В послеиконоборческую эпоху Литургия свт. Василия почти перестала совершаться - с X или XI в. (в зависимости от региона) и вплоть до наст. времени она сохраняется в богослужении только 10 дней церковного года (включая 5 воскресений Великого поста). Л. И. З. же, напротив, стала совершаться практически круглый год и заняла место основной евхаристической службы во всей православной Церкви, сохраняя его до наст. времени. Поэтому с XI-XII вв. именно ее формуляр стал в рукописях основным, а формуляр Литургии свт. Василия начал нередко выписываться в усеченном виде (включая только те молитвы, что отличаются от молитв Л. И. З.). Столь существенное вытеснение одной литургии другой было связано либо с полемикой эпохи иконоборчества (анафора Л. И. З. не содержала терминов, которые могли быть истолкованы в иконоборческом ключе - Alexopoulos. 2006), либо с распространением в визант. общежительных монастырях практики ежедневного совершения Евхаристии и вытекавшей отсюда потребности предпочитать Литургии свт. Василия Л. И. З. как более краткую ( Parenti. 2001). Потребность в как можно более кратком евхаристическом чине представлена в качестве причины появления Л. И. З. в легенде о происхождении основных визант. литургий, впервые зафиксированной в Синаксаре К-польской ц. кон. X в., где говорится, что свт. Иоанну Златоусту пришлось «по причине немощи [молящихся] людей» сократить чин литургии, изложенный свт. Василием (к-рый в свою очередь создал его путем сокращения Литургии ап. Иакова: SynCP. Col. 155-156; практически тот же текст приводится в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 121), а в слав. переводе - в Великих Минеях-Четьих митр. Макария (ВМЧ. Окт. Стб. 1799)). В XV в. эту легенду упоминает свт. Марк Эфесский в своем трактате «О том, что Святые Дары освящаются не одним лишь произнесением Владычних слов, но [и] последующими за ними молитвой и благословением священника, силой Святого Духа» (PG. 160. Col. 1081), но наибольшую известность она впосл. получила в составе «Слова о предании Божественной литургии», приписанного свт. Проклу К-польскому (PG. 65. Col. 849-852). В устах свт. Прокла, непосредственного ученика свт. Иоанна Златоуста, эта легенда звучала особенно авторитетно, и на нее неоднократно ссылались авторы XVIII-XIX вв. Но в действительности приписанный свт. Проклу текст был составлен греч. филологом, копиистом и фальсификатором XVI в. Константином Палеокаппой ( Leroy. 1962).

http://pravenc.ru/text/2110609.html

Источник: Погост Добрынская пустынь, от Твери 160 вёрст, Бежецка 65 вёрст. Церковь Успенская, построена в 1741 году, каменная, престолов три: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в тёплой: правый Иверской Божией Матери, левый Святителя Николая. В 1901 году служили: Священник Петр Семёнович Бутягин 27-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1895 года. Диакон Феодор Косм. Петропавловский 50-ти лет, в служении с 1870 года, диаконом с 1889 года. Псаломщик Алексей Николаевич Пешехонов 56-ти лет, в должности с 1867 года. Прихожан в Скомпрошихе, Заручье, в деревнях Гузееве, Осташихе, Райде, Гумоле, Дубищах, Павловском, Мал. Хвощах, Столпине, Сокерихе, Красном, Замошье - 321 двор (1002 мужчины, 1092 женщины). В приходе сей церкви находилось три часовни: 1) в деревне Гумоле, Знамения Божией Матери, построена в 1800 году, деревянная, 2) при дороге на старое кладбище, Святителя Николая, деревянная, 3) в деревне Гузееве, Успения Божией Матери, деревянная. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901 Последним священником в сей церкви был Панков Александр Федорович (род. 1893 г.), происходивший из старинного церковного рода Панковых и в 1932 г. осужденный на 5 лет ссылки в Севкрай (в 1989 г. посмертно реабилитирован). Жена Панкова Ксения Ивановна, род. 1898 г. Дети: Тамара, род. 1929 г.; Вера, род. 1932 г.; Серафима, род. 1940 г. В эту церковь он был определен 7 сентября 1955 г. и служил в ней до августа 1959 г. После смерти Панкова А. Ф. (похоронен около церкви) под давлением властей церковь была закрыта, а в ней были размещены мастерские местной школы. Информация из семейного архива к.э.н., доцента кафедры конституционного, административного и таможенного права Тверского государственного университета Сухарева А.Н. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 1961-1965 годах мы с друзьями учились в Добрынинской восьмилетней школе, и на наших глазах, в 1962 году, вывозили из церкви иконы. Помещения церкви стали приспосабливать под школьные классы. Науки физики и химии мы изучали под сводами хоть и бывшего уже, но храма. Особо умными от этого не стали и судьба сложилась у каждого своя. Многих из школьного выпуска 1965г. по разным причинам, уже нет в живых. Жизнь. работа, семья, дети, внуки, радости и огорчения, всё было, всё есть, и ещё долго будет.  А церковь жалко. Как сияют в погожие дни чудом сохранившиеся росписи верхних сводов! Глаз не оторвать, как будто вчера написано! Поистине ЧУДО.   

