Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Покровский, свящ. Фотография. 20-е гг. XX в. Анатольевич Покровский (1895, с. Никольское Тихвинского у. Новгородской губ. (ныне дер. Заручевье Тихвинского р-на Ленинградской обл.) - 3.12.1937, Ленинград (по др. данным, Тихвин)), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1916 г. окончил Новгородскую ДС, работал учителем в школе дер. Ивановской Череповецкого у. Новгородской губ., затем в дер. Захожа Тихвинского у. и в г. Тихвине. Был призван в Красную Армию, демобилизован в 1921 г. В 1924 г. Н. был рукоположен во иерея и назначен священником Никольского храма в родном селе - на место ушедшего на покой отца. В 1930 г. за неуплату возложенных на Н. повышенных налогов и неисполнение повинностей у его семьи отобрали дом и все имущество. В нач. 30-х гг. нек-рое время находился в заключении за «саботаж по выполнению госзадания». В 1935 г. Н. добился отмены решения местных органов власти о закрытии Никольского храма, и тот был вновь открыт в 1936 г. Н. пользовался большим уважением односельчан, к-рые даже хотели выдвинуть его на предстоящих выборах кандидатом в председатели сельского совета. С бедных прихожан Н. не брал деньги за исполнение треб. Проникновенно произносил проповеди, во время к-рых верующие нередко плакали. 12 сент. 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Проходил по следственному делу вместе с группой тихвинских священнослужителей, монашествующих и мирян, в т. ч. с игум. прмч. Арсением (Дмитриевым), игум. прмц. Иоанникией (Кожевниковой) , прот. сщмч. Иоанном Сарвом , свящ. сщмч. Василием Канделябровым . Виновным себя не признал и отказался давать показания против др. обвиняемых. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. от 25 нояб. 1937 г. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

http://pravenc.ru/text/2565776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСТРОМСКАЯ И ГАЛИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, образована 16 июля 1744 г. по указу имп. Елизаветы Петровны . В наст. время территория К. и Г. е. совпадает с границами Костромской области . Кафедральный город - Кострома, кафедральный храм - Богоявленско-Анастасиин собор костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря . Правящий архиерей - еп. Ферапонт (Кашин; на кафедре с 25-26 дек. 2013). Епархия разделена на 16 благочиннических округов. На 23 дек. 2014 г. в К. и Г. е. имелось: 194 прихода, 184 священника, 27 диаконов, 11 мон-рей (3 мужских, 8 женских). При ЕУ работают отделы: церковной благотворительности и социального служения, религ. образования и катехизации, по делам молодежи, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, информационно-просветительский, миссионерский, по тюремному служению, юридическая служба, центр защиты семьи, материнства и детства в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Территория Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. Фотография. 2002 г. При создании К. и Г. е. в 1744 г. в ее состав вошли Костромская пров. Московской губ. (Костромской и Любимский уезды) и Галичская пров. Архангелогородской губ. (Галичский, Унженский, Чухломский и Солигаличский уезды). В 1787 г. вслед. Высочайшего повеления о совпадении границ епархий с границами губерний Любимский у. отошел Ярославской епархии. В 1796 г. в состав Костромской губ., а следов., и епархии вошли Кинешемский, Лухский и Юрьевецкий уезды. С этого момента и до 1936-1937 гг. территория К. и Г. е. оставалась неизменной, несмотря на значительные изменения границ Костромской губ. В 1918 г. Кинешемский, Юрьевецкий уезды и большая часть Нерехтского у., а в 1922 г. и Макарьевский у. отошли Иваново-Вознесенской губ. В 1922 г. в состав Нижегородской губ. вошли Ветлужский и Варнавинский уезды. 27 июля 1922 г. Ковернинский у. был упразднен, его территория распределена между Юрьевецким у. Иваново-Вознесенской губ. и Варнавинским и Семёновским уездами Нижегородской губ. Однако в церковном отношении эти территории оставались в подчинении К. и Г. е. и управлялись ее викариями - епископами Кинешемскими и Ветлужскими. После перевода Кинешемского еп. Бориса на другую кафедру в 1936 г. и ареста 6 авг. 1937 г. Ветлужского еп. Неофита (Коробова) (расстрелян в нояб. 1937) вик-ства не замещались и фактически прекратили существование.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Торжок. Церковь Власия. Власьевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые эта церковь упоминается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя священномученик Власей Епискуп Саватийский древян клецки, да в приделе Пётр Митрополит ... строение мирское того приходу посацких людей». Каменное здание церкви было построено в 1721 г. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, но в народе по привычке храм именовался по боковому приделу Власьевским. В 1815 г. в церкви обновлялись настенная живопись и иконы. Храм был закрыт в 1937-1939 гг. В наши дни бывшее здание Власьевской церкви представляет из себя руины. Дело в том, что ещё в 1956 году решением Горисполкома ветхое здание храма было передано Райпотребсоюзу для сноса, чтобы на оставшемся после сноса фундаменте восстановить кирпичный склад для продтоваров. Уже тогда, во время обследования храма, документы комиссии зафиксировали, что у здания с 1941 г. отсутствовала кровля, часть стен была разрушена. Решение исполкома не было выполнено полностью: церковь не разобрали до фундамента - склад разместили в сохранившихся стенах храма. Но в 1990-е гг. склад выехал в другое место, здание опустело и начало катастрофически разрушаться не без помощи местных жителей, которые растаскивают остатки каменной кладки на кирпич. По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. Власьевская церковь.(Казанская церковь) в Торжке, памятник архитектуры, построена в 1721 в Затверецкой части города. В основе композиции 2-столпный четверик, характерный для церквей 17 в. Первонач. наружный декор уничтожен при переделке 1889, когда В.ц. была оформлена в поздне­клас­сическом стиле с элементами псевдорусского стиля. Власьевская церковь пятипрестольная, названа по приделу св. мученика Власия; гл. придел - в честь иконы Казанской Богоматери (отсюда 2-е назв.). Верхние объемы церкви и колокольни разобраны в конце 1930-х гг. Впервые эта церковь упоминается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя священномученик Власей Епискуп Саватийский древян клецки, да в приделе Пётр Митрополит ... строение мирское того приходу посацких людей». Каменное здание церкви было построено в 1721 г. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, но в народе по привычке храм именовался по боковому приделу Власьевским. В 1815 г. в церкви обновлялись настенная живопись и иконы. Храм был закрыт в 1937 -1939 гг.

