Согласно постановлению коллегии ГУАД от 28 февраля 1919 г. (и в соответствии с пунктом 10 о подведомственных Главархиву «областных управлениях» упоминавшегося выше Декрета Совнаркома от 1 июня 1918 г.), в подчинении Петроградского отделения Главархива помимо непосредственно Петрограда, являвшегося в 1918—1919 гг. центром так называемого Союза коммун Северной области, находились Петроградская, Новгородская, Псковская, Тверская, Олонецкая, Череповецкая и Архангельская ноября 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление о переводе Главархива из структуры Наркомпроса в подчинение ВЦИК и переименовании его в Центральный архив (Центрархив) РСФСР. Согласно Положению о Центрархиве РСФСР, утвержденному декретом Президиума ВЦИК от 20 декабря 1921 г. (опубликованному 30 января 1922 г.) в его ведение передавались все архивные учреждения республики. Руководство Центрархивом возлагалось на управление, находившееся в непосредственном подчинении Президиума ВЦИК, который назначал заведующего управлением и его заместителя. При заведующем работала коллегия из 3 человек: заведующего, заместителя и третьего члена, утверждавшегося Президиумом ВЦИК по представлению заведующего Центрархивом. Управлению Центрархива непосредственно подчинялись архивы высших госучреждений в Москве и Петрограде, а также особо важные в историко-революционном и научном отношениях актохранилища в других городах. Управление архивами на местах осуществлялось через губернские/областные отделы Центрархива (в составе губернских/областных исполкомов), в ноябре 1922 г. преобразованные в губернские архивные Декрет ВЦИК от 20 декабря 1922 г. установил новое секционное построение ЕГАФ, согласно которому Государственный архивный фонд РСФСР разделялся на 5 секций : а) политическую, б) экономическую, в) юридическую, г) историко-культурную, д) военно-морскую (военно-историческую). Позднее (окончательно к марту 1923 количество секций было сокращено до четырех (юридическая секция влилась в До 1923 г. секции и отделения в северной столице обладали административной самостоятельностью, затем они были полностью подчинены Петроградскому/Ленинградскому отделению Центрархива (при сохранении своей обособленности в системе хранения, планов и методики работы) .

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Участники движения приветствовали революцию. Приведем два образчика идеологии «студентов». Первый – выдержка из статьи в журнале «Русский солдат-гражданин» 239, 1918), издававшемся «при поддержке американского христианского общества молодых людей»: «Из России пришло известие: бывший царь, бывший самодержец, расстрелян в Екатеринбурге по постановлению местного Совета. [...] Николай был не на своем месте. Поэтому его и выгнали. И зато теперь-то он на своем месте. Так исчез человек, царствование которого переполнило чашу страданий русского [?] народа...» Другая цитата из книги одного из русских «студентов», профессора Оксфордского университета Н. М. Зернова (18981980): «Победа русской интеллигенции над императорской Россией в 1917 году – поворотное событие в истории двадцатого столетия. Низвергнув самодержавие, интеллигенция дала свободу общественному брожению и недовольству...» В годы гражданской войны Россия оказалась буквально наводненной зарубежными адептами студенческого христианского движения. «Вся Сибирь покрылась сетью организации YMCA, – сообщалось 1.6.1921 в журнале «Двуглавый Орел» (вып. 9), – состоявшей почти исключительно из американских и русских евреев, снабженных громадными денежными средствами, ведущими деятельную социалистическую, сионистскую, антиправительственную пропаганду в самой толще войск и населения. Тот же союз, имея свои отделения в советской России, с ними сносился через фронт, причем часто его агенты оказывались военными шпионами и почти всегда экономическими». В начале 1920-х гг. Русское студенческое христианское движение было воссоздано среди эмигрантов при активной, прежде всего финансовой, поддержке зарубежных братьев. Начало ему было положено на съезде в Пшерове (Чехословакия) 1–8 октября 1923 г. Издательство ИМКА-Пресс (YMCA-Press) было основано председателем общества Дж. Моттом в Праге (1921, переведено в Берлин (1923), в Париж (1925)) с целью издания и последующей пересылки книг в Россию. Издательством руководили П. Ф. Андерсон, Н. А. Бердяев , Б. П. Вышеславцев . С самого начала книги набирались в новой (советской) орфографии, что негативно расценивалось консервативными кругами русской эмиграции и во многом способствовало переходу на новую орфографию части русских людей, живших за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В Турции восстановят памятник русским воинам Москва, 27 июня 2007 г. Центр национальной славы России приступает к реализации программы восстановления братского памятника в Галлиполи (Турция) на территории бывшего русского кладбища. " Особое значение программа имеет в свете состоявшегося в мае объединения двух ветвей Русской Православной Церкви и продолжающегося процесса преодоления исторического раскола нашего общества, произошедшего в результате событий 1917 года " , - заявили ИНТЕРФАКС во вторник в Центре национальной славы. Сопредседатели программы восстановления памятника в Галлиполи - председатель попечительского совета Центра национальной славы Владимир Якунин, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. В рамках программы ее инициаторы благоустроят земельный участок вокруг памятника, построят здание музея и разместят в нем экспозицию, посвященную пребыванию русской армии в Галлиполи. В 1920 году на 126 кораблях почти 150 тыс. россиян покинули пределы своей Родины. Среди них были и пожилые люди, и женщины, и дети, но большинство составляли военные, служившие в армии генерала Петра Врангеля. Наиболее многочисленный 1-й армейский корпус разместился на Галлиполийском полуострове в районе городка Галлиполи, ныне Гелиболу. Армия оказалась в очень тяжелом положении, разместившись в старых полуразрушенных бараках и обычных палатках, которые должны были служить убежищем в зимнюю пору. Начались массовые заболевания. При отсутствии медикаментов только за декабрь-январь умерло около 250 человек. Численность армии на начало февраля 1921 года составляла 48319 человек, среди которых до половины - офицеры. В результате не прекращавшихся напряженных переговоров с правительствами балканских стран о размещении там чинов армии поздней весной 1921 года удалось добиться соответствующих соглашений, и только после этого началось постепенное перебазирование армии. Таким образом, длившееся больше года " галлиполийское сидение " подходило к концу. Последние " галлиполийцы " покинули Турцию в мае 1923 года. Всего за время пребывания в Галлиполи от ран, холода, голода и болезней умерло 342 человека. Памятник российским воинам был торжественно освящен и открыт 16 июля 1921 года. Оставленный на попечение местных властей памятник простоял до 1949 года, когда был серьезно поврежден в результате произошедшего землетрясения. Длительное время монумент оставался в полуразрушенном состоянии, а затем был окончательно разобран. 27 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22875.html