http://sobory.ru/article/?object=19776

Это направление наиболее выпукло представлено в журнале «Orthodox England», о котором «Радонеж» сообщал несколько лет тому назад. 2. Конфедеративное движение в США. Оно гораздо мощней предыдущего, но, к сожалению, мало знакомо русским, воспитанным на советских учебниках и не знающим о сепаратизме Южных Штатов ничего, кроме расизма и рабовладения. Характерно, что гений Герцена позволил ему увидеть в ней «войну за рабство государственной нераздельности» («Концы и начала»). Язык оказыват нам дурную услугу: мы воспринимаем слово «штат» (state) будто уезд или губернию, а между тем оно означает «государство». Нынешние патриоты американского Юга с полным основанием рассматривают свое поражение в Войне Между Штатами (ошибочно называемой «гражданской») как начало порабощения Северной Америки Новым Мировым порядком. Непосредственная их цель на сегодня – сохранение и восстановление культурно-исторического наследия американского Юга, а также политическая борьба. О возможностях последней говорит следующее наблюдение: итоги голосования в Конгрессе США по нескольким ключевым пунктам внутренней и внешней политики, от абортов и молитвы в школах до агрессии против независимых государств, подсчитанные с учетом одних только представителей Южных Штатов, полностью противоположны фактически принятым решениям. Конфедеративное движение представлено превосходным журналом «Southern Partisan»; стоит раскрыть его, и вы тут же убеждаетесь, как выгодно отличается он от «массовых» американских журналов… 3. Римо-католики традиционного направления. О них надо сказать хотя бы несколько слов, поскольку римо-католицизм не без основания считается самой жизнеспособной идеологической силой сегодняшнего Запада, особенно на фоне протестантских конфессий. Вспомним, что Ватикан (в отличие от православных Церквей!) так и не вступил в скандально-знаменитый ВСЦ, и какой бы ни была экуменическая и миссионерская политика папства, она проводится независимо от чьих бы то ни было интересов, кроме своих собственных. Однако Второй Ватиканский Собор (1962-65 г.г.) с его историческим поворотом к модернизму вызвал к жизни активные силы внутреннего сопротивления. Некоторые из верующих, благочестивых римо-католиков вообще не признают нынешнего папу и считает Римский престол незанятым. Среди имен, связанных с этим движением, надо упомянуть прежде всего архиепископа Марселя Лефевра (+1991), отлученного от церкви Иоанном-Павлом II. Его последователи объединены в «Общество св. Пия Х» (The Society of St. Pius X); они чтут папу Пия Х (1903-1914) как непримиримого врага и обличителя модернизма, секуляризма и масонства.

http://radonezh.ru/analytics/ne-oboznats...

