64 Ср. Constitutio Dogmatica de Ecclesia Christi – 1) De apostolici primatus institutione; 2) de primatus perpetuitate; 3) de primatu Romani pontificis, 4) de Rom. Pontificis infallibili magisterio (Concil. Vatic. Sessio IV). 67 Cougar М./. Chretiens Desunis. Paris, 1937, pp. 241 et suiv. [Перевод: «разные части составляли бы поистине единое целое, оставаясь при этом частями».] 68 Флоровский Г., прот. L " Eglise, sa nature et sa tache (L " Eglise Universelle dans le dessein de Dieu), p. 65. 70 Ср. характерное замечание о. Климента Лялина: «Оп pourrait ajouter que l " image du Corps Mystique se realise parfaitement quand c’est le Grand Pretre du Christ sur terre qui celebre lui-meme le Saint-Sacrifice» [«Можно добавить, что образ Мистического Тела истинно реализуется тогда, когда Первосвященник Христа на земле сам приносит Святую Жертву»]. Une etape en ecclesiologie//Irenikon, XIX, 1946,4 trimestre. 71 Ср. 1-е правило I Вселенского Собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно... по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот...» 72 См. Florovsky, G. The Sacrament of Pentecost 11 The Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergiuis. 23, 1934, p. 33. [«Episcopatus unus est cuius a singulis in solidum pars tenetur» (лат.). – «Епископат един, от которого каждый в отдельности имеет свою часть» ( Киприан Карфагенский . О единстве Церкви, 5). – Прим. перев.] 73 Encycl. S. Off. ad episcopos Angliae, 16 Sept. 1864. (Deuzinger-Bannwart Enchiridion Symbolorum, ed. 10, n. 1686). 74 Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. Париж. 1952. 5(38). 76 Колемин Ю. Архиерейский Собор в Сремских Карловцах и зарубежный церковный раздор/Церковный вестник. 1934. С. 22; ср. важную статью прот. Г. Ломако: К вопросу о нашем церковном разделении/Церковный вестник. 1934. 3 и сл. 78 В январе 1959 г. папа Иоанн XXIII сообщил о намерении созвать в ближайшем будущем Собор Католической Церкви, главная цель которого – установление путей к возвращению в Католическую Церковь протестантов и вообще к объединению христианских Церквей. К участию в Соборе приглашались представители и других христианских Церквей, по крайней мере в качестве наблюдателей. В 1962–1965 гг. состоялся II Ватиканский Собор, положивший начало обновлению жизни Католической Церкви; основные его темы – литургическая реформа, большее внимание к местным Церквам, признание важной роли католиков-мирян, готовность к диалогу с другими христианскими конфессиями и иными мировыми религиями. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Зеньковский» найдены статьи: ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881 - 1962), протопр., историк философии и философ, автор многочисленных богословских, психологических и педагогических сочинений ЗЕНЬКОВСКИЙ Сергей Александрович (1907 - 1990), славист, историк рус. культуры, заслуженный проф. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Зеньковский.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Карпов» найдены статьи: КАРПОВ Георгий Григорьевич (1898-1967), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. КАРПОВ Михаил Васильевич (1872-1962), регент, учитель пения, хормейстер, автор духовно-муз. сочинений и переложений КАРПОВ Сергей Павлович (род. 1.01.1948), российский историк-византинист и медиевист, академик РАН КАРПОВ Федор Иванович († между 1539 и 1545), рус. дипломат, окольничий, писатель-публицист Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Карпов.html

