Настоятели храма: сщмч. Афанасий Докукин (1935 - август 1936): сщмч. Феодор Дорофеев (1936-1937); Владислав Бобиков (11 февраля 2003 - 9 ноября 2007); Леонид Салтыков (с 9 ноября 2007). http://www.starikovo.ru/ В 2002 году церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Стариково была возвращена верующим в очень тяжёлом состоянии и находилась в таком виде ещё в течение 8 лет. Восстановление храма началось в начале 2010-х гг., но основные реставрационные работы проводились с 2012 под руководством архитектора-реставратора, руковдителя проектной мастерской Патриаршего Архитектурно-реставрационного центра Троице-Сергиевой лавры - Сергея Александровича Гаврилова и окончилась (внешний ремонт) в 2018 году. В настоящее время ведутся внутренние отделочные работы. С сайта: http://museum-taldom.m.o.muzkult.ru/starikovo История Казанской церкви в деревне Иванцево Талдомского городского округа неразрывно связана с соседним селом Веретьево, где до 2012 года находился известный памятник подмосковного деревянного зодчества – храм великомученика Георгия Победоносца. Георгиевская церковь в Веретьево была построена в 1778 году, сохраняя в своем облике черты церковных построек более ранней допетровской эпохи. К середине XIX века кладбищенская церковь уже не могла вместить всех прихожан, поэтому в 1858 году по инициативе жителей села Стариково был возведен новый приходской храм. Главный престол каменной церкви получил посвящение в честь Казанской иконы Божией Матери, а его приделы – во имя великомученика Георгия и святителя Николая Чудотворца. Село Куточ (Кутач, Веретьево, Веретня) на реке Дубне являлось старинной вотчиной Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова. В писцовых книгах 1627 года среди вотчин этой обители упоминается «погост промеж рек Дубны и Пази, а на погосте церковь Христова мученика Георгия деревянная верх шатром, в церкви деисус, двери царские, образы местные, и ризы, и книги и всякое церковное строение мирское…» Точная дата появления Борисоглебского монастыря неизвестна, но по одной из версий, начало его существования может относиться ко второй половине XIIbeka: времени основания подмосковного города Дмитрова.

http://sobory.ru/article/?object=03836

В начале 1930-х гг. около 1,4 тыс. еврейских иммигрантов прибыло в Биробиджан из-за рубежа: США, Аргентина, Европа, Эрец-Исраэль и другие страны и регионы мира. В 1934 году с образованием Еврейской автономной области Биробиджан становится ее административным центром. 2 марта 1937 года рабочий поселок Биробиджан получил статус города. Город был защищён от затопления полыми водами дамбой-дорогой. В 1940-начале 1950-х годах застройка велась разбросанно, а в 1956 году был разработан проект планировки центральной левобережной части, по которой создана регулярная система площадей и улиц, идущих параллельно и перпендикулярно реке Бира. По генеральному плану 1965 года на берегу реки был построен новый городской центр и жилые комплексы с обращёнными к реке общественными центрами. Население города росло вплоть до начала 1990-х, после чего пошло на убыль. Статистика Религия С середины XIX века, с присоединением Приамурья к России, эти земли вошли в состав Камчатской , а с 1899 года - Благовещенской епархии. К началу 1920-х годов известно о существовании 24 православных храмов и походных церквей и 22 часовен на современной территории области. Все храмы и часовни были деревянными и в ходе богоборческой кампании полностью уничтожены. К 1936 году на современной территории области уже не оставалось ни одного храма. Возрождение православных приходов автономии началось в Биробиджане . Первый приход в ЕАО был зарегистрирован в марте 1992 года - приход во имя апостола Иакова, брата Господня , расположившийся в бывшем старом деревянном здании бывшего народного суда (ул. Кирова, 4). Территория ЕАО носила статус Биробиджанского благочиния и входила в состав Хабаровской епархии . 7 октября 2002 года была образована самостоятельная Биробиджанская епархия . Храмы Использованные материалы   Статья народной энциклопедии городов и регионов России Мой Город, Редакция текста от: 03.07.2016 15:59:37 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17356.html

