1921 г. Проханов заявил: «Милые друзья, мы желаем успеха вам во всех отраслях вашего строительства, но мы должны указать, что все ваши реформы разрушились на наших глазах и будут рушиться дальше, пока вы не подведете настоящего фундамента - человека, который носит образ и подобие Божие. Здесь нужно Евангелие - учение Христа, без него вы ничего не сможете сделать» (цит. по: Митрохин. С. 364). «Объявлена полная религиозная свобода. Происходящие стеснения не носят систематического характера и объясняются условиями... гражданской войны... В особенности ревниво к ограждению верующих от стеснения в области религии относятся центральные власти»,- заявил В. Г. Павлов в 1923 г. на 3-м Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме (История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 173). Полную лояльность к советской власти продемонстрировали решения 25-го Всесоюзного съезда баптистов СССР (1923) о «недопустимости для баптистов антиправительственной деятельности путем агитации и пропаганды... Всякий баптист, если окажется виновным в сих деяниях, тем самым исключает себя из состава баптистского братства и ответствует единолично перед законами страны» ( Митрохин. С. 370). Б. в СССР В 20-х гг. ХХ в. численность Б. и евангельских христиан стала быстро расти, пополняясь преимущественно за счет сельского населения, причем главной фигурой постепенно становился середняк, доля к-рого составляла 45-60%. В городах преобладали кустари, ремесленники, наемные рабочие, сторожа, прислуга - в основном бывш. крестьяне. Уже в 1918 г. возникли первые баптист. сельскохозяйственные коммуны: «Прилучье» в Новгородской губ., «Васан» в Енисейской, «Гефсимания», «Вифания», «Сигор» в Тверской губ. и др. В 1921 г. при Наркомземе даже была создана специальная комиссия по заселению свободных земель и бывш. помещичьих имений общинами Б., евангельских христиан, старообрядцев и т. д. К 1924 г. в России было 25 коммун Б., к-рые однако просуществовали недолго. В начале гражданской войны в России мн. Б. и евангельские христиане отказались брать в руки оружие, хотя еще в 1905 г.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Archaeology (изд. The archaeolog. Institute of America), т. I, 1914, стр. 27 сл. – Воздействие Вавилонии на окружающие культуры. [О всестороннем влиянии вавилонской культуры, пожалуй, наиболее убедительно говорят вавилонские слова, заимствованные окружающими народами. Они теперь собраны H. Zimmern " ом в его прекрасном труде Akkadische Fremdworter als Beweis fur Babylonischen Kultureinfluss, Leipzig, 1917. Этот материал, действительно, доказывает, что вавилонская культура оказывала мощное воздействие на все стороны жизни, на политику, экономику, социальную структуру, материальную и духовную культуру окружающих народов. Влияние в религии: Anz, Ursprung d. Gnostizismus, 1897. A. Ungnad, Das wiedergefundeneParadies, Breslau, 1923. В литературе: Meissner, Alexander und Gilgamos. Leipzig. 1904. Jensen, Das Nationalepos d. Babylonier u. seine Absenker. Das Gilgamesch-Epos in der Weltliteratur. I, Strassb., 1906 (прекрасный перевод и крайне парадоксальное исследование). Schneider, Die Entwickelung d. Gilgamesch-epos, Leipzig, 1909. – В искусстве. Большую действенность вавилонского искусства по сравнению с египетским подчеркивает L. Curmius, D. Antike Kunst. I т. Aegypten u. Vorderasien, 1923 (Berlin), стр. 222: это искусство, согласно его формулировке, «завоевало целый континент от Армении до Сирии, от Персидского залива до Средиземного моря». – В науке. С. F. Lehmann-Haupt, Die babylonische Zeiteinheit von 216 Minuten, ihre Beziehung u. ihre Verbreitung в Zeitschr. f. Ethnol. 