В наст. время Православие исповедует большая часть верующих русских, украинцев и белорусов, а также мордва, чуваши, удмурты, часть татар. Коренные народности Прибайкалья (зап. буряты, эвенки и тофалары) со времени вхождения края в состав России были в значительном числе крещены, но сохранили мн. элементы прежних верований: промысловых, семейно-родовых культов и шаманизма. Такое двоеверие существует и сегодня у эвенков и тофаларов. Буряты после издания 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в подавляющем большинстве вернулись в буддизм. Храмы РПЦ посещают живущие в И. о. правосл. грузины, а также армяно-григориане. Старообрядчество В отличие от Забайкалья, где старообрядцы проживают компактно, в И. о. они малочисленны - 0,01% верующего населения. Старообрядчество исторически представлено в И. о. Русской православной старообрядческой церковью (РПСЦ) (см. Белокриницкая иерархия ). В 1929 г. насчитывалось 747 старообрядцев в Иркутском окр. и 235 старообрядцев в Тулунском окр. До 1937 г. существовала Иркутско-Амурская епархия РПСЦ с центром в с. Тарбагатай (Бурятия). В 1992 г. действовавшие до 2-й пол. 30-х гг. XX в. Томско-Алтайская, Семипалатинская, Минусинско-Урянхайская и Иркутско-Амурская епархии Белокриницкой иерархии были объединены в епархию Всей Сибири и Дальн. Востока с центром в Новосибирске. В 1997 г. РПСЦ было передано здание в Иркутске, ставшее старообрядческим подворьем. Построенная в 2000 г. на Покровском погосте (близ с. Пивовариха) часовня 19 июля 2002 г. была освящена еп. Новосибирским и всея Сибири Силуяном (Килиным) как храм в честь Покрова Божией Матери в память о существовавшей в Иркутске в 1911-1936 гг. старообрядческой церкви с таким же посвящением. Небольшие старообрядческие группы имеются в Ангарске, Усть-Илимске, Усолье-Сибирском, Зиме и др. В с. Хор-Тагна Заларинского р-на живут старообрядцы беспоповского поморского согласия . В 2008 г. в Иркутске была зарегистрирована община Русской древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы ). Римско-католическая Церковь (РКЦ)

http://pravenc.ru/text/674057.html

В 1922 г. обитель была официально закрыта, последний настоятель поселился в с. Басовка Подгоренского р-на (похоронен на местном кладбище), в 1937 г. арестованы последние иноки. В 1924-1927 и 1931 гг. Белогорским волостным исполкомом все надворные монастырские постройки были распроданы под снос, кирпич использовался при строительстве сельской школы. В 1931 г. по распоряжению Павловского райисполкома был взорван Воскресенский собор. В 30-80-х гг. XX в. к разрушенному Б. м. приезжали богомольцы, во время Великой Отечественной войны в пещерах укрывались от бомбежек местные жители, дислоцировались партизанские группы. В 1997 г. пещерный комплекс был передан Воронежской епархии РПЦ. В освященном во имя св. кн. Александра Невского пещерном храме с 2000 г. служатся молебны и панихиды, в летнее время приезжают паломники. Ведутся работы по восстановлению мон-ря. На месте бывш. Спасского скита 25 дек. 1997 г. решением Свящ. Синода учрежден Костомаровский жен. мон-рь . Общая длина пещер по обмерам 1985 г. составляет более 800 м (в 1817 - 200 м, в 1822 - более 1060, в 1866 - 2186, в 1882 - более 2200 м). Это самые большие по протяженности рукотворные храмовые пещеры во всей центральной части России. К 2002 г. от огромного лабиринта уцелела меньшая часть - ок. 800 м, отделенная от остальных ходов и помещений 7 завалами. В нее ведут 3 входа, расположенных в меловых скалах на высоте от 25 м и выше. От входов в глубь горы спускаются широкие коридоры, высотой ок. 2 м, вырубленные с помощью тесла. По мнению специалистов, «для планировочной структуры пещерных ходов Белогорья характерны частые крестообразные пересечения довольно коротких отрезков коридора... встречаются места, где отрезки длиной в 20-30 м, не прерываемые никакими нишами или перекрестками, делают четкий излом под прямым углом. В таких тупиковых отрезках располагались многочисленные молельни или часовни; торец отрезка имеет нишу для иконы, более чем на половине протяженности ходы идут наклонно. Разнообразие уклонов позволяет связать ходы в трех уровнях в очень сложный лабиринт. Кельи... в плане квадратные либо прямоугольные, располагаются по стенам коридора. В некоторых из них помимо лежанок были и печи. Исключение составляет наиболее крупное помещение в противоположной храму стороне комплекса. Квадратное пространство усложнено с трех сторон широкими нишами, а проход в четвертой стене продолжен коротким и довольно широким коридором, который пересекает два поперечных хода и заканчивается тупиком. Можно предположить, что здесь предстояло устроить второй подземный храм» ( Плужников. С. 111-112).