Новгородский архиерей 23 августа 1959 года епископ Старорусский Сергий был утвержден в звании епископа Новгородского и Старорусского . 25 февраля 1963 года возведен в сан архиепископа . С 14 октября 1964 года - почетный член МДА. Управляя Новгородской епархией, владыка Сергий не оставлял иконописания. В 1959 году он написал надгробное изображение святителя Никиты, епископа Новгородского . При этом владыка Сергий использовал подлинные черты лица святителя, которые выявил по его святым останкам. 28 сентября 1962 года церковная община Новгорода была переведена из Никольского собора, переданного музею для реставрации, в церковь во имя святого апостола Филиппа на Ильинской улице . До 1965 года архиеп. Сергий написал иконостас для верхнего придела - во имя святителей Николая и Никиты в новгородской церкви во имя апостола Филиппа. В 1965 году он начал большую работу по устройству иконостаса в Благовещенском приделе Георгиевской церкви в г. Старая Русса , сам написал для иконостаса четыре иконы. Служебная перегрузка, множество хозяйственных дел, большие и малые недомогания привели к резкому переутомлению архиерея. В начале 1967 года у него произошел инсульт и открылся правосторонний паралич. Несмотря на постельный режим в течение четырех месяцев, он продолжал руководить епархиальными делами, а в мае снова начал совершать богослужения. Перевод на Казанскую кафедру и увольнение за штат 25 октября 1967 года назначен на Казанскую кафедру . В связи с болезненным состоянием он испросил благословения у патриарха Алексия на предоставление ему трехмесячного отпуска, который провел в Успенском мужском монастыре в Одессе . Лечащий врач признал его нетрудоспособным, и в январе 1968 года архиеп. Сергий был уволен за штат, с определением его на местожительство в Троице-Сергиеву Лавру . Пока позволяло здоровье архиеп. Сергий продолжал служить и проповедовать. В 1969 - 1974 годах он совершил в Лавре 36 рукоположений: 23 в сан иеродиакона и 13 в сан иеромонаха (общее количество рукоположений за все годы: в сан диакона - 44; в сан иерея - 34; количество ставленников - 65).

http://drevo-info.ru/articles/13672114.h...