В 1930-х годах в Симферополе, как и по всему Крыму стали закрываться храмы и другие культовые сооружения. В те годы были закрыты соседний собор Петра и Павла, а Александро-Невский кафедральный собор в ночь с 26 на 27 сентября 1930 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, был варварски взорван. Опасность нависла и над Свято-Троицким храмом. Из собора уже были изъяты церковное имущество и особо ценная утварь, а так же оклады из драгоценного металла и ризы с образов. Священники, в лице епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича)(возглавлял кафедру в 1931-1937 гг.) и протоиерея Николая (Мезенцева), вставшие на защиту собора и способствовавшие сокрытию церковных ценностей, были репрессированы. После подрыва Александро-Невского собора и закрытия Петропавловского собора, статус кафедрального перешёл к Свято-Троицкому храму. В 1933 году власти города хотели закрыть и его, переоборудовав под детский интернат, но греческая община города, в большинстве своём состоявшая из подданых Греции, ходатайствовала в Москву об отмене этого решения, и для храма сделали исключение, так как властям было крайне невыгодно вступать в конфликт с их государством. В результате Троицкая церковь через год вновь открыла свои двери для верующих. С 1946 года и до самой смерти в 1961 году здесь служил священник Лука (Войно-Ясенецкий), который впоследствии был причислен к лику святых. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Керчи в 1877 году. Блестяще окончив Киевский медицинский университет, занимался научной деятельностью и мог бы стать всемирно известным медиком. Но Господь распорядился иначе. В 1921 году он принял сан диакона, а в 1923-м постригся в монахи с именем апостола и евангелиста Луки, одновременно получив от патриарха Тихона наказ не оставлять медицину. Три ареста, 11 лет тюрем и ссылок и Сталинская премия 1-й степени за монографию " Очерки гнойной хирургии " (1943), тяжелейшая работа госпитального хирурга и параллельное служение в храме - таковы вехи удивительной биографии святителя Луки. Скончался архиепископ Лука в 1961 году, а 22 ноября 1995 года, УПЦ причислила архиепископа Луку к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в Свято-Троицкий собор, а в 2000 году РПЦ причислила святителя к сонму новомучеников и исповедников. Так как Свято-Троицкий собор был кафедрой будущего исповедника святителя Луки, то с 20 марта 1996 года в храме пребывают его мощи. В 2002 году греческие священнослужители подарили монастырю серебряную раку для хранения мощей святителя Луки, от которых верующие люди до сих пор получают исцеления после молитв к святителю.

http://sobory.ru/article/?object=08801

Телешово. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь. Не действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1908 и 1912. Архитектор:М.К. Приоров Адрес: Московская обл., Лотошинский р-он, с. Телешово Координаты: 56.21778, 35.9895 Изменить описание Добавить фотографии Автор: Воронов Юрий Викторович Снято: 15 июля 2002 Добавлено: 21 декабря 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревня Телешово издавна находилась в приходе Введенской церкви с. Спирово, Волоколамского уезда. В 1908-1912 гг. по проекту М. К. Приорова на средства прихожан при сельской школе была построена каменная церковь. Поздний образец культового строительства, присущего псевдорусскому стилю, пятиглавый храм, с граненым алтарем и большими арочными окнами, отвечал новейшим требованиям общественного сооружения. Здание завершала трехъярусная башня колокольни с расширенным основанием и восьмигранником звона. Его стены украшал кирпичный декор, восходящий к формам XVII в., отчасти, к народным узорам вышивки, с применением зубчиков, пояса из ширинок, подзоров. Деревня и храм пострадали от пожара. В 1937 г. храм закрыли. Единственный настоятель архимандрит Клавдий (Смирнов) в 1941 г., в возрасте 78 лет, был взорван гранатой у стен церкви, ныне причислен к лику святых. После войны был уничтожен чудесный иконостас из белого и зеленого мрамора, с живописными образами на металлических листах с чеканкой. 6 июня 1999 г. в церкви возобновились богослужения. После обретения могилы убиенного архимандрита Клавдия, в храм были возвращены старые иконы: «Воскресение Христово», «Всех скорбящих Радость», шестикрылый Серафим, «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы». http://archiv.lotoshino.org/lot_blag/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение 9 мая 2005 года рухнули вовнутрь две стены – северная и южная. Ныне от многострадальной Всехскорбященской церкви остались руины. Уцелели только колокольня и восточное окно алтаря. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09977