http://pravenc.ru/text/77930.html

28.Рузский район Димитрие-Солунский храм (г. Руза) Храм построен в 1792 г. тщанием мещанина Михаила Дмитриевича Брюшкова. Два придела пристроены усердием помещицы Рузского уезда Елизаветы Петровны Арсеньевой в 1848 г. Церковь каменная, с такой же колокольней. Престолов три: во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Нерукотворного Образа Спасителя и иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Невысокий восьмигранный столп храма перекрыт плоским сомкнутым сводом. Стоящий на нем меньший по объему восьмерик с главой, некогда сквозной, служил звонницей. На ярус звона вела внутристенная лестница. Фасады завершены чередующимися лучковыми и треугольными фронтонами. Боковые приделы и колокольня возведены в 1848 г. В 1937 г. храм закрыли, разместив в нем артель по изготовлению валенок. Духовенство репрессировали. Колокольню использовали как парашютную вышку, затем снесли. В 1970—1980-е гг. в храме располагался промкомбинат. Храм вновь открыли в конце 1989 г. В 1990—1999 гг. шло активное возрождение прихода. Каждая организация в Рузском районе внесла в возрождение храма свою лепту. В 1995 г. открылась детская воскресная школа и школа ремесел, создан детский хор. 20 мая 1995 г. храм освятил архиепископ Можайский Григорий. В 1996 г., когда образовалось Рузское благочиние, храм стал его центральным приходом, а настоятель храма — благочинным Рузского округа. К 2000 г. храм практически восстановлен. В 2002 г. при средней школе 3 Рузы старанием настоятеля и прихожан храма, а также при помощи местной администрации образованы православные гимназические классы с дополнительным обучением «Основам Православной культуры». Адрес: г. Руза, Рузский район, ул. Дмитровская Телефон: (496) 272-49-44 (факс) 29.Сергиево-Посадский район Свято-Троицкая Сергиева Лавра (г. Сергиев Посад) Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. Без малого за семь столетий она стала и образовательным центром, и военной крепостью, и местом сосредоточения русских подвижников, и местом тёплой молитвенной помощи каждому уповающему. Кто причащался в Лавре хотя бы раз, увёз её в своём сердце навсегда. Это место, несмотря на многолюдство, центр умиротворённого покоя, духовной чистоты и здоровья.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Спасо-Преображенский собор (Овруч) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор — православный храм в честь Преображения Господня, находится в городе Овруч Житомирской области. Содержание История [ править править код ] В 1678 г. на месте нынешнего Спасо-Преображенского кафедрального собора был возведен иезуитский коллегиум и костел. При закрытии в 1773 г. ордена иезуитов костел перешел в ведение униатского ордена монахов-базилиан, в 1831 г. — стал православным городским собором, а в 1937 г. был уничтожен. После учреждения Овручской епархии УПЦ (1993), в 1990–2001 гг. на старых фундаментах возведен новый собор, обретший статус кафедрального. Облик храма отличается от прежнего и сочетает мотивы разных стилей давнего зодчества: корпус в виде базилики увенчан с западного торца высокой колокольней, а посредине — могучим 5-главием. Святыни [ править править код ] Святыней храма является рака с частицей мощей прмч. Макария Овручского, Каневского и Переяславского (Токаревского) (†1678) . Уроженец Овруча, он в нач. XVII в. стал постриженником и настоятелем местной Успенской обители, известной с XVI в. (не сохранилась). После ее разорения он был назначен настоятелем монастыря в Каневе, где стал известен даром исцелений и прозорливости. Предсказав время и обстоятельства своей кончины, прмч. Макарий был убит напавшими на Канев крымчаками. В 1688 г. мощи подвижника обрели и перенесли в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий), с 1942 г. они пребывают в Черкассах. В нач. XX в. частица мощей прмч. Макария была вложена в раку, изготовленную для установки в Овруче. На некоторое время ее поставили в старом Спасо-Преображенском соборе, но вскоре перенесли в храм свт. Василия, откуда в 2002 г. она перенесена в новый Спасо-Преображенский собор. Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Местонахождение [ править править код ] Адрес : Украина, Житомирская обл., г. Овруч, ул. Соборная, 18 Телефон: (04148) 3–38–93 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Спасо-Преображенський кафедральний собор (м. Овруч) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Лагань. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 2003 и 2011. Архитектор:В.В. Курбатов Ссылки:   Адрес: Республика Калмыкия, Лаганский район, г. Лагань, ул. Спасская, 1. Телефон: 8 84733 9-29-02 Координаты: 45.386002, 47.357985 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью С сентября 2000 года о.Сергий Крюков является настоятелем храма Святителя и Чудотворца Николая. 29 сентября 2002 года состоялось освящение места под строительство нового храма Святителя и Чудотворца Николая правящим архиереем Элистинской и Калмыцкой епархии преосвященнейшим епископом Зосимой. Весной 2003 года началось строительство. В этом году был вырыт котлован, закуплены фундаментные блоки. В следующем 2004 году освящено основание храма, был залит фундамент, закуплены плиты перекрытия. В 2005 году плиты перекрытия уложены на фундамент и возведен цоколь. В течение 2006-2007 г.г. собирались денежные средства, закупались строительные материалы. Весной 2008 года строительство продолжилось. В течение летнего сезона были выложены стены церкви и карниз. В 2009 году были выложены центральная башня и колокольня до шатров, фронтоны, установлена утепленная крыша, покрытая металлочерепицей. В 2010 году изготовлены и установлены шатры, частично оштукатурены стены изнутри. Установлены пластиковые окна, изготовлены и установлены двери. В 2011 году установлены главки с крестами, выложен свод церковного здания, завершена внутренняя отделка стен, проложена электропроводка, уложена половая плитка, проведено отопление, теплый пол, изготовлена центральная лестница с подогревом от обледенения и снега. Перед освящением храма был подарен иконостас. 19 декабря 2011 года храм был освящен епископом Элистинским и Калмыцким Зиновием. Приписные церкви: Источник: сайт храма  http://nikola-elista.prihod.ru/ Официальным годом основания поселка Лагань является 1870 год. И уже в 1873 году была построена Церковь. До нее была часовня. Год ее основания никто не помнит. Небольшая Церковь была построена купцами Спириным и Гориным. Позже силами прихода была возведена пристройка с восточной стороны. В 1910-1914 гг. священником в церкви служил о.Георгий Попов. Одним из последних священников прихода был о.Алексий Тимофеев. В декабре 1937 года он был арестован и через несколько дней расстрелян. Перед самым закрытием церкви некоторое время служба совершалась священником Скворцовым. В дальнейшем он переехал в Ставропольский край и служил священником в с. Таловка.