Со мной было только Священное Писание . Никакой другой книги... И там мне пришло извещение стать монахиней... «Теперь ты в состоянии идти в монахи»».  По промыслу Божиему матушка вскоре знакомится с американкой Неллой Кук, которая, узнав о том, что она собирается уйти в монастырь, воскликнула: «Поедешь прямо в Вифанию, к отцу Феодосию, в прекрасный монастырь, недалеко от Иерусалима! Я гостила в этом монасты­ре. Самый прекрасный монастырь в мире!» Нелла написала в монастырь – положительный ответ пришёл через шесть месяцев. На средства друзей был куплен билет. В 1959 году матушка уезжает из Индии, 5 августа 1959 года она поступает в святую обитель в  Вифании. Послушница  Аврилия  первые  года искуса выполняла многие послушания. Рассказывает Елена В.: «Аврилия приехала в монастырь... Она служит всем. Её ставят качать воду и поливать огород и цветы, мести дворы, мыть полы в большой церкви, ухаживать за пожилыми, и, поскольку она никогда не гово­рит «нет», тем более её нагружают... Мытьё тарелок, протирание кухонной по­суды, переписку Старца, почту и покупки в Иерусалиме... Но вместо того, чтобы огорчаться о самой себе, она радуется, потому что в то время как она думала о себе, что преуспевает духовно, этим Бог показывал ей, сколько ещё нужно очищаться, смиряться и терпеть...» В 65 лет послушница  Аврилия  приняла постриг. По Промыслу Божиему матушке суждено было быть монахиней в миру, чтобы рассказывать о Православии во многих странах, нести подвиг старчества, помогая страждущим, наставляя на Путь Истинный.  Она побывала  на острове Патмос (в Средиземном море) у старца Амфилохия (Маркоса), духовную связь с ним она поддерживала до самой его кончины  ( 1970 г.) Старец постриг её в  малую схиму, благословил на мис­сионерство. (В 1990 году матушка была пострижена в великую схиму с именем Гавриила на острове Лерос.)  В конце 1960 года матушка едет в Афины, в 1961 году  возвращается на несколько месяцев  в Вифанию. Связь старицы Гавриилы с монастырём никогда не прерывались. До 1991 года она переписывалась с настоятелем монастыря старцем Феодосием (1991г.)  В апреле 1962 года она уезжает из Вифании в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Телефон: +33 232 558266 Подробнее... Мужской монастырь святого Николая (Ла-Далмери) [ править править код ] Монастырь был основан в 1962 году в муниципалитете Монбризон в департаменте Дром, недалеко от Вальреа. Отсутствие возможности к расширению обители, подвигли насельников найти другое место в местечке Ла-Далмери, в департаментах Эро и Аверон, в 85 км к западу от города Монпелье и в 60 км к северо-востоку от Безье. 21 ноября 1965 года монастырь переехал на новое место. 26 мая 1990 года митрополит Галльский Иеремия (Каллийоргис) совершил чин освящения закладного камня Успенского собора монастыря, спроектированного греческим архитектором Георгием Аксиотисом (Georges Axiotis) и консультации насельника обители архимандрита Марка. Строительные работы осуществил греческий предприниматель Панайотис Пассас. Храм, построенный с элементами византийского и романского стилей был готов 20 декабря 1995 года. В 1992 году основатель монастыря игумен Венедикт (Benoit) к 30-летию со дня основания обители был удостоен сана архимандрита. 14 мая 2000 года он вышел на покой и проживает в основанном им монастыре, а новым настоятелем был избран архимандрит Гавриил. В монастыре также проживают 7 монахов, которые исполняют весь круг богослужения на французском языке. Монастырь расположен примерно в 85 км к западу от Монпелье, в 60 км к северу от Безье, в 65 км к югу от Мийо, недалеко от спа-курорта Bains d’Avène. Адрес: La Dalmerie, 34650, Joncels Подробнее... Покровский женский монастырь (Бюсси-ан-От) [ править править код ] Покровский женский монастырь (фр. Monastère Notre Dame de Toute Protection) находится в Бургундии, в деревне Бюсси, в 160 км восточнее Парижа. Летом 1946 года эмигрант проф. В. Б. Ельяшевич по совету архимандрита Киприана (Керна) и просьбе покойной жены подарил монахиням Казанского скита в Муазенэ-ле-Гран своё имение «Вишнёвый сад» с домовой церковью. В этом имении в Бюсси-ан-От до войны часто собирались для отдыха и собеседований русские эмигранты: богословы, писатели и ученые. 2 июля 1946 года туда прибыли монахини Евдокия, Бландина и Глафира и основали там женский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Франция_(монас...