1919, стр. 101 сл. A. Ungnad, Ursprung u. Wanderung d. Sternnamen. Breslau, 1923]. Влияние на Египет и Африку: исследования Hommel " я и исследователей, примыкающих к панвавилонизму, о полной зависимости египетской культуры от вавилонской фантастичны. Кой- какие интересные наблюдения можно найти у J. de Morgan, De l " influence asiatique sur l " AMque a l " origine de la civilisation egyptienne в L " anthropologie 31, 1921, стр. 185 сл., но и он увлекается мыслью о суверенном господстве вавилонской культуры над египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Французское правительство не жалеет средств на археологические изыскания и основало, в целях сохранения памятников и производства раскопок, особое Service des antiquites de Syrie, охватывавшее также и Киликию в момент ее оккупации французскими войсками (см. J. Chamonard, A propos du Service des antiquites de Syrie в Syria, 1920). Раскопки ведутся одновременно в Тире, Сидоне, Библе и в Тель-Неби-Мунд, являющемся местом древнего Кадеша. В особенности важными оказались раскопки в Библе, где был обнаружен египетский храм, восходящий к Тинисской эпохе, и таким образом доказано, что уже в эту древнейшую эпоху Финикия являлась провинцией египетской культуры. О раскопках в Библе см. Montet, Comptes Rend., 1922, стр. 7 сл. и 1923, стр. 84 сл. Вообще о новейших раскопках в Сирии см. Е. Pommier, Comptes Rend. 1923, стр. 255 сл. Е. Montet, Fouilles а Bible. Paris, 1924. Филиальным отделением Service des antiquite des Syrie в Палестине является «Ecole francaise d " Archeologie a Jerusalem» (Compte Rend. 1922, стр. 359 сл.). В Иерусалиме в 1918 г. возобновились начатые в 1914 г. раскопки, тогда быстро прерванные войною. Одной из главных задач их было отыскание гробницу рода Давидова, что, к сожалению, не удалось, но зато было установлено много других ценных данных. См. R. Weil, La cite de David. Compte-rendu des fouilles executees a Jerusalem sur le site de la ville primitive. Paris, 1920. На ряду с французами копают англичане у Аскалона, американцы у Гивы Саула и у Бетсена, а евреи у Тивериады (см. R. Vincent, L " annee archeologique 1921 en Palestine в Rev. Bibl. 1922 1 и Gressmann, Ergebnisse d. Ausgrabungen in Palastina в Deutsche Literaturzeit. 1923, стр. 63 сл.). Как в Палестине, так и в Египте, нет монополии какой-нибудь одной страны на произведение раскопок. Наоборот, как раньше, так и теперь, в Египте продолЛ жают работать ученые целого ряда стран над извлечением из почвы богатого наследия древности. В Дендера копает экспедиция, снаряженная на средства египетского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

е. датирует Менеса-Нармера 5546 г. до н. э., а начало XII дин. – 3579 г. до н. э. Известный эллинист-папиролог W. Schubert напечатал историю эллинистического Египта: Aegypten von Alexander dem Grossen bis auf Mohammed, 1923. R. Kimmel выпустил в 1922–23 г. свой фундаментальный двухтомный труд Geschichte des Volkes Israel в пятом издании. Во Франции теперь начал издаваться такой же капитальный труд по истории Израиля и Иуды: L. Desnoyers, Histoire du peuple hebreu des juges a la captivite. Первый том, обнимающий период судей, появился в 1923 г. Историю юга России в связи с историей Древнего Востока продолжал трактовать в многочисленных работах М. И. Ростовцев, см. его: Эллинство и иранство на юге России, Петроград, изд. «Огни», 1918; South Russia in the prehistoric a. classical period, American Historic. Review, т. XXVI, 1921; Iranians a. Greeks im South Russia, Oxford, 1922 и др. работы. В 1921 г. напечатал историю юга России немецкий ученый М. Евегт, Sudrussland im Altertum, Bonn–Leipzig. На ряду с монографиями, посвященными описанию исторического процесса в отдельных древне-восточных странах, появились и труды, пытающиеся обнять историю Древнего Востока во всем его объеме. Так, труд Н. R. Hall " я, The ancient History of the near East появился в 1916 г. уже в 3-м издании. Ассириолог Е. G. Klauber написал небольшую по объему, но дельную Geschichte des alten Orients (I том серии Weltgeschichte in gemein- verstandlicher Darstellung), Gotha, 1919. В Кембридже под редакцией J. B. Bury, S. А. Согк, F. E. Adcock вышел коллективный труд The Cambridge Ancient, History, первые тома которого посвящены Древнему Востоку. Прекрасным введением в историю Древнего Востока может служить книга академика В. П. Бузескула: Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира. I. Восток. Петроград, 1923. Акад. Бузескул сумел чрезвычайно ясно и удобообозримо расположить весь тот ценный материал, которым насытил свою книгу. Многочисленными указаниями о заграничной научной литературе, приводимыми В.