62 Об этих и других версиях см.: O’Brien//VP. II. P. 440–441; Weber 1962. S. 28–29, 43, Anm. 4. Объяснение, связанное с нарушением договора, не годится, если Schwyzer 1983. S. 15–16 прав, утверждая, что договор распространялся только на публикацию сочинений. 63 «.. .Plotinus couldn’t help showing his annoyance at being confronted with a Christian priest whose religious choice he certainly couldn’t share and with whom he would have wanted to break every relationship» (Beatrice 1992. P. 360). 65 «It is not, I think, too strange an hypothesis to assume that where Porhyry and Longinus refer to Origen’s works as if he only wrote one or two, they intend his purely philosophical works, and do not mean their words to apply to his specifically Christian and theological works» (Hanson 1954. P. 10). 68 Предположение Р. Кадью, что речь могла бы идти о каких-то отдельных книгах из других сочинений Оригена -христианина, например, «Стромат» или «О началах» (Cadiou 1935. P. 255), не объясняет, почему Порфирий упоминает отдельные части христианских сочинений Оригена и при этом отрицает существование всего остального корпуса его сочинений. 71 См.: Goulet-Cazé//VP. I. P. 259; O’Brien//VP. II. P. 436–437; ср.: Schroeder 1987. S. 500–501. 72 Böhm 2002. S. 17 упоминает только о схожем утверждении Лонгина применительно к Аммонию и замечает в этой связи, что « высказывания Лонгина можно понять также и в том смысле, что писать что-либо не было намерением и главной целью Аммония (man kann die Äusserungen Longins auch dahingehend verstehen, dass es nicht die Intention und das primäre Ziel des Ammonius gewesen ist, etwas zu schreiben)», а, стало быть, он все же мог написать какие-то сочинения. Но такая логика неприменима к столь плодовитому автору, как Ориген -христианин. Показательно, что Лонгин упоминает именно одно из сочинений, упомянутых также Порфирием, а не любое другое из многочисленных сочинений Оригена -христианина, и этот выбор в данном случае нельзя объяснить тем, что якобы речь идет только о сочинениях, раскрывающих доктрину Аммония. Естественнее всего это объясняется тем, что у Лонгина был небогатый выбор: если он хотел привести пример оригеновского сочинения, он мог выбирать только между двумя трактатами (если, конечно, не допустить, что ему вообще было неизвестно о втором трактате, упоминаемом у Порфирия – ср. прим. 20). Можно заметить также, что, если попытаться согласовать этот второй аргумент унитаристов с первым, могут возникнуть дополнительные проблемы, так как существует гипотеза о христианстве самого Аммония Саккаса (см. в особенности: Langerbeck 1957). Если допустить, что эта гипотеза верна, Ориген не мог бы писать «чисто философские» сочинения нехристианского содержания, раскрывая в них учение Аммония (впрочем, Т. Бем, похоже, и сам допускает, что Аммоний мог быть как-то связан с христианством).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

Принятый II съездом Советов 26 окт. 1917 г. Декрет о земле, хотя и провозглашал национализацию всей земли, но не содержал прямых предписаний о полном изъятии монастырских земельных владений и т. о. оставлял для монастырей возможность при определенных условиях заниматься сельским хозяйством. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 янв. 1918) как будто разрешил мон-рям «бесплатно» пользоваться своим бывшим имуществом, но вызвал закрытие обителей и выселение монашествующих. «Основной закон о социализации земли» (27 янв. 1918) утверждал право пользования землей независимо от пола, вероисповедания, национальности и подданства и дал возможность монашествующим сохранять монастырские хозяйства путем преобразования их в сельскохозяйственные артели и коммуны. К марту 1921 г. из 400 действовавших в 24 губерниях РСФСР мон-рей в 116 были созданы совхозы и подсобные хозяйства. Инструкция Наркомзема и Наркомюста от 30 окт. 1919 г. предписывала местным властям строго отличать объединения хозяйственные от «религиозных организаций, имеющих богослужебные цели». Согласно 65-й ст. Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г., «монахам и духовным служителям религиозных культов» было отказано в активном и пассивном избирательном праве. Монахи не могли быть даже членами трудовых артелей, коммун или товариществ. Протесты против закрытия монастырей и выселения монахов пресекались как акты сопротивления представителям власти. Массовое закрытие мон-рей сопровождалось репрессиями монашествующих: в 1922-1923 гг. были расстреляны 1962 монаха и 3447 монахинь. В 1929 г., после принятия постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», началась новая кампания по закрытию мон-рей и трудовых артелей, преобразованных из обителей, насельников к-рых обвиняли в антисоветской пропаганде среди крестьян и противодействии деятельности колхозов. Наибольший урон российское М. понесло в 30-х гг. XX в., когда большинство монашествующих было репрессировано. Те монашествующие, которых миновали репрессии, после закрытия обителей оказались в очень сложных жизненных условиях. Священнослужители устраивались в клир отдаленных приходов или скитались, совершая требы по частным домам. Нек-рые, скрыв свое монашеское звание, смогли устроиться на предприятия разнорабочими, монахини часто работали в сельской местности в колхозах, в городах - в качестве младшего персонала, нянями и прислугой. Нередко вокруг действующих храмов жили бывшие насельники обителей, составляя клир и общину. В этот период появилось т. н. М. в миру, когда изгнанные из мон-рей монахи жили в светских условиях, работали на предприятиях, но скрыто от общества продолжали исполнять свои монашеские обеты. Появлялись и новые монахи, к-рые тайно принимали постриг, продолжая официально оставаться членами советского общества.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Марокканские евреи (по разным оценкам, от 2,5 до 6 тыс. чел.- крупнейшая диаспора в Сев. Африке) после репатриации подавляющего их большинства в Израиль проживают гл. обр. в Б. Касабланке, а также в Рабате и Марракеше (исторически жили также в Фесе, Эль-Джадиде и Сафи). Численность выходцев из стран Европы (ок. 60 тыс. чел.) резко сократилась в связи с массовой эмиграцией: французы проживают в атлантических портах, прежде всего в Танжере, испанцы - в городах Средиземноморья; итальянцы, португальцы, швейцарцы, немцы, англичане и др.- преимущественно в Танжере и Касабланке; широкое распространение имеют французский и испанский (на севере) языки. По оценке на 2015 г., естественный прирост населения составил 1%; уровень рождаемости - 18,2 чел. на 1 тыс. жителей; уровень смертности - 4,81 чел. на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 2,13 ребенка на 1 женщину; младенческая смертность - 23,6 умерших на 1 тыс. живорожденных. В возрастной структуре: 26,4% - дети до 14 лет, 67,2% - лица от 15 до 64 лет, 6,4% - лица 65 лет и старше. Средний возраст - 28,5 года; средняя продолжительность жизни - 76,7 года (мужчины - 73,6, женщины - 79,9). Средняя плотность населения - 70 чел. на 1 кв. км. Грамотность - 68,7% (мужчины - 78,6%, женщины - 58,8%). Уровень урбанизации - 60,2%. Государственное устройство М.- унитарное гос-во. Форма правления - конституционная монархия. Действует 6-я Конституция, принятая 1 июля 2011 г. (предыдущие были приняты в 1962, 1970, 1972, 1992, 1996). Глава гос-ва - король (ст. 45), чья личность неприкосновенна (ст. 46). Политическая власть и религ. авторитет наследуются «по прямой мужской линии в порядке первородства» в династии Филалидов (в ветви Мухаммада VI) (ст. 43). Критика в адрес царствующего семейства и монархических институтов преследуется по закону. Монарх, будучи «руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития», издает имеющие силу закона указы (дахиры) (ст. 42), является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами (ст.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