2860 «Наконец, Вы живете так близко к границе, что мне кажется, при некоторой энергии ее можно было бы перейти и без всяких пропусков. Нельзя ли напр. с Валаама переехать на финляндский берег в лодке?» (Там же). И. В. Попов , вероятно, не знал, что к этому моменту сообщение с о. Валаам было крайне затруднено даже для тех из монастырской братии, кто находился в России и стремился возвратиться на остров. 2863 Благожелательность эта, впрочем, нисколько не помешала Глубоковскому уже 5 сентября (23 августа) наименовать Максима Горького идолопоклонником «антихриста Ленина» (Проворов Николай [Глубоковский Н. Н.]. Советская власть и голод России//Двуглавый орел. Берлин, 1921. Вып. 18. 15 (28) окт. С. 45). 2866 Там же. Л. 94–94 об. Письмо от 15/2 июня 1921 г. Отвечая, по-видимому, на вопрос Глубоковского, Соболевский замечал в одном из последних писем: «Но о загранице я не помышляю. С чем ехать? Что можно там получить? Наших много, а живут сносно немногие. Здесь жить мне кое-как можно. Духовенство – новые мученики – в массе живет куда хуже и ему не за что ухватиться. Но все же повторяет: горе имеим сердца! И я ему вторю, и имею основание. Под заграницей я разумею не только Германию и т. п., но также Литву, Латвию и пр. Оттуда к нашему брату идут предложения. Если вы родились – случайно – в Вильне, вам ничего не стоит сделаться литовским гражданином. На днях из Москвы уезжает в Варшаву профессор университета (сравнительного языкознания) Поржезинский. Сколько лет боролся с царским деспотизмом как русский, и вот почувстовал, что он – не русский, и уезжает» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 809. Л. 60–60 об. Письмо от 17/4 июня 1921 г.). 2870 Выпускник КДА (1904), с 1922 года – митрополит Софийский, с 4 марта 1927 преподавал на богословском факультете Софийского университета на кафедре гомилетики (в должности доцента) (Богословскиятъ факултетъ у насъ (1923–1933)/Под редакцией протопресвитера д-ра Стефана Цанкова. София, 1933. С. 42). 2871 Профессор доктор H. H. Глубоковский. Надгробное слово, сказанное Митрополитом Софийским Стефаном, при отпевании профессора H. H. Глубоковского в Софийском Кафедр[альном] Соборе 21 марта 1937 года//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1937. 6–7. С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Добавлю, что это лишь один из главных выводов проведенного исследования, основной же результат затраченных усилий касается заключения о безупречной позиции святого Патриарха Тихона, оболганного, как и многие верные Церкви архиереи, советской властью. В отношении количества погибших от голода соотечественников большинство ученых справедливо ссылается на статью о голоде из 17-го тома Большой советской энциклопедии, согласно которой в 1921-1922 годах голодало не менее 40 млн человек, а умерло от голода и его последствий около 5 млн человек. Заметим, что таких больших цифр мы не найдем в отчетности ни ЦК Помгол, ни ЦК Последгол. Основой указанных представлений являлись публичные данные Центрального статистического управления СССР о динамике населения в 1920-1922 годах. Согласно этим сведениям, демографический провал в результате голода с учетом временного понижения рождаемости и повышения смертности составил 5 млн 53 тыс. человек. Эти сведения подтвердил в 1925 году бывший в период голода заведующим Отделом статистики Народного комиссариата здравоохранения РСФСР П.А. Кувшинников. В фонде Представительства правительства РСФСР и Украинской ССР при всех заграничных организациях помощи голодающим России 1921-1923 годов в Государственном архиве Российской Федерации сохранились сведения статистического отдела этой организации об убыли населения за период с 1920 по 1922 год в двадцати пяти пострадавших республиках (включая Украину) и губерниях. По этим данным население уменьшилось на 5 707 971 человека, или 15%. Можно ли было их спасти? Большую часть погибших — безусловно. Как минимум имелось три варианта, и все без существенного ущерба для советской власти. Первый заключался в ином распределении 150-миллионного золотого фонда, который в основной части следовало своевременно, с лета 1921 года, потратить на заграничное продовольствие. То, что его полностью зарезервировали под реформу, дало незначительный эффект. Дело в том, что Госбанк, которому в октябре 1922 года предоставили право на выпуск банкнот-червонцев, обязали заняться накоплением собственного золотого фонда для стандартного 25-процентного обеспечения эмиссии.