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В 1921 году Народное собрание Болгарии принимает закон о просвещении, которым предусматривалось открытие при Софийском университете богословского факультета. В ноябре 1922 – январе 1923 года был сформирован первый Совет факультета. В него вошли профессор архимандрит Евтимий (Сапунджиев), профессор протоиерей А.П. Рождественский и проф. прот. С. Цанков. В марте 1923 года Совет сформулировал образовательные цели факультета, и с осени должны уже были начаться занятия. В частности, прот. А. Рождественский должен был читать лекции по Священному Писанию Нового Завета. Но он заболевает и это обстоятельство вынуждает его оставить кафедру 69 . Первую лекцию по Священному Писанию Нового Завета в ноябре 1923 года читает проф. Н.Н. Глубоковский , ему же предложено руководством богословского факультета возглавить кафедру. О дальнейшей судьбе прот. А.П. Рождественского у нас есть крайне скудные сведения. Известно, что он уезжает из Болгарии в Чехословакию, где селится в Моравской Тшебове. Это была крупная русская колония, в которой одно время жила поэтесса Марина Цветаева. Мы не знаем, в каком году проф. прот. А.П. Рождественский покидает Болгарию и по какой причине. Возможно, что в это время в Чехословакию переселялись офицеры царской армии, с которыми А.П. Рождественский мог быть знаком по Добровольческой армии генерала Деникина. Возможно, причиной стали лучшие условия для лечения – Моравия была курортным регионом. Ежегодник Софийской духовной академии, сообщая скупые сведения о жизни проф. прот. А.П. Рождественского в эмиграции, указывает лишь год его смерти – 1930 70 . 2. Методы работы с ветхозаветными текстами 2.1. Общий обзор методов Чтобы оценить вклад профессора протоиерея А.П. Рождественского в экзегетику Священного Писания Ветхого Завета, необходимо внимательно изучить методы, применяемые им в научной работе, поскольку её успешность в наибольшей мере обеспечивает именно верный выбор метода. В сочинениях прот. Рождественского таковых можно выделить три. Первый – историко-филологический метод, включающий в себя исторический, филологический и текстологический анализ Священного Писания. Этот метод мы рассмотрим более подробно далее и приведём примеры его использования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Коммюнике Общества потомков галлиполийцев. Восстановление памятника белым героям Галлиполи. 30 мая 2008 г. 11:57 Исторический контекст: В ноябре 1920 года, после эвакуации Крыма, части белого воинства на 126 кораблях прошли через Босфор и прибыли в город Константинополь. Воинские части впоследствии были распределены по разным местам в временные лагеря находящиеся в Турции. Таким образом, 22 ноября 1920 года первые части первого армейского корпуса русской добровольческой армии под командованием генерала Кутепова совершили высадку на северном (европейском) побережии пролива Дарданелл, на полуострове Галлиполи, ныне Гелиболу. Другие части армии нашли убежище в других местах, казаки на острове Лемнос, флот же эвакуировался в Тунис в порт Бизерта. В Галлиполи первый корпус Белой Армии установил свой лагерь, располагаясь по полкам (в т.ч. Дроздовская дивизия и Алексеевский полк), в широкой пустынной долине, где простояли с ноября 1920 года по середину 1923 года, когда из Галлиполи выехали последние воины белой армии. За все время своего пребывания, армия осталась при оружии и формировании: этот период вошел в историю под названием Галлиполийского стояния. Всего оказалось около 150 000 человек на чужбине, в Галлиполи и других местах. Через год после высадки на полуострове, Главнокомандующий Армией генерал барон Врангель учредил 15 ноября 1921 года нагрудный памятный крест в память подвига галлиполийцев. 22 ноября 1921 года было создано Общество галлиполийцев. Летом 1921 года, 16 июля, был торжественно открыт памятник на кладбище Галлиполи, в память скончавшимся в Галлиполи воинам и штатским лицам, захороненным на этом кладбище. Памятник формой ступенчатого конуса, был сооружен собственными силами галлиполийцев, каждый присутствующий собственноручно принося к нему свой камень. Памятник простоял под охраной местного турецкого населения до 1949 года, когда он был разрушен землетрясением. В 1961 году, Общество галлиполийцев соорудило уменьшенную копию галлиполийского памятника на русском кладбище в Сэнт-Женевьев-де-Буа под Парижем.

http://patriarchia.ru/db/text/413503.htm...