В 1946 г. возобновились богослужения в липецкой кладбищенской Преображенской ц. К 1948 г. на территории Л. о. было открыто ок. 30 храмов. В том же году уполномоченные Совета по делам РПЦ получили право не регистрировать духовенство, имевшее судимость. Священнослужители и церковные общины были вынуждены выплачивать завышенные налоги, ужесточалась борьба с «нелегальной религиозной деятельностью». В 1954 г., после образования Л. о., вся ее территория вошла в состав Воронежской и Липецкой епархии. По данным на 1 янв. 1955 г., в Л. о. насчитывалось 30 церквей и молитвенный дом, в штате состоял 51 священник. С июня 1954 по 1 янв. 1955 г. в облисполком поступило 34 ходатайства об открытии 11 церквей, однако ни одно из них не было удовлетворено (ГАЛО. Ф. Р-2184. Оп. 1. Д. 1. Л. 64-65). Местные власти проводили «разъяснительную работу» в населенных пунктах, жители к-рых просили об открытии церквей, священникам запрещалось участвовать в организации коллективных прошений. Постепенно количество таких обращений сокращалось, из-за постоянных отказов верующие не видели смысла подавать новые ходатайства (Там же. Л. 47). Со 2-й пол. 50-х гг. XX в. усилилось экономическое давление на священнослужителей и приходы. В этот период не менее 9 священников бедных приходов Л. о. были вынуждены оставить службу как «несостоятельные плательщики». С июля 1963 г. при гор- и райисполкомах создавались комиссии содействия по контролю за соблюдением законодательства о культах. Их деятельность была направлена на усиление наблюдения за жизнью приходов и активизацию вмешательства в нее. В Липецке была уничтожена Вознесенская ц., в Ельце взорваны Сретенская ц. и Троицкий храм в Засосенской слободе, в некоторых селах закрыты переданные ранее верующим храмы. Если до 1962 г. в Л. о. действовал 31 храм, то к 1971 г. их осталось 25. К нач. 70-х гг. XX в. в городах продолжали действовать 8 храмов, в Липецке и Ельце было по 2 прихода. В областном центре на праздничные богослужения в храмы при их небольшой вместимости приходило до 3 тыс.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Иначе говоря, здесь принципом принадлежности Границе выступает недостаток формостроительной энергии. В итоге всего, у нас возникает общая картина – топика Антропологической Границы. Ее образуют три области, или ареала: ареал духовной практики, отвечающий онтологической Границе, а также отвечающие Границе онтической ареал бессознательного и ареал виртуальности. Описав строение Антропологической Границы, мы получаем достаточную исходную базу для развития энергийной предельной антропологии. В орбиту этой антропологии естественно включаются характерные явления современности: если ареал виртуальности описывает все расширяющуюся ныне виртуальную сферу, то с областью бессознательного прямо или косвенно связано подавляющее большинство сегодняшних кризисных и катастрофических процессов. И мы убеждаемся, что древний аскетический подход к человеку таит возможности осмысления современного кризиса человека. Будучи же подходом практическим, он может внести свой вклад и в преодоление кризиса. Другой, более общий, вывод заключается в созидаемом единстве современного разума. Мы видим, что христианская мысль может не изолировать себя от всего творческого движения мировой мысли, но черпать в нем язык и средства для своих целей – и тем просвещать это движение, находя в нем потенции, созвучные Благой Вести, и содействуя им. Именно так поступала мысль отцов Церкви, всегда остающаяся для Православия живым образцом. 3 Свт . Феофан Затворник . Толкование на Первое Послание к Коринфянам. Изд. 2-е. М., 1893. С. 235. 6 К. Вальверде.Философская антропология. Пер. с испанского. М., Христианская Россия, 2000 (imprimatur 1994). С. 64–65. 7 Й. Лортц.История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т. 1. М., Христианская Россия, 1999 (imprimatur 1962). С. 30. 10 Со сходными характеристиками мы сталкиваемся также в статьях и книгах отечественных авторов, хотя чрезвычайно важны такие, например, принципиальные замечания, какие находим в статье «Античность» для недавно вышедшего II тома «Православной энциклопедии», написанной С. С. Аверинцевым . Критикуя, в частности, призывы либерального протестантизма «деэллинизировать» христианское богословие, что, отметим, непременно ведет к переоценке роли иудаизма в появлении и развитии христианства, С. С. Аверинцев замечает: «В целом подобная программа отмечена отсутствием чуткости к внутренней логике истории, которая для верующего сознания не может не быть связана с аспектами промыслительными» (БЭ II. С. 584). Закроем глаза на новоевропейскую «внутреннюю логику истории», но подчеркнем вместе важность «верующего сознания» при построении научной концепции.