http://sobory.ru/article/?object=06243

К. Крупской сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством». В 30-х гг. было репрессировано большинство наставников поморского согласия. В Нижегородской обл., крупнейшем центре «старой веры», по неполным данным, в 1937 г. арестовали и расстреляли настоятеля нижегородской общины поморцев И. М. Кокунина, настоятеля чернухинской общины П. И. Боровкова, настоятеля гарской общины С. И. Сочнова, уставщика И. Ф. Ушакова и др. Мн. старообрядцы были арестованы и сосланы за нежелание вступать в колхозы. В марте 1930 г. власти закрыли московский поморский храм в Токмаковом пер. Общине, к к-рой в 1921 г. присоединились прихожане 1-й московской (Переведеновской, или Любушинской) моленной, а также поморцы из Рязани, Орехово-Зуева и др. городов, перебравшиеся в Москву, власти предоставили центральную часть Успенского храма на Преображенском кладбище. В последующие годы и в наст. время поморская община размещается на Преображенском кладбище, идет и восстановление храма в Токмаковом пер., возвращенного в 1993 г. Церковь в честь Успения Божией Матери на Преображенском кладбище. Фотография. 2002 г. Церковь в честь Успения Божией Матери на Преображенском кладбище. Фотография. 2002 г. В более благоприятной ситуации оказалось многочисленное поморское согласие в Прибалтике. В 30-х гг. в Латвии существовало 82 общины и 89239 прихожан - по данным И. Н. Прозорова («свыше 90000 старообрядцев (в одной Риге 10556 человек)» - по данным И. Н. Заволоко). В Литве в это время насчитывалось 53 прихода и 35 тыс. прихожан, в Эстонии - 12 приходов, ок. 10 тыс. прихожан. На протяжении 20-х гг. прибалтийские общины поморцев регулярно собирались на съезды, соборы, активно участвовали в общественно-политической жизни Прибалтийских республик. Поморские общины Латвии стремились к консолидации и согласованности действий. 4 нояб. 1920 г. в Резекне состоялся 1-й организационный Вселатвийский съезд поморцев, на к-ром был избран Центральный комитет по делам старообрядцев Латвии и было решено ежегодно созывать соборы.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Александрович Смирнов (8 фев. 1890, село Редино Клинского уезда Московской губернии (в настоящее время деревня Редино городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области) — 11 дек. 1937 г., полигон Бутово Московской области (ныне в черте Москвы), священномученик (пам. 28 нояб., в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), священник. Из семьи псаломщика. В 1915 г. окончил Вифанскую Духовную семинарию и 22 сент. Того же года определен псаловщиком в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери села Редино (сломан в 1936-1937 гг.). 21 апр. 1921 г. рукоположен во иерея к храму в честь Воскресения Словущего (храм закрыт в 1930-х годах, в последствии частично разрушен, с 2013 г. восстанавливается) в селе Мерзлое Клинского уезда (в настоящее время деревня Мерзлово сельского поселения Смирновское Солнечногорского муниципального района Московской области). После 1917 г. хозяйство отца Алексия было обложено большим налогом. Заплатить этот налог батюшка не смог и был приговорен к месяцу принудительных работ. В 1922 г. переведен в Успенскую церковь (закрыта в 1930-е, разрушена в 1940-е годы) Пречистенского Погоста Клинского уезда. 30 дек. 1929 г. батюшку и старосту храма Григория Сивохина арестовали по обвинению в распространении ложных слухов. После ареста они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 фев. 1930 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР отца Алексия приговорили к 5 годам заключения в концлагере. Наказание он отбывал в Беломорско-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаг). Впоследствии срок заключения сократили на год. В 1933 г. отец Алексий был освобожден . 30 мая 1934 г. он получил назначение в тот же храм, в котором служил до ареста. 4 дек. 1937 г. священник Алексий Смирнов был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. 9 дек. Тройка УНКВД по Московской области приговорила его к высшей мере наказания. Расстрелян 11 дек. На полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле. Постановлением Священного Синода от 12 марта 2002 г. имч священномученика Алексия Смирнова внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2504137.html

