1962. P. 321-323. 3. «На Рождество Христово, второе» (In natali Domini II=Sermo 148bis; CPL, N 231; CPPMA. Vol. 1. N 1238, 6364; изд.: CCSL. 24B. P. 854-857; PLS. 3. Col. 159). 4. «На Рождество Христово, первое» (In natali Domini I=Sermo 140bis; CPL, N 230; CPPMA. Vol. 1. N 1242, 6365; изд.: CCSL. 24B. P. 851-852; PLS. 3. Col. 160). 5. «На январские календы» (De kalendis Ianuariis=Sermo 155bis; CPL, N 231a; CPPMA. Vol. 1. N 1604E, 1964, 6352; изд.: CCSL. 24B. P. 967-969; Mai. 1844. P. 222-223 (под именем Севериана Габальского, ср.: PG. 65. Col. 27); Liverani. 1863. P. 191-193 (под именем блж. Августина)).

http://pravenc.ru/text/2580428.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010