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть Людмила Бирюк Читательский рейтинг: 37 Член Союза писателей Кубани и России, прозаик. Автор историко-приключенческих повестей и романов, а также очерков, критических и литературоведческих статей. Ее произведения в основном адресованы подросткам. Родилась 12 ноября 1946 года в Ростове-на-Дону, в семье военного. С 1954 года живет в Краснодаре. Окончила педагогический институт и техникум по специальности КИП и автоматизация. Работала в сельской школе Омской области, затем в проектных институтах Краснодара. Первый рассказ Людмилы Бирюк " Урок литературы " был написан, когда она училась 9-ом классе средней школы, и напечатан в 1962 году в журнале " Кубань " . Основной жанр творчества Людмилы Бирюк - историко-приключенческая проза. В 1998 году была издана первая книга Бирюк - повесть " Война в кружевах " , а в 2000 году выходит повесть " Князь Репнин " . Оба произведения получили одобрение известных кубанских мастеров слова Виталия Бакалдина и Виктора Логинова. За очерк " О казаках-гвардейцах и моем отце " , опубликованный в 2002 году в краевой газете " Литературная Кубань " , автор была удостоена диплома лауреата Краевого литературного конкурса департамента культуры Краснодарского края, посвященного 65-летию Краснодарского края. С 2000 по 2008 годы Людмила Бирюк сотрудничала с краевой газетой " Литературная Кубань " , где опубликован ряд ее критических, публицистических и литературоведческих статей. В 2004 году Людмила Бирюк вступила в Союз писателей России. На общем писательском собрании она была избрана членом правления КРО СП России, заведующей секцией прозы. Также она стала членом редколлегии газеты " Кубанский писатель " и альманаха " Краснодар литературный " . В 2006 году вышел сборник очерков Людмилы Бирюк " Острова нашей юности " , посвященный проблемам юношеского чтения и эстетического воспитания молодежи. За эту книгу в сентябре 2007 года она получила муниципальную литературную премию им. Анатолия Знаменского и звание лауреата.   06.11.2022 493 22.04.2021 1221 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/b/biryuk_lyudm...

30 апр. 1850 г. из Апостольского викариата Тринидад была выделена территория, на к-рой было основано еп-ство Розо, т. о. на Д. была учреждена епископская кафедра. При этом параллельно с католич. верой темнокожее население Д., как и др. островов Карибского м., продолжало практиковать племенные культы, привезенные рабами из Африки. Религ. традиции, к-рые рабы после обретения новой родины на Антильских о-вах, в т. ч. и на Д., смешали с определенными чертами католицизма, породили ряд оригинальных синкретических форм. Самым популярным стал культ обеа, распространенный также на Ямайке, Багамских о-вах, Барбадосе, Мартинике и др. островах Карибского м. Этот культ содержит элементы верований таких народов Африки, как банту, ашанти, эве-фон и др., при этом в условиях полиэтничности, характерной для региона, четко обозначилось влияние шаманизма, гаитянского вуду , индуизма, ислама, а также зап. оккультных учений. В 1865 г. половина членов Палаты собрания стала назначаться колониальной администрацией. До 1883 г. Д. была отдельной колонией. С 1883 по 1940 г. входила в состав колонии Подветренные Острова, в 1896 г. стала коронной колонией; этот период характеризовался нарастанием недовольства у местного населения и усилением борьбы за автономию острова. В 1924 г. автономисты получили треть мест в законодательном собрании, в 1936 г.- половину. С 1940 по 1956 г. Д. была присоединена к колонии Наветренные Острова. Всеобщее избирательное право было введено в 1951 г. В 1958-1962 гг. Д. была частью Вест-Индской федерации. В 1961 г. главным министром правительства колонии был избран Э. О. Леблан, представитель Доминикской лейбористской партии. В 1967 г., когда колония получила статус ассоциированного гос-ва, Леблан стал премьер-министром. Начало 70-х гг. характеризовалось большим оттоком англоязычного населения, что сказалось и на религ. статистике. Так, если в 1970 г. католич. население (65 тыс. чел.) составляло ок. 31% от 210 тыс. чел. населения страны, то в 1976 г. то же количество католиков составляло уже 83,3% ввиду сокращения общей численности жителей до 78 тыс. чел. В 1974 г. премьер-министром стал П. Джон, во время правления к-рого 3 нояб. 1978 г. Д. обрела независимость.