Если сопоставить высказывания Флоровского относительно ключевых фигур русского богословия, сделанные до переезда в Париж и после, то контраст покажется просто озадачивающим. В статье «Человеческая мудрость и Премудрость Божия» (1921–1922) книга о. Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины» отнесена к «предельным достижениям русской религиозно-философской мысли»(!), но в рецензии на нее, опубликованной в 1931 году, а также в «Путях русского богословия» выясняется, что это «очень яркая, но совсем не сильная книга», что «не из православных глубин исходит Флоренский», и в православном мире он «остается чужим»… Возможно, это действительное прозрение… Однако та же участь постигла подлинного антипода Флоренского, другого профессора Московской духовной академии М. М. Тареева , действительно близкого о. Георгию своей антигностической настроенностью и кенотическим направлением в богословии. В статье «Смысл истории и смысл жизни» (1921) Флоровский извлекает «из мрака незаслуженного забвения» имя этого мыслителя, который «не дождался ничего, кроме града подозрений в еретичестве со стороны одних, легкомысленного отвода „протестантству“ от других, равнодушия от третьих», и, тем не менее, «веско сказал глубокое слово» 1411 . Однако в «Путях русского богословия» изложение концепции Тареева, который именуется теперь «самым крайним представителем морализма в русском богословии», сопровождает непрестанное недовольство: «образ Христа в начертании Тареева остается очень неясен», у него обнаруживается «радикальный противоисторизм», своей системы он «не достроил и остановился на общеметодологических вопросах»; он хочет освободиться «от византийского ига», на волне «подражательного пиетизма» отвергает «всякий интеллектуализм, унаследованный патристикой от античной философии»; в конечном счете, его учение – «еще один симптом упадочного утопизма, уводящего в личную жизнь от напрасной суеты исторического делания» 1412 . Аналогичная ситуация с В. И. Несмеловым. В статьях «Хитрость разума» (1921) и «Метафизические предпосылки утопизма» (1923–1926) Флоровский называет его «не справедливо малоизвестным» и «замечательным русским мыслителем», одобрительно излагает его интерпретацию библейского рассказа о грехопадении Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

18 января 1924 года Чуковский записывает в дневнике: «Замечательно эгоцентрична X. Кини попросил меня составить совместно с нею и Замятиным список нуждающихся русских писателей. Я был у нее третьего дня: она в постели. Думала, думала, и не могла назвать ни одного человека! Замятин тоже — обещал подумать. Это качество я замечал также в другом талантливом человеке — Добужинском. Он добр, готов хлопотать о других, но в 1921 г , сталкиваясь ежедневно с сотнями голодных людей, когда доходило дело до того, чтобы составить их списки, всячески напрягал ум и ничего не мог сделать. Вот список для Кини, который составил я: Виктор Муйжель, Ольга Форш, Федор Сологуб, Ю. Верховский, В. Зоргенфрей, Ник. С. Тихонов, М. В. Ватсон, Иванов-Разумник, Лидия Чарская, Горнфельд, Рима Николаевна Андреева (сестра Леонида Андреева) и Ахматова» . Включая Лидию Чарскую — наряду с Ахматовой и Сологубом — в свой список, Чуковский, конечно же, меньше всего думал о ее месте в литературе. Но он не забывал, что она труженица и что сейчас она бедствует. Поэтому в том, что она попала в его список, нет ничего удивительного. Неожиданней узнать, что Чарская писала Корнею Чуковскому письмо, полное неподдельной благодарности, ибо одно лишь сочетанье имен — Чарская и Чуковский, казалось, навсегда исключает самую возможность подобного послания. Но в архиве Чуковского обнаружено ее письмо с пометкой рукою владельца: «Получено от Лидии Чарской 3 февраля». Напомню, что после 1918 года произведения Чарской уже не издавались , но она продолжала играть на сцене бывшего Александринского театра, в котором служила беспрерывно, начиная с 1898 года. А К. Чуковский в эти годы — если иметь в виду его деятельность только на ниве детской литературы — немало сил отдает новой литературе для детей, строящейся во многом на отрицании принципов прежней, предреволюционной. Он фактически ее основоположник: выступает с рецензиями и статьями о детских книгах, подсказывает владельцу возникшего издательства «Радуга» Льву Клячко идею выпускать книжки для маленьких (и в «Радуге» впервые выйдут ныне знаменитые книжки для детей), дружески поддерживает начинающих в детской литературе С. Маршака и Б. Житкова, пишет лучшие свои сказки («Тараканище», 1921, «Мойдодыр», 1921, «Муха-Цокотуха», 1923 , и другие).

http://azbyka.ru/fiction/lidiya-charskay...