http://sobory.ru/article/?object=24900

Нижнеманай. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не ранее 1866. Адрес: Тюменская область, Упоровский район, с. Нижнеманай Координаты: 56.050978, 66.768918 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь иконы Божией Матери Владимирская построен в 1866 году и является архитектурным памятником деревянного зодчества второй половины XIX столетия. В приход входило 6 деревень, всего 463 двора. 24 января 1886 года при храме была открыта церковно-приходская школа. В 1908 году здесь служили священник Дмитрий Иванович Косырев, 59 лет, и псаломщик Михаил Андреевич Попов, 27 лет. Просфоры пекла Валентина Яковлевна Плеханова, 38 лет. В 1937 году храм был закрыт. В 2002-2003 гг. стараниями Главы сельского поселения Александра Георгиевича Ильина были начаты работы по восстановлению храма. В данный момент храм требует завершения восстановительных работ: нет отопления, иконостаса, повреждена штукатурка. Тобольско-Тюменская епархия   Церковь в селе деревянная, построена в 1866 году прихожанами, имеет один престол во имя Владимирской Божией Матери. В приходе 6 деревень, всего дворов 463. Прихожан мужского пола 1649, женского пола 1627. Земли усадебной 4,5 дес., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес. Капитал церкви 949 руб. 31 коп. Причт получает проценты с капитала в 30 руб. 75 коп. Жалованья священнику 294 руб., диакону 147 руб., псаломщику 98 руб. Дома причта церковные, построены прихожанами. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. В селе церковно-приходская школа, открыта 24 января 1886 года. Ближайшее село Пятковское (9 верст). Расстояние от Консистории 340 в., от благочинного 12 в., от уездного города 92 версты. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=25298