http://pravenc.ru/text/178845.html

П., 1974, с. 65). Столь же редкой находкой является византийская монета с двумя отверстиями для подвешивания (капище 3, рис. 47, 4), чеканенная в 1224–1230 гг. (определение А. В. Фомина). К предметам христианского культа относится распределитель цепей от кадильницы или лампадки (капище 3, рис. 46, 6). Подобные детали часто встречаются на древнерусских городищах XII–XIII вв., в том числе и в южных – Киеве, Родене, Воине, Плеснеске, Райках (Боровский Я. Е., Сагайдак М. А., 1985, рис. 4, 4; Мезенцева Г. Г., 1968, IV, 1–3; Довженок В. И., Гончаров В. К., Юра P. O., 1966, табл. XV, 3, 4; Кучера М. П., 1962, 17,13; Гончаров В. К., 1950, табл. XVI, 7; XXI, 4). В Ярополче Залесском найдена целая лампадка с цепями и таким распределителем (Седова М.В., 1978, с. 122, рис. 35). Бронзовый крест-энколпион, состоящий из двух створок, скрепленных осями, с биконической ворворкой для подвешивания найден на капище 3 (рис. 33, 7, 8). На одной створке изображено распятие, на другой – фигура Богородицы. На концах креста, оформленных в виде круглых медальонов, помещены погрудные изображения святых. Энколпион принадлежит к группе отлитых в одной форме крестов-складней с зеркальной надписью «Святая Богородица, помогай». Б. А. Рыбаков определил время изготовления этих крестов в Киеве 1230–1240 гг. (Рыбаков Б. А., 1948, с. 456). По мнению исследователя, обратным надписям нередко приписывалось магическое значение и, возможно, кресты с необычным заклятием изготовляли уже тогда, когда в Киеве знали о разгромах северо-восточной Руси татарами и ждали грозившую им и неотвратимую опасность (Рыбаков Б. А., 1964, с. 39). Энколпионы разошлись по южным русским городам еще до нашествия Батыя и встречаются в слоях пожарищ, вызванных разгромом. Крест-складень из двух створок, соединенных ворворкой, имеющий прямые, слегка расширяющиеся концы, с изображениями, сделанными высоким рельефом с тщательно моделированными деталями, найден на капище 1 (рис. 33, 1). На одной створке помещена фигура Богоматери, стоящей во весь рост и держащей в левой руке младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Однако требования уполномоченного к митр. Корнилию (Попову) о принятии в отношении заштатных клириков более жестких мер, вплоть до лишения сана, не были выполнены. В целях более тщательного изучения и более полной характеристики нелегальных религ. обществ в янв.-февр. 1961 г. в Горьковской обл. при участии исполкома обл. Совета и исполкомов районных Советов был проведен 1-й единовременный учет незарегистрированных религиозных групп. По его данным, к 1 марта 1961 г. в Горьковской обл. насчитывалось 187 нелегальных православных общин и было 3865 верующих (ЦАНО. Ф. 5899. Оп. 3. Д. 28. Л. 77). Однако эти данные оказались заниженными: С. И. Массалков в докладе председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР В. А. Куроедову от 21 дек. 1961 г. сообщал уже о 300 незарегистрированных общинах РПЦ в регионе, из к-рых 35 действовали в Ардатовском р-не, 17 - в Спасском, 11 - в Воротынском, 10 - в Сергачском, 9 - в Ковернинском (Там же. Д. 27. Л. 85). Согласно докладу, 4 нелегальные общины имели ключи от закрытых пустовавших церквей, в к-рых неск. раз в год собирались для богослужений, в т. ч. молебнов по ночам: в селах Костылиха Чернухинского (ныне Арзамасского) р-на, Ступино Балахнинского (ныне Городецкого) р-на, Шутилово Первомайского р-на, Невадьево Вачского р-на. Тем не менее по итогам повторного единовременного учета незарегистрированных правосл. общин к 