Скончался старейшина кардинальской коллегии Альфонс Мария Штиклер 17 декабря 2007 г. 16:14 Старейшина кардинальской коллегии Святого Престола австрийский прелат Альфонс Мария Штиклер скончался в Ватикане вечером 12 декабря на 98-м году жизни. Кардинал Штиклер занимал пост почетного Главного архивариуса и библиотекаря Римско-Католической церкви. Будущий кардинал родился 12 августа 1910 года в австрийском Нойнкирхене. Он был вторым ребенком в семье, где было всего 12 детей. Юношей поступил в орден салезианцев святого Иоанна Боско и в 1928 году принес монашеские обеты. Изучал каноническое право в Австрии, Германии и Италии. Закончил Папский Латеранский университет в Риме. В 1937 году был рукоположен во священника. Преподавал каноническое право и историю Церкви в Салезианском университете, а в 1958-66 гг. был ректором этого учебного заведения. В качестве эксперта участвовал в работе II Ватиканского собора (1962-65). В сентябре 1983 года был назначен Пробиблиотекарем и Проархивариусом Ватикана и 1 ноября Папой Иоанном Павлом II был рукоположен во епископа. В 1985 году стал Библиотекарем и Архивариусом и возведен в кардинальское достоинство. При кардинале Штиклере у ватиканской библиотеки и секретных архивов появился подземный ярус хранения. Иерарх также уделял большое внимание сохранности и реставрации редких изданий. В 1988 году ушел на покой в связи с преклонным возрастом. После смерти голландского кардинала Йоханнеса Виллебрандса, последовавшей 1 августа 2006 года, Штиклер был старейшим членом Священной Коллегии. Кардинал Штиклер считался традиционалистом — он был сторонником сохранения Тридентской мессы и целибата священников. Во многом он был близок с кардиналом Йозефом Ратцингером — нынешним Папой Бенедиктом XVI . Отпевание кардинала Штиклера состоялось в пятницу 14 декабря в ватиканском соборе Святого Петра в присутствии Папы Бенедикта XVI. ИТАР-ТАСС/«Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/339174.htm...

Sako called the Christian presence in the Middle East “a guarantee of a better future for Muslims.” In that context, Sako proposed that the Catholic church produce a new document “addressed only to Muslims,” laying out the case for religious freedom and a secular state in “language compatible with Islam.” The idea, as Sako described it, would be to take the vision presented in Dignitatis Humanae , the document of the Second Vatican Council (1962-65) on religious freedom, and phrase it in Islamic concepts and categories. “Such an undertaking can help the church look for a new and more comprehensible theological language in Arabic to help Christians and Muslims to understand our faith, and the importance of religious freedom to every person and every society,” he said. Sako did not say whether he wants the document to come from the Vatican or from the local churches of the Middle East, although he appeared to suggest it should come from the highest level of authority possible. “Dialogue is possible among Christians and Muslims, even with the fundamentalists,” he said. One key, he said, is for Christians to be “strong” in their views. “Why are we afraid to claim our rights?” he said. “We can do things with the Islamists when we are very strong. I’m an Iraqi just like they are, so why am I a second-class citizen?” Sako also called on Muslims to embrace “a new reading of their religion,” arguing that moderates ought to be more outspoken in challenging “sectarian and provocative” stances within Islam. As a case in point, Sako cited an Iraqi imam who recently told his followers that they shouldn’t even shake hands with non-Muslims. Sako called such a stance “simply unacceptable”. On the sensitive question of Muslim converts to Christianity, Sako appeared to counsel prudence. “Personally, as a priest or a bishop, I have no right to refuse anyone who wants to be a Christian,” he said, “but the situation is dangerous.” “We have to find ways to help these people live their faith in a situation in which there’s no freedom,” Sako said.

http://pravmir.com/iraqi-catholic-leader...