С 1962 г. стране оказывает помощь международная католич. конфедерация «Каритас», к-рая осуществляет денежные переводы, поставляет продукты питания, предметы домашнего обихода и проч. С 2016 г. она поддерживает программу по оказанию помощи перемещенным лицам и членам местных общин в Диффе (юго-восток Н.) в связи с активизацией террористической группировки «Боко Харам». В 2005 г. епископы Н. с целью реструктуризации и повышения эффективности работы действовавших в стране благотворительных орг-ций учредили национальное отд-ние «Каритас» (Caritas Développement Niger), ставшее одной из ведущих гуманитарных организаций страны. Ее проекты направлены на помощь всем малоимущим жителям Н. независимо от их религиозной, расовой и этнической принадлежности. Она также прилагает большие усилия к ведению исламо-христ. диалога в стране. Протестантские церкви, деноминации и секты С 1923 г. в Н. действует Миссия служения (Serving in Mission, SIM) - международная межконфессиональная христианская миссионерская организация, созданная в 1893 г. У. Гауансом, Р. Бингемом (Канада) и Т. Кентом (США) как Суданская внутренняя миссия (Soudan Interior Mission). Активную работу миссия вела в районе городов Догондучи и Маради. В 1961 г. на базе церквей, основанных Миссией, создана Евангелическая церковь Республики Нигер (Église Évangélique de la République du Niger, EERN) - самая большая протестант. деноминация в стране. Членами этой церкви являются как европейцы, живущие в стране, так и новообращенные мусульмане, говорящие на языке хауса. В 1989-1990 гг. церковь распалась на 3 группы: собственно EERN, Союз евангелических протестант. церквей Нигера (Union des Églises Évangéliques Protestantes du Niger, UEEPN) и Евангелическую церковь Салама Нигера (Église Évangélique Salama du Niger, EESN). Все 3 группы признаны правительством как независимые церковные орг-ции. С 1999 г. EERN установила тесные связи с Реформатской церковью Америки (Reformed Church in America). В наст. время в 6 из 8 областей страны церковь EERN имеет в общей сложности 100 конгрегаций, 65 пасторов и более 6 тыс. верующих. Деятельность церкви направлена на достижение гуманитарных целей (образование, медицинское обслуживание, бурение скважин для воды и проч.). Церковь открыла начальные школы в Ниамее, Догондучи, Мадаве, Зиндере и др. городах, создала неск. образовательных сайтов. Школы, открытые EERN, посещают не только дети христиан, но и дети из семей, исповедующих др. религии.

http://pravenc.ru/text/2565190.html

См. также 4-е собеседование прп. Иоанна Кассиана «О борьбе плоти и духа»; о близости творений прп. Иоанна Кассиана и учения Евагрия cм. Guillaumonm 1962. Р. 77–80. 1 .3 Стыжусь принимать бессловесную пищу  ( τροφς)... долженствуя пребывать в раю сладости  ( τρυφς) – Τροφητρυφη – игра слов, так же как и  τοπος– τροπος, схватывающая очень важный для аскетической литературы смысловой ряд. Здесь выражается, во-первых, вообще обоснование аскетики, «трудов и потов», см. «Наставления к монахам» (105.3) прп. Феодора Студита : «Разве не знаете, что за такое воздержание и лишение себя мирских удовольствий, мясоядения, винопитий, бань, теплиц и прочего такого, уготовляется великий божественный рай, имеющий древо жизни и воду бессмертия. Здесь же, если возьмем блага даже такие, как в царских чертогах, они не сладость  ( τρυφ), а пища ( τροφ) червей...» (рус. пер.:Добротолюбие 2004. Т. IV. С. 276). Во-вторых, здесь находит свое выражение понятие о монашеской жизни и подвижничестве как о стяжании этого райского состояния отчасти уже здесь, в этой жизни, что является для мистически-созерцательного направления свв. Макария Великого и Симеона Нового Богослова (направления, идущего опять же через Евагрия) непременным условием спасения и вкушением истинной пищи – ведения: «Христианство есть пища и питие. И чем более кто вкусит его, тем более возбуждается сладостию ум» ( Макарий Египетский . Беседа13; PG 34, 632 С). Согласно автору «Духовных бесед», праведники, «будучи еще во плоти, имели уже в себе оное ощущение сладости и оное действие силы» (Беседа 17.2; PG 34, 625А). См. также прим. к словам «...не думай, что место есть то, чего ищет монах, но образ» в «Житии прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве» (33). 2 .4 ...отведал после долгого поста  ( νηστς) – Пост, как отсюда видно, кончался «в девятый час», то есть в три часа дня; пост состоял в полном воздержании от пищи и пития. Такой пост, при вкушении пищи один раз каждый день и не досыта, считался умеренным. Патерики и жития содержат многочисленные упоминания о вкушении пищи через день, через два и более (см. Лавсаик 18.14), раз в неделю по воскресеньям (Ibid; Uзpeчehuя Макария 21; PG 65,972В), имеются даже упоминания о подвижниках, которые довольствовались только причастием Святых Таин, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