1 апр. 1962 г. их насчитывалось 136, в них состояло 3559 верующих. В марте 1963 г. нелегальных правосл. общин было уже 105, в т. ч. в Ардатовском р-не - 37, в Сергачском - 14, в Перевозском - 13, в Семёновском - 11, в Арзамасском - 10, в Лысковском - 9, в Богородском - 8 (Там же. Д. 29. Л. 21). Массалков подчеркивал, что, хотя все нелегальные православные общины отмечены в его картотеке как «незарегистрированные группы РПЦ», какая-то часть их не поминает Московского патриарха и тяготеет к «истинно православному» движению. Однако конкретное число общин, стоявших на «истинно православных» позициях, уполномоченный к 1964 г. установить не смог, отметив, что они составляли незначительную часть. К янв. 1964 г. в Горьковской обл. оставалось уже 83 общины с 3460 верующими. В отчете Куроедова от 20 апр. 1964 г. содержались данные о 65 нелегальных общинах РПЦ в Горьковской обл., что выводило регион на 4-е место в стране по числу нелегальных общин (после Татарской АССР, Ульяновской и Оренбургской областей). При этом часть незарегистрированных групп лишь на время ослабила свою деятельность, введя более строгую конспирацию.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

выражение «из ничего» встречается только в неканонической второй книге Маккавеев, где мать ободряет своих сыновей словами: «...посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак.7:28 ). 50 Милн Б. Наръчник по систематично богословие. Рус. пер.: Справочник по систематическому богословию. София, 1996. C. 80. 51 Hawking S. God Particle Could Wipe Out the Universe//CNet URL: 52 Cobb J. B. Jr., Griffin D. R. Process Theology: An Introductory Exposition. Philadelphia (PA), 1976. P. 65. Цит. по: Ериксън М. Християнско богословие. София, 2000. С. 373. 53 Heidegger M. Being and Time. New York (NY), 1962. Цит. по: Ериксън М. Християнско богословие. С. 373. 56 Dodds M. J. Top Down, Bottom Up or Inside Out? Retrieving Aristotelian Cau­sality in Contemporary Science//University of Notre Dame. URL: http://maritain.nd.edu/jmc/ti/dodds.htm. 57 Шефър Х. Учените и техните богове. Рус. пер.: Ученые и их боги//harta-bg. info. URL: 58 Если налицо только протон и электрон, сцепленные в простейший атом – атом водорода, то в зависимости от своей энергии электрон может расположиться на любой из s, p d или f орбиталей. Как хорошо известно, они расположены в семи энергетических слоях, каждый из которых обладает определенной формой, размерами и направленностью. Это говорит о том, что протоны в ядрах запрограммированы так, чтобы структурировать пространство электронной оболочки атомов. (Некоторые ученые считают, что структурирование пространства является свойством самого электромагнитного взаимодействия, но даже если допустить подобную версию, то следовало бы задаться вопросом: почему такое структурирование не наблюдается при гравитационном взаимодействии?!) подобным образом можно рассуждать и в отношении атомных ядер. Четыре взаимодействия, которые действуют здесь одновременно, создают настолько сложную картину, что невозможно решить аналитически даже задачу о двух частицах. Но все же давайте предположим, что в какой-нибудь из бесчисленных Вселенных образовалось стабильное атомное ядро. Если к нему, однако, добавить новый нуклон, то оно немедленно разбалансируется. в таком случае, каждый химический элемент (соответственно изотоп) должен обладать строго запрограмированным состоянием ядра для соответствующего количества частиц и переходить к нему автоматически.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010