Дубненско-Талдомский округ Материал из Азбука паломники Храм Рождества Иоанна Предтечи (Дубна) [ править править код ] Храм Рождества Иоанна Предтечи построен в 2003 году по инициативе местных жителей, помощью жертвователя, директора мебельной фабрики Н.И. Захарова, по проекту Владимира и Елены Васильевых. В храмовый комплекс, кроме храма, включены часовня и приходской дом. Весной 2003 года закончено строительство одного из приделов и на Пасху в храме отслужена первая Литургия. С этого времени службы в храме совершаются регулярно, продолжаются и строительные работы. Адрес: Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Владимирская улица, 2а. Телефон: +7 (496) 215 01 03 Подробнее... Казанский храм (Иванцево) [ править править код ] Казанский храм построен в 1858 году стараниями местных жителей вместо старой деревянной церкви XVII века. Кирпичное здание выполнено в стиле эклектики с элементами русско-византийского декора. Является памятником культуры. В храме с 1935 года до самого ареста в ноябре 1937 года, служил первый святой Талдомской земли священномученик Феодор (Дорофеев). В конце 30-х годов храм был закрыт и без попечения постепенно ветшал и разрушался. Возвращен верующим в 2002 году в руинированном состоянии, сейчас восстанавливается и действует. Адрес: Московская область, Талдомский район, деревня Иванцево, д. 31. Подробнее... Михаило-Архангельский храм (Талдом) [ править править код ] Михаило-Архангельский храм построен в 1800 году вместо сгоревшей деревянной церкви XVII века. В 1890-х гг. храм претерпел серьезную перестройку по проекту реконструкции А.П. Виноградова, выполненной в псевдорусском архитектурном стиле. В 1935 году храм закрыли, использовали не по назначению. В 1990 году возвращен верующим. После передачи здания храма и других пристроек к нему, начали совершаться богослужения. В основном храме продолжаются восстановительные работы, и он все более приобретает первоначальный вид. Адрес: Московская область, Талдомский р-н, г. Талдом, ул. Карла Маркса, д. 8.

http://azbyka.ru/palomnik/Дубненско-Талд...

В Костромской епархии вышел в свет альбом «Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря» 1 октября 2008 г. 14:34 Книга издана по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра «Фондом возрождения Ипатьевского монастыря» при поддержке Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» в издательстве «Северный паломник» (г. Москва). Автором-составителем двухтомника стала О.С. Куколевская (при участии А.А. Адашинской и Л.В. Нерсесяна), фотосъемка была осуществлена Н.В. Бурминым и С.В. Обуховым. Книга является последней и наиболее полной публикацией ансамбля фресок одного из известнейших храмов России Троицкого собора (1650-1652 годы) костромского Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря, выдающегося памятника монументальной церковной живописи. Созданная лучшими изографами Костромы: артелями Василия Ильина Запокровского (середина XVII века) и Гурия Никитина Кинешемцева (1684 г.), а также палехскими иконописцами под руководством Николая Сафонова (1912-1913 гг.); сохраненная поколениями насельников Ипатьевского монастыря, реставраторов и музейных работников, стенопись Троицкого собора занимает одно из ведущих мест в церковном искусстве мирового значения. Помимо истории Троицкого собора, истории создания его живописного убранства в книге раскрываются несколько тем, связанных, прежде всего, с программой стенописи, разработанной ведущими церковными деятелями второй половины XVII века для алтаря и четверика собора и продолженной в начале XX века в росписях галерей храма. В связи с предпринятой попыткой раскрытия программы стенописи автор книги, О.С. Куколевская, совместно с искусствоведами Л.В. Нерсесяном и А.А. Адашинской исследовала истоки иконографии наиболее сложных, как в иконографическом, так и в богословском плане композиций стенописи собора. При создании ряда текстов кратких биографических справок по христианским святым, представленным в стенописи собора, также была оказана помощь московскими специалистами в области агиографии. Первая попытка глубокого научного исследования стенописи Троицкого собора была предпринята в 1960-е годы молодым костромским искусствоведом А.В. Кильдышевым (1937-1970). Его статья, впервые опубликованная в одноименном докладе на конференции, посвященной 350-летию Троицкого собора (2002 г.), публикуется в книге. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга людей, интересующихся средневековым искусством. Сайт Костромской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/468286.htm...