Лихославль. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Автор: Алексей Кротов Снято: 3 января 2016 Добавлено: 2 мая 2016 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основанный и освященный в 1887 году, храм имеет три придела: центральный — в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, левый — в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, и правый — святителя Николая Мирликийского и Сергия Сребрянского. Успенская каменная церковь возведена на средства прихожан и купца Зверькова. В 1890 году в храме по сторонам главного алтаря были обустроены и освящены два престола: Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. В 1899 году началось строительство трапезной и колокольни, которые были завершены в начале ХХ века. Строилась Успенская церковь целых 40 лет. В 1937 году храм был закрыт, купол разобран, настоятель (протоиерей Александр Дамаскин) расстрелян. В годы Великой Отечественной войны в здании церкви располагался кинотеатр, позднее — парашютная вышка. В пятидесятых годах была разрушена и гордость церкви — сладкозвучная колокольня. По рассказам старожилов, храм пытались взорвать 3-4 раза, но ничего не вышло. Впоследствии церковь превратили в склады. В 1980-х годах сделали инкубаторскую станцию, позднее - здание РАЙПО. Так года три находилась церковь Успения Пресвятой Богородицы без окон и дверей, в ужасном состоянии. В 1989 году была образована община Успенской церкви. Храм начал восстанавливаться: покрыли крышу, вставили рамы, поставили леса. 15 сентября 1991 года отслужили первый молебен. В 1998 году началось восстановление колокольни. Весной 2002 года храм был освящен Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором. По материалам официального сайта Тверской епархии Недалеко от железной дороги Москва-Санкт-Петербург стоит величественная Успенская церковь. Храм представляет собой памятник архитектуры 19 века. Церковь строилась с 1885 по 1887 гг. по проекту губернского архитектора К.К. Гельбига. Кирпичный храм получился несколько вытянутым с востока на запад, основной объем низкий, увенчан восьмигранным барабаном с небольшим шатром. Декоративное решение фасадов эклектично: используются произвольно трактованные мотивы национальной архитектуры. В ней имелось три придела, главный из которых, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй - во имя бессребренников Космы и Дамиана, а третий - во имя Сергия Сребрянского и святителя Николая Мирликийского. Возведение Успенского храма происходило на собранные прихожанами денежные средства, при этом значительный вклад произвел купец Зверьков. В 1899 году была достроена колокольня и трапезная. При строительстве храма жители одной деревни занимались доставкой глины, а другой - подвозили огромные валуны с полей, которые впоследствии стали основанием храма. 