С 1933 г. (после закрытия и уничтожения Воскресенского собора и Никольской церкви) и по сие время маленькая Сергиевская церковь – “временный” кафедральный собор Уфимской епархии. До 1937 г. здесь служили уфимские протоиереи новомученники: Н.В. Булычев, Ф.В. Геллертов, В.С. Константиновский, И.С. Егоров, И.Ф. Слесарев и проч. во главе с епископом новомученником Григорием (Козловым). Сергиевская была единственной из градо-уфимских церквей (из более 720-ти церквей епархии) никогда не закрывавшаяся, ”милостиво” оставленная открытой. Но в 1937-42 гг. службы не велись: абсолютно всё уфимское духовенство было арестовано, расстреляно или отреклось от сана. В послевоенные годы вплоть до недавних пор Сергиевская церковь была центром православной жизни Уфимской епархии. Церковь св. Сергия Радонежского находится на левом берегу реки Сутолоки, в самом начале Сергиевской горы. От храма расходятся две одноименные улицы – Большая Сергиевская (Менделеева) и малая Сергиевская (Бехтерева). В послевоенные годы в церкви не раз проводился ремонт, в начале 90-х гг. Старинное деревянное крыльцо заменено бетонным; стенные росписи не раз поновлялись, поэтому от первозданного убранства здесь остался лишь Трапезниковский иконостас. С 3 июня 2002 г. в храме пребывают святые мощи новопрославленного Моисея (Чигвинцева) Уфимского чудотворца, который в 1940-82 гг. служил здесь, с 1946 г. – священником). В Сергиевском храме находится много икон с частицами мощей святых угодников. Святыни [ править править код ] Рака с мощами преподобного Моисея Уфимского Престольные праздники [ править править код ] Преподобного Сергия Радонежского - Июль 18 (Обретение честных мощей), Октябрь 8 (Преставление) Казанской иконы Божией Матери - Июль 21 (Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани), Ноябрь 4 (избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году) Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Бехтерева, 2 Телефон: (347) 272-17-83 , 276-38-90 Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Сергиевс...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Мороз), еп. Почаевский. Фотография. 2002 г. (Мороз Виорел Лазаревич; род. 15.08.1959 с. Молодия Черновицкой обл., Украина), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . Из румын. крестьянской семьи. В 1976 г. окончил среднюю школу в родном селе, в 1977-1979 гг. служил в рядах Советской Армии, в 1979-1980 гг. работал в Черновицком епархиальном управлении. В 1980 г. поступил послушником в Почаевскую лавру, в 1982 г. пострижен в рясофор, в 1983 г.- в мантию с наречением имени в честь равноап. кн. Владимира. В том же году, 24 апр., Львовским и Тернопольским митр. Николаем (Юриком) рукоположен во диакона, 9 сент. 1984 г.- во иерея. В 1988 г. окончил Московскую ДС. В 1989 г. Львовским и Дрогобычским митр. Никодимом (Руснаком) возведен в сан игумена с поручением послушания ризничего Почаевской лавры. В 1991 г. переведен в клир Черновицкой епархии с назначением на должность наместника крещатицкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . 7 июля 1992 г. возведен в сан архимандрита. 28 сент. 1992 г. В. был возвращен в братию Почаевской лавры, исполнял обязанности регента лаврского хора и эконома лавры. 27 июля 1996 г. назначен наместником лавры. 