http://pravoslavie.ru/149851.html

В мае состоится открытие мемориала в память о россиянах, умерших в Галлиполи (Турция) 7 мая 2008 г. 15:45 17 мая в турецком городе Гелиболу состоится торжественная церемония открытия мемориального комплекса в память о россиянах, умерших в 1920-21-х гг. во время пребывания в Галлиполи (Гелиболу) армейского корпуса генерала А.П. Кутепова. Сопредседателями программы восстановления мемориала являются председатель попечительского совета Центра национальной славы В.И. Якунин , Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров , Министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов . Историческая справка: В 1920 году на 126 кораблях почти 150 тысяч россиян покинули пределы своей Родины. Среди них были и пожилые люди, и женщины, и дети. Но большинство составляли различные военные чины Русской Армии генерала П.Н. Врангеля. Наиболее многочисленный 1-й армейский корпус разместился на Галлиполийском полуострове в районе городка Галлиполи, ныне Гелиболу. Армия оказалась в очень тяжелом положении, разместившись в старых, полуразрушенных бараках и даже просто палатках, которые должны были служить убежищем в зимнюю пору. Начались массовые заболевания. При отсутствии медикаментов уже за декабрь-январь умерло около 250 человек. Численность армии на начало февраля 1921 года составляла 48319 человек, среди которых до половины офицеры. В результате не прекращавшихся напряженных переговоров с правительствами Балканских стран о размещении там чинов армии поздней весной 1921 года удалось добиться соответствующих соглашений и только после этого началось постепенное перебазирование армии. Таким образом, длившееся больше года «галлиполийское сидение» подходило к концу. Последние «галлиполийцы» покинули Турцию в мае 1923 года. Всего за время пребывания в Галлиполи умерло от ран, холода, голода и болезней 342 человека. Памятник россиянам был торжественно освящен и открыт 16 июля 1921 года. Оставленный на попечение местных властей памятник простоял до 1949 года, когда был серьезно поврежден в результате произошедшего землетрясения. Длительное время монумент оставался в полуразрушенном состоянии, а затем был окончательно разобран. «Центр национальной славы» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/404179.htm...