http://sobory.ru/article/?object=04495

Отошел ко Господу один из старейших клириков Пермской епархии протоиерей Иоанн Патласов 14 апреля 2022 г. 14:34 13 апреля 2022 года, на 85-м году жизни, отошел ко Господу один из старейших клириков Пермской епархии протоиерей Иоанн Патласов. Отпевание новопреставленного священника состоится в храме Успения Божией Матери города Перми 15 апреля по окончании Литургии (ориентировочно в 11.00). Иоанн Владимирович Патласов родился 28 октября 1937 года в деревне Тарнобоево Березовского района Пермской области в православной семье. В 1955 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, где проучился два года. В 1957 года женился на дочери священника Вере Ивановне Ахидовой. 21 июля 1957 года был рукоположен в сан диакона к храму святителя Николая села Кольцово (Пермский район Пермского края). 27 сентября 1957 года был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Свято-Троицкого храма села Троица (Сергинский район Пермского края). 30 июля 1965 года назначен штатным клириком Николаевского прихода города Кизела. 15 июля 1974 года назначен настоятелем Иоанно-Богословского храма города Чердыни. 15 ноября 1974 года назначен вторым священником Митрофаниевского храма города Добрянки. 17 ноября 1977 года назначен штатным клириком Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми. 1 марта 1983 года назначен настоятелем Всехсвятского храма города Перми. 13 января 1993 года назначен ключарем Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми. 2 января 1996 года назначен благочинным храмов Пермского округа. 16 октября 1997 года назначен настоятелем храма Успения Божией Матери города Перми с сохранением обязанностей благочинного храмов Пермского округа. 25 августа 2000 года назначен благочинным Пермского церковного округа. 20 августа 2002 года назначен членом Епархиального совета, председателем богослужебной комиссии и членом комиссии по церковному имуществу. С 2003 по 2004 годы исполнял обязанности настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» города Осы. 7 июля 2007 года освобожден от обязанностей благочинного храмов Пермского церковного округа. 15 апреля 2008 года освобожден от должности настоятеля Успенского храма г. Перми. В 2008-2009 гг. исполнял обязанности настоятеля и председателя приходского совета Свято-Троицкого храма с. Троица Пермского района. До последнего времени был штатным клириком Успенского храма г. Перми.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Бесстолпный крестово-купольный одноапсидный 5-главый храм имеет граненое шатровое завершение, увенчанное луковичными маковками на граненых шейках. Роль колоколен выполняют угловые башенки. Динамичность постройке придают повторяющийся мотив плавной дуги закомар, арок колоколен с одной стороны и вертикальная ориентация пилястр, продолговатых оконных проемов, заостренных кокошников, профиль шатров - с другой. Позолоченный иконостас храма был выполнен в С.-Петербурге в мастерской А. И. Тура, пол выложен из натурального камня, в алтаре настелен дубовый паркет. Из столицы была доставлена богатая утварь, книги; отлиты 10 колоколов (благовестный весил 192 пуда). Храмовая икона свт. Николая Чудотворца с капсулой, в к-рой находилась земля из гробницы святого, была привезена из церкви Мир Ликийских. В янв. 1891 г. наследники Дягилева продали Николаевский завод Н. Д. Сибирякову, крестьянину Таушинской вол. К 1917 г. в штате храма состояли священник и диакон. В 1937 г. церковь была закрыта, в 50-х гг. XX в. в ее подвале устроено хранилище картофеля и зерна; богатое внутреннее убранство храма было утрачено, разрушены амвон, иконостас. В 2-этажном кирпичном доме настоятеля находилась школа. В 1989 г. Никольская ц. была поставлена на гос. учет как памятник архитектуры обл. значения. 14 окт. 1995 г. указом еп. Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка) настоятелем храма был назначен свящ. Алексий Носов, 20 марта 1996 г. принявший монашеский постриг с именем Амвросий. Ему была поручена организация при храме жен. обители. В кон. лета 2000 г. были отлиты и освящены 12 колоколов для звонницы Никольского храма. В 2002 г., после завершения основных ремонтных работ, церковь была освящена архиеп. Пермским и Соликамским Иринархом (Грезиным) . В 2-этажном сестринском корпусе, переданном обители местным колхозом, освящена домовая ц. в честь Иверской иконы Божией Матери; на 1-м этаже устроены монастырский музей и б-ка. Рядом с Никольским храмом находится источник с надкладезной часовней, освященный во имя свт. Николая Чудотворца. Восстановлен исторический липовый парк с сохранившимся на его территории «барским погостом», на месте разрушенного кладбищенского Казанского храма поставлен деревянный поклонный крест. На территории обители находятся также баня, хозяйственный двор, имеются огороды, 6 га земли отведено под покосы. К обители приписано неск. окрестных часовен, в т. ч. в деревнях Емаш-Павлово и Атняшка. В 2004 г. по благословению еп. Пермского Иринарха (Грезина) Н. Ч. м. организовал воскресную школу в г. Чернушка.

http://pravenc.ru/text/2566162.html

Село расположено при реке Буй; местность ровная, несколько низменная, безлесная. В приходе две церковно-приходские школы, одна в дер. Большом Пильмучаше в 7 верстах, другая в починке Орловском в 9 верстах. Четыре земские школы: в селе, в починке Соловьеве, в дер. Калесье, в дер. Малинкиных и одна братская школа в дер. Токшуре. Главное занятие прихожан землепашество, а подсобные плотничество, столярство и отхожий промысел. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г .» Церковный приход в селе Косолапово Уржумского уезда Вятской губернии был открыт в 1836 г., в 1838 г. здесь была построена деревянная церковь с престолами в честь святителя Николая чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В конце 70-х гг. XIX в. на средства прихожан в селе построили каменный храм уже с тремя престолами: во имя святителя Николая чудотворца, освящен в 1880 г., и преподобного Сергия Радонежского в 1884 г. в теплом храме, а также в 1903 г. освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы холодный храм. В храмовой архитектуре широко использованы декоративные формы древнерусского зодчества. В 1915 г. к церкви села Косолапово был приписан часовенный храм в честь святителя Николая чудотворца в деревне Пумари и часовня во имя Казанской иконы Божией Матери в деревне Часовенная. На территории прихода работали церковно-приходская и пять земских школ, окормляемых духовенством Свято-Никольского храма. В 1937 г. церковь была закрыта, колокольня разрушена, здание перестроено под общежитие школы-интерната. В октябре 1998 г. здание храма было возвращено церкви, в июле 2000 г. здесь совершили первое богослужение, а в 2002 г. приступил к служению нынешний настоятель храма протоиерей Александр Милютин. Но церковь до сих пор находится в стадии восстановления: проведена газификация, идет реконструкция. Служба проводится в приделе Николая, Мирликийского чудотворца, так же пока не освященном. В настоящее время к церкви приписана часовня в честь Покрова Божией Матери, расположенная в деревне Иштыра. На месте разрушенного часовенного храма в честь святителя Николая чудотворца в деревне Пумарь поставлен поклонный крест. Каждый год после Пасхи к нему совершается крестный ход, служится молебен на марийском языке. На расположенном неподалеку источнике святой мученицы Параскевы-Пятницы служится водосвятный молебен.