22 нояб. 2000 г. Свящ. Синод УПЦ, приняв во внимание особое значение Почаевской лавры в истории и совр. жизни Православия на Украине, определил хиротонисать В. во епископа Почаевского, викария Киевской митрополии. Хиротонию В. 3 дек. 2000 г. возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . По инициативе В. в лавре были проведены обширные ремонтные и строительные работы, отреставрированы Успенский собор и лаврская колокольня, сооружены часовни в честь 400-летия перенесения чудотворного образа Божией Матери на Почаевскую гору и в память 2000-летия Рождества Христова, летний храм, восстановлена монастырская гостиница. Стараниями В. при лавре было создано обширное хозяйство, возведены мельницы и пекарня, возрождены монастырский плодовый сад и пасеки, открыты неск. мастерских, построены электростанция, в обитель проведен газ. Число насельников лавры увеличилось до 200 чел. Развернулась обширная издательская деятельность. В нояб. 1998 г. при активном участии В. в лавре прошла церковно-научная конференция «Украина на пороге III тысячелетия», посвященная 2000-летию Рождества Христова. По инициативе В. и братии лавры 23 апр. 2002 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о прославлении в лике святых почаевского старца схиигум. Амфилохия (Головатюка; † 1 янв. 1971). 7 июля 2006 г. возведен в сан архиепископа. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/159058.html

Торжок. Церковь Вознесения Господня. Ново-Вознесенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вознесенская каменная церковь с колокольней была возведена в 1852-54 гг., как теплая (зимняя) при деревянной Вознесенской церкви. Вокруг церкви была выстроена каменная ограда, с западной стороны сооружены две башни, в одной устроена часовня, а в другой сторожка. Ограда не сохранилась, а вот башни дошли до наших дней. В церкви было три престола: Вознесения Господня, Зосимы и Савватия Соловецких и преподобного Нила Столобенского. Главной святыней храма был образ преподобного Нила Столобенского, написанный в 1846 г. В середину иконы была вложена частица мощей святого, пожертвованная в 1786 г. тверским архиепископом Иосафом (Заболотским). Небольшой крестик с частицей мощей Соловецких чудотворцев находился в центре посвященной им иконы местного письма. Закрыта церковь была в 1937-38 гг. Вознесенская каменная церковь по сей день стоит среди забытых могил старого городского кладбища (закрыто в 1947 г.) и производит довольно унылое впечатление. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. – Тверь, 2002. Каменная церковь Вознесения Господня имеет теплые приделы Зосимы и Савватия Соловецких и преподобного Нила Столобенского. Возведена рядом с деревянной одноименной обителью в 1851-1854 годах на средства прихожан, а также почетного гражданина города А. А. Тетюхина и церковного старосты И.К. Дмитриева. По периметру строения была сооружена каменная ограда с двумя башнями, в одной из которых находилась часовня, а в другой хранились церковные принадлежности и размещалась сторожка. Сооружение одноглавое, типа " восьмерик на четверике " с алтарной апсидой, трапезной и трехъярусной колокольней, выполнено мастерами провинциального зодчества и украшено элементами декора в эклектическом стиле. Рядом с храмом в 1903 году открыто кладбище. Закрыта в 1937-38 годах.