In De Godsdienst van Israel (Vol.I, p.111) Kuenen confesses that, «The familiar intercourse of the divinity with the patriarchs constitutes for me one of the determining considerations against the historical character of the narratives. » In the first quotation Kuenen says that even one supernatural event makes our view inexact. In the second he says that because God speaks to Abraham, Hagar, Isaac, and Jacob (the patriarchs), that is proof that the Books of Moses are not historical. Julius Wellhausen, one of the originators of the Graf-Wellhausen theory, ridicules the account of the miracles that occurred at Sinai when God gave Moses the law (on the tablets) with the scornful exclamation, «Who can seriously believe all that?» 64 Many modern teachers continue to hold and teach these same ideas because of their continued unbelief in Miracles. Langdon B. Gilkey, from the University of Chicago, writing in 1962, describes the Biblical account of the entire Exodus-Sinai experience as, «the acts (which the) Hebrews believed God might have done and the words he might have said, had he done and said them – but of course we recognize he did not. » Referring to the Hebrews» crossing of the Red Sea, Gilkey goes on, «We deny the miraculous character of the event and say its cause was merely an East wind, and then we point to the unusual response of Hebrew faith.» 65 In these few quotations we see that miracles are considered impossible: the very miracles which we mentioned are all denied. It is impossible that God would have spoken to Abraham. It is impossible that Moses could have received the Law from God. No miracle was done, when by the power of God the Red Sea was divided and then closed again, drowning Pharaoh and his army. The logical result of such a theory was not lost on Yusuf Ali. On page 283 of his translation of the Qur " an he warns, «The view of the school of Higher Criticism is radically destructive. According to Renan it is doubtful whether Moses was not a myth. ...we reject the premise which we believe to be false, viz., that God does not send inspired Books through inspired Prophets. »

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-qur-...

22 For a complete discussion of all these verses on meteors and meteorites, see Chapter II of Section 4 37 For the equivalent Arabic word ma-» pl. miya- Wehr " s Dictionary gives water, liquid, fluid, and juice 45 When speaking of one Hadith or several, one uses the singular or plural in English. When speaking of all the traditions as a «text» one employs the singular as a collective noun. 49 Whenever a Hadith is memorized, the Isnad, the supporting chain of people who passed on the information is memorized and often quoted with the text. In the above quotation the author has given only the original witnesses and omitted the chains 53 To me it seems that the word «it» marked with a refers to the Qur " an. The context (verse 10) speaks of a being who «revealed unto his slave that which he revealed.» That the Hadith is intended seems doubtful 56 «Human» in the sense that a human decision is involved as to whether it is a «weak» or a «strong» Hadith. 57 Most of this section is taken from The Integrity of the Bible according to the Qur " an and the Hadith, by Ghiyathuddin Adelphi and Ernest Hahn, Henry Martyn Institute, Hyderabad, 1977, p. 29–38, and is used by permission of the authors 59 This Hadith seems incredible to Christians. Why was Muhammad angry when brought the Torah? Why would he not want to rejoice in the Word of God given to Moses? Jesus was always appealing to the Torah-Old Testament and rebuked the Jewish leaders for not looking in it to see where it spoke of him. John 5:39–40,45–47 62 Bukhari, Sahih, Kitab al-Shahada, No 29, as noted in J.W. Sweetman, Islam and Christian Theology, Part One, Vol. II, Lutterworth Press, London, 1947, p. 139 65 Cosmology, Onthology, & the Travail of Biblical Language, Concordia Theological Monthly, Mar. 1962, Vol 33, pp. 148–150 67 Bucaille, op. cit., p. 18. He writes, “It is probably a work from the Maccabean period, second century B.C.” Fragments of Daniel found among the Dead Sea Scrolls now prove this is impossible. The previous manuscript from which the copy in our possession was made could not have been later than the 4th century B.C., or at least 200 years before the Maccabeans

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-qur-...