http://sobory.ru/article/?object=26296

Была похоронена на Владыкинском кладбище. В 60-х гг. ХХ в. в связи с реконструкцией подъездных путей железной дороги большая часть старого Владыкинского кладбища была снесена. Часть останков из вскрытых могил перенесли на Долгопрудненское кладбище, однако могила М. в их описи не значится. Точное место ее захоронения остается неизвестным. М. была причислена к лику местночтимых святых Рязанской епархии резолюцией патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 апр. 1999 г. Прославлена для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 10719; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; Оп. 245б. Д. 69; Ф. Р-6775. Оп. 1. Д. 75; Ф. Р-5. Оп. 2. Вн. 1. Д. 5, 146. Лит.: Житие св. блж. Матроны Анемнясевской/Сост.: свящ. Н. Правдолюбов, В. Правдолюбов. М., 1999; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в. Рязань, 2002. С. 169-187; ЖНИР. Июнь. С. 404-407; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., и др. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 189-200. Игум. Дамаскин (Орловский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Цицеронов (1893 - 1938) свящ., сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2562614.html

Во время второй мировой войны Загребский архиеп. Алоизий Степинац (1937-1960) поддержал создание НГХ и стремление хорват. католич. епископов обратить в католичество правосл. сербов, проживавших на территории этого гос-ва. Когда начались репрессии, он выступил против насилия над сербами, но это не повлияло на положение. В 1946 г. архиеп. Алоизий за сотрудничество с оккупационными властями был приговорен к 5 годам тюрьмы. Через 2 года он был освобожден и возведен в сан кардинала - это вызвало временный разрыв отношений между Белградом и Ватиканом (восстановлены в 1966 усилиями Загребского архиеп. кард. Франьо Шепера ). В 1945-1948 гг. при проведении аграрной реформы в Югославии у Загребского католич. архиеп-ства было изъято более 70% земель. В 1991 г. Загребский католич. архиеп. Франьо Кухарич поддержал движение за независимость Хорватии от СФРЮ и в том же году создал католич. епископскую конференцию Хорватии. В 1992 г. в Загребском ун-те был открыт католич. теологический фак-т. 10-11 сент. 1994 г. в честь 900-летия основания архиеп-ства впервые состоялся визит в З. папы Римского Иоанна Павла II . 2-4 окт. 1998 г., несмотря на протесты СПЦ, папа вновь посетил З. и возглавил торжества по поводу беатификации кард. Алоизия Степинаца. В июле 2002 г. в Хорватии был принят закон о реституции, по к-рому гос-во постепенно возвращает Загребскому архиеп-ству национализированное имущество. В наст. время в состав Загребского архиеп-ства входят Джяковское, Сремское, Пожегское, Вараждинское и Крижевецкое еп-ства, кафедру возглавляет кард. Йосип Бозанич (с 1989). До сер. ХХ в. особенностью богослужения во мн. храмах и мон-рях Загребского архиеп-ства являлось использование т. н. глаголического обряда - лат. обряда на церковнослав. языке с использованием древней слав. азбуки глаголицы . Обряд был неотъемлемой частью хорват. национальной культуры, но из-за начавшихся после Ватиканского II Собора литургических реформ и перевода богослужения на совр. хорват. язык к наст. времени он почти полностью вышел из употребления.

http://pravenc.ru/text/182461.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010