The third stage is linked with the contemplation of the “invisible” light of Christ. It is an experience embracing both mind and body as a mystic loses for a while his own personality ceasing to be aware of oneself. St. Isaac the Syrian stressed that the human being cannot remain in this state permanently. In the discussion on the paper, an idea was expressed about the existence of parallels between the eastern Syrian mysticism of the 13 th century and the 14 th century hesychasmic “Palamite” controversies over the Tabor light.   Fernando Rodriguez Garrapucho, D.D., professor of theology and director of the John XXIII Center of Eastern Christian Studies of the Pontifical University of Salamanca, editor-in-chief of “Ecumenical Dialogue” journal (Salamanca, Spain), read a paper on “Christian mysticism in inter-Christian dialogue”. It expounded the understanding of mysticism and holiness as the most important dimension of the modern church life aimed at the spiritual unity of Christians. Having clarified the notion of “spiritual ecumenism” he spoke about the mystical nature of Christianity unity, which is not a fruit of human efforts but a gift of God and “the highest need of faith”. He cited striking examples of how ecumenical spirituality is cultivated in monastic life in various confessions and stressed that all Christians, not only monastics, can and must pray for unity in all existential situations. He recalled the provision of Vatican II (1962-65): “The Council moreover professes its awareness that human powers and capacities cannot achieve this holy objective – the reconciling of all Christians in the unity of the one and only Church of Christ”. This human inability makes those who seek reconciliation to resort in prayer to the grace of God Himself and rest all thier hopes “on the prayer of Christ for the Church, on our Father " s love for us, and on the power of the Holy Spirit…In the Trinitarian unity, the Church of Christ finds explanation of why she is still one Church despite inter-confessional differences”.

http://mospat.ru/en/news/45933/

е. в Адаме, как делает СП); 5) «потому что все согрешили» своими собственными грехами, независимо от Адама, но по его примеру; 6) «потому что все согрешили» своими грехами, но как следствие порчи природы из-за греха Адама. – Первой интерпретации, отвергнутой уже блж. Августином и св. патриархом Фотием, из новых экзегетов придерживались Геринг и Штауфер (J. Héring, 1937, и Е. Stauffer, 1948), причём последний трактовал здесь π как in Richtung auf «по направлению к», т. е. «по направлению к смерти все согрешили». – Вторая интерпретация, «в Адаме», восходит к Оригену и Августину, который принимает её в «Contra duas epistolas Pelagianorum» (4:4:7, PL 44, col. 614), ссылаясь на Амвросиаста (он думал, что это Иларий Пиктавийский ); из современных этого понимания придерживался Мэнсон (T.W. Manson, 1962). – Третью интерпретацию, φ’ =«из-за него», в древности высказали прп. Иоанн Дамаскин и св. Феофилакт, в наше время – Серфо и Камбье (L. Cerfaux, 1951: φ’ =«à cause de celui par qui», J. Cambier, 1964–65: φ’ =«à cause du seul homme à cause de qui»). – Четвёртая интерпретация наиболее широко распространена 304 . – Пятая принадлежит Пелагию. – Шестая согласна с пелагианской в том, что смерть настигает всех по причине их личного, а не какого-то коллективного греха, но отличается от пелагианской трактовки тем, что связь согрешений всех людей с грехом Адама не чисто внешняя, но также и внутренняя, будучи его следствием как наследственная нравственная порча. Кранфильд считает, что выбирать можно только между вариантами 4 и 6, т. к. варианты 1–3 лингвистически не обоснованы, а вариант 4 устраняет параллель между Христом и Адамом, которую Апостол, вне всякого сомнения, мыслил как реальную аналогию, а не как чисто внешнее подражание. Взвешивая аргументы за и против обеих интерпретаций, Кранфильд останавливается на шестой как наиболее вероятной 305 . Трудность этой, быть может, самой распространённой интерпретации, однако, состоит в том, что тогда мы должны πντες μαρτου понимать в смысле «все заразились греховной порчей», но глагол μαρτνω «грешить» ни вообще в греческой литературе, ни у ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010