http://sobory.ru/article/?object=02445

В отношениях с людьми отец Константин отличался исключительной мягкостью. Но когда вставал вопрос о вере, о православии, оставался непреклонным. Он не поддался давлению обновленческого ВЦУ, сохраняя верность Патриарху Тихону и послушание епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому), за что имел от обновленцев неприятности. В документах живоцерковного Московского Епархиального Управления он назван первым среди пяти наиболее твердых «тихоновцев» Дмитровского уезда. Он был арестован ночью 26 ноября 1937 года. Священнику предъявили обвинения в антисоветской деятельности, в распространении контрреволюционной клеветы против существующего строя, в высказываниях враждебных взглядов против коммунистов, агитации населения против выборов в советы. Весь этот вымысел отец Константин отвергал. В конце допроса сказал: «Виновным в антисоветской агитации я себя не признаю. В частных беседах я говорил: " Православная вера и вообще вера в Бога с арестами священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна " ». 5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила Константина Михайловича Пятикрестовского к заключению на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь. В Мариинских лагерях он скончался. В 1931-32 гг. Никольская церковь была закрыта. Около 1935 года в ней было решено оборудовать фабрику по выделке черепицы. Для этого Колокольня храма была разобрана на кирпич, из которого предполагалось сложить печь для обжига черепицы. Для того, чтобы печь поместилась в главном объеме храма, в нем был разобран пол и вынуто большое количество земли. После войны церковь использовалась как помещение зерносовхоза. В 1992 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в с. Летово была организована приходская община. Стечением обстоятельств она была зарегистрирована как приход храма Архангела Михаила (а не Святителя Николая, как до закрытия). В 1993 году настоятелем прихода стал Иерей (с 2003 г. Протоиерей) Димитрий Кувырталов. В 1995-97 гг. храм был восстановлен попечением Генерального директора РАО «Мострансгаз» Александра Козаченко. В 2001-2002 г. прихожанами храма была воссоздана колокольня. Колокола были отлиты на заводе «ЗИЛ».

http://sobory.ru/article/?object=07150

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Леонтий кипрский († в 620 г.), епископ города Неаполя на о-ве Кипре, автор житий Иоанна Милостивого и Симеона юродивого, догматического сборника и нескольких слов (см. Migne,… далее» Александр Михайлович Панченко (1937-2002) — видный филолог, исследователь русской литературы и культуры. Занимался культурой допетровской Руси, в особенности её «смеховым миром», петровским переломом русской культурой, литературой… далее» (293/298 – 373 гг. )- «Отец Православия», хронологически первый представитель «золотого века» патристики. Его бурная жизнь, вся без остатка была посвящена борьбе с арианской ересью, борьбе… далее» (ок. 560 – 638 гг.) — родом из Дамаска, был учителем словесности, монах, иерусалимский патриарх. Друг Иоанна Мосха (Софроний Иерусалимский закончил и издал его «Луг духовный»)…. далее» (ок. 1005 – гг.) вступил на монашеский путь ещё подростком. Ученик и келейник Симеона Нового Богослова (именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды Симеона и… далее» (1870 – 1965 гг.) – русский религиозный философ, развивал христианский интуитивизм и персонализм. Стержень его системы в том, что знание есть обладание подлинной реальностью, а не… далее» (1898 — 1963 гг.)- родом из Ирландии, обрёл веру в зрелом возрасте. Друг Толкина, обращённый им в христианство, автор знаменитых «Хроник Нарнии» — классики фэнтезийной литературы… далее» Гелиан Михайлович Прохоров (род. 1936 г.) — видный ученный, специалист в таких областях как история Русской Церкви, литературоведение, богословие, монашество. Окончил ист. ф-т ЛГУ по каф…. далее» Симонетта Сальвестрони – профессор истории кино и анализа фильма факультета иностранных языков университета Кальяри (Италия). Изучала творчество итальянских писателей (Эмилио Луссо, Томази ди Лампедуза) и семиотику… далее» Сергей Александрович Зеньковский (1907 — 1990) —  славист, историк русской культуры, видный исследователь духовных движений в России XVI—XIX веков. Основной плод его многолетней работы в этой области… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010