После присоединения в 1918 г. Бессарабии к Румынии Д. м. входил в состав Кишинёвской епархии Румынского Патриархата, с 1923 г.-в состав новообразованной Хотинской епархии Румынского Патриархата. В 1925 г. в Д. м. проживало 95 насельников (архимандрит, иеросхимонах, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 37 монахов, в т. ч. 4 рясофорных, и 39 послушников), в 1959 г.- 55 насельников. В Д. м. в 1937 г. принял постриг буд. архим. Софиан (Богиу; † 2002), наместник румын. муж. мон-ря Антим , духовник Бухареста, богослов, иконописец. По благословению Хотинского еп. Виссариона (Пую; † 1964) в Д. м. была основана школа псаломщиков. Возглавлял ее настоятель архим. Евгений (Лай). Помимо богословских занятий и клиросного служения ученики трудились в монастырских мастерских и на др. послушаниях. Согласно протоколу, составленному членами экзаменационной комиссии 7 июля 1925 г., «среда монастырской жизни и внимательное наблюдение директора школы, без лишних формальностей и шума, заметно изменили душевное состояние учащихся и их внешний вид, за такой короткий срок - несколько месяцев. Учащиеся представили удовлетворительно свои знания. Интенсивные занятия, которые прошли, до сих пор замечены нами по слегка уставшим лицам учащихся и преподавательского состава» (НАРМ. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 119. Л. 27-27 об.). В 1925-1931 гг. на территории Д. м. существовала типография. Б-ка Д. м. до закрытия в 1959 г. считалась одной из богатейших среди правосл. книжных собраний Бессарабии, содержала редкие экземпляры богослужебных и духовно-нравственных книг, напечатанных большей частью в Румынии в XVII-XVIII вв. Основной ктитор б-ки митр. Молдавский Вениамин (Костаки) подарил Д. м. «книги, которые были отпечатаны в Яссах и в монастыре Нямц» ( Lovin Glicherie, Protosinghel. Acte de la mnstirea Dobrua (jud. Soroca)//Arhivele Basarabiei. An. II. Nr. 1: Ianuarie-Martie 1930. P. 114). Архив Д. м. находится в монастыре Черника (Румыния). 1 июля 1925 г. по инициативе еп. Виссариона (Пую) в имении Сербешты был основан скит Д.

http://pravenc.ru/text/Добрушский во ...

Советская власть решила уничтожить у людей в России веру в Бога. 1930-е гг. - самый расцвет атеизма, уничтожение священнослужителей и закрытие церквей. До самого последнего момента, до ареста в 1937 г., епископ Афанасий (Федотов) проводил богослужения в Тарбагатайской Никольской церкви. 10 августа 1938 г. властями было принято решение о закрытии Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца, в документе говорится: «передать под медицинские нужды населения села Тарбагатай» (ГАРБ. Ф.Р-248. Оп.3. Д. 207. Л. 84.). Церковь до неузнаваемости переоборудовали и разместили врачебный пункт и амбулаторию. В конце XX в. произошла смена государственного политического строя в стране. Советский Союз распался. Новое правительство в России изменило свое отношение к религии. Запрет на веру в Бога был снят. В 2002 г. на здании бывшей церкви, где располагается Тарбагатайская районная поликлиника, старообрядцы Бурятии установили памятную доску. Знаменательное торжество по этому поводу прошло под руководством старообрядческого епископа Силуяна Новосибирского всея Сибири и Дальнего Востока. В 2010 г. митрополит Корнилий Московский и всея Руси, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви, обратился к Президенту Республики Бурятии В.В. Наговицыну с прошением о возврате Тарбагатайского Никольского старообрядческого кафедрального храма Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии в лоно Церкви. В 2011 г. в Бурятии отмечались знаменательные события для староверов Сибири и Дальнего Востока, посвященные 100-летию со дня образования епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока и 10-летию прославления в лике святых священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. В дни торжеств в селе Тарбагатай Республики Бурятия, при огромном стечении народа рядом с бывшим кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии (где до настоящего времени продолжает находиться районная больница) установлен поклонный крест в память служения в этом храме святого священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. Поклонный крест освятил епископ Силуян Новосибирский и всея Сибири в сослужении с епископом Патермуфием Иркутско-Амурским и всего Дальнего Востока.

http://sobory.ru/article/?object=52998

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010