" Я переехал для постоянного жительства в Свердловск , - пишет Н.Е. Пестов в своих воспоминаниях. - ...Там я пережил два года - самых тяжелых в моей жизни... Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар... (далее неразборчиво две строки)... карамазовская грязь... (далее зачеркнуто две фразы)... Все это было при отсутствии у меня христианской веры. " Из воспоминаний жены: " За годы гражданской войны Николаю Евграфовичу неоднократно приходилось встречаться с такими людьми, как Фрунзе, Вацетис, Тухачевский, Шорин, Гай, Каменев, Цурюпа и др. ...В период культа личности Сталина в числе " врагов народа " оказались почти все военачальники времен гражданской войны: Если бы Николай Евграфович остался служить в армии, то ему бы не дожить до наших дней... " . В июле 1921 года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА. Причиной оставления службы в армии послужило громадное духовное потрясение, происшедшее с ним в тот период. Постепенная стабилизация обстановки в России позволила ему демобилизоваться и вернуться в Москву для окончания образования. Поздней осенью 1921 года он попал на лекцию Марцинковского " Жил ли Христос? " для студентов МВТУ и других вузов. " Я впервые услышал такие глубокие и содержательные слова о Христе и Евангелии. В моей душе родилось чувство глубокого раскаяния о содеянном мною. Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Этот вечер стал поворотным пунктом... С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь. Новые силы, неизведанные ощущения ворвались в душу. Уже не скорбь и тоска, но неизреченная радость наполняла душу, давая силы жить, работать, учиться, - писал он в дневнике. - Путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа - вот теперь мой путь, моя жизнь! " . Новые убеждения не позволяли оставаться в партии; он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП(б). В Москве Николай Пестов познакомился с организаторамм Христианского Кружка в МВТУ и стал помогать в организации лекций на духовные темы. Марцинковский очень скоро приметил Пестова и способствовал его деятельности в Христианском Студенческом Кружке. В 1921 г. Пестов принимал участие в борьбе с голодом и эпидемией сыпного тифа в Саратове , где он также посещал общины христиан-студентов. К концу лета 1922 года Пестов вернулся в Москву, восстановился в МВТУ и продолжил учебу, в свободное время посещая собрания Христианского Студенческого Кружка. В 1923 г. Марцинковскому было сообщено в ГПУ, что за его религиозную проповедь среди студентов он высылается за границу .

http://drevo-info.ru/articles/493.html

Параллельно Н. преподавал в Московском высшем техническом уч-ще (с 1921), являлся профессором Московской консерватории (до 1923) и 2 вузов в Иваново-Вознесенске: Политехнического (1921-1924) и Педагогического (1922-1923), заведовал подотделом эволюции художественной формы Секции пространственных искусств в Гос. академии художественных наук (с 1925), участвовал в работе др. орг-ций (Госиздата, Ассоциации по изучению производительных сил Центральной промышленной области, Госплана РСФСР). После закрытия в 1930 г. 1-го МГУ Н. перешел в ГТГ (1931-1937). Здесь он работал ученым секретарем, с 1933 г. консультантом, затем возглавлял сектор (позднее отдел) феодализма, заведовал Кабинетом архитектуры. Он участвовал в комплектовании фондов и тем самым спас немало памятников. В связи с переходом к совр. системе ученых званий Н. был представлен галереей и утвержден в звании ее действительного члена и кандидата наук, а 15 янв. 1936 г. исследователю была присуждена степень д-ра искусствоведения по совокупности трудов. Летом того же года Н. покинул ГТГ из-за занятости в Академии архитектуры, где он являлся зав. научным сектором Музея архитектуры (окончательный уход относится к сент. 1937). Несмотря на разрушение системы научных и культурно-образовательных структур, на тяжелейший идеологический прессинг, на массовое уничтожение памятников архитектуры и искусства (особенно связанных с Церковью), наконец, на уничтожение самих носителей историко-художественных знаний, Н. изыскивал возможности продолжать занятие любимым делом и по мере сил спасать памятники. Так, он стоял у истоков Музея архитектуры (1934-1937), разработав его концепцию; был профессором и зав. кафедрой истории искусств в Ин-те кинематографии (1934-1938), действительным членом Гос. академии истории материальной культуры (1937-1938) и ок. 6 лет - профессором и зав. кафедрой истории и теории искусств в Московском ин-те философии, литературы и истории (1934-1938), в к-ром вновь (после 1-го МГУ) приступили к преподаванию истории искусства. Деятельность Н. была также тесно связана с выявлением и фиксацией ранее не изученных памятников, гл. обр. архитектуры. Знаток искусства Москвы и Московской обл., ученый немало работ посвятил памятникам Новгорода, Пскова, Костромы, Галича, Александрова, Суздаля, Рыбинска, Тулы и др. городов. Страсть к познанию нового порождала гипотезы (слишком многое тогда было неизвестно), к-рые так и не нашли подтверждения.