Рубрики Коллекции Правда ли, что после таинства Соборования человек вскоре умирает? 3 мин., 18.03.2022 Поделиться Нет. Представление о том, что соборование — семикратное помазание освященным маслом — совершается над тяжело больным человеком в преддверии его возможной кончины сформировалось с течением времени и не соответствует изначальному смыслу таинства. Последнее имеет евангельское происхождение, т. е. было установлено Самим Господом Иисусом Христом, и изначально совершалось над больными людьми для их исцеления. Из Евангелия от Марка мы узнаем, что апостолы, будучи посланы Христом для благовествования, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли  (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкретную инструкцию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему  (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборования обязано своим названием — апостол указывает, что таинство совершается несколькими священниками, т. е. соборно. Другое его название — елеосвящение, от греческого слова елей, т. е. масло . Чин таинства Соборования развивался постепенно. В первые века он представлял собой благословение масла с чтением специальной молитвы и его последующее использование для помазания больных. Поначалу таинство совершалось на дому, куда по просьбе болящего приходили священники. Однако с VI века его совершение перемещается в храмы, а чинопоследование усложняется, в него входят другие молитвословия, а также чтения из апостольских посланий и Евангелия. Наконец, к XV веку богослужебный чин Соборования сформировался в привычном нам виде. Откуда же взялось мнение, что соборование совершается только перед смертью? Судя по всему, оно имеет западное происхождение. Вплоть до Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в Католической Церкви Соборование называлось Extrema Unctio, или «последнее помазание», поскольку занимало последнее место в перечне других помазаний, совершаемых, например, во время крещения или при рукоположении в священный сан.

http://foma.ru/pravda-li-chto-posle-tain...

Старец Филарет Карульский. Фото: Pávlos Mylonás, 1959 По рассказам отца Даниила из братства Данилеев, старец Филарет (1872–1962) был одним из начальников монастыря Ставроникита. Но ушел отсюда, поскольку в те времена это был идиоритмический монастырь, и жизнь отцов братства в нем оказалась не той, о какой думал отец Филарет. Он ушел, чтобы обрести больше безмолвия и мира душевного, достигнуть совершенного покоя ума и посвятить себя тому, чего желала его душа, – умной молитве. Таким образом, он ушел в Пустыню, в Карулию, и поселился в уединенной каливе. У него было специальное образование, ибо он поступил в монастырь в зрелом возрасте, сознательно выбрав монашество и отказавшись от супружеской жизни, которая причастна многим попечениям и волнениям и зачастую отдаляет от Бога. Он был воздержан, спокоен и мало говорил; непрестанно молился и неустанно изучал Священное Писание, писания святых отцов, постигал наставления и Божественные смыслы жизни Господа нашего Иисуса Христа. День и ночь размышлял о величии любви Бога и Отца к человеку мятежному и неблагодарному, о том, что Бог ради него пожертвовал Сыном Своим Единородным, Который добровольно, в Божественном домостроительстве Своего воплощения, согласился принести Себя в жертву, чтобы спасти род человеческий от рабства греху. День и ночь размышлял о величии любви Бога и Отца к человеку Отец Филарет живо представлял себе совершенное снисхождение, бескрайнее смирение, ужасные страдания, оскорбления и жуткие мучения, которые Сын Единородный и Слово Божие претерпел как Человек совершенный, и размышлял о любви, которую Он явил, являет и будет являть человеку неблагодарному, злому и убийце. Он восхищался величием, славой, радостью и мирностью ума, которые вдохнул Господь наш Иисус Христос в сердце человека после Своего тридневного Воскресения, когда явился ученикам Своим, святым апостолам, и сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), и: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22–23). Так Он приготовил жилище для Параклита, начинателя таинства, очищающего и освящающего, для Святого Духа и Бога всяческих, как Сам сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

http://pravoslavie.ru/126421.html

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». (Откр. 6: 9-10, 11)      Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом: “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое... ” (Лк. 21: 12) ? Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью ещё с апостольских времен. Для России час испытания её веры, час подвига за Христа пришёл в XX веке… За семьдесят лет земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников А для России час испытания её веры, час подвига за Христа пришёл в XX веке… В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников». Старец ещё говорил: «На конец 1922 года было расстреляно по суду 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 1447 монахинь и послушниц. Это перечень лишь тех, чьи “судебные” дела сохранились, а сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убеленных страданием победных ризах». Об одном из таких безвестных рассказал мне игумен Савватий (Рудаков), духовное чадо отца Иоанна. А убиенный без суда и следствия новомученик Стефан приходится ему прапрадедушкой. Бабушка не читала наставлений, она учила внука примером своей жизни и молитвы

http://pravoslavie.ru/77056.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010