рублей. В сентябре 1921 г. было принято решение увеличить оба фонда на 500 тыс. рублей каждый . Исчисленный в ноябре 1921 г. проект сметы на институт и училище на первые 3 месяца 1922 г. составил уже 19 млн рублей. Общество приходов приняло решение отчислять на институт по 2 тыс. рублей с продажи экземпляра Православного церковного календаря на 1922 г. При тираже 40 тыс. экземпляров это давало институту 80 млн рублей. Сборы на институт и училище в Рождественские праздники 1922 г. дали 50 млн рублей . Таким образом, средствами на конец второго и начало третьего года институт и Пастырское училище были вполне обеспечены. Однако с конца 1921 г. атмосфера над Церковью в очередной раз стала сгущаться. В Петрограде обсуждались новые запреты и ограничения, которые собирались ввести власти. А с февраля–марта 1922 г. постепенно набирала скорость кампания изъятия церковных ценностей, и начались первые публичные заявления «прогрессивого духовенства» (обновленцев). В апреле 1922 г. комиссии по изъятию церковных ценностей пошли по храмам Петроградской епархии с описями. Начались столкновения с ними верующих, а митрополита власти вызывали для объяснений в Смольный . В это время у деятелей Богословско-пастырского училища, лаврских монахов и некоторых бывших профессоров Санкт-Петербургской духовной академии возникла идея о «возрождении духовной академии». Однако время для обсуждения этого вопроса оказалось совсем неподходящим. В городе было неспокойно, начались аресты духовенства. Настоятель Казанского собора протоиерей Н. К. Чуков неустанно призывал верующих жертвовать своими ценностями, чтобы выкупить соборные, и бился за сохранение иконостаса собора. В ночь на 30 апреля были арестованы Ю. П. Новицкий и большинство членов Правления Общества приходов. Ждал ареста и ректор института. Возможно, впрочем, что некоторых раздражало то, что прибывшего из провинции протоиерея народ в столице называл «ректор духовной академии». В связи с разговорами об этом «возрождении» Совет Богословского института в спешном порядке провел проекты об Академии богословских наук и о присуждении ученых степеней.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Далее, как сообщают факты его биографии: " большую роль в создании и боевых действиях Северо-западной армии генерала Юденича под Петроградом в 1919 г. играл командир 2-й дивизии, произведенный в генерал-майоры 24 июля 1919 г. Михаил Владимирович Ярославцев " В январе 1920 г. генерал воюет под Нарвой, в это время он " ...состоит на службе в Северо-западной Армии Начальником 3 -ей стрелковой дивизии " Документы, хранящиеся в приходском архиве, сообщают, что в октябре того же года " начальник Волжской пехотной дивизии генерал-майор Ярославцев " командируется в город Пинск Затем, согласно консульским сведениям, из Эстонии Михаил Владимирович вместе с супругой Евгенией Семеновной в 1921 г. перебирается в Польшу, в лагерь для интернированных в Ломже под Варшавой. Из Польши путь лежит в Германию. Вслед за этим - Франция. В эмиграции в начале 30-х годов, теперь уже бывший генерал, проживал во французском городе Ницце, где был автором ряда ценных статей ( " Служба связи Ливенцов и Северозападников " , а также в Шанхайской газете " Время " в 1930 г. и дальше) Об условиях жизни в эмиграции свидетельствуют документы. Господин Ярославцев приехал в Париж в сентябре 1923 г. с беженским паспортом, выданным в Варшаве (3 января 1921 г.) и устроился консьержем за 200 франков в месяц, плюс жилье. Затем с февраля 1923 по июль 1924 гг. был разнорабочим на одном из заводов. В этом же году трудился на временной работе на одном из Парижских вокзалов, вновь пришел на завод с октября 1924 г. по февраль 1925 г. Есть среди справок выданных заводским управлением пробелы, затем - вновь прием на работу. С мая 1926 г. по июль 1927 г., потом перерыв и с сентября по декабрь 1927 г. - тот же завод " Ситроен " . Этот завод был построен в Париже, в одном из районов, расположенных недалеко от Эйфелевой башни, в годы первой мировой войны, с целью обеспечения военных заказов. Основателем и хозяином завода был некто Андре Ситроен, сын богатого еврейского выходца из Одессы, по фамилии Цитрон. Работавший в те годы в Париже русский военный агент записал следующее: " Начав со сборки отдельных частей, заказанных на мелких существующих заводах, Ситроен, постепенно открывая цех за цехом, развертывая и механизируя производство, занял через два-три года второе после Рено место во французской автомобильной промышленности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/408/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010