http://pravenc.ru/text/2564844.html

2) Участие в заседаниях и работах комиссий как постоянных, так я временных междуведомственного, так и ведомственного характера, при условии специального делегирования в эти комиссии со стороны ответственных руководителей ведомства. 3) Сотрудничество в кооперативах своего учреждения. 4) Все виды остальных работ: а) в сдельном порядке, б) во внеурочное по основной должности время, кроме случаев, предусмотренных ст. 5 и 6 постановления СНК от 21 декабря 1922 года. (Еж. сов. юсг, 1923 г., 3, стр. 79). 12) Об оплате труда служителей культа. Согласно декрета об отделении церкви от государства служители культа приглашаются, увольняются и содержатся за счет группы верующих. Группа верующих г. Мологи, Ярославской г., ходатайствовала об отпуске содержания служителю культа за счет государственных средств. V Отдел разъяснил, что если группа верующих не имеет средств содержать служителя культа, то было бы совершенно несправедливо налагать бремя их содержания на весь трудовой народ. Сверх того, V Отдел обратил внимание просителей на следующее: согласно конституции рабоче-крестьянского государства гражданин, извлекающий средства к жизни непроизводительным трудом (напр., служением культу), не может рассматриваться как элемент трудовой. Таковым трудовым элементом служитель культа может сделаться, только отказавшись от всяких доходов/за культ, и добывая средства к существованию общественно-полезным трудом. (29 июля 1920 г., 967). (Р. и Ц. 192,2, стр. 48). 13) V Отдел сообщил в Законодательный Отдел Управления Делами Реввоенсовета Республики, что оплата труда служителя культа по обслуживанию религиозных нужд за счет народной казны стоит в полном противоречии с § 1 декрета об отделении церкви от государства. Самый наем служителя культа официально, .представителями Советской власти, – недопустим (21 июля 1920 г., 748). (Р. и Ц. 1922, стр. 48). 14) Об избирательном праве служителей культа в кооперациях. V-й Отдел Наркомюста разъяснил (на запрос Центросоюза от 4./VI – 21 г., за 22740), что действие декрета С. Н. К. от 15 января 1921 г. о порядке представления работы служителям религиозных культов распространяется на сотрудников Центросоюза и подведомственных ему кооперативных организаций, так как в декрете от 7 апреля 1921 г., распубликованном в 76 Известий В. Ц. И. К. от 9 апреля 1921 г. в ст. 10-й «О потребительской кооперации» сказано: «Правом избирать и быть избираемым во все органы управления и контроля потребительских обществ пользуются все граждане, за исключением тех, кои лишены избирательного права». Согласно конституции РСФСР к таковой категории граждан, неимеющих избирательных прав, относятся и служители религиозных культов (12/ХII – 21 г,., 777).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

в заседании Академического совета университета. Комиссия под председательством профессора историко-филологического факультета В. Н. Златарского 13 августа 1921 г. объявила конкурс на замещение кафедр. Первые профессора факультета избраны 29 ноября 1922 г.: на кафедру систематического богословия выпускник КДА (1904−1908), ректор Пловдивской духовной семинарии (1915−1922) архимандрит Евтимий (Сапунджиев), и на кафедру Св. Писания Ветхого Завета профессор СПбДА протоиерей А. П. Рождественский, в России уже числившийся погибшим 2961 . 3 января 1923 г. на кафедру церковного права избрали выпускника Черновицкого университета доктора богословия протопресвитера о. Стефана Цанкова (до того бывшего секретарем Св. Синода). Он же стал первым деканом Богословского факультета, будучи избран 10 марта 1923 года в первом заседании факультетского совета. «Это был не просто инициатор и основоположник, – вспоминал Глубоковский, – но фактический созидатель и первый работник на зарождавшемся Факультете – подобно как бы Петру Великому на Руси тогда он был и профессор и декан, и библиотекарь и письмоводитель, и он же хлопотал наряду с простыми прислугами» 2962 . Именно о. Ст. Цанков предложил пригласить H. H. Глубоковского в число профессоров Богословского факультета. Поскольку объявленный на замещение кафедры Св. Писания Нового Завета конкурс не дал результатов, за отсутствием болгарского кандидата Факультет обратился к профессору «чужденцу». Академический совет под председательством ректора З. Караогланова в заседании 30 марта 1923 г. это избрание одобрил, затем на протяжении мая – июня продолжалось согласование условий договора с H. H. Глубоковским между университетом, Министерством народного просвещения и Министерским советом 2963 . Впрочем, принципиальное решение о приглашении на Богословский факультет нескольких русских профессоров принято было еще Комиссией под председательством В. Н. Златарского ввиду отсутствия достаточно подготовленных специалистов из числа болгарских кандидатов 2964 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010